Кодификатор егэ литература. Готовимся к ЕГЭ по литературе

В учебнике изложены основные сведения по охране труда. Дано представление об основных источниках опасных и вредных факторов производственной среды, характере их воздействия на человека и предельно-допустимых уровнях этого воздействия. Описаны методы и средства защиты человека, создания Комфортных условий в рабочей зоне, основные причины травмирования на производстве, Организационные, законодательные и экономические методы управления охраной труда. В третьем издании учебника учтены изменения, произошедшие в трудовом законодательстве, связанные с новой редакцией Трудового Кодекса и отменой Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", внесены дополнения, исправления и уточнена законодательная и нормативно-правовая документация по охране труда. Для студентов средних специальных учебных заведений. Может быть использован студентами вузов при изучении отдельных разделов общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и работниками служб охраны труды при обучении рабочих и служащих, инструктажах по охране труда.

От автора Предисловие Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Раздел II. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ Глава 1. Классификация негативных факторов Глава 2. Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека Раздел III. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Глава 1. Защита человека от физических негативных факторов Глава 2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов Глава 3. Защита человека от опасности механического травмирования Глава 4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1 Микроклимат помещений Глава 2 Освещение Раздел V. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Глава 1 Психофизиологические основы безопасности труда Глава 2. Эргономические основы безопасности труда Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА Глава 1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда Глава 2. Экономические механизмы управления безопасностью труда Раздел ѴІІ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ Глава 1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим Глава 2. Приемы оказания первой помощи Приложение Литература

Кодификатор элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России "Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования" от 19г. № 000 и “Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования” от 30г. №56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденные приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05г. № 000.

Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Цветом выделены коды и элементы содержания, которые внесены вновь, дополнены или изменены по сравнению с кодификатором для КИМ ЕГЭ 2005г.

Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита" в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.12.А и 7.12.Б, поскольку выпускникам предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

контроли-руемого элемента

Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство слова

Связь фольклора и литературы в художественном творчестве.

Художественный образ

Художественный вымысел. Фантастика

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада ; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе

Деталь. Символ

Психологизм. Народность. Историзм

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа

“Слово о полку Игореве”

Из литературы XVIII века

Комедия “Недоросль”

Стихотворение "Памятник"

Из литературы первой половины XIX века

Стихотворение “Море”

Баллада "Светлана"

Комедия “Горе от ума”

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября » («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», “Во глубине сибирских руд...”, "Поэт", «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Повесть “Капитанская дочка

Поэма «Медный всадник»

Роман “Евгений Онегин”

Стихотворения: Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), “Тучи”, «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», “Нищий”, «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана… »), «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк»

“Песня про… купца Калашникова”

Поэма “Мцыри”

Роман “Герой нашего времени”

Комедия “Ревизор”

Повесть “Шинель”

Поэма “Мертвые души

Из литературы второй половины XIX века

Пьеса “Гроза”

Роман “Отцы и дети”

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», “Заря прощается с землею...”

Роман “Обломов”

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», “Я не люблю иронии твоей...”, «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

Поэма “Кому на Руси жить хорошо”

Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”

Роман-эпопея “Война и мир”

Роман “Преступление и наказание”

Из литературы конца XIX - начала XX века

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»

Пьеса «Вишневый сад»

Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник

Из литературы первой половины XX века

М. Горький.

Рассказ “Старуха Изергиль”

М. Горький

Пьеса “На дне”

Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы...”, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), “О доблестях, о подвигах, о славе...”, «На железной дороге»

Поэма “Двенадцать”

Стихотворения: “Нате!”, «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», "Хорошее отношение к лошадям", «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», "Запели тесаные дроги…", «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», “Отговорила роща золотая...”, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

М. И Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Стихотворения: «Песня последней встречи», “Заплаканная осень, как вдова...”, «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», “Приморский сонет”, «Родная земля»

Поэма “Реквием”

Роман “Тихий Дон” (обзорное изучение)

Роман “Белая гвардия" (Допускается выбор.)

Роман “Мастер и Маргарита” (Допускается выбор.)

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», “Никого не будет в доме...”, “Снег идет”, «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

Рассказ «Матренин двор»

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века

В. П.Не-красов, (Произведения не менее трех авторов по выбору.)

Поэзия второй половины XX века

, , (Стихотворения не менее трех авторов по выбору.)

Драматургия второй половины ХХ века

, . (Произведение одного автора по выбору.)

Отличия Кодификатора элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (2006 г.) от кодификатора, утвержденного в 2003 г. руководителем Департамента общего образования Минобразования России

1. Раздел кодификатора «Сведения по теории и истории литературы» Полностью приведен в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по литературе (в образовательных минимумах 1998 и 1999 гг. этого раздела не было, были указаны бессистемно некоторые термины).

2. Исключены из кодификатора следующие произведения, не названные в новом стандарте: «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» (1747), стихотворения: «Река времен», «Памятник»; басни, стихотворение «Сельское кладбище».

3. Сохранен перечень сказок -Щедрина в соответствии с образовательным минимумом 1998-99 гг., поскольку в новом стандарте произведения не названы (дана формулировка: «три сказки по выбору).

Сохранено: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.

4. Приведены в соответствие с новым стандартом перечень стихотворений, , (расхождение перечней не велико). Переход на новый стандарт в этих разделах оправдан, т. к. в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечни стихотворений были даны через слово «например» и имели рекомендательный, а не обязательный характер.

5. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов:

Снято: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, ”Толстый и тонкий”, ”Смерть чиновника” (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).

Сохранено: “Ионыч” (указан в стандарте).

Добавлено: «Хамелеон», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник» (указаны в стандарте).

Предлагаемый в новом стандарте перечень ближе к реально изучаемым в школе произведениям.

6. Сокращен перечень рассказов М. Горького ((в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер, в новом стандарте перечень не конкретизирован: «два произведения по выбору)

Снято: «Макар Чудра», «Челкаш»

Сохранено: «Старуха Изергиль» (в соответствии с образовательными минимумами 1998, 1999 гг.)

7. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).

Снято: “Антоновские яблоки”, “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”.

Сохранено: “Господин из Сан-Франциско” (указан в стандарте).

Добавлено: «Чистый понедельник» (указан в стандарте).

8. Снята альтернатива в выборе произведений, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» и «Вишневый сад», «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов («Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»), в новом кодификаторе эта альтернатива сохранена). Изменения соответствуют реальной практике изучения творчества названных писателей.

9. В соответствии с новым стандартом включены разделы: стихотворения, стихотворения (эти темы давно вошли в школьную практику).

10. В соответствии с новым стандартом включен рассказ «Матренин двор» (он давно вошел в практику школьного изучения).

11. Обновлены в соответствии с новыми стандартами перечни литературы второй половины ХХ века (эти изменения не существенны, т. к. перечень произведений в этой части стандарта не дается, к ним учащийся может обратиться по собственной инициативе при выполнении задания с развернутым ответом)

В целом новый кодификатор соответствует новому образовательному стандарту. Он ближе реальным школьным программам. Внесенные изменения не создадут трудности для обучающихся при подготовке к экзамену по литературе (кодификатор 2005 г. уже содержал изменения, описанные в п.8)

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания .

Все эти произведения можно скачать одним архивом. Там всё аккуратно разложено по папкам и в хронологическом порядке. Формат fb2.

Если у вас нет электронного ридера, то ваш админ настоятельно рекомендует заказать здесь или .

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

  • Художественная литература как искусство слова
  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Художественный образ. Художественное время и пространство
  • Содержание и форма. Поэтика
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм,романтизм,реализм,

модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

  • Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча;

поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание,эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.

Сюжет.Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия:экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст
  • Психологизм. Народность. Историзм
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос,восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая

олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон.Звукопись: аллитерация, ассонанс

  • Стиль
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15. Литературная критика

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами .

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

    Дата написания и публикации

    Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

    Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

    Основная тема

    Смысл названия

    Лирический сюжет и его движение

    Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

    Основные настроения, тональность стихотворения

    Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

    Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

    Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

    Столкновение или соединение различных уровней сознания?

    Музыка стихотворения

    Ритм и размер

    Рифмовка, характер рифм

    Лексика, языковые выразительные средства

    Поэтический синтаксис

    Звукопись, фонетическая окраска стиха

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

    Отзывы критиков о стихотворении

    Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

    История создания

    Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов . Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть , здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать



Top