Мертвые души смысл произведения кратко. Смысл и внутренняя наполненность в названии поэмы Н

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги. Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души». Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл. Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.

Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.

Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.

Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»

Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова - кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.

Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.

Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться.

Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и умерли. Это видно из того что каждый персонаж данного произведения ни имеет никакого духовного развития.

Чичиков для того чтобы купить больше крестьян для своего новой усадьбы путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не занимается ни чем и не делает никаких полезных дел. Он все свое время проводит в беседах и разговорах, или предается мечтам.

Помещик Собакевич похож на животное, он все свое свободное время, что-то ест. И таких огромных размеров порции, что обычному человеку они не под силу.

Коробочка, у которой Чичиков покупал души мертвых крестьян. Ничего не любит в жизни кроме торговли, и разговаривать с ней можно только на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами.

Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв душой, но и не вписывается ни в какие рамки нормального человека. Собирать столько добра и всяких вещей, но не пользоваться ими и не продать или отдать бедным людям.

Это вопиющая жадность, в произведении подробно написано, что у Плюшкина лежат горы плесневелого хлеба, неужели его нельзя было отдать другим людям.

Все помещики такие, как и Коробочка, Собакевич, Ноздрев не живут духовной жизнью, а занимаются набиванием своих карманов и живота, употребляя в пищу всевозможные блюда.

Чиновники тоже совсем не интересуются ни чем кроме своей работы, для получения наживы и взяток от всех приходящих к ним посетителей. Помещики объедаются и радуются новым блюдам. Плюшкин же даже блюдами новыми, и вкусными не интересуется, он занят накоплением своих невиданных богатств. Дошел в этом деле до ручки, все свои богатства собирает, а ест еду хуже, чем нищие. Это верхняя ступень скупости.

Изначально Гоголь хотел написать поэму «Мертвые души» в трех частях, поднятие душ всего общества, с самых низов, из ада потом в чистилище, а потом уже при излечении этих больных душ они попадают в рай.

Отсюда и смысл произведения общество в ужасном тупиковом развитии. Духовного развития нет. Но автор все же надеться, что люди опомнятся и их души попадут в рай. И в мире воцариться мир, высокая духовность и будут цениться высокие нравственные и моральные принципы.

Каков смысл названия?

В 1842 году был выпущен первый том одного из самых известных и нашумевших произведений Н.В. Гоголя – прозаическая поэма «Мёртвые души», в названии которой иллюстрируется главенствующая идея произведения. Как сказал Н. Бердяев о Гоголе: «Самая загадочная фигура в русской литературе». Так что же скрывает автор под таким мистическим именем своего детища?

Многосторонен и мультипланов основной мотив прозаической поэмы «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Идея сюжета была взята по дружескому совету Пушкина и на основе им же подсказанной фабулы. Всё это произведение – история болезни, осознание того ужаса и стыда, который испытывает человек, увидевший в зеркале своё настоящее лицо. Под завесой ложного автор показывает нам подлинную правду. Гоголь в своей поэме всё чаще отмечает чёрствость и малодушие своих героев.

Если мыслить прямолинейно, то мёртвая душа – это отсутствие у человека разумной идейности, пассивность его деятельности и примитивность занятий и устремлений. В таком случае уже не имеет значения, к какому социальному кругу персонаж принадлежит, ведь мёртвая душа – это и общество в целом. С одной стороны, это обозначение умершего крепостного, «ревизской души», которая по документам числится живой. Многих персонажей, начиная с Чичикова, уже определяет сам акт купли-продажи несуществующих людей. Образуются совершенно извращённые, перевёрнутые с ног на голову, отношения. Сперва создаётся видимость того, что городская жизнь бурлит, но на деле это обычная суета.

Мёртвая душа во внутреннем мире поэмы - обычное явление. Здесь для людей душа - это только то, что отличает мёртвого человека от живого. Вот что писал о поэме А.И. Герцен: «“Мертвые души” – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас». Действительно же, за всем этим сокрыто ещё одно, абсолютно другое, более глубинное, значение: раскрыть весь замысел в трёх частях, подобно трёхчастной поэме Данте «Божественная комедия». Предполагается, что Гоголь намеревался создать три тома, соответствующие главам «Ад», «Чистилище» и «Рай», где в первой части он хотел раскрыть ужасающую российскую действительность, «ад» современного уклада жизни, а во второй и третьей части трёхтомника – духовный подъём России.

Из этого можно сделать заключение, что Н.В. Гоголь пытался раскрыть настоящую картину жизни поместного дворянства, безнадёжный тупик, упадок и духовное разложение на примере героев произведения. Автор в первой части «Мертвых душ» пытается передать отрицательные черты русской бытности, он намекает людям, что их души омертвели, и, указывая на пороки, возвращает их к жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

  • Анализ произведения Стивенсона Вересковый мед
  • Анализ сказки Христова ночь Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным лейтмотивом произведения является авторское рассмотрение тематики о любви к ближнему в разрезе социально-психологической трактовки, напоминающей толстовское народное творчество.

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

  • Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся сочинение

    Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения

Введение

В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений - над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор. Мало кто знает, что если бы автор не пошёл на некоторые уступки, читатель мог бы и вовсе не увидеть произведения. Гоголю пришлось править текст множество раз только лишь для того, чтобы цензура одобрила решение о выпуске в печать. Предлагаемый автором вариант заглавия поэмы цензуру не устраивал. Многие главы «Мёртвых душ» были изменены практически полностью, были добавлены лирические отступления, а повесть о капитане Копейкине лишилась жёсткой сатиры и некоторых персонажей. Автор, если верить историям современников, хотел даже на титульной странице издания поместить иллюстрацию брички в окружении человеческих черепов. Существует несколько смыслов названия поэмы «Мёртвые души».

Многозначность названия

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том - Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой - хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер - все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

Чиновники

Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.

Обличаемые пороки

Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего - нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.

В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».

Тест по произведению

В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его». Действительно, «Мертвые души» - выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.

"Мертвые души" - сатира на крепостничество

«Мертвые души» - произведение В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).

Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени - рубеж 20-30 годов XIX века - тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи и пословиц.

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название - оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа - это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности - буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» - это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

Глубинный смысл названия

Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.

Жанровое своеобразие

При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: "Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?" Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.

О втором томе "Мертвых душ"

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».




Top