Национальный музей в риме. Музеи рима, италия

Вилла кардинала Ипполито д"Эсте в Тиволи

Тиволи - очень древний город. Он был основан в 13 веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина (via Tiburtina). Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.

Римские императоры и аристократы украшали Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, которые побуждает упоминание и посещение этого античного города - все это оставило следы в его истории.

Вилла Д’Эсте представляет собой удивительное и очень гармоничное соединение природного богатства - изобилия вод, разнообразия деревьев и цветов и силы вдохновения человека, создавшего изумительные фонтаны и дворцы.

Вилла д’Эсте — одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа

В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Расстроенный и разочарованный герцог д"Эсте возвращается в Тиволи, но вновь избранный понтифик лишает в сентябре того же года кардинала Феррары его владений и отправляет в изгнание в Ломбардию, поставив ему в вину подкуп участников конклава. Только приход на папский престол Пия IV вернет кардиналу д"Эсте Тиволи.Возвратившись в свою резиденцию, кардинал решает перестроить старый дворец и монастырь в современную для того времени виллу и разбить вокруг нее парки.

Серьезный любитель археологии, поклонник античных авторов, Ипполито II д"Эсте после бурных перипетий своей жизни все время посвящает интеллектуальному досугу: отстраивает виллу, разбивает парк и устраивает фонтаны. Именно парку-саду по старой феррарской традиции уделяет он особенно пристальное внимание, и потому впоследствии именно парк и его фонтаны станут главной особенностью резиденции в Тиволи.

Перестройка дворца, создание виллы и сада продолжались 22 года, не прерываясь и в отсутствие кардинала. Движимый честолюбивыми замыслами занять папский престол, Ипполито II д"Эсте претерпел несколько тягостных неудач, и разочарования в своих тщетных попытках в еще большей мере возобновляли его интерес к собственному владению в Тиволи.


В 1560-е годы вилла в основном была закончена: проведены необходимые земляные и декоративные работы, создана инженерная система, обеспечивающая водой фонтаны.

Автором проекта стал Пирро Лигорио - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.В это время стали развиваться науки, но при этом была еще жива память о древних преданиях и мифах. И в волшебных садах Тиволи архитектор Пирро Лигорио хотел воплотить легендарное прошлое, полное чудес и великолепия.

В течение четырех столетий после своего возведения Тиволи считался одним из самых знаменитых садов в странах западного мира. К сожалению, до настоящего времени мало что сохранилось, но и оставшееся дает представление о мечте архитектора — прекрасном романтичном мире.

Когда сад только был создан и деревья еще не выросли такими высокими, как сейчас, можно было во всем великолепии видеть потрясающий проект Пирро Лигорио.

Сам дворец.достаточно скромный снаружи поражал своим великолепием настенной росписи...

Потолочная и настенная роспись

Вилла в Тиволи, как и виллы других городков, была сориентирована на Рим, и это не было только особенностью их географического положения.

Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро.Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).

В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте — кардинал Алессандро д’Эсте — решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660—1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.


Над созданием ансамбля загородной виллы в Тиволи, проведением акведуков, над разбивкой парка, устройством механики фонтанов и оформлением интерьеров дворца трудилось большое количество мастеров. Начав свою работу с раскопок виллы Адриана, многие античные произведения они перенесли потом с виллы императора на виллу кардинала, украсив ее интерьеры и парк.

Симметричная планировка парка включала девять продольных и тринадцать поперечных осей. Через парадный въезд посетители попадали в центральную аллею, после пересечения первой поперечной оси они оказывались в той части парка, откуда начинался пока еще относительно пологий подъем холма, ведущий к самой резиденции.

На пути к ней их встречал «фонтан Дракона», получивший свое название от украшавшей его скульптурной группы. Эта группа состояла из многоглавого дракона, охраняющего сад Гесперид, и статуи Геркулеса. Существующий ныне фонтан был переделан к приезду на виллу Тиволи папы Григория XIII в сентябре 1572 года.



«Фонтан Дракона» полукружием охватывают два марша лестниц, которые завершаются террасой. Эта терраса выходит на аллею Стафонтанов, откуда путь в резиденцию кардинала по прямой был уже невозможен, и потому посетители продолжали свой путь по пологим диагональным пандусам.



Дорога Ста фонтанов. Проект Пирро Лигорио. 1565—1571

Аллея Ста фонтанов заканчивалась фонтаном Ла Рометта — «маленьким Римом», занимавшим полукруглую террасу. Основная идея фонтана — триумф Рима, поэтому в его оформлении встречаются колонны, арки и обелиски.

Обтекающий всю скульптурную композицию стремительный поток воды олицетворяет Тибр с островком в центре, откуда собственно и пошел Рим. Сам островок был оформлен в виде корабля после установления культа Эскулапа, прибывшего в Рим по воде.

Большой интерес вызывал у посетителей виллы и «фонтан Филина», украшенный в свое время механической забавой. Она действовала благодаря силе падающей воды и представляла собой группу поющих птиц, замолкавших при появлении Филина.

Парадным фасадом кардинальской резиденции являлся северо-западный, смотрящий на Рим. Он состоял из трех этажей, покоящихся на мощном цоколе. Первый этаж виллы был «утоплен» в холм, и там параллельно фасаду размещался тенистый криптопортик.

Полукруглая арка, скрывающая криптопортик, завершала овальную гладь бассейна, которая нарушалась лишь радужными брызгами водяных струй. Эти струи изливались из урн, которые держали стоящие в нишах нимфы.


Каменщик Р. да Фиренце выполнил по проекту П. Лигорио классическую аркаду из травертина, опоясывающую три стороны внутреннего двора.

Он же возвел лестницу-лоджию в центре главного фасада, которая была исполнена в подражание знаменитой лестнице Микеланджело во дворце Сенаторов на Капитолийском холме.

Фонтан дель Биккьероне

На территории виллы был устроен грот, посвященный богине Диане. Внутри его декорировали стуковыми фестонами с золотыми яблоками Гесперид, обрамляющими античные статуи, в том числе статуи богини Дианы и кардинала Ипполито II д"Эсте.


Аллея с «гротом Дианы» стала излюбленным местом уединенных прогулок кардинала. Прогулки укрепляли здоровье и врачевали его душу сознанием нравственного совершенства и успешно преодоленных трудностей.В оформлении парка и интерьеров дворца существовала единая программа, созданная архитектором П. Лигорио при помощи француза М.А. Мюре — придворного гуманиста Ипполито II.

Она включала несколько связанных между собой тем, из которых одна выделялась особенно. В ней прославление владельца виллы, использовавшее предания древнего мира, облеклось в классические формы. Рим — близкий и одновременно далекий, видимый, но недостижимый для кардинала Феррары — эхом древних чудес противостоял Тиволи — убежищу муз и уединенному приюту просвещенного владельца.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории.

Вилла д"Эсте. План
Вилла д"Эсте: 1 — дворец, 2 — верхняя терраса, 3 — Фонтан драконов, 4 — Аллея ста фонтанов, 5 — фонтан Сивилла, 6 — Торжествующий Рим, 7 — водоемы, 8 — Водяной орган, 9 — партер

Автор проекта - архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Художник Ф. Дзуккаро.

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешел в наследство Франца Габсбурга.

Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы»

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.

На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры , причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной.

Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

А вот основные залы самого дворца,их потолки были выше



Второй тибуртинский зал составляет пару с Первым тибуртинским залом, его цикл фресок дополняет повествование о происхождении Тиволи с особым акцентом на поклонении Сибилле Тибуртинской. Центральная тема росписи - рассказ о метаморфозах этой мифологической фигуры.

Декорация зала Благородства и следующего Зала Славы, выполненны в 1566-67 годах Федерико Дзуккари и помощниками, воспевают моральные качества кардинала Ипполито. На своде изображены аллегории Чести, Природы, Изобилия и Бессмертия в центре под балдохином фигура Благородства с Либеральностью и Щедростью.

В декорации Зала Славы используя мотив, часто повторяющийся в кабинетах пятнадцатого столетия, на фреске изображены два стенных шкафа. Этот прием используется для демонстрации предметов, связанных с деятельностью кардинала Ипполито, среди них кардинальская шапка и папская тиара. На стенах, выполненные в технике гризали, между бюстами античных философов, открываются, широкие занавеси, обрамляя четыре аллегории Добродетели: Справедливость, Сила, Осторожность и Умеренность. Аллегория Удачи на своде изображает падающую с неба кардинальскую шапку и папскую тиару - намек на амбиции Ипполит д Эсте.

Зал Охоты -единственный Зал, который был украшен фресками после смерти кардинала Ипполито. Эти фрески принадлежат кисти неизвестного художника пейзажиста начала XVII столетия. Сцены охоты на земле и на воде чередуются с изображениями трофеев охоты и гирляндами из цветов и фруктов.

Но вернемся к нашим...фонтанам

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, «сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, «Кипящую лестницу», названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов.

С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Диана


Рядом находилисьГроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон».

Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня.

Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей «Книге о древностях» трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях».

Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны»

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Мишель Монтень в «Дневнике путешествия в Италию» делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем — уже в наше время - восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).


В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:


Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов.

Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.

В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов (1879). Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».


Одной из вершин графики XVIII века считается серия из десяти зарисовок сангиной, выполненных летом 1760 года на вилле д’Эсте Фрагонар ом (ныне — Вена, Галерея Альбертина). Кроме того, Фрагонар, как и его друг Юбер Робер, запечатлел виллу в своих живописных работах. В отечественном искусстве образ виллы д’Эсте воссоздан опять-таки в графике (Анна Остроумова-Лебедева). Фоном для картины "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" Александра Иванова выбрал парк виллы д"Эсте в Тиволи.


Вот как описал виллу Максимилиан Волошин в неоконченном стихотворении о Тиволи (1900):

Блестя в темноте, и поет и звенит
Холодная струйка фонтана.
Зацветшие мраморы старых террас,
Разросшийся плющ на пороге…
В таинственных гротах одетые мхом
Забытые, старые боги…
Везде изваяния лилий - гербы

Фамилии д’Эсте старинной.

А в одном из своих очерков 1901 года Волошин следующим образом характеризует свою записную книжку:

"между её страницами лежат альпийские розы, сорванные на склонах Ортлера, кипарисная ветвь с виллы Адриана, лавровая веточка с могилы Шелли, горная травка, выросшая между мраморных плит театра Диониса, веточка какого-то растения, с очень тонкими вырезанными листочками, которым был обвит старый фонтан на вилле Д"Эсте..."

Литература

Гревс И. М.,. Эсте, вилла // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тучков И.И. Genius loci: вилла д’Эсте в Тиволи // Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 177-190.
Barisi I. Villa d’Este. Roma: De Luca, 2003.

Наряду со знаменитейшими музеями Рима, куда билеты разлетаются, как горячие пирожки, в Вечном городе имеются и бесплатные, но не менее интересные. Например, Музей душ в Чистилище, Наполеона, военной техники и даже стены. О существовании многих из них путешественники даже не подозревают, а, между тем, их посещение может существенно добавить впечатлений вашей поездке. Именно поэтому BlogoItaliano решил посвятить им отдельную статью.

Вилла Боргезе (Villa Borghese)

Прогуляйтесь по Вилле Боргезе – ландшафтному парку, расположенному на холме Пинчо. Здесь среди сосен и магнолий много прекрасных фонтанов и античных статуй. Имеется небольшое озеро с симпатичным островком. Прямо в парке в Апельсиновой оранжерее расположен Музей современного искусства Карло Билотти (Museo Carlo Bilotti) с коллекцией произведений живописи и скульптуры, а еще зоопарк, ботанический сад и несколько музеев.

Музей современного искусства Карло Билотти

Здесь же, на вилле Боргезе, можно посетить дом-музей Пьетро Каноника (Museo Pietro Canonica), правда бесплатный вход распространяется только на постоянно действующую выставку. Пьетро Каноник (1869-1959) – известный итальянский скульптор, художник и композитор, завещавший все свои работы государству.

Его скульптурные группы и памятники монархам и знатной аристократии установлены в Англии, Турции, Ираке, Италии и России. Экспонатами музея стали не только многочисленные авторские работы Каноника, но и антикварная мебель, фламандские гобелены и картины художников-пьемонтцев (XIX век).

Добраться до виллы Боргезе можно, поднявшись по ступеням знаменитой Испанской Лестницы или с Пьяцца дель Пополо, ориентируясь по указателям.

Официальный сайт музея Карло Билотти: museocarlobilotti.it

Официальный сайт музея Пьетро Каноника: museocanonica.it

Важно! В кассах Галереи Боргезе очень часто невозможно приобрести билеты в день посещения. Поэтому их лучше заказывать заранее – через интернет. Сделать это можно на этой странице .

Пантеон (Pantheon)

Пожалуй, наиболее известная из бесплатных достопримечательностей Рима (хотя назвать его музеем язык не поворачивается, мы не смогли умолчать). Построенный еще при императоре Августе, он и сегодня является одной из визитных карточек столицы Италии. Знаменитый храм всех Богов, позже ставший христианским святилищем, – это еще место, где находятся могилы таких известных итальянцев, как Рафаэль и король Виктор Эммануил II.

Римский Пантеон был построен при императоре Августе около 2 тыс. лет назад

В свое время BlogoItaliano посвятил Пантеону , а кроме того “Храм всех богов” является одной из главных точек на нашем . Если Вы еще ее не смотрели, рекомендуем сделать это прямо сейчас. Пошаговый маршрут позволит Вам охватить самое главное в Вечном городе, а также содержит множество лайфхаков и полезных рекомендаций, которые сэкономят Вам кучу времени и помогут увидеть больше, чем успевает большинство путешественников.

Адрес: Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

Время работы: ежедневно с 9.00 до 19.00.

Национальная академия св. Луки (Accademia Nazionale di San Luca)

Посетите Национальную академию св. Луки, расположенную на одноименной площади в здании Palazzo Carpegna (XVI век). Сегодня здесь располагается картинная галерея, где можно увидеть скульптуры и полотна итальянских, французских и фламандских мастеров, большинство из которых датируются XVII-XVIII вв.

Здесь собраны скульптуры и полотна итальянских, французских и фламандских мастеров

Адрес : Piazza dell’Academia di San Luca, 77.

Часы работы: Понедельник-пятница с 10.00 до 12.30

Музей Хендрика Христиана Андерсена (Hendrik Christian Andersen museum)

Зайдите в дом-музей Хендрика Христиана Андерсена (не нужно путать его со знаменитым сказочником). Хендрик Андерсен – норвежский скульптор, градостроитель и живописец, поселившийся в Риме в конце XIX века и проживший в столице Италии более сорока лет. Сегодня на его вилле, оформленной в стиле Art-Деко, музей с интересной коллекцией графики, живописи и скульптуры, которые Андерсен завещал итальянскому государству.

Музей с интересной коллекцией графики, живописи и скульптуры

Многие из его работ выполнены с явным эротическим подтекстом. Людям с чувством юмора здесь наверняка понравится, а вот снобы и натуры чувствительные возможно почувствуют некоторую неловкость, рассматривая слишком откровенные работы художника.

Адрес: Via Pasquale Stanislao Mancini, 20

Часы работы: Вторник-пятница с 9:30 до 18:30; Суббота-воскресенье с 9:30 до 19:30

Музей душ в Чистилище (Museo delle Anime del Purgatorio)

Музей душ в Чистилище будет интересен любителям мистики. Его называют одним из самых необычных музеев Рима (да и всей старушки Европы), и он очень популярен среди туристов. Этот странный музей находится в ризнице Церкви Святого Сердца Христа (Sacro Cuore di Gesu’ in Prati). Здание базилики, выполненное в готическом стиле, само по себе производит сильное впечатление, его часто называют миниатюрным Миланским Дуомо.

Музей находится в ризнице Церкви Св.Сердца Христа, напоминающей Миланский Дуомо

Все экспонаты музея оригинальны, долгие годы собирались по всей Италии, многие были привезены из Бельгии и Германии. Всего более сотни артефактов, которые бережно охраняют служители церкви. Здесь можно увидеть отпечатки подошв на половицах, пальцев и рук, оставленные душами усопших на предметах быта, бумаге и тканях. Все это трактуется, как своеобразный способ заявить о себе с «того света» и попросить живых о молитве и помощи.

Чтобы попасть в этот музей Рима, нужно обратиться к священнику, который всегда откроет дверь и покажет все, что здесь находится. И хотя вход в помещение абсолютно бесплатный, небольшое пожертвование на нужды церкви всегда приветствуется.

Адрес: Via Ulpiano, 29. Sacro Cuore di Gesu’ in Prati. В пешей доступности от Замка св. Ангела

Часы работы: ежедневно с 9.00 до 12.30 и с 17.00 до 19.00.

Театральный музей Буркардо (Museo Teatrale del Burcardo)

Представители творческих профессий и любители театра получат удовольствие от посещения театрального музея Буркардо, открытого для широкой публики с 1932 г. В этом римском музее собрана удивительная коллекция сценических костюмов, кукол-марионеток, афиш, фотографий и программок спектаклей, портреты итальянских актеров, элементы сценических декораций, фигурки театральных персонажей в костюмах разных эпох и многое др.

Здесь удивительная коллекция сценических костюмов, кукол-марионеток, афиш и др.

Большая часть экспонатов была собрана Луиджи Рази (1852-1918) – актером и драматургом, посвятившим свою жизнь театру и изучению его истории.

Адрес: Via del Sudario, 44. Palazzetto del Burcardo (Дворец Буркардо XV век)

Музей открыт: по вторникам и четвергам с 9.15 до 16.30.

Музей Наполеона (Museo Napoleonico)

Всем, кому интересна личность легендарного французского полководца и императора, имеют возможность посетить музей Наполеона, расположенный во дворце Примоли, возведенном в XVI веке. Его экспонаты, расположенные в 13-ти залах, помогут узнать больше неизвестных и пикантных подробностей о жизни семьи Бонапарт. В экспозиции музея много личных вещей, портретов, документов, наград и оружия, есть драгоценности, мебель и фарфор. Здесь представлена не столько история известной семьи, сколько целая эпоха.

В музее Наполеона представлена не столько история известной семьи, сколько целая эпоха

Адрес: Piazza di Ponte Umberto I. Palazzo Primoli. От площади Навона до музея всего 5 минут пешком, а от Замка св. Ангела ходьба займет не более 10 минут.

Часы работы: Вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00.

Музей стены (Museo delle Mura)

Этот музей будет интересен любителям древности, ведь стена, построенная императором Аврелианом в 271-275 гг. н.э. для защиты Рима от нападения врагов, была свидетелем многих историй.

В античные времена это мощное крепостное сооружение с множеством башен, бойниц и подземных коридоров, ограждало все семь римских холмов, а ее длина достигала 19-ти км. Конечно, за столько веков ей пришлось пережить не одну реставрацию, но 12 км стены, сохранившиеся до наших дней – настоящая реликвия. Музей Аврелиановых стен расположен в воротах св. Себастьяна (Porta San Sebatiano) и занимает семь комнат. Экспонаты, расположенные в них, расскажут историю древнеримской стены от античности и времен средневековья до современного периода.

Стена была построена императором Аврелианом в 271-275 гг. н.э.

Адрес: Via di Porta San Sebastiano (недалеко от базилики Domine Quo Vadis).

Время работы: Вторник-Воскресенье с 9.00 до 14.00.

Военно-исторический музей Военной техники (Museo Storico della Motorizzazione Militare)

Ценители ретро автомобилей в этом музее Рима придут в восторг – здесь собраны все достижения итальянской промышленности за сто с лишним лет: около трехсот автомобилей, мотоциклов и около 60-ти единиц бронетанковой техники.

Среди экспонатов есть оружие, образцы ракет и снарядов, униформа, наборы полевой посуды и пр. И, хотя главный упор в коллекции сделан на военные машины (начиная с 1903 г.), есть среди них и такие автомобили, как, например, спортивный «Альфа Ромео» Тацио Нуволари (первый итальянский экипаж с двигателем внутреннего сгорания), транспорт, возивший президентов, и др.

В музее собраны все достижения итальянской промышленности за сто с лишним лет

Следует сказать, что музей этот не совсем обычный, так как располагается на территории военной базы и открыт для посещения только по субботам. Доехать можно до КПП, где за пропуск придется оставить документы (паспорт или права), дорогу к музею укажет солдатик.

Адрес: Южный пригород Рима – Чечиньола, виале делл’Эсерчито, 170.

Viale dellEserchito, 170, Cecchignola 00143, Roma

Время работы: суббота с 9.00 до 12.00. Приезжать следует к открытию.

Бесплатное воскресенье: праздник туристической шары

С июля 2014 года по всей Италии в первое воскресенье месяца все государственные музеи принимают посетителей бесплатно. Это правило распространяется и на такие значимые объекты как знаменитая Галерея Уффици во Флоренции, Помпеи и др.

На всем этом празднике жизни есть только один неприятный нюанс – огромные очереди. Поэтому, если уж решили посетить музей в бесплатное воскресенье, приходите туда заранее, желательно до открытия.

Длинные очереди (хотя, конечно, и чуть меньше, чем в бесплатное воскресенье), характерны для наиболее популярных музеев столицы Италии вне зависимости от сезона. По этой причине BlogoItaliano еще несколько лет назад составил список , куда имеет смысл покупать билеты заранее.

Все рассмотренные в этой статье музеи, как и другие главные достопримечательности Рима, можно найти и в нашем мобильном гиде-путеводителе по Риму для iPhone, который работает даже без интернета. Обязательно посмотрите видео ниже, как это приложение может помочь Вам сориентироваться в Риме. Особенно, если Вы приезжаете в Вечный город впервые:

Кстати, если в эти самые минуты Вы планируете свою поездку в Италию, подпишитесь , где мы поделились множеством полезных лайфхаков о том, как сделать свое путешествие еще интересней.

Если эта статья была Вам полезна, сохраните ее, поделитесь ею в соцсетях , чтобы не потерять.

Photos by: Davide Tornese,Mariano Colantoni,funweek.it,Søren Hugger Møller, Alex Berger, kerenmp.livejournal.com.,daily.afisha.ru, museonapoleonico.it, tisamsebegid.ru, myvisita.it.

В столицу Италии ежегодно приезжают миллионы туристов. Очереди на вход в музеи и достопримечательности Рима растягиваются на сотни метров, на ожидание в них тратятся часы. Когда лучше всего приезжать в Рим, куда пойти обязательно, как заранее купить билеты, есть ли выгода от туристических карт? Музеи Ватикана, собор Святого Петра, галерея Боргезе, Колизей без очереди. С этими советами вы успеете увидеть все самое интересное!

Когда приезжать в Рим?

Рим популярен круглый год, но самое большое количество туристов приезжает с мая по сентябрь и на праздники. Если вы хотите избежать большого скопления людей и воспользоваться выгодными ценами на проживание – выбирайте весну или осень. В межсезонье погода в Риме радует солнцем и теплыми деньками. Мы ездили в Рим в середине ноября, дневная температура держалась между +18…+20° С, вечером было достаточно одеть ветровку. Зимой в Риме начинаются дожди и туристов становится ещё меньше. Лучше не планировать поездку в Рим во время Пасхи, за 2 недели до самого большого религиозного праздника в Рим стекаются верующие со всего мира. Много народа приезжает в Рим на Католическое Рождество.

Достопримечательности Рима

В Риме такое количество исторических мест и культурных объектов, что не стоит ставить своей целью увидеть всё за одну поездку. Если вы в Риме в первый раз – сосредоточьтесь на основном, а останется время – отдохните, посидите в кафе, прогуляйтесь по магазинам, ведь Вечный город это не только памятники с музеями, но и атмосфера.

Многие достопримечательности Рима можно осмотреть совершенно бесплатно: собор Святого Петра, Пантеон, руины форумов вдоль улицы Fori Imperiali, памятник Виктору Эммануилу II, фонтан Треви, парк виллы Боргезе, площадь Навона, Испанская лестница…

Самые популярные места Рима с платным входом: Колизей, Палатин и Римский Форум, музеи Ватикана, Капитолийские музеи, галерея Боргезе, Национальный римский музей (термы Диоклетиана, палаццо Массимо, палаццо Альтемпс, крипт Бальба).

Как не стоять в очередях на вход?

Из популярных римских достопримечательностей очереди всегда бывают в собор Св. Петра, музеи Ватикана, Колизей, Палатин и Римский Форум, галерею Боргезе. Эта проблема может быть решена предварительной записью, покупкой билетов онлайн или достаточно знать небольшие секреты посещения того или иного объекта.

Собор Святого Петра

Главный Католический собор находится в Ватикане. Бесплатный вход со стороны площади Святого Петра. В течение дня очередь то увеличивается, то уменьшается. В собор нельзя входить в открытой одежде (в шортах, коротких юбках, с обнаженными плечами), убедитесь что вы одеты соответственно, чтобы зря не стоять очередь. По средам в cоборе Святого Петра проходит аудиенция папы римского, поэтому туристам в этот день лучше сходить куда-нибудь ещё, а тем, кто хочет попасть на аудиенцию, надо записываться заранее.

Пройти в собор Святого Петра без очереди и получить аудиогид можно по карте OMNIA Vatican & Rome Card (подробнее в разделе ) или купив онлайн билет с экскурсией . Внутри собора есть еще одна очередь за билетами на купол и смотровую площадку. Тур на купол Святого Петра включает приоритетный вход в собор и подъем на лифте.

Музеи Ватикана


Уникальная коллекция искусства, собранная Католической церковью и Сикстинская капелла с росписью Микеланджело, ежедневно приводят к стенам Ватикана тысячи посетителей. Многие не ожидают увидеть огромную очередь за билетами, разворачиваются и уходят или стоят по 2-4 часа. Попасть в музеи Ватикана без очереди можно вместе с или, как сделали мы, купить билеты онлайн .

Билеты продаются на официальном сайте Ватикана или на Ticketbar (на русском языке в рублях). При бронировании надо выбрать день и время посещения, ввести персональные данные всех участников. После оплаты кредитной картой на указанный e-mail приходит ваучер с QR-кодом. Вместе с билетом высылается информация как доехать до музеев Ватикана с картой (10 минут пешком от станций метро Ottaviano или Cipro).

На месте нужно пройти с правой стороны от очереди на вход и предъявить свои билеты вместе с удостоверением личности. Билеты сканируют с распечатки или электронных устройств, в кассах выдают обычный билет, платить ни за что уже не надо. Попасть в музеи Ватикана без очереди также можно, купив OMNIA Vatican & Rome Card . Музеи Ватикана бесплатно открыты последнее воскресенье месяца до 14:00 (вход до 12:30), заранее записаться нельзя, поэтому очередей в этот день не избежать.

Колизей, Палатин, Римский Форум

Эти археологические достопримечательности находятся под открытым небом в самом центре Рима, бывшего когда-то центром мировой цивилизации. Для посещения всех трех объектов продается комбинированный билет сроком действия 2 дня. Купить отдельный билет, например, в Колизей, нельзя. В то время, как большинство туристов стоит длинную очередь за билетами к Колизею, в Палатине очереди вообще может не быть.

Мы купили билет в кассах Палатина за 15 минут (в ноябре), в первый день посетили по нему Колизей, во второй – Палатин и Римский Форум. Если вы располагаете временем, сделайте также, поскольку территория очень большая. Существует ещё несколько способов попасть в Колизей, Палатин и Римский Форум без очереди: купить билеты онлайн , приобрести туристические карты Roma Pass или OMNIA Vatican & Rome Card .

Онлайн билеты без очередей

Галерея Боргезе

Художественное собрание, принадлежавшее влиятельной семье кардинала Боргезе, включает произведения Караваджо, Рафаэля, Тициана, Рубенса, скульптуры Бернини и других признанных мировых мастеров. Попасть в галерею можно только по предварительной записи. Билеты продаются онлайн (сбор за бронирование €2). Посещение музея проводится сеансами по 2 часа, с 9:00 до 19:00. Если все билеты раскуплены, можно придти за несколько минут до начала сеанса, есть небольшая вероятность, что кого-то из записавшихся не будет и вы займете его место.

Осмотреть все главные достопримечательности Рима можно на автобусном туре с аудиогидом , на маршруте 9 остановок.

Туристические карты Рима

Roma Pass 48 hours . Действует 48 часов (2 дня) с момента начала использования. Включает: бесплатный вход без очереди в 1 первый музей или архитектурный памятник по выбору, предоставляет скидки на остальные объекты из списка, бесплатный проезд на общественном транспорте. В Колизее есть специальный турникет для прохода без очереди с Рома Пасс.
Купить онлайн

OMNIA Vatican & Rome Card 72 hours . Срок действия 72 часа (3 дня). Включает:

  • бесплатный вход в музеи Ватикана, аудиогид по Собору Святого Петра
  • вход на 2 из 6 самых популярных объекта по выбору (Колизей, Римский Форум и Палатин, Капитолийские музеи, галерея Боргезе, Национальный музей, Замок Святого Ангела)
  • быстрый проход в Собор Святого Петра, музеи Ватикана, Колизей
  • поездки на туристическом автобусе hop-on-hop-off в течение 3-х дней
  • проезд на общественном транспорте
  • путеводитель по Риму
  • скидки на посещение более 30 достопримечательностей и музеев Рима

OMNIA Vatican & Rome Card 24 hours . Ватикан и Рим на 24 часа: приоритетный вход в музеи Ватикана и Сикстинскую Капеллу, аудиогид в собор Святого Петра, автобус hop-on-hop-off.
Купить онлайн

Rome Tourist Card . Карта без временного ограничения! Включает:

  • трансфер из аэропорта Чампино или Фьюмичино и обратно
  • вход без очереди в собор Святого Петра + аудиогид
  • билет в Колизей, Палатин и Римский форум + аудиогиды
  • 20% скидка на входные билеты в основные музей Рима (по желанию можно добавить музеи Ватикана и Сикстинскую Капеллу)
  • скидки на другие достопримечательности, музеи, велосипедные туры и экскурсии

Rome Day Pass . Дневной пропуск для тех, кто приплывает в круизный терминал Рима.
Включает:

  • билет в обе стороны на поезде Чивитавеккья из порта Рима до станции Святого Петра
  • билет в Колизей
  • билет на автобус hop-on-hop-off на 24 часа
  • 20% скидка на входные билеты в музеи/достопримечательности Рима

Национальные музеи и археологических памятники Рима открыты для бесплатного посещения во время недели культурного наследия (середина апреля), в середине мая, когда проходит «Ночь в музее» и в первое воскресенье каждого месяца.


5 необычных музеев Рима стоит посетить, если вы уже достаточно исследовали Вечный город и хотите увидеть что-то новое.

Рим – это город-музей под открытым небом, по которому можно гулять бесконечно, разглядывая бесплатные «музейные» экспозиции: античные руины, площади, фонтаны, фасады бесчисленных церквей и дворцов. Но не все сокровища Вечного города столь очевидны. Некоторые спрятаны в довольно необычных и даже шокирующих музеях . Представляем вам подборку из пяти римских музеев, посещение которых может поразить вас до глубины души, заставит задуматься и даже сделать для себя важные жизненные выводы.

5 необычных музеев Рима:

1. Катакомбы на Аппиевой дороге / Catacombe di Roma

Завораживающие подземные лабиринты-некрополи первых христиан, находящиеся на древней Аппиевой дороге, заставят приподняться над суетой текущего дня и задуматься о том, что смерть – это другое лицо жизни. Древние познакомят вас с ранним утром христианства (только вдумайтесь, это II-V века нашей эры, когда еще существовала единая Римская империя) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

Аппиева дорога (Via Appia Antica ) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизиумом (современный Бриндизи), находящемся на «каблуке» Аппенинского «сапога». В V в. до н.э., когда был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших вдоль Аппиевой дороги. Здесь можно увидеть великолепные усыпальницы и колумбарии (хранилища урн с прахом) римской знати, расположенные над землей. Но интереснее спуститься под землю, где в тоннелях из мягкого туфа, в которых выдолблены ниши в несколько рядов, первые христиане хоронили своих умерших вместе с язычниками – всего более 500 000 человек.

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.

Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto ), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano ), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla ). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

2. Музей душ в чистилище / Museo delle Anime del Purgatorio

Хотите ужаснуться и восхититься одновременно? Посетите одно из самых необычных и странных мест Рима – Музей душ в чистилище . Этот музей находится в ризнице церкви Святого Сердца Иисуса в Прати (), расположенной неподалеку от замка Святого Ангела на набережной Тибра Lungotevere, и тесно связан с ее историей.

Эта небольшая церковь сама по себе достойна вашего внимания, так как она построена в неоготическом стиле, что большая редкость среди римских церквей, и напоминает своим аккуратным видом резную шкатулку из слоновой кости. За внешнее сходство со знаменитым Миланским собором ее даже прозвали «маленьким дуомо Милана» . Но такой она была не всегда – строительство нового, современного нам здания велось с 1908 по 1917 годы.

Строительству предшествовал разрушительный пожар в старом здании церкви, который случился в 1897 году. Но именно этот пожар и стал толчком к появлению столь странного музея: священник Виктор Жуэ заметил за алтарем, что огонь и дым оставили на стене рисунок, похожий на чье-то грустное лицо. По его мнению, это была душа умершего человека, заточенная в чистилище, которая пыталась установить контакт с кем-то живым.

Важно знать, что, по представлениям католиков, чистилище – это промежуточное место между раем и адом, где находятся души, не отягченные смертными грехами и потому не попавшие в ад, но и не жившие в полном соответствии с божьими заповедями, и потому не попавшие в рай. Единственный способ для этих душ покинуть чистилище и попасть на Небеса – через усердные молитвы близких и родных людей , которые все еще находятся на земле.


«Чистилище» – так называется вторая часть «Божественной комедии» Данте Алигьери

Виктор Жуэ, впечатленный увиденным в церкви Святого Сердца, стал путешествовать по всей Европе и собирать свидетельства того, что души пытаются дать о себе знать и выйти на связь с живыми. В музее, созданном на основе его коллекции, можно увидеть библии, молитвенники, одежду, фотографии, дощечки – со странными, необъяснимыми следами, похожими на те, что могут оставить обожжённые огнём руки. Приветы «с того света», от которых мороз по коже и становится не по себе.


Все реликвии в музее подлинные и принадлежали конкретным людям, самые древние из них датируются 17 веком. Как говорится, хотите верьте, а хотите – нет, но зрелище «отпечатков» душ, застрявших в чистилище, где явно не слаще, чем в аду, заставляет задуматься о степени правильности собственной жизни.

Адрес: Lungotevere Prati, 12

Стоимость: бесплатно (пожертвования на нужды церкви приветствуются). Попросите служителя провести вас в музей.

3. Мамертинская тюрьма / Carcere Mamertino

Одно из древнейших строений Рима (гораздо старше и Колизея, и множества соседствующих построек на Римском форуме), восходящее ко временам полулегендарных римских царей, – Мамертинская тюрьма, которая сегодня действует как музей.

Тюрьма находится на Римском форуме, на северо-западном склоне Капитолийского холма, в месте, где проходили народные собрания – комиции. Подземный комплекс тюрьмы состоит из двух помещений. Первое относят к 640-616 гг. до н.э. и временам царя Анка Марция, второе – к 578-534 до н.э. и царю Сервию Туллию, по имени которого стали называть и подземелье – Tullianum. А современное название Mamertinum появилось позже, в Средневековье, и его происхождение связывают с находившимся рядом храмом бога Марса.

Мрачное, тесное, зловонное подземелье тюрьмы , где нечем было дышать и куда не поступал солнечный свет, наводило страх на римских граждан. Заключенные, которых сбрасывали в тюрьму через отверстие в потолке, редко надолго в ней задерживались (длительное тюремное заключение стало применяться только во времена поздней Империи). Многие умирали еще до суда или официальной казни из-за истощения, удушения (отсутствия достаточного количества кислорода) и пыток.

В этой тюрьме томились враги римской Республики, причем не только представители вражеских государств, но и «пятая колонна», как сказали бы сейчас. Среди них – участники заговора Катилины , пытавшиеся захватить власть путем вооруженного захвата. Именно тогда Цицерон произнес свою знаменитую обличительную речь, из которой многим известно выражение «О времена! О нравы!».

Христианская традиция приписывает этой тюрьме и других известных заключенных – Святых Петра и Павла , которые находились здесь в ожидании казни. В бывшей тюрьме, которая, начиная с IV века, стала местом паломничества христиан, установили алтарь с перевернутым крестом, придающий всему помещению немного жутковатый вид.


Однако перевернутый крест на самом деле является отсылкой к Святому Петру, так как Петр, он же первый Папа Римский и основатель Римской католической церкви, был распят головою вниз по его же собственной просьбе (он посчитал себя недостойным смерти Христа).

Больше о таинственных символах и знаках христианства можно узнать на нашем квесте

В 16 веке над бывшей тюрьмой построили церковь Сан-Джузеппе-дей-Фаленьями в честь Святого Иосифа, покровителя плотников. Вход в тюрьму с надписью Mamertinum расположен в нижней ее части.

Адрес: Via del Clivio Argentario, 1

Стоимость: полный билет – 10 евро, льготный – 5 евро (для детей до 6 лет бесплатно)

4. Музей другого в другом месте Метрополица / Museo dell Altro e dell Altrove di Metropoliz (MAAM)

Хотите увидеть другой Рим? Рим за пределами каноничного имиджа города античности и барокко? Кажется, что в Вечном городе с его почти 2800-летней историей не может найтись места современному искусству, но оно здесь присутствует сразу в трех музеях. Два из них (MACRO и MAXXI) – это полноценные музеи с выставочными экспозициями в специально оснащенных зданиях, а вот третий необычен даже на фоне своих собратьев. Это не музей, а, скорее, художественное пространство, где переплетаются реальная жизнь со всеми ее неприглядными сторонами и искусство , которое объединяет и лечит, дает возможность самовыражения для всех без ограничений по социальному статусу.

Название у него тоже необычное – Музей другого в другом месте. Все началось в 2009 году, когда несколько семей итальянцев и мигрантов из Марокко, Судана, Эритреи, Перу и Украины поселились на заброшенной фабрике по производству салями, находящейся в мультикультурном и многоэтническом районе Рима Тор-Сапиенца. Люди, не имевшие крыши над головой, нашли на фабрике свой дом, который начали обживать и постепенно превращать в художественное пространство , покрывая стены и потолки рисунками и граффити.


В 2011 году, чтобы защитить обитателей фабрики от выселения, антрополог Джорджо де Финис призвал построить «арт-баррикады», пригласив ведущих художников и граффитистов со всего мира, которые нашли в MAAM возможность для самовыражения и работы без ограничений.

Сегодня здесь можно увидеть более 500 рисунков, граффити и инсталляций , некоторые из них принадлежат известным современным художникам, таким как Микеланджело Пистолетто.


Так благодаря искусству и совместным действиям множества неравнодушных людей бывшая скотобойня превратилась в «другое место», где было защищено право на жизнь, творчество и свободу. Вавилонская башня в этом конкретном случае не рухнула. Наоборот, здесь, как нигде, ощущается пронизывающее всех нас единство, несмотря на разницу культур, языков и мировоззрений.

Адрес: Via Prenestina, 193

Открыт по субботам с 11.00 до 17.00. Предварительно нужно отправить запрос на посещение [email protected] или на

В каждой туристической поездке, в частности в Италию, наступает такой миг, когда нужно соприкоснуться с высоким искусством, а не всего лишь загорать на пляжах. Тут поможет подборка десяти наилучших музеев. Галереи Рима , обязательные к посещению, также в данном материале. Лучше отправляться в музеи во второй половине дня, когда туристический поток слегка ослабевает.

Громадный комплекс музеев (Musei Vaticani), расположившихся на территории Ватикана. Содержит в себе 54 галереи Рима, среди которых Апостольская библиотека, станцы Рафаэля, Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело.

Музей образован папой Юлием II в 1506 году. Первым экспонатом повезло стать скульптурной группе «Лаокоон и сыновья». Лучше посещать Ватикан лишь с профессиональными гидами. Рекомендуется еще прочитать .


Капитолийские музеи

Галереи Рима Капитолийских (Musei Capitolini) находятся в 3-х Капитолийских дворцах – Сенаторов, Консерваторов и палаццо Нуово. Начало музейной коллекции было положено папой Сикстом IV, который подарил в 1417 году римскому народу античные статуи из бронзы. В настоящее время в палаццо Консерваторов находится богатое собрание античных экспонатов, наиболее ценный из них – оригинал Капитолийской волчицы.


Новый дворец может похвастать уникальными мозаиками с виллы императора Адриана.

Национальная галерея античного искусства

Национальная галерея античного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica) – еще одна из лучших галерей Рима располагается во дворцах Барберини и Корсини. В первом находятся такие великие творения, как рафаэлевская «Форнарина» и «Юдифь и Олоферн» рук Караваджо, еще множество полотен Тициана и Эль Греко. Во втором – тоже Караваджо, Рубенс и Брейгель.

На территории Виллы Джулия (Villa Giulia) располагаются галереи Рима музея этрусского искусства с любопытными экспонатами материальной культуры исчезнувшей цивилизации.

Особенно большие размеры у экспозиции, посвященной заупокойному культу этрусков. Само здание в прежние времена было летней резиденцией римских пап. Рекомендуется почитать про самые красивые виллы и дворцы Рима.

Галерея Дориа Памфили

Галерея Рима – Дориа Памфили (Galleria Doria Pamphilj) – частная галерея с внушительным собранием предметов искусства. Лучше всего представлена итальянская живопись 17-го века – полотна Рафаэля, Тициана, Караваджо. Еще потрясает коллекция мраморных рельефов работы Дюкенуа.


Палаццо и галерея Спада

В частную коллекцию еще одной галереи Рима – Спада (Palazzo e Galleria Spada), имеющей отношение к 17-у столетию, входят работы Тициана, Гвидо Рени, Рубенса и прочих выдающихся мастеров Ренессанса. Любопытная достопримечательность дворца – Перспектива Борромини, являющая собой постепенно сужающийся коридор. 60-сантиметровая фигура всадника, расположенная в узкий конец коридора, смотрится так, будто достигает среднего человеческого роста!

Галереи Рима: Национальная галерея современного искусства

Рим не имеет дефицита в образцах античного искусства. Но наступило время как-то продемонстрировать и современное! Для данной цели поблизости со прославленной виллой Боргезе был возведен выставочный зал, где в 1915 году открыли Национальную галерею современного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Moderno) – тоже являющейся одной из лучших галерей Рима.




Top