Лондонские художники. Художники Великобритании и Северной Ирландии (британские художники, английские художники, ирландские художники)

По окончании Первой мировой войны британское искусство, казалось, оробело, будто охваченное чувством собственной незначительности в сравнении со столь катастрофическими событиями. Художники континентальной Европы вновь ударились в модернизм, но британские по-прежнему колебались. И все же последующие четыре десятилетия подарили стране новаторов; правда, они работали каждый сам по себе. Для многих образ (фигура) человека, пусть и в самых неестественных формах, оставался главной темой творчества. Несколько родственных душ объединили свои творческие усилия. Абстрактный экспрессионизм Пикассо нашел отклик у художников группы Unit One («Первое подразделение») из корнуолльского городка Сент-Айвз. Такие мастера, как Стэнли Спенсер, Август Джон и Люсьен Фрейд, постепенно изменяли каноны фигуративной живописи. Особенно большой вклад в разрушение традиции внес Фрэнсис Бэкон со своими гротескными портретами. Основатель Unit One Пол Нэш, прославившийся своими картинами на тему Первой мировой войны, показал зрителю сюрреалистический взгляд на британский пейзаж; Джон Пайпер, еще один военный художник, стал зачинателем стиля неоромантизма, экспериментируя с цветом в полных драматизма пейзажах.

Стэнли Спенсер шокировал своих современников, создавая полотна с изображением библейских сцен в обрамлении идиллических картин сельской жизни Британии межвоенного периода. Во время Второй мировой войны он пишет серию картин, на которых запечатлен тяжелый труд судостроителей на верфях на реке Клайд. В его более позднем творчестве усиливается сексуальное начало. Портреты в жанре «ню» второй жены Спенсера побудили президента Королевской академии художеств обвинить художника в непристойности. Но что бы ни изображал Спенсер, его фигуративистский стиль отличает виртуозная точность.

Генри Мур - выдающийся британский скульптор XX века. Изучив раннее южноамериканское искусство в 1920-х годах, йоркширец Мур десятилетием позже обратился к абстракционизму. Отталкиваясь от искусства Пикассо, в своем творчестве он прогрессирует от бесформенных объемных масс к созданию плавных женских форм, которые будут основным мотивом его скульптуры вплоть до 1980-х годов. «Мои огромные возлежащие фигуры, — говорил Мур, - порождены природой» - возможно, поэтому они совершенно естественно смотрятся в садово-парковой среде.

Подруга Мура Барбара Хепуорт тоже любила абстрактные формы, но трактовала их как символы природы, а не как фигуры. Работая с металлом, деревом и камнем, она создавала биоморфные образы с осязаемой на вид фактурой. Для композиций Хепуорт характерно наличие отверстий, плавно вписанных в скульптуру. Пожалуй, ее самая известная работа - «Одиночная форма» (Single Form, 1963), находящаяся в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Хепуорт погибла во время пожара в своем доме-мастерской в Сент-Айвзе в 1975 году.

Фрэнсис Бэкон был самым значимым британским художником XX века. Он не имел специального образования, но в пору ранней зрелости регулярно посещал все художественные галереи Парижа, Берлина и Лондона. Огромное влияние оказало на него творчество Пикассо. В 1945 году он выставляет в Лондоне свою работу «Три этюда фигур в ногах распятия» (Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion, 1944) - жуткие сюрреалистические композиции из антропоморфных форм, напоминающих то ли людей, то ли животных или бог весть кого еще. На следующее утро Бэкон проснулся знаменитым. Он писал в стиле фигуративизма, но его портреты - развороченные, будто вывернутые наизнанку, «деформированные и затем преобразованные» фигуры, как однажды сказал сам художник, оставляли неизгладимое впечатление. В основе некоторых его картин лежат произведения классики. Таков, например, его орущий понтифик - искаженный до неузнаваемости оригинальный образ сурового папы Иннокентия X с портрета Веласкеса. Открытые вопящие рты - повторяющийся мотив в его работах. Бэкон также имел обыкновение писать лица рядом с кусками мяса, намекая на их психологическое сходство.

Люсьен Фрейд , внук Зигмунда Фрейда, в юности вместе со своей семьей эмифировал в Британию из нацистской Германии. Немало позаимствовав из стиля Стэнли Спенсера, он развил реалистичный прозаический подход к изображению человеческой фигуры, накладывая краску густыми слоями. С возрастом Фрейд постепенно менял и свою трактовку человеческих образов, без всякого милосердия изображая людей все более натуралистично, со всеми их шишками и бородавками. Фоном для его сидячих, обычно обнаженных апатичных фигур служили грязные, непривлекательные комнаты. Широко известный как искусный художник, Фрейд продолжил писать и в XXI веке. В 2008 году его портрет спящей обнаженной работницы социальной службы стал самым дорогим произведением искусства живущего художника: он ушел с аукциона за 17,2 миллиона фунтов стерлингов.

Joseph Turner

Joseph Turner, the greatest English romantic landscape painter, was born in Covent Garden, London, on the 23rd of April in 1775. He was the son of a fashionable barber. He started drawing and painting as a small boy. His father used to sell the boy’s drawings to his customers. In such a way he earned money which his father paid for his lessons in art. At the age of 14 he entered the Royal Academy School. His water-colours were exhibited at the Royal Academy from the time he was fifteen. At 18 he had set up his own studio. Turner worked at first in water-colours, then in oils.

Between 1802 and 1809 Turner painted a series of sea-pieces, among them “Sun Rising in Mist”. The masterpieces of this period are “The Lake of Geneva”, “Frosty Morning”, “Crossing the Brook”, etc. In 1819 Turner got out on his first visit to Italy. During the journey he made about 1500 drawings and in next few years he painted a series of pictures inspired by what he had seen. Turner was the master of the air and wind, rain and sunshine, horison, ships and sea. He dissolved the forms of his landscape in the play of light and shade, he anticipated the work of French Impressionist paintings. During his life Turner painted some hundreds of paintings and some thousands of water-colours and drawings. On his death Turner’s own entire collection of paintings and drawings was willed to the nation and they are in the National and the Tate Galleries.

Thomas Gainsborough

Thomas Gainsborough was a master of English school of painting. He was a portraitist and a landscape painter. He was born in Sudbury in 1727 and was the son of a merchant. His father sent him to London to study arts. He spent 8 years working and studying in London. There he got acquainted with the Flemish traditional school of painting. In his portraits green and blue colours predominate. He was the first British painter who painted British native countryside. He painted a wagon of hay, a poor cottage, poor peasants.

His works of landscape contain much poetry and music. His best works are “Blue Boy”, “The Portrait of the Duchess of Beaufort”, “Sara Siddons” and others. The particular discovery of Gainsborough was the creation of a form of art in which the characters and the background form a single unity. The landscape is not kept in the background, but in most cases man and nature are fused in a single whole through the atmospheric harmony of mood. Gainsborough emphasized that the natural background for his characters should be nature itself. His works, painted in clear and transparent tones, had a considerable influence on the artists of the English school. He was in advance of his time. His art became a forerunner of the Romantic Movement.

John Constable

John Constable, one of the greatest landscape painters, was born in Sufford, on June 11,1776. He was the son of a wealthy miller. He began to take interest in landscape painting while he was at grammar school. His father did not favour art as a profession. As a boy Constable worked almost secretly, painting in the cottage of an amateur painter. His keen artistic interest was such that his father allowed him to visit London in 1795, where he began to study painting. In 1799 Constable entered the Royal Academy School in London. He was the first landscape painter who considered that every painter should make his sketches direct from nature, that is, working in the open air. Constable’s art developed slowly.

He tried to earn his living by portraits. His heart was never in this and he achieved no popularity. Constable was a realist. He put into his landscape cattle, horses, the people working there. He put the smiling meadows, the sparkle of the sun on rain, or the stormy and uncertain clouds. The most notable works of Constable are “Flatford Mill”, “The White Horse”, “The Hay Wain”, “Waterloo Bridge”, “From Whitehall stairs” and others. In England Constable never received the recognition that he felt he was due. The French were the first to acclaim Constable publicly. His influence upon foreign painting schools has been powerful. Constable may truly be considered the father of modern landscape painting.

Перевод топика на русский язык:

Джозеф Тернер

Джозеф Тернер - великий английский пейзажист - родился в Ковент-Гардене в Лондоне, 23 апреля 1775 года. Он был сыном модного в то время парикмахера. Еще мальчиком он начал рисовать. Его отец продавал рисунки мальчика своим посетителям. Таким образом он зарабатывал деньги, которые шли на оплату его уроков по искусству. В возрасте 14 лет он поступил в школу при Королевской Академии. Его рисунки акварелью выставлялись в Королевской Академии с тех пор, как ему исполнилось пятнадцать. В 18 лет он создал свою собственную студию. Вначале он работал акварелью, а потом маслом. В период между 1802 - 1809 годами Тернер нарисовал серию морских пейзажей, среди них - “Солнце, восходящее в тумане”.

Шедеврами этого периода считаются: “Женевское озеро”, “Морозное утро”, “Пересекая ручей” и другие. В 1819 году Тернер вернулся из своей первой поездки по Италии. Во время поездки он создал около 1500 рисунков и в следующем году под впечатлением увиденного нарисовал серию картин. Тернер был мастером воздуха и ветра, дождя и солнечного света, горизонта, кораблей и моря. Контуры его пейзажей растворялись в игре света и теней, в этом он был предшественником французских импрессионистов. За всю свою жизнь Тернер нарисовал сотни картин и тысячи акварелей и рисунков. После его смерти коллекция его картин, согласно завещанию, перешла в Национальную Галерею и Галерею Тейт.

Томас Гейнсборо

Томас Гейнсборо был мастером английской школы живописи. Он рисовал портреты и пейзажи. Он родился в Садбери в 1727 году и был сыном купца. Его отец отправил его в Лондон учиться живописи. Он провел 8 лет в Лондоне, работая и получая образование. Там он познакомился с фламандской традиционной школой живописи. В его портретах преобладают зеленый и голубой цвета. Он был первым английским художником, изобразившим природу и сельскую местность Великобритании. Он изобразил стог сена, бедный дом, крестьян-бедняков.

Его пейзажи наполнены поэзией и музыкой. Его лучшие работы - “Голубой мальчик”, “Портрет герцогини Бофер”, “Сара Сиддонс” и другие. Важным открытием Гейнсборо стало создание им такой формы живописи, где действующие лица и пейзаж составляют единое целое. Пейзаж не является всего лишь фоном, но в большинстве случаев человек и природа сливаются в одно целое в атмосфере гармонии настроений. Гейнсборо подчеркивал, что естественным фоном для действующих лиц должна быть сама природа. Его работы, выполненные в четких и прозрачных тонах, имели значительное влияние на художников английской живописи. Он был впереди своего времени. Его искусство стало предвестником Романтического движения.

Джон Констебл

Джон Констебл, один из известнейших пейзажистов, родился в Саффорде, 11 июня 1776 года. Он был сыном состоятельного мельника. Он начал интересоваться живописью еще в начальной школе. Его отец не одобрил искусство как профессию. Мальчиком Костебл работал тайком, рисуя в доме художника-любителя. Его интерес к живописи убедил отца отправить его в 1795 году в Лондон, где он начал изучать живопись. В 1799 году Констебл поступил в школу при Королевской Академии в Лондоне. Он был первым из пейзажистов, кто считал, что необходимо делать зарисовки с натуры, то есть работать на открытом воздухе.

Мастерство Констебля развивалось постепенно. Он начал зарабатывать на жизнь, рисуя портреты. Его сердце никогда не лежало к этому, и поэтому он не достиг популярности. Констебл был реалистом. На своих полотнах он изображал крупный рогатый скот, лошадей и людей, работающих там. Он рисовал блестящие от росы луга, искры солнца в каплях дождя и суровые грозовые тучи. Самые известные работы Констебля - “Мельница у Флатфорда”, “Белая лошадь”, “Воз сена”, “Мост Ватерлоо”, “Со ступеней Уайтхолла” и другие. В Англии Констебл не получил признания, которое ожидал по праву. Французы первые публично признали Констебля. Его влияние на зарубежные школы живописи было громадно. Констебля можно по праву признать основателем пейзажного жанра.

Живопись Англии, как и вся ее культура, отличается сдержанностью, но при этом полна сюрпризов. Художники Великобритании не настолько известны, как, например, их голландские или итальянские коллеги, но англичане, несомненно, внесли огромный вклад в развитие живописи, обогатив не менее талантливыми и интересными работами.

Выдающиеся художники Англии

Одним из самых известных художников Англии 18 века был Уильям Хогарт. Творчество этого мастера открывает новый, самостоятельный путь живописи как искусства в Великобритании. Хогарт основал национальную школу живописи, которая со временем собрала много последователей. Он также широко известен как создатель новых жанров в графике, талантливый иллюстратор и карикатурист. Картины Уильяма Хогарта пользовались большим успехом еще при его жизни, а король Георг II даже назначил его придворным живописцем. Сегодня многим известны его много серийные картины «Модный брак», «Выборы в парламент» и «Четыре стадии жестокости».

Следующими на пути развития английской живописи стоят два молодых ученика Хогарта – Рейнольдс и Лауренс. Они стали основателями портретного искусства в Англии, а Рейнольдс даже был назначен первым президентом Королевской академии художеств.

Немного позже, в середине 18 века, популярными становятся полотна с пейзажами. Самым искусным мастером в данном жанре был Томас Гейнсборо. После него в этом жанре также прославились Вилке, Лэндсир, Муррэй и другие. Одним из излюбленных материалов стала акварель, которая давала возможность создать легкие и прозрачные образы. Также особое развитие получили и батальные сюжеты ввиду участия Англии во многих войнах. Среди создателей исторической живописи стоит упомянуть о В. Кастлэке и Дж. Ромни с его знаменитой картиной «Смерть генерала Вулфа».

Направления в английской живописи

Развитие отличается от стандартной поэтапной смены стилей европейской традиции. В несколько запоздалой, но все же стремительно менявшейся истории живописи Англии нет четких границ и рамок, обозначающих начало или конец того или иного периода, точно так же здесь не найти стилей в чистом виде.

Зарождение национальной школы живописи в 17-18 веке обусловлено промышленной революцией в стране, а вот на художников-пейзажистов вместе с развитием реалистического искусства во многом повлиял значительный культурный рост английского общества в 19 веке. Вторая половина этого же столетия подарила миру творчество эпохи «Братства прерафаэлит». Члены этой организации были ярыми противниками буржуазной культуры и приверженцами искусства раннего Возрождения. Братство оказало мощное влияние на всех последующих художников, отодвинув на второй план академичность и консервативность, которую одобряла Королевская академия художеств. Это дало шанс многим молодым художникам Англии выйти за рамки привычного и начать создавать современные сюжеты, максимально приближенные к реальности, в которой они жили. Благодаря «Братству прерафаэлитов» в Англии стал развиваться символизм и модернизм – как протест против консервативного подхода Королевской академии.

В данной статье Вы найдете полезную и интересную информацию об английских художниках.

Известные английские художники

Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828 гг.) — английский живописец и график. Первые художественные навыки сын получил у отца. Сам начал рисовать акварельными красками. Первые произведения обнародовал на выставке в Ливерпульской художественной школе в возрасте 11 лет. Несмотря на преждевременную смерть (умер от туберкулеза), Ричард Бонингтона оставил более четырех сотен (400) картин, акварелей и рисунков.
Известные картины: «Побережье Пикардии» (1826), «Вход в гавань Рио-де-Жанейро» (1827).

Гарольд Грисли (1892-1967 гг.) — британский художник, пейзажист и портретист, последователь своих отца и деда. Грисли родился в Дербишире и учился в художественной школе Дерби. Он был сыном Фрэнка Грисли и внуком Джеймса Стефана Грисли, которые оба были известными художниками. Он прервал свое обучение с началом Первой мировой войны. После войны продолжал обучение в Ноттингеме под руководством Артура Спунер и стал учителем в школе Рептон.
Часть его работ выставлены в Музее и художественной галерее Дерби; 77 его картин пожертвовал музею Альфред Гуди.

Данте Габриэль Россетти (1928-1882 гг.) — английский поэт, художник, переводчик итальянского происхождения, один из основателей «Братства прерафаэлитов» (1848-1853).
Ранний период творчества характеризуется точностью и определенностью манеры; первые его картины больше, чем другие работы прерафаэлитов, напоминают живопись итальянского кватроченто. На картине «Девство Непорочной Марии» Богородица изображена изможденной, подавленной девочкой-подростком
В поздний период художник обращается к мифологическим темам и стилизации.

Джеймс Норткот (1746 — 1831) — английский художник, член Королевской академии искусств.
Был подмастерьем своего отца, а в свободное время рисовал. В 1769 году он оставил отца и стал художником-портретистом. Был принят учеником в студию и дом сэра Джошуа Рейнольдса. В это время он также посещал классы в Королевской академии искусств.
Картина «Молодая принцесса убита в Тауэре» (1786) стала его первой важной работой на историческую тему, за ней последовало «Погребение принцессы в Тауэре». Обе картины, вместе с семью другими, предназначались для Шекспировской галереи Джона Бойдела. Полотно «Смерть Вет Тайлер», которое в настоящее время находится в Гилдголи, Лондон, было представлено публике в 1787 году. Норткот создал около двух тысяч работ и заработал состояние в £ 40,000.

2 - Выдающиеся английские художники-портретисты

К наиболее знаменитым английским портретистам XVIII века относятся Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо. Оба они начали развиваться под влиянием итальянского и французского искусства и со временем перешли к национальным мотивам в своем творчестве. Живопись Рейнолдса во многом близка стилю барокко, тогда как Гейнсборо работал в манере, близкой к рококо

Творчество Рейнолдса

Из трех других главных мастеров английского искусства сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792), первый президент основанной в 1768 г. Королевской академии художеств, был самым разносторонним и ученым, самым самоуверенным и последовательным. Монографию о нем написал Армстронг. Когда учитель Рейнолдса Гудсон перестал его удовлетворять, он усердно занялся копированием рембрандтовских картин. Наиболее зрелым плодом его рембрандтовских штудий является юношеский автопортрет со шляпой в Национальной портретной галерее. Затем его потянуло в Италию, где он пробыл с 1749 по 1752 г.; здесь он развился в сознательного эклектика. Микеланджело стал его кумиром. Но в руководители себе он выбрал главным образом болонцев и венецианцев. Самым основательным образом он углубился в изучение красочной техники старых мастеров; ничего не оставлял он без внимания; рассудочная основа его искусства проявляется повсюду. В своих исторических картинах он едва поднимается над уровнем эклектизма; здесь, словно по прихоти художника, рубенсовские формы сочетаются с тициановскими красками и с корреджиевской светотенью. Характерные образцы этого рода - "Св. Семейство" Национальной галереи, "Умеренность Сципиона" в Эрмитаже, "Надежда, питающая любовь" в Бовуде. Его самая известная мифологическая картина, "Змея в траве" в Национальной галерее, изображает бога любви, развязывающего девушке "пояс красоты". Экскурсией в область романтики является новая для того времени, поражающая своим ужасом картина: "Граф Уголино в башне голода", находящаяся в галерее города Ноль, в графстве Кент.

Рис. 237 - "Изгнанный лорд". Картина Джошуа Рейнолдса в Национальной галерее в Лондоне

Как портретист, Рейнолдс соединял непосредственное наблюдение виденного с возвышенным, великодушным настроением, развертывая на этой основе все чары своего ослепительного живописного красноречия; и хотя в аллегорическом содержании и в околичностях иных портретов он показал себя вполне сыном своего времени, зато другие портреты, например "Изгнанный лорд" Национальной галереи, исполнены непосредственной, прочувствованной душевной глубины. Он создал массу истинно цельных натур; редкой свежестью и естественностью дышат особенно его детские портреты.

Рис. 238 - "Три сестры мисс Монтгомери увенчивают герму Гименея". Картина Джошуа Рейнолдса в Национальной галерее в Лондоне

По возвращении Рейнолдса из Италии общее внимание возбудил в 1753 г. его портрет капитана Кеппеля, теперь в собрании лорда Росбери в Лондоне. Здесь впервые увидели изображенным на полотне не фигуру или голову, а живой организм. Период времени с 1753 по 1765 г. обнимает первую пору зрелости художника. Этому времени принадлежат великолепные, простые и свежие портреты, в числе их Китти Фишер в собрании графа Крью (1759) и знаменитый портрет Нелли О’Бриен (1763) в галерее Уоллеса, далее портрет пастора Лоренса Стерна (1760), принадлежащий маркизу Ленсдоуну, и актера Гаррика среди фигур "Трагедии" и "Комедии", в собрании лорда Ротшильда в Лондоне.

Между 1765 и 1775 гг. позы фигур на портретах Рейнольдса становятся более рассчитанными, колорит более изысканным, драпировки более небрежными, стафаж более надуманным. К ним относятся: "Леди Сара Бёнбёри, приносящая жертву грациям" (1766) и "Леди Блек в виде Юноны, которой Венера подает пояс", принадлежащие сэру Генри Бёнбёри, миссис Гартли, в виде нимфы, с ее сыном, в виде юного Вакха, в собрании лорда Норсбрука (1772), резкая в красках, несколько фальшивая картина "Три сестры мисс Монтгомери, увенчивающие герму Гименея" (1775) Национальной галереи, сюда же принадлежат прелестная "Девочка с земляникой" (1771) в галерее Уоллеса, маленькая Френсис Крью, шагающая по полю в плаще и с корзинкой через руку (1770), в собрании графа Крью, и очаровательная картина в Виндзорском замке, изображающая маленькую принцессу, валяющуюся на земле с собачкой (1773).


Рис. 239 - "Девочка с земляникой". Картина Джошуа Рейнолдса в галерее Уоллеса в Лондоне

Наиболее зрелым периодом творчества Рейнолдса считаются последние шестнадцать лет его жизни. Глубокое понимание изображаемых лиц все более становится его главнейшим качеством. Великолепные по краскам одежды драпируются снова более тщательно. Ландшафтный задний план сохраняет по-прежнему лишь побочное, чисто декоративное значение. Но все частности объединяются в одно крупное, гармоничное целое. Из длинного ряда мастерских произведений выделяются свежий портрет маленького Крью (1775) в собрании графа Крью, с удивительным вкусом одетая в серое с золотом леди Кросби (1778) у сэра Чарльза Теннанта, великолепный "Школьник" (1779) в Уорвикском замке, глубоко одухотворенный портрет лорда Тёрло (1781), принадлежащий маркизу Бас, и поразительный по силе характеристики портрет лорда Хисфилда с ключом Гибралтара в руке (1787) в Национальной галерее. К самым лучшим принадлежат портреты великой актрисы мисс Сиддонс в виде трагической музы на парящем в облаках троне, позади которого виднеются олицетворения драматических страстей (1784), в Гросвенор Хауз, герцогини Девонширской с ее оживленной дочуркой на коленях (1786), в замке Четсуорс (Chatsworth), и восхитительный "Невинный возраст" - сидящая в траве со сложенными на груди руками маленькая девочка (1790) в лондонской Национальной галерее.

Лишь самим собою Рейнолдс собственно никогда не хотел быть; но тем не менее в его лучших произведениях сразу видна его крупная личность.

Творчество Гейнсборо

Четырьмя годами моложе Рейнолдса был его великий соперник Томас Гейнсборо (1727-1788), превосходивший его оригинальностью и непосредственностью художественной натуры. В Рейнолдсе больше чувствуется барокко XVII, в Гейнсборо - рококо XVIII века. Для Гейнсборо, о котором имеются хорошие книги Фульчера, Армстронга, миссис Белл и Паули, первоначальные старые мастера как бы не существовали вовсе. Он начал с рисования ландшафтов своей захолустной суффолькской родины. Познакомившись (после 1760 г.) с картинами ван Дейка, он стал их усердно копировать. Ван Дейк стал путеводной звездой его искусства. Однако он сам обладал более сильным чувством правды и красоты, чем Ван Дейк. Английских женщин и английский ландшафт он видел собственными, английскими глазами и изображал их широкой, здоровой, с годами становившейся все более легкой, все более "импрессионистской" кистью. Его портреты стоят обыкновенно в теснейших отношениях к родному ландшафту, а ландшафты часто неумышленно переходят в жанр, или же животные на них из околичностей переходят в главные изображения.

Первый самостоятельный период творчества Гейнсборо (1746-1758) протек в Ипсвиче, среди проб и опытов, производимых сначала ощупью и понемногу становившихся более уверенными. Из ранних картин сохранились в Национальной галерее красивый, несколько сухо написанный двойной портрет его дочерей, из которых одна ловит бабочку, и прекрасный, известный под именем "Корнардского леса" ландшафт, который, несмотря на то, или именно потому, что распределение деревьев на нем напоминает Гоббему, остался самым свежим по чувству природы из всех его ландшафтов.

Второй период творчества его (1758-1774) протек в более живой художественной среде и в лучшей жизненной обстановке в Басе. Здесь возникли в первое время так еще старательно, почти слащаво выписанные и освещенные портреты, например причетника Орпина, читающего Библию, в Национальной галерее. Изящной простотой отличается уже погрудный портрет Джорджианы Спенсер (1762), принадлежащий графу Спенсеру в Лондоне, теплой жизнью дышат фигура в рост музыканта Фишера в Хемптон-Корте и полуфигура актера Кольмана в Национальной галерее. Вероятно, уже в 1770 г. возник знаменитый "Голубой мальчик", находящийся в Гросвенор Хауз: портрет en face юного Бёталля, с теплыми тонами тела в голубом фантастическом костюме, на фоне ландшафта в коричневом тоне - настоящее чудо по благородству замысла и по своеобразному красочному эффекту; рядом с этим "Голубым мальчиком" может быть поставлен "Розовый мальчик", портрет мальчика, одетого в розовый атлас, в собрании барона Фердинанда Ротшильда в Лондоне.


Во время пребывания Гейнсборо в Басе возникли некоторые наиболее известные ландшафты - коричневатые по тону, замкнутые в своем единстве, согретые дивным светом части лесистой английской природы. К прекраснейшим из них принадлежат "Воз" и "Водопой скота" в Национальной галерее.

Рис. 241 - "Водопой скота". Картина Томаса Гейнсборо в Национальной галерее в Лондоне.

В Лондон Гейнсборо переселился в 1774 г. Лишь здесь талант его развился до высшей художественной свободы и виртуозности. Нежные, довольно холодные, изящно подобранные по тонам краски фигур и их одежд все более гармонично согласуются с задним планом. Кисть его становится все более легкой, свободной и широкой. Портреты короля Георга III, королевы Шарлотты и их детей он писал несчетное число раз. Бульшую часть их можно видеть в Виндзорском замке и в Букингемском дворце. Из наиболее знаменитых дамских портретов Гейнсборо портрет одетой в красное платье, несколько неудачно поставленной у высокой колонны миссис Грехам в эдинбургской галерее принадлежит первым лондонским годам. Полную меру его таланта выражают портреты актрисы миссис Робинсон ("Пердита") в галерее Уоллеса, миссис Шеридан (урожденной Элизы Линли) в собрании лорда Ротшильда, леди Шеффилд у Фердинанда Ротшильда и миссис Бофуа у Альфреда Ротшильда в Лондоне, - все отдельные фигуры в рост, стоящие на фоне ландшафта с парком, но самый знаменитый из всех - портрет актрисы миссис Сиддонс в Национальной галерее. Та самая Сиддонс, которую Рейнольдс изобразил в виде трагической музы, сидит у Генсборо в изящном по тонам выходном туалете, в большой шляпе, перед красной драпировкой. К лучшим мужским портретам Гейнсборо принадлежит портрет Ралфа Шомберга в желтовато-красном костюме, в Национальной галерее.


Большой портрет-группа семейства Бальи, в той же галерее, относится к последней поре деятельности Гейнсборо. Позы фигур принужденны и намеренны, но чарующие краски этой картины и воздушное, легкое письмо сообщают ей высокие живописные достоинства. Превосходна как ландшафт не очень большая по размерам овальная картина в Виндзорском замке, представляющая "Утреннюю прогулку" герцога Кемберлендского с супругой. Вполне ландшафтный характер имеет превосходная, напоминающая одновременно Ватто и Моне, "Пикник" у Сен-Джемского парка, принадлежащая сэру Альджернону Нильду. Достойное место наряду с этой картиной занимает великолепная марина в Гросвенор Хауз. Ландшафтная живопись оставалась всегда тайной любовью Гейнсборо.

Прочие английские портретисты

Пятым в ряду этих пионеров английской живописи был Джордж Ромни (1734-1802), подробная характеристика которого дана в двухтомном сочинении Уорда и Робертса. К великим мастерам начали причислять его лишь в самое последнее время. Вернувшись в 1775 г. из Рима, где он впитал в себя ложноклассические воззрения, он стал, однако, в Лондоне портретистом и соперничал с Рейнолдсом и Гейнсборо из-за благосклонности заказчиков. В его портретах можно без особого труда распознать внука классицизма и в пластике фигур, и в рисунке. Он был, кроме того, лучшим изобразителем "прекрасной англичанки", какой ее привыкли у нас себе представлять, здоровой и одновременно томной. Его портреты написаны ясно и твердо, но отнюдь не угловато или сухо. При ясных местных тонах они отличаются утонченным, по временам, однако, несколько рыжеватым оттенком.

Лондонская Национальная галерея обладает восемью картинами Ромни, но ни одним из его настоящих шедевров, каковы: "Дети лорда Гоуэра", танцующие взявшись за руки, в собрании герцога Сутерлендского, или портрет миссис Рессель с ребенком у сэра Джорджа Ресселя в Лондоне. Его ложноклассическая основа проявляется в группе "Леди Уорвик с детьми" и в "Мисс Вернон в виде Гебы", принадлежащей лорду Уорвику, а также в портрете леди Гамильтон, в виде вакханки, в Национальной галерее.


Рис. 243 - "Леди Гамильтон в виде вакханки". Картина Джорджа Ромни в Национальной галерее в Лондоне.

Самым значительным британским портретистом младшего поколения художников, явившегося во второй половине столетия, был шотландец сэр Генри Рейбёрн (1756-1828), посетивший Италию, прежде чем основаться в Эдинбурге. Биограф Рейбёрна Армстронг приписывает основное его свойство главным образом впечатлению, произведенному на него в Риме "Иннокентием X" Веласкеса. По непосредственности, свежести и широте замысла, по пленительной теплоте и живости тонов и красок лишь немногие могут равняться с ним. К лучшим вещам его принадлежат в эдинбургской галерее портреты миссис Кемпбел, Джона Уилсона с лошадью и автопортрет художника, в эдинбургском Стрелковом зале поразительный портрет во весь рост Натаниеля Спенса, натягивающего лук, в музее Глазго портрет сэра Джона Синклера, в лондонской Национальной галерее дамы в соломенной шляпе, в Дрездене портрет епископа Люциуси О"Бирна. Черта времени сказалась в том, что Рейбёрн от большей широты и свободы кисти перешел к более слитному и твердому письму.

На портретах преимущественно Рейнолдса развился талант лондонского уроженца Джона Гоппнера (1759-1810), мастера изображать красивых краснощеких англичанок, которых он писал в ясных и холодных красках, в свежем любовном исполнении. Портрет графини Оксфордской в Национальной галерее принадлежит еще к лучшим его произведениям. Последние находятся в частных собраниях. Славятся четверо детей Дугласа в собрании лорда Ротшильда в Лондоне.

За Гоппнером непосредственно следует сэр Томас Лоренс (1769-1830), самый знаменитый английский портретист первой четверти XIX века, правда, явственно возникающий из XVIII века и считавшийся представителем упадка великого английского искусства этой эпохи. Визева снова восстановил его художественную репутацию. В лучших произведениях он является нам мастером с острой наблюдательностью и утонченной живописной техникой. Он представлен довольно хорошо в Национальной галерее портретами банкира Ангерштейна, княжны Ливен и Филиппа Сенсома. Выше стоят его изображения папы Пия VII и кардинала Консальви в Виндзорском замке, затем юного Лемтона, одетого в красный костюмчик и лежащего растянувшись на траве, в собрании графа Дерхема в Лондоне, прелестной мисс Ферен (леди Дорби), шагающей, легко кутаясь в мех, на фоне ландшафта, у Пирцонта Моргана в Нью-Йорке.




Top