Лика кремер: «надо жить не для ребенка, а вместе с ним. Гидон Кремер (Gidon Kremer)

Гидон Кремер является одной из самых ярких и неординарных личностей в современном музыкальном мире. Уроженец Риги, он начал учиться музыке в возрасте 4-х лет у своего отца и деда, которые были выдающимися скрипачами. В возрасте 7 лет поступил в Рижскую музыкальную школу. В 16 лет он получил I премию на республиканском конкурсе в Латвии и спустя два года начал занятия у Давида Ойстраха в Московской консерватории. Он выиграл многие награды на престижных международных конкурсах, включая Конкурс Королевы Елизаветы в 1967 году и первые премии на конкурсах им. Н. Паганини (1969) и им. П.И.Чайковского (1970).

Эти успехи дали старт выдающейся карьере Гидона Кремера, за годы которой он завоевал мировое признание и репутацию одного из самых оригинальных и творчески убедительных артистов своего поколения. Он выступал практически на всех лучших концертных сценах мира с самыми знаменитыми оркестрами Европы и Америки, сотрудничал с наиболее выдающимися дирижерами современности.

Репертуар Гидона Кремера необычайно широк и охватывает как всю традиционную палитру классической и романтической скрипичной музыки, так и музыку XX и XXI веков, включая сочинения таких мастеров, как Хенце, Берг и Штокхаузен. Он также пропагандирует произведения ныне живущих русских и восточноевропейских композиторов и представляет много новых сочинений; некоторые из них посвящены Кремеру. Он сотрудничал с такими разными авторами, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гия Канчели, Софья Губайдулина, Валентин Сильвестров, Луиджи Ноно, Ариберт Рейманн, Петерис Васкс, Джон Адамс и Астор Пьяццолла, преподнося их музыку публике с уважением к традициям и в то же время с ощущением сегодняшнего дня. Было бы справедливо сказать, что в мире нет другого солиста такого же уровня и высочайшего мирового статуса, который сделал бы так много для современных композиторов за последние 30 лет.

В 1981 году Гидон Кремер основал фестиваль камерной музыки в Локенхаусе (Австрия), который с тех пор проводится каждое лето. В 1997 году он организовал камерный оркестр «Кремерата Балтика», с целью способствовать развитию молодых музыкантов трех стран Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии. С тех пор Гидон Кремер активно гастролирует с оркестром, регулярно выступая в лучших концертных залах мира и на самых престижных фестивалях. В 2002-2006 годах он был артистическим директором нового фестиваля les muséiques в Базеле (Швейцария).

Гидон Кремер исключительно плодотворно работает в области звукозаписи. Он записал более 100 альбомов, многие из которых получили престижные международные призы и награды за выдающиеся интерпретации, включая Grand prix du Disque, Deutscher Schallplattenpreis, Ernst-von-Siemens Musikpreis, Bundesverdienstkreuz, Premio dell‘ Accademia Musicale Chigiana. Он - обладатель Независимой российской премии «Триумф» (2000), премии ЮНЕСКО (2001), Saeculum-Glashütte Original-Musikfestspielpreis (2007, Дрезден) и премии Рольфа Шока (2008, Стокгольм).

В феврале 2002 года он и созданный им камерный оркестр «Кремерата Балтика» получили премию «Грэмми» за альбом After Mozart в номинации «Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля» в жанре классической музыки. Та же запись получила осенью 2002 года премию ECHO в Германии. Он также записал с оркестром большое количество дисков на фирмах Teldec, Nonesuch и ECM.

Недавно вышли диск The Berlin Recital с Мартой Аргерих, на котором записаны произведения Шумана и Бартока (EMI Classics) и альбом с записью всех скрипичных концертов Моцарта - запись live, сделанная с оркестром «Кремерата Балтика» на Зальцбургском фестивале в 2006 году (Nonesuch). На том же лейбле вышел его последний диск De Profundis в сентябре 2010.

Гидон Кремер играет на скрипке Никола Амати (1641). Он - автор трех книг, опубликованных в Германии, в которых отражена его творческая жизнь.

Ведущий скрипач мира Гидон Кремер, почти тридцать лет живущий на Западе, приехал в Москву, чтобы принять участие в благотворительной акции «Подари мне жизнь». В Большом зале Московской консерватории музыканты выступали бесплатно, а все собранные от продажи билетов средства будут переведены на счет клиники, где лечат детей, больных лейкозом. Накануне концерта Гидон Кремер дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.


- Гидон Маркусович, вы часто участвуете в благотворительных мероприятиях?

– Дети – это не только наше будущее, это самые хрупкие и самые ценные создания. Поэтому, когда заболевают дети, когда умирают дети, это страшно. Это несправедливость жизни, с которой хочешь не хочешь, но приходится считаться. И если эту несправедливость хоть как-то можно выправить, хотя это миниатюрное изменение и не спасет мир, то дать шанс двум-трем детям – это уже достойная задача. К тому же у нас созрела новая программа, которую мне хотелось показать в Москве.

– А как движется ваш «музейный» проект в Базеле, призванный соединить музыку и живопись?

– Я решил завершить эту эпопею, у меня слишком много всяких проектов, всего ведь не осуществишь. В этом году это будет пятый и последний фестиваль в музеях Базеля. Не все музеи предоставляют музыке оптимальную акустику, но сама идея делать концерты в музеях мне кажется любопытной.

– Ваш оркестр изначально позиционировался как оркестр, в котором работают музыканты из прибалтийских стран. Но, например, украинец Андрей Пушкарев играет в Kremerat’е. Оркестр стал интернациональным?

– Все-таки преимущественно он так и остался оркестром музыкантов из балтийских стран, хотя в качестве гостей у нас побывало много прекрасных, выдающихся музыкантов-иностранцев – солистов, дирижеров.

– Вы так и не созрели встать за дирижерский пульт?

– Нет, и не собираюсь, оставляю это профессионалам. Где возможно – руковожу, будучи концертмейстером, солистом. Но предпочитаю приглашать настоящих дирижеров и с радостью делюсь коллективом со всеми, кто способен его оценить.

– Недавно вышел ваш новый диск «Сонаты и партиты Баха». Говорят, что эту запись вы сделали в рекордно короткие сроки, но существует еще одна, которую вы осуществили всего за один день.

– На самом деле кроме двух версий полного баховского цикла (сонат и партит) существует юношеская запись партит 1975 года, мне тогда не было и тридцати – вот этот диск я записал за один-полтора дня – на родине, в Латвии. 6–7 лет спустя, уже за рубежом, был записан весь цикл. Следующая и последняя ступень – запись, которую я сделал несколько лет назад. Причем сумел уместить этот проект между всеми гастролями и отпусками, заполняя им любую свободную минуту, чтобы поднять этот монумент или, если хотите, приблизиться к этим Гималаям. Сейчас я такими рекордными сроками не двигался, у меня на каждую половину цикла ушло дня четыре.

– Вы выступали с Юрием Башметом на зальцбургском гала-концерте, посвященном юбилею Моцарта, куда были приглашены ведущие музыканты планеты. Очень гордо, что в их числе оказались «наши» – вас я, несмотря ни на что, считаю «нашим».

– На какой скрипке вы играете?

Долгое время я играл на прекрасном инструменте Гварнери – шестнадцать лет. Инструмент, с которым я сейчас приехал в Москву, еще никогда не звучал в большом зале, да и в России не звучал. В моих руках для него каждое сочинение, каждая программа пока премьера. На этой скрипке я играю всего два месяца, но это самый старый инструмент, но котором мне когда-либо приходилось играть. Это инструмент учителя Страдивари Николо Амати , и сделан он – даже страшно подумать – в 1641 году! Это замечательный инструмент, я никогда не думал, что он обладает такой мощью. Я всегда знал, что инструменты Амати (именно Амати!) очень благородные; они хороши для камерной музыки, но то, что этот инструмент может играть концерт Шнитке, может «соперничать» с большим оркестром или звучать с той мощью, в которой нуждается даже Чакона Баха, это для меня удивительно. А ведь он сделан еще почти за сто лет, если точнее, то за восемьдесят до того, как была написана Чакона Баха!

– Ваша творческая деятельность протекала и протекает в условиях трех концертных «систем»: хорошо отлаженных (но таких разных: советской и западной), а также еще «строящейся» современной российской. Имеет смысл сравнивать?

– Именно об этом я и написал книгу, которая, надеюсь, скоро выйдет. Я представил, что делаю книгу для русского читателя. Одно дело что-то объяснять иностранцу, другое дело – человеку, который жил и слишком хорошо себе представляет условия бывшей нашей несчастной страны – СССР, или, наоборот, молодые уже не знают всего того, через что мы прошли. Здесь я рассказываю, как мне трудно было уехать из Москвы, как долго я с ней прощался, как мне не хотелось уезжать и как все-таки хотелось, кололось… и хотелось. С тех пор прошло четверть века, есть о чем подумать. Хочу сказать только, что те музыканты, артисты, художники, писатели, которые не идут на поводу у моды, коммерции, политики, но не идут также и на поводу у публики или у комфорта перед самим собой, на поводу у собственного тщеславия – у них шансов больше сделать что-то полезное, действенное, что-то ценное. Потому что препятствия всегда есть: политические ли, материальные, и с ними приходится бороться. А если не делать этого, то невольно оказываешься подпевалой в хоре, где тебе не место, если ты настоящий художник, конечно.

Молодая и очень энергичная мама троих детей Лика Кремер работает действительно много. Порой даже складывается впечатление, что таких понятий, как «выходной», «конец рабочего дня» и «свободное время» в лексиконе популярной актрисы и телеведущей просто нет! Несмотря на то, что ее младшему сыну едва исполнился месяц, Лика каждый день ездит вместе с ним на работу и как сознательная мама кормит малыша грудью. Не удивительно, что взять интервью у нее оказалось не так-то просто! Зато наша беседа стала настоящим ликбезом для современных женщин и молодых мам, которые недоумевали, как можно совместить работу, личную жизнь и воспитание детей.

— Лика, у вас есть девиз, с которым вы идете по жизни?
Лика: Мне очень нравится словосочетание «надо пробовать!». Наверное, это и есть мой девиз.

— И многое уже удалось попробовать, если не секрет?
Лика: Я редко отказываюсь от предложений и стараюсь не упускать возможностей, которые мне выпадают. Мне все интересно, я в каждом человеке, которого встречаю, в каждом проекте, которым занимаюсь, вижу шанс. Это меня очень укрепляет и всегда вдохновляет.

— Как вы решились иметь троих детей? Для публичного человека, к тому же еще и патологического трудоголика, как вы сами себя называете, это достаточно неординарно.
Лика: Я попробовала, и, кажется, пока удается все совместить. Я не зарекалась, не знала, получится ли. Но с рождением каждого малыша я все больше совершенствовалась как мама, училась рационально распределять свое время и совмещать материнство и работу.

— Можете дать какие-нибудь практические советы, как совмещать работу и материнство в сумасшедшем ритме современной жизни?
Лика: Прежде всего, надо очень любить работать. Второе — чтобы работа была интересная. Третье — нужно, чтобы дети были «удачные», покладистые. И наконец, нужно не быть сумасшедшей матерью, и ничего не бояться. У многих женщин уже на первых месяцах беременности появляется страх, что рождение ребенка необратимо изменит их жизнь. Они начинают бояться, внушать себе, что работу и воспитание детей совместить невозможно, придумывают какие-то оправдания, ищут подтверждения этому в современном мире. На самом же деле все гораздо проще, чем кажется.

— Что для вас было самым трудным после рождения первенца, Антона? К чему вы совершенно не были готовы?
Лика: Я, напротив, думала, что все будет намного тяжелее, чем это оказалось на самом деле. Впрочем, была одна трудность, с которой сталкиваются все мамы и с которой неизбежно столкнулась и я. Я очень люблю вкусно поесть, но при этом я могу и не есть. Я люблю отдыхать, но я могу спокойно забыть об отдыхе и работать без выходных. А вот спать я не просто люблю — это всегда было моей самой первой необходимостью. Благодаря детям мне удалось изменить отношение ко сну. Я стала проще относиться к недосыпу.

— У вас хоть с одним малышом был декретный отпуск, или вы всегда выходили на работу в буквальном смысле сразу после родов?
Лика: Даже после первых родов я рвалась на работу уже через неделю после родов. Но у меня была начальница, которая мне запретила возвращаться так быстро. Она так и сказала: «Не смей! Я сохраню тебе всю зарплату, только сиди дома!» Поэтому какое-то время мне пришлось посидеть дома против своей воли. Но я все-таки продолжала работать, только из дома, дистанционно, делала какие-то переводы. Если честно, один раз даже на съемку съездила! А вот после рождения дочки вышла на работу через неделю, а дистанционно работала прямо из роддома. А после рождения младшего сына прогуляла всего 2 дня!

— Три ребенка — это предел для вас или нет?
Лика: С уверенностью отвечаю, что это не предел. Мне кажется, чем больше детей, тем лучше и проще. У меня в этом плане загвоздка только в одном: жилплощадь пока не позволяет. Каждому ребенку нужен свой уголочек, они же не могут все ютиться в одной комнате, как сельдь в бочке. Ну и, наверное, стоит остановиться еще и потому, что каждый малыш требует внимания, заботы. Я вот росла единственным ребенком и это, конечно, приятно — никто ничего не отнимает, все внимание только тебе.

— То есть девять месяцев беременности и сам процесс родов вы переносите настолько легко, что это вас заставляет рожать еще и еще?
Лика: Более того, я прямо какой-то маньяк! Многие мои подруги меня не понимают. Мне правда нравится быть беременной, я в этом состоянии чувствую себя даже более привлекательной. Слава Богу, что здоровье позволяет мне жить вот так.

— То есть такие проблемы, как токсикоз и отеки, вам неведомы?
Лика: Ведомы, конечно. Но все эти проблемы меня не парализуют. Я живой человек, у меня был небольшой токсикоз, но он не мешал мне продолжать вести активную жизнь, сниматься, работать.

— Лика, все три ваши беременности вел один и тот же врач?
Лика: Да. И не просто врач, но и очень хорошая моя подруга, Анна Михайловна Гринева. Мы с ней познакомились совершенно случайно. Несколько лет назад, когда я только забеременела старшим сыном, Антошей, у меня оказался единственный номер телефона человека, хоть как-то связанного с деторождением, — Анны Михайловны. Мне его давным-давно дала моя подруга Катя Сканави, тоже, кстати, многодетная мама. Катя меня своей «многодетностью» заразила (смеется). Я договорилась с Анной Михайловной о встрече, и мы очень подружились. Она невероятная красавица, и от нее исходит спокойствие и радость.

— В каком роддоме рожали?
Лика: В ММА им. И.М. Сеченова, у чудесного акушера Валентины Васильевны Пикузы. Надо мной все шутят, что у меня в Сеченовке абонемент.

— Что было для вас самым трудным во время родов?
Лика: Опять же повторюсь, я — маньяк. Даже роды мне с каждым разом нравятся все больше и больше. В родах нет ничего страшного: покричали немного, пожаловались — и родили. Зато когда вот уже все позади, лежишь с ребеночком на пузе и испытываешь неземное счастье. Мне даже пару раз мысль в голову приходила в роддоме: «Раз уж я лежу здесь, может, еще одного сразу родить, чтобы два раза не ходить?» (Смеется.) Как-то я очень легко к родам отношусь!

— И даже анестезию никогда не делали?
Лика: В самый первый раз делали, а второй и третий раз уже без нее обошлись.

— Как вам удается все успевать?
Лика: Если честно, в последнее время у меня складывается ощущение, что чего-то я все-таки не успеваю. Но я стараюсь все успеть. Просто надо уметь выбирать, делать выбор между существенным и несущественным. Например, когда у тебя на почте висит 50 писем, надо уметь выбрать, какие читать, а какие пропустить. Я до сих пор этому учусь, иногда совершаю ошибки, но это полезно.

— Старшие дети помогают ухаживать за младшими?
Лика: Я совершенно этого не ожидала, но да, помогают. Несмотря на то что дети совсем еще маленькие (Антоше 3 года, а Маше — всего 1,5), они сколько могут, столько мне и помогают. Например, относят и приносят какие-то вещи, сообщают, когда Миша плачет. В общем, радионянями работают! (Смеется.)

— Не ревнуют друг к другу?
Лика: Пока никакой настоящей ревности я еще не наблюдала. Но порой я чувствую, что определенная ситуация может привести к ревности, и всячески стараюсь избежать этой ситуации, подстраховаться. Очень важно стараться равномерно распределять свое внимание.

— Няня, помощница у вас есть?
Лика: У меня есть няня, которая ходит со мной на работу. Еще у меня есть прекрасная няня, но в данный момент она сама в роддоме. Эта няня живет у нас на даче, и с ней дети много времени проводят, когда они там. Дома в Москве дети практически все время с папой. И я бы, наверное, не смогла сделать всего того, что делает он. У него просто невероятное количество энергии и терпения, которых мне не хватает.

— Хотите что-нибудь пожелать будущим мамам?
Лика: Прежде всего, желаю не относиться ко всему слишком глобально, потому что все не так сложно, как кажется. Еще желаю жить мамам не для ребенка, а вместе с ним. Это очень мудрая фраза, я ее услышала на школе подготовки к родам, когда еще была беременна Антошей. Формулировка простая, но очень верная. Старайтесь даже после рождения детей продолжать ваш привычный образ жизни. Ведь счастливые дети получаются у счастливых родителей. Поэтому надо прежде всего заниматься своим собственным счастьем.

Российская актриса и телеведущая.

Айлика Гидовна Кремер родилась весной 1977 года в Москве в музыкальной семье. Ее отец – знаменитый скрипач Гидон Кремер , а мать – пианистка и доцент Московской консерватории Ксения Кнорре .

В 1998 году Лика Кремер окончила Школу-студию МХАТ, курс Олега Табакова . Она также является выпускницей колледжа-интерната во Франции и Нью-Йоркской академии кино, режиссерского отделения.

Творческий путь Лики Кремер / Lika Kremer

Ее кинодебют состоялся в картине «Карантин », когда Лике Кремер исполнилось всего лишь пять лет. Мать видела в дочери будущего музыканта, поэтому Лика Кремер училась в спецшколе при Консерватории, но бросила занятия через четыре года.

После окончания Школы-студии МХАТ Лика Кремер выступала на сцене театра «Табакерка» в постановке «Билокси-блюз». Она также была ассистентом режиссера Александра Митты и сняла три короткометражные ленты в Нью-Йорке, но со временем пришла к выводу, что кинематограф не для нее.

В 2004 году Лика Кремер стала соведущей Владимира Молчанова в программе «Частная жизнь ».

– Я отличалась от остальных претенденток тем, что прожила какое-то время в Европе (я тогда только вернулась со съемок в Бельгии) и из-за этого казалась будто с другой планеты – искренне удивлялась происходящему в студии, мне все было незнакомо.

В 2005 году Лика Кремер появилась в откровенном криминальном сериале бельгийского режиссера Марка Пунта «Матрешки» . В 2007 году она прекратила сотрудничество с редакторами программы «Частная жизнь ».

Лика Кремер была ведущей ток-шоу «Треугольник » в компании Екатерины Герасичевой и Татьяны Геворкян .

На сегодняшний день Лика Кремер ведет передачу «Здесь и сейчас» на телеканале «Дождь. Optimistic Channel».

Лика Кремер является участником интернет-проекта «Сноб » с января 2008 года. Кроме того, она является директором по поддержке и развитию этого сайта.

Лика Кремер принимала участие в съемках шоу «Форд Байярд » и «Танцы на льду ».

Личная жизнь Лики Кремер / Lika Kremer

Супруг телеведущей – музыкант-гобоист Алексей Огринчук , он живет в Голландии и играет в нидерландском «Консерт Гебуа» вместе с ее отцом. Они познакомились во время съемок картины «Матрешки » и оформили свои отношения в 2007 году в Гааге.

У Лики Кремер трое детей, которые родились с разницей в полтора года – сыновья Антон и Михаил, дочь Маруся.

– Желаю молодым мамам не относиться ко всему слишком глобально, потому что все не так сложно, как кажется. Еще желаю жить мамам не для ребенка, а вместе с ним. Формулировка простая, но очень верная. Старайтесь даже после рождения детей продолжать ваш привычный образ жизни. Ведь счастливые дети получаются у счастливых родителей. Поэтому надо, прежде всего, заниматься своим собственным счастьем.

Фильмография Лики Кремер / Lika Kremer

  • Матрешки (сериал) / Matroesjka"s (2005), Eva
  • Красный змей (2003), Хиллари
  • Если невеста ведьма (сериал) (2002)
  • Удар Лотоса (ТВ) (2001), Оля
  • Я – Иван, ты – Абрам (1993), Маня
  • Карантин (1983), Маша



Top