Михаил авдеев. Философия профессии

Авдеев Михаил Васильевич (1821-1876)
Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества ""Филаретов"".

Окончив гимназию в Уфе, Авдеев поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И.С. Тургеневым. Позже Авдеев вернулся в Россию. Литературная деятельность его началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, Авдеев чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений - провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для Авдеева учителем и образцом, и которому посвящен его ""Подводный камень"". Первый и шумный успех создала писателю его трилогия (""Варенька"", ""Записки Тамарина"" и ""Иванов""), печатавшаяся в ""Современнике"" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием ""Тамарин"". Долгая жизнь в провинции дала Авдееву возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово ""Тамарин"" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества Авдеева. Сотрудничая в ""Современнике"", ""Отечественных Записках"", ""Библиотеке для чтения"", ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (""Ясные дни"", ""Огненный змей"", ""Порядочный человек"", ""Приличная партия""), и как автор путевых писем (""Поездка на кумыс"", ""Письма из Петербурга"", ""Из деревни"", ""Дорожные заметки"", ""Из-за границы""), и как фельетонист (фельетоны в ""Современнике"" 1852-1853 годы, под псевдонимом ""Пустой человек""), и как корреспондент из Оренбургского края (в ""Дне"" Аксакова, 1861-1862). Первое десятилетие литературной деятельности Авдеева завершилось лучшим его произведением - романом ""Подводный камень"" (в ""Современнике"" 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина, встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из ""новых"", Комлев. Его характерная личность, новые взгляды, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала Авдееву, что он близок к сюжету ""Жака"" Ж. Санд, ""Полиньки Сакс"" Дружинина и других романов. ""Подводный камень"" имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило ""Подводный камень"" в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты ""лишних людей"" (в лице Соковлина) и ""реалистов"" базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора - на стороне первых, а ""новых людей"" он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи ""новых людей"" это чувствовали и, когда Авдеев выступил в 1868 году с новым романом, ""Между двух огней"", встретили его неблагосклонно. Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения Авдеева (""Магдалина"", ""Сухая любовь"", ""Пестренькая жизнь""). Последним беллетристическим произведением писателя был роман ""В сороковых годах"", напечатанный в ""Вестнике Европы"" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий кружок Белинского и Герцена. Стихов Авдеев не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): ""Мещанская семья"", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868-1869 и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу Авдеева, печатавшуюся сначала в ""Неделе"" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет"". В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, ""лишних людей"", Рудина, Инсарова, Базарова; ""героинь"": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из ""Затишья"", Лизы из ""Дворянского гнезда"", Натальи (""Рудин""), Елены (""Накануне"") и ""новых женщин"". Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие.

Авдеев пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев, Дружинин, Шелгунов, П. Ткачев, М.Цебрикова, Скабичевский, С.А. Венгеров, П. Боборыкин.

Михаил Петрович Авдеев (23.09.1958 - 15.03.2013)- самарский поэт, краевед. Мастер гражданской лирики. Эта страница открыта в память о "великом поэте", как называл себя сам Михаил Петрович, и спорить с этим было невозможно... В подтверждение - его поэзия: тонкая, аристократичная, порой категоричная, но всегда - с самой глубины души. Михаил лично при жизни разрешил мне открыть эту страницу. И только теперь, спустя год со дня его смерти, я берусь за это очень ответственное дело.
Так что вести эту страницу буду я, Надежда Блинкова, и по мере возможности отвечать на все вопросы и оценки.

«Тихий свет печали ранней» - вторая авторская книга стихов М.П.Авдеева, известного самарского поэта. Его поэзия – словно хрустальный бокал, сквозь призму которого видится автору печаль об ушедшем Серебряном Веке, музыка Петербурга, грусть о России, в которой жили и творили великие люди: А.Блок, Н.Гумилёв, Д.Шостакович, С.Рахманинов, Н.Рубцов, В.Высоцкий, Б.Окуджава.
Особая тема автора – родной город. Михаил Авдеев беззаветно любит Самару, знает её историю, лично знаком с огромным числом талантливейших соотечественников. Память о покинувших этот мир друзьях-самарцах делает их осязаемыми среди живых.
Интеллект, огромный словарный запас, точность поэтических образов, аристократическая тонкость отличают лирическую и гражданскую поэзию Михаила Авдеева.

К этой книге некому писать предисловие. Единственный человек, который мог бы это сделать безукоризненно – Валентин Алексеевич Столяров, умер десять лет назад. Поэтому я сам скажу несколько необходимых слов.
Я родился в Самаре, в «Красном Кресте», 23 сентября 1958 года. Первые 13-14 лет прошли на Панской, 46 и у бабушки моей, Анны Терентьевны, на Самарской 182.
Панская, 46, где «Мясо» и «Молоко». Двор – колодец, как в Санкт-Петербурге. Теперь того «колодца» нет – полдома снесено тридцать лет назад (именно те полдома, где я жил). Нет ни «Мяса», ни «Молока». Да и улица моя обезображена. К счастью, сохранились частично бабушкин двор и дом – в глубине – за самым красивым «ропетовским» домом.
Вся жизнь моя связана со старым городом, а духовно я связан со старой Россией, которой теперь нет, с убиенным Серебряным Веком. Об этом и всём остальном – в моей книге, где собраны стихи за последние двадцать лет. Место написания – Санкт-Петербург и Москва – указаны всегда. Стихи, где этого указания нет, написаны в Самаре.

КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ДОРОГОГО
ВАЛЕНТИНА СТОЛЯРОВА

– Девушку не насиловали, так что появился вопрос о мотиве. Как она могла позволить себя полностью раздеть незнакомому человеку на улице перед окнами домов, где живут люди, в конце сентября? Где ее одежда, золотая цепочка с оригинальным золотым крестиком? Тело цыганочки обнаружили двое мальчишек, один из которых оказался братом заподозренного позже Юрия. Тело было посыпано коноплей, на нем кусочки сожженного целлофана, под которым произошло оплавление кожи. Согласно заключению специалистов – это повреждение посмертное, то есть когда она была уже мертва. При опросе выяснилось, что Юрий позвонил 14-летнему брату и просил не лазать в трубу, где лежит кто-то мертвый – «пацан или девчонка». Поэтому задержали и допрашивали Юрия. Он сказал, что с приятелем курил коноплю и спрятал пакет с ней в трубу. Потом по пути в колледж он зашел взять пакетик. Посветил, увидел труп, сказал приятелю и позвонил брату.

У входа в трубу пятно крови было, а на месте, там, где якобы убивал– ни капли. У трубы кофта со следами оплавления, а у дома Юрия, на улице под прицепом чужой грузовой машины нашли ее полусапожки, больше ничего из одежды, никакого нижнего белья. На белых носочках убитой никаких следов волочения, а следователи написали, что тащили ее 72 метра. Один раз Юрий дал признательные показания оперативникам, которые, с его слов, уговорили, пообещали статью о неосторожном убийстве и хорошие условия в колонии в Россоши, родственники ходить часто будут на свидания, передачки носить, а иначе...Парень вскоре от показаний отказался, но дело против него уже пошло.

Выяснилось, что в вечер убийства на двух других девушек набросился у зарослей неряшливый неопрятный парень. Оперативники нашли похожего. И он, якобы, поначалу признавался в убийстве. Показывал, где сжег вещи с погибшей. Бытовка, где он работал сторожем на стройке, была по пути движения девочки. В бытовке нашли волокна, однородные с волокнами кофты, их обнаружили и на его одежде.

В суде всплыла история про крестик. Отец-цыган заказал три одинаковых крестика – дочке и двум сестрам, ее тетям. После убийства крестик девушки так и не нашли. Через несколько месяцев тетя увидела крестик погибшей племянницы на знакомой женщине. Та рассказала, что купила крестик у человека, похожего по описанию на того самого неряшливого парня. Отец убитой девочки пошел к прокурору, но дело двигалось полным ходом, эти сведения в дело не попали. В суде тетя проговорилась.

По описанию все указывало не на Юрия, а на того человека с психическими отклонениями. Суд оправдал Юрия, народные заседатели выразили глубокие сомнения в доказательствах, я с ними полностью согласился. На следующий день областная газета на первой полосе написала: «Судья областного суда Михаил Авдеев оправдал насильника и убийцу 17-летней девушки». Неприятные ощущения от такой оценки, но доведись такая ситуация снова, было бы такое же решение.


Известный беллетрист, автор многих романов и повестей; род. в Оренбурге в 1821 году 22 сентября, умер в Петербурге 1 февраля 1876 г. Получив домашнее образование под руководством поляка Фомы Зана и частью в уфимской гимназии, Авдеев был принят в институт корпуса инженеров путей сообщения, где на 17-м году от роду написал первую свою повесть, помещенную в "Литературных прибавлениях к "Русск. Инвалиду". По окончании курса (в 1842 г.) с чином поручика Авдеев определен в нижегородскую губернскую строительную и дорожную комиссию. Служа здесь, он написал части лучшего своего произведения "Тамарин": "Варинька", "Записки Тамарина" и "Иванов", напеч. в "Современнике" в 1849-51 гг. Авдеев умел прекрасно развивать типы, ранее его намеченные другими. Он не отрицал своей способности подражать; усматривая нечто другое в своем прототипе, он это другое развивал по-своему. В своей повести "Горы", говоря, что его упрекают в подражании разным авторам, Авдеев поставил, в виде оправдания своего, слова: "На свете столько было писано, что вовсе не хитро найти сходство. Как же мне знать, кому я подражаю?". От этой способности подражать, перерабатывая готовое, печатное, герой Авдеева и выходили не совсем близкими к жизни, кроме, впрочем, Тамарина, доставившего автору известность. Но нельзя сказать, чтобы и "Тамарин" не был создан под впечатлением "Героя нашего времени". Впечатлительность у Авдеева была велика, но уединенное житье в имении, в глуши Стерлитамакского уезда, давало мало материала для личных наблюдений, вследствие чего идеалисты, выводимые им в первых романах, односторонни и недостаточно проникнуты житейскими интересами. Тамарин гораздо ниже своего прототипа Печорина, который, при появлении, вызвал во многих подражание своим порокам. Но подражатели идеального героя ограничивались копированием одних внешних его особенностей, и эту внешность только и мог подметить Авдеев. В "Иванове" Авдеев выказал способность возвыситься до самостоятельного творчества. После окончания романа "Тамарин", выйдя в 1852 году в отставку с чином капитана корпуса инж. путей сообщения, Авдеев написал ряд повестей, легко читавшихся, а за ними и роман "Подводный камень", напечатанный в "Современнике" 1860 г. В этом романе выведен на сцену муж, мирящийся, без попытки даже к борьбе, с ветреностью подруги жизни, сперва влюбляющейся в него, потом в другого и открыто высказывающей мужу свои чувства. Развитие характеров такой четы, довольно искусное и с подкупающим характером естественности, доставило автору большой успех в публике. В другом романе, "Между двух огней" (напечатан в "Современнике", №№ 1-3 за 1868 г.), Авдеев стал развивать характер жены, без всяких стеснений меняющей предметы своей страсти, и вызвал от заступившейся за женщин г-жи Цебриковой нарекания в безнравственности и тенденциозности, уже не имеющей ничего общего с жизненной правдой. После этого романа Авдеев написал несколько повестей и комедий. Из последних - "Мещанская семья" не без достоинств, но не имела успеха. Осталась еще ненапечатанной пьеса "Шестое средство". В 1875 году в "Отечественных Записках" помещена "Переписка двух барышень", произведение, исполненное довольно едкого юмора и отличающееся верностью нового типа героинь с положительным направлением. В сборнике "Братская помощь" при жизни автора напечатано начало большого романа "В сороковых годах" (вполне помещенного в "Вестнике Европы", 1876 г., №№ 9-12). По части литературной критики Авдееву принадлежат этюды, напечатанные в 1874 г. отдельным изданием под заглавием: "Русское общество в героях и героинях литературы". Автор начинает Евгением Онегиным и оканчивает Резановым, героем повести Слепцова "Трудное время".

Труды М. В. Авдеева напечатаны: "Ясные дни" - "Современник", 1850 г., т. 23; "Горы" - "Отеч. Записки", 1851 г., т. 79; "Нынешняя любовь" - "Современник", 1852 г., т. 33.; "Огненный змей" - "Отеч. Записки", 1852 г., т. 86; "Деревенский визит" - "Спб. Ведомости", 1853 г., № 53; "Порядочный человек" - "Отеч. Записки", 1855 г., № 3; "Приличная партия" - "Библ. для Чтения", 1856 г., № 11, и 1857 г., т. 192; там же - "На дороге" - ряд путевых писем, читающихся с интересом. Авдеев неоднократно излагал в такой форме свои мысли и очерки, например в "Отеч. Записках", 1852 г., т. 84-85 - "Поездка на кумыс", "Дорожные заметки" (на пути на Кавказ); в "Библ. для Чтения", 1857 г. (т. 144-146), 1858 г. (т. 147-149) - "Из-за границы". Раньше были написаны "Письма из Петербурга" и "Из деревни" в газете "Кавказ", 1855 -56 гг. В газете "День" 1861-62 гг. помещались корреспонденции "Из Оренбургского края". Фельетоны свои, под псевдонимом "Пустой человек", Авдеев помещал в "Современнике"1852-53 г. и в "Биржевых Ведомостях" 1873 г. без подписи. "Письма в провинцию" напечатаны в "Вестнике Европы", № 1, 1870 г.; драма "Мещанская семья" в "Деле", 1869 г., № 2. Полное собрание сочинений Авдеева издано Стелловским в 2-х больших томах в 1868-70 гг. Отдельно напечатаны: в 1852 г. роман "Тамарин"; в 1853 - "Романы и повести", 2 т.; в 1863 - в 2 ч. роман "Подводный камень"; в 1868 г. - в 3 ч. "Между двух огней"; в 1869 г. - "Мещанская семья"; в 1871 г. - три повести ("Магдалины", "Пестренькая жизнь" и "Сухая любовь") и в 1874 г. - "Общество 1820-70 гг. в героях и героинях литературы". Статьи, разбирающие творения М. В. Авдеева, выходили одновременно с появлением в печати им писанного и привлекавшего внимание публики. Разборы романа "Тамарин" в 1852 г. явились наиболее дельные в журналах: Отеч. Зап. (№3, отд. VI, 16-22), "Библ. для Чт." (т. 116, VI, 1-9) и в "Спб. Вед.", № 51. О романе "Подводный камень": "Время", 1861 г., № 1, стр. 34-45 и в "Русск. Инв.", №№ 21-22, в "Светоче", 1861 г., № 3, 1861 г., стр. 21-40. О романе "Между двух огней" едко отозвался Скабичевский ("Неделя", 1868 г., №№ 18 и 19, под загл. "Герои голубиного полета"). Н. Н. Страхов ("Заря", 1869, № 4, стр. 104-119) и Н. Д. Ахшарумов (" Всемирный Труд", 1869 г., № 1, стр. 33- 46). В. П. Буренин ("Спб. Вед.", 1869 г., №№ 37 и 70).

Из статей, посвященных жизни М. В. Авдеева в связи с его творениями, следует отметить напечатанные по смерти автора в жур. "Неделя", 1876 г.: "Литературный портрет", стр. 150-155, и в "Крит.-биогр. словаре русск. писат." Венгерова: статья самого составителя этого издания в 1 и 2 выпусках, стр. 47-55, с обширным перечнем, библиографических указаний. Биография Авдеева в Энцикл. Слов., т. I, 220- 221, хороша и точна, но доведена до 1860 г., а в словарях Толля и Березина биографии извлечены из предыдущего издания с ничтожными прибавками, без всякой оценки.

{Половцов}

Авдеев, Михаил Васильевич

Род. 22 сентября 1821 г. в Оренбурге. Его предки - видные яицкие казаки. В 1842 г. окончил инженерный корпус поручиком, а в 52-м с чином капитана вышел в отставку и поселился в Уфимской г. 1862 г. сослан в Пензу, через год уехал за границу. Писать начал с 17-ти лет, но известность получил лишь 10-ю годами позже. Свои романы и повести печатал в "Соврем.", потом сотрудничал в "Деле", "От. зап.", "Вест. Евр." и друг. Его "Тамарин" и роман "Подводный камень" ("Соврем.", 1860 г.) наделали много шума и выдвинули автора на видное место. "Между двух огней" ("Совр. обозр.", 1868) прошел почти незамеченным. Полное собрание сочинений вышло в 1868-70 гг. † 1 февраля 1876 г.

{Брокгауз}

Авдеев, Михаил Васильевич

{Половцов}

Авдеев, Михаил Васильевич

(1821-1876) - писатель, сын зажиточного уральского казака, воспитанник ссыльного друга Мицкевича, Фомы Зана. В 1860 А. - член присутствия по крестьянским делам; в 1862 сослан по делу М. Л. Михайлова (см.) в Пензу; жил некоторое время в Париже, где сблизился с Тургеневым. Сотрудник "Современника", А. был выразителем перелома от настроений 40-х годов (в посмертном романе "В сороковых годах" изображен кружок Белинского) к идеям 60-х годов (Варинька", "Записки Тамарина", "Иванов", 1849-51; "Подводный камень", 1860). С появлением новых идеологических течений в 70-х гг. популярность А. пошла на убыль ("Между двух огней", 1868, и др.). В 1874 А. издал сборник критических очерков "Русское общество в героях и героинях литературы" (от Пушкинского "Евгения Онегина" до повести Слепцова "Трудное время"). Сочинения А. были изданы Стелловским (СПб, 1868-70) в 2 томах.

Лит.: Венгеров С., Критико-биографический словарь, т. I, 47-55, 905-6; Чернышевский Н., Собр. соч., т. I, 105-15, 149-51, 155-7; Скабичевский А., Собр. соч., т. I (статья "Между двух огней").

Авдеев, Михаил Васильевич

Беллетрист и критик из старинного состоятельного казацкого рода. А. современник и соратник Тургенева (см. ), пользовавшийся значительной известностью. Особенный интерес вызвали: "Тамарин" , сего новым типом делового человека, идущего на смену блестящим, но никчемным Печориным, и "Подводный камень" , трактующий вопросы свободной любви. Место действия романов А. дворянские гнезда с бесконечными спорами героев, воспитанных в тихом уюте помещичьей жизни и в университетских кружках. Эти новые люди дела слабо удаются писателю; его идеи эмансипации женщин не идут дальше свободы половых отношений. Следует отметить также книгу "Наше общество в героях и героинях литературы за 50 лет ", изд. 1874 и 1907.

Библиография: I. Собр. сочин. в 2 б. тт., изд. Стелловского, 1868-1870.

II. Никитин Н. (П. Ткачев): а) Подрастающие силы, "Дело", 1869, № 9-10; б) Идеалист мещанства, "Дело", 1877, № 1; Михайловский Н., Сочин. т. II, СПб., 1899; Венгеров С., Крит.-биограф, словарь, т. I, СПб., 1891.

{Лит. энц.}

Авдеев, Михаил Васильевич

(15.09.1913-22.06.1979) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942), генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 8 (6 гв.) иап ВВС ЧФ, был командиром эскадрильи. Совершил более 500 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника. После войны до 1964 г. служил в ВВС. Командовал дивизиями, был зам. командующего ВВС СКВО. Автор книги "У самого Черного моря".




Top