Какие народы живут в рф. Какие национальности проживают в России? Сколько же национальностей в мире

Ровно 50 лет назад, 2 августа 1962 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец многоцелевого вертолета Ми-8. Ми-8 (по натовской классификации Hip) – советский и российский многоцелевой вертолет, созданный ОКБ М. Л. Миля в начале 60-х годов прошлого века. В настоящее время является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в число наиболее массовых вертолетов в авиации. Широко применяется для решения большого количества гражданских и военных задач. На вооружении советских ВВС вертолет находился с 1967 года и показал себя настолько удачным видом техники, что закупки его для российских ВВС продолжаются и по сей день. При этом вертолет Ми-8 эксплуатируется более чем в 50 странах мира, включая такие государства как Китай, Индия и Иран.

За свою полувековую историю серийного выпуска и конструкторских работ по усовершенствованию данного вертолета советскими и российскими конструкторами было создано порядка 130 различных модификаций, выпущено более 13 000 машин данного типа. На сегодняшний день это вертолеты Ми-8МТВ-1, МТВ-2, МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-171, Ми-172. В 2012 году Ми-8 это не просто юбиляр – это первоклассный многофункциональный вертолет, который на сегодняшний день является одним из наиболее успешных продуктов отечественного вертолетостроения. Даже спустя 50 лет машина востребована по всему миру и приобретается даже государствами членами НАТО. С 2006 по 2008 годы в Чехию и Хорватию было поставлено 26 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш.


На сегодняшний день заводы по производству Ми-8/17 ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Казанский вертолетный завод», входящие в состав холдинга «Вертолеты России» стабильно функционируют и загружены заказами на производство данных вертолетов на 2 года вперед. При этом работы по модернизации данной машины непрерывно продолжаются. ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» сегодня осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2, также определен технический облик данного вертолета. Вертолет был создан на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным вариантом развития всего семейства вертолетов Ми-8.

Ми-8П пассажирский


Планируется, что данные вертолеты получат новую авионику, а в конструкции машины будут применены композиционных материалы, которые сделают вертолет существенно легче. Помимо этого модернизации подверглись все основные агрегаты и системы машины, были повышены ее летные и технические характеристики. Всего модернизация предусматривает порядка 80 нововведений. При этом экипаж вертолета будет сокращен до 2-х человек, что существенно скажется на его экономической эффективности.

За свою историю вертолеты семейства Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных конфликтов, они спасли тысячи человеческих жизней, выдерживали суровые сибирские морозы, катастрофическую жару и резкие перепады температур, пыль пустынь и тропические ливни. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность. Созданный еще в середине прошлого века многоцелевой вертолет Ми-8 и сегодня является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще многие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники. За долгие годы производства Ми-8 стал основой для многих уникальных разработок, к примеру, «вертолета-амфибии» Ми-14.

Конструкция вертолета Ми-8

Вертолет Ми-8 был выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, трехопорным шасси и двумя газотурбинными двигателями. Фюзеляж машины обладает каркасной конструкцией и состоит из носовой, центральной, хвостовой и концевой балок. В носовой части вертолета находится кабина экипажа на трех человек: двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает экипажу вертолета хороший обзор, правый и левый блистеры выполнены сдвижными и оснащаются механизмами аварийного сбрасывания.


В центральной части фюзеляжа находилась кабина размерами 5.34 х 2.25 х 1.8 метра. В транспортном варианте она имела грузовой люк со створками, который увеличивал ее длину до 7,82 м. и центральную сдвижную дверь размерами 0,62 на 1,4 метра, которая имела механизм аварийного сбрасывания. На полу грузовой кабины находились электролебедка и швартовочные узлы, а над самой дверью устанавливалась стрела электролебедки. Грузовая кабина вертолета была рассчитана на транспортировку грузов массой до 4 тонн и снабжалась откидными сидениями, на которых могли разместиться 24 пассажира, также здесь имелись узлы крепления для 12 носилок. По желанию заказчика на вертолет может устанавливаться система внешней подвески грузов: шарнирно-маятниковая на 2500 кг. и тросовая на 3000 кг., а также лебедка грузоподъемностью в 150 кг.

В пассажирской версии вертолета кабина имела размеры 6.36 х 2.05 х 1.7 метра и оснащалась 28 креслами, которые ставились в 2 ряда с каждого борта с шагом 0.74 м. и проходом 0.3 м. В задней части кабины с правой стороны размещался гардероб, а в задней части створок был сделан проем под заднюю входную дверь, которая состояла из трапа и створок.

Хвостовая балка вертолета имела клепаную конструкцию балочно-стрингерного типа и оснащалась работающей обшивкой. Она снабжалась узлами для крепления хвостовой опоры и управляемого стабилизатора. Вертолет оснащался стабилизатором размером 2.7 м. и площадью 2м2 с профилем NACA 0012, его конструкция была однолонжеронной.

Шасси вертолета было трехопорным, неубирающимся. Передняя опора шасси была самоориентирующейся и состояла из 2-х колес размерами 535 х 185 мм. Главные опоры вертолета форменного типа оснащались жидкостно-газовыми двухкамерными амортизаторами и колесами размера 865 х 280 мм. На вертолете также имелась хвостовая опора, которая служила для предотвращения касания земли рулевым винтом. Опора состояла из амортизатора, 2-х подкосов и опорной пяты. Колея шасси составляла 4,5 метра, база шасси – 4,26 метра.

Ми-8Т ВВС Сербии


Силовая установка вертолета включала в себя 2-а турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВ2-117АТ производства Санкт-Петербургского НПО им. В.Я.Климова. На вертолетах Ми-8Т ее мощность составляла 1250 кВт, на Ми-8МТ, АМТ и МТБ устанавливалась турбина ТВЗ-117МТ мощностью в 1435 кВт. Газотурбинные двигатели монтировались сверху фюзеляжа и прикрывались общим капотом, имеющим открывающиеся створки. Двигатели вертолета снабжались пылезащитными устройствами, их масса составляла 330 кг.

Топливная система включала в себя расходный топливный бак емкостью в 445 литров, правый подвесной бак емкостью в 680 или 1030 литров, левый подвесной бак емкостью в 745 или 1140 литров, а также дополнительный бак в грузовой кабине емкостью в 915 литров. Трансмиссия вертолета состояла из 3-х редукторов: главного, промежуточного и хвостового, несущего винта и валов тормоза. Главный редуктор вертолета обеспечивает передачу мощности от двигателей, которые имеют скорость вращения выходных валов 12 000 об/мин, к несущему винту со скоростью в 192 об/мин, а также рулевому винту со скоростью в 1 124 об/мин и вентилятору – 6 021 об/мин, который служит для охлаждения главного редуктора и маслорадиаторов двигателей. Общая масса маслосистемы вертолета составляет 60 кг.

Управление вертолета было дублированным, с тросовой и жесткой проводкой, а также гидроусилителями, которые приводились в действие от дублирующей и основной гидросистем. Имеющийся четырехканальный автопилот АП-34Б обеспечивал вертолету стабилизацию в полете по курсу, крену, высоте и тангажу. Основная гидравлическая система вертолета обеспечивала работу всех гидроагрегатов, давление в системе составляло 4,5 МПа, дублирующая система обеспечивала только работу гидроусилителей, давление в ней равнялось 6,5 МПа.

Вертолет Ми-8 был оснащен системой вентиляции и отопления, которая обеспечивала подачу холодного и подогреваемого воздуха в кабины пассажиров и экипажа. Также на вертолете имелась противообледенительная система, которая защищала от обледенения лопасти рулевого и несущего винтов, а также воздухозаборники двигателей и передние стекла кабины экипажа. Оборудование для полетов по приборам в сложных метеоусловиях, а также в ночное время включало в себя авиагоризонт, комбинированную курсовую систему, радиовысотомер, автоматический радиокомпас и 2 указателя скорости вращения несущего винта.

Ми-8АМТШ

В настоящее время ВС России по-прежнему продолжают закупать вертолеты Ми-8. В рамках госооборонзаказа до 2020 года в войска должны поступить машины Ми-8АМТШ. Ми-8АМТШ – это штурмовой военно-транспортный вертолет (экспортное обозначение Ми-171Ш). Вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для поражения живой силы противника, перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Вертолет разработан на Улан-Удэнском авиационном заводе в тесном сотрудничестве с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Для решения боевых задач вертолет может оснащаться системой ракетного и стрелково-пушечного вооружения, а также комплексом средств защиты от поражения, санитарным и десантно-транспортным оборудованием, а также приборным и радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет вертолету совершать полеты в любое время суток, в том числе и в сложных метеоусловиях. При этом переоборудование вертолета Ми-8АМТШ из боевого варианта в санитарный или десантно-транспортный не требует много времени и может быть осуществлено непосредственно в период подготовки к полету на выполнение соответствующего задания.

Ми-8АМТШ (экспортный вариант Ми-171Ш)


Для увеличения боевой живучести машины данный вертолет оснащается автоматом сброса отражателей АСО-2В, экранно-выхлопными устройствами ЭВУ, комплектом съемных бронеплит, которые прикрывают экипаж, протектированными подвесными топливными баками, а также топливными баками с пенополиуретановым заполнителем.

В состав экипажа машины входят:

– командир – левый летчик, занимается пилотированием вертолета, осуществляет прицеливание и использование неуправляемого вооружения, при пуске управляемых ракет выполняет режим «выстреливания».
– второй летчик, занимается пилотированием вертолета в помощь командиру экипажа; выполняет функции оператора комплекса «Штурм-В» при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также выполняет обязанности штурмана.
– бортмеханик, помимо выполнения своих штатных функций выполняет также функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок.

Главной отличительной особенностью вертолетов Ми-8АМТШ стало включение в состав их вооружения современных ПТУР «Штурм-В» и УР класса воздух-воздух «Игла-В». Комплекс высокоточных управляемых ракет «Штурм» позволяет достаточно эффективно поражать бронетехнику, в том числе оснащенную динамической защитой, малоскоростные воздушные цели, живую силу и укрепленные пункты противника. По комплексу возможного вооружения МИ-8АМТШ вплотную приблизился к ударному вертолету Ми-24, обладая при этом большей вариативностью применения.

Источники информации:
- http://www.vertolet-media.ru/helicopters/mvz/mi-8amtsh/
- http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2012/0731/150014112/detail.shtml
- http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-8-r.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8-8

В российских ВВС и во всём мире до сих пор несут службу самые массовые советские вертолёты (экспортная версия Ми-17 ). Широко используются многочисленные модификации этих машин как в военных, так и в гражданских целях. Они по-прежнему востребованы на мировом вертолётном рынке, постоянно совершенствуются и будут эксплуатироваться ещё десятилетия.

История создания

Многоцелевой Ми-4 с одним поршневым двигателем и четырёхлопастным несущим винтом хорошо зарекомендовал себя, но его время закончилось и в конце 50-х годов прошлого века началась разработка вертолётов второго поколения с турбовальными двигателями. В 1961 году в Тушино впервые показали новую машину В-8 с одним ТВД над кабиной, но всё ещё с несущим и рулевым винтом, хвостовой балкой и трансмиссией, оставшейся в наследство от Ми-4 . Новыми были только фюзеляж и силовая установка АИ-24В .

На следующий опытный образец установили два двигателя ТВ2-117 , несущий винт с пятью лопастями и хвостовой винт повышенной жёсткости. Обозначение эта машина получила и в сентябре 1962 года была опробована в воздухе. Конструкторы смело пошли на внедрение оригинальных технических усовершенствований.

Были широко использованы клеесварные соединения и штамповки больших габаритов из дюралюминия, синхронизацию и обороты несущего винта регулировала новая система автоматики, внешняя подвеска кардинально отличалась от старой. Так в конструкторском бюро М.Л. Миля получил путёвку в жизнь новый газотурбинный вертолёт .

Описание вертолёта

В основу аэродинамической компоновки положена схема с одним пятилопастным несущим винтом и рулевым винтом из трёх лопастей. Стальная втулка несущего винта с цельнометаллическими лопастями располагается в горизонтальных и вертикальных шарнирах и управляется ручкой циклического шага в продольном управлении. Лопасти несущего винта и хвостового снабжены электрической противообледенительной системой.

В цельнометаллическом полумонококе фюзеляжа спереди располагается кабина экипажа. Внутри сидят бок о бок два пилота, несколько сзади посередине на откидном кресле размещается бортовой техник. Новый автопилот, стабилизирующий вертолёт по крену, тангажу, курсу и скорости, высоте и высоте зависания входит в штатное оборудование.

Два турбовальных газотурбинных двигателя ТВ2-117А устанавливаются сверху корпуса вертолёта в специальных мотогондолах, боковины гондол откидываются и обеспечивают удобный подход к силовой установке для обслуживания. Воздухозаборник, размещённый над двигателями служит каналом доступа воздуха к вентилятору радиатора масла.

Грузовая кабина вмещает 24 человека на откидных сидениях, в санитарном варианте устанавливаются 12 носилок для раненных. На полу имеются узлы крепления грузов, над входной дверью расположена лебёдка грузоподъёмностью 200 кг. Для погрузки техники служат двухстворчатый грузовой люк и аппарель.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из хвостовой балки, с размещёнными на ней рулевым винтом, доплеровским измерителем скорости и сноса, стабилизатором и опорой, не дающей касаться хвостовым винтом об землю. Шасси вертолёта состоит из трёх опор, передняя стойка управляемая фиксируется в воздухе по полёту, опоры не убираются.

Штатное радиоэлектронное оборудование включает УКВ и КВ радиостанции, автоматический радиовысотомер, автоматический радиокомпас и доплеровский измеритель скорости и сноса.

С 1989 года оснащали метеорологическим радаром в контейнере расположенным под фюзеляжем, аппаратурой дальней навигации, функционирующей по системе LORAN и оборудованием, стабилизирующим вертолёт в режиме зависания.

Тактико-технические данные Ми-8Т

  • Длина фюзеляжа – 18,17 м
  • Высота по втулке несущего винта – 5,65 м
  • Длина вертолёта с вращающимися винтами – 25,24 м
  • Двигатели – 2 Х ТВ2-117А
  • Тяговооружённость – 2 Х 1481 л.с.
  • Вес неснаряжённого вертолёта – 7160 кг
  • Максимальный взлётный вес – 12 т
  • Запас топлива – 1870 л
  • Дополнительный бак в грузовой кабине – 980 л
  • Максимальная скорость у земли – 260 км/ч
  • Максимальная скороподъёмность – 450 м/с
  • Динамический потолок – 4500 м
  • Дальность перегоночная – 930 км
  • Боевой радиус – 350-480 км

Вооружение

  • Точек подвески – 4 балочных держателя
  • НУР С-5 – 32 шт. в блоках УБ-32-57
  • НУР С-5 – 192 шт. в блоках УБ-32-57 (с 1979 года)
  • ПТР «Фаланга» — 4 шт
  • Авиабомбы 250 кг – в зависимости от загрузки
  • Стрелковое оружие – 12,7 мм пулемёт

Боевое применение в Афганистане

В Афганистане советские вертолёты решали самый широкий круг задач – перевозку личного состава и грузов, эвакуацию раненных, оказание непосредственной огневой поддержки и многое другое. Этим машинам обязаны жизнью тысячи советских офицеров и солдат.

В афганской войне вертолётчики совершенствовали тактику, беря на вооружение приём «вертушку», она применялась при атаке группой, когда заходят на цель с пикирования и прикрывают друг друга на выходе. Цепь огневых точек атаковали фронтом вертолётов, выстраиваясь уступом относительно ведущего. Между горами в узких ущельях атаковали один за одним с минимально возможным интервалом.

Не имея боевого опыта и скованные различными инструкциями и ограничениями, прибывшие в Афганистан пилоты быстро учились во время боевых вылетов. Выживали лишь те, кто быстро осваивали маневры с большими перегрузками: виражи с креном до 90 градусов, боевые развороты в манере истребителей, пикирование, от которого в кабине земля заполняла весь обзор и горки с отрицательными перегрузками, недопустимыми для вертолёта в теории.

Лётчики говорили, что воевать по-настоящему они научились в Афгане и не рассказывали в Союзе о своих достижениях, инструкция и запреты на родине по-прежнему действовали.

Вообще в этой войне ежегодные потери составляли 30-35 вертолётов, целый полк выбывал из строя в год, но большой процент потерь приходился на лётный состав. Основные потери приходились при высадке и заборе десантников на простреливаемых площадках – 50% и около 15% при транспортировании людей и груза.

Катастрофы Ми-8 в мирное время

Разбирая катастрофы и аварии на , случившиеся вне боевых действий можно константировать, что основные лётные происшествия произошли: из-за человеческого фактора – 41,5%; отказ авиатехники – 37,7%; плохие метеоусловия – 7%; по другим причинам – 14%.

Вот наиболее характерная катастрофа по причине человеческого фактора. При полёте над городом Грозный 10 марта 2005 года в Чеченской народной республике вертолёт зацепился за высоковольтную линию электропередач. Погибли 15 человек, одному удалось выжить.

Вот ещё одна подобная, но более резонансная катастрофа. 28 апреля 2002 года возле посёлка Ермаки в условиях плохой видимости врезался в линию электропередач. На борту находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь и его ближайшее окружение. Вместе с главой края погибли 9 человек.

Случай человеческой халатности подтверждает следующая катастрофа. При перелёте из Сургута в Лянтор 30 августа 2001 года, выпавший трос из открытой двери попал в район рулевого винта и его отбросило в несущий винт. Машина стала неуправляемой, перевернулась и рухнула в болото. Погибли пять человек.

В таких случаях, как говорится, комментарии излишни.

Видео: крушение Ми-8

Россия — многонациональная страна, более 180 национальностей населяют нашу бедную державу. Какие же национальности проживают в России? Обратимся к данным переписи населения 2010 года:

  • Титульная нация — русские. Русскими себя назвали более 111 миллионов человек или 80,9% от всех граждан, указавших национальность. Русские потихоньку вымирают, пьют ягу, ездят по разбитым дорогам, слушают шансон, смотрят первый канал и не особо противятся своему царю с его кукольной Думой, нефтяной экономикой и тотальным разворовыванием бюджетов. Что, может быть, даже и хорошо для самих русских. Белоруссия, Туркмения и Казахстан смотрят на русских с пониманием.
  • Вторая по численности национальность — татары. Их в России на 2010 год было 5,3 миллиона или 3,7%. Татары проживают не только в Татарстане, но и в большинстве регионов страны. Этот народ имеет долгую и богатую историю взаимоотношений с русскими и в большинстве своём проживает в России, в мире и согласии с титульной нацией, несмотря на враждебное прошлое и принадлежность к исламу. Большой рахмат татарам за то, что уже много веков не воюют с русскими.
  • На третьем месте — украинцы. Этого братского народа в России почти 2 миллиона (1,4% от всего населения). Украинцы России давно обрусели (как и их соплеменники в восточной части Украины) и практически не имеют отличий от русских, за исключением ГЭканья, вредного характера и любви к салу.
  • На четвёртом месте — башкиры. Их в России более полутора миллионов. Живут, в основном, в Башкирии, играют в хоккей и молятся Аллаху. С русскими живут сравнительно дружно.
  • Чуваши и Чеченцы делят пятое место. Их в России по 1%, то есть около 1,5 миллионов. Если с чувашами всё в порядке, то чеченцы никогда не любили русских и вряд ли полюбят их в будущем. Две русско-чеченские войны на рубеже веков показали, насколько сильна вековая вражда русских с чеченцами, а показной «мир» и дотационная «стабильность» в Чечне — явления временные и новая резня является лишь делом времени. После чеченских войн в Чечне практически не осталось русских, а местные власти во главе с дикарём-академиком Кадыровым известны своей неадекватностью.
  • На шестом месте армяне, их более миллиона. Этот народ давно и дружно живёт по соседству с русскими и даёт русской культуре огромное количество талантливых людей. Один только Петросян чего стоит. Кстати, Окуджава тоже был наполовину армянином.
  • Более полумиллиона душ имеют в России следующие национальности: аварцы, мордва, казахи, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы и кумыки. Это очень разные народы, большинство из которых проживают компактно в своих регионах. Азербайджанцев же больше всего почему-то в Москве.
  • Особо стоит отметить евреев, которых в России уже почти не осталось. А было более 2 миллионов в конце 1980-х годов! Кто уехал в Израиль, кто ассимилировался, а кто сбежал от нежных лап путинского правосудия. Азохенвей, в 2010 в России проживало лишь 157 тысяч избранного народа.

региональный миграция межнациональный

К началу XX века территория Российской империи достигла 22,4 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 128,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3%.

В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 ч численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два из них, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны.

Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 130 наций и народностей. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.

Что же касается национального состава Читинской области, то в переписи населения 1989 года было зафиксировано следующие данные (в процентах от всего населения региона): русские - 88,4%, буряты - 4,8%, украинцы - 2,8%, татары - 0,9%, белорусы - 0,7%, чуваши - 0,2%, башкиры - 0,2%, мордва - 0,1%, эвенки - около 0,1%, другие национальности - 1,9%.

Текущей статистикой было отмечено увеличение доли русских до 90,9%, бурят до 5,4%, эвенков до 0,2% и понижение доли представителей других национальностей.

Подавляющая часть представителей народов севера, в первую очередь, эвенки, проживает в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах .

Расселение народов по территории РФ

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая - этносы, большая часть которых живет в России, а за ее пределами составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, якуты, буряты, калмыки и другие). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы в составе Российской Федерации.

Вторая группа - это те народы стран ближнего зарубежья (то есть республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и другие).

И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве случаев живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и другие).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории РФ, остальные - представители второй и третьей групп - преимущественно в странах ближнего зарубежья или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Россия - многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993 год).

В состав РФ на 1 января 2007 года входят 86 субъектов, из них 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов.

Общая площадь 29 национальных образований (республик, автономных округов, автономной области) составляет 53% территории страны. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек (среди них почти 12 млн русских).

Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля основной или «титульной» нации в ряде случаев сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в шести основные народы составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская Республика). В полиэтническом Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. В девяти республиках на народы «титульной» нации приходится менее одной трети населения (в том числе в Карелии и Калмыкии).

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и других), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В итоге «титульные» народы в большинстве автономных округов и в единственной автономной области составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6 %, Чукотском - около 9%. Подробную национальную структуру населения автономий России можно проследить по данным таблицы 1.1 в приложении работы.

Языковые семьи и группы

Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковые семьи:

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей страны). В эту семью входят: - славянская группа, наиболее многочисленная в России, включающая русских, украинцев, белорусов, поляков и других.

Иранская группа, включающая таджиков, осетин, курдов.

Романская группа, в которую входят молдаване, цыгане, румыны.

Германская группа. К ней относят немцев, евреев.

2. Алтайская семья (6,8% всех жителей страны). В ее состав входят следующие группы: - тюркская группа, в состав которой входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы.

Монгольская группа, состоящая из бурят, калмыков.

Тунгусо-маньчжурская группа. К данной группе относят - эвенов, эвенков, нанайцев, удэгейцев и других.

Палеоазиатская группа, состоящая из чукчей, коряков.

3. Уральская семья (2% всех жителей страны). Подразделяют на группы: - финно-угорская группа, в которую входят мордва, эстонцы, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, манси, венгры, саамы.

Самодийская группа, включающая ненцев, селькупов, нганасанов.

Юкагирская группа (юкагиры).

4. Северокавказская семья (2% всех жителей страны). Также включает в себя несколько групп: - нахско-дагестанская группа. К ней относятся чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши.

Картвельская группа · грузины.

Адыго-абхазская группа, включающая адыгейцев, абхазцев, черкесов, кабардинцев.

Кроме выше указанных семей, в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и другие).

Языки всех народов России полноправны, но языком межнационального общения является русский.

Многонациональный состав населения Российской Федерации закреплен в первых строках Конституции и обусловлен историческими традициями, оставшимися от предыдущих исторических эпох.

В документах последней переписи закреплен добровольный характер национального определения отдельной личности, поэтому на вопрос "сколько в России национальностей" можно получить только условный ответ.

Строительство общего дома

История российской государственности, которая начиналась с древних времен, - это процесс формирования на огромной площади социального организма, состоящего из очень разных по составу национальных образований. Количественное преобладание русской нации во многом определяло и качественный состав многонационального образования. Настоящему русскому менталитету свойственна природная толерантность, которая сформировалась из привычки жить в мире с соседями. А сколько национальностей в России, - тех, кто пришел с грозными намерениями, и ставших единым народом с русскими?! Как тут не вспомнить историю Казанского ханства или кочевых народов из южных степей.

Другой причиной увеличения числа народностей, собравшихся на одной шестой части суши, была имперская политика расширения территории, которая привела к объединению под единым государственным образованием огромного числа «инородцев» со своими обычаями, языками и культурой. Уважительное отношение титульной нации к жизненному укладу других народов во многом было основой государственного единства, и то, сколько в России национальностей, можно понять по огромному разнообразию языков, костюмов и традиций.

Принадлежность к этносу

Человеку свойственно стремление к осознанию своего места в обществе, принадлежности к определенным языковым, культурным, профессиональным, образовательным, религиозным группам. Деление по этническому признаку всегда было одним из самых важных и привычных, национальность - одной из основных категорий расслоения. Призывы возвращаться к истокам, искать национальные корни свойственны даже самым передовым и образованным слоям общества.

К сожалению, стремление к национальному самосознанию часто принимает формы поветрия, модного увлечения или, что еще хуже - ксенофобии и шовинизма, в угоду политическим потребностям текущего момента. Это всегда таило серьезную опасность, учитывая, сколько национальностей живет в России. Но надежда на разум людей остается, ведь редкая народность может осознанно декларировать нетерпимость к чужим обычаям, призывать к уничтожению культуры, рожденной в рамках другого народа.

Пятая графа

Обязательный пункт о национальности (в смысле принадлежности к конкретной этнической группе) был в советском паспорте, что находилось в прямом соответствии с убеждениями основателя коммунистического государства - Ленина. Еще до революции в анкетах российской социал-демократической рабочей партии по указанию вождя была введена графа «национальность».

Сталин стал верным продолжателем национальной политики, имевшей целью скрывать межэтнические проблемы, а явные и назревшие решать железной рукой, не учитывая многообразия, того, сколько в России национальностей и народностей, выселяя целые народы с привычных мест или создавая искусственные образования типа сложных по составу автономных республик. Такой подход породил при распаде СССР огромные проблемы в виде межнациональных конфликтов, часто с использованием вооруженной силы.

Советский документооборот делал государственную бюрократию мощной силой. Учесть, сколько национальностей проживает в России, при таком документообороте было проще, хотя некоторые народности, в частности небольшие финно-угорские группы, считались несуществующими, так как не попали в утвержденный властями список.

Современные взгляды на национальное самосознание носят характер приближения к конкретному человеку, который сам делает выводы о принадлежности к конкретной этнической группе на основе языковых и культурных предпочтений.

Количество наций и народностей

В отчетах по итогам переписи отмечены более 800 вариантов ответа на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, но после обработки цифр с участием специалистов-этнографов выяснилось, что названия многих наций и народностей отличаются только вариантами произношения в различных диалектах.

Таким образом, было выделено 193 этнических образования различного масштаба: 145 - отдельные этносы, и 48 - вошедшие в них составные части в процессе исторической и культурной эволюции. Таков один из вариантов ответа на вопрос "сколько национальностей в России". То, что это только вариант, ясно из анализа результатов переписей, проведенных в другие годы. Становится понятно, что выделение этносов в отдельную категорию или включение их в состав другого образования производится по усмотрению экспертов-этнографов на основе их научных разработок.

Коренные народности

Есть ещё один вид статистических данных, показывающих, сколько в России национальностей. Они разделяют все народности России на три группы:

Первая - крупные этносы, большая часть которых живет в границах российского государства, зачастую образуя национально-административные единицы. Меньшая часть таких народов живет за пределами РФ. К этой группе относят русских, татар, чувашей, коми, якутов, калмыков и других - всего около 100 народов.

Вторая группа - народы из стран ближнего зарубежья (бывших союзных республик). А именно: украинцы, белорусы, армяне, казахи и т. д.

В третьей группе - немногочисленные по количеству населения представители народов, большая часть которых живет за пределами России: румыны, венгры, китайцы, вьетнамцы и др. Общее количество этнических групп второй и третьей категории зависит от методики вычисления и составляет от 60 до 90. Эта статистика показывает, сколько национальностей в России и народностей, чьи представители относятся к зарубежному этносу.

Большинство населения России считают себя русскими - 81 %, это 111 млн человек. Кроме них еще шесть национальностей, которые насчитывают более 1 млн человек: татары - 5,3 млн, (3,72 %), украинцы - 1,92 млн (1,35 %), башкиры 1,58 млн (1,11 %), чуваши 1.43 (1,01 %), чеченцы - 1,41 млн (1,0 %) и армяне - 1,1 млн (0,83 %).

Географическая этнография

История Российской империи, история Советского Союза, сегодняшний период - это нескончаемый процесс взаимодействия крупных и мелких этнических образований, переселения народов, миграции и реэмиграции. А сколько в России национальностей, испытавших в своей истории катаклизмы различных масштабов по воле властей?

В результате на карте России не осталось более-менее обширных местностей, заселенных представителями одной нации, есть районы со сравнительно однородным национальным составом и области, представляющие собой пеструю смесь обычаев и языков. К последним смело можно отнести Среднее Поволжье и Северный Кавказ. На их примере можно представить, сколько национальностей проживает в России, если, скажем, на небольших освоенных горных участках соседствуют носители нескольких наречий, относящихся к разным языковым семьям.

Дерево языков

Именно язык, а не типичный для группы людей образ жизни или похожие внешние признаки, является определяющей для народности категорией. Сколько в России национальностей - почти столько же языков! То есть однозначного ответа не знает никто, а свое особое мнение есть у каждого лингвиста и этнографа. Это так же верно, как и то, что язык подобен живому организму: он меняется, развивается или чахнет. Науке известно множество мертвых языков.

Поражает количество только языковых семей, к которым ученые относят наречия, на которых говорят россияне, их - 14. Это как количество веток, отходящих от единого ствола, а от них отходят веточки поменьше, количество языков сравнимо с числом листьев, а в случае с языками всей России, по мнению ряда ученых, эта цифра приближается к двум сотням.

Вывод

Самым разумным ответом на вопрос о том, сколько в России национальностей и языков, даже ученые с мировым именем, лингвисты, этнографы, социологи, считают вариант - больше сотни. А просто разумные люди дополняют, что дело не в количестве, а в том, чтобы в общем доме хватило места для счастливой жизни всем народам, и самый маленький из них чувствовал бы себя частью дружной семьи.




Top