Л н толстой юность основная мысль. Основная мысль трилогии детство отрочество юность

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

О книге

В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.

Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.

Семья Николеньки

В семье Иртеньевых произошли изменения. Отец редко стал бывать дома, а по возвращении много шутил. Любочка нисколько не переменилась, зато Катенька превратилась в кокетку. У Володи своя жизнь. Они с младшим братом стали совсем чужие. Во взрослой студенческой жизни с настоящими балами, друзьями и шампанским Николеньке нет места.

Повесть «Юность» Толстого - это настоящее жизнеописание обычного ребенка со всеми его переживаниями, драматичными ситуациями, надеждами и чаяниями. Так, сдав хорошо экзамены, Николай начинает очень собой гордиться. Однако неудача во время сдачи латыни привела к тому, что юноша охладел к учебе. В итоге Николенька поступает.

Начало самостоятельной жизни

Отец отбывает в деревню, оставляя младшему сыну двести рублей и пролетку с кучером и конем. Почувствовав себя взрослым, Николай начинает совершать глупости. Л. Н. Толстой отлично описывает поведение молодого человека, предоставленного самому себя. Стремясь быть похожим на брата, который начал курить после поступления в университет, Николай едет в табачную лавку и тратит там почти все оставленные ему деньги. Однако по возвращении домой юноша сильно разочаровывается в покупках - курить ему не понравилось.

Володя решает отметить поступление младшего брата ужином у «Яра». Николай с Димой Нехлюдовым отправляются к Дубкову, чтобы забрать Володю. Там Николенька видит, как старший брат играет в карты, это ему сильно не нравится.

Наконец, друзья приезжают к «Яру». Здесь их проводили в отдельную комнату, где ждали ужин и шампанское. Николай пытался подчеркнуть свою взрослость, говорил, как ему казалось, умные вещи, но его почему-то стыдились. Опьянев со второй бутылки шампанского, юноша отправился покурить, но по дороге рассорился с каким-то господином. С досады Николай нагрубил Дубкову. Позднее героя еще долго мучила совесть из-за этой незаслуженной обиды друга.

Уезжая, отец наказал младшему сыну посетить определенных людей, составив их список. И вот, когда Николай уже собирается выезжать, приходят Иленька и Грап. Они пришли поздравить юношу, но Николенька обошелся с ними очень холодно, презирая Грапа за подобострастие, и уехал.

Визиты

Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.

Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.

Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.

Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.

Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.

Какая бывает любовь?

Если сравнить теперешнее поведение Николеньки с зарисовками, что дает повесть «Детство», можно отчетливо увидеть эмоциональный рост главного героя. Читатель сразу понимает, что перед ним не ребенок, а юноша с другими мыслями, желаниями и мечтами. Так, смотря на окружающих его женщин, Иртеньев-младший начинает задумывать о природе любви и приходит к выводу, что она бывает трех видов. Первый - любовь к красоте. При такой любви очень много о ней говорят по-французски, не заботясь о взаимных чувствах. Второй - любовь к самоотверженности. Заключается она в том, что человек наслаждается процессом жертвования ради возлюбленного, не интересуясь, нуждается ли оный в подобных проявлениях чувств. Третий - деятельная любовь. В этом случае человек стремится выполнить все прихоти предмета воздыхания. Только такие люди могут быть счастливы в своей любви.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна. Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу - начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Учеба и возвращение отца

Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.

Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше - молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.

Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.

Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его - можно перевестись на другой факультет.

Развязка

Повесть «Юность» Толстого подходит к концу. Как-то ночью Николенька находит тетрадку, озаглавленную так: «Правила жизни». Герой начинает вспоминать о своих юношеских мечтах, что вызывает в нем слезы раскаяния. С этого момента он решает вернуться на путь праведности и духовного развития. Николенька верит, что в будущем его ждет счастливая и радостная жизнь.

Анализ

Как и многие литературные произведения Толстого наша трилогия воплощает в себе огромное число идей и замыслов. Работая над текстом, автор тщательно подбирал каждое слово, поэтому любая фраза или описание имеют концептуальное значение и подчинены общей идее. А идея эта заключается в том, чтобы как можно достовернее и подробнее изобразить процесс становления человека от ребенка до юноши. И здесь нет места ничего не значащим сценам, мыслям и словам. Любая мелочь и деталь помогает лучше понять внутренний мир юноши, его душевные переживания, надежды и чаяния. Так, описывая книги, которые читает Николенька, Толстой поясняет читателю причины тяги своего героя к приключениям и подвигам. А подобные мысли тут же находят отражение в поступках юноши. Все взаимосвязано в произведении. Каждая деталь становится ключом к пониманию природы поступков. За такое скрупулезное отношение к повествованию проза Толстого и была названа «диалектикой души».

Почему же автор выбирает для описания именно эти этапы (детство, отрочество, юность) жизни человека? Дело в том, что именно в эти периоды люди наиболее ярко ощущают себя в этом мире, свою неделимость с ним, а затем, постепенно, начинают отдаляться от него, осознавать себя как личность. Не зря трилогия начинается именно с повести «Детство», темы которой связаны с совсем маленьким детским мирком главного героя. Затем в «Отрочестве» мир, а с ним и мысли главного героя расширяются. В «Юности» же мировоззрение героя совершенно меняется. Если раньше для него главенствовали отношения с семьей, наиболее ярко звучала тема дома, то теперь на первый план выходит построение связей с внешним миром.

Герой повести

«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем - Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.

Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.

Образ Карла Ивановича

Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович - учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.

Вывод. Толстой: «Юность»

Глава «Юность» - одно из величайших творений Толстого. В этом произведении великий классик проявил себя и как художник, и как моралист. Однако нет в произведении громоздкой назидательности. Наоборот, автор изображает развитие человеческой души, которая учится на своих ошибках. Только так и никак иначе происходит взросление человека. На собственном опыте, своих разочарованиях, разбитых мечтах и надеждах на лучшее будущее.

Главный герой повести «Юность» - Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню - и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге - позорный провал на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование - это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, - к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.

Ирина Борисовна ЯЩЕНКО - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
Урок прислан на конкурс методических разработок в номинацию «Как я преподаю трудную тему».

“Диалектика души”главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность»*

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Вступительное слово учителя

“История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Л.Толстого занимает особое место.

- Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств. Вскоре возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития - так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» - «Молодость» - так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

“История души человеческой” (наблюдение за психологией отдельного человека), изображённая Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л.Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л.Толстого, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл “диалектику души” (“...психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л.Толстого Ап. Григорьев определил как “музыкальное начало”.

Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком (см. приложение) работаем в течение всего урока.

- В чём вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?

Ещё М.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой...” Метод Л.Толстого - это метод своеобразного “наложения”: “я” - шестнадцатилетнего юноши и “я” - взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот приём даёт ощущение целостности и глубины картины.

- Покажите на примерах “движения души” главного героя (гл. II, XVI): “я” юноши (главы II, III, конец главы ХIII); “я” взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX) .

Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.

- Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

- Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению - отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

- Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чём состоит его следование идеалу? (Глава III.)

Безупречные мечты: “...Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель... Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе”.

Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи - красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

Прав Ю.М. Лотман, считающий, что “дом для дворянского дитяти - это целый мир: культура, образование, воспитание”. Наглядный тому пример - таинство обедов у Иртеньевых.

- Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

Таблица 1. Интерьер

Корнаковы, Ивины

Иртеньевы

Квартира Корнаковых: “Зала... была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным...”

Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький...”

Формы среднего рода (“что­то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какаято не стоящая внимания вещь - кресло или окошко”.

Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “...всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой...”

В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом - это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“...Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

Характер дома Нехлюдовых в Кунцево - это простота и изящество.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Вот скажите, Вы же не будете ходить в одной и той же одежде каждый день из года в год? Даже если она Вам очень нравится. Она пачкается, мнется, да, в конце концов, просто надоедает! Вот так и обои для стен – пачкаются, выгорают, изнашиваются и тоже надоедают. Выход – пойти в магазин и купить новые! Тем более, что для этого даже выходить из дома не потребуется. В каталоге на сайте oboilider.ru представлен широчайший выбор обоев, среди которых Вы обязательно найдете, те, на которые Вам не надоест смотреть, ну, по крайней мере несколько ближайших лет. ПереОБОЙТЕ Ваш дом, и он заиграет новыми красками. Не забудьте заглянуть в раздел "Распродажа" и тогда обновка обойдется совсем недорого.

Главный герой - Николенька Иртеньев - и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав - борьба добра и зла в душе, поступках героя.

- Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. (См. табл. 2.)

Таблица 2. Антитеза

Мечты

Действительность

Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом. “Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

Очищение души после двух исповедей.
Двойственное чувство к Дубкову.

Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).
Презрение к денежным отношениям в дружбе. Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.
Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана. Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого - нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

- Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

Он молод; хочет, чтобы его любили; пытается исправить характер и стать достойным мира сего. Он ищет нравственных преобразований. В поисках кумира, идеала для подражания Николенька Иртеньев обращается к миру взрослых, где осуществляет своё представление о человеческом достоинстве - “comme il faut” (франц. “как должно, быть порядочным, благовоспитанным человеком”).

- Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

Светскость манер и поведения:

Отличное произношение французских слов;

Длинные и чистые ногти;

Умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

Презрение к простому народу;

Выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

- Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

- Отсутствие нравственного опыта (молод) приводит Николеньку Иртеньева к душевному разладу, краху. Проследите, как приходит к шестнадцатилетнему герою признание несостоятельности идеала светскости (аристократизма)?

Через способность проанализировать свой мир, через приобретаемый жизненный и нравственный опыт Николеньки: столкновение с самовлюблённым Ивиным, с одной стороны, и знакомство со студентами-разночинцами - Семёновым, Зухиным, Оперовым - с другой. Люди типа Дубкова никогда не создавали для себя нравственных правил, не мучались оттого, что не всё удаётся в жизни, а пользовались теми нормами, которые были приняты в их среде и считались общеобязательными.

- К каким выводам приходит главный герой в результате наблюдения за миром новых странных знакомых? (Глава XLIII.)

“Да уж не вздор ли всё это?” Николеньке захотелось сблизиться с ними, хотя сделать это для него было непросто. Он приходит к пониманию того, что ему “надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо...”

- Попробуйте определить смысл финальной главы “Я проваливаюсь”.

Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

Эти поиски продолжат уже другие герои Л.Толстого: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной». Поиски смысла жизни (“спокойствие - это душевная подлость”) - отличительная черта героев Л.Толстого.

- Объясните смысл эпиграфа к уроку.

- Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

- Каковы нравственные уроки великого Толстого?

“Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?” - задаёт вопрос Н.Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого «Юность».

Действительно, нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

Приложение

Словарик к уроку: автобиографическая трилогия; диалектика; идеал; нравственные законы; добродетель; “диалектика души”; comme il faut.

Л.Н.Толстой«Юность»:

нравственные идеалы

Я был бы не счастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

цели для моей жизни - цели

общей и полезной.

Л. Н. Толстой.

Из дневника юношеских лет. .


Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы;

2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом.

3. развитие навыка осмысленного чтения.

4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.



Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являюется автобиографией.

Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.


«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь ХIХ век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан.

Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857).

Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?


Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться?

Процесс умственного и нравственного развития человека.



1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа .

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?


Работа в группах .

Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?


2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа .

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?


Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?



Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.

Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.

Толстой Юность краткое содержание

Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.

Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.

В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.

В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.

План:

1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
4. Визиты знакомым
5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
6. Лето в деревне, женитьба отца
7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
10. Осознание ошибок. Новая жизнь




Top