Кастанеда о разнице между женщинами и мужчинами. Карлос Кастанеда: тайны жизни и смерти нагваля

Сила перепросмотра в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность.
Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»

Перепросмотр - эффективная магическая практика имеющая своей основной целью работу по очищению индивидуального восприятия практикующего от частных отождествлений с формами проявления сил и энергий.

Практически каждая серьезная традиция имеет в своем арсенале методик те или иные формы этой магической практики, а степень прорабатывания деталей - основное отличие между ними.

Предлагаемая методика перепросмотра наиболее адаптирована для интеграции с повседневной жизнью. Она не ставит своей целью обретение конкретных сверхспособностей, получаемых в результате практики перепросмотра, ее основной задачей является сохранение текущей чистоты восприятия с последовательным пересмотром элементов прошлого на основе возникающих по мере жизненной активности событий. Данный подход наиболее сопоставим с кармической гигиеной, для которой увеличение индивидуальной магической силы практикующего - естественное следствие ее наличия.

Для мага перепросмотр является способом вернуть этой необыкновенной силе то, что она одолжила нам в момент нашего рождения. Совершенно невероятно, говорил дон Хуан, что эта сила довольствуется вышеупомянутым переживанием заново. Поскольку единственное, чего она от нас хочет, это самоосознание, то в случае, если мы его отдаем ей в виде перепросмотра, она не отнимает у нас в конце концов жизнь, а позволяет пройти вместе с ней к свободе. Так маги теоретически объясняют перепросмотр.

Это основная техника, которая позволяет сталкерам сначала выделить свои основные элементы фасада тоналя. Другими словами можно сказать, что эта техника позволяет понять, где именно происходит утечка энергии. То есть узнать, как именно ты реагируешь на мир, и дает возможность управлять своими реакциями, эмоциями и даже чувствами. Посредством перепросмотра чел может сначала найти "кнопки", с помощью которых окружающие, общество, а также он сам (да, да, мы сами часто нажимаем на свои кнопки - Жалость, Важность, Страх и т.д.) нажимают на него и таким образом заставляют реагировать тем или иным способом, теряя при этом львиную долю имеющейся в распоряжении энергии. А когда кнопки найдены, уже создается предпосылки для их нейтрализации. Фактически человек способен принципиально сменить "фасад тоналя". А для сновидящих - это основной канал черпания энергии для сновидений. Почему вы думаете, у одних выходят сновидения, а у других - нет? Природные данные? - ниче подобного! Основная причина, по которой люди не могу ДЕЛАТЬ сновидения - это в том, что они не делали ни разу ПЕРЕПРОСМОТР.

Саму технику изобрели древние видящие на американском континенте несколько тысяч лет назад. Они обнаружили, что по ходу жизни у человека энергетические волокна начинают оставаться в окружающих деталях (как физических, так и эмоционально-психологических). И со временем получается, что большая часть волокон где-то "застряла" в прошлом. А именно их (энерг. волокон) и не хватает, что бы сталкерить (отслеживать себя внутри) или сновидеть. Но заметь - осознание (маха мудра) это еще не сталкинг, а только предпосылка к нему (это так, к слову), равно как маха-мудра - это еще не толтекское сновидение, а только предпосылка к нему, так как мало себя осознать в сновидении! для толтека надо еще и предпринять кое-какие шаги.

Сама суть перепросмотра - в возвращении к себе своей светимости (энергетических волокон). Тогда человек становится сильнее, но теряет связь с прошлым. Для некоторых это страшно. Но это путь толтеков - быть свободным от всего, в том числе и от прошлого. А страх, как известно - это первый враг человека Знания.
Для проведения перепросмотра нужно сложить список всех людей (или всех событий), которые были в твоей жизни. На это уходит от нескольких недель до месяцев. Уже складывание самого только списка - это часть перепросмотра. Начинает затягивать НАМЕРЕНИЕ Видящих толтеков. И выделяется энергия. Именно так часто человек и приходит к первому сновидению.
Технически выполнение перепросмотра довольно простое. Выделяют несколько ключевых деталей: место, дыхание и список.

Место должно быть уединенным, тихим. Пререпросмотр проводят, как правило, сидя в картонном или деревянном ящике в положении с поднятыми коленями, прижатыми к груди. Время от времени, приходится менять положение ног, так как ноги затекают, для этого можно использовать йоговские асаны медитативные (сукх-асана, ваджрасасна, полулототс, лотос, гуптасана). У ящика должен быть верх с вентиляцией - в верхней крышке прорезаются отверстия. Еще лучше - вообще сделать верх из тонких деревянных планок в виде решетки. Вот что пишет Кастанеда: "...что сталкеры пользуются ящиками или земляными гробами, чтобы закрываться в них, пока они вновь переживают, а не просто пересматривают каждый момент своей жизни. Причина, по которой сталкеры должны пересматривать свою жизнь таким подробным образом состоит в том, что дар орла человеку включает в себя его согласие принять вместо настоящего сознания суррогат, если этот суррогат будет совершенной копией."

Список должен быть заранее подготовлен, например в отдельной тетради. Людей, которых выбрали для перепросмотра в данную сессию, можно выписать на кусочек белого пластика. По мере перепросматривания - имена с пластика стираете обычным ластиком. А основной список хранится дальше в тетради, он еще понадобится, так как существуют несколько кругов перепросмотра. Первый круг - это краткий перепросмотр всех людей и событий с ними связанными. Второй круг - детальный перепросмотр всех явлений, вспоминая все вплоть до мельчайших деталей (цвета, запаха, вкуса, мыслей...) Традиционно проводят перепросмотр от настоящего времени до рождения. И третий круг перепросмотра - это составление мозаики перепросматриваемой жизни по случайным сюжетам, полагаясь на Дух. То есть в третьем кругу список уже фактически не нужен. Для составления самого списка можно использовать принцип разделения людей по сферам деятельности. С собой в ящик хорошо прихватить фонарик, так как часто перепросмотр проводится по ночам, когда все домашние спят:).
Дыхание. Известно несколько видов дыхания, описанных Кастанедой и его когортой. Но суть одна - с помощью дыхания мы возвращаем себе утерянные энергетические волокна. Мы используем синтезированный вариант дыхания из нескольких описаний. Берется человек первый из списка. Подбородок на правом плече. С поворотом головы делается вдох, оживляя события связанные с этим человеком. Голова возвращается в центральное положение и осуществляется выдох. Затем вспоминается событие, причём время от времени следует делать"обмахивание ветром"(с)Хуан Матус: вдох-поворот головы от правого плеча к левому, выдох- поворот головы от левого плеча к правому. Во время вдоха мы возвращаем свои энергетические волокна, во время выдоха - выбрасываем чужие. Когда событие перепросмотрено (а это по внутренним ощущениям), делаем поворот головы справа на лево и обратно БЕЗ дыхания. Этим мы обрываем остатки энергетических волокон, связывающих нас. Кроме того сам процесс вспоминания удобно разделять на:
вспоминание деталей события, вспоминания людей и взаимоотношений, перепросмотр своего Отношения к данному событию.

"...Флоринда объяснила, что ключевым моментом пересмотра было дыхание. Для нее дыхание было магическим, потому что это была функция, дающая жизнь. Она сказала, что пересматривать легко, если сможешь уменьшить область возбуждения вокруг тела. В этом и был смысл ящика. Затем дыхание будет выносить все более и более глубокие воспоминания. Теоретически сталкеры должны вспомнить каждое чувство, которое было у них в жизни, а этот процесс начинается у них с дыхания..."

Есть один нюанс. Если вы не хотите разрыва(изменения) отношений с каким либо человеком - повремените с его перепросмотром. Наши отношения базируются на энергообмене. А разорвав энергетический баланс (или дисбаланс:)) с даным человеком (мужем, женой, парнем, девушкой...), вы провоцируете изменение отношений.

ДЕПРЕССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТОВ ПЕРЕПРОСМОТРА

Последнее время техника перепросмотра приобрела специфическую популярность (возможно, иногда неоправданную и чрезмерную). Традиционно (т.е. в соответствии с книгами Кастанеды) перепросмотр входит в технологию сталкинга, хотя значение его поистине универсально, о чем свидетельствует, в частности, практика сновидящих.

Действительно, перепросмотр - это та ступень, пройти которую рано или поздно приходится всем, кто рассчитывает на серьезные достижения в кастанедовской дисциплине. Пересмотр справедливо было бы назвать "базовой очисткой" тоналя, которая является необходимым условием для качественного сновидения и сталкинга, для эффективной работы с намерением, поддержания безупречности, тем более для высших реализаций нагуализма - формирования дубля и телепортации.

При этом перепросмотр часто сопровождается весьма драматическими эффектами, о которых должны знать все желающие действительно приблизиться к нагуалю. В частности, перепросмотр может приводить к депрессии, о чем следует сказать особо.

Собственно говоря, депрессия как один из эффектов перепросмотра является актуальной темой только потому, что нынешние "толтеки" не вполне представляют себе последовательность и внутренний дух дон-хуановской дисциплины. Традиция предписывает использование перепросмотра лишь после полноценного освоения идей безупречности в повседневной жизни, после освоения хотя бы начальных навыков остановки внутреннего диалога и определенной перестройки иерархии жизненных ценностей в кастанедовском духе. Этот процесс требует времени. Следует иметь в виду, что перепросмотр ни в коем случае не предназначен для начинающих. Тем не менее, энтузиасты последних лет нередко полагают, что приобщение к толтекской магии начинается именно с Тенсегрити и перепросмотра. В результате довольно часто первое вызывает психоэнергетические расстройства, а перепросмотр - депрессию и уродливые изменения личности.

Безусловно, личная история после тщательного перепросмотра не так уж часто вызывает положительные эмоции. Подсознательно мы всегда осведомлены, что наши мысли и поступки вряд ли совпадают с тем образом, что укрепит самооценку, т.е. усилит чувство собственной важности - главную защиту эго от агрессии внешней среды. Перепросмотр делает наше эго беспомощным, оно теряет внутренние ориентиры и буквально цепенеет перед откровениями того беспристрастного наблюдателя, которым является центр чистого осознания, точка сборки - ведь ей нет никакого дела до чувства вины, стыда, смущения, разочарования и надежд. Неэгоистический, "обнаженный" взгляд на самого себя может шокировать нормального человека ("человека тоналя") до такой степени, что мир покажется адом, а вся предыдущая жизнь - падением в бездну, где нет ни смысла, ни исхода борьбы. Легко представить, к каким последствиям, как правило, приводят такие открытия.

Подобные эффекты часто демонстрирует дилетантский психоанализ. Аналитик, не одаренный должным тактом и интуицией, может буквально погубить пациента, сообщив ему подлинные мотивы его поведения. К несчастью, наше эго намного безобразнее, чем мы себе воображаем, а наша самооценка - более хрупкое образование, чем нам хотелось бы. Крушение этих фундаментальных критериев образа себя для "человека тоналя" может явиться экзистенциальной катастрофой. И это не пустые слова, их подтверждает личный опыт общения с начинающими "толтеками".

Итак, для неофита перепросмотр - в первую очередь, источник неприятностей, неуверенности и самоунижения, доходящего порой до губительных масштабов. Депрессия - самое распространенное и далеко не самое страшное следствие перепросмотра. Она может быть затяжной или короткой, глубокой или поверхностной: в любом случае, результаты подобной угнетенности обязательно проявят себя в жизни субъекта. Такие результаты, как правило, приносят пользу только тем, кто упрямо следует дон-хуановским идеям всю оставшуюся жизнь. В противном случае расстроенная несвоевременным перепросмотром "система эго" существенно снижает эффективность личности при осуществлении обычных сценариев самореализации эго в мире тоналя. Проще говоря, человек становится несчастным здесь, ничего не обретая "там". Обязательно следует помнить, что фрагментарное использование толтекской техники чаще приносит вред, чем пользу. Мы часто забываем, что древняя магия никогда не была предназначена для массового употребления мирянами с их склонностью выбирать из целого самые удобные части, самые близкие идеи и самые легкие пути их осуществления. Сегодня редкий человек способен модифицировать древнюю технику самотрансформации "на себя" - сначала попробуйте разобраться, способны ли на это вы. Возможно, именно в этих случаях нужен "гуру" - инструктор, советчик и т.п. К несчастью, мы крайне редко встречаемся с подобными специалистами.

Нетрудно заметить, что причиной депрессии после перепросмотра в той или иной степени является крах самооценки. Оказывается, что мы не столь умны, как думалось раньше, не столь воспитанны, не столь доброжелательны, не столь духовны и т.д. и т.п. Скажем прямо: в результате перепросмотра все мы выглядим отвратительно. Если же ваша самооценка не изменилась, будьте уверены - это был не перепросмотр, а очередной самообман. Только истинный воин в данной ситуации способен избежать депрессии.

Как же поступать в случае такого кризиса? Безусловно, сама техника перепросмотра содержит в себе разрешение всех проблем. Последовательное рассмотрение собственных переживаний - без страха, без уверток, до самого конца - препятствует зарождению депрессивных реакций или состояний. Беда в том, что большинство из нас, встретившись с ужасом Реальности, шарахается и застывает где-нибудь в углу с колотящимся сердцем. Мимолетный взгляд на самого себя вызывает столбняк почти в буквальном смысле. Пытаясь и постоянно отступая назад (а это и есть самый распространенный сценарий перепросмотра), мы создаем оптимальные условия для депрессии, всестороннего самоуничижения и отчаянья - то есть, именно того, что препятствует любому продвижению на пути самотрансформации.

Разоблаченная личность попросту обижается на то, что ее поставили в такое неловкое положение. Именно здесь неожиданно обнаруживается, что подлинное Я (нагуаль) имеет мало общего с привычной нам личностью (тоналем). Сразу хочу сказать, что напрашивающаяся аналогия с сознанием и бессознательным здесь неуместна, поскольку отражает лишь небольшую часть проблемы - это не просто две стороны психики, это именно две ЧАСТИ НАШЕГО СУЩЕСТВА, прочно связанные с поведением, реакциями, а главное - энергетическим тонусом целого. Обида автоматически превращается в бессознательный отказ от любой дальнейшей деятельности - то есть, мы имеем дело с одним из вариантов "сжатия тоналя". Кастанеда был совершенно прав, когда указывал, что тональ очень уязвим, стеснителен и обидчив. Тому есть и метафизическое объяснение - тональ вторичен и необязателен для Реальности, его обратная сторона прекрасно об этом осведомлена, и именно поэтому с такой необузданной и мрачной страстью он борется с любыми нападками на собственное существование.

На эту тему можно было бу написать целый трактат, но самое важно легко понять и так: НЕ ПЕРЕПРОСМОТР ОБЕСПЕЧИВАЕТ НЕОБХОДИМУЮ БЕЗУПРЕЧНОСТЬ, А БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОТЕКАНИЕ ПЕРЕПРОСМОТРА. Это важное положение и не следует о нем забывать.

Женщины обладают прямой полосой энергии, которая проходит от спины к нижнему центру, находящемуся в матке. Мужчины, в отличие от женщин обладают странной формы кривой полосой энергии, которая связана с их сложностью и уязвимостью. Видящие видят, что и у мужчин и у женщин эта полоса энергии повреждена. Она или разорвана или искромсана. У женщин этот разрыв постоянный и занимает где-то около восьми дюймов в длину. Было подчеркнуто, что у всех женщин, где бы они не жили, в США, России, Японии, на Южном Полюсе, у всех у них есть эта проблема - этот разрыв в полосе энергии. У мужчин также можно видеть этот разрыв в полосе энергии.

В следующей лекции Карлос говорил о летунах, сущностях, которые поглощают нашу светимость осознания, и эти разрывы в энергии были объяснены более подробно. Карлос сказал, что эти повреждения имеют всеобщий характер из-за маневров летунов.

Он сказал, что кто-то однажды спросил его, сохраняет ли он безбрачие, и он сказал что да. Он сказал, что большинство из нас - это просто мастурбаторы. Повреждение этой полосы энергии не дает нам почувствовать настоящий оргазм, действительную встряску энергии.

Он подчеркнул, что летуны делают с нами то же самое что мы делаем с нашими домашними животными. Мы их кастрируем, мы фиксируем их так, что они не могут выйти со двора и любят нас. Они под контролем до тех пор, пока они не умирают.

Эти разрывы в полосе энергии - это один из способов летунов зафиксировать нас. Результатом этого разрыва является низкая энергия и фригидность в мужчинах и женщинах. Разрыв в энергии женщин приводит к их фригидности.

Люди придают большое значение идеалам своего Я в своих действиях, подчеркнул Карлос. Это происходит вследствие того, что светимость осознания, которая должна покрывать весь наш светящийся кокон, находится только на уровне наших пяток. В этом районе находится весь запас нашей светимости осознания, там и возникает наша саморефлексия.

Мы все имеем эту ужасную склонность "искать любовь", сказал Карлос. Мы продаем себя. Если кто-то скажет нам - "Я люблю тебя", то мы отдадим им всё.

Кто то из аудитории сказал Карлосу что ему грустно, что линия заканчивается. Карлос ответил на это что ему тоже грустно от этого.

Тайша упомянула Глобуса и Фебиуса, двух союзников или неорганических существ, которые присоединились к ее осознанию. Она сказала, что они безупречны и что для них наш мир - это неизвестное.

Тайша описала три способа входить и выходить из параллельных миров. Эти миры похожи на наш, но они неорганические, более медленные и бесконечно древнее нашего, эти миры также как и наш - это слои луковицы.

Три способа - это сновидение (это естественный способ), внутреннняя тишина и использование трещин между мирами. Тайша сказала, что во многих местах есть трещины, входы в другие миры. Она сказала, что если кто-то оказывается в положении, когда он проходит сквозь трещину, то необходимо сохранять трезвость. Кто-то может выбрать осмотреться вокруг или вернуться просто оставаясь на месте. Тайша сказала, что воины не сходят с ума - безумие - это просто наваждение своего Я.

Третьим путем вхождения в эти миры является внутреннняя тишина. Она говорила о черноте, которая возникает в тот момент, когда человек достигает своего порога внутренней тишины, который может составлять от 10 минут до часа.

Кэрол Тиггс подчеркнула, что вес наши умы, вне зависимости от нашего мнения, довольно одинаковы. Она также описала летунов, которые поедают наше осознание. Она говорила, что их скорее нужно называть прыгунами, так как они движутся прыжками. Она говорила также, что их осознание настолько тяжелое, что оно тонет в нас как свинец. Летуны держат нас в "человечниках" ("Humaneros") как мы держим цыплят в курятниках. Этими человечниками являются города. Она говорила что это очень странно, что мы думаем, что существование этих существ - это "такая глупость".

Еще более странным выглядит то, как таинственным образом мы ошибочно цепляемся за нашу веру в богов, бога и грех, которые не имеют никакого отношения к нашей жизни и благополучию. Летуны дали нам ум.

Кэрол сказала, что мы имитируем их и уготовили жестокую судьбу нашим домашним животным. Мы кастрируем их и фиксируем их. Поэтому они даже не пытаются нас покинуть.

Он сказал, что древние маги знали это, и что дон Хуан ненавидел их за это: это выглядело, словно они продали себя за то, чтобы их не ели. Он говорил, что они были носителями этого знания и использовали его для усиления своей личной силы и власти. Фотография летуна стала знаком, который заставил их начать говорить о летунах.

Кэрол сказала, что она словно в дешевом боевике спрашивала Карлоса "Кто они такие и что они от нас хотят?" Она говорила, что они долгое время были настроены скептически к существованию летунов и ничего не предпринимали, но в конце концов, когда они их "увидели", то они ужаснулись. Эти существа проходят сквозь нас.

Маги открыли следующее - летуны не любят осознание, созданное путем дисциплины.

«Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку…»

Карлос Кастанеда “Учение дона Хуана”

Книги Карлоса Кастанеды яркой кометой взошли на русскоязычный эзотерический небосклон в начале 90-х годов прошлого века и с тех пор их популярность стремительно растет. Количество последователей описанного им Пути Воина измеряется десятками и сотнями тысяч по всему миру. Сам Кастанеда считается культовым писателем ХХ века, а более десятка написанных им книг широко признаются классикой эзотерической литературы.

Личность Карлоса Кастанеды полна загадок и овеяна тайнами, прежде всего, стараниями самого писателя, а также его последователей. Порой можно встретить разные версии о дате рождения, о причине смерти, маркетинговые мистификации, связанные с именем Кастанеды, и многое другое. В качестве примера можно упомянуть дискуссии на тему того, умер ли Карлос от рака печени (официальная причина) или же “сгорел в огне изнутри”, как и его Наставник дон Хуан. Порой подобные дискуссии происходят на гране помешательства, что, увы, свойственно многим последователям Пути Воина.

Не меньше разночтений вызывает и личность самого дона Хуана – нагваля и шамана, взявшегося за обучение Карлоса. В конце прошлого века был проведен ряд исследований, в ходе которых найдено несколько людей, которые с большой долей вероятности являются реальными прототипами книжного дона Хуана Матуса. Самое известное и основательное из этих исследований проведено журналистом Майклом Спенсом в 1999 году. Талантливому журналисту удалось отыскать наиболее вероятный прообраз дона Хуана, которым оказался духовный лидер индейцев яки, известный шаман и целитель по имени Тецлкаци Гуитимэа Качора. Достоверно установлено, что Качора и Кастанеда были хорошо знакомы и, более того, Карлос много раз и подолгу приезжал к нему в Сонору. Это исследование имело большой резонанс в эзотерических кругах и по сей день сопровождается жаркими спорами между последователями Кастанеды и всевозможными разоблачителями. Все дело в том, что Качора жив и по сей день (в этом году ему 100 лет), в то время как согласно книгам Карлоса, дон Хуан “сгорел в огне изнутри” и покинул физический мир. Зацепившись за этот факт, Кастанеду обвинили в фантазерстве и фальсификации, а все его учение – литературными перепевами учения Качоры.

Тем не менее, есть ряд нестыковок, которые ставят версию о том, что Качора – это и есть дон Хуан, под сомнение. В частности, по словам самого Качоры, он познакомился с Карлосом в 1969 или 1970 году, в то время как сам Кастанеда утверждал, что встретил дона Хуана летом 1960-го. Кроме того, Качора родился ориентировочно в 1912 году, тогда как в книге “Учение дона Хуана” годом рождения Наставника является 1891. Также есть определенные разногласия в родословной Качоры и дона Хуана. Таким образом, на сегодняшний день невозможно сказать однозначно, что именно Качора и есть тот самый дон Хуан. Другие претенденты на роль дона Хуана не выдерживают никакой критики – обычно это самовыдвиженцы, демонстрирующие достаточно слабое знание учения толтеков.

Главная ошибка многих последователей Пути Воина кроется в том, что они склонны видеть в Кастанеде посвященного мага, ставшего “видящим” вследствие длительного обучения у дона Хуана Матуса. Но это типичное проявление слепой веры в авторитеты, не подкрепленной ничем, кроме фантазий нерадивых читателей. При внимательном чтении книг Кастанеды можно заметить, что он практически нигде не говорит о себе, как о маге, не пишет о своих потрясающих успехах и достижениях, об открытии сверхспособностей. Более того, в некоторых местах Карлос честно пишет о своем невысоком уровне сознания и не перестает удивляться, почему же его вообще взяли в ученики.

В книге “Сила безмолвия” дон Хуан говорит о Кастанеде следующее: «Ты мелочен, расточителен, мнителен, назойлив, тщеславен и нетерпелив. Кроме того, ты угрюм, тяжеловесен и неблагодарен. Твоя способность к индульгированию безгранична, но хуже всего то, что у тебя слишком преувеличенное представление о себе, чтобы ты мог избавиться от всего этого. Я могу также сказать, что меня начинает тошнить от одного твоего присутствия». Интересно также мнение Качоры по этому поводу: «Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде мага».

Несложно заметить, что никакой развитостью тут и не пахнет. А ведь это при том, что Кастанеда был доктором философии, антропологом и этнологом – казалось бы, человек со сложным сознанием. Интересно, что для эффективности обучения ему было предложено стереть эту личность, ведь только в таком случае стало бы возможным реальное развитие. Более того, бытие и образ жизни Карлоса также говорят о том, что он практически ничему не смог научиться у дона Хуана. Таким образом, простейшее исследование четко показывает, что магом Кастанеда не был.

По своей форме и сути, книги Карлоса Кастанеды являются красочно описанными дневниками ученика, проходившего эзотерическое обучение у реального мага высокого уровня. То есть, это некая интерпретация знаний и мировоззрения Наставника, пропущенная через призму понимания ученика, вследствие чего действительно ценные мысли и рабочие техники идут вперемешку с глюками и домыслами.

Что же представляет собой Путь Воина? В первую очередь, это концепция подготовки ученика, детально описывающая процесс перехода от неосознанной социальной жизни до просветления и вознесения (“магического перехода”). Это целый образ жизни, глубоко отличающийся от социального, и нужно понимать, что невозможно верно постичь его суть, находясь в рамках другого мировоззрения (говоря эзотерическим языком, “находясь в разных договорах”). Важно осознать, что в Пути Воина развитие личности и усложнение сознания (основа эзотерического развития) целью не является. В каком-то смысле, это его существенное ограничение. Исходя из книг Кастанеды, Путь Воина – это традиция древних магов, целью которых является уход куда-то и непонятно (для Карлоса) зачем. Употребляется аллегория “сгорания в свете изнутри” как конца пути, смысл которой будет рассмотрен далее.

Следует понимать, что книги Кастанеды – это не Путь Воина в том виде, в каком его понимают толтекские шаманы. Это именно интерпретация современным социальным человеком того мировоззрения. Поэтому изучение магической традиции толтеков по этим книгам – занятие очень сложное и требующего серьезного исследовательского подхода. Тем не менее, развитие личности хоть и не является целью, но оно все же возможно в рамках этой традиции. Одними из основных принципов Пути Воина являются принятие ответственности за свою жизнь, отказ от собственной важности, стирание глупых иллюзий о себе и мире, принятие проявлений судьбы и многое другое, что характеризует личность как развитую (независимо от традиции).

Практика показывает, что в понимании идей и терминов из книг Кастанеды нет единства, что и неудивительно, ведь смысл словам придает мировоззрение читателя, его эгрегориальная включенность и уровень развития сознания. Мы же рассмотрим значение некоторых ключевых понятий, связанных с Путем Воина, с точки зрения эзотерической картины мира. Итак, приступим.

Эманации Орла – по сути, это толтекский аналог каббалистического понятия “Свет Творца”, то есть, это вся многомерная энерго-информация, существующая в мире. В терминологии толтеков, эманации Орла состоят из тоналя и нагваля.

Тональ и нагваль – основополагающие понятия всего учения дона Хуана и картины мира толтеков. Прежде всего, нужно понять, что данным понятиям свойственна полисемия, то есть несколько значений и трактовок. С сугубо эзотерической точки зрения под нагвалем понимается часть энерго-информации (эманаций Орла), принципиально недоступная для познания и восприятия ни в каком виде. В противовес ему, тональ – это все то, что может быть познано, что имеет название и может быть названо в последствии. “Остров тональ” – это крошечная часть энерго-информации, выделенная в “океане нагваль”, которая и составляет знания человека о мире. Согласно другой трактовке, под тоналем (человек-тональ) понимаются обычные люди, запертые в рамках социального мировоззрения, а под нагвалем (человек-нагваль) – вышедшие за рамки социального восприятия люди, стремящиеся к глубокому познанию внешнего мира. В частности, дон Хуан был нагвалем.

Точка сборки – это структура на поверхности энергетического кокона человека, производящая сборку мира, соответствующего его уровню развития. Все, что нас окружает – это многомерный поток энерго-информации. Нам доступна лишь крошечная его часть (“остров тональ в океане нагваль”); какая конкретно – определяется положением точки сборки, действующей подобно объективу. Чем выше она находится, тем больше энерго-информации способен воспринять человек. По сути, любое передвижение точки сборки приводит к формированию уже другого мира. У разных людей положение точки сборки отличается. Отсюда становится понятным, что фраза «он/она живет в своем мире» - это далеко не вымысел. В традиции толтеков магом является человек, способный сознательно управлять передвижением своей точки сборки, таким образом, собирая мир по собственному желанию и намерению.

Сталкинг – это совокупность методов по использованию внешних объектов и событий для управления собственным состоянием и восприятием. В эзотерической картине мира говорится о том, что каждое состояние сознания – это особое положение точки сборки. Чтение книг, прослушивание музыки, общение с людьми, посещение необычных мест – все это вводит нас в определенные состояния сознания. Магический подход сталкинга заключается в том, что адепт начинает осознанно использовать внешние факторы для достижения нужных ему состояний сознания. На первых порах, когда способность к управлению собственными состояниями еще слабо развита, техника сталкинга существенно облегчает работу и позволяет наработать диапазон перемещений точки сборки.

Огонь изнутри – не что иное, как энергия кундалини. “Сгорание в огне изнутри” – это поэтическое описание процесса активизации и поднятия энергии кундалини, приводящей к вознесению, то есть ликвидации физического тела при повышении его частотности до определенного уровня, что проявляется в яркой световой вспышке (известный исторический пример – вознесение Бабаджи); в некоторых традициях это именуется вторым магическим посвящением. Совершенно очевидно, что популярная среди адептов Кастанеды мысль о том, что он сгорел в огне изнутри – не более чем красивая легенда, поскольку реальный уровень Карлоса был весьма далек от того, что требуется для вознесения. Активизация энергии кундалини – это совершенно необходимая на определенном этапе практика, приводящая к серьезному преобразованию физического тела адепта, что дает возможность работы с высокочастотными режимами сознания без тяжелых последствий для здоровья.

Перепросмотр – специальная техника, позволяющая адепту извлечь заложенную в события энергию с целью накопления ее для совершения магического перехода. В контексте эзотерического развития, возможности применения техники перепросмотра существенно шире – от исправления психоблоков до полной ликвидации субличности, выстроенной в ходе социализации, и остановке внутреннего диалога. Перепросмотр совершается исключительно в медитативном состоянии с применением специальной техники дыхания и движений головы, в следствие чего происходит извлечение энергии из эмоционально-насыщенных событий прошлого. Важно понять, что это ни в коем случае не “думание” над проблемой, как кажется многим. Обдумывание эмоционально-насыщенных воспоминаний без извлечения из них энергии приводит к еще большему их усилению. Интересно, что в книгах Кастанеды под одним и тем же названием “перепросмотр” описано две абсолютно разные техники.

Стирание личной истории – процесс уничтожения воспоминаний, старых связей и прошлых представлений о себе. Это аналог каббалистического понятия “опустошение сосуда”. Вследствие стирания происходит ликвидация социальной маски (субличности, придуманного образа себя), что сопровождается остановкой внутреннего диалога (именно наличие субличности является причиной его существования). Согласно современной модели эзотерического развития, реальная работа с Наставником возможна только после стирания личной истории, то есть, когда “сосуд будет опустошен”. При этом личность ученика приобретает качество “чистого листа”, на который и записываются новые качества сознания и навыки. Без этого, вместо реального изменения будет происходить банальное расширение той картины мира, которой придерживается ученик. То есть, вместо развития – составление новых инвентарных списков сознания.

Смерть -советчик – одна из наиболее мотивирующих к развитию концепций. “Смерть – единственный мудрый советчик, который всегда есть у воина”. Суть заключается в том, что осознание собственной смертности – наиболее сильное переживание для человека, по сравнению с которым более ничто не значимо. Это самый мощный разрушитель человеческой пассивности. “Спросить совета у своей смерти”, по сути, означает сравнить значимость события или переживания со значимостью смерти. Поскольку “кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение”, воин закаляет свой дух и вкладывает силу в каждый поступок. Момент осознания собственной смертности крайне важен для осмысления и является поворотным пунктом в развитии личности.

Первое и второе внимание – это, соответственно, внимание личностного сознания и подсознания. Внимание – это энергия активного сознания, его фокус. Первое внимание – это энергия активного сознания тела вишудха-чакры, а второе – сознания тела аджна-чакры. “Включение первого внимания во втором” означает активацию личностного сознания (работающего при бодрствовании) во время работы подсознания, что типично для осознанных сновидений. То есть, для получения осознанного сновидения необходимо включить сознание во время сна.

Тенсегрити – по определению самого Кастанеды, это система магических пассов, разработанных толтекскими шаманами для подготовки адепта к магическому переходу. По сути, это комплекс биоэнергетических практик (по типу йоги или цигун), позволяющих уплотнить эфирное тело и увеличить чувствительность к энергиям, а также некоторые базовые элементы магии жестов. При более глубоком ознакомлении, можно найти достаточно много параллелей между техниками тенсегрити и некоторыми практиками китайских и даосских школ, вплоть до полного совпадения. Отсюда и мнение о том, что тенсегрити было просто придумано Кастанедой для выкачивания денег из тысяч последователей, исправно посещающих его семинары. Так ли это – не суть важно, поскольку система действительно рабочая (в чем можно убедиться на собственном опыте) и достаточно эффективная.

Подводя итог, следует заметить, что не так уж и значимо – был Кастанеда магом или нет. Его огромная заслуга в том, что он, едва ли не первым, сумел описать магическую картину мира доступным для широких слоев населения языком, и смог донести целый ряд весьма сложных и абстрактных идей до рядового человека. В целом, описанный Кастанедой Путь Воина – это выстроенная, целостная, хоть и приукрашенная фантазиями автора картина мира, несущая массу ценных мыслей и опыт магической традиции древней Мексики. Но большой ошибкой будет расценивать книги Кастанеды как реальные магические учебники. Более того, это может быть опасно, поскольку даже лучшие практики, прошедшие через интерпретацию ученика, являются уже чем-то иным, отличным от оригинала, как бы красочно они не были описаны. Произведения Кастанеды – это замечательная возможность получить ощущение магичности мира, а также мотивацию к развитию и поиску тайн. Другое дело, что самих тайн там практически нет и увидеть их человеку неподготовленному нелегко… но как первая ступень на пути к развитию – книги очень ценны.

Закончить статью хотелось бы цитатой из книги “Учение дона Хуана”: «Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей… Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце… Все пути одинаковы: они ведут в никуда… Один путь дает тебе силы, другой – уничтожает тебя».

Удачи всем в поиске и обретении своего пути!

Базовые практики (магические техники) К. Кастанеды

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа – это практики эргономии – добыванию, экономии и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Hеобходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой, свойственной только человеку области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира (точке «бедного деточки»), и для того, чтобы ее расшевелить, нужен запас свободной персональной силы.
2. Вторая группа – техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.

👉Прекращение внутреннего диалога

Внутренний диалог – способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прекратив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых – высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановить одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Hекоторые из них перечислены ниже.

👉HЕ-делание (Not-Doing)

Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список – например, совершая обычные действия не совсем обычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

👉Созеpцание (Gazing)

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого. При этом видишь все… и ничего конкретно. В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек делает это дерево – находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель HЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Hапример смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.

👉Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking)

Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам ходить, напpавляя взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновpеменно все пpостpанство впеpеди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в пpивычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.

👉Сновидение (Dreaming)

Практика использования естественного дрейфа ТС (точки сборки), происходящего во время засыпания и сновидений.
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира «сновидения». Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении. Однако данная техника уже требует определенного запаса персональной силы.
Сновидение – практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. Кроме того – это своего рода полигон, где можно оттачивать управление намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой, волей и так далее. К примеру, стреляя во сне из пистолета, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, поскольку там она движима единственно только намерением стреляющего, а не «силой пороховых газов».
В колдовстве овладение искусством сноВидения имеет свое практическое значение – через него осуществляется как воздействие на какую-либо персону, так и получение необходимой информации о чем-либо в так называемом реальном мире.

👉Врата сновидения

Семь Врат Сновидения – это «энергетические уровни» персональной силы, по достижению которых приобретаются качественно новые возможности восприятия и осознания. Это отражается на «качестве» сновидения, и может быть отслежено по изменениям в них.

👉Избавление от чувства собственной важности (Losing Self-Importance)

Дpугой аспект ликвидации свойственной человеку манеpы жалеть себя. Самомнение, чувство собственной важности – один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его – далеко нетривиальная задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

👉Действие без пpивязки к pезультату

Действие пpоизводится не pади достижения чего либо, а пpосто потому, что пpоизводится действие.

👉Стиpание личной истоpии

Посредством стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов», делание себя недоступным в смысле высвобождения себя из ловушек чужого внимания. Это меpопpиятие способствует ликвидации чувства собственной важности, и самосожаления из своего миpа.
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок – к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает из капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе, проявляющейся в виде синдрома «бедный деточка». Практикуется обычно с помощью следующих способов:

👉Перепроживание / перепросмотр (Recapitulation)

Используется для высвобождения силы, захваченной миpом. Пpоизводится посpедством восстановления пpошедших событий, возвpащения в те, пpошлые моменты жизни (что сдвигает ТС в пpежнее положение) где забиpается выпущенная сила, и возвpащается обpатно захваченная из миpа сила.

👉Пpекpащение «схематичности» поведения (Disrupting the Routines of Life)

Пpекpащение «схематичности» поведения – ликвидация пpивычек. Пpивычки – это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Как охотник, зная повадки своей дичи, знает где подстеpегать добычу.
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек – это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.

Пpинятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility)

Пpедполагает пpинятие на себя ответственности за все собственные действия вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, якобы вынудивших совеpшать (или не совеpшать) те или иные действия (то есть индульгирование).
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Данная техника ставится в противовес свойственной человеку политики неприятия ответственности на себя, предпочитая изображать принятие на себя чужой ответственности.

👉Сталкинг (Stalking)

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, специфичного для данного конкретного положении ТС.
2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно еще.
Кратко – использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья. По сути сталкинг – способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

👉Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly)

Сталкинг в практическом применении. Поскольку «человек знания» видит и знает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то дpугого, не мотивиpует свою избиpательность в действиях важностью того или иного действия. Это вопpос контpолиpуемой глупости – действовать так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Иными словами, контролируемая глупость – это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.

👉Использование Смеpти в качестве «наблюдателя» (Using Death as an Advisor)

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выигpаешь эту битву, или пpоигpаешь – действуешь не опуская pyк. Это заменяет пpивычного «советчика», котоpым является жалость к собственной пеpсоне. Пеpед лицом Смеpти видно, что нету никакой вещи, котоpая была бы важнее дpугой вещи.
Величайший охотник в этом мире – смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения – подход к каждому поступку как к последней битве. Hеважно, победишь ты или проиграешь – ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

👉Hастроение Воина (Mood of a Warrior)

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Такое положение ТС имеет свое название «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «наблюдателя», который в любое мгновение может хлопнуть по плечу, и сказать «Привет!», воин к каждому своему действию относится как к последнему, совершаемому им, как к последней битве на этой земле.
Смысл – недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина – сталкинг.

Список произведений:

1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Двадцать лет назад я начал работать с положениями, содержащимися в книгах Карлоса Кастанеды. Почти десять лет назад я написал книгу, описывающую упражнения, на создание которых меня вдохновили его труды. Сейчас, когда и труды, и стиль, и отношение к читателям самого Карлоса Кастанеды настолько сильно изменились, эти новые обстоятельства обязывают меня обратиться снова, возможно, в последний раз, к мистерии Кастанеды.

Когда я писал свою книгу о Кастанеде, мне казалось вполне очевидным озаглавить её «УЧЕНИЕ ДОНА КАРЛОСА, Практическое применение работ Карлоса Кастанеды» . Это было данью уважения и признания работам автора, который оказал огромное влияние, как на мои личные поиски, так и на мою профессиональную карьеру создателя и ведущего семинаров. В то же самое время я написал Дону Карлосу письмо с целью представить ему свою книгу, чтобы он написал к ней предисловие. Это дало бы моей книге хороший толчок в издательском мире. В тот момент невозможно было представить, что мой обожаемый автор, кроме того, что оставит без ответа моё письмо, станет спустя годы атаковать мою работу. Работу, не имеющую других целей, кроме как разработать практические способы достижения эффективных результатов положений, имеющих дело с извечным поиском знания и свободы, к которым он нас всех приглашал со страниц своих книг.

Как можно было представить легендарного Кастанеду, видимо, столь далёкого от мирского и материалистического мира, сражающегося с другими из-за такого банального мотива, как интеллектуальная собственность дизайна обложки? Как можно было представить, что он закончит свои дни, высылая когорты юристов тем авторам , которые, несмотря на уважение и восхищение его работами, рискнули писать или говорить на конференциях о своей собственной точке зрения относительно описанного им? Как можно было представить его, на закате своих дней, основателем сверхприбыльной корпорации, которая вступит в жестокую конкурентную борьбу на рынке индустрии семинаров в стиле Нью-Эйдж?

Что же, именно это и произошло. Сегодня я являюсь одним из тех, кто обвинён Кастанедой, и вынужденных бороться против одной из самых мощных юридических фирм Лос-Анджелеса. Жить и учиться.

Я пытался не направлять своё внимание и энергию на такого рода бессмысленные вещи, и потому я избегал публичного обсуждения всей этой ситуации. Тем не менее, дела зашли слишком далеко, чтобы я и дальше мог оставаться в стороне от обсуждения. Раздражающий фактор такого внимания стал доставлять явные неудобства, моя свобода слова и возможность работать в Штатах находится под угрозой, и настала явственная необходимость что-то сделать, чтобы закрыть эту тему.

История вопроса

Я буду предельно ясен. В течение последних пяти лет я подвергался юридическому преследованию, ложным отрицательным публикациям в мой адрес, и прямым личным атакам со стороны того, кто заявляет себя как последний нагваль линии Дона Хуана. Остаётся абсолютно неясно, насколько этот прессинг исходит непосредственно от Кастанеды, а насколько от его коллег по корпорации из индустрии семинаров, которые делают прибыль, используя его имя.

По причинам, мне до конца не понятным до сих пор, они годами распространяют ложные слухи о том, что я, с целью собственного обогащения, утверждаю, что являюсь учеником Кастанеды, и обманываю людей, принимающих участие в моей работе, утверждая, что он напрямую поддерживает и направляет мою работу.

Такая точка зрения присутствует только в их собственном воображении, и любой, кто присутствовал на моих лекциях или семинарах или прочитал мои книги даже с минимальным вниманием может это подтвердить.

Вначале я полагал: может быть, они запутались из-за названия моей книги, может быть они не прочли её достаточно внимательно. Поэтому я разослал письма и даже официальные заявления, чтобы сделать ясной мою позицию. Ни одно из моих заявлений, ни публичных, ни частных, в которых я снова и снова заявлял, что никогда не был заинтересован быть чьим-то учеником, и что мои отношения с Кастанедой были отношениями читателя, который вдохновился его книгами для содействия своей собственной работе, не привело ни к чему.

Мои встречи с ним, которых было несколько, чему есть свидетели, состоялись во время его публичных выступлений, задолго до начала сезона массированных презентаций, ставших обычным делом в последние годы. Что касается остального, то одной из характерных черт моей работы является радикальное неприятие поиска всякого рода учителей, и привязанности к их личности, вкладывая в это смысл собственного роста.

Дизайн обложки как повод

Я испробовал обычную почту, электронную почту, даже объяснения в средствах массовой информации. По-видимому, ни одно из них не дошло до, возможно, порядком уставших ушей великого дедушки Нью-Эйджа. Странная вещь. С одной стороны, тогда как существуют другие авторы, которые уверенно обвиняют Кастанеду во лжи с достаточно убедительными аргументами , они не становятся целью атак юридической стратегии Карлоса. С другой стороны, он вызвал меня в суд Калифорнии с претензией на то, что мой издатель в Штатах использовал в иллюстрациях к обложке моей книги образы которые, согласно Кастанеде и его адвокатам, принадлежат ему и только ему (орёл, пустыня и так далее). Действительно, обложка, созданная издательской компанией, и которая лично мне не нравится, имеет сходство с некоторыми из книг Кастанеды. Абсурдность ситуации заключается в том, что авторы зачастую не принимают участие в дизайне обложек их собственных книг. Это работа издателя. И в этом случае произошло то же самое. Но не смотря ни на что, адвокаты Кастанеды включили моё имя в иск, утверждая, что я вынудил издателя нанести ущерб репутации и бизнесу Кастанеды.

После переговоров с моим издателем поверенный Кастанеды подписал соглашение об урегулировании претензий на сумму около одиннадцати тысяч долларов. Что удивительно, урегулировав претензии к ответственному за дизайн обложки, они оставили открытым иск в отношении моего имени, о чём мне никто не сказал. Таким образом, Кастанеда продолжил судебное преследование, пока наконец он не добился решения суда против меня на сумму более ста одиннадцати тысяч долларов!

Вкратце суть этой истории заключается в том, что я не ответил достаточно быстро на предъявленные против меня обвинения, и когда мой поверенный появился в суде Калифорнии, судья решил, что это было слишком поздно. Тем самым, он решил дело в пользу другой стороны, даже не дав моему поверенному шанса предоставить его аргументы, доказывающие полное отсутствие обстоятельств дела.

Этим способом Кастанеда почти положил в свой и без того наполненный бумажник еще одну сотню тысяч долларов, за счёт Виктора Санчеса. Однако, одно дело судье сказать мне, чтобы я им заплатил, и совсем другое в моей возможности сделать это. Поскольку, в отличие от них, я не имею банковского счёта, и средств, имеющих стоимость даже приближающихся к стоимости такой презренной суммы. И потому я не особо об этом беспокоюсь. Поскольку я не занимаюсь накоплением капитала, и не желаю этого делать, для меня всё равно, должен я ему сто тысяч или миллион. Таковы плюсы небогатых людей, как я полагаю.

Верьте или нет, но тот, кто был одним из моих самых любимых авторов, стал моим крупнейшим кредитором.

От Нагваля до сборщика денежных счетов, страшная правда!

Вся эта история могла бы быть смешной, если бы не была такой грустной…

Я допускаю, что долгое время я пытался избегать этой абсурдной легальной битвы и найти разумное решение. Истина в том, что даже сейчас моя жизнь не сильно изменилась с тех пор, когда Кастанеда и Компания начали сражаться со мной за принципы, не имеющие для меня особого значения: репутацию, рынки сбыта, высокомерие, деньги.

Почему же Кастанеда чувствовал себя столь обиженным моей работой и с упорством годами устраивал преследование, используя юристов и посылая шпионов на мои семинары? Или поддерживал своих агентов, распространяющих нелепые истории, например, о моём несуществующем ученичестве? Возможно, мы никогда не узнаем правды.

Иногда я думаю, что моя работа позволяет увидеть в нём самом часть себя, которую сам он не хочет видеть. Я не нахожу других причин для того, чтобы такой великий и известный автор будет беспокоить себя действиями другого, гораздо более скромного. Как слон, озабоченный укусами маленького муравья. С моей стороны, я предпочитаю быть маленьким счастливым муравьём, нежели огромным разъярённым слоном. Или свободной кошкой, но не пойманным тигром. Возможно, это и называется преимуществом маленьких.

Наконец, даже если я не считаю себя обязанным быть участником этой драки, я должен признать тот факт, что как автор, оратор и ведущий семинаров я несу ответственность за всех, кто интересуется моей работой. Поэтому, если десять лет назад я написал книгу, в которой рассказал о результатах, которых я достиг прочитав книги Карлоса Кастанеды, сегодня возникла необходимость указать на различия и сделать необходимые пояснения. Это важно потому, что название моей книги “Учение Дона Карлоса” может рассматриваться как бесконечная похвала работе автора, который годами ранее был мной столь уважаем, но с которым на данный момент у меня больше отличий, чем согласия.

Я должен указать, например, что у меня никогда не было намерения в своей работе следовать шагам Карлоса Кастанеды, как и никого другого, поскольку для меня следование своим путём более чем достаточно. Я убеждён, что идти по жизни, стараясь повторить путь кого-либо другого, и не заботится о том, насколько велик или ничтожен этот кто-то, приводит нас всегда к отчуждению, а это идёт вопреки самому благородному поиску человеческих существ: поиску свободы.

Искренне говоря, в мои намерения никогда не входило копировать или механически имитировать описанное Кастанедой. Я хотел улучшить себя благодаря прочитанному. Ученик магов дал мне росток, но это моя работа: заботится о нём и растить его, чтобы он принёс свои плоды.

Практический подход к книгам Кастанеды

Я считаю, что его работы, являясь столь пленительными, проникновенными и заставляющими задуматься о многом, страдают от одного большого недостатка: неспособности представить нам более практические и менее запутанные способы достижения этого знания. Читатели жаждали специфических процедур, которые они смогли бы использовать в повседневной жизни. Таким образом, путь воина мог бы стать гораздо большим, чем поиск необычных ощущений ради самих ощущений, или ради абстрактных концепций. Мы хотим живого знания, возможности испытать его в нашем собственном мире. Возможности обнаружить неизвестное, скрытое под пеленой известного, и благодаря этому открытию стать лучше во всём, что мы делаем в нашей жизни, день за днём.

Я работал, изучал и экспериментировал с идеями, представленными Кастанедой. Вдохновлённый духом этих книг, я открыл пути, позволяющие всем желающим пересечь параллельные линии, отделяющие миры фантастических историй от мира повседневности. Вызовом было сделать возможным этот шаг из одной реальности в другую, не потеряв магического очарования другой реальности, но также и не утратив здравого смысла, так необходимого для существования в этой реальности. И мой вызов был, и остаётся, в возможности вдохновлять истинной страстью к поиску свободы, не предавая того, что мы любим.

И в этом я не был кем-то особенным. В реальности, я верю, что мы не изобретаем ничего заново. Всё приходит к нам из чего-либо, или от кого-либо, хотя некоторым людям трудно это принять. Они хотят видеть Бога в акте чистого творения. В моём случае, например, чтобы иметь возможность работать с положениями, описанными Кастанедой, я обучался в результате непосредственного опыта и жизни с коренными жителями Мексики, хранителями Традиции Тольтеков . Опираясь на этот опыт я разработал методы и техники, которые, будучи далёкими от банального стремления к поиску признания или чествования Кастанеды, могут быть практически использованы такими же людьми, как и я. Людьми, заинтересованными в том, чтобы сделать эти идеи чем-то большим, чем литературным развлечением.

Я уверен, что результат почти двадцати лет работы с группами на семинарах, опыт людей по всему свету, прочитавших мои книги, все позитивные изменения, вызванные этой работой показывают, что усилия не пропали даром.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: техники, описанные в книге « Учение Дона Карлоса » , как и те, которые мы предлагаем на своих семинарах, были разработаны мной, во многих случаях начавшись с моих практических исследований положений Кастанеды или адаптации моего опыта, полученного среди индейских общин, живущих в традициях Толтеков. Я никогда не пытался имитировать, но скорее улучшить техники, достаточно неясно описанные в книгах Кастанеды. И мои техники - это не вымысел, но результат поиска практических средств для личного роста.

Санчес - Кастанеда: основные различия

Наконец, в силу того факта, что моё имя до сих пор связано с именем Кастанеды в умах многих, я должен указать на некоторые фундаментальные отличия между основными аксиомами наших позиций:

    Как непосредственный участник и наследник Традиции исторических Толтеков, я живу с глубочайшей любовью к этому миру и к нашей Земле. Я верю, что каждый должен в каждодневном труде стараться отдать что-то взамен тех даров, что мы получаем от неё. Идея о том, чтобы считать этот мир тюрьмой, из которой необходимо сбежать любой ценой, для меня абсолютно неприемлема.

    Непрерывные ментальные абстракции и построение фантастических замков кажется мне скучным и истощающим занятием. Я больше полагаюсь на работу с телом и встречи с природой. Мне гораздо больше нравится старый персонаж Карлоса, совершающий долгие прогулки с Доном Хуаном по горам. Однако, я не чувствую себя близким к Кастанеде, который утверждает, что мы не должны работать на природе из-за ветра, который может быть опасен. Отставив в сторону возможность простудиться, я считаю, что ветер - это проявление природы, видимого лица Духа. Я чувствую себя гораздо ближе к точке зрения настоящих Толтеков, которые считают ветер вестником, несущим сообщения великих Сил этого мира, владельцем секретов Знания.

    В своей работе с группами я не люблю работать в закрытых пространствах в городе. Я предпочитаю открытые просторы, горы, леса или пустыни. Я верю, что мы можем научиться гораздо большему, наблюдая и живя на природе, а не запирая себя в комнатах и слушая истории, имеющие мало общего, или почти ничего, с тем, что мы испытали или желаем испытать.

    Я совершенно уверен, что мудрость и безмолвное знание присутствуют в гораздо большем объёме в эффективных, традиционных практиках, выполняемых многочисленными коренными народами Мексики, нежели в докторских метафизических или феноменологических диссертациях.

    Я верю, что непрерывное обучение способности любить, вместе с возможностью принимать и жить в середине таинства мира всегда будет нашей наиболее неотложной задачей.

    Я уверен, что те, кто ставит себя выше других, заявляя, что они победили своё чувство собственной важности, попали в более драматическую ловушку, чем те, кого они стараются учить.

    Я убеждён, что Кастанеда искажает и играется с историей Мексики и с культурным наследием коренных народов, когда представляет Тенсёгрити как “практики древних шаманов Мексики”, не предоставляя никаких доказательств в поддержку своей версии. Я считаю, что Тенсёгрити ближе к практикам Китая - Кунг-Фу или Тай Цзы - нежели к практикам шаманов Мексики, современных или древних.

Я не пишу всё это с целью вступить в битву с Кастанедой или его сотрудниками. Я пишу это по причинам персональной этики, уважения себя и всех, кто со мной работает: читателей и участников наших семинаров. Я верю, что они заслужили, чтобы знать это.

Для них, как и для тысяч людей, заинтересованных в чтении книг Кастанеды без фанатизма, я должен снова указать, что книги существуют для того, чтобы мы их читали и использовали прочитанное, пока это соответствует нашим собственным поискам и приносит нам пользу. Но к ним нужно подходить критически, не принося в жертву наши собственные критерии и здравый смысл, независимо от того, насколько мы уважаем и любим автора.

Учиться без Учителя

Я видел сомнение на лицах многих людей, которые, после многих лет признания Кастанеды своим любимым автором от всего своего сердца, колебались и чувствовали сожаление, находя в книгах или в обстоятельствах частной жизни Кастанеды вещи, с которыми они не могли согласиться. Я отчётливо вижу, как тяжело им признать ошибки того, кого они обожали так долго. Я сам это пережил. Несмотря на это, даже при всей сложности, это осознание необходимо для обретения внутреннего здоровья и для доведения до зрелости наших собственных способов достижения знания. Зрелость в данном случае означает, что мы перестаём настаивать на поиске совершенных учителей, становимся эмоционально независимыми от них, как от своих духовных отцов, которых мы так хотели представлять чистыми и свободными от мирских забот.

В этом смысле, я полагаю, что в конце концов ничто не утрачено. Я полагаю, что Кастанеда дёт нам ещё один, последний урок, возможно, самый великий. Совершенные мастера существуют только на страницах книг. В реальной жизни, как и говорил сам Кастанеда много раз, существуют только люди, которые когда-то умрут. Люди, сотканные из света и грязи, благодетелей и пороков. Никто не является столь великим, чтобы избежать этого. Священное и повседневное всегда тесно переплетены.

Тот же самый Мастер, или гуру, который вдохновляет духовный энтузиазм своих последователей, может страстно увлекаться Роллс-Ройсами, женщинами, деньгами, славой или удовольствием вызывать к себе восхищение и любовь. Парадоксально - и для меня не легко было это принять - это вовсе не унижает значения его работы. Его триумфы и падения в его собственном процессе роста как индивидуума не влияют на триумфы или падения его читателей и последователей, вызванные влиянием его книг или учений.

Годами ранее, чувствуя себя моложе, я был большим моралистом. Я думал, что мирские излишества таких духовных наставников, как Раджниш, Гурджиев, тех тибетских лам, которые не принимали контрактов, которые не сопровождались лимузинами, сводили результаты их работы к нулю. Сегодня я думаю по-другому. После того, как я познакомился с огромным числом людей, которым удалось почерпнуть много полезного из их работ, (хотя многие другие потеряли свой путь также благодаря влиянию тех же самых работ), я научился тому, как работа может превзойти её автора. Я считаю, что это же произошло и с Кастанедой.

Официальные баталии и почти нездоровое чувство собственности, которое Кастанеда питает к своим трудам, забудутся со временем. Но его книги продолжат свою жизнь. Особенно ранние работы, которые я считаю лучшими - они останутся классикой по темам шаманизма и духовного поиска.

Поэтому я считаю, что результатом изначального потрясения от созерцания того, как столь любимый автор меняет значение всей своей работы - великой работы - так радикально, должно быть понимание, что это мы, читатели, создали безукоризненного Кастанеду. В конечном счете, Кастанеда, как и любой другой человек, имеет право на удовлетворение своих земных интересов. Право возвышаться и падать, как и любой другой.

Что именно происходит на сердце у человеческого существа, которое несёт груз имени Карлоса Кастанеды, на этом этапе жизни?.. Я чувствую, что этого мы так никогда и не узнаем. Но я также чувствую, что ему не легко, и конечно, мне не хотелось бы оказаться на его месте.

Перед такими вопросами, на которые у меня нет ответа, остаётся только недоумение и уважение от восприятия непостижимого.

Два Кастанеды

Для меня, как мой друг Маноло однажды сказал, с этого момента существуют два Кастанеды. Один, создающий корпорации, юридические процессы, преследующий людей, которых он даже не знает. И другой, из других времён. Который был со мной в уединённости моих битв, который шептал слова свободы в мои уши, и толкал меня вперёд. Тот, кто близок нашим сердцам.

В своём сердце я всегда останусь со вторым.

Эпилог

Я не намерен писать продолжение книги “Учение Дона Карлоса”. Я не намерен более писать о Кастанеде, который не является главной темой с точки зрения объёма всей моей работы. Фактически, я собирался написать книгу под тем же заглавием, что и эта статья « УЧИТЬСЯ У КАСТАНЕДЫ ВОПРЕКИ КАСТАНЕДЕ » . Однако, пересматривая все свои планы, связанные с публикациями, я осознал, что эта тема не является настолько важной. Другие могут подхватить её для своих исследований. Для меня этой статьи более чем достаточно для того, чтобы примирить меня с моей совестью и с моими читателями. Написав эту статью, я полагаю, что тема закрыта. Много техник было разработано в последние несколько лет. Работа по зарождению Традиции Новых Тольтеков и применения её в повседневной жизни. Поиск свободы без подчинения учителям в облике человека. Вот темы моей текущей работы, и моих будущих публикаций.

1999 © Виктор Санчес
Перевод © С. Рословец




Top