Лев ошанин душ человеческих добрые лекари. Книжные люди – друзья мои ближние

Каких только библиотек нет в России: от самых скромных — на несколько стеллажей, и до роскошных — с фонтанами, ветряными мельницами, компьютерными залами, игровыми и концертными студиями.

«Я всегда воображал Рай чем-то наподобие роскошной библиотеки», — сказал Хорхе Луис Борхес, а мог бы эти слова сказать любой русский писатель и многие наши читатели. «Книжные люди — друзья мои ближние», — написал замечательный русский поэт Лев Ошанин.

История библиотечного дела является важной частью истории и культуры нашего общества. Но почему же «библиотечный день» в России отмечается именно 27 мая? Да потому, что именно в этот день высочайшим повелением императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге была основана первая государственная общедоступная библиотека России. До 1917 года она называлась Императорская публичная, затем, до 1925 года, — Российская публичная библиотека, с 1932 года — имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, а до 27 марта 1992 года — Государственная публичная библиотека, в народе ласково — «Публичка». Сегодня эта одна из крупнейших библиотек мира, вторая по величине фондов в нашей стране — уже не просто библиотека, а хранилище национальной памяти, общероссийский информационный, научно-исследовательский и культурный центр, носит название Российской национальной библиотеки. Согласно указу Президента России, она является особо ценным объектом национального наследия, представляя историческое и культурное достояние народов Российской Федерации.

Идея организации общедоступной библиотеки в России появилась ещё в начале XVIII века: в 1766 году на рассмотрение государыне Екатерине II был предложен план её создания, но только за полтора года до своей кончины императрица одобрила этот план, достойно завершив сим деянием своё царствование. Место для библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи: на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Строительство здания по проекту архитектора Е. Т. Соколова продолжалось около 15 лет.

В основу иностранного фонда Императорской публичной библиотеки легла коллекция книг и рукописей — так называемая «Библиотека Залуских», которая была собрана поляками братьями Юзефом Анджеем и Анджеем Станиславом Залускими на строго научной основе и комплектовалась литературой из самых разных стран Европы. После подавления восстания под руководством Костюшко в 1794 г. и взятия Варшавы Суворовым, библиотека, составлявшая 400 тыс. томов, была объявлена российской собственностью и в качестве военного трофея перевезена в Петербург. Показательно, что русское правительство посчитало самым ценным трофеем не золото и прочие материальные ценности, а книги и рукописи! В 1930-х годах советская власть возвратила основную часть Библиотеки Залуских (50 тыс. томов) Польше, но в ходе Варшавского восстания 1944 года её разграбили и частично уничтожили фашисты.

Планировалось открыть первую общественную библиотеку в 1812 году, однако в связи с нашествием Наполеона самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга, и открытие пришлось перенести на два года. Оно торжественно состоялось 2 (14) января 1814 г. В первые тридцать лет работы читателям было выдано более 100 000 изданий. Для размещения растущего фонда построили второе здание, выходящее фасадом на Екатерининский сад (архитектор К. Росси). В работе библиотеки участвовали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, В. С. Сопиков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин и др. Эта библиотека открыла новую эпоху в истории науки и культуры России, быстро превратилась в центр культурной жизни столицы Российской империи.

Не отставала от Петербурга и вторая русская столица — Москва. Одна из самых старых и крупных библиотек города — Российская Государственная, основанная на фондах Румянцевского музея. Для москвичей «библиотечный день» — 23 мая (по ст. ст.). В этот день в 1861 г. Комитет министров принял постановление о переводе в Москву Румянцевского музея и о создании Московского публичного музея. Но ещё в 1850-е гг. попечитель Московского учебного округа Е. П. Ковалевский задумал создать на основе коллекций Московского университета публичный музей, а библиотеку университета разместить в особом здании и сделать её более доступной. О том же твердили профессор Московского университета Т. Н. Грановский, критик В. Г. Белинский, переводчик и издатель Е. Ф. Корш, ставший первым библиотекарем Московского публичного и Румянцевского музеев, крупный промышленник, издатель, меценат К. Т. Солдатенков — один из самых щедрых жертвователей в пользу проекта.

В 1859 г. попечителем Московского учебного округа стал Н. В. Исаков: «В лице его округ, а с ним и московские интеллигентные круги встретили «активно сочувствующего» попечителя народного просвещения в широком смысле слова. На новом для него месте службы Исаков нашел полное удовлетворение своих духовных потребностей», — писали газеты.

Румянцевский музей с 1845 г. входил в состав Императорской Публичной библиотеки в Петербурге. Его хранитель В. Ф. Одоевский, потеряв надежду получить средства на содержание своего детища, предложил перевезти музей в Москву. Записку Одоевского о тяжёлом положении Румянцевского музея, направленную на имя министра государственного двора, увидел Исаков и дал ей ход. Надо отдать должное генерал-губернатору Москвы П. А. Тучкову и министру народного просвещения Е. П. Ковалевскому — они пригласили всех москвичей принять участие в становлении «Музея наук и искусств», как первоначально был назван этот проект. Они обращались за помощью к московским обществам — Дворянскому, Купеческому, Мещанскому, к издательствам, к отдельным гражданам. И москвичи поспешили на помощь: более трехсот книжных и рукописных коллекций, отдельных бесценных даров влилось в фонд Московского публичного и Румянцевского музеев.

Император Александр II 1 июля (19 июня по ст. ст.) 1862 г. утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», которое стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, направления деятельности. Был там и пункт об обязательной доставке в РНБ двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России, — и этот пункт, как это ни удивительно, «работает» до сих пор!

Московский публичный и Румянцевский включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

После революции, в 1924 году, советская власть переназвала Румянцевскую библиотеку — она стала Государственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина или просто «Ленинкой». А с 29 января 1992 г. по настоящее время все знают её как Российскую Государственную библиотеку.

В РГБ хранится уникальное собрание отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира; объем её фонда превышает 43 млн. единиц хранения; имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, диссертаций, газет и других видов изданий. Библиотека предоставляет право пользоваться своими читальными залами всем гражданам России и других государств, достигшим 18-летнего возраста. Ежедневно сюда записываются около 200 новых читателей. В РГБ каждый день приходит почти 4 тысячи человек, а виртуальные читальные залы, расположенные в 80 городах России и ближнего зарубежья, ежедневно обслуживают более 8 тысяч посетителей. Фондами библиотеки вот уже 140 лет пользуются самые разные люди. Среди них учёные с мировым именем и студенты, практики и мыслители, наши соотечественники и иностранцы.

Вот уже много лет я тоже — читатель и почитатель РГБ, приходилось выступать в её стенах и в качестве литератора, поэта. А в конце 90-х я познакомилась с директором книжного коллектора Москвы Фаиной Григорьевной Пупыревой, и окончательно перешла из класса «активных пользователей» в класс «гостей-писателей»: встречалась с читателями, беседовала о литературе, о великих русских писателях, читала стихи, выступала в школах, приводила друзей и знакомых литераторов, в числе которых были С. В. Куняев, Ю. Ю. Воробьевский, А. Н. Заболоцкий, священник и писатель Ярослав Шипов и другие. С тех пор я постоянный гость библиотек Москвы — от школьных, институтских, армейских, даже тюремных — до Российской государственной библиотеки.

Всероссийский день библиотек вряд ли будет отмечен всенародными гуляньями и салютом. И все-таки для большинства россиян это настоящий праздник, потому что с библиотеками — районными, школьными, даже домашними — связано множество прекрасных открытий, встреч с иными мирами, высоких нравственных переживаний и прекрасных душевных потрясений. Им посвящают стихи, сонеты, оды и даже песни, как, например, это сделали композитор Н. Мишуков и поэт О. Тиммерман:

Каждый день и каждый миг
В городах и селах
Шелестят страницы книг
Грустных и весёлых.
Огоньки библиотек
Светятся повсюду,
Приходи к нам, человек,
Приобщиться к чуду!

Наталья Лясковская

Библиотека – это генетический фонд культуры, духовный островок, где всегда правит балом Ее Величество Книга.

Книги собирают жемчужины мысли и передают их потомкам, благодаря им память человеческая будет вечной. Вместе с книгой растет и человек. Надежда Константиновна Крупская говорила: «Книга нужна подрастающему поколению не меньше, чем школа».

В 1949 году на Камчатке, в Петропавловске открылась первая детская библиотека. В 1969 году она получила статус областной, ныне это – краевая детская библиотека имени Виталия Кручины. За 61 год она стала крупным культурным центром духовного общения с книгой. Она снискала всеобщую популярность, любовь и уважение юных читателей и жителей города. Тысячам ребят наш детский очаг культуры подарил радость и счастье общения с книгой, путеводную звездочку в мир знаний, добра и красоты.

Обширна и пестра география местожительства наших читателей. Они живут в разных уголках бывшего Советского Союза, от Москвы до самых окраин Камчатки и даже за границей. Тысячи читателей давно избрали свой жизненный путь. Они стали инженерами, летчиками, моряками, учителями, врачами и рабочими разных профессий.

Я вижу перед собой активных юных читателей библиотеки: Валентин Пустовит, Юра Кайдалов, Коля Стельных, Вика Кремер, Света Порыгина, Люба Порунова, Инесса Шикунова, Рита Ерохина, Витя Панфилов, Володя Бахирев, Валера Жуковский и многих других. Для нас они были и остаются до сих пор – Светы, Коли, Вити, Наташи, хотя уже их дети и внуки ходят в библиотеки. Мы гордимся ими и уверены, что в выборе профессии, их жизненной дороги им помогли и наши книги, и страстные пропагандисты – библиотекари. Мы гордимся и радуемся их успехам, понимая, что в этом хорошем есть доля и нашего труда, и не зря прожитые нами годы. А ради этого стоит жить и трудиться. Жить и воспитывать детей – это самое большое счастье на земле. В историческом фонде библиотеки имеются награды – Диплом «Библиотека отличной работы», Диплом лауреата премии Камчатского комсомола имени Виталия Кручины за большую работу по патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи.

У каждого времени свои приметы и звучания. Первое и хорошее запоминается надолго и прочно. В конце 60-х и начале 70-х годов впервые была создана самостоятельная сеть детских библиотек в Камчатской области. Я помню первых заведующих детскими библиотеками. Это были творческие личности, профессионалы, любящие свое дело: Наталья Филипповна Ведерникова (заведующая Петропавловской городской детской библиотеки), зав. районными детскими библиотеками: Зинаида Павловна Щукина – заслуженный работник культуры РСФСР (Елизово), Дина Ивановна Хохлова (Мильково), Вера Васильевна Михайлова (Усть-Камчатск), Анна Федоровна Копанева (Палана), Клавдия Егоровна Банаканова (Тигиль) – они работали с полной отдачей сил. Среди них были ветераны культуры, отличники культпросветработы. За хорошую постановку работы Дипломом «Библиотека отличной работы» были награждены Елизовская, Паланская, Усть-Камчатская и Петропавловская детские библиотеки. Одним из лучших детских отделений в области было в городе Вилючинске, зав. библиотекой – Валентина Сергеевна Бабкина.

Камчатская областная детская библиотека имени Виталия Кручины как методический центр оказывала систематическую методическую и практическую помощь на местах детским и школьным библиотекам с целью улучшения и дальнейшего совершенствования деятельности библиотек по обслуживанию книгой детей и подростков Камчатский области. В ходе централизации библиотек на Камчатке детские библиотеки стали филиалами и отделами ЦБС. На мой взгляд, рационально было бы освобождение детских библиотек от соподчиненности в системах ЦБС и создание самостоятельного библиотечного организма, целиком сосредоточенного на работе с детьми и подростками.

В годы советской власти наша страна была самой читающей в мире. А что мы имеем сегодня? В прошлом году на страницах газеты АИФ шла акция «За читающую Россию». До чего же мы дожили? Академик Сергей Капица задает вопрос: «Что будет дальше с Россией, если сейчас одна четвертая населения вообще не читает?» Другие читают мало, третьи, особенно молодежь, увлекаются детективами или литературой, которая не является истоком нравственного воспитания личности. Кинорежиссер Святослав Говорухин подчеркивает: «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать». Книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства, способствуют нравственному воспитанию личности. В духовном воспитании должны участвовать лучшие педагоги-писатели, все библиотекари страны. Огромная роль принадлежит детским библиотекам, библиотекари прививают детям любовь к чтению с малых лет. Именно с детской книги начинается воспитание личности. Академик Д.С. Лихачев советовал начинать это воспитание еще раньше – с детского сада, где тоже присутствует книга.

Детская книга – не просто источник информации, это источник знаний, повод для размышления, общения, выработки самостоятельной жизненной позиции, а детская библиотека – это именно та точка на карте района, города, области, края, страны, где кипят наиболее яркие мысли и чувства. Детская библиотека – один из важных институтов культуры, это лаборатория, где проектируется детский мир, зарождаются истоки детской души и основы мировосприятия, где закладывается духовное здоровье нации. Иосиф Бродский сказал в своей нобелевской речи: «Нечтение – преступление перед самим собой, перед Личностью, а нечтение нации – ее вырождение». Сегодня главная задача детских библиотек – вернуть, повернуть детей, подростков, юношей и девушек к книге.

Роль библиотеки и книги в помощь нравственному воспитанию личности велика, через знакомство с лучшими образцами детской литературы, классической и современной, мы можем воспитать достойных, благородных, высоконравственных личностей. Сейчас вопрос о нравственном здоровье нации поднимается на государственном уровне, о нечтении среди молодого поколения говорят с тревогой в правительстве.

Наступил момент, когда речь идет о возрождении общечеловеческих ценностей, ценностей подлинных. Именно к ним относится детство – самая уязвимая, самая беззащитная и вместе с тем формообразующая пора человеческой жизни. Так давайте твердо отстаивать приоритет детства, сделав эту идею ведущей во всех своих начинаниях. Только так можно добиться, чтобы ребенок и книга стали понятиями неразрывными. Книга и ребенок – в этом есть что-то божественное, святое, великое.

Читатели идут в библиотеку каждый со своей индивидуальной судьбой и целью, и библиотекарь обязан пробиться к личности ребенка через книгу. Сергей Михалков писал: «Хорошая, вовремя прочитанная книга, может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

Библиотека – трудная работа. Те, кто не пробовал – не поверят, а те, кто отдал ей жизнь – не станут доказывать. Они просто делают свое дело и знают, что каждый день оно требует не только эрудиции, собранности, чувства такта, но и подлинной самоотверженности.

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные.

В книгах – всеведущи, в жизни – застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети,

Люди без завтра и люди без памяти.

Лев Ошанин

Академик Дмитрий Лихачев очень высоко оценил роль и значение библиотекарей: «Вы – главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари».

От всей души поздравляю с профессиональным праздником – Днем библиотек коллектив Камчатской краевой детской библиотеки им. Виталия Кручины и ветеранов библиотеки, ушедших на заслуженный отдых. Все годы работники библиотеки отдают тепло и жар своей души и сердца, свою любовь и знание детям. Поздравляю всех библиотекарей Камчатского края, работающих в детских, школьных, городских, районных и сельских библиотеках. Новых успехов вам в творческом водовороте библиотечной жизни.

Новых открытий для юного мира,

Вечный Колумб книжных морей!

Анна Романовна ПОМОГАЕВА, первый директор Камчатской областной детской библиотеки им. Виталия Кручины, заслуженный работник культуры РСФСР

Фото из архива

Тема: Проект «О чем может рассказать библиотека». -Прочитайте стихотворение. Кому оно посвящено? Книжные люди, друзья мои ближние, Верные слуги и маршалы книжные. Милые тихоголосые женщины, В книгах- всеведущи, в жизни- застенчивы. Душ человеческих добрые лекари, Чувств и поступков библиотекари. Кажетесь вы мне красивыми самыми, Залы читален мне видятся храмами. Кто мы без вас? Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти. Л. Ошанин Л. Ошанин Заметь- так в старину называли метель(или наметенный сугроб); заплутавшие в замети- заблудившиеся, сбившиеся с пути во время метели. Поэт употребил это выражение в переносном смысле. Волкова Елена Владимировна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 7 ст. Переправной


Прочитайте загадки: 1. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. 2. Черные чернизины, Как они нанизаны! Засмотрелся Фома- Понабрался ума. -Прочитайте скороговоркой: Чтоб скорей ты в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог.




Наш народ сложил много скороговорок 1.Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Саньку с ног, Соньку в бок, Сеньку в лоб, Все в сугроб… 2. Шёл Егор 3. Павка на лавке через двор Плетёт лапти Клавке. с топором Не годятся лапти чинить забор. Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке




Тема: Народные сказки. Ю. Мориц. « Сказка по лесу идет…». Речевая разминка Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумки вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки почитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай- Они всему научат. Мы сказки знаем на зубок, Ведь с детства их читаем, Но что-то новое, дружок, Сейчас о них узнаем.


Викторина « Герои сказок» 1. Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. 2. Живёт в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану- царевичу, а перья её очень ценятся у царей. 3. Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить поживать… Иван Жар-птица Крошечка-хаврошечка


4. Живёт в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадёт,- закрутит, обманет и назад не выпустит. 5. На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. Кощей Леший




Тема: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Кроссворд




Тема: Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Проверка домашнего задания. -Восстановите последовательность событий в сказке и перескажите её. 1. Кузнец дал хозяину новую косу. 2. Подавился петушок бобовым зёрнышком. 3. Хозяюшка дала маслица курочке. 4. Коровушка дала молочка. 5. Смазала курочка петушку горлышко. 6. Петушок вскочил и во все горло закричал. 7. Хозяин дал коровушке свежей травы. (Ответ. 2, 1, 7, 4, 3, 5, 6)




Закрепление изученного 1. Словарная работа -Как образовалось слово «водоносы»? -Подберите близкие по значению слова (синонимы) к слову «схоронилась». 2. Работа с именами -Как звали героев сказки? Бабушка-…; курочка-…; внучка-…; мышка-…. (Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка)


На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.. У страха глаза велики. На ловца и зверь бежит.. Робкого и пень страшит.. Солнце, воздух и вода- лучшие доктора.. Кто робеет, того бьют.. Плох неряха в строю, а ещё хуже- в бою. 3. Работа с пословицами


Тема: Сказка «Каша из топора» 1. Словарная работа Служивый- солдат, военнослужащий. Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время. Вдоволь-достаточно. Варево- горячее жидкое кушанье, похлебка. Чулан- помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса. Котёл- большой металлический сосуд для варки пищи. Коли- если-бы. Этакую- такую. Сметка- смекалка.




Тема: Сказка «Гуси- лебеди» 1. Речевая разминка Утка моя, селезниха моя, Не летай за реку, Не клюй песку, не тупи носку! Селезень- самец утки. 2. Словарная работа Причитывать- причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что- нибудь. Кликать – громко звать. Кудель-пучок льна, приготовленный из пряжи. Веретено- приспособление для получения нити из шерсти. Устьице- отверстие в печи.


Кроссворд по сказке «Гуси- лебеди»








Тема:«Люблю природу русскую. Осень.» Речевая разминка Кончается лето, кончается лето, И солнце не светит, а прячется где-то. И дождь- первоклассник, робея немножко, В косую линейку линует окошко. -Прочитайте с вопросительной интонацией (с удивлением, восхищением)




Тема: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» 1. Речевая разминка Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Д. Кедрин - Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? -Прочитайте с интонацией удивления (раздражения, восхищением), с утвердительной и весёлой интонацией.


2. Словарная работа Борозда- канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. -Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? Праздная борозда- отдыхающая, убранная борозда.


3. Работа со средствами выразительности Олицетворение (олицетворить)- выразить, представить в образе живого существа. Метафора– оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет– образное, художественное определение(например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри). -Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.




К. Бальмонт «Поспевает брусника…» -Найдите строки, которые говорят о настроении поэта. -О ком можно сказать « проснётся и заплачет»? К кому относит поэт эти слова? -Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная? -Найдите значение слова «благовонье» -Найдите в стихотворении олицетворения. Благовонье- приятный запах Солнце смеётся, осень проснётся и заплачет.


А. Плещеев «Осень наступила…» -Перечитайте стихотворение, найдите рифмующие слова. -Как вы понимаете слово « озимь»? -Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо? Цветы- кусты, желтеет- зеленеет, на лугах- на полях… Озимь- всходы пшеницы, посеянные под зиму, осенью, а не весной


А.Фет «Ласточки пропали…» 1. Речевая разминка Осенью Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далёкий благовест слышней, Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы. А. Фет -Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? -Прочитайте с интонацией удивления (раздражения, восхищением), с утвердительной и весёлой интонацией.




Часть 1 -Что вы представили? -Что сказано о ласточках? -Что значит «пропали»? -О каких ещё птицах говорится в этой части? -Когда грачи летали? -Что такое заря? -Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? -С чем сравнивает автор стаю грачей? -Почему делается такое сравнение? -Что значит «мелькала»? -Для чего автор использует слово «вон»? -Как вы прочитаете это слово? Значит, долго грачи летали. С сетью.


Часть 2 -Какую картину вы увидели? -Что вы услышали? -Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор? - Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья? - Почему лист сухой? -Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове. -Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? -Автор, подобрав такие слова, передаёт шорох листьев звуками. Название такого приёма- звукопись. А теперь прочитайте последние строчки этой части. -Какой образ появился? -Что сказано о ветре? -О ком можно так сказать? -Ветер, как человек,- злится. Какой приём использует здесь автор? -Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова? Как ветер может стучать в окно? Повторяется звук [c]. Образ ветра. Олицетворение.


Часть 3 -В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чём просит автор? Почему? ? -Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? -Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? -Как они летят? Куда летят птицы? -Почему они кричат? -Они действительно испугались? Определите, какой приём использует автор? -Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему? Автор просит зиму поскорее наступить. Журавли. Сравнение.


Подведём итоги! -Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали? -Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.


Тема: Осенние листья. А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья …», И. Токмакова «Опустел скворечник …» Кроссворд «Осень» По горизонтали: 2. * небо кроет, Солнце не блестит. 3. Ох и хитрые * ! Где же спрятались они? 4. * птиц улетают Прочь за синее море. 5. Опустел * - Улетели птицы. 6. Я заглядывал под кочки, Под берёзовые *. 7. Под тусклым ветром сухие *, Кружась, что шепчут, что говорят? По вертикали: 1. Словно как с испугу Раскричавшись, к югу летят. Туча грибочки Стаи скворечник пни листья Журавли


Тема: В. Берестов «Хитрые грибы» 1. Речевая разминка Жёлтое солнце на землю… Жёлтый подсолнух за солнцем... Жёлтые груши на ветках… Жёлтые листья с деревьев… -Вставьте пропущенные в стихотворении слова? (Глядит, летят, висят, следит) глядит следит висят летят


Важная информация о грибах Сбор грибов в народе называют «тихая охота». Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов. Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут) Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться несъедобными, ядовитыми). Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (потому что ими могут лечится животные).


Тема: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Кроссворд «В огороде» Куст украшен бусами, красными и вкусными. 2. Без окон, без дверей- полна горница людей 3. Знает каждый, что порой Клубни эти- хлеб второй. 4. Кто раздевает, тот слёзы проливает. 5. По тысячам дорог рассыпался… 6. В сказке «Золушка» она и каретой была. 7. Сидит злой, седой старик под землёй, а борода- снаружи. -Какое слово спряталось в выделенных клетках? Малина Огурец Картофель Лук Горох Тыква Редька






Шифровка- анаграмма РНЕЛСААКД ЧЕРГВЕСЕИ НУИПШК Александр Сергеевич Пушкин




Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Пять сказок А.С. Пушкина: 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» 2. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 3. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 4. «Сказка о золотом петушке» 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»


О великом поэте… Проходят годы. Но время не властно над памятью о Пушкине. Каждый год в день рождения поэта (6 июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. Этот стал во всём мире отмечаться как День русского языка (по решению ООН). В Москве на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан скульптором Опекушиным на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи





Части 4-5. Кликать – выгода, польза. Тесовые ворота – ворота, сделанные из тонких досок. -Как вы понимаете слова «На чём свет стоит мужа ругает». Части 6-8. Столбовая дворянка – дворянка старинного рода. Душегрейка – женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии. Кичка- старинный праздничный убор замужней женщины. Чупрун – чуб, хохол.




Выборочное чтение 1. Найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку. 2. Что старик сказал рыбке перед тем, как отпустить? 3. Как отнеслась старуха к рассказу старика? 4. Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика? 5. Прочитайте, как менялись желания старухи. 6. К герою- помощнику можно отнести море. Прочитайте отрывки о том, как оно менялось.








Работа по вопросам к тексту о Крылове. Что нужно для того, чтобы писать хороши басни? Сколько черновых строк было к басне « Кукушка и Петух»? Сколько строк в ней осталось? Чем занимался всю жизнь Иван Андреевич Крылов? Когда он начал работать? Когда он начал изучать греческий язык? Надо быть очень трудолюбивым человеком Около двухсот строк 21 строка Работал и учился. В 11 лет. В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.




Определение образа героя Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, нерасторопный, быстрый, идёт назад. Лебедь РакЩука рвётсяпятитсятянет неповоротливыйупрямая Только своё дело знает стремительныйнерасторопный быстрыйидёт назад


Подведём итоги! -С каким баснописцем познакомились на уроке? -Какое произведение изучали? - Что такое басня? - Какова мораль этой басни? -Какое выражение стало крылатым? Крылатые слова- образные, меткие выражения, изречение, вошедшие в общее употребление








Тема: О братьях наших меньших. 1. Речевая разминка Белебедя съел медведя, Утром рано съел барана. На закуску съел лягушку, Хотел волка, да не ловко, Хотел гуся, да боюся. 1. Словарная работа Околица- 1. Изгородьвокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Кричать на всю околицу(разг.)- очень громко. Расславлять на всю околицу (разг.)- разгласить всем, многим. Уязвимый- 1. Такой, которого легко уязвить, обидеть. 2. Слабый, плохо защищённый


Назовите детёнышей животных У кошки- У собаки- У зайчихи- У утки- У овечки- У курочки- У ежихи- У коровы- Свиньи- У лисы- У рыбки- У лосихи- У волчицы- У голубки- котёнок щенок зайчонок утёнок ягнёнок цыплёнок ежонок телёнок поросёнок лисёнок малёк лосёнок волчонок птенец


Тема: Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима». 1. Соедините стрелками авторов и их произведения. С. Есенин «Светло- пушистая…» С. Михалков «Дело было в январе…» А. Барто «Чародейкою Зимою…» Ф.Тютчев «Зимним холодом…» И. Бунин «Берёза» К. Бальмонт «Новогодняя быль»


2. Из каких произведений эти строки? Запишите название и автора. «Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берёз…» С. Дрожжин «В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка» С. Михалков «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит-…» Ф. Тютчев «Поёт зима- аукает, Мохнатый лес баюкает…» С. Есенин «Утром кот принёс на лапках Первый снег! Первый снег!..» Я. Аким «Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата». Русская народная сказка


Стихи о дружбе Друзья Как начну конфеты есть, Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. У меня друзей не счесть. А закончились конфеты, А закончились конфеты, И друзей в помине нету. И друзей в помине нету. За конфету каждый друг, За конфету каждый друг, Так и рвёт её из рук. Так и рвёт её из рук. Ну зачем мне дружба эта? Ну зачем мне дружба эта? Я и сам люблю конфеты. Я и сам люблю конфеты.


Такая дружба Я свою соседку Олю За косичку дёрнул в школе. -Эта Оля мне опять Не дала ответ списать. Ручкой больно ткнул я в спину Одноклассницу Марину. Нужно с ней, вообще, построже, Чтоб не строила мне рожи. Я стиралкой кинул в Лену, Ей же- как горох об стену, А весёлую Катюшу Обозвал я хохотушкой. В сумку ябеды Ларисы Я с утра подкинул крысу. Та устроит в сумке нору- Вот потеха будет скоро! На весь класс одну Иришку Уважаю, как мальчишку. С Ирой я давно дружу- Ей лишь кнопки подложу




Тема: Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» Работа с пословицами -Какие из них передают смысл рассказа Н. Булгакова « Анна, не грусти!». -Какие из них передают смысл рассказа Н. Булгакова « Анна, не грусти!». Друга ищи, а найдёшь- береги. Друга ищи, а найдёшь- береги. Другу сколько можно помогай. Другу сколько можно помогай. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. Друг в беде- друг вдвойне. Друг в беде- друг вдвойне. Сердце матери лучше солнышка греет. Сердце матери лучше солнышка греет. Друзей- то много, да друга ни одного. Друзей- то много, да друга ни одного. - Какая из пословиц на другую тему?


Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово» План 1. Присел на скамейку. 2. Ленка не даёт краски. 3. Бабушка и брат обижают Павлика. 5. Павлик решил попробовать и побежал к сестре. 6. Прогонит бабушка или нет? 7. Подействует ли на брата? 8. В сквере старика уже не было.

Готовьте губы к поцелуям,
Мы едем к вам, мы едем к вам.
Лев Ошанин

Книжные люди, друзья мои ближние,
Верные слуги и маршалы книжные,
Милые тихоголосые женщины,
В книгах - всеведущи,
в жизни - застенчивы.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми самыми,
Залы читален мне видятся храмами.
Кто мы без вас?
Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без памяти.
Лев Ошанин

Не жалеть для друга ничего,

Думать о других немножко тоже -

Вот мое простое волшебство,

Может быть, и ты мне в нем поможешь.

Лев Ошанин

Песня о тревожной молодости

Забота у нас простая,
Забота наша такая -
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

И снег, и ветер,
И звезд ночной полет...
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.

Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрет.

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед!

И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды, -
С тобою, как ты, отважна,
Сквозь бури она пойдет...

Не думай, что все пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдет!

И снег, и ветер,
И звезд ночной полет...
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
Лев Ошанин

Пусть всегда будет солнце

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

"Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!"

Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира!
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:

"Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!"

Тише, солдат
Слышишь, солдат, -
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз
В небо глядят,
Губы упрямо твердят:

"Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!"

Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце навек! Счастье навек! -
Так повелел человек.

"Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!"
Лев Ошанин

Течет Волга

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет...
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.

Сказала мать: "Бывает все, сынок,
Быть может, ты устанешь от дорог, -
Когда придешь домой в конце пути,
Свои ладони в Волгу опусти".

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет...
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне уж тридцать лет.

Тот первый взгляд и первый плеск весла...
Все было, только речка унесла...
Я не грущу о той весне былой,
Взамен ее твоя любовь со мной.

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет...
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга,
Седьмой десяток лет.

Здесь мой причал, и здесь мои друзья,
Все, без чего на свете жить нельзя.
С далеких плесов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне:

"Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга -
Конца и края нет...
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Течет моя Волга,
А мне семнадцать лет.
Лев Ошанин




Top