Морис дрюон биография. Морис Дрюон (Maurice Druon) - биография, информация, личная жизнь

История возведения Дворца дожей в Венеции своими корнями уходит к началу IX века. За годы своего существования здание неоднократно разрушали и восстанавливали, оно пережило несколько пожаров, перестраивалось и пополнялось новыми элементами.

Первые постройки на площади Сан-Марко датируются 810 годом. Изначально сооружение было задумано и строилось как резиденция главы Венецианской республики, дожа. Должность эта была выборной; ее, как правило, занимали богатые и знатные горожане, которые имели власть, деньги, влияние. В большинстве случаев титул предоставлялся пожизненно.

В средние века Венецианская республика находилась в подчинении у Византии, поэтому дожи были, по сути, представителями императора. Человек, получивший титул городского главы, обладал солидной властью, участвовал в управлении государством, принимал военные, политические и церковные решения. Со временем влияние дожа уменьшилось, его роль свелась к представительским задачам и участию в церемониях. Роскошная резиденция в разные времена приобретала различные функции, но значимости своей в жизни города не теряла никогда.

Первое здание Дворца дожей было крепостью со смотровыми башнями, со всех сторон его окружала вода. Строение просуществовало более полутора веков и было сожжено в 976 году при восстании против дожа П. Кандиани IV, которое подняла знать. В последующие века резиденция была вновь отстроена, однако и новое здание погибло в огне при пожаре 1106 года.


С начала XII века ведет отсчет новая страница истории Палаццо Дукале. Венецианская республика существенно расширила свои зоны влияния, в число ее владений вошли Ионические острова , Крит , Кипр и другие земли. Обладая мощным флотом, она могла надежно защищать главную резиденцию государства, поэтому Дворец дожей уже строили не как крепость с охранительными рвами, а как величественное изысканное здание, наполненное роскошью и богатством.

То сооружение, которым каждый год приезжают любоваться тысячи туристов, было возведено в промежутке между 1309 и 1424 годами. Палаццо Дукале построен в готическом стиле, историки предполагают, что мастерами, приложившими руку к созданию архитектурного шедевра, были Пьетро Базейо, Филиппо Календарио и Энрико.

В здании, кроме правителя, располагались различные государственные структуры. Законодательный орган представлял Большой Совет, исполнительная и судебная службы средневековой Венеции именовались Советом Сорока. В стенах Дворца дожей располагалась и тайная полиция города, так называемый Совет Десяти.

Непоправимый ущерб шедевру зодчества причинил пожар 1577 года: существенно пострадало южное крыло, были безвозвратно утрачены работы Джорджоне. Последующая реконструкция практически полностью восстановила первый архитектурный проект, к росписи внутренних помещений привлекались такие мастера, как Тинторетто и Веронезе.

Центром политической жизни Палаццо Дукале оставался до конца XVIII века. Сегодня Дворец дожей в Венеции является известным памятником венецианской архитектуры, внутри расположен музей.


Дворец дожей на фоне Венеции

Архитектура и стиль

Продолжительное строительство и последующие многочисленные реконструкции обогатили здание разными стилистическими решениями. Узнаваемый фасад Дворца дожей – силуэт перевернутого корабля, вид на который открывается со стороны лагуны, – сделал сооружение одним из символов Венеции .

Первый этаж Палаццо Дукале представлен роскошной арочной галереей, где даже в самый безжалостный полуденный зной гостей ожидает прохладная тень. На втором этаже расположены ажурные балконы. Отделка этой части здания ощутила свежее дыхание Ренессанса, поэтому здесь превалируют мягкие округлые формы, вытесняя и заменяя строгую аскезу готики. Торжественность и нарядность монументальному сооружению придает белый мрамор, которым облицован фасад – огромный Дворец дожей не выглядит массивной глыбой, скорее, он напоминает изысканный кружевной платок, оброненный на старинную мостовую.


Во внутренний двор Палаццо Дукале ведут несколько порталов. Пройдя их, можно полюбоваться на искусно отделанные арочные галереи, которые составляют несколько этажей дворца. Попасть сюда можно через одну из достопримечательностей музея – «Бумажную дверь» или «Порта дела Карта» – высокую стрельчатую арку, украшенную барельефами и скульптурами. Варианты происхождения названия ворот разнятся, например, утверждают, что Бумажными их прозвали из-за близости архива и рабочих помещений писчих. Другая версия гласит, что на них с целью ознакомления горожан вывешивались тексты указов и распоряжений.

В центре двора сохранились два старинных бронзовых колодца, которые в прошлые века служили источником живительной влаги для всего города. Вода в них была настолько вкусной, что каждый день сюда со всего города собирались торговцы, которые затем колесили с полными бочками по венецианским улочкам до самого вечера.


В наружном оформлении Дворца дожей внимательный турист увидит множество барельефов и скульптур, изображающих львов и книги – это главные символы города на воде, атрибуты Святого Марка, покровителя Венеции . По стене вдоль галереи хищники изваяны с пастями, распахнутыми в оскале, и это не просто художественное решение. Открытые львиные рты служили своеобразными почтовыми ящиками: сюда можно было бросить донос, который затем поступал в тайную канцелярию.


Северное крыло венецианского Дворца дожей, в котором располагались непосредственно апартаменты венецианских правителей, украшено скульптурным изображениями выдающихся философов и статуями архангелов. Величественные готические фигуры символизируют торговлю, войну и мир.

На второй этаж ведет лестница Гигантов – массивная конструкция, вырубленная из каррарского мрамора. В верхней ее части установлены огромные статуи покровителей войны и моря: римских богов Марса и Нептуна. Именно на величественных каменных ступенях происходили наиболее торжественные и значимые для города события: коронация дожа, прием важных гостей.

Внутренние помещения дворца могли посещать только члены совета, подымаясь по Золотой лестнице. Разрешение на вход было записано в особой книге, ее хранили рядом, в помещении под ступенями.

Залы Дворца дожей

Венеции изнутри еще более интересен, чем снаружи: он имеет большое количество залов, которые поражают не только роскошными интерьерами, но и обилием художественных и исторических достопримечательностей. Всего в здании три этажа и отдельный уровень с лоджиями.

Пурпурный зал – одно из первых мест, которое посещают экскурсии. В нем ожидали приема у дожа прокуроры и чиновники. Все они носили темно-красные одеяния, свидетельствовавшие о высоком положении в обществе. Богатая отделка стен и потолка барельефами и скульптурными композициями привлекает внимание всех гостей, однако тут, как и во всех последующих помещениях, запрещено фотографировать.

Наиболее значимым по размерам и оформлению считается зал Большого Совета. Площадь его составляет 1350 квадратных метров при высоте потолков в 15 метров, находится он в южном крыле Дворца дожей. Это одно из самых больших в мире помещений, которое не имеет внутренних перекрытий или колонн поддержки.

Зал украшает монументальное полотно кисти Тинторетто. Картина под названием «Рай» отличается впечатляющими габаритами: 22 метра в длину и 7 метров в ширину. На потолке можно увидеть шедевр изобразительного искусства «Триумф Венеции». Это овальное полотно, написанное Паоло Веронезе, шикарно смотрится в обрамлении тяжелых позолоченных узоров. Возле восточной стены сохранился пьедестал, где установлены трон дожа и кресла шести именитых членов Совета. В этом же зале собраны портреты всех правителей города на воде, исключение составляет Марино Фальеро – дож, которого казнили за измену. Вместо картины с его изображением на стене разместили черный свиток с именем и указанием вины правителя.





Полюбоваться во всей красе символом Венеции можно в зале Гримани и в зале Львов – крылатый хищник с книгой в скульптурных и живописных воплощениях смотрит на гостей буквально со всех поверхностей. Поклонникам географических редкостей придется по душе комната Карт. В ней на всеобщее обозрение представлены древние рукописные морские документы и два огромных глобуса, датированных XVII веком. Особый интерес представляют копии карт Марко Поло, а также древние топографические зарисовки Тартарии (земель, расположенных от Каспия до побережья Тихого океана).

Венеции может по праву гордиться обширной коллекцией мастеров изобразительного искусства, здесь собраны работы известнейших художников мира. Полотна Иеронима Босха экспонируются в зале Магистрата, здесь же представлены шедевры и других голландских живописцев. В зале Коллегий висят панно Веронезе и работы Тинторетто, фрески Тициана украшают зал Философов.

Кроме величественных апартаментов, где заседали правящие чины, в Палаццо Дукале находятся две тюрьмы. Эти помещения, как и пыточный зал, эшафот и зал инквизиции, относятся к секретным. Стандартная экскурсия не включает в себя осмотр этих достопримечательностей, чтобы увидеть средневековые камеры для заключенных, залы Совета Трех и Совета Десяти, необходимо приобрести отдельный билет.



Одна из тюрем располагается на чердаке здания, во времена правления дожей она носила название Пьомби. Вторая находится в подвалах, расположенных ниже уровня воды, именуется она Поцци или Колодцы. Свинцовая крыша очень сильно нагревалась в полуденный зной, поэтому в камерах Пьомби было невыносимо жарко, зимой, напротив, помещение не отапливалось. Полуподвальная Поцци из-за близкого к воде расположения славилась холодом и промозглой сыростью. Постоянный избыток влаги создавал нечеловеческие условия содержания, но и этим ужасы секретных помещений Дворца дожей не ограничиваются – к заключенным активно применялись пытки. Среди узников были известные люди, например, в верхней тюрьме держали Джордано Бруно. Также здесь под следствием находился известный повеса и любимец женщин, Джакомо Казанова, которому позже удалось сбежать.

Экскурсии во Дворец дожей


Музей работает круглогодично, исключение составляют два праздничных дня: Рождество и Новый год. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) экскурсионное время сокращено, показы осуществляются с 8:30 до 17:30. Летом (с 1 апреля по 31 октября) Дворец дожей открывает свои двери с 8:30 до 19:00. Посетителей перестают пускать за час до закрытия музея.

Добраться к Палаццо Дукале можно специальным водным транспортом (Vaporetti). От вокзала Санта Лючиа или Piazzale Roma ходят маршруты за номерами 1, 5.1, 4.1 (сойти можно на остановках Vallaresso, San Zaccaria) и 2 (остановка Giardinetti). Стоимость билетов в музей варьируется от 16 до 20 евро, для детей 6-14 лет цена составляет 8 евро, малыши до 6 лет могут войти бесплатно. Детальную информацию по экскурсиям предоставляет официальный сайт музея palazzoducale.visitmuve.it .

О приобретении билетов стоит позаботиться заранее, поскольку высокий спрос, особенно в туристический сезон, может помешать увидеть все чудеса венецианского Дворца дожей. В большинство экскурсий включена общая обзорная, которая состоит из осмотра достопримечательностей в основных залах. Если есть желание увидеть секретные помещения, то им посвящен отдельный маршрут, который длится 75 минут. Без предварительного приобретения билетов попасть туда достаточно сложно, таких экскурсий проводится не более 3 в день.

Французский писатель Морис Дрюон родился 23 апреля 1918 года в Париже. Отец будущего писателя - актер Лазарь Кессель, был выходцем из Оренбурга. В 1908 году он вместе с семьей покинул Россию и переехал в Ниццу, где играл под актерским псевдонимом Сибер и покончил с собой в возрасте 21 года. Морис взял фамилию своего отчима Р.Дрюона.

Кроме России его семейные корни уходят в Лангедок, Фландрию и Бразилию. Детские годы Дрюона прошли в Нормандии. Учился в лицее Мишле. Публиковаться начал в возрасте восемнадцати лет, выступал с обозрениями в литературных журналах.

В 1937-1939 годах учился в Школе политических наук в Париже, в 1940 году - в школе Самюр. Дрюон тяготел к натурализму (новеллы "Огненная туча", 1938).

Во время Второй Мировой войны был офицером кавалерии. После поражения Франции он перебрался в зону Виши, и в Монте-Карло опубликовал пьесу "Мегарей".

Принимал участие в Движении Сопротивления, а в 1942 году Дрюон через Испанию и Португалию пробирается в Лондон, где вступает в ряды "Свободной Франции". В 1943 году вместе с дядей Жозефом Кесселем он написал "Песни партизан". Политическое кредо Дрюона публицистически выражено в "Письмах европейца" (1944), где утверждается: либо элита "спасет" после войны Западную Европу на путях федерации и технического прогресса, либо народы "погубят" ее в гражданской войне. До конца войны Дрюон был военным корреспондентом, а с 1946 года он целиком посвящает себя литературной карьере. Выходит его военная повесть "Последняя бригада".

В 1948 году Морис Дрюон публикует первый роман трилогии "Сильные мира сего", принесший ему Гонкуровскую премию; второй и третий вышли в 1950 и 1951 годах. В трилогии реалистически воссозданы эпоха между двумя войнами, история нравственной и политической деградации правящей касты, приведшей Францию к Мюнхенскому соглашению 1938 и национальной катастрофе 1940 года.

Перу Мориса Дрюона также принадлежат афористические "Заметки" (1952), натуралистический роман "Сладострастие бытия" (1954), мифологическая дилогия "Мемуары Зевса" (1963; 1967), книга максим "Власть" (1965), цикл рассказов "Счастье одних..." (1967).

Мировую славу, однако, ему принесли остросюжетные исторические романы, составившие семитомный цикл "Проклятые короли" (1955-1977). В декабре 1966 года Морис Дрюон был избран членом Французской академии.

В 1970-х-1980-х годах писатель активно занимался политической деятельностью - занимал пост министра культуры (1973-74), был депутатом Европейской парламентской ассамблеи, занимал пост президента Ассоциации лауреатов Гонкуровской премии. Его заслуги перед родиной отмечены несколькими французскими наградами, в том числе Большим крестом ордена Почетного легиона.

В июле 1993 года указом президента РФ Бориса Ельцина Морис Дрюон был награжден орденом "за большой вклад в развитие и укрепление культурных связей между Россией и Францией"

В январе 2003 года Морис Дрюон посетил подмосковную резиденцию Владимира Путина в Ново-Огарево. Путин и Дрюон общались несколько часов и говорили не только о литературе, но и об истории и политике. Кроме того, Путин и Дрюон обменялись литературными подарками. Владимир Владимирович подарил писателю собрание книг о русских народных промыслах, а Дрюон преподнес третьему президенту трехтомное издание своих произведений, для презентации которого он и приезжал в Россию.

Через месяц, в феврале 2003 года, бывший глава российского государства нанес ответный визит писателю. Они встретились в Париже во время посещения третьим президентом РФ Института Франции, а на следующий день Владимир Путин побывал в гостях у знаменитого французского писателя Мориса Дрюона в его пригородном поместье.

В том же году Морис Дрюон побывал в оренбургских степях. Фонд "Евразия" исследовал российские корни писателя. Писатель подарил фонду свои мемуары и биографию Жозефа Касселя, что привело к идее объединить фрагменты этих произведений. Печатный дом "Димур" осуществил этот замысел в год 90-летия Мориса Дрюона и 110-летия со дня рождения Жозефа Кесселя.

Книга "Морис Дрюон и Жозеф Кессель: российские корни",с цветными иллюстрациями, насчитывающая 230 страниц, вышла в свет в 2008 году ограниченным тиражом: всего 1000 экземпляров.

В 2007 году писатель стал иностранным членом Российской академии наук.

30 мая 2008 года председатель правительства РФ Владимир Путин в ходе своего визита во Францию вновь встретился с французским писателем Морисом Дрюоном. Писатель Морис Дрюон назвал Путина "главным русским другом" и сообщил кроме всего прочего: "Я все последние полгода был уверен, что после сложения президентских полномочий вы станете премьер-министром, возглавите правительство, вы не будете менять конституцию и продолжите работу на посту председателя правительства."

14 апреля 2009 года, не дожив до 91 года нескольких дней, Морис Дрюон скончался в своем собственном доме около шести часов вечера по местному времени. Президент Николя Саркози, комментируя печальное известие, заявил, что с кончиной Дрюона Франция потеряла великого человека. "Я хочу попрощаться с великим писателем, великим борцом Сопротивления, великим политическим деятелем, великим мастером пера, у которого была великая душа", - говорилось в коммюнике французского президента.

Творчество

1938 Огненная туча (новеллы)
1942 Мегарей (героико-патриотическая драма)
1943 Поезд 12 ноября... (летописное свидетельство)
1943 Песни партизан (совместно с Ж. Кесселем)
1944 Письма европейца (публицистика)
1946 Последняя бригада (повесть о войне)
1962 Властелины равнины (цикл "рыцарских" рассказов)
1948-51 Сильные мира сего (трилогия - Гонкуровская премия)
1952 Заметки
1954 Сладострастие бытия (натуралистический роман)
1955-60 Проклятые короли (тт.1-6), 1977 Проклятые короли (т.7)
Железный король
Узница Шато-Гайара
Яд и корона
Негоже лилиям прясть
Французская волчица
Лилия и лев
Когда король губит Францию
1958 Александр Великий или книга о Боге
1963,1967 Мемуары Зевса" (т.1-1963 и т.2-1967, мифологическая дилогия)
1965 Власть
1967 Счастье одних... (цикл рассказов)
1968 Будущее в замешательстве (памфлет о Всеобщей забастовке 1968 во Франции).

Известный французский писатель Морис Дрюон попытался воссоздать личность и ход мыслей придворного прорицателя властителей Македонии - Аристандра из Тельмесса. Автор не ограничивается исторической достоверностью, но высказывает смелые гипотезы. В итоге получилось новое и удивительное жизнеописание Александра Великого.

Прекрасное пособие для представителей власти, показывающее, что ни одна проблема не терпит, чтобы тянули с ее разрешением, ибо та, что кажется сегодня второстепенной, завтра приобретает трагическую значимость.
Liberation
Прочитав этот роман, понимаешь, что управление себе подобными хоть и вызывает наибольшую зависть, но и наиболее разочаровывает, ибо не дает уму ни минуты роздыха и требует постоянных трудов.
Figaro

Морис Дрюон - Дни людей

Когда люди представляют себе древнегреческих богов, они видят их сидящими на престолах или возлежащими на роскошных ложах. Однако из дневников Зевса мы узнаем, что жизнь небожителей была трудна и сурова, ведь работа по созданию и обустройству мира требовала огромных, титанических усилий. Боги, как и люди, могли ошибаться, им были не чужды такие чувства, как любовь и ненависть, доброта и зависть.

1314 год. Подходит к завершению семилетнее расследование дела ордена Тамплиеров. Также это последний год жизни железного короля Филиппа Красивого и относительно благополучной жизни Франции эпохи позднего средневековья.

В трагическую годину История возносит на гребень великих людей; но сами трагедии - дело рук посредственностей.
В начале XIV века Филипп IV, король, прославившийся своей редкостной красотой, был неограниченным повелителем Франции. Его прозвали Железный король.

"Я, Зевс, царь богов, бог царей, поведаю вам свою историю..." С этими словами великий Громовержец обращается к смертным, живущим на Земле, чтобы донести до них правду о событиях, известных человеческому роду из мифов и легенд. Наконец-то у нас появилась возможность узнать все из первых рук!

Этот человек родился не зря и прожил долгую и чрезвычайно интересную жизнь. Он писал о себе: "Я родился в одном мире, исчезну в другом, совсем на него не похожем, а читать меня будут в третьем, тоже изменившемся".
Морис Дрюон прожил более 90 лет. Его семейное древо раскинуло ветви не только во Франции, но и во Фландрии, Бразилии и России.

Об истоках цивилизации. О людях, падких до войн, темных удовольствий и обнаженных танцовщиц. О гениальных художниках, воспевших красоты Средиземноморья.
От Мориса Дрюона, подарившего нам сагу "Проклятые короли".
Впервые на русском языке!
"Эта книга посвящена Средиземному морю, вот уже семь или десять тысячелетий остающемуся неиссякаемым истопником цивилизаций, существующих и поныне.

1356 год. Франция разорена изнурительной войной. Однако, не теряя надежды, король Франции Иоанн II Добрый готовится к решающему сражению. В нем французские рыцари должны сойтись в смертельной схватке с английскими лучниками. Исход битвы во многом определят решения самого короля. Но над правителями Франции по-прежнему тяготеет проклятие Великого магистра тамплиеров...

Они - сильные мира сего. Во Франции в середине тридцатых годов XX века мало кто мог соперничать с ними. Но ход времени неумолим.
Европу сотрясают катаклизмы, и вот столпы общества повержены.
Роман "Крушение столпов" - второй в прославленной трилогии лауреата Гонкуровской премии Мориса Дрюона "Конец людей".

Годы жизни: с 23.04.1918 по 14.04.2009

Французский писатель, драматург, ученый, политический деятель. Классик французской литературы.

Полное имя: Мори́с Самюэ́ль Роже́ Шарль Дрюо́н (Maurice Samuel Roger Charles Druon). Родился в Париже, в семье еврейского эмигранта из России Лазаря Самуиловича Кесселя. Отец писателя был актером и покончил с собой в возрасте 21-го года, оставив жену с двухлетним ребенком. Фамилию Дрюон Морис получил от второго муже матери - Рене Дрюона. В возрасте 18-ти лет, обучаясь в лицее, Морис начал публиковаться в журналах с литературными обозрениями. С 1937 по 1939 год Морис изучал политологию в Парижском университете, однако, предчувствуя близкую войну, в 1940 пошел учиться в военную школу в городе Сомюр и по ее окончании получил воинское звание офицера кавалерии. После поражения Франции Дрюон остался в неоккупированной части страны, откуда в 1942 году тайно бежал в Лондон. Там он служил в главном штабе Свободных французских сил, занимался вопросами информации и вскоре стал одним из ближайших соратников де Голля. В 1943 году на основе русского текста и музыки Анны Марли Морис Дрюон и его дядя Жозеф Кессель написали песню "Песня партизан", ставшую гимном Французского Сопротивления. После открытия второго фронта Морис отправился на передовую в качестве корреспондента.

Известность как писателю Дрюону принесла трилогия «Конец людей» (1948 - 51), за первый том которой он был удостоен в 1948 году Гонкуровской премии. В 1955 году вышла первая книга историко-приключенческой серии "Проклятые короли". В 1967 году Морис Дрюон стал членом Французской академии и в течение 14-ти лет был ее секретарем, практически прекратив литературную деятельность. Дрюон был одним из ближайших соратников Шарля де Голля, и до конца своих дней оставался убежденным голлистом. В 1973–1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, писатель занимал пост министра культуры Франции. Был депутатом Национального собрания страны и Европарламента. В 2003 году Морис Дрюон посетил родину своих предков - Оренбург, был хорошо знаком с В.В. Путиным. Скончался писатель за 9 дней до своего 91-летия в Париже.

С 2007 года Морис Дрюон был старейшим из избранников Французской академии. Занимался вопросами развития литературы и различных видов искусства, изданием академического словаря.

В 2003 году Морис Дрюон заявил, что Путин очень похож на де Голля и он надеется, что через несколько лет все в этом убедятся.

Рассказывают, что в 2003 году Морис Дрюон летел в Россию в одном самолете с Виктором Черномырдиным. В самолете Морис Дрюон заказал себе пива, а Виктор Черномырдин в шутку предложил ему водки, процитировав поговорку: «Пиво без водки – деньги на ветер». Морису очень понравилась поговорка и он даже записал ее себе по-французски.

Награды писателя

Морис Дрюон удостоен высоких государственных наград Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Ливана, Марокко, Мальты, Мексики, Монако, Португалии, СССР (орден Дружбы народов), Сенегала, Туниса.

Государственные награды:
Памятная медаль добровольца движения за свободную Францию
Рыцарь-командор ордена Британской империи
Великий офицер ордена заслуг pro Merito Melitensi Суверенного Мальтийского ордена
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1973)
Орден Дружбы народов (1993)
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (2001)

Проклятые короли
(1955)
(1955)
(1956)

Морис Дрюон (Maurice Druon)

Морис Самюэль Роже Шарль Дрюон (фр. Maurice Samuel Roger Charles Druon). Родился 23 апреля 1918 года в Париже - умер 14 апреля 2009 года в Париже. Знаменитый французский писатель, министр культуры Франции (1973-1974). Автор серии «Проклятые короли».

По отцовской линии происходил из известной в Оренбурге еврейской купеческой семьи Леск, владевшей в городе крупным универсальным магазином с филиалами в Уфе, Самаре и Самарканде.

Прадед - купец первой гильдии Антон Осипович Леск, родом из Вильно - был одним из учредителей «Общества пособия бедным евреям города Оренбурга».

Дед - Самуил (Шмуль) Кессель, врач, переселился к семье жены (Раисы Антоновны Леск) в Оренбург из Шавли Ковенской губернии после кратковременного пребывания с женой в еврейской земледельческой колонии Клара, организованной Фондом барона Мориса де Гирша в Аргентине (где в 1898 году родился их старший сын - писатель Иосиф Кессель).

Бабушка - Раиса Антоновна Леск, родилась в Мемеле, там её отец до переезда в Оренбург был редактором местной еврейской газеты.

Самуил Кессель и Раиса Леск познакомились в студенческие годы в Монпелье, где изучали медицину, поженились в 1895 году в Оренбурге перед переездом в Аргентину.

Отец - Лазарь Самуилович Кессель (20 мая 1899-1920), актёр, покинул Россию вместе с родителями и братом в 1908 году и осел в Ницце, где играл под актёрским псевдонимом Сибер, но покончил с собой в возрасте 21 года, оставив двухлетнего Мориса сиротой.

Мать впоследствии вышла замуж за Рене Дрюона и приняла его фамилию.

Большое влияние на юного Мориса оказал его дядя, брат Лазаря Жозеф (Иосиф) Кессель (1898-1979), писатель, журналист и герой Французского Сопротивления.

Учился на литературном факультете в Париже.

В годы войны участвовал в движениях Сопротивления и «Свободная Франция», был военным корреспондентом.

В 1955-1960 гг. создается один из важнейших трудов, прославивших литературный талант писателя - серия романов «Проклятые короли» в составе семи книг: «Железный король», «Узница Шато-Гайар», «Яд и корона», «Негоже лилиям прясть», «Французская волчица», «Лилия и лев», «Когда король губит Францию».

В Советском Союзе наибольшее распространение серия получила в переводе известного российского дипломата Юрия Владимировича Дубинина. Популярность произведений у читателей была такой огромной, что книга сразу же выдержала несколько десятков изданий. За романами Дрюона люди выстраивались в длинные очереди.

При создании серии Дрюон тщательно отбирал исторический материал. Ему помогала целая команда французских историков-медиевистов, во главе с прославленным академиком и личным другом писателя Жоржем Дюби.

Был министром культуры Франции при президенте Помпиду, затем в 1978 году избирался депутатом в парламент (до 1981 года).

В течение 14 лет Дрюон занимал пост постоянного секретаря Французской академии.

Выдающийся писательский и публицистический талант, глубокий патриотизм, раннее признание, миллионы поклонников по всему миру, Гонкуровская премия, членство в академиях множества стран - таков творческий путь писателя.

В 1993 году Морис Дрюон указом Президента России № 1099 от 27 июня 1993 года был награждён орденом Дружбы народов.

Многократно бывал в России. В частности, по приглашению .

В 2003 году Дрюон летел в одном самолёте по России с Виктором Черномырдиным. Черномырдин заказал красное французское вино, а Дрюон - обычное пиво. «Может, с водкой? - серьёзно спросил Черномырдин. - Пиво без водки - деньги на ветер». Когда фразу перевели Дрюону, тот долго смеялся, потом, чтобы не забыть, повторил её по-французски.

С 2007 года он был старейшим по времени избрания членом Французской Академии (после смерти Анри Труайя), ведал вопросами развития литературы и различных видов искусства, изданием академического словаря.

Морис Дрюон - один из соавторов «Песни партизан», ставшей неофициальным гимном Французского Сопротивления во время Второй мировой войны (русский текст и музыка Анны Марли, французская версия создана 30 мая 1943 года Дрюоном совместно с Жозефом Кесселем). 8 декабря 2006 года решением Министерства культуры Франции рукопись «Песни» была признана историческим памятником.

«Мне посчастливилось встретить в своей жизни стольких великих людей! Генерала де Голля, Черчилля... Если бы я не рассказал о них в своих воспоминаниях, я бы не выполнил свою задачу. Знаете, есть два вида мемуаров: первый – где люди говорят только о себе. Так писал, например, Жан-Жак Руссо. И второй – где авторы рассказывают о событиях, которые происходили в их жизни, как, например, воспоминания Шатобриана. Я отношу свои мемуары ко вторым: я выступаю в них как свидетель того, что я видел, – я видел очень много; свидетель того, что я знал, – я знал очень много; свидетель того, что я сам сделал, – я сделал очень мало», – говорит он.

Скончался Морис Дрюон 14 апреля 2009 года в своей парижской квартире, не дожив немногим более недели до своего 91-летия.

Личная жизнь Мориса Дрюона:

Был женат. Супругу зовут Мадлен.

Библиография Мориса Дрюона:

1938 - «Огненная туча» (новеллы);
1942 - «Мегарей» (героико-патриотическая драма);
1943 - «Поезд 12 ноября...» (летописное свидетельство);
1943 - «Песнь партизан» (совместно с Ж. Кесселем);
1944 - «Письма европейца» (публицистика);
1946 - «Последняя бригада» (повесть о войне);
1962 - «Властелины равнины» (цикл «рыцарских» рассказов);
1948-1951 - «Конец людей» (трилогия): «Сильные мира сего» («Les Grandes Familles»), «Крушение столпов» («La Chute des corps»), «Свидание в аду» («Rendez-vous aux enfers»);
1952 - «Заметки»;
1954 - «Сладострастие бытия» (натуралистический роман);
1955-1960 - «Проклятые короли»: «Железный король», «Узница Шато-Гайара», «Яд и корона», «Негоже лилиям прясть» «Французская волчица», «Лилия и лев», «Когда король губит Францию»;
1957 - «Тисту - мальчик с зелеными пальцами» (детская сказочная повесть);
1958 - «Александр Великий, или книга о Боге»;
1967 - «Мемуары Зевса» (мифологическая дилогия);
1964 - «Париж от Цезаря до Людовика Святого»;
1965 - «Власть»;
1967 - «Счастье одних...» (цикл рассказов);
1968 - «Будущее в замешательстве» («L’Avenir en désarroi») (памфлет о Всеобщей забастовке 1968 во Франции);
2006 - «Заря приходит из небесных глубин»;
2008 - «Морис Дрюон и Жозеф Кессель: Российские корни» (Российские главы из мемуаров М. Дрюона);
2009 - «Это моя война, моя Франция, моя боль»

Экранизации Мориса Дрюона:

1949 - Vertigine d’amore
1958 - Сильные мира сего (Les Grandes familles)
1960 - Барон де Л’Эклюз (Le Baron de l’écluse)
1962 - Пять миль до полуночи (Le couteau dans la plaie)
1972 - Проклятые короли (Les Rois maudits)
1976 - Дело времени (A Matter of Time)
1981 - Tistou les pouces verts
1989 - Великие семьи (Les grandes familles)
2005 - Проклятые короли (Les Rois maudits)

Был удостоен многочисленных наград и званий: Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (2001); Командор ордена Искусств и литературы; Памятная медаль добровольца движения за свободную Францию; Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1 октября 1973); Орден Дружбы народов (1993); Рыцарь-командор ордена Британской империи; Великий офицер ордена заслуг pro Merito Melitensi Суверенного Мальтийского ордена; имел Ордена Аргентины, Бельгии, Бразилии, Греции, Ливана, Марокко, Мексики, Монако, Португалии, Сенегала и Туниса; Гонкуровская премия (Prix Goncourt, 1948); Премия принца Монакского (Prix littéraire de la Fondation Prince Pierre de Monaco, 1966); Премия Сен-Симон (Prix Saint-Simon, 1998); Премия д’Обинье (Prix Agrippa d’Aubigné, 2000); Доктор наук (honoris causa) Йоркского университета (Торонто), Бостонского университета и Тиранского университета; Иностранный член Российской академии наук (2007).




Top