Маресьев не дают читать. Алексей Маресьев и его подвиг

Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший В Библии упоминается множество животных существ. Идентифика … Википедия

Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, (Лев.11:2), на рыб морских (ст. 9, 10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались опять: чистые,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В Библии это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Животные библейские - – в Библии животный мир разделяется на 4 разряда, причем каждый разряд содержит в себе животных, которых можно вкушать человеку, или чистых, и животных, запрещенных для пищи, или нечистых, а именно: 1) четвероногих земных животных (Лев., 11 … Полный православный богословский энциклопедический словарь

животные - А. Представители животного мира, упоминаемые в Библии барс: Ис 11:6 бегемот: Иов 40:10 20 верблюд: Лев 11:4 вол: Исх 22:1,4 волк: Ис 11:6 гиена: Ис 13:22 домашние животные (бык, корова, теленок): 1Цар 6:7; Пс 67:30 заяц: Лев 11:6 … Библия: Тематический словарь

Животные - в Библии упоминаются практически все существующие виды животных, в том числе четвероногие, живущие на суше, рыбы морские, птицы небесные, пресмыкающиеся, земноводные и др. Каждый вид подразделялся на чистых и нечистых животных. Первых Закон… … Православная энциклопедия

Нечистые животные библейский (ветхозаветный) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу. Нечистые животные в более общем смысле животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые… … Википедия

Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены на третий день (Быт.1:11), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии Быт.3:18). Содержание … Википедия

Ной выпускает голубя из ковчега Птицы (ивр. עוף‎, оф) являются частым персонажем библейского повествования. Они были сотворены … Википедия

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ В БИБЛИИ - исторически сложившиеся виды лит. творчества, использованные свящ. авторами Библии. Подход к Писанию как к книге Богочеловеческой предполагает исследование тех лит. принципов, на к–рых построены составные части Библии. Классификация и… … Библиологический словарь

Книги

  • Тайна Ноева ковчега. Легенды, факты, расследования , Мавлютов Р.. История Ноева ковчега, в котором люди и животные спаслись от Всемирного потопа, знакома представителям самых разных народов и рассказана в Библии, Коране и Торе. Нотак ли все было на самом…
  • Тайны Библии , Сборник. Книга посвящена загадкам и чудесам Ветхого и Нового Заветов. Действительно, с точки зрения здравого смысла весьма сложно понять, как, например, в течение шести днейБог сотворил Вселенную,…

В современном мире собака стала чем-то большим, чем просто "друг человека". Для множества людей собаки - дети, поклонение этим животным массово приобретает культовый характер. Именно поэтому Glorypets обратился к первоисточникам, религиозным книгам, которые на протяжении тысячилетий формировали мировоззрение людей, чтобы понять, какова же позиция офицальных мировых религий относительно четвероногих питомцев.

Мы заведомо акцентируем ваше внимание на то, что материал не содержит никаких суждений, умозаключений и выводов - только факты с ссылками на первоисточники, а также их толкование авторитетными лицами. Текст носит исключительно познавательный характер.

Что говорит Библия о собаках?


Фото: bigpicture.ru

Согласно упоминаниям из Книги Книг, библейский "зверинец" населяли как известные нам животные, так и очевидно фантастические: дракон, единорог, левиафан. Образы и тех, и других часто использовались древними, неустановленными авторами Библии иносказательно. Именно поэтому, буквальная трактовка некоторых отрывков, посвященных конкретно собакам, может грубо исказить смысл, заложенный в тексте Библии. Важно понимать, что Святое Писание - это не простое повествование, а книга с глубокими культурологическим, историческим, философским и даже географическим пластом. Некоторые ее отрывки всего лишь отражают нравы, взгляды и быт людей тех времен.

Многопластовость Библии привела к тому, что у верующих, воцерквленных христиан сформировалось отношение к собакам - как к животным нечистым. Вам наверняка приходилось слышать о суеверии, которое гласит: если пес войдет в храм, его необходимо закрыть и заново освятить. Корни этого суеверия кроятся в Ветхом Завете, книге Второзакония (также Дварим - пятая книга Пятикнижия Торы), авторство которой приписывают Моисею. По сути, это свод законов, правил поведения, религиозных традиций, которые следует соблюдать иудеям согласно учению пророка Моисея.

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим. (Втор. 23: 18)

Виктор Кутковой, преподаватель православной иконологии в НГУ им. Ярослава Мудрого, в своей статье " О христианском отношении к собаке " утверждает, что таким образом Моисей указывает на то, что в те времена собаки считались нечистыми животными: "Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом - верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию". Таким образом, оглядываясь на исторический контекст данного текста Святого Писания, Виктор Кутковой трактует строчки буквально.


Изображение в Музее Ватикана. Фото: logicgate.nl

Однако, существует и другое толкование. Профессор Александр Павлович Лопухин в своей "Толковой Библии " говорит о том, что слово "пес" использовано в качестве метафоры: "Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3 Цар XIV:23-24; XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18)". Такой взгляд может быть справедливым, поскольку в списке "нечистых животных" (Втор. 14: 1-21) собака не числится. При этом, невозможно не отрицать увтерждение Виктора Куткового о том, что образ собаки у иудеев овеян негативом, а слово "пес" используется для характеристики нехороших людей.

Подтверждение этому мы находим в огромном количестве как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. (3 Цар. 14: 11)

Иеровоам был идолопоклонником, который принебрег милостью Божей. Поэтому, устами пророка Ахии Господь насылает на его дом и семью страшное проклятие. Среди кар, предназначенных для семьи отступника, одна из самых недостойных - быть не захороненным после физической смерти, а съеденным псами. Ту же участь он обещает потомка Вассы, который " пошел путем Иеровоама" (3 Цар. 16: 1-4).

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф. 7: 6)

Слово "псы", в данном случае, используются иносказательно и указывают на людей с негативными качествами. Как и в Послании святого апостола Павла к Филиппийцам:

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей...(Флп. 3: 2).

А также во Второй книге Царств:

И поклонился, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я? (2 Цар. 9: 8).

Впрочем, это далеко не все упоминания собак именнов такой форме ("псы") в негативном контексте.

Святой с собачьей головой


Святой Христофор

Отдельного внимания по данному вопросу заслуживает фигура святого, почитаемого как в православной, так и в католической традиции - Святого Христофора. На множестве икон он изображен с собачьей головой. Мнения ученых относительно природы такого образа в значительной степени расходятся. Наиболее фантастическая версия гласит, что мученик был из племени киноцефалов (псоглавцев) - людей с собачьими головами.

Наиболее разумная - что лик исключительно аллегорический: до обращения в христианскую веру Святой Христофор был свирепым и беспощадным язычником. Это тоже может говорить о негативных ассоциациях у ранних христиан, связанных с собаками. Но утверждать наверняка мы не можем. Версии о несимпатичной, "звероподобной" внешности, или примешнанном коптскими живописцами к образу святого, почитаемого язычниками "собакоголового" божества Анубиса, тоже вполне похожи на правду.

Собачья индульгенция


Троян, щенок болгарской овчарки, подаренный Патриарху Кириллу студентами Болгарского университета культурного наследия. Фото: pravostok

Очевидно, что "звания псов" в христианской традиции присваивались людям недобропорядочным, грешным, или низким. Что хоть и косвенно говорит об негативном восприятии древних иудеев этих животных, тем не менее, прямо не указывает на то, что христианство порицает не терпит собак как вид. Если бы это было так, вряд ли бы мы могли встретить изображение святого с головой собаки.

Священник Константин Пархоменко в своей статье "Христианство и...собака ", ссылаясь на слова Святейшего Патриарха Кирилла, утверждает: "нечистое" положение собаки в христианской традиции сформировалось исключительно по гигиеническим и санитарным соображениям. Одним словом, пускать собак в храмы не рекомендуется только лишь потому, что они могут там ненароком нагадить. В остальном же, животное ничем оскорбить Бога и христиан не может, поэтому его и незачем обижать.

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене... Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьего” богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. (Патриарх Кирилл)

Спрашивает Митя
Отвечает Максим Балаклицкий, 21.08.2007


Митя спрашивает: Здравствуйте! А что Библия говорит по поводу домашних животных? В частности про собак, например? У нас было 2 собаки, и мы их очень любили, но в прошлом году они погибли, одна за другой. В книги Бытия Написано, что при создании животного мира, Бог вдохнул в них душу. И больше к этой теме вроде нигде ничего нет:
Попадают ли наши домашние любимцы в рай и увидим ли мы когда-нибудь их снова?
Спасибо огромное!!!

Уважаемый Митя!

К сожалению, конкретно о Ваших собачках сказать не могу.

Господь искупил на кресте человека, а не животных, ибо согрешил человек.

Но добавлю, что на Новом Небе Бог утешит всех (). Уверен, Он даст и насчет Ваших любимцев удовлетворительный ответ.

Благословений,
Максим

Читайте еще по теме "Воскресение мертвых":

13 янв В Откровении сказано, что смерть и ад будут повержены в озеро огненное, что же это? (Дмитрий) Дмитрий пишет:В Откровении сказано, что смерть и ад будут повержены в озеро огненное, что же это и как понять, что обозначает воскресение первое и воскресение второе?Мир Вам, Дмитрий. Вы, ...
12 апр
Билейские основы современной науки Моррис Генри

Классификация животных в Библии

В Библии упоминается по меньшей мере 160 различных животных, и их описания, которые можно идентифицировать, вполне соответствуют тому, что мы знаем об этих животных сегодня.

Конечно, идентификация многих животных представляет определенные трудности, о них мы тоже коротко поговорим в этом разделе.

Однако прежде нелишним будет еще раз вспомнить, что библейская классификация отличается от современной линнеевской. Основной категорией Библия считает «род»; ранее говорилось, что библейскому «роду» может соответствовать, по Линнею, любая категория от вида до семейства. Вполне вероятно, что будущие генетические исследования креационистов смогут очертить эти границы более четко.

Что касается крупных делений, то Библия проводит различие между растениями и животными, но другие ее категории мало напоминают условную систему современной таксономии. Среди растений Библия выделяет три обширные группы: 1) травы, 2) зелень и 3) плодовые деревья (Быт. 1:11-12). Все виды растении довольно легко можно отнести к той или иной из этих групп.

Отделы в царстве животных более сложны, но они также основываются на естественном, визуальном распределении по группам, облегчающем человеку возможность их опознавания и изучения. «Птицы небесные» были созданы на пятый день творения одновременно со всеми морскими животными (Быт. 1:20-21). Среди последних особо упоминаются «рыбы большие» (евр. tannim - «драконы» или, возможно, морские динозавры). На шестой день были созданы «скот», «звери земные» и «гады» (Быт. 1:22-25), а также человек. Далее обо всех животных говорится как о «рыбах морских», «птицах небесных», «скоте» и «гадах пресмыкающихся» (Быт. 1:26). Отдельно упоминаются «зверя земные» (Быт. 1:25), и, возможно, еще одной категорией являются «животные полевые» (Быт. 2:19). Однако последние две группы могут быть и тождественны друг другу.

И снова напомню, что это естественное разделение, основанное на внешних различиях, а также на различиях по экологическим признакам и по среде обитания. Разделение на «птиц небесных» и «рыб морских» настолько естественно, что вошло в современную линнеевскую систему как класс Aves и класс Pisces соответствен но. Возможно, в группу «зверей земных» входят все дикие животные, живущие на суше, а в группу «скота» - все домашние, и обе группы вместе более или менее эквивалентны наземным млекопитающим. Кроме того, сюда могут быть включены некоторые из наиболее крупных земных рептилий и амфибий, особенно те, которые вымерли к настоящему времени.

«Гады пресмыкающиеся», по-видимому, включают в себя многие категории современной системы. Есть «крылатые пресмыкающиеся» (Лев. 11:21, Вт. 14:19); пресмыкающимися называют некоторых мелких млекопитающих (Лев. 11:29) и большинство мелких рептилий. Очевидно, к этой группе относится всё «пресмыкающееся по земле» (Лев. 11:41) или «ползающее на чреве» (Лев. 11:42). Существуют также пресмыкающиеся моря (Пс. 103:25) - «животные большие с малыми». В действительности выражению «животные пресмыкающиеся», которым названы все сотворенные на пятый день морские животные (Быт. 1:20-21), соответствует еврейское слово sherets, которое переводится еще и как «пресмыкающиеся» во многих местах, где говорится уже о наземных животных (Быт. 7:21; Лев. 11:29 и т.д.). По-видимому, группа «пресмыкающихся» включают в себя всех тех животных, которые ползают или ходят, лишь ненамного возвышаясь над землей, независимо от того, где они обитают - в воде, на земле или в небе. Вероятно, эта группа будет охватывать почти всех морских беспозвоночных, а также всех насекомых и почти всех амфибий и рептилий (исключая при этом tannim, или динозавров). Пресмыкающимися считаются даже мелкие земные млекопитающие (крысы, кроты и т.д.).

Выше были перечислены большие библейские категории животных; деление на эти группы естественно, и его легко понять. Более узкую категорию, «род», мы уже обсуждали, она также, вероятно, является естественной группой, хотя мы и не знаем точно, каково ее конкретное место в линнеевской таксономии.

Левит 11 и Второзаконие 14 приводят многочисленные примеры того, что, по всей вероятности, Библия назвала бы «видами». Однако идентификация конкретных животных вызывает затруднения, поскольку древнееврейские слова во многих случаях неясны и противоречивы. Из тех, кто определен достаточно ясно, можно назвать ворона, ястреба, орла, цаплю, саранчу, кузнечика, мышь, быка, овцу, козла, верблюда и свинью. Эти примеры дают по крайней мере некое общее представление о сущности категории, называемой в Библии «род». В линнеевской терминологии наиболее близким к библейскому «роду», по-видимому, является «семейство», по крайней мере с точки зрения современной генетики.

В Библии есть еще одна очень широкая классификационная схема для животных - разделение их на «чистых» и «нечистых». Нет ясного определения этих слов, но они, вероятно, служат прежде всего для разъяснения, каких животные можно использовать с двумя конкретными целями. Чистых животных израильтяне могли употреблять в пищу и приносить в жертву; нечистых животных нельзя было использовать подобным образом.

Впервые такое разделение привлекает к себе внимание при отборе животных для Ноева ковчега. Было взято по семи особей от каждого чистого рода и по две от каждого нечистого (Быт. 7:2). Три пары от всякого чистого животного нужны были, вероятно, для того, чтобы обеспечить впоследствии большее его распространение, а также большее разнообразие, поскольку, в отличие от нечистых, их удобно было разводить для использования в пищу и для других целей. Седьмое животное, очевидно, предназначалось для принесения в жертву сразу после потопа (Быт. 8:20).

Таблица 7. Неопределенность названий животных в Ветхом Завете.

Из таблицы следует, что древнееврейские названия животных в начальных книгах Библии часто нельзя прямо перевести на современный язык, то есть по крайней мере некоторые из этих животных к настоящему времени, возможно, вымерли и известны лишь по окаменелостям, а потому отождествляются предположительно.

ПРИМЕЧАНИЕ, Перевод на русский язык названий из King James и New King James дается по возможности на основе современной русской лексики, и потому в таблице для сравнения приведены эти же названия из Русского Синодального перевода Библии.

Божественное решение о том, каких животных считать «чистыми» и, следовательно, пригодными для использования человеком в пищу, безусловно, основывалось на соображениях физиологии и здоровья. Под запретом были плотоядные животные и животные, питающиеся падалью, а также хищные птицы и почти все «пресмыкающиеся». Из травоядных чистыми считались толь ко те, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев. 11:3; Вт. 14:7). Согласно этому правилу, к чистым животным относились быки, овцы, козы, олень, антилопа и газель, и не относились свинья, кролик и другие животные, которых обычно употребляли в пищу многие не израильтяне.

Хотя в Библии не упоминаются конкретные названия рыб, рыбу использовали в пищу практически повсеместно. Рыбы с чешуей и плавниками (костистые рыбы) считались чистыми (Лев. 11:9-12). Другие морские существа, например, хрящевые рыбы (акулы, угри, сомы и т.п.), животные, имеющие раковину или панцирь, а также остальные беспозвоночные - нет.

Некоторые насекомые считались пригодными в пищу, в частности, саранча, сверчки и кузнечики. Они, несомненно, содержат в себе много протеина и до сих пор употребляются в пищу во многих частях света. Однако почти все остальные «пресмыкающиеся» считались нечистыми.

Только чистых животных можно было приносить в жертву на алтаре, тогда как древние язычники нередко приносили в жертву свиней, собак и других нечистых животных. Когда дело касается поклонения Богу Яхве, кровь, пролитая на алтаре, должна быть «чистой» кровью, как и мясо, которым питается Его народ, должно быть чистым, ибо «душа тела в крови» (Лев. 17:11).

В новозаветном миропорядке различие между чистым и нечистым было упразднено во всем, что касалось диетических запретов (Деян. 10:9-16; 1 Тим. 4:3-5), а жертвоприношения с кровопролитием были упразднены вовсе. Тем не менее, хотя теологических ограничений на пищу больше не существует, связанные с ними вопросы здоровья вполне заслуживают внимания и по сей день считаются весьма разумными.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

3. История гонений Классификация Теперь уже выходит из употребления державшаяся прежде схема, по которой гонений насчитывалось 10. Эта цифра не имеет под собою твердой исторической почвы (их можно насчитать и больше и меньше). Появилась она довольно давно, но только

Из книги Постигая живое слово Божие автора Хазел Герхард

Классификация и критицизм формы Критицизм формы, развившийся в конце ХIХ и начале ХХ вв., является частью историко-критического метода; он развивался по причине непродуктивности критицизма источника Ветхого и Нового Заветов. На основе лингвистических, антропологических

автора Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития

1.5.Классификация религиозных систем К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация - дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно

Из книги Сравнительное Богословие Книга 1 автора СССР Внутренний Предиктор

1.5. Классификация религиозных систем К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация - дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно

Из книги Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики автора Гьяцо Тензин

Классификация колесниц В классической буддийской литературе упоминаются различные системы теории и практики. Такие системы по-санскритски называются "янами" ("колесницами"). Существуют, например, различные колесницы людей и божеств помимо буддийских колесниц, а также

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Классификация Тантр Согласно Тантре ваджрной палатки, существуют четыре класса тантр. Но только в Тантрах высшей йоги уникальные особенности тантры представлены исчерпывающим образом. Следовательно, низшие Тантры можно рассматривать как ступени, ведущие к уровню

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

(А) Классификация Начнем с понятий «письмо» (англ. letter) и «послание» (англ. epistle). Они часто используются как взаимозаменяемые, но Адольф Дайсман (Adolf Deissmann), чья книга Light from the Ancient East (2d ed.; London: 1927) помогла осознать значение греческих писем на папирусе для понимания

Из книги Четыри Благородные Истины автора Тинлей Геше Джампа

1. Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их - на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. 2. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен. Пал Вил, низвергся Нево... Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных.

Из книги Всё о демонах автора

Приложение 1 Классификация феноменов Сначала следует понять, что такое феномен. В буддизме феномен определяется как объект достоверного познания. Это важно помнить, потому что буддийское определение феномена отличается от европейского. Все, что является объектом

Из книги Сборник работ автора Катасонов Владимир Николаевич

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕМОНОВ Среди демонологов пока не нашлось своего Линнея, который создал бы исчерпывающую и общепринятую классификацию инфернальных тварей. Что же касается имеющихся вариантов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить точное

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

§ 5. Естественная классификация После всего сказанного, после стольких усилий, затраченных на утверждение позитивистского смысла новоевропейской физики, воплощённого как в её логике, так и в её истории, будет очень странным узнать следующий тезис Дюгема: «По мере своего

Из книги Сравнительное богословие. Книга 1 автора Коллектив авторов

95. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Пророчица Вёльва, пробужденная из глубокого сна Одином, чтобы открыть богам начало и конец мира, провозглашает: Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней и древо

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Классификация страстей Определение страсти По объяснению епископа Варнавы (Беляева): «Страсть - это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

На протяжении многих лет я, как пастор и учитель, встречал многих людей, скорбящих о недавней потере любимой собаки или кошки, которые спрашивали о возможности воскресения своих питомцев и других животных. Как заядлый любитель животных, с детства привязавшийся к некоторым собакам и кошкам как к «членам семьи», у меня есть личный интерес к этому вопросу. Также, преподавая учение о святилище, обращая внимание на бесчисленных животных, приносимых в жертву во времена Ветхого Завета в Божественной жертвенной системе, я часто задавался вопросом, как Бог собирается «исправить положение» для этих невинных существ? Вот некоторые размышления.

У меня нет окончательного ответа, но я обнаружил некоторые интересные намеки в Священном Писании, которые предполагают возможность, по крайней мере, для некоторых животных (в том числе наших домашних и жертвенных животных) быть воскрешенными и спасенными в вечности. Среди интригующих библейских текстов (и других вдохновенных сведений) рассмотрим следующие:

Псалом 35:7 утверждает: «И людей, и скот спасешь Ты, Господь!» (РБО2015). Хотя некоторые варианты переводят «спасешь» как «хранишь», это то же самое еврейское слово, которое используется для обозначения вечного спасения в другом месте Писания.

В Михея 4:8 говорится о возвращении «прежнего владычества» (RST) в конце времен. Прежнее владычество, которое Адам и Ева имели и потеряли, было владычеством над животными (Быт.1:28). В Книге Откровения ясно показано, что на небесах святые будут царями/королевами и правителями (Откр.20:4; 5:10; 22:5), и естественно возникает вопрос: если все святые - цари/королевы, то над кем же они будут царствовать? Кажется правдоподобным, что править они будут над царством животных, как и в Эдемском саду.

Писание ясно говорит о нежном отношении Бога к животным. Книга Ионы заканчивается выражением Божьей заботы о животных Ниневии. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек … и множество скота?» (Иона 4:11, RST). Бытие 9:10 и Осия 2:18 говорят о заключении завета с животными. В Ветхом Завете говорится, что суббота была дана не только человеку, но, и чтобы животные также могли отдохнуть (Исход 23:12).

22 глава книги Чисел интригует: Господь открывает рот ослицы Валаама, которая говорит со своим хозяином. Заметьте, что Бог не дает особой информации и речи ослице, а просто «отверз Господь уста ослицы», и она говорит! Тогда ангел задает острый вопрос Валааму: «за что ты бил ослицу твою?» (Стих 32, RST). Бог был обеспокоен жестоким обращением с животным! Моя дочь, Рахель Шафер, недавно защитила кандидатскую диссертацию. Диссертацию, посвященную исследованию многих других отрывков, где животные говорят и даже кричат ​​Богу, и Бог отвечает на их вопль!1 Посмотрите, например, Иов 12:7-9; 40:15-19; 41:10; Псалом 104:21,27-28; И Исаия 43:20.

Наряду с часто проявляемой Богом заботой о животных в Ветхом Завете есть поучительный стих и из уст Иисуса в Новом Завете: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк.12:6, RST). В библейском смысле для Бога «помнить», значит действовать в интересах кого-то или чего-то (см. Бытие 8:1, где Бог вспомнил о Ное и животных в ковчеге, спасая их от смерти). Если Бог не «забывает» воробьев, которые падают (умирают), то разве это не подразумевает, что Он будет «помнить», то есть действовать в интересах павших, спасая их?

В Послании к Римлянам 8:20-21 описывается, как все творение стенает и мучается, ожидая освобождения: «Творение было подвергнуто мучениям не по своей воле, но из-за того, кто его подверг им, в надежде, что и само творение также будет освобождено от его рабства тления в свободу славы детей Божьих» (WEB). Могут ли эти ссылки подразумевать, что нечеловеческие творения Божьи на этой земле, которые не несут ответственности за происхождение зла, в конечном счете будут освобождены от тления/проклятия через воскресение/спасение?

Я нахожу очень увлекательным читать комментарии Эллен Уайт, описывающие привязанность и доверительные качества животных: «Интеллект, проявляемый многими бессловесными животными, настолько близок к человеческому разуму, что это просто окутано тайной. Животные видят и слышат, любят, боятся и страдают. Они используют свои органы гораздо добросовестнее, чем многие люди используют свои. Они проявляют сострадание и нежность к своим товарищам в страданиях. Многие животные проявляют привязанность к тем, кто их обвиняет, намного превосходящие привязанность, проявляемую некоторыми представителями рода человеческого. Они проявляют привязанности к человеку, который не испытывает большого сострадания к ним»2.

Множество недавних исследований поведения животных, их интеллекта и эмоций подтверждают эти комментарии.3 Любовь и доверие этих животных - разве это не те качества, которые Бог ищет в Своих человеческих последователях, качества, которые необходимы им для Неба? Если животные обладают такими качествами, разве и они не пригодны для Небес?

К. С. Льюис предположил, что, возможно, именно те животные, которые были домашними животными и другие, которые удостоились названия «души», развивая положительные качества, такие как любовь и доверие, будут заслуживающими воскресения.4 Что Льюис не признавал, так это то, что Библия называет всех животных «душами» или «личностями», подобно людям (Быт.1:20-21,24,30, 9:10 и т. д.).

На протяжении всего своего многотомного труда, аллегорически изображающего план спасения - «Хроник Нарнии», Льюис исследовал в дальнейшем возможность разговоров животных. Библия, кажется, соглашается с этим: в Псалме 148: «звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (ст. 10, RST) названы среди тех существ, которые славят Господа. В Откровении 5:13 написано: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (RST).

Язык Псалма 103:24-30 может означать окончательное воскрешение морских и небесных, а также земных существ. С. Р. Драйвер пишет: «Немногие, если таковые есть, читатели Ветхого Завета, кажется, заметили, что, поскольку текст [Псалом 103: 24-30] существует и, если его можно читать только без нарушения нормальных стандартов истолкования, они привержены странному учению о воскресении не только человека и птиц и зверей, но также и Левиафана и „ползающих" или, скорее, „кишмя кишащих в нем всяких тварей", плавающих в море (ст.10-30 ИПБ)»5. Драйвер указывает, что «все они» (ст.27, RST), которые «созданы» (ст.30, RST), «должны означать всех, а не некоторых из них, Божьих созданий, будь то люди и звери, птицы или рыбы, упомянутые в псалме».6 Хотя Драйвер признает это значение текста в его существующей форме, он принимает такое значение «нежелательным» и, таким образом, предлагает радикальное удаление текста. Но, если принять текст в его таком виде, на мой взгляд, это наилучшая позиция, то этот отрывок, кажется, указывает на воскрешение широкого круга животных.

Я не собираюсь считать, что приведенные выше доказательства являются окончательными. В лучшем случае, это только наводит на размышления. Но во вдохновленных источниках достаточно «намеков», что когда наши дети теряют домашних животных, нам не нужно говорить, что они больше никогда их не увидят. Дети, чья жизнь была привязана к драгоценным питомцам, услышав, что животное никогда не будет воскрешено, могут получить излишне негативные свидетельства о характере Бога любви. Вместо этого, когда умирает домашнее животное, я предлагаю родителям говорить своим детям: «Когда вы попадете на небеса, и, если вы желаете, чтобы ваш питомец был там, Бог обязательно подарит вам желание вашего сердца». Это безопасный ответ, ибо Писание говорит: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс.36:4, RST), и если животные не должны быть воскрешены, то в нашем бессмертном состоянии мы не будем желать их. Обетование Павла в 1Коринфянам 2:9 здесь к месту (цитируется текст из Исайи): «никто не видел, никто не слышал, и ни у кого не было в мыслях того, что приготовил Бог любящим Его» (ИПБ). Почему бы не допустить воскресение наших питомцев и других животных в этом обещании?

Я считаю, что возможность воскресения животных согласуется со всей великой борьбой между Христом и сатаной, в которой Бог, наконец, все исправит. Когда я думаю о всех невинных животных, которые пострадали от рук жестоких людей и других животных, страдавших в то время, когда сатана радовался, я убежден, что Бог не может дождаться момента, чтобы исправить и эту часть деяний сатаны. Нужно также принимать во внимание все те невинные жертвы, которые были частью Богом установленной ветхозаветней церемониальной системы, в которой символически раскрывается ужас греха и его страшные последствия, а также указывается на пришествие Агнца Божьего. Я не могу себе представить, что Бог допустил эти все безвинные страдания, чтобы в итоге не «вспомнить» тех, кто пострадал, спасая и воскрешая их!

Я не догматизирую это предположение. У Бога может быть другой способ решить эту проблему, который намного превосходит то, что я сейчас себе представлю! Я знаю, что то, что Бог сделает, будет наилучшим. Когда-нибудь, и уже вскоре, мы узнаем точно, когда увидим Его (и наших домашних животных и других животных?) лицом к лицу на небесах! В тот день, «не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло» (Откр.21:4, ИПБ).

А. Рэхель Шафер, «Ты, YHWH, спасаешь людей и животных: ответ Бога на озвученные потребности нечеловеческих животных, как они изображены в Ветхом Завете» (кандидатская диссертация, Wheaton College, 2015).
Служение исцеления, 315, 316.
См., например, Винт Вирга, Душа всех живых существ: как животные могут научить нас быть человеком (Нью-Йорк: Бродвей, 2014); Вирджиния Морелл, Мудрые животные: как мы знаем, что животные думают и чувствуют (Нью-Йорк: Бродвей, 2014).
К. С. Льюис, «Проблема боли» (Нью-Йорк: Макмиллан, 1962), 129–143.
См. Г. Р. Драйвер, «Воскрешение морских и земных существ», журнал семитских исследований 7:1 (весна 1962 года): 12.
Там же., 17.

Ричард М. Дэвидсон.

Перспективный дайжест. Издание Адвентистского теологического общества.




Top