Миу мау что у вас. Наши за границей: Miu Mau из Германии

Как показывает статистика, чаще всего различные загадочные и сверхъестественные истории приключаются не с автомобилями, не самолетами и не с поездами, а почему-то с кораблями. Сегодня я подготовила небольшую подборку таких таинственных случаев.

Одной из самых удивительных является история корабля "Бэйчимо". Это был грузовой пароход, брошенный командой и дрейфовавший в море возле Аляски на протяжении долгих лет. Судно принадлежало компании "Hudson Bay Company", было спущено на воду в начале 20-х и использовалось для торговли шкурами и мехами с эскимосами в Канаде.

В 1931 г. "Бэйчимо" попал в ледяную ловушку у берегов Аляски, и после долгих попыток освободиться экипаж, в конце концов, эвакуировали по воздуху. После сильного шторма кораблю удалось самостоятельно вырваться из ледового плена, но он сильно пострадал, и компания бросила его, т.к. предполагали, что корабль не переживет зиму и утонет.

Удивительно, но "Бэйчимо" остался на плаву и в течение следующих 38 лет дрейфовал в водах Аляски. Корабль стал чем-то вроде местной легенды, его часто замечали бесцельно плавающим рядом с лодками эскимосов и другими судами.

Последний раз его видели в 1969 г.: он снова застрял во льдах, но с тех пор судно исчезло. Оно, как полагают, похоронено под пластом льда, но в последнее время были предприняты ряд экспедиций по поиску легендарного корабля.

Один из последних снимков "Бэйчимо":

Следующая история - о "Проклятой субмарине", немецкой подлодке UB65, построенной в 1916 г. Всего через неделю после спуска ее на воду на борту стали происходить таинственные события, кроме этого было очень много несчастных случаев со смертельным исходом. Их количество явно превышает среднестатистическое.

Например, для устранения неисправностей в машинном отделении туда были посланы три человека. Их встретили ядовитые пары, и люди погибли еще до того, как смогли добраться до места.

Когда второй офицер заряжал торпеды, одна из них упала и взорвалась, офицер погиб на месте, а лодка была серьезно повреждена. Другой случай произошел во время шторма: один из членов экипажа таинственным образом свалился за борт. Свидетели утверждали, что его как будто кто-то толкнул.

Позже один из матросов дежурил на поверхности перед тем, как лодка собиралась погружаться. Вдруг он увидел на верхней палубе человека, хотя все люки были задраены и все члены экипажа должны были находиться внизу.

Человек повернулся, и матрос узнал в нем второго офицера, который был убит взрывом торпеды. Призрак будто что-то кричал, пытаясь предупредить об опасности. Матрос сообщил об увиденном капитану, который также стал свидетелем призрака до того, как тот исчез.

Позже другой член экипажа столкнулся с погибшим вторым офицером в коридоре на нижней палубе. Призрак снова пытался пообщаться с моряком до того, как исчез.

Субмарина получила репутацию проклятой, и многие отказывались служить на ней. Особенно после того, как моряк из торпедного отсека сошел с ума: он кричал, что всю ночь его мучил призрак и не оставлял в покое. В припадке безумия он прыгнул за борт, а его тело так и не всплыло.

В конце концов немецкое командование было вынуждено расследовать странные случаи после непрекращающихся сообщений о несчастьях на субмарине и даже пригласило священника.

Это сначала возымело эффект все было нормально до утра 10 июля, когда матрос заявил, что увидел темную фигуру у входа в торпедный отсек. Это снова был призрак второго офицера, убитого в результате взрыва в том самом отсеке. Призрак указывал на пролет для заряда торпед. Затем он исчез так же внезапно, как и появился.

В тот же день американская подлодка засекла UB65 и подготовилась к атаке. Командующий американской субмариной приказал еще раз через перископ убедиться, что перед ними именно немецкая лодка, как вдруг UB65 взорвалась, хотя по ней не было произведено ни единого выстрела. Американцы были изумлены.

Следствие установило, что немцы пытались выпустить свои торпеды, но у них произошел сбой: торпеды были активированы, но не вышли наружу и взорвались внутри подлодки, уничтожив весь немецкий экипаж, кроме матроса, видевшего призрак. Не об этом ли странном взрыве пытался предупредить своих товарищей этот самый призрак?

Еще одна история связана с кораблекрушением грузового судна "Камлупс", входившее в Канадский пароходный парк. Судно было спущено на воду в 1924 г. и затонуло близ острова Ройал, в озере Супериор 7 декабря 1927 г.

Кораблекрушение "Kaмлупса" окутано тайной. Считалось, что после катастрофы никто не выжил, однако через полгода на близлежащем острове были найдены тела с затонувшего судна. Судя по всему, выжившие после кораблекрушения люди умерли от голодной смерти в ожидании помощи, но никто их не искал.

Современные дайверы рассказывают о теле, которое все еще находится в машинном отделении затонувшего корабля. Говорят, что в пресноводном озере на этой глубине нет рыб, которые могли бы обглодать тело, а температура настолько низкая круглый год, что тело не разлагается.

Доставать его оттуда слишком опасно - там большая глубина, поэтому несчастному матросу, прозванному местными ныряльщиками "Уайти" ("Дедуля"), остается лишь плавать в машинном отделении.

Дайверы, которые были настолько смелы, что заплывали в корабль, сообщали о всяких странностях. Будто какое-то тело преследовало их, внезапно появляясь перед ними или плывя в их направлении. Дайверы обратили внимание на его мертвенно-бледное лицо и обручальное кольцо, блестевшее на его пальце.

Рассказывают также о шхуне под названием "Кэрролл А. Диринг", пожалуй, самом знаменитом таинственном корабле на американском восточном побережье. Шхуна села на мель в районе мыса Хаттерас, Северная Каролина, в 1921 г.

Судно только что вернулось из путешествия в Южную Америку, и в последний раз было замечено к югу от мыса Хаттерас, у плавучего маяка "Смотритель мыса". Шхуна села на мель у пресловутой Алмазной отмели, месте, известном из-за многочисленных кораблекрушений, которые там случались, и стояла там несколько дней, прежде чем к ней подоспела помощь.

Береговая охрана обнаружила, что на шхуне никого не было. Навигационное оборудование и судовой журнал отсутствовали, как и две спасательные шлюпки, но в остальном не было ничего необычного.

Правительство США поручило провести тщательное расследование, т.к. в то же время в этом районе при загадочных обстоятельствах пропало несколько других судов. В конечном итоге было выдвинуто несколько версий происшедшего.

Самая популярная версия: корабль стал жертвой пиратов. Другие считали, что на шхуне произошел бунт, т.к. первый помощник Диринга, владельца судна, был враждебно настроен по отношению к капитану. Однако следствие зашло в тупик, и никаких точных данных, что же произошло на шхуне, не существует.

Загадка, вызванная пропажей экипажа на шхуне, породила множество спекуляций на предмет паранормальных явлений. Утверждают, что шхуна проходила через пресловутый Бермудский треугольник, что и явилось главной причиной пропажи экипажа.

Еще одни знаменитый своими таинственными явления корабль - это пароход "Великий Восток", построенный в 1858 г. Он представлял собой удивительный гибрид парусника и парохода с гребными колесами и винтом. Судно было настолько велико по размерам на те времена, что пассажиры боялись брать билеты на этого монстра. По сути, это был предшественник "Титаника".

А еще его называют "проклятым кораблем". Несчастья на нем начались с самого начала, когда несколько рабочих разбились во время строительства, упав с большой высоты. Несчастные случаи не прекращались до самого конца строительных работ.

Для строительства такого масштабного корабля требовался ручной труд большого количества людей - чтобы скреплять корпус корабля. По некоторым оценкам для этой работы было нанята тысяча человек.

Т.к. между некоторыми частями корпуса оставалось совсем небольшое пространство, для работы там были наняты мальчики-клепальщики. Эти мальчики проводили на строящемся судне по 12 часов в день, терпя оглушительный грохот молотков других клепальщиков, работавших снаружи. После завершения строительства некоторые клепальщики пропали без вести. Ходили слухи, что их случайно запечатали в корпусе судна.

Во время запуска корабля якорный трос оборвался и убил нескольких членов экипажа. Очередная катастрофа произошла во время испытаний судна, когда взорвался паровой котел и погибло пять человек. Еще один человек выпрыгнул за борт и его раздавило кораблем.

"Великий Восток" не оправдал ожиданий судовладельцев. Пароход никогда полностью не заполнялся пассажирами, а во время четвертого рейса серьезно пострадал из-за шторма. В 1862 г. он наткнулся на неизвестные скалы, и они пробили корпус судна.

От затопления корабль спасла двойная обшивка, но ущерб был нанесен на большую сумму. Убытки владельцам пароход продолжал приносить и дальше, были предприняты попытки его продать, но покупателей не нашлось.

Люди, которые работали на борту судна, жаловались на жуткий шум ударов, который они постоянно слышали, находясь на нижней палубе. Говорили, что эти удары были такими громкими, что их можно было услышать даже во время шторма. Эти удары часто будили членов экипажа. Поговаривали, что это стучит неупокоенный дух одного из работников, которого замуровали между обшивкой судна во время строительства.

Когда корабль в итоге разобрали на металлолом, внутри него обнаружили несколько скелетов клепальщиков. Это раз и навсегда явилось доказательством, что они действительно были запечатаны в корпусе судна во время строительства и умерли от голода и истощения. Слухи оказались правдой.

Еще один корабль с привидениями - это авианосец США "Хорнет", известный также под названием "Серый призрак". Говорят, что духи погибших здесь матросов и офицеров бродят по узким коридорам. Двери открываются и закрываются сами по себе, вещи перемещаются без посторонней помощи и падают с полок, и звуки прошлого отзываются эхом на лестницах.

Буквально из воздуха появляются мужчины в морской форме. Они патрулируют отсеки корабля, как если бы по-прежнему выполняли свое ежедневное дежурство. Людей толкает и хватает какая-то невидимая сила. Экстрасенсы и охотники за привидениями сходятся во мнение, что это души погибших людей продолжают нести службу.

Этот авианосец является одним из самых опасных мест в мире для работы. На корабле есть отсек с трубами. Если произойдет разрыв трубопровода, то поток сильного жара может мгновенно убить всех, находящихся поблизости.

Одному матросу оторвало руку невидимой струей жара. Он потерял сознание и умер от потери крови. Говорят, что теперь его призрак обитает в этом отсеке, и иногда здесь слышатся звуки двигателя.

Еще на авианосце есть "катапульта", с помощью которой взлетают с палубы самолеты. Отсек для катапульты считался самым опасным местом на корабле, т.к. провод, используемый для подключения катапульты к самолету, имел особенность отрываться. И когда это происходило, провод начинал бешено крутиться вращаться по отсеку, рассекая все на своем пути. И так происходило довольно часто.

Несколько человек сообщали, что видели обезглавленных моряков, ходящих взад и вперед в этом отсеке. Иногда здесь просто слышали чьи-то шаги. Предполагают, что это духи обезглавленных тросом моряков.

Во время Второй Мировой Войны японский пилот попал в плен и содержался в камере на борту авианосца. Там он сошел с ума и умер. Ходят слухи, что он по-прежнему обитает в этой камере, в которой провел последние дни своей жизни, не в силах выбраться наружу.

Интересно, что 5 июня 1945 г. авианосец "Хорнет" в составе американского оперативного соединения отправился на захват острова Окинава, но попал в сильный тайфун. Авианосец получил сильные повреждения самых разных узлов, в том числе полетной палубы.

Как только судно коснется килем зыбучих отмелей Сейбла, оно обречено на гибель.

Дэвид Джонсон, смотритель маяка


Соболь, сабля или песок?

Произошло это случайно, когда летом я летел из Мурманска на Кубу. Наш Ту-114, минуя южное побережье Гренландии, должен был пролететь над Сейблом, затем выйти на трассу, идущую вдоль восточного побережья Североамериканского материка - до Гаваны. Я попросил летчиков показать мне остров, о котором много лет собирал сведения в лоциях и старых картах, в географических книгах и путевых заметках. Стоял ясный солнечный день, и облаков под самолетом не было. Сквозь широкие иллюминаторы кабины с высоты восьми тысяч метров - в бортовой бинокль, которым мне разрешили воспользоваться пилоты, - я увидел в застывшей синеве океана узкую изогнутую полоску. Вдоль южного берега острова отчетливо виднелась широкая белая кайма прибоя.

Блеснуло на солнце продолговатое озеро, металлические крыши пяти-шести строений и десяток алюминиевых домиков, похожих на ангары. Можно было различить радиомачту, два ажурных маяка и неподвижный вертолет. Так, «на высоком уровне», состоялось мое очное знакомство с островом Сейбл.

На протяжении почти пяти столетий название острова вселяло ужас в сердца мореплавателей, и, наконец, он снискал столь мрачную славу, что его стали называть «островом кораблекрушений», «пожирателем кораблей», «смертоносной саблей», «островом призраков», «кладбищем тысячи погибших кораблей».

До сих пор никто точно не знает, кто открыл этот злополучный кусок суши, проклятый многими поколениями мореходов. Норвежцы утверждают, что первыми наткнулись на него викинги, еще до Колумба ходившие океаном в Северную Америку. Французы считают, будто первооткрывателями Сейбла были рыбаки Нормандии и Бретани, которые в самом начале XVI века уже промышляли треску и палтуса на ньюфаундлендских отмелях. Наконец, англичане, которые после французов присовокупили остров к своим некогда обширным владениям, заявляют, что остров открыли их китобои, осевшие на берегах Новой Шотландии и Ньюфаундленда.

Некоторые британские географы, говоря об этом, ссылаются на само название острова: первое значение слова «SABLE» в английском языке - «соболь». Странно, не правда ли? Ведь соболи на этом острове никогда не водились. Может быть, дело в том, что изображение острова на карте напоминает прыгающего зверька? Некоторые этимологи склонны видеть в названии острова своего рода исторический казус. Они полагают, что ранее остров обозначался на английских картах словом «SABRE» и что какой-то картограф по ошибке заменил «R» буквой «L». Кстати говоря, «SABRE», что значит «сабля», как нельзя лучше подходит к острову, действительно похожему на ятаган. Второе значение слова «SABLE» (с поэтическим оттенком) - это черный, мрачный, печальный, страшный - в применении к «острову кораблекрушений» тоже вполне объяснимо и логично.

Большая часть современных географов и историков, впрочем, сходится во мнении, что Сейбл открыл французский путешественник Лери, совершивший в 1508 году плавание из Европы на «Землю Бретонцев» - полуостров, который позже англичане нарекли Акадией и еще позже - Новой Шотландией. Возможно, что правы сторонники именно этой версии, утверждающие, будто мореплаватель Лери дал новому острову французское название «SABLE». Ведь по-французски это означает «песок», а остров на самом деле только из песка и состоит.

Северное кладбище Атлантики

На картах XVI столетия, изданных во Франции, Англии и Италии, длина острова оценивается в 150-200 миль, а уже в 1633 году голландский географ Иоханн Ласт, описывая Сейбл, сообщает: «...остров имеет в окружности около сорока миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений».

Сейбл расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса, близ материковой отмели - как раз в том районе, где теплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением. Именно это обстоятельство и привело к образованию здесь гигантской песчаной серповидной насыпи, которая когда-то простиралась до мыса Код. Геологи считают, что Сейбл - не что иное, как выступившая из-под воды вершина этого серпа.

В своем нынешнем состоянии остров вытянулся с востока на запад на 24 мили. Преобладающий рельеф - дюны и песчаные холмы. Местами встречаются участки травянистой растительности. Самая высокая здесь «гора» - холм Риггин-Хилл, высотой 34 метра. В четырех милях от западной оконечности острова расположено полусоленое озеро Уоллас не более четырех метров глубиной. Хотя оно не сообщается с океаном, волны все же попадают в него, перекатываясь через дюны.

Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная - намывается, удлиняется, и таким образом остров непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Новой Шотландии. Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна и нынешняя скорость его передвижения - около 230 метров в год.

Высота Сейбла над уровнем океана, как мы уже знаем, невелика, и поэтому с моря он почти неприметен. Только в очень погожие дни с палубы судна можно различить на горизонте узкую песчаную полоску.

А ясная погода бывает здесь лишь в июле, когда неистовство океана стихает, и к острову с северной стороны можно подойти на шлюпке.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Казалось бы, чудесное утро должно закончиться столь же красивым закатом. Но бог весть откуда появившаяся пелена свинцовых облаков застилает солнце, небо чернеет, и вот уже в дюнах тонко свистит ветер. Он крепчает, воет, срывает с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева, даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растут чахлая трава и дикий горох.

Главная опасность, которая подстерегает суда у Сейбла, - это зыбучие пески отмелей, своего рода «трясина океана». Моряки и рыбаки всерьез говорят, что они имеют свойство принимать цвет океанской воды. Зыбуны коварного острова буквально поглощают попавшие к ним в плен корабли. Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях Сейбла пароходы водоизмещением в пять тысяч тонн, длиной 100-120 метров полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев.

Известный американский ученый Александр Грэхэм Белл поспешил на помощь французскому пароходу «Ла Бургонь», терпевшему бедствие 4 июля 1898 года близ Сейбла. Ученый был уверен, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. Увы, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель, поселившись в доме смотрителя маяка Бутилье и спасателя Смолкомба. В июле 1898 года Белл писал: «Барк «Крафтон Холл» сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня лески поглотили жертву полностью».

По сохранившимся на спасательной станции острова документам смотритель маяка Джонсон нанес на карту Сейбла места и даты гибели судов начиная с 1800 года. И выяснилось, что каждые два года здесь терпели крушение в среднем три судна.

А что было до 1800 года?

Движущийся и изменчивый Сейбл со времен древних викингов был постоянен только в одном: в своей непримиримой вражде к проходившим мимо судам.

Исторические документы - например, многочисленные тома «Летописи кораблекрушений», морские хроники и прочие источники - позволяют судить, что и в далекие века Сейбл служил гигантским корабельным кладбищем Северной Атлантики. Здесь, под многометровой толщей песка, покоятся острогрудые челны отважных викингов, неуклюжие каракки и галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, прочные сосновые корабли нантакетских китобоев, английские смэки, кутеры из Гуля, тяжелые трехмачтовые корабли Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... И эта канувшая в Лету армада парусников придавлена тяжелыми корпусами затонувших пароходов, плававших под флагами всех стран мира. Одни наткнулись на него, плутая в тумане и пелене дождя, других вынесло на отмели течение, а большая часть кораблей нашла здесь последнее пристанище во время штормов.

После каждого шторма Сейбл до неузнаемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад штормы промыли в северной части Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая гавань, которая в течение долгих лет служила рыбакам убежищем. Но однажды очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в этой ловушке навечно остались две американские шхуны. Со временем бывшая гавань превратилась во внутренний пресно-соленый водоем длиной в семь миль. Сейчас озеро Уоллас служит посадочной площадкой для гидросамолетов, которые доставляют на остров почту и продукты.

Иногда песчаные отмели и дюны острова, переместившись под действием океанских волн, открывают взору человека останки кораблей, исчезнувших давным-давно. Так, четверть века назад из зыбучих лесков «воскрес» прочный тиковый корпус американского клипера, который пропал без вести в прошлом столетии. А три месяца спустя над корпусом вновь выросли дюны высотой 30 метров... Время от времени обнажаются сломанные мачты и реи парусных кораблей, пароходные трубы, котлы, куски проржавевших океанских лайнеров и даже подводных лодок.

Сейбл - один из самых добросовестных и щедрых поставщиков уникальных экспонатов в несуществующий музей романтических реликвий прошлого. Нынешние обитатели острова находят в дюнах ржавые якоря, мушкеты, сабли, абордажные крючья и в огромных количествах старинные монеты... В 1963 году смотритель маяка обнаружил в песке человеческий скелет, бронзовую пряжку от сапога, ствол мушкета, несколько пуль и дюжину золотых дублонов чеканки 1760 года. Позднее в дюнах нашли толстую пачку банкнотов - английских фунтов стерлингов середины прошлого века - на сумму десять тысяч.

Некоторые подсчеты показывают, что стоимость покоящихся в песках Сейбла ценностей составляет по современному курсу почти два миллиона фунтов стерлингов. Это только, если учитывать суда, о которых сохранились сведения, что в момент гибели они несли на борту ценный груз.

Робинзоны-каторжане и всадники-спасатели

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение: для них этот скудный кусок суши, став причиной несчастья, служил приютом. Из обломков судов, разбросанных по кладбищу кораблей, несчастные сооружали жилища. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных по неизвестной причине оставил француз Лери, когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствие рыбаки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор излюбленное лежбище. Трагедия попавших на Сейбл моряков усугублялась тем, что им неоткуда было ждать помощи: корабли избегали подходить к страшному острову, даже когда видели над ним дым сигнальных костров. На что они могли еще рассчитывать? На чужую трагедию? На то, что очередное обреченное судно принесет им вместе с обломками предметы первой необходимости и - главное! - несколько фунтов поваренной соли? Да, наверное, и на это.

Иногда зарывали здесь свои клады «джентльмены удачи». Они жгли на дюнах ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов.

Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников, навсегда останется тайной. До сих пор многие суеверные жители Ньюфаундленда и Новой Шотландии считают Сейбл проклятым богом местом и обиталищем злых духов и призраков. Они так его и называют: «THE GHOST ISLAND» - «Остров призраков».

В 1598 году Сейбл неожиданно превратился в... каторгу. Здесь высадили с французского корабля маркиза Де Ла Роша 48 уголовных преступников. Маркиз вообще-то намеревался основать в Новой Шотландии колонию, но после длительного шторма его корабль дал течь. Так и не добравшись до цели, Де Ла Рош повернул назад, к берегам Европы. Завидев остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить «лишний груз» на Сейбле, а чтобы каторжане не умерли с голоду сразу, оставил им полсотни овец. О ссыльных вспомнили лишь семь лет спустя, и король Франции подписал им помилование. Летом 1605 года посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур одиннадцать заросших, потерявших человеческий облик, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные, не вынеся тяжких невзгод, погибли. Удивительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля, чтобы он разрешил им вернуться на Сейбл. Генрих IV не только согласился, но и приказал снабдить их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 году возвращавшийся из Коннектикута в Англию корабль потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасен и доставлен на американский материк этими французскими Робинзонами.

Шли годы. До Европы все чаще стали доходить вести о кораблекрушениях возле острова Сейбл. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 году два корабля экспедиции Д"Анвиля, ни Англия - «владычица морей», ни Голландия не захотели возиться со столь крошечной территорией. И если бы не случай...

В начале 1800 года у рыбаков, обитавших на берегах Новой Шотландии, английские власти обнаружили неположенные ценности: золотые монеты, украшения, географические карты с гербом герцога Йоркского, книги из его личной библиотеки и даже мебель с тем же гербом. Простодушные рыбаки называли эти вещи «штуками с Сейбла». Оказалось, что они получали их в обмен на рыбу у поселенцев острова. Это насторожило англичан. К тому же из Новой Шотландии в Лондон не пришел корабль «Фрэнсис», а ведь на нем перевозились личные вещи герцога Йоркского!

Английское адмиралтейство пришло к выводу, что после гибели «Фрэнсиса» находившийся на его борту экипаж благополучно добрался до Сейбла, но был перебит робинзонами. И вот на остров снарядили карательную экспедицию, поселенцам учинили допрос. Однако выяснилось, что людей с погибшего корабля никто не убивал. Все они исчезли в морской пучине, а островитяне были не в состоянии помочь им, ибо у них не имелось в наличии даже спасательной шлюпки.

Не прошло и года, как в зыбучих песках Сейбла погиб английский корабль «Принцесса Амелия». Из более чем двухсот человек не спасся никто. Подошедший на помощь другой английский корабль опять-таки завяз в песках острова, и все, кто на нем находился, также погибли. Три потерянных на Сейбле корабля и решили дело: англичане наконец вознамерились поставить на опасном острове маяк и создать спасательную станцию. Ее служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. А в самой Англии в это время были вывешены объявления, под страхом смерти запрещавшие кому бы то ни было, кроме спасателей, селиться на острове без правительственного разрешения.

То, что в 1802 году носило громкое название «спасательная станция», представляло собой крепко сбитый сарай метрах в полутораста от берега. В нем на деревянных полозьях покоился обычный китобойный вельбот. Рядом - конюшня. Нет, скакунов сюда специально не привозили. Лошади обитали здесь с давних времен, хотя никто толком не знает, откуда они появились на Сейбле. Согласно одной версии это потомки кавалерийских лошадей, которые приплыли на остров с некоего французского корабля, погибшего когда-то на отмелях. По другой версии, их привез на остров Томас Хэнкок - дядя знаменитого Джона Хэнкока, известного американского патриота времен войны за независимость Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони. Они очень выносливы, живут табуном, питаются осокой, диким горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.

Ежедневно четыре спасателя верхом объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя парами навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса, смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот замечено гибнущее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырех пони, те волоком тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по суше. Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.

В современных лоциях сохраняется немаловажное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

Зарегистрировано всего восемь случаев, когда судам удалось выбраться из цепких объятий острова и избежать гибели. Английский трехмачтовик «Миртл», отличавшийся очень прочной постройкой, был найден осенью 1840 года близ Азорских островов без всяких признаков команды. Расследование показало, что «Миртл» в январе того же года был выброшен штормом на отмели Сейбла. Команда, видимо, погибла при попытке высадиться на берег. Два месяца корабль оставался в плену песков, пока очередной шторм не стащил его с мели на чистую воду. Этот «Летучий голландец» проплавал в океане несколько месяцев, пока не оказался около Азорских островов.

Американская рыболовная шхуна «Арно» под командованием капитана Хиггинса промышляла близ острова в в 1846 году. Шквал, неожиданно налетевший ночью, сорвал большую часть парусов и едва не опрокинул судно. На рассвете капитан понял, что течение и ветер занесли «Арно» на отмели Сейбла. Надежда оставалась только на якоря. Их отдали, вытравив с каждого клюза по 100 саженей каната. К полудню норд-вест перешел в девятибалльный шторм. Океан кипел над отмелями, как вода в котле. Шхуну несло к смертоносным бурунам. Хиггиис, не рассчитывая на зоркость и бдительность спасателей Сейбла, решил испытать судьбу. Чтобы на судне не возникла паника, он запер команду в трюме. Двух бывалых матросов поставил на баке у каждого борта и, чтобы их не смыло волной, привязал к поручням. Сам вцепился в штурвал. Шхуна с невероятной быстротой неслась к берегу. Привязанные матросы лили из бочонков в воду рыбий жир. Ветер гнал его перед носом судна в сторону острова. Этот древний и надежный способ сглаживать жиром, ворванью или нефтью гребни волн нередко и ныне применяют моряки, когда нужно сбить волнение. Буруны перебросили шхуну через песчаный бар острова, и она очутилась в безопасности, у подножия окатываемых прибоем дюн. Хотя все люди спаслись, шхуна погибла - на следующий день ее разбил шторм, и обломки «Арно» скрылись в песчаном чреве Сейбла.

И это был единственный случай, когда команде не понадобилась помощь островитян.

Самым, пожалуй, драматическим кораблекрушением у Сейбла была гибель американского пассажирского парохода «Штат Виргиния» 15 июля 1879 года. Этот пароход регистровой вместимостью 2500 тонн, длиной 110 метров шел из Нью-Йорка в Глазго, имея на борту 129 пассажиров и команду. Во время густого тумана пароход оказался на отмели с южной стороны острова. 120 пассажиров и команда были спасены островной службой. К именам самой маленькой спасенной девочки счастливые родители добавили четвертое - Нелли Сейбл Багли Хорд.

В середине XIX века на острове построили новое здание станции, деревянный вельбот заменили железным. В 1893 году возвели еще более солидное помещение для спасателей, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до основания.

С маяками на Сейбле дело обстояло значительно хуже. Поначалу деревянное строение единственной маячной башни возвышалось в средней части острова. В 1873 году, когда, несмотря на многочисленные ремонты, башня окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми - металлическими, ажурной конструкции. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот западный пришлось менять неоднократно: ненасытный Сейбл «проглотил»... шесть своих маяков!

Сейбл сегодня

В «новейшей» истории ненасытного чрева особо скорбным был год 1926-й. В августе этого года у Сейбла в один день погибли две американские шхуны - «Сильвиа Мошер» и «Сэди Никл». Первая опрокинулась на отмели, экипаж ее погиб. Вторую волны перебросили через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже занесена песком. В годовое меню Сейбла, помимо других шхун, попали два парохода: канадский «Лабрадор» и английский «Гарольд Каспер».

По-прежнему мимо острова каждый день проходят корабли - сотни торговых судов под флагами стран всей планеты. Капитаны, прокладывая на картах курс, стараются разминуться с островом на значительном расстоянии. И хотя в наши дни Сейбл уже не представляет такой опасности, как раньше, моряки к нему не любят приближаться. А вдруг?.. Бог их знает, эти ежедневно меняющие форму отмели...

Два маяка посылают в ночь предупредительные лучи. Их свет при ясной погоде виден за 16 морских миль. Круглые сутки в эфире слышатся четкие предупредительные радиосигналы. Именно благодаря им кораблекрушения у берегов острова фактически прекратились. Последнюю жертву - большой американский пароход под названием «Манхассент» - остров поглотил в 1947 году.

Сейчас Сейбл принадлежит Канаде. Он по-прежнему обитаем: здесь живут обычно 15-25 человек. Это специалисты и рабочие канадского департамента транспорта, обслуживающие гидрометеоцентр острова, радиостанцию и маяки. В их обязанности также входит спасение людей в случае кораблекрушения и оказание им помощи. Для этого они прошли специальную подготовку ив их распоряжении имеются самые современные спасательные средства. Канадские специалисты живут на острове семьями.

Здесь лишь два настоящих домика - для управляющего островом и начальника радиомаяка. Остальные размещаются в «караванах» - домиках-вагончиках. Эти жилища специально проектировались с таким расчетом, чтобы противостоять разрушающему действию секущего песка. Работает и маленькая электростанция.

Несколько лет назад здесь построили склад, кузницу, столярную мастерскую, общежития для потерпевших кораблекрушение (на случай, если такая неприятность произойдет) и ангар, где стоят на рельсах металлические вельботы, в любую минуту готовые к спуску на воду. Обитатели острова считают, что этим удивительным судам не страшны никакие волны, они непотопляемы и настолько остойчивы, что практически не могут опрокинуться.

Из старых строений на Сейбле сохранилось лишь одно - здание прежней спасательной станции, своего рода местная достопримечательность. Станция сооружена из выброшенных на остров корабельных мачт, стеньг и рей. К стенам здания прибиты «именные доски», на которых выведены названия судов. Это как бы оставшиеся паспорта былых жертв «пожирателя кораблей».

До сих пор на Сейбле живут триста диких пони. На тех, что приручены, смотрители каждый день объезжают побережье острова. Они вглядываются, не прибило ли к отмелям яхту или рыбацкое судно, не валяется ли на песке бутылка или пластмассовый контейнер с запиской, что пускают для изучения морских течений.

Современные робинзоны научились разводить на Сейбле огороды и даже сады. Основная проблема - это уберечь растения от песков. Если позволяет погода, что по-прежнему бывает редко, жители острова купаются и выходят на вельботах в океан на рыбалку.

Хотя департамент транспорта Канады, в чье ведение входит Сейбл, постарался создать максимум бытовых удобств для его жителей, работа у них нелегкая и опасная. Длительные штормы ураганной силы нередко не позволяют людям выходить из жилищ неделями, а то и больше. Но не это считается здесь самым тяжким. Вопрос упирается в другое - скорее психологическое, а не физическое напряжение. И действительно, жить на отдаленном, вечно окутанном туманом и терзаемом штормами острове нелегко. Но еще труднее ужиться с мыслью, что под тобой остров-кладбище, где то и дело попадаются в песке человеческие черепа и кости. Одного из робинзонов Сейбла - маячного смотрителя - пришлось снять со службы и отправить на материк. Долгие годы во время вахты его неизменно преследовали призраки шхуны «Сильвиа Мошер», той самой, что исчезла в бурунах прибоя в августе 1926 года. Старый смотритель оказался очевидцем этой драмы. Вместе с другими жителями острова он сделал все возможное, чтобы спасти тех людей.

В наше время помощь погибающим в море может оказать имеющийся на Сейбле вертолет, и великий «пожиратель кораблей» практически обезврежен. За последние 30 лет не отмечено ни одного случая гибели крупного судна в его зыбучих песках. Но по-прежнему зорко вглядываются в туман моряки, проходя мимо опасного острова. Ни на минуту не смолкает грозное предупреждение радиомаяка: «Вы проходите близ острова Сейбл - кладбища Северной Атлантики».

Сентябрь 1978

Небольшое уточнение. Это первый вариант статьи. Позже в переработанном и расширенном виде она вошла в книгу "Тайны морских катастроф"

Ну и современное дополнение из сети

Остров Сейбл - кочующий пожиратель кораблей


На Сейбле находится старый неработающий маяк

Остров Сейбл, расположенный в Атлантинке, заслужил печальную известность у моряков. Возле его берегов погибло и исчезло так много суден, что его стали называть «пожирателем кораблей» и «островом призраков». Но Сейбл коварен не только этим. Самое удивительное, что остров не стоит на месте - за последние 100 лет он переместился на целых 20 километров!


Остров Сейбл протянулся на 42 км в длину


Реликвии в песках острова Сейбл

У берегов острова Сейбл сталкиваются два главных течения Атлантического океана - тёплый Гольфстрим и ледяные воды Лабрадорского течения. В результате их встречи на недели, а иногда и на месяцы остров окутывает плотная пелена тумана, прерываясь только на суровые штормы. Более того, после каждого шторма Сейбл до неузнаваемости меняет рельеф своей береговой линии.


Корабли, потерпевшие крах у берегов Сейбла, исчезают с глаз в течение 2-3 месяцев

Остров был открыт португальцами в начале XVI века, но досконально изучить его не получает и по сей день. В районе Сейбла почти весь год бушует непогода. И только в течение одного месяца, июля, бури стихают, туман рассеивается, и остров становится доступным для высадки и изучения.


В самой широкой части Сейбл всего 1,5 км

Существует много версий, откуда взялось название острова, но наиболее вероятным выглядит история о мореплавателе Лери, который дал новому острову французское название «SABLE», что переводится как "песок". И на самом деле, Сейбл состоит только из песка и скудной растительности на его просторах. Но как бы это ни было удивительно, на острове живет табун из примерно трехсот лошадей. Никто точно не знает, как они попали на этот остров, возможно, они спаслись во время одного из кораблекрушений и приспособились к суровой жизни среди песчаных дюн и сильных ветров.


На острове Сейбл живет табун диких лошадей

Интересно, что на Сейбле постоянно находят реликвии прошлого, принесенные водой с затонувших кораблей. Монеты, сабли, якоря, украшения и даже толстую пачку английских банкнот прошлого века. По подсчетам, общая стоимость ценностей у берегов Сейбла превышает два миллиона фунтов стерлингов! Правда, это только, если учитывать те суда, о которых сохранились сведения, что в момент гибели они несли на борту ценный груз.


Остров Сейбл постоянно движется на восток со скоростью 220м в год

В порту Сочи из-за сильного шторма переломился пополам корабль. Он был выброшен волной на берег. Жертв нет.

В порту Сочи во время пятибалльного шторма на берег был выброшен корабль "Арас-1" под флагом Молдовы, на котором находился экипаж в количестве 13 человек, сообщает «Интерфакс» . Представители местного управления МЧС России подчеркнули, что «погибших нет, вся команда спасена".

Корабль находился в порту Сочи с 17 декабря, пережидая шторм. "Арас-1" привез в Сочи груз из турецкого Трабзона. На корабле к моменту аварии груза не было. Все спасенные моряки размещены в сочинской гостинице "Москва". Среди них - девять граждан Украины и четыре россиянина.

Корабль восстановлению не подлежит, он переломился пополам. Как сообщает РИА "Новости" , судно лежит на центральном пляже Сочи. Информации о возможном разливе топлива нет. На борту сухогруза находится около 37 т солярки, решение об откачке топлива будет принято с рассветом.

Накануне управление МЧС объявило штормовое предупреждение в связи с непогодой. В свою очередь руководитель Южного поисково-спасательного отряда МЧС России Юрий Фомин рассказал, что одна из половинок расколовшегося судна была выброшена на побережье в районе ресторана «Тинькофф».

По его словам, в этой части корабля находится 30 т топлива. Фомин подтвердил, что само судно, привезшее из Трабзона серу и уголь, к моменту инцидента было разгружено.

Представитель МЧС также добавил, что в связи с бурей все корабли, стоявшие на рейде Сочи, вышли в море и находились в миле от порта. Когда судно начало тонуть, экипаж подал сигнал бедствия и был снят спасателями с борта, при этом само судно осталось без управления.

По последним данным, разлива солярки удалось избежать, а причиной разлома стал износ корабля, сообщил руководитель МЧС по Сочи Николай Шустов. По оценкам спасательного ведомства, износ судна составляет 30 лет, никаких документов на него у капитана нет.

"Из судна пока нет просечки солярки. Сейчас мы решаем вопрос об откачке топлива при помощи плавкрана. Корпус корабля как фольга, очень тонкий. В России мы бы в таком состоянии судну выходить не разрешили", -- подчеркнул Шустов.

Все 13 членов экипажа, четверо из которых россияне, а остальные -- граждане Украины, живы. Сейчас экипаж приходит в себя после происшествия в одной из гостиниц города.

Шторм в Сочи

Неделю тому назад в Сочи шторм смыл в море часть свайных конструкций причалов грузового порта, строящегося в устье реки Мзымта. Стихия уничтожила около 300 м защищавшего акваторию мола, повредила бурильную установку и несколько кранов.

Стихия также выбросила на берег водолазный катер «Норд». Трое членов экипажа судна пока считаются пропавшими без вести. Кроме того, в Нижнеимеретинской бухте перевернулась и затонула платформа «Ирбен» с экипажем из трех человек, которых удалось спасти.

Тогда же турецкий танкер, доставивший в Абхазию топливо, потерпел бедствие из-за сильного шторма в сухумской бухте. Судно из-за сильного шторма на море выбросило на берег. На его борту находилось более 100 т бензина, однако бензин не вылился из танкера. Сотрудниками УЧС Абхазии были спасены семь членов экипажа.

Затонули в шторм

В конце сентября на озере Пясино в 100 км к северо-востоку от Дудинки перевернулся и затонул попавший в шторм теплоход «Сильный». О ЧП стало известно лишь через сутки спустя после происшествия.

Судно, принадлежавшее частному предпринимателю (он же капитан), отошло от причала подсобного хозяйства «Таймырский» и направлялось в сторону мыса Урванцева для транспортировки баржи. На борту «Сильного» находилось 12 человек (только двое из них члены экипажа), а также груз -- 12 бочек с топливом и стройматериалы.

В 73 км от Норильска из-за шторма и бокового удара волны судно перевернулось кверху килем. Четыре человека в результате опрокидывания катера оказались заперты в кубрике -- их спасти не удалось, так как были заблокированы двери.

Остальных смыло волной с палубы за борт. В спасательную шлюпку из восьми человек, выброшенных за борт, погрузились пятеро. Они отправились за помощью на промышленную точку Белый Яр. Сам капитан судна и двое его спутников остались ждать возвращения лодки. Через некоторое время катер затонул вместе с оставшимися людьми.

Пятеро человек, спасшихся на лодке, благополучно добрались до Белого Яра.

Морякам часто приходится слышать вопросы от береговых жителей планеты:
- А как это «качает»? Вверх и вниз, что ли? А море красивое во время шторма? А спать от качки не хочется? Как моряки её переносят? Корабль может перевернуться? А просто утонуть? – и так далее.

Так вот, что бы всем было ясно, отвечу почти по порядку и, вполне возможно, расскажу что-нибудь помимо этого.

Всем со школьной скамьи известно, что перемещение потоков воздуха в горизонтальном направлении называют ветром. И чем быстрее эти самые потоки перемещаются, тем сильнее ветер. Ну, это и так ясно даже мне, а уж читатель, наверняка, усмехнулся скептически, мол, хоть и не плавали, но знаем. Честь вам за это и даже немножко хвала!

Итак, приступим.
Погрузка судна в порту уже заранее принимает во внимание возможность встречи со штормом, поэтому груз укладывается в трюмах и надёжно крепится, что бы избежать какой-либо его подвижки в море или, на худой конец, свести подвижку к минимуму. При погрузке ведётся строгий контроль за осадкой судна, которая не должна превышать допустимых для данного судна норм остойчивости и непотопляемости.

Одновременно капитан с помощниками изучают метеосводки по маршруту перехода и определяют наиболее оптимальный маршрут как в коммерческом отношении, так и в отношении безопасности.

Загрузились, убрали с палуб всё лишнее и вышли в море...

Шторм обычно налетает не сразу. Сначала он даёт знать о себе тяжёлой зыбью, которая раскачивает корабль с борта на борт или, если она встречная, корабль черпает воду носом, а иногда и кормой. Потом начинает снижаться атмосферное давление. Иногда плавно, но чаще всего резко. И вот налетает первый шквал, за ним ещё и ещё. Ведь избежать встречи со штормом почти невозможно, можно только выбрать маршрут, где его воздействие на корабль будет минимальным.
Как только судно начинает зарываться в волны, механики сразу начинают волноваться – возрастает нагрузка на главный двигатель. Винт, выскакивая из воды, «забрасывает» обороты и приходится их сбавлять. Капитан и без механиков бы дал команду на уменьшение скорости, но они всегда опережают события на 2-3 часа, портя ему настроение, которое и так не очень... Недаром штурмана утверждают, что жизнь им портят водка, женщины и механики. А механикам – водка, женщины и штурмана...Деваться некуда – средний ход, а то и малый.

Что бы уменьшить качку, капитан выбирает скорость и курс и иногда корабль идёт совсем не туда, куда нужно. Делать нечего – судно, экипаж и груз важнее точного времени прибытия в порт назначения.

Ветер усиливается до штормового, Океан катит многометровые седые волны, горизонт из-за морских брызг совсем не виден, ветер свистит в снастях. Романтики никакой! Экипаж, расписанный по вахтам, занимается своей обычной работой, если не выходит из строя какой-нибудь важный механизм. Тогда полундра, аврал и прочие хлопоты, которые иногда длятся сутками напролёт.

Обычно вахта на морских судах несётся четыре через восемь. Это значит, что четыре часа моряк на вахте, потом восемь часов отдыхает. Не верьте тому, что прочитали! Судовые специалисты в дополнение к вахтам имеют ещё и собственные заведования, обслуживать которые во время вахты далеко не всегда удаётся. Так что рабочий день у моряка ненормированный... Отсюда и лексика морская тоже ненормированная. А вы как думали? Интересно, как береговой человек отреагирует на то, что его вторую неделю подряд будят в два часа ночи потому, что вышел из строя агрегат, который находится в его заведовании? А человек только в полночь сдал вахту!

Немного отвлеклись, но не зря.
Что же такое «качка»? Спешу огорчить тех, кто уверен, что это всего лишь «вверх-вниз». Ребята, это не качели в парке! Там вы заплатили за пятиминутное удовольствие по таксе и, укачавшись, пошли отпиваться пивом или квасом. В море за качку платят нам. Только она не кончается через пять минут. Если корабль через сутки вышел из шторма, то считайте, что ему повезло. Обычно это длится гораздо дольше, иногда – весь многосуточный переход. Так вот, качка в море – это зарывание носом в волны, перекатывание по палубе десятков тонн морской воды, это дикая тряска судна, вошедшего в резонанс с самим собой, это мощные удары волн по корпусу судна, от которых иногда ломаются фальшборты, а металлическое леерное ограждение просто скручивается в рулоны, это... Иногда это потеря палубного груза, когда не выдерживают надёжные, как казалось в порту, крепления. Когда судно кренится на один борт до тридцати градусов и уже через десять-двенадцать секунд лежит с таким же креном на другом борту, трудно поймать себя в пространстве. Выход на открытые палубы запрещается, а вахты всё равно никто не отменяет, потому что это – жизнь.

В самом лучшем случае моряк сдаёт вахту и ничего с его заведованием не случается и он идёт отдыхать. Ну, ну. Поспать ему вряд ли удастся. Он все восемь часов «отдыха» будет содрогаться вместе с судном, елозить, раскорячившись, по кровати от кренов, слушать грохот чего-то незакреплённого в каюте или в коридоре и, промаявшись положенное для отдыха время, он побредёт сначала в столовую или кают-компанию, что бы ошпариться чаем, и с покрасневшими от бессонницы глазами запишет в журнале: «Вахту принял такой-то...». Но не тут то было! Капитан, чумной от бессменного торчания на мостике и огорченный разбившейся любимой кружкой, отправит его назад в каюту потому, что моряк прибыл на мостик в тапочках, а не в жёстко закреплённой на ногах обуви. Понимая капитанскую правоту, но не принимая её по определению, моряк скользит вниз по трапам, думая о капитане то, что вслух бы никогда не сказал.

А капитан объявляет по судовой трансляции:
- Внимание, через десять минут всей палубной команде выйти для крепления ящика у трюма номер четыре по правому борту!

И не надо смотреть на часы! Сейчас не важно - три часа дня или ночи. Важно поймать ящик, что бы он не улетел за борт, разрушив всё, что попадётся ему на пути. Судно сбавляет ход до минимального, делая подветренным правый борт, старпом даёт необходимые распоряжения и палубная команда в спасательных жилетах, чертыхаясь, осторожно выбирается на палубу ловить этот проклятый ящик неизвестно с чем внутри. Они поймают его, поймают и закрепят, не сомневайтесь! Старпом доложит капитану и судно добавит ход.

А тут, как на беду, встречное судно и по правилам вы должны уступить ему дорогу. Приходится менять курс и корабль начинает болтать ещё сильнее, а скорость падает до нуля, потому что встречные ветер и волны иногда бывают сильнее судового двигателя.

В машинном отделении шторм воспринимается ещё хуже. Как уже было сказано, вахты никто не отменял и вахтеный механик и моторист делают регулярные обходы машинного отделения, проверяя параметры всех работающих механизмов. Конечно, размах качки в «машине» гораздо меньше, чем на мостике, но всё усугубляется изобилием запахов, присущих всем механизмам, грохотом двигателя и жарой, особенно, если судно штормует в тёплое время года. Тогда в некоторых местах машинного отделения температура может превышать шестьдесят градусов, а идти туда всё-равно надо, потому что там тарахтит насос охлаждения и его надо обязательно проверить.

Всем известно, что существует такая дряная штука, как морская болезнь. Но никто не знает её точных симптомов. Общепринято считать, что при ней «отдаётся дань Владыке Морскому», то есть, моряка непрерывно тошнит. Есть такие и немало. Но кто-то другой просто не может во время качки есть, а кто-то трескает всё подряд безостановочно, хотя при нормальной погоде и выглядит нормальным человеком. А кто-то вообще не реагирует на болтанку никаким образом. Всё это – симптомы морской болезни. Даже третий вариант – отсутствие реакции на качку – тоже своего рода аномалия. Существует твёрдое правило: только работа способна побороть эту болезнь. Будешь валяться в кровати – хана, никогда не придёшь в себя, пока штормит.

Может ли корабль перевернуться или утонуть? Может, конечно, хотя современные корабли сделаны с очень большим запасом плавучести. Только такие случаи крайне редки. Они просто невозможны, если соблюдены все правила погрузки, люковые закрытия надёжно задраены, судовой двигатель и руль работают исправно, а экипаж грамотно управляет судном в штормовых условиях.

После шторма жизнь не кажется более прекрасной, чем до него. Экипаж начинает «считать раны», нанесённые штормом и поверьте, что их всегда много. Это могут быть погнутые леера, подорванные стойки фальшборта, унесённые за борт спасательные круги, затопленые водой цепные ящики и многое другое. А на палубы и надстройки слабонервным лучше не смотреть. Недавно выкрашеный «кормилец» весь порыжел от морской воды и понадобится уйма времени, что бы вернуть его в приличный вид.

Вот и получается, что море красиво только с берега. Хотя, можете мне не верить, не обижусь. А шторма – это часть жизни любого моряка. Не очень приятная, но неизбежная.

Трагической оказалась судьба японского крупнотоннажного парохода Райфуку Мару. Судно потеряло остойчивость и затонуло со всей командой в составе 38 человек в Атлантическом океане, в 400 милях от Бостона. Сигнал SOS приняли на лайнере Гомерик, который быстро подошел к бедствующему судну, но из-за сильного шторма не смог оказать помощь. Один из пассажиров Гомерика успел сфотографировать сильно накрененный пароход. На накрененном борту шлюпка упала в воду, а на противоположном она осталась недосягаемой для людей. При создавшемся крене спустить шлюпку с этого борта уже не было никакой возможности. Можно предположить, что причиной опрокидывания Райфуку Мару было смещение груза в трюмах на один борт.

Райфуку Мару перед опрокидыванием.

В декабре 1944 г. в 300 милях восточнее о. Лусон военные корабли третьего флота США попали в район действия тайфуна. Из-за сильного ветра они шли с постоянным креном. Через вентиляционные шахты и другие отверстия в подпалубные помещения кораблей стала поступать вода. В трюмах машинных отделений и кубриках уровень воды быстро превысил полуметровую высоту. Особенно много воды было принято эскадренными миноносцами Спенс, Холл и Монаген. Их крен увеличился до 50–80°. Корабли буквально легли на борт, а затем один за другим опрокинулись вверх килем. Некоторое время они оставались на плаву, а затем затонули.

Из 75 американских тунцеловных судов, потерпевших кораблекрушение в море за период 1957–1960 гг., большая часть погибла вследствие недостаточной остойчивости. При взволнованном море палуба тунцеловов входила в воду, даже когда крен был небольшой. В шторм суда подвергались интенсивному заливанию, что в конечном счете приводило к потере остойчивости и опрокидыванию.

Следует особо остановиться на проблеме остойчивости лесовозов, так как среди некоторых моряков и судостроителей существует мнение, что груз леса является самым безопасным для судна. Это не соответствует действительности. Об опасности, которую представляет груз леса во время шторма, могли бы рассказать капитан и экипаж западногерманского лесовоза Зеефогель. В 1960 г. это судно во время шторма в Балтийском море, в результате смещения груза на палубе, получило значительный крен и затонуло.

Авария лесовоза.

Не менее опасны сыпучие грузы (руда, уголь, зерно). Вот несколько аварий, случившихся в короткий период времени с 8 по 21 января 1966 г.

В результате потери остойчивости, в Японском море затонул японский теплоход Кашо Мару с грузом угля. Последнее сообщение с судна было получено 8 января, после чего связь с теплоходом прервалась. Никаких следов Кашо Мару и его экипажа не обнаружили.

Во время рейса Норфолк - Ванкувер - Испания 10 января в условиях тяжелого шторма на испанском теплоходе Монте Паломарес сместился груз зерна. Судно получило крен в 30°. Авария произошла примерно в 840 милях восточнее Бермудских островов. Примерно через три часа после передачи в эфир первого сообщения о возникновении опасного крена капитан приказал оставить судно. Прошло еще около часа, прежде чем в район аварии прилетели самолеты Береговой охраны США. Однако ни судна, ни его экипажа обнаружить не удалось. Только прибывшие спасательные суда в результате обширных поисков обнаружили и подобрали 6 человек из 38 членов экипажа Монте Паломареса. По их словам, судно затонуло вскоре после оставления его командой. Теплоход Монте Паломарес был построен в 1961 г., его тоннаж 6000 брт. 14 января у Готска-Санде во время тяжелого шторма затонул финский теплоход Куутсало. Причиной аварии явилось смещение груза (кирпича). Семнадцать человек команды судна были подобраны в море, а капитан и старший помощник, оставшиеся на борту Куутсало, погибли во время опрокидывания судна. Теплоход Куутсало был построен в 1955 г. Его вместимость 1250 брт.

Опрокидывание парохода Вестрие от смещения груза.

19 января во время рейса у побережья острова Корнуэлл попал в жестокий шторм западногерманский теплоход Кремзертор. Из-за резкой качки через вентиляторы трюма стала поступать вода. Затем теплоход лег на правый борт и некоторое время находился в таком состоянии. Его команда, состоявшая из 33 человек, с помощью вертолетов английского ВМФ была снята с судна и доставлена на западногерманский буксир Атлантик. Попытки буксира подать на Кремзертор буксирный трос в условиях зыби оказались безуспешными. В конечном счете теплоход потерял остойчивость, опрокинулся и затонул. Судно совершало рейс из Черного моря в Браке с грузом железной руды. Теплоход Кремзертор был построен в 1962 г., его тоннаж 12 900 брт.

Норвежский теплоход Иоселин затонул 21 января 1966 г. в Балтийском море между островами Готланд и Эланд. Причина аварии заключалась в смещении на борт 1850 т груза - известняка. В результате этого судно потеряло остойчивость и опрокинулось. Экипаж теплохода успел спустить шлюпки на воду и благополучно добрался до острова Эланд. Теплоход Иоселин был построен в 1961 г. Его тоннаж 500 брт.

Итак, нет судов, совершенно безопасных с точки зрения опрокидывания. Любое судно, построенное с достаточной остойчивостью, при неблагоприятных условиях и несоблюдении элементарных правил морской практики, может опрокинуться.

В ловушке

Спасение человека на море во многом зависит от его мужества, находчивости и умения преодолеть страх. Эту мысль подтверждает случай, происшедший тихой сентябрьской ночью 1964 г. У австралийских берегов, в бухте Мортон, производил дноуглубительные работы датский морской земснаряд Капитан Нильсен. Построенный в 1961 г. и оснащенный современной техникой, этот земснаряд был одним из крупных морских судов, входящих в состав технического флота датской компании Данск Энтерпренорсел Каб. Команда земснаряда в основном состояла из датчан, прибывших в Австралию на заработки.

Жизнь на судне шла ритмично. Дни, похожие один на другой, проходили в работе. Когда илистый грунт, выбираемый с морского дна, наполнял трюм земснаряда, Капитан Нильсен шел к месту свалки. Открывались дверцы в днище, и илистая масса вываливалась из корпуса. Потом судно вновь возвращалось на участок, и дноуглубление продолжалось.

В ту трагическую ночь большинство из 24 человек команды земснаряда спало. Внезапно судно начало валиться на правый борт, а через мгновение оказалось опрокинутым вверх килем. Трудно установить истинную причину катастрофы. Утверждают, что разорвались цепи, удерживающие дверцы днища: они раскрылись и тысяча тонн груза вывалилась с левого борта. Создался опасный крен на противоположный борт, земснаряд потерял остойчивость и опрокинулся.

Однако Капитан Нильсен не затонул. Судно держалось на воздушной подушке, образовавшейся внутри корпуса. К тому же мачты земснаряда, глубоко зарывшись в дно моря, в какой-то мере также удерживали судно на поверхности.

Два человека из судовой команды при опрокидывании были выброшены за борт, однако им удалось подплыть к судну и уцепиться за его киль. Судьба остальных моряков была более трагичной. Они оказались внутри опрокинувшегося судна. Возможно, не очень трудно было бы выбраться из западни, но пытаться ночью добраться до берега через залив, кишащий акулами, значило рисковать не меньше, чем ожидать спасения, оставаясь в опрокинутом судне.

И все же Эрик Паулсен, отличный пловец, решил выбраться на поверхность. Это ему удалось. Ему также посчастливилось преодолеть опасную зону и избежать встречи с акулами. Добравшись до берега, Паулсен поднял по тревоге спасателей и привел их на место катастрофы.

Море оставалось относительно спокойным. Когда флотилия спасательных судов подошла к земснаряду, он слегка покачивался на волнах. Стук изнутри, примерно в районе жилых помещений, говорил о том, что люди еще живы. Тогда в спасательную операцию включились аквалангисты. Пробравшись внутрь судна, они обнаружили людей. Некоторые уже теряли сознание. С помощью масок и специальных воздушных баллонов аквалангистам удалось вынести из опрокинувшегося судна 12 моряков. Всего было спасено 15 человек. Восемь моряков погибло, а одного так и не удалось обнаружить. Его отнесли к пропавшим без вести.

Так мужество одного человека помогло спасти жизнь многих.

Другой случай трагического опрокидывания земснаряда от внезапного вываливания груза через днищевые дверцы трюма произошел в 1965 г.

Португальский земснаряд Финалмарина работал в Акабском заливе. 28 февраля он занимался транспортировкой песка. В один из рейсов, приняв в оба грузовых трюма песок, судно направилось на выгрузку. У северной оконечности головного волнолома, в момент поворота, в борт земснаряда ударила огромная волна. Земснаряд накренился на левый борт. Под ударом следующей мощной волны дверцы трюма раскрылись. Почему произошло самопроизвольное раскрытие дверец, имевших электроприводное устройство, объяснить трудно. Во всяком случае маловероятно, что причиной этого был только удар волны.




Top