Какие сказки русских писателей ты знаешь. Великие русские сказочники

Доброго дня, мои любимые читатели! Мы , в этот раз хотелось бы разобраться с этим искусством, а иначе его и не назовёшь, поподробнее, так как не все до тонкостей знают, что такое каллиграфия, кому мы обязаны её появлением и вообще, зачем она нам.

План урока:

Искусство или навык?

Если перевести слово «каллиграфия» с греческого, то это объяснит нам основное его значение – «красивый почерк». Но ведь можно просто выводить буквы на бумажном листе, однако написанное Вами красиво слово знающий каллиграф не назовёт произведением искусства. А оказывается, именно отраслью изобразительного искусства является каллиграфия, и это уже совсем другая история!

Определение каллиграфии в русском языке современности толкует её как искусство оформления знаков, которые можно рисовать (именно рисовать!) в гармоничном стиле с должной искусностью и экспрессивностью.

Во многих случаях каллиграфию почему-то считают искусством Китая. Догадываюсь, почему. Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых – произведение искусства, с первого раза вряд ли получится. Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся.

В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи:

«Если для обычного текста нужно содержание, то каллиграфия – это воспитатель души и чувств, в ней важны форма и жест».

Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай.

Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука – на нижней части бумажного листа, правая – держит вертикально перо.

Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек!

Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу!

Такая разная каллиграфия

Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений.

Европейская

Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах.

Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице.

Японская

Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации.

Их символы – это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок.

Арабская

Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный (божественный) смысл.

У арабов в основе каллиграфического искусства так называемая «великолепная шестёрка» — 6 основных почерков, каждый из которых применяется в определённый сфере: для документов – один, для быта – другой, для религии — третий. Более того, стиль написания зависел ещё и от места, времени, мастера и цвета чернил.

Индийская

Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке.

Индийцы не только позаимствовали арабские стили, но и создали свои, расписывая бумагу, монеты, ткань и камни.

Из чего состоит каллиграфический рисунок?

Сколько есть мастеров каллиграфии, столько, наверное, существует и каллиграфических приёмов. В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы.

Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры.

В любом случае предназначение каллиграфического искусства – эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым.

До появившихся перьев символы наносили, высекая на камнях либо выдавливая палочкой на глине. Первые перьевые «ручки» делали из тростника, и лишь в средних веках стали «выдергивать из хвостов птиц». В основном, пользовались гусиными.

Стальные «паркеры» появились в 18 веке. Сегодня по общему правилу пишут каллиграфично при помощи пера либо кисточкой с тушью. Можно, конечно, рисовать авторучкой, но настоящие гуру каллиграфии это не приемлют – от процесса воссоединения души и шарикового стержня не добьётесь того самого «мурашкового» эффекта.

Зачем он нужен, этот каллиграфический почерк?

Поколение старой закалки уверено, что – это, в первую очередь визитная карточка самого человека. Есть ряд профессий, где каллиграфический почерк просто необходим, но, к сожалению, список их год за годом заметно сокращается. Писать вручную теперь «не модно».

В мире компьютерных технологий всё нам даётся в печатном виде, а ведь в советские времена каллиграфы трудились в органах ЗАГС и Внутренних дел, аккуратно выписывая нам жизненно необходимые документы – паспорта, свидетельства о рождении и браке. Сегодня любой декоративный вензель можно начертить на компьютере при помощи вычурных шрифтов.

Однако, практикующие каллиграфы есть и сегодня. В большинстве случаев каллиграфическое письмо существует на пригласительных открытках, поздравлениях по особому случаю, например, на День рождения или свадьбу. Многие компании, желающие выделить своё визуальное название, прибегают к рукописным логотипам.

Не обходится без каллиграфии графический дизайн и религиозное искусство. Даже уличное раскрашивание стен подростками, известное как граффити, пользуется приёмами каллиграфии.

А что же даёт нам, простым «писакам», не работающим ни в сфере дизайна, ни компьютерных технологий, не оформляющих религиозные писания и не реставрирующих исторические рукописные памятники культуры, каллиграфическое искусство? Нужна ли она для работы или учёбы, для развития или удовольствия?

  1. Ну, во-первых, это красивый почерк. Для многих родителей это настоящая паранойя. Это если ребёнок – будущий врач, для него неразборчивый почерк – визитная карточка, для большинства других – это причина плохих отметок.
  2. Во-вторых, это тренировка для мозга. Когда мы пишем пером, держа его тремя пальцами и думая над каждым движением, а не просто в случае с шариковой ручкой скользим быстро по бумаге, мы заставляем работать определённые участки мозга. Учёные считают, что заменить лечебную способность каллиграфии способна лишь скрипка, но для этого нужен ещё и талант. Хотя, впрочем, для истинного каллиграфического искусства, а не «баловства», наверное, он тоже нужен.
  3. В-третьих, для детей каллиграфическое письмо – это тренировка усидчивости и образного мышления, ведь чтобы нарисовать спрятанное в витиеватых символах животное, надо ещё постараться! Зато как необычно и интересно!
  4. В-четвёртых, это чистописание, так как это искусство не прощает неаккуратности.

И вообще, те, кто действительно «заболел» каллиграфией, считают, что это таблетка от нервов и плохого настроения. Попробуйте, и убедитесь в этом сами! А потом и нам расскажете)

А для того, чтобы окончательно вдохновиться идеей каллиграфии предлагаю посмотреть это красивое видео)

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Приятного вам творчества!

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Это было рисуночное письмо, и такая его форма называлась пиктографией, рисунок передавал сообщение целиком. Впоследствии, рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определенное смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография - символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность.

«О, ты, который хочешь стать мастером в письме.
Стать людям приятным и другом,
Устроить край письма своим местопребыванием;
Чтоб весь мир знал тебя,
Тебе следует оставить покой и сон,
И это надо сделать со времени молодости;
Голову о бумагу, как колем тереть.
День и ночь от этой работы не отдыхать.
Отказаться от своих желаний,
Отвернуться от страсти стяжательства и алчности.
Бороться также с плотскими страстями,
Рубить шею плохим страстям,
Дабы ты знал, что такое малая священная война.
Что такое обращение к великой.
То, что считаешь невозможным для себя.
Этим никого не должен ты оскорбить.
Берегись, я сказал тебе, не обижай душу,
Так как от обижающего душу истина отвращается.
Сделай своим постоянным занятием - довольство и послушание,
Не будь ни одного часа нечистым,
Всегда признавай необходимым отстранение
От лжи, вожделения и клеветы,
Удаляйся от зависти и завистливых людей.
Так как от зависти происходит для тела сто несчастий;
Не имей в обычае козней и плутовства,
Не избирай нехороших свойств;
Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия,
Очистился,- стал мастером в письме.
Кази - Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках


Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, ещё в палеолите - «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть «рисую-пишу» (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Шумерская клинопись (четвёртое тысячелетие до н.э.).

Рисуночный характер символов, характерный для первобытных людей, теряет связь с изображениями, и постепенно заменяется на иероглифы. Это начальный этап возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название - шумерская клинопись. Отдельным иероглифам соответствовали конкретные звуки, а из них в устной речи складывались слова или простые фразы.

Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве «matres lectionis» («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появившимися к тому времени системами записи языка.

Египетское иероглифическое письмо (четвёртое тысячелетие до н.э.)

Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э.. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков - довольно чёткие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлечённых понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе - ваза с вытекающей водой, старости - сгорбленный человек.

В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos - жреческий) письмо, а из него - более упрощённое, демотическое (от греч. demotikos - народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Греческое капитальное письмо (III век до н.э.)

С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселённые греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикиян, сосредоточивших в своих руках большую часть торгово-промышленной деятельности Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка.

Финикийский алфавит, созданный во II тысячелетии до н. э., состоял из 22 согласных букв. Осознавая несовершенство такой фиксации речи, финикийцы для более точного понимания написанного использовали вспомогательные знаки, которые указывали, какой гласный звук должен идти за той или иной согласной буквой. Однако текст, записанный без гласных, был малопонятен.

Под влиянием египетской, ассиро-вавилонской, крито-микенской систем письма, знаки финикийского письма совершенствовались, принимая простую, удобную форму.
На Ближнем Востоке под влиянием финикийского письма возникло арамейское письмо, давшее начало всем восточным алфавитам. Финикийский алфавит в своей первичной форме был воспринят в Малой Азии, в Греции и Италии. Возникшее на его основе греческое письмо стало исходным для развития всех западных алфавитов.

Наиболее древние, дошедшие до нас греческие надписи, учёные датируют VIII - VII веками до н. э. К сожалению, древнегреческие рукописи почти не сохранились. Но по материалам, собранным археологами, по фрагментам книг, изображениям, можно получить представление о развитии и особенностях греческого алфавита. Письменность древние греки считали даром небес. Согласно одной из древнегреческих легенд, греков научил письму Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплывший на своем быстроходном корабле на остров Фера (Санторин). Греки были поражены искусством писания и считали Кадма полубогом, отдавая ему надлежащие почести. Исторические данные свидетельствуют о том, что греки действительно заимствовали алфавит у финикийцев, значительно усовершенствовав его. В начале VII в. до н. э. греческое письмо испытывало его значительное влияние.
Так, пользуясь финикийским алфавитом, можно без особых трудностей прочитать древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин.

Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили.

Финикийские буквы, открытые влево, были повернуты лицом вправо. Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма (от греч. Bustrophedon - поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая - слева направо и т. д., причём и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо.

Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма и в латинской письменности. В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.

Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают всё больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округлённости форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.
В связи с этим развилось римское курсивное письмо, как наиболее устойчивая противоположность капитальному. В повседневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки, на которых писали заостренной палочкой - stilus (отсюда - стиль). При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение.
Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало.

В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер.

Римское капитальное письмо (I-V вв.)

В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 21 (26) знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма, видимо, развилось латинское письмо.
Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов.
Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Во II веке до н. э. происходит стабилизация латинского письма. Архаические формы многих знаков были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма. Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Переписывалось очень много произведений греческих авторов. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты -грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма.
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой.

Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век).

В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.

Кроме надписей на камне, капитальное письмо употребляли и в письме ширококонечным пером. Оно особенно стремительно стало развиваться после того, как появился пергамент. Буквы капитального письма, имеющие специфический характер оформления ширококонечным пером, известны под названием квадратных капиталов (capitalis quadrata).

Для длинных текстов ширококонечное перо было мало приемлемо из-за сложности письма и малой беглости. Но, всё же, капитальное письмо применялось приблизительно до X века, главным образом в декоративном письме и заголовках.
Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма - рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо).

Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий и выделения слов. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, в основном написаны рустикой, а частично - квадратным капитальным письмом.
Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причём горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце первого века, под влиянием Востока в римскую архитектуру стал всё больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал всё более проникать и в письмо. В произведениях третьего столетия, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

Вырабатывается новый стиль - унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, полностью развившееся в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более чёток, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.

В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах.
Следует различать унциал старый и новый. Простейшим признаком старого унциала (IV-VI вв.) является диагональное, примерно 45 градусное направление пера и отсутствие засечек. В новом унциале (VI-VIII вв.) наблюдаются, в общем, легкие засечки и горизонтальное направление пера. Но встречаются и такие рукописи, в которых техника старого и нового унциалов смешана. Реже встречается унциал, писанный наклонно. Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.

Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)

Со временем в унциал стали всё больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом, в V столетии был нарушен принцип размещения букв в строке в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.
Возникшая на основе курсива модификация унциального письма, так называемое полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis) переняла все эти инновации, в результате чего писать и читать такое письмо стало гораздо легче. Верхние и нижние удлинения некоторых букв (d, h, l, f, p, q) отчётливо выделяли своеобразные формы этих букв среди других букв строки. Развитие полуунциального письма знаменовало переход от прописных букв к строчным. Оно было первым строчным письмом для ширококонечного пера. В этом письме наблюдается уже целый ряд прообразов букв современного строчного алфавита (a, d, e, g, h и другие). Полуунциальное письмо распространяется по всей Западной Европе и в отдельных её районах подвергается различным изменениям.

После падения Римской империи и переселения народов, в Европе возник целый ряд новых государств. Государства эти освободились от политического и культурного влияния Рима, и в них стали свободно развиваться свои виды письма, применявшиеся до того очень ограниченно. По-прежнему быстро развивается полуунциал. Возникают новые виды латинского письма.

Шрифты раннего средневековья.

Раздробленность ранней средневековой Европы привела к появлению различных региональных видов письма. Их можно разделить на четыре основные группы, которые часто называются национальными видами:
1) ирландско-англосаксонское (островное), распространённое в Ирландии и Англии;
Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространенное у народов Скандинавии, у древних германских племен),

И от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные.

2) меровингское письмо - во Франции;
3) вестготское - в Испании;
4) староиталийское - в Италии.
Характерной чертой ирландско-англосаксонского письма является наличие надломов и угловатости. Это письмо вышло из употребления в эпоху ранней готики. Отдалённость Ирландии изолировала художников от влияния римского и византийского искусства шрифта и оформления книги, и способствовала развитию самобытного искусства. В Ирландии было высоко развито искусство обработки драгоценных металлов, резьбы по дереву, кости, камню, нашедшее свое отражение в богато орнаментированных переплётных крышках книг. Украшение ирландско-англосаксонской книги отличается тёмными и мрачными тонами чёрных, золотых, зелёных и красных красок. В монастырских скрипториях Франции развивалось меровингское письмо, которое достигло каллиграфического совершенства в VIII веке. Письмо характеризуется сжатым, высоким и узловатым рисунком с удлинёнными выносными элементами некоторых букв, что придает ему динамичность. Имея декоративный вид, письмо, однако трудно читается. Шрифт употреблялся для написания грамот и других документов, широкое распространение получил в дипломатической переписке.
В меровингском письме развивается чёткая, стройная и изящная каллиграфическая форма заглавных букв, выполненных пером. Чаще всего это были контурные буквы, середина которых заполнялась другой краской. Меровингская книга оформлялась по определённому замыслу, страницы богато украшались орнаментом. Под влиянием иконописи византийских художников в меровингской книге появляется много украшений, имеющих символическое значение (крест, телец, звёзды, голубь). Орнаментальные мотивы содержат в себе строгие геометрические формы и изображения листьев, веток лозы, цветов, птиц, рыб, животных и т. д.

В Испании, прежней римской провинции, где в V столетии основали государство вестготы, из римского курсивного письма возникло вестготское письмо, но и курсив долгое время сохранял свои права. Вестготское письмо употреблялось в VIII-XI столетиях, причём до X столетия оно было широкое и жирное, а позже узкое и угловатое. Оно превосходит другие виды письма своей ясностью и удобочитаемостью.

Арабы, покорившие в начале VIII столетия Испанию, ввели здесь и свою культуру и своё письмо, основали здесь школы. Арабское (мавританское) письмо, распространявшееся среди населения, оказало сильное влияние и на характер вестготского письма.

Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)

Старо-италийские виды письма развивались с IX века, достигли своего совершенства в XI веке и были в употреблении ещё в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии - монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии. В старо-италийских видах письма в качестве прописных букв употреблялись элементы унциального и капитального письма и увеличенные строчные буквы.

Нередко традиции искусства письма переносились из одной страны в другую, где оказывая взаимное влияние переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всём государстве швейцарских Франков, но и за его рубежами. Почву для этого подготовили предшествовавшие ему наиболее значительные виды письма.

В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым, формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля.
Таким образом, в каролингском минускульном письме завершилось создание строчных букв и делались попытки создать соответствующие им прописные знаки. Пока вместо них употреблялись минускулы в увеличенном виде или буквы капитального и унциального письма, а часто и оба вперемешку. Лишь к XI столетию из капитального и унциального письма развилась самостоятельная форма прописных букв, так называемые ломбардские версалы (часто называемые готскими маюскулами).


Готика, текстура (XI-XV вв.)

В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля - готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоёвывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а её место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.

В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим практически во всей Европе. Особенностями раннего готического письма являются тёмная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что ещё раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (от латинского textura - ткань). Плотно и равномерно покрывающий страницу текст действительно напоминал сотканную ткань.

Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутри буквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное «t» своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой «i» для выделения её стойки среди других появляется чёрточка - точка. По-иному стали писаться и некоторые другие знаки. В ранних видах готического письма прописными буквами служили ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем готическое письмо вырабатывает свои особые формы прописных букв.

Ротунда, швабское письмо (XV в.)

В Италии развивается особый вид раннего готического письма - так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. Rotondo - круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.

Круглоготическое письмо считается одним из красивейших стилей письма Западной Европы всех времен. Оно достигло расцвета в XV столетии и теряет свое значение лишь с переходом от готики к ренессансу.
Развитие готического письма в Южной Европе закончилось круглоготическими формами, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода, названного поздней готикой.
Поскольку потребность в скорописи никуда не исчезла, в конце XII века появляется и готический курсив.

А в XIV веке в результате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива возникает новая разновидность готического шрифта - бастарда (от французского bâtard - смешанный).

Из позднейших видов готического письма самым старшим было швабское письмо (или швабахер). Оно очень просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.

В немецкоязычных странах разновидности готического шрифта активно использовались и после эпохи средневековья. Например, шедевр канцелярской эстетики XVII-XVIII веков - канцлей (от немецкого Kanzlei - канцелярия), утвердивший красоту бумаги, как высшую бюрократическую добродетель.

Или популярная в тех же XVII-XVIII веках фрактура, чьё название происходит от немецкого «Fraktur» - излом, перелом, и иногда употребляется в качестве названия готического шрифта как такового.

В эпоху Возрождения происходят огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные зарождением в недрах феодализма буржуазных отношений.
Развитие городов, усиление в них классовых противоречий, изменения, происходившие в мировоззрении людей, способствовали созданию качественно новой литературы, опиравшейся на античность, народные литературные традиции.
В конце XIII и в начале XIV века зарождается капитализм в Италии, происходит образование государств-городов, таких, как Венеция, Флоренция. Этот процесс сопровождается быстрым развитием культуры. В Италии XIV века развивается книжное дело. Наряду со скрипториями появляются светские учреждения книгописания. Огромный вклад в развитие светской культуры внёс выдающийся гуманист итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304 - 1374 г.г.). Франческо Петрарка не только собирал рукописи, но и сам был хорошим каллиграфом. Ему приписывается создание нового вида письма - гуманистического минускула, послужившего в дальнейшем образцом для создания многих типографских шрифтов.

Поджо Брачолини (1380 - 1459), учёный-гуманист, переводчик, археолог и библиограф тоже собирал античные римские надписи, древние рукописи латинских авторов. Во Флоренции он основал училище, в котором обучали письму чётким и красивым каролингским минускулом. Его ученики распространили это письмо по всей Италии.
Эпохе Возрождения так и не удалось поставить точку в истории «варварской» средневековой эстетики. Более того, по иронии судьбы стремясь отмежеваться от мрачного средневековья и построить новую культуру на основе чистых античных образцов, каллиграфы Ренессанса на самом деле лишь возродили доготический, но всё же средневековый стиль письма. Они самозабвенно копировали исполненные каролингским минускулом манускрипты, ошибочно принимая их за подлинники греко-римской античности. Из этого копирования родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой (от латинского antiquus - древний).

В деловых кругах ренессансной Италии стало употребляться так называемое «торговое» письмо - гуманистический курсив, большинство букв которого исполнялось одним движением пера. В его основе также лежит каролингский минускул.

Параллельно с развитием гуманистического минускула развивалось и рукописное письмо, выполняемое тонким или обыкновенным пером. Безупречное исполнение этого письма стало называться каллиграфией . Термин «каллиграфия» (от греч. kallos - красота и graphos - графическое изображение, письмо) появился в Европе в XVI веке одновременно с гуманистическим курсивом. В XVII веке, когда был разработан канон классического каллиграфического письма, служившего основным стилем до второй половины XX века, этот термин означал - «стилистически безупречное исполнение письма тонким пером».

Существует множество видов каллиграфического письма. Обычное каллиграфическое письмо - двухнажимное (имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи). В старину искусство каллиграфии ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. Самым распространенным видом каллиграфического письма в XVIII веке было английское. Созданное на основе его русское письмо считается одним из красивейших образцов каллиграфического письма. Для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв, например наклон букв английского письма равен 54°. Однако встречаются варианты без наклона (прямые) и с левосторонним наклоном. Вместе с искусством каллиграфии развивались и получили распространение линейно-орнаментальные украшения - росчерки.

В XIX - начале XX веков распространяется круглое письмо - рондо, которое значительно отличается от гуманистического курсива и приобретает качества каллиграфического письма, выполненного ширококонечным пером.

На основе рукописных каллиграфических образцов письма были созданы типографские каллиграфические шрифты.

Всем добрый день! Мое имя Сергей и я хочу вам рассказать о том, какой почерк считается каллиграфическим и что нужно, чтобы научиться писать красиво, таким же почерком, как профессиональные каллиграфы. Начну с азов. Что же такое каллиграфия? Каллиграфия – это искусство красивого почерка, широко распространенное в Японии. Люди учатся писать с помощью обыкновенной кисти и чернил на рисовой тонкой бумаге, чтобы письмо оставалось красивым и ровным, понятным другим людям и вам.

Зачем писать красивым почерком?

21-й век – век технологий и инноваций. Все чаще и чаще мы печатаем, сидя за ноутбуком или компьютером, стуча по клавишам или набирая текст на экране планшетов и телефонов. Вроде, как и незачем красиво писать, правда? Ведь личные блокноты и дневники читать никто не будет, а зачем сейчас еще писать на бумаге? Ровный, красивый и понятный почерк необходим человеку не только ради самоуважения или уважения тех, кто читает это, но и по ряду многих других причин:

  • изящный и четкий почерк дисциплинирует разум, не давая мыслям разбегаться и путаться
  • красивый почерк будет великолепно смотреться в открытках любимым людям, а также в качестве изящной личной подписи, которую не скоро забудут.
  • каллиграфический почерк не вызывает негативной реакции у читающего человека, напротив, он вызывает восхищение и симпатию к тому, кто писал строки. Люди подсознательно уважают тех, кто аккуратен во всем, включая письмо

Знали ли вы, что по вашему почерку можно многое о вас сказать? Каждый завиточек, каждая буковка, ее наклон и размер, нажим ручкой при письме и цвет чернил – все это может рассказать знающему человеку о вас практически все, что можно знать – характер, предпочтения, вкусы, особенности. Стоит уделить внимание и время своему почерку, поскольку он – неотъемлемая часть вас самих.

У кого самый красивый почерк?

Все мы знаем, что хуже почерка врача просто не бывает – эти закорючки и иероглифы способны довести нас до трясучки уже одним своим видом, а рецепты невозможно прочитать без помощи фармацевта в аптеке. Но у врачей не требуют чистоты письма, а существуют и такие профессии, для которых чистое и аккуратное письмо – обязательное требование. Как правило, это учителя, библиотекари, а также художники-каллиграфисты.


Не стоит думать, что красивому почерку можно обучиться только в детстве или в школе. Немного желания – и все получится в любом возрасте!

Сейчас существует больше пятнадцати направлений каллиграфии, и каждое из них зависит от алфавита той страны, в которой применяется – и это не только Япония. С образцами разных алфавитов, написанных каллиграфическим почерком, вы можете легко познакомиться в интернете, на тематических форумах. В России каллиграфия выражена в самом простом виде – прописью, которой учат детей – дошколят и школьников с первого по пятый класс. При желании, вы можете взять детские тетради и на примере попробовать себя в прописи.

Тренируем кисть руки

Дорога к красивому каллиграфическому почерку начинается с правильной постановки кисти руки. Расскажу, как выработать навык четкого и красивого письма. Для хорошей моторики стоит сделать небольшую гимнастику перед письмом – покрутить кисти, сжать-разжать кулаки несколько раз, похрустеть пальцами. Только затем приступайте к самому процессу – вы можете тренироваться в специальных детских тетрадях, а можно и на самом обычном листе А4.

Старайтесь полностью контролировать каждое ваше движение, вплоть до дрожи в кисти, и прописывайте каждую букву до тех пор, пока не достигнете автоматизма. Обязательными условиями являются тишина и хорошее освещение – не стоит тренироваться ночью или на голодный желудок, а также в условиях, которые мешают концентрации. Для хорошего и быстрого результата хватит 20 минут в день, можно делать перерывы, если обстоятельства мешают работе.

Как и любая тренировка, каллиграфия требует постоянной практики и сильного стремления. Придется часто переписывать весь алфавит, а также некоторые тексты. Не спешите, не перенапрягайте руку – болящие мышцы вам спасибо не скажут. Обязательно следите за мелочами – размер, равномерность, пробелы, наклон – все это должно быть строго одинаковым. Постоянными тренировками и усердием, выполнением упражнений, вы сможете научиться каллиграфическому почерку и развить в себе этот полезный навык.




Top