Музей изящных искусств имени александра iii. Музей изящных искусств, бостон, сша

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

История музея


В 2012 году Государственный музей А.С. Пушкина отметил свое 55-летие. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А.С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года. Возникший в составе Государственного Литературного музея и получивший наконец самостоятельность, московский музей А.С. Пушкина за удивительно короткий срок (3, 5 года) подготовил к открытию свою первую экспозицию, открывшуюся ко дню рождения поэта, 6 июня 1961 года.

В этой замечательной экспозиции была представлена новая пушкинская коллекция, собранная к тому времени сотрудниками музея. Она составила основу московской пушкинианы. Музей сразу же стал необыкновенно популярным. Посетителей притягивало многое - и возможность познакомиться с материалами о жизни и творчестве Пушкина в красивых и уютных залах, и радость общения с выдающимися деятелями культуры.

Создание музея - всегда дело рук энтузиастов, подвижников. И наш музей возник тоже благодаря удивительным людям, которых вдохновил гений Пушкина. Вот имена некоторых из них: Н.В. Баранская, Е.В. Муза, С.Т. Овчинникова, Н.С. Нечаева, Е.В. Павлова, Г.Д. Кропивницкая, Н.М. Волович, И.К. Эткин, М.И. Кострова, Ф.Е. Вишневский, А.С. Фрумкина, Л.И. Вуич, А.С. Тишечкина, Н.Г. Винокур, В.В. Гольдберг. И, конечно же, особо следует отметить имя человека, который стал во главе группы специалистов и энтузиастов и положил начало великой истории московского пушкинского дома. Это - Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор музея, посвятивший своему детищу всю жизнь, легендарный человек, интеллектуал, собиратель, автор многочисленных публикаций, книг, рассказывающих об истории музея.

С первых дней работы музей, который начинался практически без единого экспоната, стал получать многочисленные дары, связанные с именем Пушкина - портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В состав музейной коллекции за короткий срок вошли дары, ставшие сегодня национальными пушкинскими реликвиями. Среди них - миниатюрный портрет Пушкина-ребенка (дар артиста B.C. Якута), акварельный портрет П.Ф. Соколова «М.Н. Волконская с сыном» (дар В.Н. Звегинцова через И.С. Зильберштейна), шкатулка медикаментов, с которой доктор Н.Ф. Арендт приезжал к умирающему Пушкину (дар правнука врача А.А. Арендта). Со временем в музей стали приходить и уже сложившиеся частные собрания - например, такие бесценные коллекции, как библиотека русской поэзии, собранная И.Н. Розановым, коллекция книг и предметов прикладного искусства П.В. Губара, коллекция гравюр Я.Г. Зака.

Одним из главных направлений развития музея в 1970 - 1980-х годах стала работа по музеефикации пушкинских мест. В 1986 году открылся филиал ГМП - «Квартира А.С. Пушкина на Арбате». Сотрудниками музея была разработаны экспозиции в доме Вульфов в Бернове Тверской области, куда Пушкин не раз приезжал навестить своих друзей, и в имении князей Вяземских Остафьево Московской области, где бывали Пушкин, Карамзин, Жуковский, Гоголь. Возрожденное усилиями нашего музея в самом начале 1990-х годов как филиал ГМП, теперь Остафьево превратилось в самостоятельный музей федерального значения.

В это же время в музее создается новый филиал, казалось бы мало связанный с пушкинской тематикой - квартира Андрея Белого на Арбате, 55. Важную роль в создании нового филиала сыграли два фактора: территориальная близость - соседство с пушкинским мемориалом на Арбате, и коллекции XX века ГМП. На примере творчества одного из самых ярких представителей поэзии и литературы «серебряного века» Андрея Белого музей раскрывает тему продолжения пушкинской традиции.

В 1999-ом, в юбилейный пушкинский год, музею был передан дом № 36 на Старой Басманной улице в районе Немецкой слободы, где прошли первые детские годы поэта. В этом доме жил «парнасский отец» поэта, его дядюшка Василий Львович Пушкин - знаменитый стихотворец начала XIX века. Сегодня домик В.Л. Пушкина, где неоднократно бывал и сам Александр Сергеевич, находится на реставрации. Планируется, что здесь, в филиале ГМП, разместится экспозиция, которая расскажет о творчестве и жизни В.Л. Пушкина и передаст образ Москвы пушкинского детства.

Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю.М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

Авторский коллектив архитекторов создал проект реконструкции и реставрации усадьбы, и в 1996 году «Моспромстрой» начал грандиозные реставрационные и строительные работы. За короткий период были капитально отреставрированы главный деревянный дом усадьбы и служебный флигель XVIII века, заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей (гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски). Усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьбы.

1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея, который стал первым московским событием в преддверии юбилея А.С. Пушкина, произошло второе рождение музея. В результате реконструкции музей, расположенный в старинной дворянской усадьбе, превратился в многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Кроме экспозиций для посетителей открылись выставочные, концертный и конференц-залы, библиотека и читальный зал, детские игровые комнаты. Среди отреставрированных усадебных построек были и белокаменные палаты XVII века, выходящие на Чертольский переулок, и садовый павильон, где ныне открыт ресторан «Онегин».

За небольшой период времени в обновленном музее была проведена огромная работа. Создана система новых постоянных экспозиций: «Пушкин и его эпоха» (парадная анфилада главного усадебного дома), интерпретирующая биографию и творческий путь поэта в контексте культуры, литературы, истории, искусства пушкинской эпохи; «История усадьбы Хрущевых-Селезневых. История ГМП» (цокольный этаж); экспозиция детских игровых комнат «Сказки Пушкина» (флигель в усадебном дворе), рассчитанных на работу с детьми. Художественное решение новых постоянных экспозиций на Пречистенке и Арбате принадлежало авторскому коллективу во главе с легендарным в музейном сообществе художником Евгением Абрамовичем Розенблюмом. Торжественное открытие после реставрации «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате» с постоянной экспозицией, рассказывающей в жизни Пушкина в Москве, состоялось 18 февраля 1999 года.

200-летие Пушкина стало торжеством не только русской, но и европейской культуры. Государственный музей А.С. Пушкина осуществил ряд значительных выставочных проектов. - выставка «Пушкин в гостях у Бальзака», развернутая в 1997 году в Париже, продолжилась в 1998 году экспозицией «Бальзак. Денди и творец» в выставочных залах нашего музея; выставка «Пушкин. Мицкевич. Два взгляда», экспонируемая в 1998 году в Варшаве, стала доступной для москвичей в мае того же года; «Пушкин и Гете»; «Пушкин и Гейне»; «Пушкин и Греция»; «Пушкин и восточная культура». В рамках юбилея были реализованы масштабные и значимые научно-просветительские, издательские, концертные программы.

В ходе подготовки к юбилею А.С. Пушкина была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.

А в октябре 2007 года московский пушкинский музей отметил свое 50-летие. К этой дате были подготовлены весьма интересные и крупные выставочные проекты («Дары и дарители», «Русский поединок» и др.) и два очень важных юбилейных издания: альбом-каталог «Дары и дарители» и альбом-хроника «Московский Дом Пушкина. 1957 - 2007». На торжественном собрании, проходившем 5 октября, музей получил немало ценнейших подарков от частных лиц, министерств, ведомств, крупных корпораций, от других музеев. В 2008 году, как зримый итог собирательской деятельности последних лет, на Пречистенке с успехом прошла выставка новых поступлений в музейную коллекцию «Понемногу сокровища растут», один из залов которой заполнили юбилейные дары. Мы уверены, что дары будут поступать в музей и в дальнейшем, а музей будет навечно вписывать благородные имена дарителей в свою историю, историю нашей великой культуры России.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (г. Москва) - это российский музей мирового искусства, изначально основанный (именно как музей) при московском университете в 1898 году (с момента закладки, при строительстве). Сейчас - это один из крупнейших российских музейных комплексов (музейный городок) в самом центре Москвы. Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина состоит из произведений западного искусства: от экспонатов глубокой древности и античности, до произведений 20 века. В музее представлена интересная коллекция из гипсовых копий всемирно известных античных и римских скульптур.

Коллекция западной живописи составлена из собраний Московского Публичного музея, Румянцевского музея и Государственного музейного фонда (уже при советской власти в конце 20-х годов). Самые ценные и известные художественные произведения (Ботичелли , Пуссена и Давида) были переданы из Государственного Эрмитажа .

В настоящее время, общее количество произведений искусства (живописи , графики, скульптуры, нумизматики и археологии) более 560 тысяч.

Музейный комплекс включает в себя:

  • Главное здание музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ул. Волхонка, 12);
  • Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14);
  • Здание отдела личных коллекций (ул. Волхонка, 10);
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон».

Официальный сайт музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

1949 по 1953 год - в музее разместилась выставка подарков И.В. Сталину.

1985 год - в отдельном здании открыт Отдел личных коллекций.

1991 год - музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох - от Древнего Египта и античной Греции до наших дней.

Датой основания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина считается 17(29) августа 1898 года. Именно в этот день в Москве на бывшем Колымажном дворе, близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства, московского музея - Музея изящных искусств имени императора Александра III. Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Новый музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, его основу составили гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами того времени, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя 14 лет, в мае 1912 года музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. Коллекция слепков была пополнена великолепными коллекциями подлинных произведений искусства. Это и коллекция древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С. Голенищев, и произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания М.С. Щекина. Собранием подлинников музей окончательно стал во второй половине 1920-1930-х годов, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний С.М. Третьякова, Юсупова, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких мастеров, фламандских и испанских живописцев XVII века, итальянских художников XIII-XVII столетий, французских авторов XIX века. Однако решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда "пришли" в Москву работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.

В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, в 1937 году ему было присвоено им. А.С. Пушкина. Облик картинной галереи музея окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась произведениями художников, главным образом французских, конца XIX-начала XX века (286 ед.) из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими собирателями С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. В рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства

ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо?льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.


Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.


В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств . В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.


В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.


С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».


###Страница 2

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.


Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.


В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ .


В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX - начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).


В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»


В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.


Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.





Top