Рапацкая людмила александровна профессор. Рапацкая

Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса “Мировая художественная культура” как в старших классах школы, так и в вузах.

Xристианские основы древнерусского искусства.
Истоки русской художественной культуры уходят в глубокую древность, поэтому невольно возникает вопрос: можно ли вообще определить “точку отсчета”, с которой началось ее вхождение в мировую цивилизацию. И все же такая “точка” есть, хотя и достаточно условная. Речь идет об известном свидетельстве великого летописца Киевской Руси монаха Нестора, уверенно назвавшего 852 год (6360 год от Сотворения Мира) временем рождения Руси. Как видим, время становления нашей древней культуры исторически совпадает с огромным этапом развития европейских народов, позднее названным средними веками. Длился средневековый период развития русского искусства достаточно долго - до середины XVII в., поражая неспешным, но при этом удивительно целенаправленным накоплением духовных богатств. Из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира, отразившую глубину христианского вероучения. Иначе говоря, в древнерусской художественной культуре состоялось некое художественное чудо - полное слияние искусства и религии. Попытаемся разобраться, в чем же суть, этого феномена.

Напомним, что христианство, зародившись в I в. нашей эры, сначала не имело своего искусства. Не было ни грандиозных соборов, ни поэзии, ни музыки, ни иконописи. Однако великая всепобеждающая сила Любви, заложенная в новом вероучении, дала мощный стимул становлению духовных идеалов в искусстве, развитию всех его видов во Франции и Германии, Италии и Англии. Впрочем, не беремся перечислить здесь все христианские страны, где расцвело новое искусство, призывающее расстаться с языческими заблуждениями и принять веру, освобождающую человечество от механической включенности в природу, принять заповеди Иисуса Христа.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Русская художественная культура как общечеловеческая ценность
Часть I
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 1. Христианские основы древнерусского искусства
Вопросы и задания
Глава 2. Художественные открытия Киевской Руси
Вопросы и задания
Глава 3. Шедевры культуры древнерусских княжеств
Вопросы и задания
Глава 4. Свет русского Предвозрождения
Вопросы и задания
Глава 5. Искусство “бунташного века”
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 1. Феномен “русской европейскости”
Вопросы и задания
Глава 2. Образы архитектуры: от барокко к классицизму
Вопросы и задания
Глава 3. Образы живописи: от парсуны к портрету
Вопросы и задания
Глава 4. Открытия русской словесности
Вопросы и задания
Глава 5. Рождение композиторской школы
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть III
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКЕ
Глава 1. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи
Вопросы и задания
Глава 2. Вершины искусства пореформенной эпохи
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть IV
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX-XX ВЕКА
Глава 1. “Серебряный век” российских муз
Вопросы и задания
Глава 2. Отечественная художественная культура 20-х - 80-х годов XX века
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Краткий терминологический словарь
Именной указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Под ее научным руководством подготовлено:
40 кандидатов педагогических наук
5 докторов педагогических наук

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, расширив возможности музыкально-педагогических исследований, создав новое культурологическое направление в педагогике искусства. Она имеет около 200 публикаций в России и за рубежом - в Испании, Франции, Польше, Беларуси, Китае, Южной Корее. Содержание трудов Л.А.Рапацкой простирается от истории русской музыки и методики ее преподавания до проблем становления и развития мировой художественной культуры. Среди публикаций - книги, изданные в центральных издательствах России большими тиражами, монографии, учебники и учебные пособия, а также научные статьи, методические материалы, программы, рецензии, статьи для словарей и энциклопедий.

Л.А. Рапацкая одна из первых в России стала писать о духовных православных истоках русского искусства , поставив во главу угла своих исследований поиск взаимодействия «духовного» и «художественного». Этой проблеме посвящены ее первые книги: «Художественная культура Древней Руси»(1995), «Русское искусство ХVIII века («Рассвет на Неве»)» (1995), «Искусство «серебряного века» (1996), «Четвертая мудрость»: о музыке в культуре Древней Руси», (1997), «Русская художественная культура» (1998), «Художественная культура России: от Древней Руси к «золотому веку» (2000).

Русская музыка в контексте художественной культуры - другая важная тема научных исследований Л.А. Рапацкой. В 2001 г. вышел в свет первый в российской музыкальной педагогике учебник «История русской музыки», охватывающий все этапы ее развития и полностью отразивший культурологический подход автора - Л.А. Рапацкой к излагаемому материалу.

Важная страница научной биографии Рапацкой Л.А. связана с проблемами мировой художественной культуры как учебного предмета в школе и вузе, с задачами развития художественной культуры личности. Ее монография «Формирование художественной культуры учителя» (1991) отражает содержание докторской диссертации. Далее последовала серия научно-методических экспериментов в общеобразовательных школах и педагогических вузах, которые вылились в разработку новой концепции курса «Мировая художественная культура». Изданная программа этого предмета была предназначена для Х и ХI классов общеобразовательной школы и называлась «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»(2001). Удачно найденная методологическая основа позволила очистить учебную дисциплину от мелкотемья и фактологической перегруженности. Созданные на основе программы два учебника «Мировая художественная культура» (Х и ХI классы) являются одними из наиболее востребованных в общеобразовательных учреждениях России.

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в развитие отечественного культурологического образования , создав для вузов и школ России новый учебный предмет «Русская художественная культура», цель которого - сформировать у учащейся молодежи представления о великом национальном достоянии России, воплотившем в художественных образах вневременные духовные и нравственные ценности. Этим проблемам посвящены учебники для школ «Русская художественная культура» (Х и ХI классы) и высших учебных заведений: «Русская художественная культура» (2002), «История художественной культуры России от древних времен до конца ХХ века»(2008). Все учебники и учебные пособия Рапацкой Л.А. имеют гриф Министерства образования и науки России, используются на федеральном уровне и внедрены в практику работы гуманитарных и педагогических университетов, консерваторий, музыкальных колледжей и общеобразовательных школ.

В настоящее время Л.А. Рапацкая осуществляет научное руководство 25 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 2-х докторантов, участвует в работе четырех диссертационных советов (три совета в МГГУ им. М.А.Шолохова, один совет в МГУ им. М.В.Ломоносова). Она продолжает работать в сфере педагогики высшей школы, обогатив ее исследованиями в области музыкотерапии, музыкально-компьютерных технологий и инновационных методик, отражающих развитие новых направлений в музыкальной культуре ХХI века.

Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 ч. Рапацкая Л.А.

М.: 2016; Ч. - 375с., Ч.2 - 315с.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

Часть 1. В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.

Часть 2. Учебник создан в соответствии с программой курса «Русская художественная культура» и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров от древности до XVIII в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 51 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 32 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

ЧАСТЬ 1.
Введение 5
Тема1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. .11
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
Тема 9. Худо ж ест венная культур а итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
Тема 10, Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
Тема 12. Художест венная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
Тема 13. Художественная культур а Киевекой Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Русш утверждении^ общерусского
Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
Литература 375

ЧАСТЬ 2
От автора 5
Глава 1. «НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»: ОТ ЯЗЫЧЕСКОЙ К ПРАВОСЛАВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 14
Тема 1. Народное творчество - неиссякаемый источник самобытной красоты 14
Тема 2. Свет Евангелия: рождение храмового синтеза искусств 33
Тема 3. Умозрение в формах, красках,. 48
Глава, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЙ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЖЕСТВ 65
Тема 4. «Град, величьством сияющ»: художественная культура Древнего Киева 65
Тема 5. Господин Великий Новгород: становление национального художественного стиля 84
Тема 6. Расцвет художественных школ Владимиро-Суздальской и Псковской земель 106
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ 116
Тема 7. Сердце Святой Руси 116
Тема 8. Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый: жизнь как житие 126
Тема 9. «Небесное умом неизмеримо»: творчество Андрея Рублева и Дионисия 135
Тема 10. Державный венец России 150
Тема 11. Москва - Третий Рим: от идеи до художественных образов 158
Глава 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА «БУНТАШНОГО ВЕКА» 174
Тема 12. Диалог «старины и новизны» в русской словесности 174
Тема 13. От иконы к парсуне 186
Тема 14. Барокко в зодчестве и музыке 195
Глава 5. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII в 206
Тема 15. Идеалы «осьмнадцатого столетия»: «русской европейскости» . 206
Тема 16. «Россия молодая мужала гением Петра...» 214
Тема 17. Середина века: от «высокого барокко» к классицизму 231
Тема 18. В начале было слово 253
Тема 19. «Строгий стройный (логика нового зодчества) 266
Тема 20. Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы 276
Тема 21. «Пристанище художникам всякого рода...»: кружок Н.А. Львова 286
Тема 22. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства 299
КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 315

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (Российская академия музыки имени Гнесиных), историко-теоретико-композиторский факультет (1970)

Тема кандидатской диссертации

«Влияние радищевских тенденций в просветительстве на развитие русской музыкальной культуры 80-х-90-х годов ХVIII века». 17.00.02 (1977)

Тема докторской диссертации

«Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования». 13.00.02, 13.00.01 (1991).

Курсы текущего учебного года

Автор и научный руководитель программы подготовки магистров «Музыкальное образование в контексте православной культуры» по направлению 44.04.01.
Научный руководитель программы подготовки магистров «Вокальное искусство» (академическое и эстрадное)» по направлению 53.04.02
Курсы: «Историко-теоретические основы музыкального искусства», «Христианство в мировой художественной культуре», «Русская художественная культура в православной цивилизации»

Публикации

Более 150 работ (монографии, учебники, учебные пособия, учебные программы, методические пособия, статьи, в том числе 19 статей в изданиях по списку ВАК РФ, 2 статьи в журналах СКОПУС.

Учебники с грифом Минобразования

  1. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века». СПб., «Планета музыки», 2015.
  2. Мировая художественная культура. 10 класс. Часть 1. Учебник. – М., ВЛАДОС, 2014. – 383 с.
  3. Мировая художественная культура. 10 класс. Часть 2. Учебник.- М.: ВЛАДОС, 2014. – 315 с.
  4. Мировая художественная культура. 11 класс. Часть 1. Учебник.- М.: ВЛАДОС, 2014. – 384 с.
  5. Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник.- М.: ВЛАДОС, 2014.-301с.

Учебные пособия и книги

  1. История художественной культуры России (от древних времен до конца ХХ века): Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2009. – 384 с.
  2. Художественная культура России. От Древней Руси к золотому веку: Учеб. пособие для учащихся старших классов. М., «Вентана-граф», 2000. – 351 с.
  3. Русское искусство ХУ111 века («Рассвет на Неве»). – М., Просвещение, 1995. – 191 с.
  4. Искусство «серебряного века». – М., Просвещение, 1996. – 191 с.
  5. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси. – М., Музыка, 1997. – 181 с.

Повышение квалификации

ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования» по программе «Медиа-образование в профессиональной подготовке педагога-музыканта» (2011 г.).
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова по программе «Преподаватель высшей школы» (2014 г.).

Государственные и ведомственные награды

Почетное звание «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль К.Д. Ушинского

Достижения и поощрения

Заслуженный работник Высшей школы Российской федерации (2000)
Член Союза композиторов России
Председатель Оргкомитета международного музыкального конкурса «Музы мира»
Основатель «Международного центра поддержки педагогов-музыкантов»
«Лучший преподаватель 2013 года» ФГБОУ МГГУ им. М.А. Шолохова
«Лучший преподаватель 2014 года» ФГБОУ МГГУ им. М.А. Шолохова

Профессиональная деятельность

Основоположник культурологического направления в педагогике музыкального образования. Подготовила 5 докторов наук и 40 кандидатов наук.




Top