Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества.


Заметки с лекции-семинара профессора АХИ, кандидата искусствоведения, выпускника Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (специальность - оториноларингология, специализация — фониатрия), вокального факультета Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Н.А. Вербовой) ЧАПЛИНА ВАЛЕНТИНА ЛЬВОВИЧА . О «твердой атаке», великих певцах и многом другом исходя из 50 лет фониатрической практики. Итак, предмет «Основы вокальной методики».

Студенты : Сколько надо распеваться хорошему певцу?

В.Л. : Хорошему певцу можно вообще не распеваться. Тенор Федор Петрович Коммисаржевский закладывал за щеку кильку, чтобы настроиться петь: перед тем, как начать, глотал кильку, и сразу пел. Антонина Васильевна Нежданова перед пением молилась.

Студенты : Можно ли перед пением мыть голову?

В.Л . Индивидуально. У некоторых от горячей воды может возникнуть отек.

Студенты : Почему некоторые гласные получаются звонко и хорошо, а другие — нет.

В.Л. Разные форманты. Женские голоса звонче всего звучат на «И», но нужно уметь петь все гласные. Чтобы спеть «У», надо мысленно представить, что поешь из груди «О», а губами формировать «У». Согласные тоже лучше начинать формировать в груди или в голове. Надо сначала сказать четко согласные, затем гласные, а потом переходить на свой удобный звук, как делают великие певцы. Как сказал Константин Сергеевич Станиславский, «гласные — это река, согласные — это берега».

Студенты: Что такое «твердая атака»?

В.Л.: Твердой атаки быть не должно, должна быть четкая атака, или «ку де глот» (« удар гортанью»). «Ку де глот» — совершенно четкое, точное смыкание голосовых связок. Именно «ку де глот» справочники обычно и называют твердой атакой.

Студентки : Можно ли петь во время месячных?

В.Л.: «Декретные дни» сказываются на женщинах по-разному: 1 группа — совсем не звучат, 2 группа — пропадает низ, 3 группа — пропадает верх, 4 группа — блестяще поют. За рубежом певица обязана петь в любые дни. Наталья Троцкая, певшая «Аиду» вместе с Монсерат Кобалье, рассказывала, что на Западе при необходимости дадут таблетки, даже обколют чем-нибудь, но никаких замен не будет, «декретные дни» не уважительная причина для невыразительного пения.

Студенты : Существует ли голос, поставленный от природы?

В.Л. : Природного голоса от рождения не бывает: есть природная способность слышать и по-особенному воспринимать звук. В этом вопросе показателен следующий пример: если дирижер зажатым голосом показывает интонации мальчикам в хоре, то те, как обезьянки, будут запоминать и повторять это неправильное звучание.

Студенты : Как добиться свободного голоса?

В.Л. : Действительно, прикрытый (избыточное количество низких обертонов) и открытый (избыточное количество высоких обертонов) голоса звучат кричаще, противно. Для того чтобы добиться свободного голоса, нужно, чтобы воздух двигался по телу как по трубе. Некоторые для этого представляют, что их тошнит, некоторые пародируют ржание лошади — каждый находит свой собственный путь.

Студенты : Можно ли учиться на чужом голосе?

В.Л. : Можно. Галина Вишневская училась по пластинкам, у нее даже нет консерваторского образования.

Студенты : Но если слушать не самых великих певцов, например Чечилию Бартоли...

В.Л. : Чечилия Бартоли не лучший учитель в плане голоса, но она блистательная барочная певица — с точки зрения фразировки, подачи голоса, эмоций, артистизма.

Студенты : Как не терять звонкость голоса на высоких или низких нотах?

В.Л . Надо делать острое смыкание. В любом случае связки надо смыкать.

Студенты : Расскажите, пожалуйста, об ошибках.

В.Л. : Ну, две самые известные вы знаете: это вибрато «барашек» (чаще у молодых») и «качка» (чаще у старых). Еще есть, например, форсирование голоса, когда на толстых связках поют с напором высокие ноты, хотя чем выше нота, тем тоньше надо делать связки. При пении фальцетом не меняется толщина связки и все поется на одной толстой связке. Некоторые дивы используют «акустический фальцет» - спертый фальцет, с выстроенными резонаторами, свободный. Существует еще так называемое «флажелетное звучание», которое представляет собой фальцет и микст.

Ну и конечно, нельзя оценивать громкость своего пения ухом, пение должно быть в ощущениях (мышечная память).

Школа пения находится в ухе педагога.

Родился 26 апреля 1926 года в дворянской семье, история которой восходит к эпохе Алексея Михайловича. Предполагал учиться медицине и стать врачом, но в мае 1943 г., едва достигнув 17 лет, ушел добровольцем на фронт и сумел продолжить образование в 1-м Медицинском институте только в 1947 г.
После окончания института работал врачом-терапевтом, затем освоил фониатрию и получил широкую известность как фониатр среди певцов, артистов, певчих и духовенства. Одним из пациентов В.Л. Чаплина, когда он возглавил получившую всемирную известность среди музыкантов лабораторию по фониатрии, физиологии и психологии пения, был блаженной памяти патриарх Алексий I (Симанский). Для преподавания анатомии, физиологии и гигиены певца Валентин Львович был приглашен в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, затем, вновь сев на студенческую скамью, окончил вокальный факультет этого института, защитил кандидатскую диссертацию [кандидат искусствоведения] и получил ученое звание доцента.
Будучи с детства верующим человеком, о. Валентин, сначала студент, а потом врач и педагог, не боясь возможных неприятностей, увольнения с работы и т.д., пел на клиросе в Успенском храме Новодевичьего монастыря, где хором управлял известный московский регент В.Ф. Лебедев. В последние годы, обобщив опыт прихожанина, певчего, священника, врача-фониатра и профессионального музыканта, о. В. Чаплин выпустил в свет в издательстве подворья четыре сборника православных песнопений, использующихся в настоящее время регентами и преподавателями церковного пения по всей России.
[...] Рукоположен во пресвитера в 1989 г. преосв. Хрисанфом, архиепископом Вятским. Однако к священству он шел всю жизнь, и огромный духовный, педагогический и даже пастырский опыт приобрел уже задолго до своего рукоположения. Поэтому не случайно, когда перед святейшим Патриархом Алексием встал вопрос о назначения настоятеля Крутицкого подворья, вокруг которого должна была объединиться православная молодежь, его выбор пал именно на отца Валентина. Он, во-первых, человек участвующий в жизни церкви с конца 20-х гг., хорошо знавший многих ярчайших представителей духовенства теперь уже ушедшей эпохи, в частности прот. Всеволода Шпиллера, и заставший в Церкви то поколение, для которого XIX век был не историей, а просто первой половиной жизни; во-вторых, врач, всю жизнь проработавший с людьми и до сих пор продолжающий практику: он еженедельно ведет прием больных в одной их московских поликлиник. В-третьих, он педагог с огромным опытом, прекрасно знающий молодежь не в одном поколении. Лучшего духовника для тех, кто только теперь делает свои первые шаги в церковной жизни, на наш взгляд найти просто невозможно.
Вспоминая евангельскую притчу, о. Валентина нельзя не назвать работником, который трудится в винограднике с раннего утра и перенес тяготу и вар (так звучит по-славянски слово зной). Знаток церковного пения, свидетель и участник жизни православной Церкви на протяжении последних 60 лет, он не только по дате своей хиротонии, но, и это главное, по духу является на самом деле молодым священником, ибо в свои годы ни в какой степени не утрачивает ни бодрости, ни присущего юности энтузиазма, ни подлинной молодости. Работники одиннадцатого часа находят в лице о. Валентина и наставника, и друга, свидетельство тому - обилие молодежи, собравшейся вокруг о.протоиерея.
Прот. В. Чаплин - член редколлегии серии "Материалы по истории Церкви". Под его духовным руководством издательство Крутицкого подворья выпустило более 30 книг по истории Церкви, богословию, ряд изданий по катехизации, книги для детей и проч.
...
По рассказам протоиерей о. Валентин Чаплин является очень опытным врачом-гомеопатом, который вылечил немало людей за свою долгую жизнь.

См.: Дмитрий Поспеловский, Борис Любимов, Валентин Никитин. Юбилей на Крутицком подворье // Русская мысль. 1996. № 4136 (25/31.VII).

Деятельность кафедры началась одновременно с открытием Академии хорового искусства. С 1992 года две выпускающие кафедры – Хорового дирижирования и Сольного пения стали по замыслу создателя Академии В.С. Попова творческой базой для воспитания музыкантов нового типа. Задачи, которые поставил В.С. Попов перед коллективом педагогов – воспитывать не просто вокалистов или хормейстеров, а всесторонне образованных музыкантов, готовых к любым творческим испытаниям. К выполнению этих задач на кафедру Сольного пения были привлечены опытные педагоги – заслуженные артистки РФ доценты Т.И. Лошмакова (1944-2001), В.П. Александрова (1937-2017). Позже кафедру укрепили, пригласив для работы Т.И. Белякову, Т.Д. Байкову, педагогов имеющих немалый опыт исполнительской и педагогической деятельности.
В начале XXI века В.С. Попов пригласил в Академию исключительно талантливых музыкантов с ярким индивидуальным педагогическим почерком – профессоров С.Г. Нестеренко и Д.Ю. Вдовина, которые в настоящее время составляют ядро кафедры Сольного пения. Учитывая образовательную специфику кафедры, руководство Академии всегда считало особенно ценным присутствие в ней практикующих исполнителей, совмещающих преподавание с сольной карьерой в оперном театре или филармонии. Так были приглашены и успешно работают в настоящее время Народная артистка РФ профессор Л.П. Абрамова, заслуженная артистка РФ профессор С.И. Оссовская, заслуженная артистка РФ доцент Л.А. Шарнина, доценты Н.А. Попова,
И.И. Чернов. Особую и неоценимую роль в работе кафедры играют уникальные педагоги, опытные специалисты в своей области – профессор класса вокального ансамбля заслуженный работник культуры Г.В. Федосеева,
а также профессор сольного пения кандидат искусствоведения, врач-фониатр и протоиерей В.Л. Чаплин.

Творческие достижения преподавателей кафедры Сольного пения подтверждаются успехами её выпускников на всероссийских и международных вокальных конкурсах, а также уверенно развивающейся сольной карьерой многих из них.

Заведующими кафедрой Сольного пения в разные годы были: Т.И. Лошмакова, Д.Ю. Вдовин.

В настоящее время кафедру возглавляет С.Г. Нестеренко.

В основе обучения студентов-вокалистов АХИ лежит сочетание двух видов деятельности: образовательной и творческой.
В их синтезе осуществляется воспитание музыканта-исполнителя, обладающего широким спектром профессиональных навыков, безупречным музыкальным вкусом, позволяющим интерпретировать произведение искусства на высочайшем художественном уровне.
Профессиональная работа ведётся в соответствии с уникальной программой, созданной профессорами – основоположниками кафедры. Как и большинство программ по другим предметам профессионального цикла Академии,
она предполагает изучение стилей музыки разных эпох. Исторический принцип построения программы неразрывно связан
с последовательным вокальным воспитанием «от простого к сложному». Использование в программе музыки разных эпох
и стилей предполагает также знакомство с методами воспитания голоса различных вокальных школ (итальянской, немецкой, французской, русской), практическим исполнением музыки на языке оригинал.

В конце каждого курса чётко сформулированы компетенции технические, стилистические, творческие, которыми должен овладеть студент на данном этапе.

В основе вокально-хоровой школы В.С. Попова находится единство обучения сольному и хоровому пению, изначально свойственное России, где сугубо певческая природа звуковедения становится и вокальной техникой певца хора, и основой воспитания и музыканта-вокалиста.

Вокалисты, получившие за годы обучения в Академии неоценимые навыки хорового и ансамблевого пения, умения работать в разных стилях, исполнительских составах, творческих манерах, обладают как специалисты обширными возможностями, готовностью работать в любой профессиональной сфере.

Тесное сочетание интенсивной учебной и творческой деятельности остается отличительной чертой Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место в культурно-образовательной сфере России и на мировой концертной сцене.

Любимый ученик Виктора Сергеевича - Дмитрий Корчак - с большим успехом выступает на лучших и известнейших сценах мира: Метрополитен опера, Ковент Гарден, Ла Скала, Венская Штаатсопера, Парижская опера и т.д. Имена Лауреатов Международных конкурсов, поющих в европейских театрах и работающих на лучших оперных концертных сценах страны, которые известны и любимы слушателями это: Василий Ладюк, Георгий Васильев, Николай Диденко, Павел Колгатин, Екатерина Лехина, Марина Зятькова, Алексей Неклюдов, Ярослав Абаимов, Алексей Татаринцев, Сергей Романовский, Жаля Исмаилова,
Алла Молчанова, Андрей Немзер, Евгений Либерман, Евгений Ставинский, Елена Галицкая, Анна Крайникова и многие другие.

Ведущими солистами Большого театра России, Новой оперы, Геликон-оперы, Камерного музыкального театра имени
Б.А. Покровского являются также выпускники Академии, помимо уже перечисленных, С. Создателева, О. Щеглова, И. Курманова, В. Костоглотова, А. Серебрякова, В. Шевцова, Ю. Меннибаева, Е. Митракова, А. Гарнов, Д. Орлов, А. Попов и т. д.

И, благодаря заинтересованной, высокопрофессиональной работе педагогов кафедры, ряды лауреатов и солистов оперных театров постоянно пополняются, что свидетельствует о продолжении и выполнении заветов Великого музыканта – Виктора Сергеевича Попова.

Современный состав кафедры:

Нестеренко Светлана Григорьевна , заведующая кафедрой , профессор.

Дисциплина – сольное пение.

Абрамова Лидия Павловна , народная артистка РФ, профессор.
Дисциплина – сольное пение.

Байкова Татьяна Дмитриевна , доцент.
Дисциплина – сольное пение.

Белякова Татьяна Ивановна , доцент.
Заслуженная артистка РФ.
Дисциплина – сольное пение.

Вдовин Дмитрий Юрьевич , профессор.
Заслуженный деятель искусств.
Дисциплина – сольное пение.

Курицкая Людмила Васильевна , доцент.
Дисциплина – камерное пение.

Никулина Наталия Борисовна , профессор.
Кандидат педагогических наук.
Дисциплина – сольное пение.

Оленчик Наталья Владимировна , профессор.
Кандидат медицинских наук.
Дисциплина – гигиена голоса и фониатрия.

Оссовская Светлана Ивановна , профессор.
заслуженная артистка РФ.
Дисциплина – сольное пение.

Попова Наталья Алексеевна , доцент.
Дисциплина – сольное пение.

Федосеева Галина Васильевна , профессор.
Заслуженный работник культуры РФ.
Дисциплина – вокальный ансамбль.

Чаплин Валентин Львович , профессор.
Кандидат искусствоведения.
Дисциплины – сольное пение, методика обучения

Чернов Игорь Иванович , доцент.
Дисциплина – сольное пение.

Шарнина Любовь Александровна , профессор.
Заслуженная артистка РФ.
Дисциплина – сольное пение.

Апрель 2011 г.

«Апрельские» врачи-труэнты от проф. А.П. Зильбера

Апрельских врачей-труэнтов мы традиционно располагаем по возрастанию даты рождения.

Векшина Акилина Григорьевна (Ашальчи Оки) родилась 4 апреля 1898 г. в Удмуртии Российской империи.

Она училась в средней школе, затем на Рабфаке в Казани (1921), потом на медицинском факультете Казанского университета, который закончила в 1927 г. С 1928 г. успешно работала врачом-окулистом и стала заслуженным врачом Удмуртии. Во время Отечественной войны (1941-1945) она была фронтовым хирургом и имела военные ордена и медали. С 1946 г. А.Г.Векшина работала врачом Алнашской районной больницы Удмуртской АССР.

России Лина Векшина известна не только как врач, но, главное, как самобытная удмуртская поэтесса и прозаик Ашальчи Оки . Мы не можем дать оценку литературному творчеству Ашальчи Оки, хотя сборники её стихов и рассказов выходили и на удмуртском языке, и в переводах с 1928 по 1933 г., но печатались в местных газетах. После обвинений в национализме (лучше ли это или хуже, чем космополитизм - пусть читатель нашего сайта решит сам) она сократила своё литературное творчество, оставаясь только сельским врачом-тружеником.

Тем не менее, в Ижевске в 1944 г. была учреждена Удмуртская Национальная литературная премия имени Ашальчи Оки.

Когда в 1973 г. Лина Векшина умерла, в её доме был создан Музей, носящий имя Ашальчи Оки, представленный справа. Полагаем, что не бывает «больших» и «малых» врачей-труэнтов, каждый(ая) из них заслуживает памяти потомков.

* * *

Томас Беддо (Th. Beddoes, 1760-1808) родился 13 апреля 1760 г. и прославился как врач, химик, просветитель: он один из самых любимых врачей-труэнтов, представленных в коллекции автора.

Получив медицинское образование в Эдинбургском университете, Т.Беддо дополнил его изучением химии и природоведения. Он опубликовал в 1784 г. свой перевод труда Лаззаро Спалланцани «Исследование Природы» и ряда других современных ему книг. В 1786 г., получив степень доктора медицины, Т.Беддо едет в Париж, чтобы изучать химию у А.Лавуазье, а в 1788 г. самого доктора Беддо приглашают читать курс лекций по химии в Оксфордском университете.

В эти же годы Т.Беддо публикует ряд своих просветительских книг, например, «Историю Исаака Дженкинса, его жены и детей». Эта книга имела отчетливый антиалкогольный просветительский характер и поэтому пользовалась заслуженным успехом у населения тогдашней Британии.
Вершиной жизни и творчества доктора Т.Беддо явилось открытие им в Бристоле «Пневматического института» (1798), предназначенного для изучения и лечения болезней лёгких путем вдыхания различных газов и паров. Полагаем, что «респираторные успехи» этого детища доктора Беддо были очень важны: подробности об этих замечательных клинико-физиологических и технических достижениях мы изложили в книге «Этюды респираторной медицины» (М., 2007. - 792 с.). Однако культурное и просветительское воздействие этого Института на общество Британии и других стран было ещё большим.

Томас Беддо сделал причастными к деятельности Пневматического института многих выдающихся деятелей своего времени: механика Джеймса Уатта, химика-священника Джозефа Пристли, врача, поэта и философа Эразма Дарвина, химика и поэта Гэмфри Дэви и многих других людей, создававших европейскую и американскую культуру и науку конца XVIII века. Большинство из них участвовали в деятельности не только Пневматического института, но и так называемого «Лунного общества» , члены которого проповедовали передовые идеи науки, искусства, интеллекта.

Полагаем, что светлые дела врача-труэнта Томаса Беддо вполне уместно завершить карикатурой Джеймса Гиллрэя, отражающей публичное заседание Пневматического института. Некоторые из названных здесь людей вполне узнаваемы на этой карикатуре, а о запахе, сопровождавшем эту веселую демонстрацию, остается только догадываться.

* * *

Рита Леви-Монтальчини (R. Levi-Montalcini) родилась в Турине 22 апреля 1909 г. Закончив медицинский факультет в Турине, Рита защитила диссертацию на степень доктора медицины в 1936 г., а в 1940 г. получила ещё и сертификат невролога-психиатра. Эта яркая девушка стала экспериментировать в области неврологической гистологии в Туринском университете, но при режиме Муссолини такая работа для неё (еврейки) стала невозможна. Переехав во Флоренцию, Рита продолжила эти «подпольные» эксперименты в своей маленькой флорентийской квартирке.

В 1945 г. доктор Р.Леви-Монтальчини вернулась к работе в Туринском университете, а в 1947 г. получила приглашение вести свои интереснейшие неврологические исследования в Вашингтонском университете США. С 1953 г. к Рите присоединился Стенли Коэн, и открытая ими точная природа фактора роста нервной ткани увенчалась Нобелевской премией в 1986 г. В нашей коллекции имеется видеоролик, отражающий вручение премии в Стокгольме.

В настоящее время профессор-невролог Рита Леви-Монтальчини является почётным доктором десятков Обществ, Академий и Университетов разных стран, она сенатор Итальянской республики, кавалер (или всё-таки дама?) многих орденов, лент и почётных званий самых разных государств и остаётся вместе с тем весёлым, отзывчивым человеком и замечательным филантропом.

Здесь мы приводим фотографию, сделанную 22 апреля 2009 г., когда ей исполнилось 100 лет.

Технические возможности не позволяют запустить на нашем сайте видеоролик с интервью, взятом у Риты Леви-Монтальчини ещё через год - 22 апреля 2010 г., когда ей исполнился 101 год. Поверьте автору, видевшему и слышавшему это интервью, что если бы большинство нынешних 20-40-летних людей обоего пола могли бы говорить с такой же экспрессией и с таким же глубоким смыслом, как это делала Рита Леви-Монтальчини в свой 101-й день рождения, наш мир был бы, уверен, не столь тусклым и обидным, как он, к сожалению, выглядит иногда.

В силу своей основной профессии реаниматолога автор этого очерка суеверен, и только поэтому боится пригласить вас на 102-й день рождения своего любимого врача-труэнта Риты Леви-Монтальчини 22 апреля 2011 г.

* * *

Валентин Львович Чаплин (отец Валентин) родился 26 апреля 1926 г. Его род ведёт свое начало со времен первых царей Романовской династии.

В 1943 г. 17-летний Валентин ушёл добровольцем на фронт, и лишь после окончания II Мировой войны смог поступить в I Московский медицинский институт. Сразу после получения диплома этого института (1951) он стал работать врачом-терапевтом, и не прекращает принимать больных вплоть до сегодняшнего дня, несмотря на свои 86 лет и изложенную ниже сложную судьбу.

Уже работая терапевтом, он увлёкся фониатрией (коррекция голоса) и быстро стал признанным специалистом-фониатром среди певцов, артистов и духовенства. Чтобы углубить свои познания в фониатрии, доктор В.Л.Чаплин поступил студентом в Институт им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки им.Гнесиных). Он окончил в нём вокальный факультет, защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению и получил учёное звание доцента в этом институте.

С раннего детства не отходя от православной веры и активно участвуя в церковном хоре со времён своего медицинского студенчества, он выпустил в свет 4 сборника православных песнопений, служащих сегодня практическим пособием во всех православных церквях. Оставаясь врачом, В.Л.Чаплин в 1989 г. был рукоположен в сан священника, и по рекомендации патриарха Алексия II стал первым настоятелем Патриаршего Крутицкого подворья - с 15.03.1992 г. Под руководством отца Валентина Издательство Крутицкого подворья выпустило более трёх десятков богословских книг и сборников.

Автор очерка затрудняется, к какому классу врачей-труэнтов отнести отца Валентина Чаплина. Он и музыкант, и кандидат искусствоведения, и педагог для духовной, музыкальной и медицинской молодёжи. Он же и историк (многочисленные публикации по истории церкви), и теолог (материалы по современному богословию). Доктор В.Л.Чаплин замечательный фониатр-практик, осуществляющий постановку голоса у многих певцов, актеров, священников (в частности - у самого патриарха Алексия I). Он же врач-практик, особо увлекающийся гомеопатией. Что касается последней, то его статья «Деонтология в гомеопатии», опубликованная в Гомеопатическом вестнике № 6-7 (2001), заслуживает прочтения не только гомеопатами, но и аллопатами, заинтересованными в осмысленности своего труда.

Многосторонняя карьера отца Валентина складывалась вполне успешно до 1 февраля 2001 г., когда по неизвестным нам причинам протоиерей Валентин Чаплин был переведён из настоятелей Патриаршего Крутицкого подворья простым священником в Собор иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади в Москве. Почему это случилось? Лучше всех об этом мог бы сказать выдающийся врач-труэнт академик Н.Н. Петров, когда не мог объяснить какой-нибудь серьёзный медицинский феномен: тогда он поднимал очи горé и смиренно молвил: «Чудны дела твои, Господи!»

Замечательный врач-труэнт протоиерей Валентин Чаплин стал в 2006 г. кавалером Ордена Святой Анны 2-й степени, входящим в обрамление Императорского ордена Св. Апостола Андрея Первозванного. Здесь он сфотографирован с этим орденом перед входом в Собор на Красной площади, в котором он сейчас продолжает служить. Орден висит на красной ленте, располагаясь рядом с бело-голубым символом, которому должны быть чужды любые земные и небесные интриги.




Top