Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Филологический факультет

Кафедра литературы

специальность: Русский язык и литература


Особенности мифопоэтики В. Астафьева по произведениям: «Царь - рыба» и «Ельчик - бельчик»


Калуга, 2012

Введение


Сейчас пришло время говорить об экологическом воспитании каждого человека, об ответственности за сохранение чистоты воды, воздуха и земли. А что оказывает большее влияние не только на отдельного человека, но на социум, чем литература?

Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего.

«Природа - дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. И писатели - фантасты предупреждают нас о том, что может случиться с человечеством, если оно не изменит своего отношения к природе: либо на планете произойдёт катастрофа, либо планета станет катастрофой.

Стоит лишь поменять отношение к природе в лучшую сторону, и она поможет в ответ: успокоит нервы звуками, одарит плодами и создаст все условия для безопасной жизни в ее недрах. Окружающая среда не злится, она использует любой шанс начать мирное сосуществование с человеком, в отличие от него самого.

Цель моей работы - выявить главные проблемы, изображенные Астафьевом в произведениях «Царь-рыба» и «Ельчик-Бельчик» и проанализировать мифопоэтику этих произведений.

Мне предстоит ответить на вопросы: с помощью каких литературных приемов автор показывает нам свою точку зрения? Видит ли автор одну только мать в природе или что-то большее? Наказывает ли природа своих «детей» или они сами приносят себе наказание?

Для ответа на эти и многие вопросы я и выполняю мою работу, которая поможет мне ответить на все эти и другие вопросы.

Основная часть


В русской литературе советского периода, взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Долгое время каждый с гордостью произносил: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...». Так если много - значит ли это, что природные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он делает первые шаги по траве и верит, что земля прекрасна, что люди добры, а жизнь - это счастье. Ребенок еще не знает, что трава под его ногами давно стала ядовитой, земля испускает радиоактивные лучи, а в небе - озоновые дыры. Мы видим, чувствуем, что пришла беда. Мелеют реки, истребляются леса, в городах все труднее дышать. Колокол тревоги звонит над Байкалом, Ладогой, Аралом. На пороге экологическая катастрофа. Что же с нами случилось? К чему идем? Эти вопросы волнуют и писателей.

Важнейшее место в ряду писателей второй половины 20 века, на знамени которых написано: «Люди! Берегите природу!»- занимает Виктор Астафьев. Все его произведения проникнуты страстным призывом беречь природу и человека. Наибольшей эстетической силой и философской глубиной проникновения в суть этой проблемы отличается его произведение «Царь-рыба»- раздумья писателя о родных местах, о Сибири и ее морях, о ее природе. Пожалуй, впервые после леоновского «Русского леса» тревожное слово в защиту родной природе прозвучало с той страстностью, справедливо сказано в редакционном заключении журнала «Литературное обозрение», подводившем итоги широкой дискуссии по книге.

Сам писатель так определил интенцию своего произведения: «Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее - охранять природу. И если нельзя не тратить, то делать это надо с умом, бережно…Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы - это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита самого человека от нравственного саморазрушения». С этих слов начинаем изучение произведения.

«Царь-рыба» не повесть в строгом смысле, но и не цикл рассказов. Изобилие жизненного материала не подчиняется здесь строгим принципам жанрового и стилевого отбора. Перед нами своеобразный комплекс художественных форм, по собственному определению автора «повествование в рассказах». Здесь и элементы лирической прозы, и сюжетный сказ, и путевой очерк, и целостная зарисовка характера, развернутые описания обычаев, сцены быта, динамичные жизненные события и символические обобщения. Многоголосье жизни не признает стилевых, жанровых, композиционных рамок. И писатель стремится писать не определенным стилем, а этим «многоголосьем», с его выразительной неупорядоченностью, подвижностью и возникающими контрастами между разными ритмами и способами повествования.

«Царь-рыба» - произведение многоплановое и масштабное. Вольно и могуче разместился здесь мир величественных сибирских рек, необъятной тундры и тайги с ее «космической пространственностью». А в этом мире - бурлящий людской водоворот, который выплескивает на поверхность самые разнородные человеческие характеры и судьбы.

В произведении есть единое и цельное художественное пространство: действие каждого из рассказов происходит на одном из многочисленных притоков Енисея. А сам Енисей назван автором «рекой жизни».

Образ «река жизни» уходит своими корнями в славянскую мифологию: у некоторых народов он как и «древо жизни» был наглядным воплощением устройства бытия, космогонии мира.

Вся структура образов книги выдержана В. Астафьевым в одном ключе: человека он видит через природу, а природу через человека. Так, ребенок ассоциируется у него с зеленым листком, который «прилепится к древу жизни коротеньким стерженьком». А образ матери ребенка превращается под пером писателя в образ Древа, питающего свой Росток: «Вздрогнув поначалу, от жадно, по-зверушечьи, давнувших десен, заранее напрягшись в ожидании боли, мать почувствовала ребристое, горячее небо младенца. Распустилась всеми ветвями и кореньями своего тела. Гнала по ним капли живительного молока, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной ручеек».

Шумную речку писатель напрямую сравнивает с человеком: «Бедовый, пьяный словно новобранец с разорванной на груди рубахой урча, внаклон катился поток к Нижней Тунгуске, падая в ее мягкие материнские объятия».

Подобные ассоциации, параллели, уподобления пронизывают всю книгу, становясь важной чертой ее поэтики и обнажая мировидение писателя. Астафьев напоминает нам, что человек и тварный мир едины, и разрыв этих связей неизбежно приведет к катастрофе. «На одной картинке катастрофа жизни изображена - завод с трубой на берегу, из него мазут потоком в реку хлещет, осетры, окуни, лещи, судаки кверху брюхом плавают, раззявили рты, испускают дух» (не знаю как у вас, у нас по тексту нельзя выделять, уточни как у вас)

Отсюда и пафос, которым окрашено все повествование. Писатель выстраивает цепь различных образов: на первом плане браконьеры, которые безжалостно грабят родную реку «Сколько рыбы накалывается, рвет себя, уходит в муках умирать или мыкать инвалидный век - никто не ведает. Рыбаки как- то проговорились - верная половина. Но и та рыба, которая уцепилась, сильно испоротая, замученная водой, скоро отдаст богу душу». Но есть здесь Гога Герцев, который калечит души встречающихся ему на пути одиноких женщин. Наконец, браконьерами автор считает и тех государственных чиновников, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую реку.

Писателя до боли волнуют взаимоотношения человека и природой. Кто ты, человек,- хищник или добрый друг природы? - вот вопрос, который стоит в произведении в качестве центрального, объединяя в единое целое весь разнородный жизненный материал. Герои повествования делятся на две группы. С одной стороны - люди, страстно влюбленные в природу, для которых она, несмотря ни на что, все равно остается любимой матерью, а с другой - бездушные потребители природы, для которых она не мать, а что- то отчужденное, что-то такое, от чего надо лишь побольше урвать.

Центральным героем произведения является образ самого автора, лирического героя. На всем протяжении повествования перед нами предстает истинный и искренний друг природы, чувствующий ее неотделимость от человека, испытывающий к ней чувство сыновней любви и гордости. Лирический герой видит и чувствует природу в ее разнообразных проявлениях. « Мне так хотелось описать рыбу, бьющуюся на крючке, слепо бунтующую, борющуюся за себя, воспеть азарт лова, вековечную радость добытчика. Нечего было воспевать, угнетало чувство вины, как будто при мне истязали младенца иль отымали в платочек завязанные копейки у старушки». Здесь и описание капли росы, завершающееся философским размышлением о смысле жизни, тайнах мироздания, и подробный рассказ о прожорливой, все выжигающей на своем пути тле, и повествование о цветке саранке, просиявшем среди прибрежного разнотравья. Любовно выписанные пейзажи настолько правдивы и полны жизни, что мы, как наяву, видим «непорочно белеющую тундру», ощущаем тишину «вечерней тайги, слышно лишь младенчески чистую душу ее», улавливаем запах «увядающего леса», шелест «обескровленной северной травы».

Писателю чуждо благоговейно - сентиментальное отношение к природе. У нее грозно лицо для тех, кто приходит к ней за добычей. Она суровый и строгий экзаменатор, который вершит свой суд над людьми, отделяя зерна от плевел. Но она также источник оптимизма, от нее идет чувство нетленности жизни, ее прочности, ее вечности. Доверять природе, ее мудрости призывает лирический герой. « Нам только кажется,- пишет автор, - что мы преобразовали все, и тайгу тоже. - Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем… Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с ней. Но обман этот удается до тех пор, пока не побудешь с нею и не поврачуешься ею, тогда только поймешь ее могущество, почувствуешь ее пространственность и величие». Как никто другой из современных писателей Астафьев возвращает нас к чувству могущества природы, бесконечности ее бытия, к чувству, которое способно вдохнуть в человека «уверенность в нескончаемости мироздания и прочности жизни».

Недаром вспоминаются автору старики, которые всю жизнь прожив на Енисее» просили вынести их на волю перед кончиной… Может звала, толкала человека к реке потребность удостовериться, что за его жизнью продлиться жизнь, нескончаем будет бег реки, рев порога, горы и лес все также непоколебимо будут стоять, упираясь в небо сила полнит силу, уверенность в нетленности жизни помогает с достоинством уйти в иной мир». Природа возведена здесь на уровень высших и вечных ценностей. Ее можно ранить, повредить, истоптать, но нельзя уничтожить, не уничтожив самой жизни на земле.

Писатель с горечью и гражданской страстностью говорит о последствиях, к которым приводит торопливость или непродуманность в решении государственных задач. Например, строительство гидростанций без перспективного расчета водного баланса приводит к умиранию рек, рыбы, зверья: « Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно? Но когда же мы научимся не только брать, но и отдавать, когда научимся охранять свой дом, как хозяева?»

Так в сцеплении картин, эпизодов, мыслей в произведении выявляется образ лирического героя повести - рачительного хозяина, мудрого и чуткого друга природы.

Галерея положительных героев произведения - людей честных, мужественных, гуманных - разнообразна. Именно таков старый бакенщик Павел Игоревич из рассказа. «Туруханская лилия». Он относится к тому типу людей, которые сами все отдают, вплоть до души, «отдают больше, чем берут», и всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи. Таковы бескорыстные рыбинспекторы Семен и Черемичин; брат автора Коля, человек мягкий, честный и открытый; механик парохода Парамон Парамонович, который поддержал Акима, открыл ему глаза на людей; рыбацкая артель поселка Боганида и ряд других.

Особо следует сказать о матери Акима. Доброта и доверчивое отношение к жизни - доминирующие черты ее характера. Она, по точному определению окружающих «была и осталась девочкой- подростком по уму и сердцу». В ней, как в природе, подчеркнута стихия материнства. Понятие «природа - мать» неожиданно и своеобразно конкретизировано в этой простой безымянной женщине. От нее, бесхитростной, самоотверженной труженицы, передается детям - Касьянке и Акиму - та внутренняя и доверчивость к людям, которые они сохраняют всю жизнь.

Особое место в галерее положительных героев «Царь-рыбы» занимает образ Акима. Он фигурирует в пяти рассказах из 10-ти, входящих в книгу: «Капля», «Поминки», «Туруханская лилия», «Уха в Боганиде», «Сон о белых горах». Фигура этого охотника и рыбака, мудрого хранителя и преобразователя природы, вырастает в книге до большого художественного обобщения. Рисуя его, автор отнюдь не идеализирует этого персонажа. Невзрачный вид, с жестами и поступками, в которых проявляется натура неуравновешенная и наивная,- таким предстает перед нами этот герой.

Однако, по мере того, как мы ближе узнаем Акима и его жизнь, коротая подробно развертывается на страницах книги - от полуголодного детства в поселке Боганида до спасения городской девушки Эли в туруханской тайге,- все явственней высвечивается в нем многие прекрасные качества трудового человека, хозяина тайги, чувствующего себя наедине с нею, как дома.

В каких бы крутых ситуациях Аким ни оказывался и как бы ни был подвержен различным соблазнам, неизменно в его поведении верх одерживает честность и великодушие, совестливость и мужество. Как старший в семье, он спасает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), так же самоотверженно спасает чужую ему Элю. Сам Аким говорит о себе, как бы оправдываясь: «Культуре я учился на Боганиде, да на «Бедовом», да среди шоферни». На самом деле это была высокая культура чувств трудового человека. Аким вырос среди людей с трудной трудовой жизнью, среди лишения и нужды, но со своими нравственными правилами, в которых главное - труд и солидарность, доверие к жизни, человеческая простота и доброта. В нем неистребимо живет воспитанная еще рыбацкой артелью на Боганиде готовность придти на помощь человеку. Он искренне заботится о заболевшем Парамоне Парамоновиче, становится в нужную минуту нравственной опорой для Петрухи, своего напарника по геологической партии. Нелепую и случайную гибель Петрухи он переживает как личную трагедию. Но полнее всего душевные качества Акима раскрываются, когда он спасает Элю. Для этого он не жалеет себя: «Главное - человека спасти», - считает он. Совершенный Акимом подвиг спасения девушки - это естественное проявление свойственного ему чувства человечности и стремления быть в ответе за все живое. Именно этим прежде всего дорог и близок автору Аким. В настроениях, взглядах его выражены многие авторские мысли.

С другой стороны, создавая образы браконьеров: Командора, Грохотало, Утробина, Гоги Герцева - людей по-своему волевых, сильных - писатель показывает, как хищническое отношение к природе деформирует, уродует душу, нравственный мир, опустошает их чувства.

Необузданность и дикая сила характеризуют Командора, одного из браконьеров, изображенных в повести. Он своеволен и жесток даже с близкими, неукротим в пьянстве, рвач на реке. Сильнейшую трагедию Командора показывает писатель в рассказе «У золотой карги»: любимая дочь Командора Тайка была сбита машиной, за рулем которой сидел пьяный шофер. Командор не несет прямой вины за смерть дочери - он в это время, как обычно, занимался на реке браконьерством. Но отраженно зловещая тень преступления лежит и на Командоре: он в своих пьяных загулах, рвачестве сродни тому шоферу, «сухопутному браконьеру», под колесами машины которого погибла Тайка.

Писателя волнует философско-нравственная сторона проблемы «человек и природа». Это хорошо видно по рассказу «Царь-рыба», который дал название всей книге и является своего рода ключом к постижению его основной мысли. Герой рассказа Зиновий Утробин - браконьер «высшего класса». Все его зовут вежливо и чуть заискивающе - «Игнатьевичем» за удачливость, за то, что у него золотые руки механика- самоучки, за то что он ловит рыбу лучше и больше всех, не попадаясь рыбнадзору. Но вот однажды Утробин оказывается жертвой своей преступной страсти. На изготовленный им самолов попался гигантский осетр, царь-рыба.

Жадность не позволяет ему отпустить царь-рыбу, хотя он помнит завет деда: поймав царь-рыбу, бережно отпусти ее. Стремясь выудить рыбу, Утробин запутался в крючках и сам оказался пойманным на самолов. Чем решительнее он пытается выпутаться из снасти, тем сильнее крючки впивались в его тело.

Поединок человека с рыбой в произведении Астафьева внешне напоминает аналогичную сцену в новелле Э. Хемингуэя «Старик и море». Однако замысел писателей диаметрально противоположен. Если Хемингуэй выявляет огромные резервы воли и мужества человека, то под пером В. Астафьева этот сюжет заключает в себе идею роковой беды и возмездия, которые постигают человека за хищническое обращение с природой. По мере того, как развертываются перипетии этого поединка, его чисто житейский смысл отступает на задний план. Рассказ обретает глубинную смысловую емкость. Поединок между рыбой и ее ловцом становится воплощением драматизма отношений природы и человека. Утробину царь-рыба кажется оборотнем, темной силой, с которой надо заключить договор. Он торгуется с ней о плате за спасение, кается в грехах, которые вызволяет из тайников памяти разбуженная совесть. А между тем в рыбе нет никакой враждебности к человеку. Плотно и бережно жмется к Утробину толстым и нежным своим брюхом царь-рыба, рыба-мать, несущая в себе миллион икринок. « Что- то женское,- замечает автор,- было в этой беременности, в желании согреть, сохранить в себе зарождающуюся жизнь».

В этом эпизоде наглядно проявляется изначальная, бесхитростная доверчивость природы. Она словно взывает к высшему существу - к человеку. А человек видит в ней только добычу. Израненная, сорвавшаяся, наконец, с крючка царь-рыба уходит в темную глубь вод, обреченная на гибель. Но и чудом спасшийся Утробин стал инвалидом: «В краевой больнице с трудом спасли ему жизнь, но отняли ногу». Это возмездие за варварское отношение к природе.

Образы браконьеров в книге далеко не однородны. Если Командор, Грохотало, Дамка и им подобные - примитивные хищники и потребители, то недавний выпускник Томского геологического института Гога Герцев - браконьер духовный. Гога многое умеет: бить шурфы, хорошо плавать, метко стрелять. Он мог быть и слесарем, и электриком, и охотником, но его пренебрежение к людям, к духовному содержанию человеческой деятельности привел к оскудению личности. Герцев супермен. Он презирает людей, жесток и равнодушен к ним. «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!». Не случайно он изучал Ницше. Ему ничего не стоит от скуки растоптать судьбу библиотекарши Лидочки, оскорбить гражданские чувства Коряги - деревяги, из фронтовой медали которого Гога сделал себе блесну. По его вине едва не погибла наивная девушка, не сумевшая за внешней респектабельностью этого «свободного человека» разглядеть нутро негодяя. Гога Герцев дан в сопоставлении с Акимом. Это два типа современного молодого человека, соотнесенность которых рельефно очерчивает позицию автора. Акима и Гогу разделяет полярность взглядов на жизнь, на людей. «Гога,- пишет автор,- не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он сам по себе и для себя жил, Акиму же любой человек, в тайге встреченный, - свой человек».

Многообразны приемы писателя, стремящегося выявить социальную природу, нравственную суть Гоги. Это современный мещанин, и автор, рисуя портрет Герцева, показывает внешние культурные манеры, способные ввести в заблуждение неопытного человека, обнажает в нем отвратительную сущность социального иждивенчества, жестокости, эгоизма. Писатель развенчивает философию эгоцентризма таких людей и показывает, что она неизбежно приводит человека к гибели, прежде всего духовной, а подчас и физической, как это случилось с Гогой. Поэтому и смерть Гоги в тайге не вызывает у читателей ни сострадания, ни грусти.

Сила художественного изображения Астафьева такова, что основная идея книги - идея бережного, гуманного, разумного отношения к природе - естественно и органично пронизывает систему образов, всю художественную ткань произведения, заставляет читателя эмоционально сопереживать и безоговорочно становиться на позицию автора.

В. Астафьев, был, несомненно, религиозен в своих воззрениях на мир. Бог для писателя - Создатель человека и природы. Но современный человек по отношению к природе - предатель, разоритель, губящий природу и тем самым самого себя. «Боже, Боже, как любовно, как щедро наделил ты эту землю лесами, долами и малыми спутниками их украшающими, вся Божья благодать человеку дана, исцеляйся ею, питайся, красуйся средь этакой благодати.

Да куда там, топчут, жгут или бросают благодатное добро и дохнут в городах твари Господние без призору, догляду, природу предавшие». Так писал В.Астафьев на самом исходе 20 столетия в своих лирико-философских и лирико - публицистических миниатюрах «Затеси». Писал горько, но справедливо. Где же выход?

Не прямо, но имплицитно, т.е. в подтексте, всем строем своих мыслей он утверждает, что выход есть. Природа - это творение Божие, дар Божий человеку. Поднимая руку на природу, мы совершаем великий грех, губим самих себя. Необходимо это осознать каждому и не грешить, не отвергать творца и его Дар великий, щедрый Дар.

Для художественного воплощения экологических проблем В.Астафьев, как это видно уже из «Царь-рыбы», использует самые разные жанровые модификации. В рассказе, давшем название всей книги, наряду с конкретно- реалистическим изображением жизни, есть легенда о царь-рыбе, которую поведал когда- то браконьеру Утробину его многомудрый дед.

Еще более смело экспериментирует писатель в рассказе «Ельчик- бельчик», который явно тяготеет к жанру притчи. Исследователи определяют притчу, как «эпический жанр, представляющий собой краткий назидательный рассказ в аллегорической форме».

К жанру притчи обычно относят басни, дидактико-аллегорические рассказы, притчеобразные сказания и повести. Рассказ «Ельчик-бельчик» занимает промежуточное положение между притчеобразной повестью и дидактико-аллегорическим рассказом. Писатель сохраняет здесь два основных элемента жанрового содержания притчи: назидательность и аллегоричность. Но они своеобразно трансформированы в соответствии со стилевой и особенно повествовательной манерой В. Астафьева.

В отличие от традиционной притчи в «Ельчике-бельчике» развернутая повествовательность не менее важна, чем моральный вывод. Отсюда в произведении разнообразие повествовательных приемов: диалог и ориентацией на устную речь, монологи, несобственно-прямая речь, композиционная смена точек зрения. Все эти приемы служат субъективации авторского слова и делают образ автора - повествователя одним из важных образов произведения.

В. Астафьев расширяет по сравнению с каноническим жанром притчи и сюжетное пространство своего произведения. Его основная сюжетная линия связана с историей жизни ельца («ельчика-бельчика»), - небольшой рыбы из семейства карповых. Автор прослеживает его судьбу от превращения икринки в малька, до самостоятельной жизни и появления собственного потомства.

Однако писатель периодически отходит от этой основной сюжетной линии и обращается к другим темам, прежде всего к художественно - публицистическому изображению деятельности человека, в результате которой уничтожается среда обитания, где живет ельчик- бельчик. Он также вводит в повествование и других персонажей. Так, достаточно много места отведено писателем истории щуки-подкоряжницы, существа невежественного, нахального, считающего себя вправе поучать других.

Эпизоды, не связанные непосредственно с изображением главного героя, включается в общую картину тварного мира природы, в котором люди и рыбы составляют единое целое. В этом жестоком мире беспомощные ельцы уповают на помощь свыше, «молятся рыбьими словами своему рыбьему богу и просят его о том, чтобы он сохранил их души и тела, продлил их жизнь». Их враги - люди также одновременно и сильны, и слабы.

В притче Ельчик-бельчик раскрывается проблема, которую можно выразить стихами А. Передреева:


Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.

Всё обнажённей его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит Слово


Все острее становится проблема отношения природы и человека. Даже крохотный Ельчик-бельчик, крича в восторге «Как прекрасна жизнь! Как прекрасно солнце! Как прекрасна наша река!», уже с малых лет знал, что кроме щуки-подкоряжницы и остальных водных пожирателей для него существует более опасная угроза - человек. Щука - подкоряжница в разговоре с вьюном называет человека «наш ворог - рыбак», хотя хищных рыб она этим словом обходит. Также повествуемая история Белоглазки, о том, как вся ее семья угодила в рыбью сеть: « Весной, идя на икромет и ничего не видя в мутной воде, ее родная стая целиком и полностью угодила в сеть. И Белоглазка угодила. Быть бы ей посоленной в деревянной вонючей бочке, но чайки-вертухайки кормились возле рыбаков, выдергивали из сети рыбок, воровали, точнее сказать; какая-то чайка, скорее всего почекутиха, выкрала и ее, Белоглазку. Но кто-то или что-то обжору-воровку напугало, или она позвать хотела подругу, раскрыла рот и выронила смятую, почти безжизненную Белоглазку в воду. Теряющую серебряную чешую, со слепленными жабрами, с открытым ртом и смятыми крылышками, Белоглазку утащило в затопленные кусты, где она и отдышалась маленько, не была найдена хищниками и по совету благородного трудяги-подкаменщика подалась на излечение в этот исцеляющий ручей.» Горе Белоглазки усилило то, что она не смогла оставить потомство, и тяжело переживала свое неудавшееся материнство. Ругается с рыбаками щука - подкоряжница, жалуясь на все людские грехи по отношению с рыбьему миру: «Макрель он ловил! Акулу капитализма! Ты вот акулу, выросшую в водах социализма, излови! Здесь вон нефть кругами ходит, лесом дно реки устелено, машинные колеса, банки, всякое военное железо на дне валяется, гондоны, утопшие пьяные трудящиеся плавают и совсем не морально, а натурально разлагаются. Браконьер сетки мечет, бреднем гребет, острогой целится, порошком травит, динамитом глушит! А мы живе-ом!».

Человек умудряется вредить рыбьему миру не только уничтожением рыбы, браконьерством, но и более варварским способом - сливом фабричных отходом, чем отравляет реку от истока до устья: «Вверх по реке стоят маргариновый, дрожжевой и каустиковый заводы, льнокомбинат там стоит, на окраине райгородишка межраймашремонт находится, несколько свино- и скотокомплексов, какая-то пропарка, какие-то трубопроводы и просто трубы, пускающие грязь, пар и горячую воду, школы, дома, санатории - все-все они испражняются в реку всяческой дрянью, неиссякаемой нечисть». В своих рассуждениях рыбы обвиняют человека в необиходности, неопрятности, называют человека грязным и вонючим. С течением времени рыбы в реке становится все меньше и меньше, и если какая - то рыба и продолжает жить в реке, то ее икра воняет керосином, так что человек не может ее есть, и тешит себя рыбалкой «для ублажения души». Всякая рыба стремится уплыть в океан, целые виды рыб исчезают, где-то нашли рыбу с двумя сердцами и без единого глаза. И все это благодаря человеческому прогрессу. Человек стремиться создать себе максимальные удобства, совсем не задумываясь об их последствиях. Он губит мать, которая его вырастила и выкормила и своих братьев меньших, которые должны помогать человеку существовать, а человек должен знать меру в этой помощи. Человек усугубляет жизнь таким практически беззащитным рыбкам, как Белоглазка, Ельчик-Бельчик, которых и так со всех сторон окружают водные враги, стремясь набить свое брюхо до отвала или сожрать чужое потомство. Не зря автор заканчивает свою притчу словами, которые передают главный смысл: «Природа-мать, смилуйся над ними», ибо в закаменелом сердце человека нет ни капли милости и сострадания к этим крохотным живым существам, которые так же как и люди радуются солнечному свету, молятся рыбьему Богу и задумываются над смыслом жизни.

Мифопоэтика - раздел поэтики, изучающий мифологические структуры и образы в произведениях индивидуального творчества. Методология мифопоэтики обоснована для изучения эпических текстов, которые, в отличие от философской прозы, свертывающей содержание до мифа, развертывают миф в содержании. Сам термин «мифопоэтика» имеет сегодня двойное применение. Во-первых, это наименование объекта изучения: архетипическое и символическое в произведении и его составляющих: композиции, сюжете, образах.

Во-вторых, мифопоэтика - это название метода литературоведческого анализа, который направлен на изучение этих явлений. В отечественной науке он активно стал применяться в 60-е гг. XX

В русском фольклоре образы из мира природы: былиночка, ракита, береза - связаны с мифологией, обрядами и традицией песенного бытования. Астафьевская тайга, царь-рыба, капля через фольклор приобретают священные свойства. Олицетворение придает природному образу символическое и сакральное звучание.

Особое место в структуре «Царь-рыбы» занимает сам образ природы. Это не только путь, на котором испытываются нравственные принципы персонажей, их моральная стойкость и душевная щедрость. Образ природы имеет и самостоятельное значение как равноправный, а может быть, и главный герой повествования.

Через все творчество писателя проходит мотив «река - спаситель-погубитель». Енисей «забрал» у автобиографического героя «Последнего поклона» и «Царь-рыбы» мать, и поэтому он «погубитель». Но он же несет людям «пропитание» и красоту, и потому он «кормилец». Он может казнить и миловать, и в этом его сакральная, почти божественная функция в повести, связывающая его и с образом Царь-рыбы - одним из наиболее ярких и сложных символических образов «экологической» прозы 70-х годов.

Ситуация изображается Астафьевым и в конкретном, детальном видении и насыщается символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается древний фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней держится земля, все мироздание, с ее смертью наступает катастрофа, вселенский потоп (кит). «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколебается, тогда белый свет наш покончится».

Именно этот фольклорный мотив - «рыбы, на которой держится вся вселенная и которая всем рыбам маги», - является в произведении Астафьева ведущим и символизирует природу, ту естественную основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с ее истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Словно ведая, что они повязаны одним смертным концом, - замечает автор, - рыба не торопилась разлучаться с ловцом и с жизнью, рулила хвостом, крыльями, удерживая себя и человека на плаву...»

В главе «Туруханская лилия» привлекает естественной красотой, робкой прелестью северная лилия, а не южная родственница «валлота прекрасная» с ее «горластой роскошью, назойливой яркостью». Тем же этическим и эстетическим постулатам отвечает и образ Павла Егоровича, глаза у которого «спокойно светились таежным, строгим снегом», а вся натура вызывала «ответное доверие».

Многоликие отдельные главы повествования объединяются ключевым образом Царь-рыбы. Царь-рыба, этот огромный и красивый осетр составляет один ряд с верной собакой Бойе, с туруханской лилией, с тайгой и населяющими ее охотниками, крестьянами, рыбаками, с автобиографическим героем. Поэтому и ее спасение (как и спасение Игнатьича) и символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком. Царь-рыба превращается в образ универсальный, «всеобъемлющий», объединяющий все главы, сопрягающий противоречивые чувства, мысли, события, персонажей в единое лирико-публицистическое и сказово-лирическое повествование о том, как и почему «забылся в человеке человек».

С помощью образа Царь-рыбы писатель переводит злободневную для того времени тему борьбы с потребительством и жадностью в разряд если не вечных, то традиционных для русской словесности. А капля - символ хрупкости, красоты и величия природы.

На эпическом уровне повествования олицетворением духовного родства человека с окружающим миром является образ Акима. Аким представляет собой попытку дать воплощение идеала в представлении В. Астафьева. Ему присуще обостренное чувство единородства природного и человеческого миров. А в образе Герцева автор обличает эгоцентризм и индивидуализм.

Красногубый цветок, в глуби граммофончика притушенный бархатисто-белым донцем, засыпанным пыльной нежданно теплой на взгляд изморози, напоминал сказочно цветущий кактус из заморских стран. Какое единство картины! Поэзия цветка не утрачена, когда рядом, вослед приводится информация, почерпнутая из справочников, о саранке, о цветке, так поразившем и восхитившем автора. Такое слияние разных и подчас далеких стихий в единстве художественного впечатления оказалось возможным потому, что и повести человек с его делами и чувствами, тоской и верой поставлен на всех перепадах жизни. Все, что его касается, к чему ни устремятся его рука и мысль, становится явлением искусства.

Саранка как будто и не цветок, а пушистый птенец, что-то живое. И чем-то он, по-моему, даже внешне напоминает Акима. Именно Аким и увидел его еще мальчиком, ранней весной, истощенный страшной голодной зимой, когда он мог думать только о чем-нибудь съестном. Казалось бы, ничего не должен замечать вокруг, но увидел этот цветок с льдинкой в середине и забыл обо всем, кроме этого чуда стойкости. Судьба цветка чем-то напоминает судьбу северного человека. Он побеждает вечный холод мерзлоты, вбирая в себя тепло мира, солнца, хранит его и передает семенам... «Каждую весну всходили и освещали холодную полуночную землю цветки с зеркальной льдинкой в венце».

«Тема красоты в «Царь-рыбе» пронизывает все повествование, раскрываясь в образах природы, человеческих взаимоотношениях, любви. Она противостоит теме браконьерства, бездуховности. Это вечное в жизни и литературе противостояние особенно остро и резко воспринимается в наши дни, когда размах нерадивого отношения к природе становится все более масштабным, а красота естественного бытия все более хрупкой, беззащитной. Астафьев говорит не об отдельных фактах, а о массовом покушении на природу. И как всегда, в переломные исторические ситуация, очень многое зависит от «человеческого фактора», от каждого гражданина, нравственная суть которого определяет исход битвы.

Природа у В. Астафьева олицетворяется с женщиной (глава «Царь-рыба»), они являются животворящим началом, и если человек посягает на природу и женщину, то он погибает, потому что человек связан с природой не только материально, но и духовно.

Царь-рыба по выразительности своей, по символическому наполнению может быть соотнесена с образом терпящей бедствие, но оттого не менее величественной сибирской тайги. Но существует и неявное трагедийное созвучие этого образа с судьбой Акима. Обречены в схватке с «браконьерами» - речными и «сухопутными» - оба, несмотря даже и на явные победы. Царь-рыба уходит в темную глубь Енисея, пронзенная смертоносными крючками.

В. Астафьев показал в притче «Ельчик- Бельчик» аллегорию на самого человека. Автор в деталях описывает рождение рыбок, то, как они придумывают себе имена, наставления родителей. Также с Ельчиком - Бельчиком происходит типичная для человека история, когда он отбился от семьи по причине смелости и очень пострадал, крича: «Все! Конец! - подумал Ельчик бельчик, - доигрался, добаловался! Мама! Папа!». Также очень жизненны наставления

Бычка - подкаменщика Ельчику-Бельчику: «А по реке больно-то не шляйся. Здесь знаешь сколько всевозможной твари? И все хотят кого-нибудь поймать и слопать. Сунься вон в протоку, там, в траве речной пират - щука-подкоряжница - так и ждет, кого бы схватить и заглотить. Под листиками кувшинок ребята-окушата дежурят. Эти бандой окружат да так погонят, дай бог ноги. Они с хохотом, улюлюканьем охотничают, как на футболе». Так же как и у людей, родители отправляют Ельчика-Бельчика в санаторий, для того, чтоб он подкрепил свои силы и полечился целебными водами. Там же Ельчик - Бельчик встречает свою первую любовь, мысля человеческим манером:

«Что я, инвалид и калека, могу значить по сравнению с такой красавицей?» А Белоглазка, как типичная женщина, разочаровавшаяся в мужчинах, заявляет Ельчику - Бельчику об ответственности и еще очень многих человеческих недостатках мужчин. Автор подчеркивает, что мыслит Белоглазка, как истинно эмансипированная женщина. В подтверждение своей точки зрения хочу указать на то, что рыбы имеют собственную религию, представительницу власти (щуку - подкоряжницу), подлецов-блатников (ершей), подлиз (вьюнов), обожравшихся генералов (тайменей) и остальных представителей слоев «рыбного общества», которое так явно копирует человеческое. Так же, как и человек, Ельчик-Бельчик, будучи маленьким, не задумывается о его предназначении, радуясь солнцу, кусту черемухи и лакомству, позже, уже будучи взрослым, он думает: «Сложна жизнь! Ох, сложна! И напряженна». Астафьев подчеркивает «очеловечивание рыб» такими словами, как: как на футболе, рыба выглядела, как елочная игрушка, вели себя, как на сенокосе, окрас тайменя был похож на грудь с орденами, конференция, ветреные мужчины, лозунги, политика и т.д). Даже песня щуки - подкоряжници является производством блатного сленга. Те же проблемы постигают рыб, что и человека: уберечь потомство, выжить, не стать жертвой власти, удержаться на плаву, избегать отравляющих вещей и влияний. В.Астафьев с уважением и пониманием относится к главному герою притчи, ибо во всем произведении его имя пишется с большой буквы, так как автор использует в тексте прием очеловечивания.


Заключение


Произведение «Царь - рыба» является гимном борьбы за сохранность и целостность нашей природы - матушки. Губя природу, человек губит себя сам. «Царь-рыба» произвело на меня огромное впечатление, перевернуло мне душу наизнанку. «Царь рыба» и «Ельчик - Бельчик» - два спасительных источника для человеческой души. Мифопоэтика выделяется в каждом произведении очень явственно. В «Царь - рыбе» проявляются мотивы русской реки - кормилицы, матери, женщины, цветка, сопоставляемого с жизненным путем главного героя. Мифопоэтика же «Ельчика - бельчика» заключается в мастерской аллегории автора на современное общество.

Также одним из самых важных мотивов в обоих произведениях является мотив любви к природе и обличения браконьеров, губящих на своем пути все живое. Природа - мать наказывает браконьеров, страдая от их бесчеловечности. Как говорил один из героев в произведении «Царь рыба»: «Природа сама рассудит, где зло, а где добро». В обоих произведениях мы видим, что природа это не «мастерская» для человека, а живая, трепещущая и необратимая сила, с которой нельзя вступать в борьбу. В дневнике Гоги был афоризм Блаженного Августина «Люди - как черви, копошатся в трупе земли». Сколько горькой правды содержится в этом афоризме, и, несмотря на то, что Гога - отрицательный персонаж, он все же осознавал правду жизни, и пороки людей.

Об этом можно говорить очень и очень много, и, в заключение я хочу сказать, что каждый человек, прочитав эти произведения должен задуматься и сделать собственные выводы, вспомнив свое поведение во время отдыха в лесу, рыбалки или охоты.

Я считаю, что сейчас проблема, выраженная Астафьевым очень актуальна. К счастью, сейчас многие люди создают общества защиты животных и заповедники, помогая живому миру восстанавливать свои слабые силы и исправляя ошибки своих братьев.

природа человек нравственный мифологический


Список литературы


1. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии// Вопросы философии. - 1995. - №3.

Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2 т. Т.2. М.: Сов. энциклопедия, 1982.

Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Т.6. Царь-рыба. Красноярск: Офсет, 1997.

Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба»: Учеб. Пособие для студентов филол. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1988.

Курбатов В.Я. Миг и вечность. Красноярск: Кн. изд-во, 1983. С.127.

Вязмитинова Л.Г. Сантьяго // Энциклопедия литературных героев. М.: Аграф. 1998.

Нагаева А.И. Притча в художественной структуре «Царь-рыбы» В. Астафьева // Фольклор и литература Сибири. Омск, 1981.

А.П. Черников. «В судьбе природы наша судьба»

В.Астафьев «Царь рыба» М-1984.

В.Астафьев «Светопреставление»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Тема урока:

Цель урока:

выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира , в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Тип урока:

урок - беседа

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда.)

Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.

Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

Тема нашего урока: Взаимоотношения человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»

Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».

Эпиграфом станут слова одного из героев В. П. Астафьева, рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!»

Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…

Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.

Индивидуальное задание: рассказ о композиции повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»(см. приложение 1)

Учитель: В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.


  1. Беседа:
---- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.

  • Рассказ заинтересовал нравственными проблемами , которые затрагивает автор.

  • Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.
---- Каков сюжет рассказа?

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

---- Кто его герой?

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

---- Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)

---- Чем он выделяется среди односельчан?

--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу? (При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)

--- Почему не может наладить отношения с братом? (О причинах конфликта Командора и Игнатьича нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Мне кажется, что причина ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад, и в поселке его уважают, и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.

--- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)

--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны? Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.

Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц , животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.

--- Почему Игнатьич браконьерствует?

Уитель: Образы браконьеров очень часто появляются на страницах первой части «Царь - рыбы».

Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).

--- Почему так много внимания уделил им Астафьев? Браконьерство – страшное зло, потому что

превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок.

--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке? (на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)

--- Какой увидел рыбу Игнатьич? (Зачитать отрывок со слов: «…увидел и опешил, стр. 161»)

Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.

А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)

--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

(жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) (Зачитать отрывок на стр. 163)

Учитель: Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?


  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

  • Самоконтроль человека

  • Стеснение, стыд, неловкость
Учитель : Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

---А зачем совесть нужна человеку?


  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.

  • Совесть может предотвратить плохой поступок.
--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)

--- О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)

--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)

--- В чём их смысл? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами , не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу)

Индивидуальное задание ученика «Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 3)

--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?

Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

--- Что понимает Игнатьич?


  • Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой

  • Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

  • Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
(Зачитать отрывок на стр. 170)

--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?


  • Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни на одну женщину…» (Зачитать отрывок на стр.174)

  • Смерть настигла человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.

Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

--- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека , человеческой природы.

Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.

«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»

--- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам? За бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все , что не «мы».

-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?

Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.

Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста…

Чтение отрывка

--- В чём смысл конца книги?

Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек , без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

Приложение 1

Композиция повести В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Книга «Царь-рыба» появилась в печати в 1976 году, оказавшись сразу в центре общественного внимания.

Тему «Царь-рыбы» можно определить, как размышления о чистоте нашего бытия, о чистом доме, чистых людях, о чистой незамутненной природе.

Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам в Сибири.

У «Царь-рыбы» два эпиграфа. Один взят из стихотворения Н. Рубцова. Другой принадлежит перу американского ученого Халдора Шепли. Эти строки выражают авторскую позицию, предуведомляя читателей о противоречивом содержании «Царь-рыбы». Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Открывает цикл рассказ «Бойе». Название рассказу дала кличка собаки, в переводе с эвенкийского означающая «друг». Бойе – это символ преданности, беззащитности, взывающий к совести и справедливости.

«Капля» - своеобразный лирико-философский центр первой части «Царь - рыбы». В нем автор размышляет не только о природе – её великой красоте. Недоступности, величии, но и обращается к сложным проблемам личной ответственности человека за все, что совершается в этом мире.

Вслед за новеллой «Капля» следуют несколько рассказов о браконьерах: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Перед нами проходит целая галерея характеров, сложных человеческих судеб и непростых отношений.

Яркий эмоциональный центр всего произведения – глава «Царь-рыба», в которой волею судьбы на одном крючке оказались огромный осетр и человек.

Заканчивает первую часть «Царь - рыбы» новелла «Летит чёрное перо», выполненная в стиле репортажа с места событий.

Вторая часть «Царь- рыбы» связана с образом охотника Акимки. Первый рассказ «Уха на Богадане» посвящен детству и семье Акимки. Последующие рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах» знакомят нас с раскрытой нараспашку душой.

Финальным аккордом «Царь - рыб» является лирическая миниатюра «Нет мне ответа». При прощании автора – рассказчика с родными местами у него возникают ассоциации. Воспоминания и философские размышления. Дух этих раздумий очень точно передают стихи Алексея Прасолова, приведенные самим писателем в тексте: «Что значит время? Что пространство? Для вдохновенья и труда явись однажды и останься самим собою навсегда».
Образы браконьеров
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Герой Астафьева, прозванный собачьей кличкой дамкой из-за своего лающего смеха , живет бездумно и легко, пьянствует, ёрничая и мешая людям. Единственной отрадой его разгульной жизни является «шпионское ремесло», а попросту подкарауливание парочек в темных углах поселка. Этот бесшабашный мужичонка, подчиняясь общему настроению поселковых мужиков. Занимается браконьерской ловлей рыбы.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Больше всего на свете любил Командор свою дочка Тайку, но не суждено было ему, как мечталось, выучить умницу-дочку и уехать с ней в далекие края. Такой же браконьер, только сухопутный, сгубил дочку неустрашимого Командора. «Нажравшись бормотухи, шофер уснул за рулем, вылетел на тротуар и сбил двух школьниц, возвращавшихся с утренника». Неизбывное горе замучило Командора , отдалило его от семьи и людей.

Другая, но такая же трудная, тяжелая судьба у рыбака по фамилии Грохотало. Он появился в сибирском поселке Чуш с Украины, отбывал срок заключения за связь с бандеровцами. Грохотало был мужик «фартовый», везло ему на улов, но лишь однажды, когда единственный раз в жизни зацепил огромного осетра, сразу был пойман рыбинспектором. И такие ненависть и ярость охватили заведующего свинофермой Грохотало, что крушил и ломал на своё пути и в своем доме, пытался даже облить бензином своё жильё и поджечь его – народ отстоял.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
История появления слова «Царь- рыба»
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего, означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа , вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

Тема природы тем или иным образом всплывает в произведениях разных писателей. Это может быть эпизодическое описание того пространства, где разворачиваются события, или же отображение чувств героя. Только в каждой из названных ситуаций четко понятна позиция автора по отношению к природе.

У Виктора Астафьева в его знаменитом произведении «Царь-рыба» символичное значение природы. Ее автор изображает в виде мифической рыбы, которая похожа на доисторического ящера, глазки холодные, без век и без ресниц. Своеобразный образ-символ, выбранный писателем, проходит через все рассказы сборника новелл, о котором мы сегодня говорим. Тематика же этой книги такова: автор хочет определить для всех истину: природа достойна поклонения или же должна удовлетворять потребности человека?

Главным героем повествования является рыбак Зиновий Утробин, иначе именуемый Игнатьичем. На протяжении уже многих лет он занимается только одним делом – рыболовством - и делает это лучше других. Ни одна рыба не сможет проплыть мимо расставленных им сетей. Он – покоритель реки, настоящий ее царь. Только вот ведет себя Игнатьич жестоко и безжалостно по отношению к вверенному ему богатству. Рыбу он ловит в огромных количествах. Только нужна она ему не для пропитания, а просто ради спортивного азарта, чтобы лишний раз доказать, что он лучший в этом деле.

А зачем же нужен такой царь, которым руководит одна лишь жадность? Неужели так и дальше будет продолжаться? Конечно, нет. Для того чтобы наказать героя Астафьев вводит в свой сюжет необычный персонаж – царь-рыбу. Любой рыбак мечтает иметь такой трофей. Поверье гласит, что поймав волшебную рыбину, нужно отпустить ее и скрыть факт появления от всех. Такая рыба – послание свыше, говорящее об особом положении человека, который ее поймал. Но, увидев посланника природы, Игнатьич решает идти в разрез с поверьем: он хочет убить рыбину, в которой икры только два ведра будет. Хотя не только жадность движет рыбаком, но и желание еще раз доказать, что он в своем деле самый умелый в округе.

Конечно, видит и понимает, что справиться с такой огромной рыбой ему одному не под силу. Можно позвать на помощь брата, да вот только добычу и славу делить совсем не хочется.

Эти нелицеприятные чувства, в конце концов, ведут к гибели. Рыба прижалась к рыбаку и не отпускает, теперь уже природа правит балом, а не человек. В эту минуту Игнатьич ни о чем так не мечтает, как только, чтобы рыбина отцепилась от него. Он начинает вспоминать все свои грехи и просит покаяния. Именно раскаяние и спасает рыбака от смерти в речной глубине. Роль рыбы в произведении закончена: она уплывает, оставив в своем теле крючки. Она ранена, но не побеждена.

Астафьев в сборнике подводит нас к мысли, что природа – это святое место, подобное храму, и вести себя так, как пожелает, человек в ней не сможет. Природа непременно накажет того, кто ее обидел. Если переступить дозволенное, наступит расплата. Для Игнатьича она пришла в интересном и символичном образе царь-рыбы – огромного осетра.

В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл.

Царь-рыба - это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы - рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И. Вернадский создал свое учение о ноосфере - сфере человеческого разума, где необходимо "мыслить и действовать... не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте". Понятие "человечество" возникло несколько веков назад, однако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством - нераздельной общностью.

Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к "райскому саду", то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.

В повествовании "Царь-рыба" все герои - главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие.

Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения - повествование в рассказах - не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.

Одна из главных задач "Царь-рыбы" - обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер - это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.

"Царь-рыба" - это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль!.. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть!.. Бог тебя и накажет...» Гога в ответ хорохорится: « - Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу - за оскорбление.

Давай, давай! - У Акима захлодело под ложечкой от какого-то вроде как долгожданного удовлетворения. - Давай, давай! - с трудом сдерживаясь, требовал он.

Гога прошелся по нему взглядом:

Удавлю ведь!

Там видно будет, кто кого...

Сидеть за такую вонючку...

Фразу Герцев не закончил, по-чудному, неуклюже, совсем не спортивно летел он через скамейку, на пути смахнув со стола посуду, коробку с блеснами, загремел об пол костями и не бросился ответно на Акима - нежданно зашарил по полу рукой, стал собирать крючки, кольца, карабинчики с таким видом, как будто ничего не произошло, а если произошло, то не с ним и его не касалось.

Доволен? - уставился наконец на взъерошенного Акима.

Ну, чё же ты! - Только сейчас уяснил Аким, что парня этого, выхоленного, здорового, никто никогда не бил, а ему би-вать приходилось всемером одного, как нынче это делают иные молодые люди, подгулявшие в компании, клокочущие от страстей. - Жмет, што ли? Жмет?!

Герцев утер рот и, справившись с замешательством, заявил, что мордобой - дело недоносков, он не опустится до драки, а вот стреляться, по благородному древнему обычаю, - это пожалуйста. Аким знал, как стреляет Гога - с юности в тирах, в спортивных залах, на стендах, а он, сельдюк, - стрелок известно какой - патрон дороже золота, с малолетства экономь припас, бей птицу на три метра с подбегом, так что ход Герцева верный, но слишком голый, наглый ход, не от тайги, где еще в драке да в беде открытость и честность живы. Без остервенения уже, но не без злорадства Аким поставил условие:

Стреляться дак стреляться! Как пересекутся в тайге пути, чтоб и концов не было... Ессе сидеть за такую гниду!..

Тебе не сидеть, тебе лежать!

Ну-ну, там видно будет. Я не смотри, что по-банному строен, зато по-амбарному крыт!»

В этом диалоге очень рельефно проявляются различия Акима и Гоги. Аким способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, тем более нищего, убогого. Характерно, что ссору начинает не Аким, а Герцев.

Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога же, «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. Однако, в отличие от Кащея Бессмертного, Герцев отнюдь не бессмертен. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости, вопреки древней поговорке, что труп врага хорошо пахнет. Он жалеет невезучего Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански. Именно за Акимом остается победа в споре с Герцевым, именно ему, а не Гоге, удается добыть Царь-рыбу. И, хотя, как признается сам охотник, он «культуре обучался... в Боганиде и на «Бедовом»», как подтвердил потом поселковый фельдшер, в отношении Эли «парень-то, что в его силах-возможностях было, делал правильно, - и не без гордой значительности молвил еще: - Таежная наука!» Удача становится наградой за то, что он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.


Страница: [ 1 ]

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Виктор Астафьев определяет природу при помощи символа - почти мифической царь-рыбы: рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Этот образ-символ постепенно становится сюжетным центром и рассказа, и всей книги, всех ее новелл.

Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах- Игнатьич, рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба, ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле.

Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она - это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной». Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти.




Top