Лев толстой биография самовоспитание. Самовоспитание личности: пути, средства и методы

Йоги Бхаджан, предупреждал нас о том, что в преддверии эпохи Водолея (2012 год и после), человечество будет испытывать новый феномен, названный “Холодной Депрессией”. С точки зрения йоги, этот вид депрессии является не психологической проблемой, а энергетической. Депрессия здесь означает только то, что энергия не движется.

Слово “энергия” встречается сейчас нам повсюду: энергетический кризис, энергетические напитки, возобновляемая энергия, энергетическая (нетрадиционная) медицина. Существует даже Энергетическая Йога. Ученые потратили миллионы долларов и уйму времени, пытаясь открыть секреты энергии в человеческом теле и планете. Мы находимся в море энергии и каждый день чувствуем, что нам нужно все больше и больше просто для того чтобы выжить.

В эпоху Рыб, которую мы покидаем сейчас, энергия приходила снаружи. Когда чувствовался ее недостаток, мы просто тянулись за кофеином или другим стимулятором. Сладкое, алкоголь, наркотики, сверхурочная работа, громкая музыка, спорт и адреналин. Мы также могли получать энергию от других людей, выполняя что-то только из желания получить их внимание или одобрение. Подсознательно мы стремились к тому же через различные жизненные драмы, конфликты или игры в жертву. Всё вышеперечисленное есть пример стремления Эго получить энергию в эпоху Рыб (эпоху невежества).

Сейчас правила жизненной игры изменились, и вы можете чувствовать себя дезориентированными. Это как будто вы живете теперь в стране, где все используют для езды противоположную сторону дороги. В наступающей эпохе Водолея становится невозможно получить энергию извне. Возможно, вы уже замечали, что многие вещи, которые раньше приносили вам удовольствия и радость, больше не имеют такого значения. Вы можете чувствовать Холодную Депрессию как некоторую апатию и онемение внутри. Вы можете ощущать безразличие (холодность).

Другие симптомы Холодной Депрессии:

  • То, что приносило вам радость, больше не кажется привлекательным. Иногда вам кажется, что в жизни очень мало смысла.
  • Компенсация пустоты большим количеством сна или его отсутствием .
  • Ощущение ограниченности, ничтожности, надрыва, заброшенности и отвергнутости.
  • Возвращение к прошлому, к личности, которую вы уже переросли. Возвращение к старым привычками и привязанностям.
  • Нетерпимость по отношению к другим. Ощущение, что они мешают вам двигаться.

Холодная Депрессия – это признак разрушения Эго и часть процесса обретения полного осознания. Эго в агонии, оно уже не имеет такой силы как раньше, и его трюки больше не работают. А когда Эго теряет контроль, оно начинает разрушать. Замечали ли вы, что фильмы, компьютерные игры, телевизионные шоу и другие продукты масс-медиа становятся всё более жестокими и шокирующими? Это последние окопы Эго в усилии сохранить свою власть и контроль.

Холодная депрессия создаётся также гневом и ненавистью, которые вы направляете на самих себя за то, что предавали своё сознание – за все те ситуации, когда вы прислушивались к советам своего эго и отрицали голос собственной Души.

Так что же делать?


Технология Кундалини Йоги и Медитации поможет нам пройти через интенсивное время перемен. У нас нет другого выбора сейчас, кроме как следовать за истинным потоком нашей энергии – потоком нашего Духа. Йоги Бхаджан оставил нам мощную медитацию от Холодной Депрессии, которую вы можете найти в книге “Умереть для того, чтобы Жить”.

Эта медитация сжигает холодную депрессию, и вы сможете почувствовать этот бесконечный поток Духа внутри себя.

(Описание медитации на русском языке будет выложено чуть позже).

перевод с англ.:Елена Туруева

* . Этот термин ввёл , чтобы описать состояние, которое будут испытывать люди в преддверии Эпохи Водолея:
«Таковы признаки Холодной Депрессии; жизнь не имеет значения, социум не имеет значения, родные не имеют значения, дисциплина не имеет значения. Ничего не имеет значения. Холодная — это . Никто ничего не может с этим поделать. Это состояние причиняет постоянную боль, которую вы не можете спрятать. Только сильная медитация может «сжечь» его. Это внутренняя депрессия, при которой вы чувствуете себя ограниченными, маленькими, без внутренней опоры, вас презирают и от вас отворачиваются люди. Силой своей медитации вы снова можете чувствовать себя дееспособными, благостными и сострадательными»

Источник: из описания этой медитации в книге «A Year With the Master» Atma Singh Khalsa — Guru Prem Kaur Khalsa, Yoga Gems, 2001

Простая поза. закрыты. Переплетите пальцы рук, все, кроме указательных, указательные пальцы выпрямлены и направлены вверх. Руки расположите на уровне груди, локти свободно опущены вниз. Пойте вместе с записью Wahe Guru Wahe Guru Wahe Guru Wahe Jio. Wa из живота, He из сердечного центра, Guru губами. Чувствуйте вибрацию звука внутри себя.
Время: в записи медитация выполняется около 14-15 мин.
В конце: глубокий вдох, сконцентрируйтесь на вибрации звука Wahe Guru внутри себя, выдох; снова вдох, мысленно «отдайте» свою депрессию этому звуку и через выдох избавьтесь от неё; вдох — подарил вам жизнь, чтобы в конце, когда вы подарите жизнь Ему, вы сделали это легко, выдох.

Источник: видеозапись NM363 — Cold Depression — T,mp4

Большую роль в формировании личности играют, конечно же, семья, окружающая среда, школа. Однако огромное значение имеет также и самовоспитание. Это в определенный жизненный период практически единственный способ внести корректировки в характер человека. Если до четырех лет ребенок перенимает манеру поведения, учится социальным навыкам у взрослых, то уже младший школьник и, тем более, подросток становится намного более устойчивым к любым сторонним влияниям. Для молодых людей самовоспитание - это исключительное средство развития личности. Каким образом оно осуществляется и как направить юную душу в "нужное русло"?

Не стоит думать, что самовоспитание - это некие особые специальные занятия, отнимающие много времени и сил. Нет, чаще всего оно происходит исподволь, словно бы незаметно. Это не только целенаправленные человека, который хочет, например, развить у себя внимание, память, стать более закаленным или приобрести физическую силу. Конечно же, занятия спортом, тренировки, самообучение - это способы работы над собой.

Однако самовоспитание - это также и чтение книг, и (часто в форме дневников или блогов), и общение с умными людьми, которые могут научить чему-то доброму. С ценностными установками люди не рождаются. Самовоспитание человека незаметно осуществляется и при просмотре качественных содержательных фильмов, и при формулировании и высказывании, а затем отстаивании своей точки зрения - например, в рамках дискуссий и диспутов. Для каждого из нас "стать лучше" означает совершенно разное. Для одного это - развить мускулы, выносливость, физическую силу, скорость. Для другого - научиться и терпимее. Для третьего самое большое значение имеют исторические и героические примеры самовоспитания. Прежде всего - волевая закалка. Примерами могут служить Алексей Мересьев или Николай Островский. Для многих образцом великой воли является Наполеон Бонапарт. Для других - Михаил Ломоносов, как и другие выдающиеся самоучки. А вот для Льва Толстого или Антона Чехова самовоспитание заключалось в выработке у себя подлинного гуманизма - сочувствия, такта, участия. Не случайно в их произведениях так много внимания уделяется нравственным вопросам. Дневники и письма наглядно показывают внутреннюю работу писателей над собой. Борьбу с пороком - лудоманией или увлеченностью азартными играми - описывал и Ф.М.Достоевский, причем прототипом героя был сам автор.

Считается, что кроме самоанализа и самовнушения отличными способами воспитания личности являются и аутотренинг, и метод эмпатии, который заключается в том, чтобы на место другого человека поставить себя, вообразить, что ты бы чувствовал или думал в такой ситуации. Важным элементом является и поощрение. Например, если удалось выполнить намеченное, достичь поставленной цели (которую обязательно следует формулировать, проговаривать вслух), то можно сделать себе маленький подарок. Самокритика приносит желаемые плоды далеко не у всех, хотя без нее трудно выявить недостатки, над которыми человек считает нужным поработать. В то же время она не должна переходить в самобичевание, которое является отклонением от нормального поведения.

Лев Николаевич Толстой родился в селе Ясная Поляна, ныне Щекинского района Тульской области в 1828 году в графской семье. Первоначальное образование получил дома. В период с 1844 по 1847 учился в Казанском университете, но не закончил курса. В 1851 отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую - к месту военной службы старшего брата. В участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтера, а затем арт. офицера), а в 1854 году отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-ом бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому обширный материал для создания произведений на военную тематику. В 1855 Толстой приехал в Петербург, где сблизился с сотрудниками «Современника». Годы ознаменованы попытками Толстого найти себя в незнакомой литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию; это и пора поисков, проб, ошибок, творческих экспериментов. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светских и литературных кругах, Толстой на рубеже 60-х решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей, для этих целей он совершает путешествие в В 1862 Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна».


В 1862 Толстой женится на Софье Андреевне Берс и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивающейся семьи. В годы крестьянской реформы Толстой исполняет обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами, как правило, пользу последних. В его мировоззрении в эту пору причудливо соединяются верность духу старой родовой аристократии, далекой от двора и живущей понятиями сословной чести, и демократические устремления. 60-е годы - пора расцвета художественного гения Толстого. В 1863 начата публикация романа-эпопеи «Война и мир». В начале 70-х писателя снова захватывают педагогические интересы. Он пишет «Азбуку» и «Новую азбуку» и на время возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Толстым традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нем септическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е годы, связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-философского мировоззрения Толстого. В 80-е годы он заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу.


Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно ушел из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Творчество Толстого ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких, Толстой начинает проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В 90-е годы Толстой пытается обосновать свои взгляды на искусство. Искусство содержательное, посвященное высоким нравственно-религиозным целям, Толстой противопоставляет искусству упадочному, декадентскому. Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и с С.А.Толстой - с другой.



A) Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя. И если это удастся тебе сделать, то тебе сейчас же станет хорошо и радостно на душе. Как свет ярче светит после темноты, так и на душе бывает особенно хорошо, когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому, кого не любил и кто обидел тебя. б) Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом самое главное и самое радостное дело в жизни. в) Бывает неприятно, когда тебя хвалят за то, чего ты не сделал, и так же неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной похвале и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего ты не сделал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.


Д) Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самых дел, но и от злых разговоров. Для того же, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей. Когда один думаешь сам с собой и придут недобрые мысли обсуждаешь кого-нибудь, сердишься, вспомни, что нехорошо так думать, остановись и старайся думать о другом. Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей. Корень злых дел в дурных мыслях.



Л. Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Главная составляющая сущности человека его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни. Возможность созидания человеком своей личности зависит от глубины постижения им своей духовно-нравственной сущности. Образование выступает как основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни. Отсюда следует трактовка регулятивной функции образования в приобщении людей к ценностям «истинной» жизни, к реализации универсального смысла своего бытия. Л. Н. Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. В мире, по его убеждению, все органично взаимосвязано и человеку необходимо осознавать самого себя равнозначной частью мира, где «все связано со всем», и где человек может обрести себя только реализовав свой духовно-нравственный потенциал.


Известно, что Л. Н. Толстой был религиозен. Он не был сторонником официальной религии, проповедовал любовь к Богу «внутри себя» (даже был отлучен от официальной церкви). Религиозно- мистические настроения наложили отпечаток на характер его мировоззрения. Особенно ярко сказалось влияние религиозности Толстого в сформулированной им этической философии всеобщей любви, всепрощения, «непротивления злу насилием». Этическая философия Л. Н. Толстого заводила его так далеко, что великий моралист временами примирялся с самыми гнусными явлениями социально-политической жизни. Лев Николаевич решал и основной вопрос философии о соотношении бытия и сознания: «Вещественный мир, со включением моего тела, своими пятью чувствами познающее его, есть произведение этого сознания. Не будь сознания, не будет мира. Уничтожается сознание уничтожается мир».


Она возбуждала в нем жалость не только к угнетаемым, но и к угнетателям (жалость была различна: угнетаемых он жалел за то, что они находятся в бедственном положении, угнетателей за то, что они не испытывают счастья делать добро, теряют человеческий облик). Эволюция взглядов Л. Н. Толстого прослеживается при поэтапном рассмотрении его педагогической деятельности. Первый период деятельности (). В 1849 г. Л. Н.Толстой (ему в то время был 21 год) начинает заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянском имении. Но это были случайные уроки, заключавшиеся в основном в том, что он обучал некоторых крестьянских детей грамоте, а чаще всего принимал участие в детских играх. В 1851 г. он уезжает с братом на Кавказ, затем в Севастополь, принимает участие в обороне Севастополя. В 1857 г. (затем во второй раз в 1861) Л. Н.Толстой совершает заграничное путешествие в Германию, Францию, Швейцарию. Как человек любознательный, он интересуется всеми сторонами жизни в этих странах и, в частности, постановкой дела воспитания и образования. Заграничные путешествия позволили ему изучить состояние народного образования в ряде стран Западной Европы и сравнить с Россией. Особенно внимательно он изучал школьное дело в Германии, так как считал, что немецкие педагогики сыграли большую роль в развитии европейской школы. Однако посещение немецких школ вызвано у Л. Н. Толстого чувство возмущения и горечи. Он делает в эти дни записи в дневнике: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».


«Стоит взглянуть, писал Л. Н. Толстой, на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе: то вы видите жизнерадостное любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, то вы видите измученное сжавшееся существо с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из 2-х более выгодно для развития ребенка». Л. Н. Толстой мечтает о школе, в которой были бы созданы все возможности по развитию способностей ребенка. Он уверен, что это невозможно при воспитании, обучении, основанных на насилии и принуждении ребенка. Лев Николаевич высказывает мысль о том, что развитие ребенка происходит не столько в школах путем принудительного обучения, сколько его развивает и воспитывает сама жизнь, окружающая среда. Следовательно, воспитатель не может проходить мимо всех этих влияний, он обязан учитывать их. Эта мысль Л. Н. Толстого прогрессивна и ценна, однако некоторая переоценка роли среды в формировании личности приводит его к крайности выводу о том, что образование народа идет своим, независимым от школ путем. Возвращается писатель из-за границы твердо убежденный, что Россия не должна подражать Западу, должна отказаться от обучения и воспитания, подавляющего личность ребенка. Свободное воспитание, по Л.Н.Толстому, включает в себя два аспекта. Первый аспект свобода в организации школ. Л. Н. Толстой считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ.


Лев Николаевич стремился, чтобы дело народного образования было в руках самих трудящихся. Второй аспект свобода как педагогический принцип. Здесь Л. Н. Толстой основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности. Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, при осторожной помощи педагога. В 60-е гг. гуманистический призыв Л. Н. Толстого к уважению личности ребенка звучал особенно актуально. Он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Цель воспитания и образования, по Л. Н. Толстому, способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе. Основным педагогическим принципом Л. Н. Толстого являлась «свобода», но понимание свободного воспитания у него непростое и неоднозначное. Иногда в проявлении принципа свободы видят только одну сторону: представление учащимся права слушать или не слушать учителя, ходить или не ходить на уроки, вести себя в школе, как того хочется ребенку. Действительно, в том отношении школа в Ясной Поляне была необычна. «Во все училища дети идут как на каторгу в эту сами сбегаются с раннего утра, намаслив для красоты волосы коровьим или деревянным маслом, у кого какое есть, а то и просто квасом намочив голову, сбегаются задолго до того, как ударит колокол, начинавший первый урок.


Во все школы ребята идут, томясь от страха: "Вдруг вызовут? Вдруг забыл вызубренное накануне?" В этой уроков на дом не задают и вообще не вызывают к доске; ученики и не знают, что такое страх перед учителем. Во всех училищах и гимназиях ученики встречают учителя стоя навытяжку здесь, бывает, учитель, войдя в класс, может застать огромную кучу малу, и не сразу, постепенно распадается она, не сразу приходят в себя расшалившиеся... Но вот они начинают слушать учителя, обступают его тесной толпой, прижимаясь друг к другу и к учителю, заглядывают ему прямо в рот и затаили дыхание от любопытства и интереса. А если ученики выполняют задание и кто-то отличится, учитель от радости, от избытка чувств может подхватить отличившегося под мышки и посадить на шкаф, к потолку. На перемене 32- летний учитель, "дюжий, гладкий и некрасивый", катается с ребятами на коньках, вертится на турнике, дает мальчишкам пощупать, какие у него мускулы, или устраивает соревнование: "Бейте меня по спине кулаками. Кто сильнее ударит". Ребят он зовет шутливыми кличками: "Васька-карапуз", "Мурзик", "Обожженное ушко". Ребята смеются: "А вас дразнили в детстве?"Меня? Левка-пузырь... На уроке тоже полное равноправие. Учитель просит ребят написать рассказ по пословице, а они отвечают ему: "А ты сам попробуй напиши", и учитель садится писать, показывает сочиненное детям, а те недовольны его произведением, поправляют его, сочиняют заново...» Некоторые современники Л. Н. Толстого в новой школе видели только такую свободу, лишь в этом усматривали организацию свободного воспитания.


Но сам Л. Н. Толстой рассматривал эти проявления как частности, обусловленные конкретной школой, конкретными учащимися, конкретными взаимоотношениями учителя с учениками. Его часто спрашивали, как найти границу свободы, допускаемой в школе. Л.Н.Толстой отвечал: «Граница этой свободы определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода эта не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результаты большего или меньшего знания и таланта учителя». Л. Н. Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. Трактовка Л. Н. Толстого теории свободного воспитания, по сравнению с Руссо, была более прогрессивной, жизненной и педагогически ценной. По мнению Льва Николаевича, в реализации теории свободного воспитания главное не конкретные рецепты; необходимы правильные взаимоотношения учителя с учениками. Это не означает, что Л. Н.Толстой не признавал методов обучения или специальных воспитательных приемов. Нет, Лев Николаевич стремился, в первую очередь, к тому, чтобы методы и приемы не заслонили главного личности ребенка. В повести Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» есть глава 2 «Единица», в которой Толстой в художественной форме показывает, что происходит, если учитель, знающий методические приемы, не чувствует, не понимает ученика, не умеет сопереживать ему. В таком случае сводится на нет значение всех методических приемов, внутренний мир ребенка калечится.


В июне 1861 г. сенат утвердил Л. Н. Толстого в должности мирового посредника 4-го участка Крапивенского уезда. Теперь Л. Н. Толстой заботится не только о работе Яснополянской школы, по его инициативе в уезде было открыто свыше 20 школ для крестьянских детей. Учителями в них обычно работали студенты, которыми Лев Николаевич был очень доволен. Л. Н. Толстой получает разрешение на издательство педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа и журнал привлекают внимание общественности, царское правительство начинает беспокоиться. В июле 1862 г., когда Л. Н. Толстого в Ясной Поляне не было (он уехал отдохнуть и подлечиться в Самарскую губернию), в школе был произведен обыск. Жандармы не нашли ничего революционного, но факт бесцеремонного вмешательства сильно подействовал на Л. Н. Толстого, и он временно прекращает свою работу в Яснополянской школе. В это время Лев Николаевич начинает увлеченно работать над романом «Война и мир». Второй период деятельности Л. Н. Толстого (70-е гг.) наиболее плодотворен. Именно в это время он особенно интенсивно сочетал научную педагогическую деятельность с практической работой в Яснополянской школе. В этот период Лев Николаевич пишет статью «Воспитание и образование», где излагает свои взгляды на содержание этих понятий и их взаимосвязь. Статья предназначалась для напечатания в журнале «Ясная Поляна», однако попала она туда лишь после «чистки» самого министра народного просвещения М. Е. Головина. В статье «Воспитание и образование» Л. Н. Толстой анализирует понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание». В анализе этих понятий есть глубокие и верные замечания о сущности воспитания и образования.


В это время Л. Н. Толстой делает вывод о том, что образование и воспитание суть два не связанных между собой явления, образование свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, оно не оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики. В его понимании, образование это свободное общение двух заинтересованных сторон. Воспитание же, по мнению Л.Н.Толстого, это искусственное планомерное воздействие воспитателя на воспитанника, при этом воспитатели пользуется своим правом воздействия, а воспитанники вынуждены подчиняться. Можно полагать, что Л. Н. Толстой, по существу, отрицал не воспитание вообще, а воспитание, основанное на принуждении, когда взрослые навязывают детям ничем не обоснованные свои убеждения, верования, взгляды. Педагогический журнал «Ясная Поляна» продолжает издаваться. В 1874 г. Л. Н. Толстой помещает статью «О народном образовании», в которой заостряет внимание на целом ряде педагогических вопросов. Эта статья была помещена и в «Отечественных записках». В ней Лев Николаевич справедливо возмущается формализмом в обучении, господствовавшим в массовой начальной школе, извращением принципа наглядности в преподавании и т.д. «Образование должно исходить из жизни, настаивает Л. Н. Толстой. Но это отнюдь не означает, что в школу должны быть перенесены жизненные приемы познания. Педагогика должна наработать свои методы, позволяющие эффективно классифицировать те наблюдения, которые произвела жизнь...


В этот же период писатель пишет «Книги для чтения», которые были высоко оценены современниками за художественность рассказов, простоту языка, выразительность мысли, яркость и доступность изложения. Л. Н. Толстой продолжает и практическую работу в школе. Он увлекается слуховым методом обучения грамоте, при повсеместно используемом в то время буквенном методе обучения. Работая в своей школе, Л. Н. Толстой приходит к мысли о том, что надо готовить народных учителей из крестьянской среды, и разрабатывает проект учительской семинарии «Университета в лаптях». Проект официально был одобрен, но денег на его осуществление Л. Н. Толстой не получил, так все и осталось на уровне проекта. Главное средство для приобретения знаний есть непосредственное отношение к явлениям, требующим полной свободы». В этот период Лев Николаевич напряженно работает над составлением «Азбуки» и придает этой работе большое значение. «Азбука» вышла в свет в 1872 г. в четырех книгах. Учебник заметно отличался от существовавших в то время пособий. Материал печатался разными шрифтами, тексты для чтения состояли вначале из трех-четырех предложений, затем усложнялись. Рассказы были на различные темы: исторические, мифологические, естественно­научные. В 1874 г. Л. Н. Толстой начинает работать над «Новой азбукой» и в 1875 г. заканчивает эту работу. Это переработанное издание старой «Азбуки». «Новая азбука» включала рассказы для чтения, славянскую азбуку, молитвы, изображение цифр. Она была написана превосходным языком, выдержала около 30 изданий, пользовалась большой популярностью.


Л. Н.Толстой пишет работу «Педагогические заметки и материалы», где излагает свои дидактические взгляды. В то время в обучении господствовало понимание процесса обучения как запоминания детьми фактов и сведений. Л. Н. Толстой резко выступает против этого. Он утверждает, что обучение многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение должно представлять собой процесс активной, сознательной и творческой переработки и усвоения учебного материала. Это одно из основных дидактических правил Л. Н. Толстого. Искусство обучения состоит в выборе наиболее удобных путей к обобщению знаний. По его мнению, хорошо усваиваются только те обобщения, которые человек сам сделал и проверил. Большой знаток человеческой психологии, Л. Н.Толстой тонко понимал природу овладения ребенком понятиями и представлениями, поэтому так настойчиво отмечал необходимость сознательного усвоения знаний. «Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у учеников того понятия, которое выражает слово. Л. Н. Толстой старался сделать как можно больше в Яснополянской школе, так объясняя свое старание: «...когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе, и двигаюсь вперед гораздо быстрее, чем я ожидал».


Одним из наиболее уязвимых мест в дидактических взглядах Л. Н. Толстого являлось то, что он не придавал должного значения необходимости сообщать ученикам знания в определенной форме. Учебные предметы в своей школе Л. Н. Толстой подбирал, руководствуясь двумя критериями: 1) практической их необходимостью в крестьянской жизни; 2) интересами детей. Очень своеобразно понимал Л. Н. Толстой вопрос о дисциплине в классе. Нередко может показаться, что он отрицал всякую дисциплину. На самом деле это не так. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Протестуя против навязывания ребенку недоступных ему понятий, Л. Н. Толстой уходит в другую крайность, утверждая, что нельзя давать сознательно новых понятий, надо ждать, когда ребенок приобретет их подсознательным путем. В методическом приложении к «Азбуке» Л. Н. Толстой намечает условия успешности обучения: сознательность, доступность и посильность, опора на интересы детей, разнообразие методов обучения, хорошие взаимоотношения учителя с учениками, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, наглядное обучение. По мнению Л. Н. Толстого, учитель при выборе метода обучения должен исходить из отношения учеников к тому или иному методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», писал он. Сам Л. Н. Толстой очень любил метод беседы и творческих сочинений, так как считал эти методы наиболее развивающими. Кроме того, он часто организовывал экскурсии, где пользовался, как он говорил, «натуральной» наглядностью.


Толстой был противником казарменной дисциплины, насаждаемой сверху и основанной на угрозах и принуждении. Он признавал важность классной дисциплины, об этом свидетельствуют некоторые его письма студентам, работавшим учителями. Толстой был за такую дисциплину, которая устанавливается в процессе работы и поддерживается самими детьми, увлеченными работой. Л. Н. Толстой не придавал важного значения структуре урока. Если К. Д. Ушинский намечает типы уроков, рассматривает звенья урока, отмечает их зависимость от конкретных целей и задач урока, то Толстого больше заботило другое чтобы уроки были интересны, способствовали развитию детей и не стесняли их свободы. Из всех звеньев урока Толстой более подробно останавливался на опросе. Он считал, что именно при опросе особенно ярко проявляется взаимное непонимание учителя и ученика. Давая точную картину психологических переживаний ребенка при опросе, Толстой делает вывод о том, что одиночное (индивидуальное) «спрашивание» вредно, учитель имеет право спрашивать ученика только тогда, когда ученик готов и настроен отвечать. У Л. Н. Толстого есть множество ценных и интересных мыслей о том, каким быть у ч и т е л ю. Самым главным в учителе, считал он, является его любовь к педагогическому труду и учащимся. Л.Н.Толстому принадлежит классическое выражение: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любим ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный учитель».


Л. Н. Толстой делает ряд ценных и правильных замечаний по некоторым аспектам нравственного воспитания. Так, он говорит о значении семейного воспитания, роли положительного примера в нравственном воспитании ребенка. Л. Н. Толстой приходит к убеждению, что труд является условием и критерием нравственной воспитанности человека, составляет его основу. Педагогический аспект этого положения Л. И. Толстой излагает в статье «О ручном труде», в художественной форме нравственно- воспитательное значение труда Л. Н. Толстой дает в романе «Анна Каренина» в образе Левина. Большое значение в нравственном воспитании человека Л. Н. Толстой придавал самовоспитанию. Сам Л. Н. Толстой в течение всей своей долгой жизни занимался самовоспитанием. Конец 70-х гг. время радикального мировоззренческого переворота для отечественного мыслителя. Духовный кризис, пережитый Л.Н.Толстым и детально им описанный в «Исповеди», заканчивается разрывом с прежним миропониманием, разработкой самобытного религиозно-нравственного учения. Третий период деятельности Л. Н. Толстого 80-е и 90-е гг. очень сложный период его жизни. Льва Николаевича продолжают интересовать вопросы педагогики, особенно большое значение в тот период он придает проблеме нравственного воспитания. Он утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер, смело критикует современную ему систему нравственного воспитания. Но взамен он предлагает такую систему, в основе которой должна лежать религия «истинного» крестьянина. В это время у Л. Н. Толстого окончательно складывается его теория всеобщей любви к людям, всепрощения, непротивления злу насилием.


В 70-е гг. Л. Н. Толстой уже не разводил понятия «воспитание» и «образование» так резко, как в предыдущие периоды. Он ценил нравственное воспитание как форму нравственного развития личности, стремления быть лучше в свободном выборе поступков. Л. Н. Толстой отказался от разделения воспитания и образования, основу их единства составило религиозное нравственное воспитание, отражающее духовную сущность человека и свободы. Основу обучения и воспитания Л. Н. Толстой видит в приобщении учащихся в своей жизни к единому для всех людей универсальному смыслу человеческого бытия. Взгляды Л. Н. Толстого на образование динамично развивались. Смысловым центром творчества была обращенность к духовно-нравственным вопросам становления человека. В 6070-е гг. в центре внимания Л. Н. Толстого находится проблема развития образования, изучение специфики деятельности учителя и учащихся. В 80-е гг. выстраивается концепция образования и культуры на религиозно-нравственных основаниях. Он делает вывод о том, что воспитание подлинно могучей силой становится тогда, когда опирается на самовоспитание. Педагогическими вопросами Л. Н. Толстой в этот период занимается не так деятельно, как в предыдущие. Он переезжает в Москву, посещает несколько раз московские школы. Помещает в журнале «Свободное воспитание» статью «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где излагает свои взгляды на нравственно- религиозное воспитание. Иногда Л. Н. Толстой встречается для беседы с народными учителями земских школ, обсуждает с ними вопросы образования и воспитания.


ЛИТЕРАТУРА 1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой:Учеб.пособие. – М.,2001. – 414c. 2. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – нач.XX в.):Учеб.пособие. – М.,1998. – 582 с. 3. Ремизов В. Школа в Ясной Поляне: (О пед. Системе Л.Н.Толстого) //Слово. – – С Витковский А., Плахотников С. Идеи школы Толстого // Школа сотрудничества. – М.,2000. – C



Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути. Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом. Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи - век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя». В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию. В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ. Отличный пример про самовоспитание из литературы - книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких. В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе - привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини - Наташи Ростовой. Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться. Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы - русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону. В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности. Патриотизм героев былин - отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в представлены в школьной программе. ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений. Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский. Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание - тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление. На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге - абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость. В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая». Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме. Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям. Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание. Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает». Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве. Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора. Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом. Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе. Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого - прекрасный пример нравственного развития и совершенствования. Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Заключение

Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования. Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И. Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание. Примеры из помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.




Top