Картины Ван Гога: названия и описания.

Если вы еще не успели посмотреть «Ван Гог. С любовью, Винсент», пожалуйста, поторопитесь. Во–первых, будете присутствовать при историческом моменте, поскольку это первый в мире анимационный полнометражный фильм, полностью нарисованный масляными красками на холсте. (Стоит упомянуть, что именитым режиссером анимационного кино в технике «ожившей живописи» стал российский автор Александр Петров, удостоенный «Оскара» за фильм «Старик и море».) «Ван Гог» - самый необычный фильм последнего времени. Справедливо будет сказать, что это абсолютно новое искусство, которому пока нет названия. Может, это «живописное кино», где есть все, что должно быть в игровом кино: сюжет, герои, драматургия. А может, «кинематографическая живопись». В любом случае вы получите невероятную радость от той красоты, которая брызжет с экрана знакомым вангоговским сочным цветом. Вдобавок, вы еще больше узнаете о знаменитом художнике, которому самим роком был уготован тернистый путь непризнанного одинокого скитальца в настоящем и великого гения в будущем.

В основу сценария легли 800 писем Винсента Ван Гога к брату Тео и 100 с лишним картин и набросков художника. По сути, через его картины (а в этом фильме каждый кадр и есть ожившая картина мастера) мы узнаем многое о том, где жил Винсент, с кем встречался, кто был героем его полотен, что он чувствовал, чему радовался, от чего страдал и как погиб. Авторы (а их более 100 человек), переложившие живопись на 65.000 кадров, по сути, представили в живописно–анимационно–игровом варианте подлинную биографию художника. Доктор Гаше не только герой известного вангоговского портрета, который в действительности лечил Винсента в больнице для душевнобольных. Это еще и сам несостоявшийся художник, который, испытывая ревность к таланту своего пациента, копировал его работы. Маргарита Гаше - это не только «Девушка за пианино», но и дочь доктора, в которую, не без взаимности, был влюблен Винсент и которая так и не вышла замуж после его смерти. Здесь оживают «Зуав» и «Мусме», «Арльские дамы» и «Почтальон Рулен», «Красные виноградники в Арле» (единственная картина Ван Гога, проданная при жизни за мизерную цену) и «Папаша Танги», виды Арля и Овера - последних пристанищ художника, многое и многие другие. Для своего повествования авторы выбрали сюжет детектива. Главным героем стал Арман Рулен, сын того самого «портретного» почтальона и герой одноименного портрета кисти Ван Гога. Он должен доставить Тео последнее письмо Винсента. За поручение Арман берется неохотно, но чем больше противоречивых отзывов слышит об отправителе послания, тем значимее становится для него миссия. По пути многое выясняется: и посетители «Ночного кафе в Арле»; и папаша Танги, у которого Ван Гог покупал кисти и краски; и человек, разбрасывающий зерна в поле в лучах раскаленного солнца, который для самого Ван Гога был больше образом смерти, чем сеятеля; и встреча с Полем Гогеном; и трагическая ситуация с отрезанным ухом; и то обстоятельство, что Тео пережил брата всего на полгода, а значит, письмо не может быть доставлено адресату.

В каждом кадре чувствуется большая искренняя любовь и признательность авторов к тому, о ком фильм. Личность и биография Ван Гога дала и дает много поводов для сплетен и пересудов. Многие из них воплотились в разных фильмах. В этом произведении привлекает высокая степень уважения и деликатности к каждому моменту жизни великого человека. Обстоятельства смерти показаны не с желанием удивить и позабавить, а с точки зрения подробного расследования, где возникают разные версии того, что могло произойти на том самом поле, которое у самого художника было то с воронами, то под грозовым небом. Даже то, что фактура каждого кадра передается в излюбленной Ван Гогом технике импасто (густое наложение краски), говорит не только об усердии и ответственности, но и об истинном благоговении перед настоящим мастером, трагическая судьба и верность своему искусству которого не перестают удивлять и восхищать.

«Ван Гог. С любовью, Винсент» - совместный польско–британский фильм, начавшийся с обращения к людям на краудфандинговой платформе (интернет–ресурс для сбора денег на разные проекты), является одним из номинантов на «Оскар». Но дело даже не в этом. А в том, что это одно из мощных высказываний о том, кому так пронзительно удалось выразить всю горечь человеческой судьбы и воплотить то, что было ему хорошо известно: «Я верю, что лучший способ познать Бога - это любовь. Это прекрасно - любить так много, как только возможно, и в этом состоит подлинная сила, и тот, кто много любит, достигает величия, и то, что сделано с любовью, сделано на славу». Письмо, которое пытался доставить Арман Рулен, все–таки достигло адресата - это мы с вами, для которых этот фильм не только эстетическое, но и философско–этическое послание.

Правообладатель иллюстрации Van Gogh

Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.

27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.

К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания - с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.

После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.

Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.

Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.

Умирая, Ван Гог выговорил: "Вот так я и хотел уйти!"

Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.

В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.

Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.

Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник

Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.

О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет - но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.

"Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, - писал Тео своей жене Йоханне. - Умирая, он выговорил: "Вот так я и хотел уйти!", после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле".

Винсент Ван Гог, Автопортрет

Лондон, 1873 год, 20-летний сын голландского пастора Винсент Ван Гог живёт в столице Англии, занимается продажей картин и даже не думает о том, чтобы начать рисовать самому. Продажа картин не была прихотью, Винсенту необходимо было как-то зарабатывать на жизнь - больше юноша ничего не умел. До первых шедевров было еще почти 10 лет. Но, как водится, в том, что тихий и скромный Винсент бросил хорошую работу и начал писать полотна, виновата... любовь.

Урсула Луайе

Возраст Ван Гога приближался к тридцати, кода он обратил свой взор на живопись. Но возможно именно благодаря полному погружению в творчество Винсент хотел вышвырнуть из своего сознания первую и отнюдь не счастливую любовь...

Они познакомились, когда 20-летний Винсент перебрался в Лондон, жизнь в провинции показалась будущему гению бесперспективной, он снял небольшую комнату у доброй женщины, а у той, как водится, была юная дочь, которая и покорила сердце Ван Гога. Её звали Урсула, ей было 19, и Винсент казался ей вполне подходящим для трогательных и исключительно дружеских отношений. Каждое утро Урсула будила Винсента, чтобы отправиться с ним на прогулку, или позавтракать вместе, короче говоря, провести вместе ещё один обыкновенный для неё и незабываемый для него день. Они практически не расставались. По закону жанра, девушка относилась к подобному времяпрепровождению довольно легкомысленно, много и звонко смеялась, планировала выйти замуж за другого (Ван Гог красотой не отличался, рассматривать его в качестве жениха Урсула не собиралась) и совершенно не думала о последствиях, в душе же нашего продавца картин день за днём разгоралась настоящая страсть. Не раз Ван Гог признавался Урсуле в любви, всякий раз получая отказ, его не смущало ни наличие жениха, ни мать красавицы, которая всегда была против дружбы Винсента и Урсулы.

Винсент Ван Гог, Дом папаши Элуа

Возможно, как раз в то время и проявились первые "странности" будущего гения, которые с возратом стали только усугубляться. До последнего Ван Гог совершенно искренне был убеждён, что жених возлюбленной, это не более чем плод её воображения, отказывался принимать суровую действительность и повсюду неотступно следовал за Урсулой. Мать девушки, будучи женщиной предприимчивой, держала на заднем дворе своего дома частный детский сад, где Урсула обязана была заниматься с детьми, за эту работу Ван Гог удостоил её званием «Ангел малышей». Часами Винсент мог просиживать на заднем дворе, наблюдая, как Урсула развлекает детей. И надеяться, надеяться на то, чему не суждено было сбыться.

Винсент Ван Гог, Шелковица

Винсент Ван Гог, Луг в горах

Соперник появился в доме Урсулы и ее матери неожиданно для художника, Ван Гогу тут же было отказано в квартире, а Урсула принялась готовиться к свадьбе. Впрочем, пылкого влюблённого не остановило и это. Перебравшись в пригород Лондона, каждый день он продолжал приходить к дому своей музы, чтобы несколько минут постоять под плотно зашторенными окнами – вдруг там мелькнёт силуэт возлюбленной. Десятки километров пешком, в кровь стёртые ноги, и всё ради нескольких минут счастья. В один из таких дней, проведённых возле дома Урсулы, Ван Гог имел «счастье» лицезреть её свадьбу. После этого отрицать наличие жениха было бы глупо, жизнь вдруг потеряла для него всякий смысл и он, бросив и стабильную работу и насиженное место, отправился в путешествие, толком не зная, куда и зачем он едет, лишь бы оказаться подальше от вероломной Урсулы.

Кэй Фос

Винсент Ван Гог, Читательница новелл

Винсент Ван Гог, Влюблённые

Загадочная К. оказалась двоюродной сестрой Ван Гога. История развивалась стремительно. Кэй, несмотря на свою молодость, успела уже побывать замужем, родить ребёнка и овдоветь. О том, чтобы завести новую семью, девушка не задумывалась, тем паче ей претила мысль связать свою жизнь с некрасивым кузеном, который к тому же уже славился своими странностями. Он встретился с ней в гостях у собственных родителей, куда Кэй приехала на несколько дней. Винсенту она давно нравилась. Таинственная скорбь в глазах кузины так поразила впечатлительного художника, что он тут же, не сходя с места, признался ей в любви.

Винсент Ван Гог, Вид из окна в Париже

Винсент Ван Гог, Муж в море

Такая прыть напугала предмет обожания до такой степени, что она, не раздумывая собрала вещи и покинула гостеприимный дом, не забыв сообщить художнику, что взаимная любовь в их случае невозможна. Винсент, которого горький опыт прошлого ничему не научил, отправился следом за новой возлюбленной. Она вновь отказала ему, но, похоже, решительное «нет» только раззадорило гения. Чтобы создавать шедевры, ему необходимо было любить, пусть это был всего лишь бестелесный образ, недостижимая мечта, ему нужен был идеал! Однако судьба распорядилась иначе – Ван Гог, сгорая от страсти, каждый день писал Кэй письма, иногда в сутки она получала до пяти конвертов. Не самое приятное положение, согласитесь, особенно при полном отсутствии взаимных чувств. В отличие от Урсулы, Кэй не желала предложить своему воздыхателю даже дружбы. Вскоре о болезненном увлечении Винсента знала вся семья. Отец Кэй не в силах справиться с явно помешанным родственником, обратился за помощью к отцу Ван Гога. Разразился грандиозный скандал.

Винсент Ван Гог, Звёздная ночь

Винсент Ван Гог, Портрет женщины

Винсент Ван Гог, Арлезианка

Не в силах сдерживать в себе бушующее пламя, художник очередной раз отправился к возлюбленной домой. Однако там его ждала неожиданная преграда в виде родителей «невесты». В приступе отчаяния Ван Гог поднёс свою ладонь к пламени горящей свечи и произнёс: « Позвольте мне хотя бы поговорить с Кэй столько, сколько я смогу держать руку в огне!»

Пять, десять, пятнадцать секунд... Кожа покрылась волдырями, стала лопаться, почернела. Отец Кэй был ошеломлён. Не выдержав отвратительной картины, старик вытолкал безумца за порог. Жизнь снова была кончена. Но отсавалось творчество.

В одном из писем к брату Тео он писал об этих днях так: «Тогда - правда, не сразу, но очень скоро - я ощутил, что любовь умерла во мне и её место заняла пустота, бесконечная пустота... Но и после смерти воскресают из мёртвых...»

Христина

Больше он не влюблялся. Единственной страстной, а главное - взаимной любовью так и осталась живопись. Что, впрочем не помешало художнику жениться. Но не по любви, а по каким-то одному ему понятным соображениям (но мы же помним, что гений всегда был немного не в себе). Этот союз поражал своей оригинальностью: в жёны Винсент пожелал взять прачку (а в прошлом проститутку), тем самым в очередной раз повергнув семью в смятение. В письмах к брату художник писал: «Оставить её - значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти её, сделать не может...» Однако благородного порыва Христина не оценила. Она была на несколько лет старше гения, ничего не понимала в живописи, пила как сапожник и в семейной жизни понимала немногим больше, чем сам Ван Гог. Довольно быстро смекнув, что больших денег с нищим живописцем ей не видать как своих ушей, она сбежала от Винсента и вновь подалась в публичный дом. Ван Гог оказался натурой до крайности чувствительной. Как могла она бросить его, благодетеля, практически забравшего ее с улицы? Он вновь был раздавлен и уничтожен женщиной.

Винсент Ван Гог, Подсолнухи

Но, увы, несмотря на солидный возраст, невеста была подвержена влиянию своих сестёр, которые были категорически против сомнительного союза. Марго, всегда покорная, неожиданно проявила настойчивость, и сёстры пообещали, что выдадут её за Ван Гога, но не раньше, чем через два года. Винсент же, вероятно, решив, что тернистый путь не для него (по крайней мере, в любви) тут же отказался от своего предложения. К несчастной его не вернули даже попытки Марго покончить с собой. С этого момента Винсент Ван Гог решил забыть о женщинах раз и навсегда, отныне у него единственная возлюбленная – живопись.

Источник фото: Getty Images, картины Ван Гога

Короткая жизнь этого художника была подобна яркой вспышке молнии. Винсент Ван Гог прожил на свете всего 37 лет, но оставил после себя фантастически громадное творческое наследие: более 1700 работ, среди которых около 900 рисунков и 800 полотен живописи. на современных аукционах бьют все рекорды по стоимости, а ведь при жизни он сумел продать лишь одну свою работу, которая в пересчете на сегодняшние деньги принесла ему доход всего в 80 долларов. Противоречивая эмоциональная личность художника и его необычное творчество были непонятны для большинства современников.

Теперь же о биографии прославленного голландца написано множество книг, а его картины и рисунки занимают почетные места в самых престижных художественных музеях и галереях мира. Давайте вспомним творческий путь великого экспрессиониста и великолепные, не похожие ни на какие другие, картины Ван Гога.

Три творческих периода в жизни художника

Творческий путь Винсента Ван Гога условно делится искусствоведами на три периода: голландский (1881-1886 гг.), парижский (1886-1888 гг.) и поздний, продолжавшийся примерно с 1888 г. до момента смерти художника в 1890 году. Вот такая короткая творческая жизнь, длиной всего в 9 лет, была суждена этому человеку. Полотна, написанные в эти временные отрезки, весьма сильно разнятся между собой и сюжетами, и манерой письма. Хочется пояснить, что картины Ван Гога, названия которых указаны в этой статье, конечно, являются лишь малой частицей его огромного художественного наследия.

Винсент Ван Гог начал заниматься творчеством гораздо раньше 1881 года, но тогда его в основном привлекал графический рисунок. Он не получил профессионального художественного образования, хотя и пытался несколько раз учиться на художника. Но так и не смог побороть в себе бунтарский дух, его дарование не могло уложиться ни в какие академические рамки, что заставляло молодого Винсента бросать учебу и заниматься живописью самостоятельно.

Картины Ваг Гога голландского периода

Открыв для себя художник стал прежде всего писать людей, их суровый быт, тяжелую жизнь. Полотна этого периода совсем не похожи на яркие красивые творения Ван Гога, которые впоследствии и принесли ему оглушительную посмертную славу. Вот характерные работы тех лет: "Ткач", "Крестьянка". Цветовая палитра этих картин темна и мрачна, как и сам быт бедных людей.

Видно, как художник горячо сопереживает своим персонажам. Ван Гог обладал очень отзывчивой, доброй и сострадательной душой. К тому же он был очень религиозен, некоторое время даже служил христианским проповедником. Все заповеди Нового Завета он понимал буквально. Он ходил в самой простой одежде, скудно питался и жил в самых бедных лачугах. При этом он был выходцем из весьма состоятельной семьи и если бы захотел, мог бы продолжать семейное дело (торговля живописью и предметами искусства). Но не таков был Винсент Ван Гог, картины у него хорошо получалось писать, но не продавать.

Парижский период

В 1886 году Ван Гог навсегда покидает родную Голландию и приезжает в Париж, где пробует учиться живописи, посещает выставки модных живописцев, знакомится с творчеством импрессионистов. Моне, Писарро, Синьяка, Ренуара произвели на Ван Гога огромное впечатление и оказали немалое влияние на дальнейшее формирование его творческой манеры письма. Ван Гог начинает уделять большое внимание цвету, теперь его привлекают не только люди, но также пейзажи и натюрморты. Палитра художника становится более яркой и светлой, в работах парижского периода начинает проявляться талант Ван Гога как прекрасного колориста.

В работает как одержимый, впрочем, как и всегда. Вот некоторые типичные картины Ваг Гога, написанные в это время: " Море в Сент-Марье", "Букет цветов в голубой вазе", "Набережная Сены с лодками", "Натюрморт с розами и подсолнухами", "Ветка цветущего миндаля", "Огороды в Монмартре", "Крыши Парижа", "Портрет женщины в голубом" и т. д. Парижский период Ван Гога был очень плодотворным, в эти годы художником было написано около 250 живописных полотен. Тогда же Ван Гог знакомится с Гогеном, их дружба и творческий союз становится очень ценными для него. Но характеры двух творцов слишком непохожи. И все кончается ссорой, которая приводит Винсента к нервному срыву. Именно к этому тяжелому периоду жизни относится картина Ван Гога "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой".

Творчество Ван Гога в Арли

Постепенно шумный Париж начинает тяготить Ван Гога, и зимой 1888 года он отправляется в Прованс, в местечко Арле. Здесь ему предстояло написать свои самые гениальные творения. Прекрасная природа этих мест завораживает художника. Одно за другим он создает такие полотна, как "Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой", "Стога в Провансе", "Красные виноградники", "Оливковые деревья на фоне Альпилля", "Жатва", "Поле маков", "Горы в Сен-Реми", "Кипарисы" и множество других бесподобных пейзажей - шедевров постимпрессионистической живописи.

А еще он пишет бесконечные серии цветочных натюрмортов. Никто и никогда не рисовал цветы так, как Винсент Ван Гог. Картины - знаменитые "Подсолнухи" и "Ирисы" - были написаны им в Провансе. Художник переносит на холст бесконечные поля Прованса, наполненные чистым прозрачным воздухом, цветущие сады, кипарисы, роскошные оливковые рощи. В то же время он является еще и отличным портретистом. В Арле им было написано множество портретов и автопортретов.

Знаменитые "Подсолнухи"

Натюрморт "Подсолнухи" является одной из самых популярных картин Ван Гога. Большинству из нас это полотно известно по многочисленным репродукциям. А между тем, импрессионистом был написан не один этот натюрморт, а целый цикл из семи картин, на которых были изображены солнечные цветы. Но одна из работ погибла в Японии при атомной бомбардировке, другая была затеряна в одной из частных коллекций. Таким образом, до наших дней дошли только 5 живописных полотен из этой серии.

Вот эти картины Ван Гога. Описание и фотография репродукции, конечно, не могут передать всей прелести оригинала. И все-таки хочется посвятить "Подсолнухам" еще пару строк. Этот натюрморт просто брызжет солнечным светом! Ван Гог превзошел самого себя, найдя в желтом цвете множество оттенков. Некоторые исследователи считают, что в этом произведении проявилась душевная болезнь художника, о чем свидетельствует именно эта необычная яркость и насыщенность натюрморта.

Картина "Звездная ночь"

Картина Ван Гога "Ночь", вернее, "Звездная ночь", была написана им в Сен-Реми, в 1889 году. Это большой холст размером 73х92 см. Очень необычна цветовая гамма этого фантастического творения художника - сочетание голубого, небесного, темно-синего и зеленого цветов с разнообразными оттенками желтого.

Композиционной основой являются темные кипарисы на переднем плане, в долине лежит маленький незаметный городок, а над ним простирается бесконечное беспокойное небо с преувеличенно огромными звездами и светящейся луной, как будто закрученное в вихре Эту картину, как и большинство работ Ван Гога, нужно смотреть, отойдя на приличное расстояние, вблизи невозможно целостно воспринимать разрозненные крупные мазки.

Полотно "Церковь в Овере"

Картина Ван Гога "Церковь в Овере" также является одним из самых известных и популярных его произведений. Эта работа была написана в последний год жизни живописца, когда он уже был очень болен. Ван Гог страдал тяжелым психическим расстройством, что не могло не сказываться на его живописи.

Рисунок церкви, которая является центром композиции, выполнен волнистыми, дрожащими линиями. Небо - тяжелое, темно-синее - как бы нависает над церковью и давит на нее своей свинцовой тяжестью. Оно ассоциируется у зрителя с некоей нависшей угрозой, будит в душе тревожные чувства. Нижняя часть картины яркая, на ней изображена раздваивающаяся тропинка и трава, освещенная солнцем.

Стоимость картин

Как уже говорилось ранее, стоимость работ голландского постимпрессиониста очень высока. Но даже обладая огромной суммой денег, затруднительно будет купить полотно, автором которого является сам великий Ван Гог. Картины с названиями "Подсолнухи" в настоящий момент могут быть оценены в любую мега-большую сумму. В 1987 году одна из картин этого цикла на аукционе "Кристис" была продана за 40,5 млн долларов. С тех пор прошло немало времени, а потому стоимость этой работы могла вырасти во много раз.

Картина "Арлезианка" ушла с аукциона "Кристис" в 2006 г. за 40,3 млн, а "Крестьянка в соломенной шляпе" была куплена в 1997 г. за 47 млн долларов. Если бы художник мог дожить до наших дней, то был бы одним из самых богатых людей на земле, но он умер в нищете, даже не подозревая о том, как дорого оценят его творчество грядущие поколения.

Картины художника в России

В России картины Ван Гога можно увидеть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, а также в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Всего в нашей стране насчитывается 14 работ Ван Гога: "Арена в Арле", "Хижины", "Утро", "Пейзаж с домом и пахарем", "Портрет г-жи Трабюк", "Лодки в дом ночью", "Арльские дамы", "Куст", "Прогулка заключенных", "Портрет доктора Феликса Рея", "Красные виноградники в Арле", "Пейзаж в Овере после дождя".

Густав Климт. Поцелуй. 180х180 см. 1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».

Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.

Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?

Почему «Поцелуй» именно такой?

В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.

Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.

Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).


Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция

Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.

Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.

Добровольный ли поцелуй?

Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовная прелюдия. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.

Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.


Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена

Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.

Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.

Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.

Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.

С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.


Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена

Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.

Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.

Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена

Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.

Он – намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она – в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда – напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.

Для начала 20 века – вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.

Почему «Поцелуй» такой целомудренный?

Всем известно, что Климт – это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.


Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене

«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?

Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.

На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».

Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих

Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.

Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.

Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.

Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.

Подведем итог. Почему же «Поцелуй» – это шедевр.

«Поцелуй» – квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.



Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке

В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.

Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».

Все вместе – повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя – делают «Поцелуй» шедевром.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте




Top