Кунц камеры. Что такое кунсткамера? Описание, история и современность

КУНСТКАМЕРА - Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос-но-ва-на в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1714 году по рас-по-ря-же-нию ца-ря Пет-ра I . В ос-но-ву Кунсткамеры по-ло-же-ны лич-ные со-б-ра-ния Пет-ра I, ана-то-мические кол-лек-ции, хра-нив-шие-ся в Главной ап-те-ке, и другие экс-по-на-ты. В 1714-1718 годах кол-лек-ции раз-ме-ща-лись в Санкт-Пе-тер-бур-ге в Лет-нем двор-це Пет-ра I, в 1718-1727 году в до-ме А. В. Ки-ки-на - «Ки-киных па-ла-тах» (от-кры-ты для по-се-ще-ния в 1719 году). Над-зор за кол-лек-ция-ми пер-во-на-чаль-но по-ру-чен лейб-ме-ди-ку Р. К. Аре-ски-ну, а по-сле его смер-ти в 1719 году - Л. Л. Блю-мен-тро-сту (смотри в статье Блю-мен-трост). В 1718-1728 годах на стрел-ке Ва-силь-ев-ско-го ост-ро-ва для раз-ме-ще-ния кол-лек-ций по-строе-но пер-вое в Рос-сии здание, спе-ци-аль-но спро-ек-ти-ро-ван-ное для нужд пуб-лич-но-го му-зея. Его вен-ча-ла баш-ня с мо-де-лью ар-мил-ляр-ной сфе-ры на ку-по-ле (ар-хи-тек-то-ры Г. И. Мат-тар-но-ви, Н. Ф. Гер-бель, Г. Киа-ве-ри; строи-тель-ст-во верх-не-го яру-са баш-ни за-вер-ше-но в 1734 году М. Г. Зем-цо-вым). В баш-не был ус-та-нов-лен Гот-торп-ский гло-бус (уни-каль-ный гло-бус- пла-не-та-рий - по-лая вра-щаю-щая-ся сфе-ра, на на-руж-ной сто-ро-не ко-то-рой изо-бра-же-на по-верх-ность Зем-ли, а на внут-рен-ней - кар-та звёзд-но-го не-ба), а так-же раз-ме-ще-на ас-тро-но-мическая об-сер-ва-то-рия Пе-тербургской АН (ны-не Му-зей М. В. Ло-мо-но-со-ва). По «Про-ек-ту уч-ре-ж-де-ния Ака-де-мии...» (1724 год) Кунсткамера и раз-ме-щён-ная в ней биб-лио-те-ка (ны-не Биб-лио-те-ка Рос-сий-ской ака-де-мии на-ук) пе-ре-шли в ве-де-ние Пе-тербургской АН. По-сле на-зна-че-ния Блю-мен-тро-ста пре-зи-ден-том АН прак-тическое ру-ко-во-дство Кунсткамерой до 1761 года осу-ще-ст-в-лял И. Д. Шу-махер. В декабре 1747 года при по-жаре бы-ли ут-ра-че-ны боль-шин-ст-во эт-но-гра-фических кол-лек-ций Кунсткамеры и Гот-торп-ский гло-бус (вос-соз-дан в 1751 году с учё-том но-вых гео-гра-фических от-кры-тий), на-не-сён су-ще-ст-вен-ный ущерб са-мо-му зда-нию (в 1754-1758 году пе-ре-строе-но архитектором С. И. Че-ва-кин-ским без верх-не-го яру-са баш-ни, вос-соз-дан-но-го в 1947-1948 году по про-ек-ту Р. И. Ка-пла-на-Ин-ге-ля). В 1766 году, по-сле ре-мон-та, Кунсткамера от-кры-та для по-се-ти-те-лей.

На про-тя-же-нии XVIII века шёл про-цесс ин-тен-сив-но-го по-сту-п-ле-ния но-вых кол-лек-ций в Кунсткамеру. Сре-ди пер-вых - ес-те-ст-вен-ное со-б-ра-ние «жи-вот-ных чет-ве-ро-но-гих, птиц, рыб, змей, яще-риц, ра-ко-вин и дру-гих ди-ко-вин-ных про-из-ве-де-ний из Ост- и Вест- Ин-дии» ам-стер-дам-ско-го ап-те-ка-ря А. Се-бы, со-б-ра-ние ана-то-мических пре-па-ра-тов голландского вра-ча и ана-то-ма Ф. Рёй-са (при-об-ре-те-ны Пет-ром I), те-ра-то-ло-гическое соб-ра-ние, фор-ми-ро-вав-ше-еся в со-от-вет-ст-вии с ука-зом Пет-ра I 1718 года «О при-но-се ро-див-ших-ся уро-дов...» за воз-на-граж-де-ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по-сту-пи-ло об-шир-ное со-б-ра-ние по эт-но-гра-фии на-ро-дов Си-би-ри немецкого учё-но-го и пу-те-ше-ст-вен-ни-ка Д. Г. Мес-сер-шмид-та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе-ре-да-на кол-лек-ция ма-те-ма-тических и ме-ха-нических ин-ст-ру-мен-тов, мо-нет и ме-да-лей, со-б-ран-ная Я. В. Брю-сом. Бо-га-тые кол-лек-ции по-сту-пи-ли от уча-ст-ни-ков 2-й Кам-чат-ской экс-пе-ди-ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве-лась ра-бо-та по сис-тема-ти-за-ции кол-лек-ций. В 1741 году из-дан ил-лю-ст-ри-ро-ван-ный пу-те-во-ди-тель по му-зею «Па-ла-ты Санкт-Пе-тер-бург-ской им-пе-ра-тор-ской ака-де-мии на-ук, Биб-лио-те-ки и Кун-ст-ка-ме-ры...» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то-мах на латинском язы-ке - ка-та-лог экс-по-на-тов Кунсткамеры «Musei Im-pe-rialis Petropolitani».

По-сле по-жа-ра 1747 года АН пред-при-ня-ла ме-ры по вос-ста-нов-ле-нию ут-ра-чен-ных кол-лек-ций, в част-но-сти в середине 1750-х годов в Ки-тай пос-лан ле-карь Ф. Л. Ела-чич. В по-след-ней тре-ти XVIII века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли кол-лек-ции, со-б-ран-ные уча-ст-ни-ка-ми Ака-де-мической экс-пе-ди-ций 1768-1774 годов, пер-вые эт-но-гра-фические экс-по-на-ты из Япо-нии и Южной Аме-ри-ки, а так-же Океа-нии и Северо-Западной Аме-ри-ки, со-б-ран-ные 3-й кру-го-свет-ной экс-пе-ди-ци-ей Дж. Ку-ка. В 1776 году из-дан ка-та-лог кол-лек-ций Кунсткамеры «Опыт о Биб-лио-теке и Ка-би-не-те ред-ко-стей и ис-то-рии на-ту-раль-ной Санкт-Пе-тер-бург-ской Ака-де-мии на-ук», со-став-лен-ный И. Г. Бак-мей-сте-ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году - ка-та-лог «Ка-би-нет Пет-ра Ве-ли-ко-го», со-став-лен-ный О. П. Бе-ляе-вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре-ти XIX века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли эт-но-гра-фич. кол-лек-ции, со-б-ран-ные во вре-мя кру-го-свет-ных пу-те-ше-ст-вий И. Ф. Кру-зен-штер-ном и Ю. Ф.Ли-сян-ским (1803-1806 годы), Ф. П. Лит-ке и М. Н. Ста-ню-ко-ви-чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз-глав-ля-ли вид-ные отечественные учё-ные П. С. Пал-лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко-тель-ни-ков (1771-1797 годы). По-след-ний ди-рек-тор еди-ной Кунсткамеры - Н. Я. Озе-рец-ков-ский (1800-1827 годы). Как еди-ный му-зей Кунсткамера функ-цио-ни-ро-ва-ла до пер-вых де-ся-ти-ле-тий XIX века, ко-гда на её ба-зе бы-ли соз-даны Ази-ат-ский музей (1818 год), Бо-та-ни-че-ский (1823 год; ны-не Бо-та-ни-чес-ко-го института РАН имени В. Л. Ко-ма-ро-ва), Еги-пет-ский (1825 год, ны-не кол-лек-ция в Эр-ми-та-же), Зоо-ло-ги-че-ский (1832 год; ны-не Зоо-ло-ги-чес-ко-го института РАН), Ми-не-ра-ло-ги-чес-кий (1836 год; ны-не имени А. Е. Ферс-ма-на РАН) му-зеи, а так-же в 1836 году ка-би-не-ты - Эт-ногра-фи-чес-кий (ны-не Ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии му-зей, функ-цио-ни-рую-щий в ис-то-рическом зда-нии быв-шей Кунсткамеры) и Ну-миз-ма-ти-чес-кий (ны-не кол-лек-ция в

Предыдущая фотография Следующая фотография

Расположенный на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (иначе Кунсткамера) является одним из крупнейших музеев такого рода. Его собрание составляют экспозиции по культуре и быту народов мира, но более всего он славится своей коллекцией «уродцев» - анатомических редкостей и аномалий. Само понятие «Кунсткамера» происходит от немецкого слова «Kunstkammer» и означает «Кабинет редкостей».

Официальным днем основания первой российской Кунсткамеры считается 31 января 1714 года. После того, как в 1712 году столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, Петр I приказал перевезти в Петербург всю свою личную коллекцию и библиотеку «Государев кабинет», которые были размещены в Летнем дворце. «Кабинет» оказался настолько огромным, что под него было выделено отдельное помещение. Это помещение и стало первым «домом» Кунсткамеры.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол». Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году - именно тогда, в Вене , Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.

Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии , а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.

Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава - liquor balsamicum.

Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов - немалое число книг и вся этнографическая коллекция - пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 - в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга - Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день - «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе - их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» - колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками - сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы узнаете что это - одно из старейших зданий Санкт-Петербурга.

История создания Кунсткамеры или Царского кабинета редкостей, начался с покупки Петром I во время поездки в Голландию 937-ми анатомических препаратов.

Профессор Рюйш собирал их почти 50 лет и продал коллекцию русскому императору, потому что верил, что так собрание сохранится для потомков. Российский Царь покупал за границей, не жалея средств, разные редкости. Заведовать первым музеем назначили Роберта Адрескина, а надсмотрителем - Иоганна Шумахера.

В 1714 г. коллекции диковинок были отправлены из Москвы в Санкт-Петербург. Петр I велел разместить их в своем Летнем дворце. Император назвал их кабинетом редкостей или Куншткамерой. Позже все экспонаты были перенесены в Кикины палаты. Александра Кикина убили во время расследования дела царского сына Алексея, и его дом из двух этажей конфисковали. Там император указал разместить музей и библиотеку. В восьми залах устроили препараты Рюйша в стеклянных емкостях, географические карты и чучела животных, модели машин, приборы, книги, минералы, буддийские идолы и другие диковины, которые покупались по всей России, как повелел император.

КУНСТКАМЕРА РЕЖИМ РАБОТЫ:

СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ:

КУНСТКАМЕРА АДРЕС:

Музей работает с 11:00 до 18:00

касса открыта до 17:00.

Выходной день - понедельник

Санитарный день - последний вторник каждого месяца,

взрослые граждане России - 250 рублей

дети, студенты, пенсионеры (граждане России) - 50 рублей

Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3

(вход для посетителей с Таможенного переулка)

Проезд: троллейбусы 1, 7, 10,11; автобусы 7, 10, 24,191
(от ст. метро "Невский Проспект")

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ:

http://www.kunstkamera.ru

Особенно поражали народ живые экспонаты. Люди, страдающие различными уродствами, жили в здании музея. Кунсткамера открылась для посещений в 1719 году. Император хотел, чтобы посетители смотрели экспонаты и развивались. Для увеличения количества гостей Кунсткамеры, плата не только ни взималась, но дамам выдавалась чашка кофе с конфетами, а кавалерам - токайское и закуски, народу попроще - кофе и водка. Казна выделяла специальные средства для этих целей на зависть Европе. Вскоре стало ясно, что коллекция экспонатов пополняется так быстро, что Кикины палаты не способны их вместить.

Легенда гласит, что место для Кунсткамеры было выбрано во время прогулки по Васильевскому острову. Император увидел две сосны, ветки которых переплелись так чудно, что определить, какому из деревьев они принадлежат было сложно. Царь, решил, что это знак. Было принято решение строить именно на этом месте в 1728 году. Сосны аккуратно спилили. Они стали экспонатами, которые можно увидеть и сегодня.

Размер построенного здания казался для того времени необыкновенно большим, длина почти 100 метров, ширина-15 метров.

Император лично наблюдал за строительством Кунсткамеры, но при его жизни оно не было завершено. После смерти царя надзор возглавила Академия, что сделало музей по-настоящему научным учреждением. Строительством занимались несколько архитекторов. Кунсткамера была закончена М. Земцовым в 1735 году. Башню увенчала сфера, в нишах по фасадам установили скульптуры двенадцати наук из липового дерева. Наш великий ученый М. Ломоносов, основавший первый российский университет, проработал в башне более 20 лет с 1741 года. Он открыл здесь планетарий и организовал работу астрономической обсерватории.

На основе главного музея, в 1836 году были организованы 7 академических музеев. Музей М.В. Ломоносова из 3-х залов был устроен в помещении Кунсткамеры после войны в 1949 году. Он представляет историю развития астрономии в России, кабинет ученого с его инструментами, приборами, личными вещами и книгами, документы. Воссоздана обстановка зала заседаний Академии.

МАЭ РАН - музей, рассказывающий об истории всех народов мира, об археологических открытиях, представлены антропологические экспонаты. Каталог включает 1,8 млн. предметов. Огромную коллекцию собрали несколько поколений знаменитых российских и зарубежных ученых и путешественников. Экспонаты пережили пожары и войны. В блокадном Ленинграде в музее работали всего 15 человек. Своим героическим трудом они сохранили для нас бесценную коллекцию.

В этом здании находятся Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого и Музей М.В.Ломоносова.

Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство первого музея в России - Кунсткамеры. На Васильевском острове находится строгое увенчанное башней здание, которое называют Кунсткамерой. На здании мраморные мемориальные доски, из надписей на которых вы узнаете что это - одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. Его построили уже в 1728 году, а город начинался только в 17О3-м. В этом здании, работал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, титан русской и мировой науки.
Петр 1, сооружая новую столицу на берегах Невы, замыслил именно Васильевский остров сделатьь центром столичного города. Вот потому здесь и возводились: Двенадцать коллегий - правительственные учреждения, здание с башней – Кунсткамера - первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с
которого началось музейное дело в России. Да и не только музейное. Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.
Стрелка Васильевского острова не стала центром столицы, но она на многие годы стала центром русской науки… И поныне здесь, в академических институтах и музеях, в университете, царствует наука.


Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире.
Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.
Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.
Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.
Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.
Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки.


Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г..
Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани
Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.
В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.


Пётр I во время «великого посольства» в 1697-1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, - сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, - как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Хранение этих экспонатов, было доверено президенту Аптекарской канцелярии Роберту Арескину. Иоганн Шумахер был назначен на специальную должность - «надсмотритель редкостей и натуралиев». Этот музей назвали кунсткамерой, но в то время, он был недоступен для всеобщего обозрения.
Только в 1719 году, некоторые коллекции кунсткамеры, были показаны публике. Основным источником пополнения коллекций, были «Академические экспедиции» первой половины XVIII века. Так же, по распоряжению Петра I редкости покупали в разных странах Европы. В коллекции, которая была показана публике, было множество различных животных, а так же живые экспонаты. Это были люди - уроды, карлики, великаны и монстры.
В 1727 году, кунсткамера переместилась в новое место. Здание было построено по приказы Петра I, и посещение этого музея в то время было бесплатным. Петр считал, что посетители должны быть угощены «кофе и цукербродами», ради этого, он выделил из казны определенную сумму на эти угощения. Так же, посетителей угощали закусками и венгерским вином. В кунсткамере существовали служащие, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении. Посетители всегда с большим желанием ходили в этот музей, и есть свидетельства, которые говорят о том, что в кунсткамере всегда было много разного народа. В 1741 году, издали двухтомный каталог, где были опубликованы все экспонаты кунсткамеры с их полным описанием.


Большая часть анатомического собрания принадлежала Фредерику Рюйшу, профессору ботаники и анатомии. Он изготовил уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. В 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937, входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.



В 1747 году, здание кунсткамеры охватил пожар, и большая часть коллекций сгорела. Работники кунсткамеры, разослали по губернским канцеляриям списки сгоревших экспозиций, с намерением собрать их заново. Кунсткамеру восстановили только к 1766 году.
В начале 19 века, музей начали пополнять экспонатами. В основном, это были вещи, которые привез капитан Кук из Полинезии. Так же, здесь появились этнографические экспонаты разных народов мира.

Популярность Кунскамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей.
Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунцкамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777–1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф «Празднующая Европа», бюст Екатерины II, барельеф «Россия», медальон с изображением Л. Эйлера.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев (зоологический, ботанический, этнографический и др.). Тогда же, после перевода обсерватории в Пулково, библиотека Академии наук заняла все помещения здания. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии. В 1884–1886 годах по проекту Р.Р. Марфельда в Таможенном переулке был построен новый двухэтажный корпус. В 1909 году он по проекту А.В. Друкера был надстроен третим этажом.
В 1947–1949 годах был восстановлен верхний ярус башни, в ней установили Готторпский глобус. В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М.В. Ломоносова.


МАЭ РАН - единственный музей России, объединяющий и показывающий посетителям коллекции материалов по культуре и истории народов мира, археологии и антропологии. Коллекции, принадлежащие к числу наиболее крупных в мире и насчитывающие более 1.8 млн единиц хранения, были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Ю. М. Лисянский, И. Г. Вознесенский, О. Е. Коцебу, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Литке, Н. Н. Миклухо-Маклай, В. В. Юнкер, Л. И. Шренк, М. А. Кастрен и др.
Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тыс.), археологических (около 460 тыс.), антропологических (около 380 тыс.) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тыс.).
В трех залах Музея М. В. Ломоносова, расположенного в башне здания, демонстрируются документы и предметы (научные приборы и инструменты, книги, портреты, гравюры), характеризующие науку и культуру России XVIII в., личные вещи М. В. Ломоносова; представлена история русской астрономии XVIII-XIX вв., в том числе Большой Готторпский глобус-планетарий (создан в Германии в 1664 г., восстановлен в России в 1750 г. после пожара 1747 г.). Воссозданы интерьеры зала заседаний Академического собрания и кабинета ученого-естествоиспытателя.
C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит
присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) - один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724-1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718-1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы - зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии - на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII - начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин​никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер​шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX - XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мер​вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры - Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России - П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН - это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII - XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 2014 г. Кунсткамера праздновала 300-летие. 24-25 ноября 2014 г. прошла международная научная конференция «Кунсткамера - первый музей России: 300 лет традиций и развития». 26 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России - Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. Подарки и грамоты от правительства Петербурга вручил Андрей Максимов, председатель городского Комитета по науке и высшей школе.




Top