Морис метерлинк - непрошенная. Морис Метерлинк "Слепые": сюжет пьесы и ее значение

Многие помнят замечательную детскую сказку «Синяя птица». Однако то, что воспринимается как сказка для детей, в действительности было написано как притча для взрослых. Ее автором был известный писатель из Бельгии Морис Метерлинк. Кроме «Синей птицы» его перу принадлежало немало других интересных произведений. Наиболее символичной среди них является пьеса «Слепые».

Морис Метерлинк

Родился писатель в семье бельгийского нотариуса в августе 1862. В семье принято было говорить на французском, из-за чего в будущем автор писал большинство своих работ на этом языке.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать, его отправили учиться в колледж иезуитов. Учеба способствовала развитию желания Метерлинка заниматься литературой, а с другой стороны сформировала ярую антиклерикальную позицию автора.

После колледжа юноша занялся изучением юриспруденции. В свободное время он писал стихи и прозу. Несмотря на то что отец настаивал на карьере юриста, он помог юноше издать первый сборник поэзии «Оранжереи». Через год публикует пьесу «La Princesse Maleine» и в дальнейшем концентрируется на написании пьес Морис Метерлинк.

«Слепые», «Непрошенная», «Пелеас и Милисанда» - следующие известные пьесы писателя. Они прославили своего создателя не только в Бельгии и Франции, но и на весь мир. Произведения этого периода считаются наиболее удачными. Это связано с тем, что в последующие годы писатель увлекается символизмом, поздние его пьесы чрезмерно переполнены мистицизмом.

В 1909 во Франции с успехом ставят пьесу «Синяя птица». А через два года получает Нобелевскую премию по литературе Морис Метерлинк. «Слепые», «Синяя птица», «Пелеас и Милисанда» и несколько других известных пьес автора помогли добиться писателю этой престижной награды.

С началом Первой мировой войны Метерлинк в своем творчестве начинает касаться темы войны («Бургомистр Стильмонда»).

В двадцатые годы писатель все больше увлекается оккультизмом, при этом произведения этого периода полны библейских мотивов. Постепенно Метерлинк вместо пьес больше пишет эссе.

Когда писателю исполнилось 50 король Бельгии Альберт I пожаловал ему графский титул.

С начала Второй мировой войны писатель эмигрирует в США, однако в 1947 возвращается в Европу. Через два года Морис Метерлинк скончался в Ницце из-за сердечного приступа.

Пьеса Метерлинка «Слепые»: история создания

Со средины девятнадцатого века церковь стала терять влияние на общество. Связано это было с отчаянными попытками сохранить контроль над наукой и культурой. Большинство ученых и деятелей искусства были верующими людьми, но из-за активных попыток церкви грубо вмешиваться в их работу среди них росли антиклерикальные настроение.

Еще во время учебы в Иезуитском колледже стал негативно относится ко многим идеям церкви Морис Метерлинк. «Слепые» (пьеса) была написана под влиянием наблюдений ее автора за потерей влияния церкви в обществе. Метерлинк полагал, что церковь уже слишком "стара" чтобы руководить, однако если ее не заменить другим институтом, общество обречено.

В 1890 эта пьеса была опубликована, а уже через год была поставлена в «Театре искусства» Поля Фора. На русский язык ее перевели только через четыре кода после публикации. А в 1904 в одном из московским театров ее поставили вместе с несколькими другими короткими пьесами Метерлинка.

Главные герои

Одним из главных героев пьесы сделал безмолвного мертвого священника Метерлинк. Слепые, окружающие его тело, на протяжении всей пьесы характеризуют его, давая понять сколь важную роль он играл в их жизни.

Еще одним важным героем является младенец - ребенок помешанной слепой. Он единственный способен видеть, однако из-за столь юного возраста еще не в состоянии стать проводником для остальных.

Юная слепая - красивая молодая девушка, выросшая в местности с живописной природой, но позже утратившая зрение. Невзирая на свое увечье, она продолжает любить красоту. Девушка обаятельна и, несмотря на то что все окружающие мужчины слепы, они все ей симпатизируют. Хотя она ничего не видит, однако ее глаза еще живы и при должном лечении вскоре она сможет прозреть.

Самая старая женщина среди слепых является и самой рациональной. Также рассудителен и самый старый слепой мужчина.

Трое слепорожденных мужчин - одни из самых несчастных героев. У них нет воспоминаний о красоте мира, так как они никогда не видели его. Они постоянно возмущаются и критикуют других. Слепорожденные жалуются, что священник не говорил с ними, однако позже выясняется, что они сами не больно-то стремятся его слушать.

Три старые слепые женщины, в отличие от юной слепой, совершенно не активны. Они смирились со своей судьбой. Чтобы не случилось, она продолжают молиться.

Также в пьесе есть еще двое слепых мужчин, но они не особо активны.

Всего в «Слепых» восемь героев: шесть слепых мужчин (3 слепорожденных, старый и 2 обычных слепых), шесть слепых женщин (3 молящихся, старая, юная и помешанная), мертвый священник и зрячий ребенок.

Метерлинк «Слепые»: краткое содержание

В пьесе рассказывается о приюте для слепых, в котором зрячие только пожилой священник (умер в самом начале пьесы) и дряхлые монахини. Недавно там был доктор, но он умер ранее, из-за чего священник беспокоился, так как он был болен и предчувствовал собственную смерть. Незадолго до нее он собирает всех слепых и ведет на прогулку по острову. Однако ему становится плохо и, попрощавшись с прекрасной юной слепой, он умирает.

Однако слепые не замечают смерти своего поводыря, а полагая, что он скоро вернется за ними, ждут его возвращения. Со временем они начинают беспокоиться и общаться между собой. Размышляя и жалуясь на поведение священника (завистливые слепорожденные), а также вспоминая прошлое, слепые постепенно теряют надежду на его возвращение.

Вскоре приходит приютская собака и благодаря ей слепые узнают, что священник умер. Размышляя о том, как им выбраться, слепые начинают чувствовать, что кто-то касается их. Вскоре они слышат чьи-то шаги и молодая слепая берет на руки зрячего ребенка, надеясь, что он увидит, кто идет. Однако по мере приближения неизвестного ребенок все сильнее плачет.

Символизм «Слепых»

На момент написания пьесы увлекся философией символизма Морис Метерлинк. «Слепые» (краткое содержание выше) полны множества символов.

В первую очередь это смерть, окружающая слепых. Ее символизирует океан невдалеке.

Также символичен маяк, обитатели которого прекрасно видят, однако не смотрят в сторону слепых (символ науки).

Еще один символ - старые зрячие монахини приюта, о которых известно, что они, зная о пропаже своих подопечных, не пойдут их искать. Тут Метерлинк описывает современное ему отношение церкви к пастве. Несмотря на призвание заботится и оберегать "незрячих" подопечных, многие священники просто игнорируют их проблемы.

Слепые герои - это человечество, которое в прошедшие века находило свой путь благодаря вере (церкви).

Но теперь вера умерла и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами. К слепым в конце пьесы приходит кто-то, но из-за открытого окончания неизвестно - новый ли это проводник, желающий помочь несчастным людям, или жестокий убийца.

Несмотря на то что некоторые трактуют окончание пьесы как гибель человечества, для многих приход неизвестного символизирует надежду. Крик зрячего ребенка, возможно, обозначает не страх, а радость или призыв к незнакомцу (незнакомке) о помощи.

Значение для культуры

Многим читателям понравилось изображение человечества, утратившего веру, в образе слепых без поводыря, какими их представил Метерлинк. «Слепые» (анализ и символы пьесы выше) повлияли на современников писателя и потомков. Известный философ Николай Рерих после постановки пьесы в Москве нарисовал тушью черно-белую иллюстрацию к пьесе.

Идея Метерлинка изобразить общество как группу слепых людей натолкнула на написание романа «Слепота», по сюжету которого в 2008 был снят одноименный фильм.

Прошло больше ста лет после написания пьесы "Слепые". За эти годы в обществе произошло немало катаклизмов и событий. Однако и сегодня, как и сто лет назад, человечество продолжает вести себя как слепые в надежде отыскать проводника. Так что произведение Метерлинка продолжает быть актуальным.

Монна Ванна
Краткое содержание драмы
События разворачиваются в Пизе в конце XV в. Начальник пизанского гарнизона Гвидо Колонна обсуждает со своими лейтенантами Борсо и Торелло сложившуюся ситуацию: Пиза окружена врагами - войсками флорентийцев, а отряды, посланные Венецией на помощь пизанцам, не смогли пробиться к ним. В городе вот-вот начнется голод. У солдат не осталось ни пороха, ни пуль. Гвидо отправил своего отца Марко на переговоры с Принчивалле, наемным полководцем флорентийского войска.

Читать краткое содержание →

Синяя птица

Синяя птица
Краткое содержание пьесы
Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках. Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна.

Читать краткое содержание →

Слепые

Слепые
Краткое содержание пьесы
Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним - шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая - совсем старуха.

Читать краткое содержание →

Там, внутри

Там, внутри
Краткое содержание пьесы
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок. В сад осторожно входят Старик и Незнакомец.
Они смотрят, все ли домашние на месте, и переговариваются, решая, как лучше сообщить им о смерти третьей сестры.

В произведениях драматурга формируется эстетика и поэтика «новой драмы», противопоставившей себя развлекательным, мелодраматическим пьесам. Тексты «новой драмы» злободневны, выводят новые социальные типажи, подчеркивают драматизм человеческого существования, острый конфликт между «ложью» и «правдой», бытием и сознанием. Пьесы М. Метерлинка «Непрошенная», «Слепые» обращены к изображению трагизма повседневности, скрытого ужаса перед существованием, который проявляет себя в статичности сценического слова и действия, пафосе «молчания». Данные пьесы полны недосказанности, намеков, почти лишены драматического действия, их персонажам присуще чувство смятения перед непознаваемым роком. В диалоге метерлинковских пьес, как это бывает в поэтической речи, важным становится не столько рациональный смысл слова, сколько общий ритм словосочетаний, гипнотические паузы.

В пьесах Метерлинка огромную роль играют паузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине – шорохи, шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самые глупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобы что-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны дать ощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования. За словами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинка большую роль играет подтекст, как и у Чехова.

Наиболее пессимистичны ранние пьесы 1890-х годов. «Слепые» (1890) – несколько слепых мужчин и женщин сидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушёл, они живут в приюте для слепых и вот вышли на прогулку. Проводника всё нет, тревога слепых нарастает, они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Они говорят о своём одиночестве, о том, что не понимают, что такое мир, что такое они сами. В конце концов их охватывает ужас: их бросили, они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается на остывший труп проводника – старого священника, который, оказывается, умер и всё время сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странные шаги, среди них есть один зрячий ребёнок, увидев кого-то он отчаянно кричит от страха: пришёл кто-то страшный, видимо, это Смерть.

Слепые – это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы, потерявшего религиозную веру (недаром их умерший проводник – священник). И теперь человечество способно только брести наугад, но в результате его ожидает гибель.



Драма «Слепые» символическое изображение человеческой жизни. Священник-поводырь привел в лес слепых мужчин и женщин, теперь они сидят друг против друга, не зная, что проводник умер, а его труп здесь же рядом с ними. Сгущается ночной мрак, бушует море, слепые все ждут возвращения священника. Замерзающие, голодные люди постепенно начинают терять надежду на спасение. Собака, прибежавшая из приюта, подводит их к трупу, тогда слепые убеждаются, что помощи ждать неоткуда. Слышатся таинственные шорохи, шаги, невнятные звуки, заливается плачем зрячий младенец на руках у слепой матери.

Слепые становятся символом человечества, вечно блуждающего в потемках, умирающий поводырь – это религия, которой больше нет у людей. Среди них – смерть, но они не знают и не видят этого, лишь немногие, самые чуткие, ощущают ее близость.

В пьесе нет традиционного драматургического сюжета, развивающегося по обычным законам театрального действия. Персонажи представляют собой не «характеры», социально-психологические типы, а типы мировосприятия, отношения к жизни

Название этой пьесы созвучно её содержанию и персонажам: ведь все они являются слепыми, помимо священника, да и тот на протяжении всего действия мертв. Их слепота имеет духовный характер. Священник, который ушел за водой и кого они ожидают, - Мессия, без которого они не смогут спастись. Слепота общевства.

Всего в пьесе задействованы 11 действующих лиц. Священник , дряхлый старик, проводник слепых. Это центральный образ в пьесе, потому что о нем рассуждают слепые, говорят о нем, ожидают его прихода как избавления от гибели. В день, когда разворачивается действие пьесы, он отправился на прогулку с обитателями приюта. Во время отдыха Священник тихо отдает душу Богу, оставив своих незрячих подопечных одних на лесной поляне. В пьесе Священник исполняет роль проводника и спасителя, того, от чьего прихода зависит жизнь покинутых людей. Поэтому слепые с нетерпением ожидают возвращения своего проводника.



Кроме этого, в пьесе есть трое слепорожденных . Они недовольны тем, что покинули приют, недовольны Священником, даже друг другом («Зачем ты меня разбудил? »). Можно интерпретировать их роль так: это духовно слепые люди, не желающие что-либо поменять в себе.

В пьесе есть сходные по сути персонажи: Самый старый слепой и Самая старая слепая . Они представлены как носители мудрости и опыта среди мужской и, соответственно, женской половины слепых.

Еще одно действующее лицоЮная слепая – «поразительно молода, распущенные волосы закрывают ей стан ». Она носительница светлой надежды, терпимости, милосердности и снисходительности к своим товарищам. К ней, словно к свету, тянутся все остальные слепые. Юная слепая вместе с ребенком помешанной слепой участвуют в финальной сцене пьесы.

В пьесе «слепота» истолкована как символ самосознания человечества. Физически слепые люди слепы душой, они не могут ничего изменить самостоятельно, вынуждены пассивно ожидать перемен. В этом, на мой взгляд, состоит проблема, раскрываемая в произведении . Иначе говоря, народ показан как толпа незрячих людей – он беспомощен, слеп и нуждается в руководстве.

Пьеса имеет открытый финал . Остается непонятным, чье появление ребенок на руках юной слепой встретил криком. На мой взгляд, в конце пьесы к заблудившимся людям приходит сама Смерть, подстерегающая всех и каждого. Слепые слышали именно её шелест платья о «мертвые листья ». Об этом свидетельствует и отчаянный крик ребенка, и возглас самой старой слепой: «О, смилуйся над нами! »

Во-первых, трагизм Метерлинка выражается в трагизме повседневного существования человека. Слепые влачат жалкое и очень трудное существование на одиноком острове, в приюте. Их окружают такие же старики, как они сами. Слепые сами осознают свое безысходное положение, неотвратимость страданий и смерти. Так, например, самый старый слепой восклицает: «Теперь очередь за нами!». Во-вторых, на первый план выступают понятия подтекста и настроения. Действие пьесы, по сути, статично и происходит только в одном месте. Герои многократно заявляют о своих настроениях, чувствах, переживаниях:

Самая старая слепая. Да, да, нам страшно!

Юная слепая. Нам давно уже страшно!

В-третьих, пьеса имеет открытый финал, который оканчивается криком ребенка в темноте. Нам остается лишь догадываться, кто посетил заблудившихся людей.

«Непрошенная»

Непрошенная – это смерть, пришедшая в семью к роженице. Вечером вся семья ожидала Сестру милосердия, но вместо нее пришла Смерть:

«Внезапно слышится лязг оттачиваемой косы»,

«Отец. <…> Да не толкайте дверь! Вы же знаете, что она скрипит.

Служанка. Да я до нее не дотрагиваюсь, сударь.

Отец. Нет, вы ее толкаете, вы как будто хотите войти в комнату!»

Дед-слепой – отец роженицы, которая лежит в другой комнате. Он незрячий, но чутко чувствует, что происходит вокруг: чувствует состояние присутствующих («Я уверен, что моей дочери хуже », «Я слышу, что вам страшно »), в состоянии предугадать, что скоро произойдет: «Должно быть, мне не долго осталось жить... ». Кроме этого, среди своих зрячих родственников Дед – единственный способен «увидеть» душой присутствие Смерти: «Мне показалось, что с нами еще кто-то сидит...»

Отец – муж роженицы. Он более мягок, чем его брат («В самом деле, в первый раз после ее мучительных родов я чувствую, что я дома, что я среди своих »), с уважением и почтительностью относится к причудам Деда («В его годы это простительно »). Ох хозяйственный («Утром я велел ее заправить ») и беспокоится за здоровье своей жены («моя жена очень хочет ее видеть »).

Дядя – брат Отца. Более решителен, чем брат, не боится давать оценку людям («Нехорошо это с ее стороны»). Не столь почтительно обращается с Дедом («Вы бредите!»).

Три дочери (Урсула, Женевьева, Гертруда) – дружные сестры (они выходят из комнаты вместе, держась за руки, целуются). Урсула – самая обходительная с Дедом, она больше, чем ее сестры, дружит с ним. Дед доверяет ей больше, чем всем остальным.

Сестра милосердия – в пьесе не произносит ни единого слова. Этот персонаж является лишь вестником смерти жены. Одета во все черное.

Сформулируйте кратко проблему, раскрываемую в произведении : Не все люди могут ощутить присутствие смерти, а лишь те, кто сам уже недалек от нее. Смерть неизбежна, как бы человек ни пытался избежать ее.

М. Метерлинк оставил финал пьесы открытым: мы так и не узнаем, что случится с Дедом, ушла Смерть или осталась наедине с Дедом. В конце пьесы Дед явственно ощутил, что смерть сидит с родственниками за одним столом. То, что он «видел» ее, а остальные нет, и его слова о возможной скорой кончине доказывают, что Смерть, кроме роженицы, заберет и Деда. Под конец пьесы Дед забеспокоился, ему стало страшно, он не хотел оставаться наедине со Смертью, но это все равно случилось: в суматохе все родственники убегают, а Дед остается один. Итак, встреча смерти и человека неизбежно состоялась наедине.

Черты «новой драмы» :

Символизм

Противопоставление традиции (одноактная пьеса, открытый финал, статичность времени и места)

Установка на «жизнеподобие» (точное описание быта того времени, вплоть до мелочей: нужно подлить масла в лампу, нужно пригласить плотника, садовника)

+ «четвертая стена»: актеры ни разу не обращаются к зрительному залу, полностью абстрагируются от него

Диалог преобладает над действием (в пьесе почти нет ремарок, она построена на беседе)

Укажите, черты какого направления вам представляются определяющими в данном произведении:

Символизм:

На первом плане внутренние переживания героев

Двоемирие –Дед перестает воспринимать окружающую действительность такой, какой ее видят члены семьи. Он душой ощущает иной мир, мистический.

Символика света: действие пьесы разворачивается в вечернее время суток. Это время, когда пробуждаются мистические мрачные силы. Сумерки, сменяющие день, подобны черной полосе в жизни. Так и здесь, радость рождения младенца сменяется горем смерти роженицы. Кроме этого, порой зеленый цвет (цвет оконных стекол в глубине) символизирует смерть.

Мистический мир – в обыденную жизнь людей вторгается смерть – представитель мистического мира.

«Непрошенная » воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.

Поистине ключевым произведением стала для творчества М. Метерлинка Синяя птица (1908). Увлекательная сказка для детей и одновременно философская сказка для взрослых, исполненная символом и аллегорией, в значительной степени располагает к разночтению.

В противовес «театру молчания» с его мертвенной неподвижностью все здесь прибывает в поиске, дерзании, движении. Ожившие волей драматурга силы природы разыгрывают спектакль, предназначенный для того, чтобы объяснить смысл жизни.

В масштабах необозримого времени прошлому соответствует время всеобщего наивного зрения, настоящие - это царство слепоты, из которого человечество выходит медленно, но неизбежно, и, наконец, будущее - это час соединения Души света и трех высоких радостей. В этом смысле лучшее творение Метерлинка можно назвать пьесой надежды.

Действие пьесы начинается и заканчивается в хижине дровосека. Это значит, что теперь Метерлинк обращает наши взоры не к туманному Неизвестному, а к реальным людям с их нуждами, страхами и потребностями.

Тильтиль и Митиль - дети бедного человека. В сопровождении душ животных (Кот, Пес) и самых насущных вещей (Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Огонь) они переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей Птицы, которая должна излечить больную девочку. После долгих поисков Тильтиль и Митиль находят Синюю Птицу у себя дома, узнают ее синеву в синеве невзрачной горлицы, но она улетает из рук детей.

Символ Синей Птицы многолик и многозначен, но это, несомненно, образ полета, высоты и недосягаемости, чья сказочная синева все-таки подсказана цветом родного неба, простирающегося над всеми людьми.

1. Символика света . Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой» . Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. 2. Символика алмаза . Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки. «Большой алмаз, он возвращает зрение».

3. Символика образов детей. Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества.

4. Символика других персонажей . Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку . Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом.

Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки.

5. Символика Души Света . Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих .

Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.

Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задача в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

6. Символика времени. Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».

7. Символ Синей птицы . Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий». Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

Метерлинк Морис

Непрошенная

Морис Метерлинк

Непрошенная

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Дед - слепой.

Три дочери.

Сестра милосердия.

Служанка.

Действие происходит в наши дни.

Довольно темная зала в старом замке. Дверь направо, дверь налево и маленькая задрапированная дверь в углу. В глубине - окна с цветными стеклами, главным образом с зелеными, и стеклянная дверь, выходящая на террасу. В углу большие

фламандские часы.

Горит лампа.

Три дочери. Сюда, сюда, дедушка! Садись поближе к лампе.

Дед. Здесь, кажется, не особенно светло.

Отец. Хотите на террасу, или посидим в этой комнате?

Дядя. Может быть, лучше здесь? Всю неделю шел дождь; ночи сырые, холодные.

Старшая дочь. А небо все же звездное.

Дядя. Это не важно.

Дед. Лучше побудем здесь - мало ли что может случиться!

Отец. Не волнуйтесь! Опасность миновала, она спасена...

Дед. По-моему, она плохо себя чувствует.

Отец. Почему вы так думаете?

Отец. Но раз доктора уверяют, что можно не опасаться...

Дядя. Ты же знаешь, что твой тесть любит зря волновать нас.

Дед. Ведь я ничего не вижу.

Дядя. В таком случае надо положиться на зрячих. Днем она выглядела прекрасно. Сейчас она крепко спит. Выдался первый спокойный вечер - не будем же отравлять его!.. Я думаю, что мы имеем право на отдых и даже на веселье, не омраченное страхом.

Отец. В самом деле, в первый раз после ее мучительных родов я чувствую, что я дома, что я среди своих.

Дядя. Стоит болезни войти в дом, и кажется, будто в семье поселился чужой.

Отец. Но только тут начинаешь понимать, что, кроме своих близких, нельзя рассчитывать ни на кого.

Дядя. Совершенно справедливо.

Дед. Почему я не могу навестить сегодня мою бедную дочь?

Дядя. Вам известно, что доктор это запретил.

Дед. Не знаю, что и думать...

Дядя. Вы напрасно беспокоитесь.

Дед (показывая на дверь налево). Она не слышит нас?

Отец. Мы говорим тихо. Дверь массивная, да и потом с ней сестра милосердия; она остановит нас, если мы заговорим слишком громко.

Дед (показывая на дверь направо). А он не слышит нас?

Отец. Нет, нет.

Дед. Он спит?

Отец. Думаю, что да.

Дед. Надо бы посмотреть.

Дядя. Малыш беспокоит меня больше, чем твоя жена. Ему уже несколько недель, а он все еще еле двигается, до сих пор ни разу не крикнул - не ребенок, а кукла.

Дед. Боюсь, что он глухой, а может быть, и немой... Вот что значит брак близких по крови...

Укоризненное молчание.

Отец. Мать столько из-за него вынесла, что у меня против него какое-то нехорошее чувство.

Дядя. Это неблагоразумно: бедный ребенок не виноват... Он один в комнате?

Отец. Да. Доктор не позволяет держать его в комнате матери.

Дядя. А кормилица при нем?

Отец. Нет, пошла отдохнуть - она это вполне заслужила... Урсула, пойди погляди, спит ли он.

Старшая дочь. Сейчас, папа.

Три дочери встают и, держась за руки, уходят в комнату направо.

Отец. В котором часу придет сестра?

Дядя. Думаю, что около девяти.

Отец. Уже пробило девять. Я жду ее с нетерпением - моя жена очень хочет ее видеть.

Дядя. Придет! Она никогда здесь не была?

Отец. Ни разу.

Дядя. Ей трудно отлучиться из монастыря.

Отец. Она придет одна?

Дядя. Вероятно, с кем-нибудь из монахинь. Им нельзя выходить без провожатых.

Отец. Но ведь она - настоятельница.

Дядя. Устав для всех одинаков.

Дед. Вас больше ничто не беспокоит?

Дядя. А из-за чего нам беспокоиться? Не надо

больше об этом говорить. Нам больше нечего бояться.

Дед. Сестра старше вас?

Дядя. Она у нас самая старшая.

Дед. Не знаю, что со мной, - я неспокоен. Хорошо, если бы ваша сестра была уже здесь.

Дядя. Она придет! Она обещала.

Дед. Поскорей бы прошел этот вечер!

Три дочери возвращаются.

Отец. Спит?

Старшая дочь. Да, папа, крепким сном.

Дядя. Что мы будем делать в ожидании?

Дед. В ожидании чего?

Дядя. В ожидании сестры.

Отец. Никто к нам не идет, Урсула?

Старшая дочь (у окна). Нет, папа.

Отец. А на улице?.. Ты видишь улицу?

Дочь. Да, папа. Светит луна, и я вижу улицу до самой кипарисовой рощи.

Дед. И ты никого не видишь?

Дочь. Никого, дедушка.

Дядя. Вечер теплый?

Дочь. Очень теплый. Слышите, соловьи поют?

Дядя. Да, да!

Дочь. Поднимается ветерок.

Дед. Ветерок?

Дочь. Да, чуть колышутся деревья.

Дядя. Странно, что сестры еще нет.

Дед. Я уже не слышу соловьев.

Дочь. Дедушка! Кто-то, кажется, вошел в сад.

Дочь. Не знаю, я никого не вижу.

Дядя. Не видишь, потому что никого нет.

Дочь. Должно быть, в саду кто-нибудь есть - соловьи вдруг замолкли.

Дед. Но я все-таки не слышу шагов.

Дочь. Кто-то, верно, идет мимо пруда, потому что пугаются лебеди.

Вторая дочь. Все рыбы в пруду вдруг ушли под воду.

Отец. Ты никого не видишь?

Дочь. Никого, папа.

Отец. А между тем пруд озарен луною...

Дочь. Да, я вижу, что лебеди испугались.

Дядя. Это сестра их напугала. Она вошла, по всей вероятности, через калитку.

Отец. Непонятно, почему не лают собаки.

Дочь. Сторожевой пес забрался в будку... Лебеди плывут к тому берегу!..

Дядя. Они испугались сестры. Сейчас увидим! (Зовет.) Сестра! Сестра! Это ты?.. Никого.

Дочь. Я уверена, что кто-то вошел в сад. Вот посмотрите.

Дядя. Но она бы мне ответила!

Дед. Урсула, а что соловьи, снова запели?

Дочь. Я не слышу ни одного.

Дед. Но ведь кругом все тихо.

Отец. Царит мертвая тишина.

Дед. Это кто-нибудь чужой их напугал. Если бы шел свой, они бы не замолчали.

Дядя. Теперь вы о соловьях будете думать!

Дед. Все ли окна открыты, Урсула?

Дочь. Стеклянная дверь открыта, дедушка.

Дед. На меня пахнуло холодом.

Дочь. В саду поднялся ветерок, осыпаются розы.

Отец. Затвори дверь. Уже поздно.

Дочь. Сейчас, папа... Я не могу затворить дверь.

Две другие дочери. Мы не можем ее затворить.

Дед. Что случилось, внучки?

Дядя. Ничего особенного. Я помогу им.

Старшая дочь. Мы не можем притворить ее плотно.

Дядя. Это из-за сырости. Наляжем все разом. Между двумя створками что-то застряло.

Отец. Плотник завтра починит.

Дед. Разве плотник придет завтра?

Дочь. Да, дедушка, у него есть работа в погребе.

Дед. Он поднимет грохот на весь дом!..

Дочь. Я попрошу, чтоб он не очень стучал.

Внезапно слышится лязг оттачиваемой косы.

Дед (вздрагивает). О!

Дядя. Что это?

Дочь. Не знаю. Должно быть, садовник. Мне плохо видно - на него падает тень от дома.

Отец. Садовник собирается косить.




Top