Колёсная лира, варган, кахон и музыкальная пила — инструменты, которые не стали мейнстримом. Музыкальная пила

Колёсная лира, варган, кахон и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом March 17th, 2018

Совсем недавно мы вспоминали относительно , которые не стали мейнстримом. Это происходит по разным причинам - из-за странной конструкции, необычного звучания или и стиля игры.

Очень разные по своей сути изобретения, которые в музыке заняли примерно одну узкую нишу - интересных, но мало распространенных инструментов.

Сегодня мы обратимся к «классике» - вспомним инструменты, которые появились сотни лет назад, но остались нишевыми, либо стали таковыми с течением времени.

Колёсная лира

Струнный инструмент, который у разных народов назывался по-разному. Он относится к группе фрикционных - то есть звучание производится с помощью трения.

Лира лежит на коленях у музыканта - в некоторых средневековых вариантах исполнения у него должен был быть помощник, который крутил колесо. Большая часть струн звучат одновременно в результате трения об это самое колесо. С помощью нескольких отдельных струн музыкант может извлекать и менять мелодию на фоне однотонного звучания остальных струн.

Также существует много национальных разновидностей инструмента, которые отличаются: конструкцией и размерами колеса, наличием или отсутствием клавиатуры, количеством струн, и так далее. Видео с примером игры на этом инструменте.

Колесная лира появилась сотни лет назад - так, описание «органистра» (древнее название лиры), встречалось в работах клирика , умершего в 942 году, а первое изображение относится к XII веку.

Колесная лира была довольно популярна в средневековье - ею пользовались менестрели и бродячие музыканты, которые с её помощью наигрывали простой музыкальный фон для своих рассказов. В XVII веке на волне увлечения пасторальной музыкой и буколической культурой колёсная лира ненадолго привлекла французских аристократов.

Сейчас на колесной лире играют этнические музыкальные группы. Инструмент также иногда используют некоторые музыканты или композиторы саундтреков.

В саундтреке сериала «Черные паруса» звучит колёсная лира

Варган

Один из древних язычковых музыкальных инструментов, для которого практически в каждом языке есть своё отдельное название. Например, на английском он называется «jew’s harp» (хотя имеет мало общего с евреями или арфой). Название, вероятно, появилось по созвучию с другим, «jaw harp», то есть «челюстная арфа» (одна из разновидностей варгана по форме напоминает арфу).

Варган может выглядеть по-разному - чаще всего это либо пластина из дерева, металла или кости с язычком в середине (пластинчатый варган), либо изогнутая металлическая дуга с тонким язычком с крючком в центре (дуговой варган). Кроме основных разновидностей есть множество национальных вариантов варганов.

Музыкант прижимает варган к зубам или губам, а резонатором служит его ротовая полость - звук меняется в зависимости от темпа и силы дыхания, формы рта и так далее. Способов извлечь разное звучание из варгана довольно много.

Археологические раскопки показали, что варганы использовались ещё в Великом Новгороде в районе XIII века. Варган считается одним из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. В своё время им заинтересовались композиторы - например, учитель Бетховена написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных. Для многих народов Азии варган - неотъемлемая часть культуры и национальной музыки. Интересно, что в советское время он считался одним из пережитков прошлого, предметом «культа» в шаманизме.

Варган был скорее этническим инструментом, но в последние годы начинает интересовать публику - возможно, за счет простоты игры или необычного звучания, напоминающего техно.

Кахон

Ударный инструмент в нашей подборке. Он выглядит как деревянная коробка, которую легко перепутать, например, с олдскульной колонкой.

На самом деле это интересный музыкальный инструмент родом из Перу, и играть на нём довольно просто - музыкант сидит сверху и играет руками или специальными барабанными щётками.

В зависимости от положения рук играющего, интенсивности и типа удара, звук меняется от высокого к басовому. Внутри современного кахона натянуты струны (или подструнник), которые слегка касаются той стенки ящика, по которой бьет музыкант (тапы).

На задней, передней или боковой стенке кахона находится звуковое отверстие (фазоинвертор), которое в зависимости от модели инструмента может быть разного размера и формы.

В XIX веке кахон стал популярным в Перу - по одной из версий, прародителем кахона стали ящики от фруктов, на которых играли рабы, так как игра на барабанах властями была запрещена. Звук кахона можно услышать во фламенко или джазовых композициях, а также в национальной перуанской музыке.

Музыкальная пила

Ещё один инструмент, появившийся из подручных средств в XIX веке в Аппалачах. В начале XX века музыкальные пилы начали выпускать крупные производители музыкальных инструментов, ими пользовались уличные музыканты, артисты цирка, варьете и водевилей, музыканты и актеры - например, на пиле играла Марлен Дитрих. Одним из самых известных применений пилы в музыке был саундтрек к фильму «Пролетая над гнездом кукушки» Джека Ницше.

По звучанию пила напоминает звуки терменвокса. Звук может меняться в зависимости от изгиба пилы. Один конец пилы (с рукояткой) держат коленями, а другой конец (иногда к нему тоже крепят специальный «держатель») - рукой, которой меняют изгиб.

Другой рукой со скрипичным смычком извлекают звук. Музыкальная пила - требовательный инструмент: неверный изгиб или положение смычка моментально исказят звучание, поэтому играющий должен быть предельно точен и обладать отличным музыкальным слухом.

В Музее музыки Монреальского Университета среди музыкальных инструментов квебекского фольклора многие с удивлением обнаруживают… пилу. И это не ошибка, так как пила – это самый настоящий музыкальный инструмент.

Хотя происхождение музыкальной пилы доподлинно неизвестно, существует предположение, что это французские лесорубы превратили её в музыкальный инструмент, чтобы коротать долгие ночи в лесу. К 1870 году благодаря развитию металлургии научились делать пилы с приемлемым звучанием. В 1900-х годах впервые были сделаны настоящие «звуковые лезвия», унаследованные от ручных пил. Им отрезали зубья и изменяли форму и рукоятку. К некоторым добавили «изогнутую рукоятку» для большего удобства и виртуозности. Американские музыкальные пилы никогда не теряли своих зубьев, но были ограничены в звуковом диапазоне: от 1½ до 2½ октав максимум, тогда как некоторые европейские музыкальные пилы могут достигать 3½ и даже больше. Чтобы добиться таких музыкальных качеств, конечно, закаленная сталь должна быть превосходного качества и иметь определенные параметры.
К середине 1900-х годов пила стала популярной в мюзик-холлах и водевилях. На ней даже играла Марлен Дитрих. Можно сказать, что музыкальная пила признана настоящим музыкальным инструментом благодаря Анри Соге (Henry Sauguet) и его пьесе «Стон». Современная квебекская фольклорная группа «Улыбающийся ботинок» иногда использует пилу на концертах, а клоун Шоколад играет на ней, чтобы развлечь молодежь.

Музыкальная пила никого не оставляет равнодушным. Она удивляет, волнует, веселит, дрожит сама и вызывает дрожь в других. Бельгийский скрипач Жан-Клод Вельш (Jean-Claude WELCHE) – один из редчайших музыкантов, играющих на этом инструменте, - признался, что, услышав впервые звук музыкальной пилы, заплакал. Этот малоизвестный инструмент покорил его своей удивительной экспрессивностью. Каждое выступление Вельша имеет головокружительный успех у публики, которой он стремится передать свою страсть к игре на этом удивительном музыкальном инструменте.

Для игры на пиле нужно зажать рукоятку коленями и согнуть лезвие рукой так, чтобы оно приняло форму латинской буквы «S», а другой рукой водить по лезвию скрипичным смычком. Жан-Клод Вельш обучает на своих курсах массе полезных вещей: как согласовывать музыкальные фрагменты, играть на пилах ансамблем, разными голосами, отрабатывать фразировку ударами смычка, импровизировать, плавно вводить пилу в произведение, выбирать хорошую пилу, создавать всевозможные шумовые оформления.

Существуют разные виды пил, разные позиции и способы игры, имеющие свои преимущества и недостатки. Каждый «пилист» должен найти технику, которая ему подходит. На пиле можно играть громко, тихо, быстро, добиваться разных оттенков звука.

И хотя музыкальная пила в настоящее время всё ещё относится к диковинным музыкальным инструментам, но, возможно, когда-нибудь молодые люди будут хотеть научиться играть на ней не меньше, чем на пианино!

Совсем недавно мы вспоминали относительно , которые не стали мейнстримом. Это происходит по разным причинам - из-за странной конструкции, необычного звучания или и стиля игры.

Очень разные по своей сути изобретения, которые в музыке заняли примерно одну узкую нишу - интересных, но мало распространенных инструментов.

Сегодня мы обратимся к «классике» - вспомним инструменты, которые появились сотни лет назад, но остались нишевыми, либо стали таковыми с течением времени.



Фото Ian Sane CC BY

Колёсная лира

Струнный инструмент, который у разных народов назывался по-разному. Он относится к группе фрикционных - то есть звучание производится с помощью трения.

Лира лежит на коленях у музыканта - в некоторых средневековых вариантах исполнения у него должен был быть помощник, который крутил колесо. Большая часть струн звучат одновременно в результате трения об это самое колесо. С помощью нескольких отдельных струн музыкант может извлекать и менять мелодию на фоне однотонного звучания остальных струн.

Также существует много национальных разновидностей инструмента, которые отличаются: конструкцией и размерами колеса, наличием или отсутствием клавиатуры, количеством струн, и так далее. Видео с примером игры на этом инструменте.

Колесная лира появилась сотни лет назад - так, описание «органистра» (древнее название лиры), встречалось в работах клирика , умершего в 942 году, а первое изображение относится к XII веку.

Колесная лира была довольно популярна в средневековье - ею пользовались менестрели и бродячие музыканты, которые с её помощью наигрывали простой музыкальный фон для своих рассказов. В XVII веке на волне увлечения пасторальной музыкой и буколической культурой колёсная лира ненадолго привлекла французских аристократов.

Сейчас на колесной лире играют этнические музыкальные группы. Инструмент также иногда используют некоторые музыканты или композиторы саундтреков.


В саундтреке сериала «Черные паруса» звучит колёсная лира

Варган

Один из древних язычковых музыкальных инструментов, для которого практически в каждом языке есть своё отдельное название. Например, на английском он называется «jew’s harp» (хотя имеет мало общего с евреями или арфой). Название, вероятно, появилось по созвучию с другим, «jaw harp», то есть «челюстная арфа» (одна из разновидностей варгана по форме напоминает арфу).

Варган может выглядеть по-разному - чаще всего это либо пластина из дерева, металла или кости с язычком в середине (пластинчатый варган), либо изогнутая металлическая дуга с тонким язычком с крючком в центре (дуговой варган). Кроме основных разновидностей есть множество национальных вариантов варганов.

Музыкант прижимает варган к зубам или губам, а резонатором служит его ротовая полость - звук меняется в зависимости от темпа и силы дыхания, формы рта и так далее. Способов извлечь разное звучание из варгана довольно много.

Археологические раскопки показали, что варганы использовались ещё в Великом Новгороде в районе XIII века. Варган считается одним из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. В своё время им заинтересовались композиторы - например, учитель Бетховена написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных. Для многих народов Азии варган - неотъемлемая часть культуры и национальной музыки. Интересно, что в советское время он считался одним из пережитков прошлого, предметом «культа» в шаманизме.

Варган был скорее этническим инструментом, но в последние годы начинает интересовать публику - возможно, за счет простоты игры или необычного звучания, напоминающего техно.

Кахон

Ударный инструмент в нашей подборке. Он выглядит как деревянная коробка, которую легко перепутать, например, с олдскульной колонкой.

На самом деле это интересный музыкальный инструмент родом из Перу, и играть на нём довольно просто - музыкант сидит сверху и играет руками или специальными барабанными щётками.

В зависимости от положения рук играющего, интенсивности и типа удара, звук меняется от высокого к басовому. Внутри современного кахона натянуты струны (или подструнник), которые слегка касаются той стенки ящика, по которой бьет музыкант (тапы).

На задней, передней или боковой стенке кахона находится звуковое отверстие (фазоинвертор), которое в зависимости от модели инструмента может быть разного размера и формы.

В XIX веке кахон стал популярным в Перу - по одной из версий, прародителем кахона стали ящики от фруктов, на которых играли рабы, так как игра на барабанах властями была запрещена. Звук кахона можно услышать во фламенко или джазовых композициях, а также в национальной перуанской музыке.

Музыкальная пила

Ещё один инструмент, появившийся из подручных средств в XIX веке в Аппалачах. В начале XX века музыкальные пилы начали выпускать крупные производители музыкальных инструментов, ими пользовались уличные музыканты, артисты цирка, варьете и водевилей, музыканты и актеры - например, на пиле играла Марлен Дитрих. Одним из самых известных применений пилы в музыке был саундтрек к фильму «Пролетая над гнездом кукушки» Джека Ницше.

По звучанию пила напоминает звуки терменвокса. Звук может меняться в зависимости от изгиба пилы. Один конец пилы (с рукояткой) держат коленями, а другой конец (иногда к нему тоже крепят специальный «держатель») - рукой, которой меняют изгиб.

Другой рукой со скрипичным смычком извлекают звук. Музыкальная пила - требовательный инструмент: неверный изгиб или положение смычка моментально исказят звучание, поэтому играющий должен быть предельно точен и обладать отличным музыкальным слухом.

Музыкальная пила — пила, используемая в качестве музыкального инструмента. По штриху относится к глиссандо; звук, издаваемый ею, напоминает звуки терменвокса. Считается, что впервые пилу как музыкальный инструмент стали использовать в XIX веке в Аппалачах, США. Уже к 1900-м годам в этой стране было больше десяти компаний, специализировавшихся на производстве музыкальных пил производство инструмента несколько снизилось в первой половине XX века, но затем вновь пошло на подъём. Сейчас музыкальные пилы производятся также и в других странах — в частности, в Англии и Швеции. В 1975 году композитор Джек Ницше использовал звуковой эффект музыкальной пилы в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», что привлекло существенное внимание критиков.

История

Использование ручных пил известно еще со времен Древнего Египта. Египтяне использовали их для поперечной и продольной распилки древесины. Материалом для изготовления полотна служила бронза, которую расплющивали молотком. Мягкость материала требовала частой заточки пилы. Несколько пил дошло до наших дней, но без рукоятей. Египетские пилы были короче современных и без обушка.

тандартная ручная пила из стали была разработана во второй половине 17 века в Англии, где началось ее производство. После этого пилы стали сравнительно доступны. В середине 18 столетия началось промышленное производство ручных пил, что сделало их достаточно доступным и популярным инструментом. В 19 веке пила приобрела тот вид, который мы видим сегодня.

Достоверно не известно когда пилу стали использовать как музыкальный инструмент. Предположительно эта идея принадлежит французским лесорубам, которые в конце 19 столетия придумали с помощью молотков и палки со шнурком (подобие смычка) извлекать из пилы звуки. В то же время было взято несколько патентов в Европе и Америке. Музыкальная пила стала популярна в 1900-х годах среди цирковых артистов и артистов варьете. Благодаря небольшой стоимости и удобству в транспортировке музыкальная пила использовалась уличными артистами, певцами, и т.п. задолго до того как так называемые "серьезные музвыканты" приняли пилу как музыкальный инструмент. Своего расцвета музыкальная пила достигла в водевиле и умерла во Время Второй Мировой Войны. Одной из известных актрис игравших на музыкальной пиле была Марлен Дитрих.
Падение популярности музыкальной пилы во время Второй Мировой Войны было связано с тем, что вся сталь шла на производство оружия и молодые мужчины уходили на фронт и некому было передавать свои знания старшему поколению.

Звукоизвлечение и использование

При игре на музыкальной пиле ее как правило зажимают между коленками (стороной с рукоятью), левой рукой держа за другой край изгибают в виде буквы S и правой рукой водят по пиле скрипичным смычком. Изменение звучания происходит за счет изгибания пилы во время игры, что требует значительного усилия со стороны левой руки. Несмотря на повышенную нагрузку известно несколько женщин-музыкантов играющих на пиле. Для упрощения удержания пилы левой рукой часто используют круглую деревянную рукоять, которая прорезью вставляется в край полотна. Музыкальная пила используется как одиночный инструмент, так и в составе оркестра (или другого музыкального сопровождения). Современная музыкальная пила производится из специальных видов стали. Тембр её звучания очень похож на чистый, нежный женский голос.
Очень многие производители ручных пил имели в своей линейке музыкальную пилу. Например английский производитель ручного инструмента Thomas Flinn & Co сегодня выпускает под маркой Parkstone (Roberts & Lee) 3 размера пил с низким, средним и высоким звучанием. Это единственная компания на территории Великобритании производящая сегодня музыкальные пилы. Конструкционно пилы сохранили свой вид, в том числе и зубья, которые не разводят и не затачивают. При этом в районе рукояти часть зубов отсутствует. Это сделано с целью предотвращения повреждения одежды музыканта.





Top