Когда было создано первая пластинка. История: виниловые пластинки, грампластинки

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: ) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем . Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона .

Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка . Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

В поисках идеального материала

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом . Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак .

Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон , а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон , становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.

Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок .

Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка . В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

Битва «форматов»

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Моно-стерео-квадро. Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Что выбрать?

Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3 . Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5 , а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger , а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240 , оснащенную DJ-модулем.

Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB .

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell (5.00 из 5, оценили: 1 )

сайт Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –...

Многие согласятся с тем, что виниловая пластинка – это, без преувеличения, символ XX века. На них выросло несколько поколений людей. И хотя этот носитель информации был вытеснен со временем кассетами и компакт-дисками, он и сегодня имеет своих ценителей и почитателей во всем мире. Почему же до сих пор эта, казалось бы, ушедшая в прошлое вещь, привлекает людей?

Логично, что история не только виниловых, но и остальных грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла бы их воспроизводить. В 1877 году молодой ученый Томас Эдисон запатентовал свое изобретение – фонограф – устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. Запись велась при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике, обернутом фольгой из олова или лентой с воском. В то время это было поистине фантастическое изобретение. В этом же году французский поэт и изобретатель Шарль Кро научно обосновал и пояснил принцип записи звука на барабан и последующее его воспроизведение. Спустя 10 лет, основываясь на этих открытиях, американский изобретатель Эмиль Берлинер предложил новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.

Типы пластинок

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кБ данных.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».

Цвет грампластинок в основном чёрный , хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные. Существуют и грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

Форматы

Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин (у последней можно выломать центральное «яблоко», чтобы получить отверстие диаметром 24 мм для проигрывателей-автоматов)

В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12″ , 10″ и 7″), традиционно называвшиеся «гигант», «гранд» и «миньон» соответственно. Изредка встречаются и другие размеры - 12, 15, 23, 28, 33 см (5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.

Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.

Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм , толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120-220 г. Пластинки с отверстием 24 мм предназначены для проигрывателей с автоматической сменой пластинок (джукбоксов), а также ряда бытовых проигрывателей зарубежного производства. Они часто изготавливались с 7-мм отверстием (для обычных проигывателей) и с дугообразными просечками по диаметру 24 мм. По этим просечкам можно было легко выломать центральную часть и получить большое отверстие.

Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео .

На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.

Стереофонические пластинки

Записи «на костях»

Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной , которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″, где ″ - это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм, на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна - звукосниматель весил более 100 граммов , а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums или «альбом с записями».

Вторая революция

Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33 об./мин. стали сокращаться тиражи граммофонных (78 об./мин.), и в конце 60-х гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).

Настоящее время

В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада. Однако, ещё несколько лет спустя, вплоть до середины 90-х годов, тиражи производили бывшие филиалы гос.компании «МЕЛОДИЯ» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Так, например, в 1991 г. первый винил независимой Украины «Самотний дощ» поп-группы «Вечерняя школа» вышел тиражом всего 10.000 экз.(компания «Аудио-Украина»).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см, англ. LP , используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины, коллекционерами;
  • Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи. Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок, цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер) используют приближения, возможность применения которых продиктована особенностями человеческого слуха (например, относительной инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20 кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен по-другому. И, кроме того, грампластинка является единственным носителем звука, который может быть воспроизведен без помощи электричества.

Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA , продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост .

Можно выделить два основных рынка грампластинок:

  1. Первичный
  2. Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

В настоящее время дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон. Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше чем на обычном виниле. Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше), однако многие меломаны и аудиофилы по-прежнему покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания. Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок .

См. также

Примечания

Литература

  • Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека , вып. 411) - М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961

Ссылки

  • Набор-конструктор для изготовления механического записывающего граммофона (англ.)

«Дедушкой» винилового проигрывателя был фонограф, изобретённый Томасом Эдисоном еще в 1877 году. Вместо пластинок использовались валики, покрытые фольгой или вымоченной в воске бумагой. Принцип работы фонографа был очень похож на принцип работы современных проигрывателей: игла проигрывала звуки, двигаясь по канавкам на валике.

  • Пластинки в том виде, в каком мы знаем их, придумал Эмиль Берлинер в 1897 году. Он потратил 10 лет на поиски идеального материала для их изготовления и в конечном итоге решил, что лучшим материалом будет шеллак – вещество, напоминающее воск, которое вырабатывают тропические насекомые из Южной Азии.

  • Первые пластинки были 7 дюймов в диаметре (175 мм), и на них умещались аудиозаписи, которые длились не больше 2 минут. Затем появились 12-дюймовые (300 мм) и 10-дюймовые (250 мм) пластинки, на которых помещались треки длиной до 5 минут.

  • 7-дюймовые пластинки называли миньонами, 10-дюймовые – грандами, а 12-дюймовые – гигантами.

  • Изначально записывать звук можно было только на одну сторону пластинки. Лишь в 1903 году компания «Одеон» нашла способ сделать их двусторонними.

  • До середины 1960-х практически все пластинки вмещали в себя буквально две песни: с одной стороны был какой-нибудь хит, ради которого пластинку и покупали, а с другой стороны – уже совершенно другая песня, которая шла «в довесок». Продавали такие пластинки, как правило, в обычных газетных конвертах без оформления.

  • Иногда пластинки продавали комплектами: например, пять пластинок в наборе, на каждой по две песни. Вместе они составляли концерт какого-нибудь исполнителя. Их продавали в картонных или кожаных коробках, и такой набор пластинок имел сходство с фотоальбомом. Поэтому совокупность нескольких песен одного исполнителя и стала называть альбомом.

  • С середины 60-х альбом стал главным форматом. Хронометраж типичного альбома был около 40 минут, записывали его на 12-дюймовые пластинки. Продавали альбомы в ярких конвертах с красивыми обложками, что выгодно выделяло их среди остального винила.

  • В СССР находилось крупнейшее в мире виниловое производство. Например, Апрелевский завод, крупнейшее предприятие фирмы «Мелодия», в 1970-80-х выпускал в год около 100 млн виниловых пластинок. Однако в 90-х объемы производства значительно уменьшились, что было связано не только с повсеместным кризисом в стране, но и с появлением CD-дисков, активно набиравших популярность.

  • С 50-х годов в СССР было широко развито и самостоятельное изготовление пластинок с песнями иностранных и запрещенных исполнителей. Появлялись целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок. В качестве материала использовались проявленные рентгеновские снимки. Такие пластинки назывались записанными «на костях».

  • Самая дорогая пластинка на сегодняшний день – это альбом группы The Quarrymen, созданной Джоном Ленноном и позднее превратившейся в The Beatles. Она была записана 14 июля 1958 года, причём на ней всего две песни: кавер-версия песни Бадди Холли That’ll Be the Day и собственная In Spite of All the Danger. Стоимость пластинки оценивается в 180 000 – 200 000 $. Она существует в единственном экземпляре и принадлежит Полу Маккартни.

  • Пластинки, изготовленные с напылением ацетатного лака, называются ацетатами. Они используются для того, чтобы услышать, как будет звучать аудио на виниле, то есть служат пробным вариантом будущих винилов. Однако среди ацетатов встречаются и такие, на которых записаны первоначальные варианты песен, сильно отличающиеся от конечных, и неизданные треки.

  • С 1977 года просторы космоса бороздит золотая пластинка, на которой записаны изображения и звуки, кратко рассказывающие о жизни на Земле. Сделано это для того, чтобы, если инопланетяне существуют, они могли бы ознакомиться с нашей цивилизацией при помощи информации с этой пластинки. Записана на ней и музыка: Моцарт, Бах, Стравинский и даже Чак Берри.

  • В 2007 году был учрежден День музыкального магазина, когда по всему миру в магазинах винила поступает в продажу ограниченный тираж редких альбомов. Этот праздник отмечается в третью субботу апреля (в 2017 году он выпал на 22 апреля). Ежегодно назначается посол праздника из мира музыки. Его задача — популяризировать праздник и обратить внимание фанатов на винил. Функции посла уже выполняли Оззи Осборн (призвал всех ходить в магазины за винилом), Джек Уайт (провёл экскурсию по виниловому заводу), Игги Поп (отпраздновал свой 65-й день рождения в магазине пластинок) и другие.

  • Мир неустанно и неуклонно движется вперед, модифицируется, изменяется и усложняется все, чем пользуются люди на протяжении своей жизни. То же касается вдохновляющей, поддерживающей и окрыляющей подпитки - музыки. Изменяются не только жанры, вкусы, стили, но и способы хранения, передачи музыки. Сейчас проигрывание музыки в большинстве своем не представляет из себя никакого ритуала. А как это было раньше? В этой статье мы разберемся, что из себя представляет виниловая пластинка, каков размер виниловой пластинки, как ее используют. Всем меломанам посвящается!

    Почему виниловые пластинки не собираются покидать рынок музыкальных носителей?

    Проигрывание виниловых пластинок - настоящий ритуал, начиная от процесса их воспроизведения заканчивая поглощением звуков, которые они дарят. Их обладатели могут буквально "потрогать" музыку, ощутить ее многогранность. Дизайн винилового проигрывателя и носителей переносит в прошлое, дарит ощущение теплоты и домашнего уюта, диски также часто используют как элемент интерьера, не проигрывая. Винтажные винилы, как проводники времени, переносят нас в эпоху Элвиса Пресли и Led Zeppelin, помогают окунуться в культуру другого времени.

    Кроме эмоциональной составляющей потребления музыки посредством пластинок, существует еще и рациональная: они обладают высокой прочностью, имеют отличное качество звучания, небольшие тиражи, что увеличивает возможность того, что использована оригинальная матрица.

    Это средство передачи музыкальных данных не только не собираются покидать рынок, оно пользуется огромным спросом как объект коллекционирования. Чем старше пластинка, тем больше дискофилов хотят ее заполучить.

    Типы пластинок

    Перед покупкой определитесь, какой материал привлекает вас больше.

    Жесткие пластинки бывают шеллачными и патефонными. Шеллачные - увесистые и быстро приходят в непригодность, патефонные - более легкие, прочные и не всегда сделаны из шеллака, они также могут быть и пластмассовыми.

    Гибкие обычно не очень вместительные. Чаще всего их слушали в СССР, и на них можно было послушать по 2 песни с каждой стороны.

    Так как пластинки рассматриваются еще и как декоративный элемент, логично распространение специальных сувенирных экземпляров. Они бывают разных цветов и даже форм, также варьируется и размер на усмотрение того, кто их производит.

    Кустарные пластинки - это подпольные и некачественные материалы, получившие распространение в 60-х годах прошлого века в СССР, когда сердца требовали перемен и западного звучания, а денег не было.

    Размер виниловой пластинки в сантиметрах

    "Гигант", "гранд", "миньон" - все это музыкальные термины. Давайте разбираться в их значении.

    Какой размер виниловой пластинки вы выберете зависит от того, какой объем информации на нее записан. Первые серии были выпущены в 1890-х годах и имели диаметр 7 дюймов, то есть 175 мм. Двусторонними виниловые диски стали в начале 20 века, в это же время стали выпускаться первые 12-дюймовые пластинки, что составляет 300 мм. Самым массовым стал размер 10 дюймов или же 250 мм. Четвертый формат - 8 дюймов или 185 мм.

    Трем самым распространенным размерам винилов, которые вы с легкостью найдете в специализированных магазинах - 12, 10 и 7 дюймов соответствуют названия "гигант", "гранд" и "миньон".

    Диджеи, коллекционеры, поклонники звукозаписи используют долгоиграющие стереофонические экземпляры диаметром 30 см, что и является стандартным размером виниловой пластинки.

    Как воспроизводить пластинки?

    Разбираемся, что же делать после покупки проигрывателя и дисков.

    1. Для начала откройте защитную крышку.

    2. Затем поставьте носитель на вращающийся диск, немного прижмите, чтобы она плотно прилегала к нему.

    3. Включите переключатель (рычажок около диска).

    4. Поднимите тонарм (иглу) и плавно разместите перед началом первой дорожки на вашей пластинке, если проигрыватель не сделает это за вас автоматически после включения.

    5. Наслаждайтесь настоящей, "живой" музыкой.

    6. После прослушивания верните тонарм на прежнее место и защитите проигрыватель чехлом или крышкой.

    Процесс воспроизведения виниловой пластинки

    Проигрывание музыки посредством диска выглядит настоящим необъяснимым волшебством. На самом деле все очень просто объясняют физики. Под воздействием звука колеблется мембрана микрофона записывающей аппаратуры. Акустические колебания фиксируются, их переносят на поверхность пластинки - прорезывают спиралевидные канавки. Под микроскопом видно, что это не прямые линии, а волны и зигзаги. Так появляются звуковые дорожки. При воспроизведении игла движется вдоль дорожки, при этом она начинает вибрировать. Звкукосниматель считывает эти колебания и передает на динамик, чья мембрана колеблется. Таким образом под иглой рождается звук.

    Сколько проигрывается виниловая пластинка?

    Что касается размера в плане вместительности, то первый 7-дюймовый формат был весьма скромным. Он содержал в себе 2 минуты материала на одной стороне. В 10-дюймовых помещался в полтора раза больший фрагмент. 12-дюймовые - 5 минут на обеих сторонах. В 8-дюймовых пластинках, которые активно использовали в СССР, помещались большие материалы.

    С развитием технологий на виниле помещались более длительные файлы, появлялись так называемые "долгоиграющие" материалы, которые можно слушать около часа.

    Каков размер виниловой пластинки в конверте?

    Стоит заметить, что материал конвертов бывает разным. Существуют обычные бумажные конверты и более плотные конверты, например, полипропиленовые или полиэтиленовые. Кроме того, существуют внешние пакеты, которые сделаны для большей защиты от внешнего воздействия.

    Размер виниловой пластинки в упаковке зависит от того, какого диаметра сама пластинка. Для диаметра 12 дюймов подойдет конверт 32,5 * 32,5 см, 10-дюймовому носителю будет соответствовать конверт 26 * 26,5 см, 7 дюймов поместятся в конверт размером 18,5 * 18,5 см.

    То есть на вопрос о размере конверта виниловой пластинки в см нельзя дать однозначного ответа, он может быть разным.

    Цена конверта целиком зависит от ваших требований. Обычный бумажный конверт стоит примерно 60 рублей, более плотный - 90 рублей за 1 штуку.

    Какова стоимость виниловой пластинки?

    На цену влияет ряд факторов, таких как страна-производитель, способ производства, раритетность, общее состояние, тираж, скорость оборотов. Чем меньше тираж пластинки и чем больше у нее оборотов, тем она дороже.

    Лучшие винилы могут стоить свыше ста тысяч рублей за одну штуку. Самой дорогой считается пластинка легендарной группы The Beatles.

    Стоимость же обычных, нелимитированных винилов варьируется от 600 до 10000 рублей.

    Основные "игроки" на рынке

    До сих пор на рынке существует огромное количество производителей пластинок. Как не растеряться в магазине? Рассматриваем основные фирмы.

    A&M Records основана в 1862 году и с тех пор не теряет своих позиций, на сегодняшний день фирма работает с разными стилями в музыке, чем охотно пользуется музыкант Стинг.

    Atlantic Records записывают с 1947 года, по большей части джаз и блюз. Самыми знаменитыми исполнителями являлись группы AC/DC, Led Zeppelin.

    С 1939 Blue Note - мечта всех коллекционеров, любящих джаз, как его любили Джимми Смит и Хэнк Мобли.

    Brain начали свою работу как приверженцы прогрессивного рока. Под этим лейблом выпускалась и музыка группы Scorpions.

    Capitol Records - крупный звукозаписывающий лейбл США, запущенный в 1942 году. В том числе благодаря этой компании мы можем послушать песни Фрэнка Синатры и Тины Тернер.

    Charisma - изначально независимый британский лейбл, начавший работу над созданием прекрасного в 1969 году и получивший распространение по всему миру. Лейбл также любим коллекционерами и такими группами, как Genesis и Lindisfarne.

    Chrysalis Records - британский лейбл, созданный в 1968 году как фолк-лейбл. Позднее он стал работать и с современными на тот момент модными течениями. Известными исполнителями этого лейбла стали Билли Айдол и группа Blondie.

    Columbia Records - старейший музыкальный лейбл, действующий с 1888 года. Эта компания давала шанс молодым и талантливым. Именно так появился, например, Тони Беннет. Позже лейбл стал активнее прислушиваться к "толпе", которая хотела слушать фолк и Боба Дилана. Кроме него, яркой звездой, отдавшей предпочтение Columbia Records, была Барбара Стрейзанд.

    Этот список можно бесконечно продолжать. Все лейблы внесли огромный вклад в развитие музыкальных течений и в становление легендарных теперь исполнителей, в формирование музыкального вкуса миллионов жителей планеты. Оказывают они это влияние на нас и по сей день.

    Как можно понять из статьи, виниловые пластинки имеют очень большую и насыщенную музыкальную историю. До сих пор ритуал прослушивания музыки сохраняет свою актуальность среди любителей винтажного искусства, до сих пор людям приятно держать в руках музыку, хранить ее и коллекционировать, дарить и передавать как раритет. Виниловые пластинки - это музыка с душой, которую любят более 100 лет. Этот носитель, как ни удивительно, не устаревает, а набирает еще большие обороты, он популярен, он востребован. Он живет, а вместе с ним живут и нетленные классики и легенды джаза, блюза, фолка и рока.



    
    Top