Народ чукчей жизнь и обычаи. Какие чукчи на самом деле






Основные праздники, традиции и обычаи чукчей связаны с семьёй, с хозяйством, с бытом, с главными промыслами.

Праздник «байдары»

Праздник «Кильвей»

Обычай при возвращении оленей с летних пастбищ.

«Рождение ребёнка»

Возвращение охотников с удачного промысла.

Все праздники включали в себя: состязания в беге, борьбе, стрельбе, прыжки на батуте изготовленного из шкуры моржа, гонки на оленях и собаках.


Байдары

  • Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.


Праздник Кита

Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном – хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.



Кильвей

Праздник оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, а женщины в это время разжигали костер. Огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. А во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, которая предназначалась детям, женщинам и старикам.



Спасибо за внимание

Корепанов Захар 5б класс.

Жители тундры спасают гостей от мороза с помощью голой жены

Что мы слышали о чукчах и вообще о северных народах, кроме анекдотов? Да практически ничего! Однако есть люди, которые досконально разбираются в теме. В частности, ученый с мировым именем, профессор Сергей АРУТЮНОВ, член-корреспондент РАН, который вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, на Кавказе, а также на Крайнем Севере и в Сибири, в том числе на Чукотке. Хотя и анекдоты - тоже информация!

«Чукча, сходи в душ, помойся!» - «Нельзя, однако! Горе будет! Первый раз помылся - война началась. Второй раз помылся - Сталин умер. Совсем
горе!»
Загнали все-таки чукчу в душ. Через пару минут радостный возглас: «Ура! Рубашка нашел!» - «Где?!» - «Под фуфайкой была!»
- Сергей Александрович, почему именно про чукчей столько анекдотов?
- По той же причине, что в Индии рассказывают анекдоты про сикхов, в Великобритании - про шотландцев, а по всей Европе - про бельгийцев. В человеческой природе выбирать себе какую-нибудь жертву для насмешек. При том, что все понимают - эти народы ничем не хуже прочих. Кстати, у чукчей тоже есть анекдоты про русских. Например такой. Приезжает молодой русский впервые на Чукотку. Его принимают, естественно, с водкой - одну бутылку выпивают, вторую, третью... Наконец, он спрашивает: «Как стать на Чукотке своим?» - «Надо переспать с чукчанкой и пожать лапу медведице». Русский, шатаясь, выходит. Возвращается к утру, весь изодранный: «Ну, с медведицей я переспал, теперь давайте чукчанку - я ей руку пожму!» А вообще, чукчи очень гостеприимные люди и тоже готовы посмеяться над собой.

Что вас больше всего потрясло в обычаях северных народов?
- Я этнограф, ко всему привычный. Но случались и забавные моменты. Очень памятно одно из посещений чукотской семьи лет 50 назад. Пришли мы в ярангу, жилище чукчей. В ней холодно, так что по центру - еще и меховой полог из оленьих шкур...
- А под ним тепло?
- Конечно! Люди так нагревают пространство своим дыханием, что раздеваются до белья. Кочевые чукчи очень любят шелковое белье. И не красоты ради, а потому что в нем не заводятся вши - часто мыться при таких условиях проблематично.
Так вот - сидим, ждем угощения. А тут малыш заплакал - захотел на горшок. Хозяйка снимает с него теплый меховой комбинезон, пеленочку из высушенного моха и дает возможность облегчиться в деревянное блюдо. Затем это блюдо выставляет за полог - в холодное пространство яранги, где собаки. Несколько секунд - и собаки все это слизывают до блеска. Хозяйка возвращает блюдо и совершенно спокойно начинает резать на нем холодную оленину. Ее-то мы и ели, запивая чаем. Кстати, она не забыла тщательно протереть чашки полотенцем... Справедливости ради скажу, что сейчас, конечно, ситуация с гигиеной изменилась кардинально.

Мухомороеды

Чукча говорит русскому:
- Отгадаешь, сколько у меня оленей, обоих отдам!
- Два.
- Ух, шаман!
- В одном из интервью вы говорили, что чукчи не признают грибов.
- Да, они брезгуют ими, называют испражнениями дьявола. Связано это в первую очередь с тем, что грибы - угроза потерять оленей. Олени все время испытывают белковое голодание. А гриб - источник этого самого белка. Так что если на пути оленей попадется грибное место - все, стадо больше не соберешь, оно просто разбредется. Поэтому по мере приближения к грибным местам чукчи начинают орать, кидать палки, натравливать собак - словом, делать все, чтобы стадо проскочило мимо как можно скорее.
- Но к одному грибу они все же испытывают почтение.
- Если вы имеете в виду мухомор, то да. У чукчей мухомор распространен как галлюциноген. А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству». Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными!
- И в наши дни подобное происходит?
- Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40. А уж дедов-мухомористов и подавно хватает! Как в наше время - не знаю. Все-таки за последние годы выросло новое поколение с более урбанизированной, городской ментальностью. Практически все получают среднее образование. Хотя свою чукотскую психологию они, безусловно, сохраняют.
- А в чем она состоит, эта психология?
- Не напрягаются. Ни в чем. В том числе в сексуальных отношениях.

Одна на двоих

Русский попросил у чукчи в долг шкуры песца для продажи. Тот дал. Второй раз попросил - дал. Видит чукча - в третий раз к нему идет русский. Он говорит: «Жена, скажи, что я на охоте, а то опять будет шкуры клянчить!» А сам - под кровать. Русский заходит, жена и говорит: «Он на охоте!» - «Как жаль! А я деньги принес с процентами. Ну, давай отметим сделку!» Выпили они, и в постель. А чукча лежит под кроватью и думает: «Деньги забрать надо, русского застрелить надо, жену поколотить надо. А я, как назло, на охоте!»
- Как чукчи в принципе относятся к сексуальной близости?
- Достаточно легко. Скажем, раньше частенько бывало, что заблудившийся в тайге человек набредал на кочевье. Как его спасти от переохлаждения? Голого гостя клали с голой женой хозяина дома. А там уж - как пойдет... Кстати, в 1977 году таким же образом была спасена от верной смерти пловчиха из США, которая переплывала с американского острова на советский в районе Берингова пролива. Ее отнесло течением в сторону, она очень замерзла. И русская врачиха, знакомая с жизнью чукчей, разделась и залезла к ней в один спальный мешок. Все обошлось.


В фольклоре женщины-чукчи часто спят с русскими. Насколько вообще чукотская женщина может быть привлекательна для белого мужчины?
- Среди них много симпатичных, по нашим меркам. Недаром все полярные исследователи имели в любовницах или временных женах представительниц северных народов. Например, легендарный американский адмирал Роберт Пири, который в начале ХХ века впервые достиг Северного полюса, имел в «полевых женах» эскимоску. В архивах сохранилась ее фотография в обнаженном виде, весьма эффектная женщина. А затем к Пири приехала его законная жена Жозефина. Дамы встретились и вполне меж собой поладили.
- Ну а в принципе, насколько важна для чукчей супружеская верность?
- У эскимосов в Канаде и на Аляске до сих пор есть традиция меняться женами, когда летом они семьями разъезжаются на охоту. Это происходит обычно между друзьями и очень часто по инициативе женщин. У нас в советское время все же довлела коммунистическая мораль, поэтому чукчи никогда не афишировали подобное поведение. Но тамошние женщины очень горды и свободолюбивы. Знавал я одну чукотскую семью. Его звали Робтон, он был китобой и пьянчуга. И вот его бесконечное пьянство надоело жене по имени Ани.
- Значит, так, - сказала она. - Я тебе жена, буду стирать подштанники, класть траву в торбоза (такие меховые сапоги), чтобы ты не замерз, но как от мужа от тебя толку нету. Поэтому в такое-то время уходи, а ко мне будет приходить завмаг.
Тот вроде смирился. Но когда завмаг был у Ани, Робтон пришел и сказал ему: «Путилка давай!» Бутылка водки, в смысле. Тот дал. Он второй раз приходит: «Давай путилка!» И тут к ним в коридор выскочила разъяренная Ани. «Кто тебе дал право меня за бутылку покупать?!» - крикнула она завмагу. А мужу так сказала: «Я свободная женщина и сама решаю, с кем спать!» С этими словами она полоснула его по носу полукруглым ножом для разделки мяса. И тот, прижимая кончик носа, побежал к фельдшеру. Еле ему этот нос пришили. Вообще, не редкость, что у чукчанок есть любовники, и мужья к этому относятся спокойно.

Как евреи

Чукча разбогател и купил автомобиль. Через месяц его спрашивают: «Ну как?» - «Хорошо, однако! Только олени очень устают и крыша скользкая, все время падаю!»
- Сергей Александрович, есть ли богатые чукчи?
- В советское время на китобойных и песцовых промыслах чукчи могли заработать в год тысяч по восемь. А то и больше! По советским меркам - огромные деньги. Но таких ударников было немного, да и они все пропивали. Ситуация несколько изменилась при Горбачеве. Во время борьбы с алкоголизмом было сделано много глупостей, но для Крайнего Севера это было благодеяние. Ведь физиология чукчей такова, что пьянеют они с первой рюмки. Потеряв возможность свободно пить, они так приподнялись! И бытовая техника появилась (у тех, кто в поселках жил), и на курорты ездить начали.

Знакомый чукча рассказывал: «Был в Крыму. Понравилось, только очень жарко - плюс 13 - 15 градусов!» А еще он купил «Москвич». Правда, ездил из своего поселка на рыбалку только примерно раз в неделю, и то в сезон - километров 12. «А в тундру как же?» - спрашиваю его. «У нас снегоходы для этого покупают, но многие до сих пор на собаках». - «Почему?» - «А вдруг пурга и ты надолго там завязнешь? Уедешь на 12 собаках, вернешься на четырех. Восемь пойдут на корм оставшимся и сам поешь. А снегоход съесть нельзя!»

А с приходом капитализма появились «новые чукчи»?
- Есть и сейчас непьющие ребята, кто зарабатывает два-три миллиона рублей в год. В основном на рыбалке. Как-то один знакомый эскимос мне попытался объяснить, чем они отличаются от чукчей. «Знаешь, для нас чукчи -как для русских евреи. Они по сравнению с нами более пронырливы, коммерчески удачливы, хитры». Однако «новый чукча» никогда не появится. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Но у каждого племянники, двоюродные братья, дяди... «Так много получаешь, а нас не угощаешь!» - вот что слышит преуспевающий чукча. И - угощает, так принято. Покуда деньги не кончатся.
- А сколько всего эскимосов?
- Их больше ста тысяч, хотя в России живет всего 1800. Но есть еще более малочисленные народы. Например уильта - их на Сахалине осталось всего 300 человек. Или энцы - всего 250 на Таймыре.

Вы - большой радетель за малые народы. Что государство может сделать для тех же чукчей? Больше опекать их? Или, наоборот, не мешать?
- Не мешать, не лезть! Я считаю, было бы правильно поместить их в резервацию. И это вовсе не ущемление. Наоборот! В Америке при въезде в индейскую резервацию объявление: «Пересекая красную черту, вы соглашаетесь подчиняться всем решениям местного племенного совета!» Если посмотреть на карту США, она, как сыпью, покрыта территориями резерваций. Там - свои законы. Если, конечно, не дай бог, происходит какое-то запутанное убийство, расследование будет вести сотрудник ФБР. Но всю «бытовуху» разбирают местные органы. Разумеется, каждый волен выбирать - жить ему со своими или в другом месте.
- Но для чего это нужно? Чтобы чукчи сохранили свою самобытность?
- В первую очередь, чтобы обрели самоуважение и выжили. И тогда вполне вероятно, что и с пьянством, которому подвержены девять десятых чукчей, будет наконец покончено.

В. Богораз, "Чукчи":

Целомудрие не считается необходимым качеством идеальной невесты. И действительно, в чукотском языке нет слова для выражения этого понятия. Нет даже слова "девушка". Существует только одно слово - ŋəusqət ("женщина"), в сочетаниях с другими словами также - ŋəw ŋaw, ŋe ŋa. Название anra-ŋaw - "особо (живущая) женщина" - употребляется для каждой девушки, не имеющей в данное время мужа: для девушки, вдовы или разводки. Для выражения понятия "целомудрия" можно употребить только описательную форму: jep ajaakə̄len ("ещё не бывшая в употреблении"). Чукчи вообще - как мужчины, так и женщины - весьма чувственны. "Это лучшая вещь на свете" (ьnan-tam-vaьrgn), - с уверенностью говорили мне о половой жизни все поголовно.
...
Положение внебрачных детей ничем не отличается от положения "законных". Чукчи говорят: "Если уж ребёнок родился, мы рады ему". В районе реки Сухого Анюя я видел одну семью, состоящую из старика-отца, немолодой уже дочери и четырёх взрослых сыновей. Сестра была значительно старше братьев. С тех пор как умерла мать, лет пятнадцать тому назад она вела всё хозяйство. В детстве отец сделал её "основным наследником" стада. Во время моей встречи с этой семьёй два брата уже были женаты, и у каждого сбыло по ребёнку. У девушки же был пятнадцатилетний сын. Этот мальчик был объявлен "основным наследником" стада. Он должен был унаследовать старейшее оленье тавро, которым была помечена основная часть стада.
...
Групповой брак

У чукоч существует обычай группового брака. В брачную группу входят иногда до десяти супружеских пар. Мужчины принадлежащие к такому брачному союзу, называются "товарищи по жене" - ŋew tumgьt. Каждый из "товарищей по жене" имеет право на жён всех других "товарищей по жене", но пользуется этим правом сравнительно редко, лишь тогда, когда он приезжает в стойбище к такому товарищу. Тогда хозяин уступает ему своё место в спальном пологе. Он старается уйти на эту ночь из дому, например, идёт к стаду. После такого посещения хозяин начинает обычно подыскивать причины для поездки на стойбище "товарища по жене", чтобы, в свою очередь, воспользоваться своим правом.

Такой брачный союз большей частью заключают хорошо знакомые люди cū-tumgьt - "взирающие друг на друга (товарищи)", соседи и родственники. Двоюродные и троюродные братья чаще всего бывают связаны узами группового брака. Родные братья, напротив, никогда не вступают в такой союз. В старину такая форма брака служила, очевидно, связью между членами родственной группы. С течением времени в такой союз стали вступать и другие люди, связанные не родством а только дружбой. Обряд, сопровождающий заключение группового брака, как бы предназначен для придания союзу характера связи между родственниками. Люди, входящие в групповой брак, совершают помазание кровью и жертвоприношение сначала в одном шатре, потом в другом. После этого они считаются принадлежащеми к одному огню, что делает их родственниками по мужской линии.
...
Свадебный обряд

Наиболее важной частью свадебного обряда у оленных чукоч является помазание жениха и невесты кровью оленя, принесенного в жертву. Этот обряд проводят к шатре жениха или же, если он становится приемным зятем, в шатре невесты. Обряд сравнительно прост: жених идет к тестю и уводит невесту к себе. Невеста, которую сопровождают ее ближайшие родственники, едет на собственных оленях. Процессия приходит к шатру жениха. Оленей распрягают. Маленькие санки, на которых перевозят шатровые жерди, ставят позади шатра на то место, где обычно приносятся жертвы. Нарты жениха и невесты ставят по обеим сторонам, на некотором расстоянии. Потом убивают жертвенного оленя для помазания. Приносят жертвы закату и рассвету и производят другие кровавые и бескровные жертвоприношения. На нарты кладут деревянные огнива и связки охранителей. Затем производят ва и связки охранителей. Затем производят помазание жениха и невесты кровью убитого оленя. Помазание делается также одним или двумя членами семьи жениха, чтобы невеста не чувствовала себя одинокой. При этом жених и невеста наносят на свои лица семейные знаки жениха. Тем самым невеста отказывается от своей семьи, от своего очага и родства и переходит к другому очагу и родству. Далее невеста мажет оленьей кровью нарты и "кормит" костным мозгом домашние священные предметы. Она подходит к очагу, обрызгивает его жертвенной кровью, берет с него горсть золы и трет ее между ладонями. Она говорит, обращаясь к очагу: "Nьmelew qatvarkьn! (Живи хорошо со мною").

Через несколько дней, иногда через две или три недели, совершается вторая часть свадебного обряда – alarantourgьn ("путешествие из-за скуки"). Молодожены, сопровождаемые несколькими родственниками, едут на стойбище тестя. "Мы думаем, - говорили мне чукчи, - что молодая жена может соскучиться по старому. Пусть она съездит и посмотрит на него снова". Для этой поездки не берут оленей, на которых невеста приехала к жениху. Она едет теперь на оленях мужа и ведет с собой много оленей в подарок родителям. Этот подарок называется rinkur. Чукчи настаивают, что это является подарком, а не выкупом, так как его дают по окончании свадебного обряда. Число оленей не установлено. Если семья жениха бедна, то она дает только одну упряжку, то есть двух оленей. Обычно полагается дарить две или три упряжки. В число оленей, предназначенных для подарка, могут входить телята, но они должны быть объезженными, годными для упряжки, словом - то, что у чукоч называется gitli-qəjuut ("жадные телята"), то есть телята, жадные к человеческой моче. Как известно, приручение оленей у чукоч основано на пристрастии оленей к человеческой моче. Кроме оленей, молодожены берут с собой колобки из толченого мяса – любимое лакомство чукоч. Число этих колобков соответствует числу оленей, хотя порою число колобков в два и три раза больше. Согласно чукотскому семейному и семейно-групповому укладу жизни, молодому мужу помогают подбирать оленей для подарка его ближайшие родственники. Но помощь эта добровольная. Обычно один или два родственника по мужской линии (kьrŋe-tumgьt – "родственники по линии быка-производителя") или родственники по свойству (takalgьt – "свояки") дают по одному или по два оленя. Не полагается принимать помощь более, чем от двух человек. Остальных оленей дает сам жених. Вместе с оленями родственники посылают и соответствующее число колобков, а иногда даже в два или три раза больше. Эти колобки имеют символическое значение. Если, например, кто-нибудь из родственников хотел бы послать двух или трех оленей, но в данное время не в состоянии сделать это, он посылает только колобки. Этим самым он берет на себя обязательство все-таки доставить оленей отцу невесты. Кроме колобков, привозят также и другие чукотские лакомства, как, например, замороженный мозг из ножных костей, в общем фунтов до десяти, головной мозг, также замороженный, языки, куски жирного мяса. Приезжая на стойбище жены, молодожены снова совершают помазание, нанося на лицах семейные знаки жены. Жена приносит жертву очагу своего шатра. Затем начинается пиршество, в течение которого съедается вся привезенная провизия. На следующий день молодожены возвращаются домой. Здесь они снова повторяют обряд помазания и намазывают на лица семейные знаки мужа. Покинув таким образом свой родной очаг и семейные знаки помазания, жена наконец связывает себя с новым очагом и окончательно становится членом новой семьи.

По языку оседлые чукчи также отличаются от оленных. Язык последних близок к корякскому и лишь незначительно отличается от него. Оседлые же чукчи хотя и понимают корякский язык, но имеют свой собственный, разделяющийся на четыре наречия и совершенно отличный от корякского.

Что касается Бога , то они верят, что в небе живет божество, которое раньше находилось на земле, последнему они приносят жертвы ради того, чтобы оно удерживало земных дьяволов от причинения людям вреда. Но они, кроме того, приносят жертвы с той же целью и самим дьяволам. Однако их религиозные понятия очень несвязные. Можно скорее впасть в заблуждение, расспрашивая об этом чукчей, чем наблюдая собственными глазами за их жизнью. Однако можно утверждать, что они больше боятся дьяволов, чем доверяют какому-нибудь высшему существу.

Что касается жертвоприношений , то оленные чукчи приносят в жертву оленей, а оседлые - собак. При закалывании они берут в пригоршню кровь из раны и бросают по направлению к солнцу. Часто встречал я таких жертвенных собак на берегу моря, лежащих головой к воде, со шкурой, оставленной только на голове и ногах. Это дар оседлых чукчей морю ради его умиротворения и получения счастливого плавания.

Их шаманы шаманят к ночи, сидя в своих оленьих юртах в темноте и без особой одежды. Эти действия надо рассматривать как зимнее времяпрепровождение в часы досуга, которому, между прочим, предаются и некоторые женщины. Однако не все умеют шаманить, а только некоторые из оленных чукчей и несколько больше из оседлых. В этом искусстве они отличаются тем, что умеют во время своих действий отвечать или заставлять отвечать других измененным или чужим глухим голосом, чем они обманывают присутствующих, изображая, как будто дьяволы собственными устами отвечали на их вопросы. При болезнях или других обстоятельствах, когда к ним обращаются, шаманы могут так направлять воображаемые предсказания духов, что последние всегда требуют в жертву одного из лучших оленей стада, который и становится их собственностью с кожей и мясом. Голову же такого оленя выставляют напоказ. Бывает, что некоторые из шаманов набегаются по кругу в трансе, ударяя в бубен, а затем, чтобы показать свое умение, надрезают себе язык или дают колоть себя в тело, не щадя своей крови. У оседлых чукчей я встречался с фактом, по их словам не столь редким, что мужчина-шаман, полностью переодевшись в женскую одежду, жил с мужчиной в качестве доброй хозяйки.

Их жилища называются ярангами. Когда чукчи летом и зимой остаются дольше на одном месте, то яранги имеют больший объем и соответствую числу пологов, вмещающихся в них, что зависит от количества родственников, живущих вместе. Во время перекочевок чукчи разделяют ярангу на несколько более мелких частей, чтобы легче было ее установить. Для своих теплых пологов чукчи используют шесть или восемь, а зажиточные до 15 оленьих шкур. Пологи представляют собой неровный четырехугольник. Для входа приподнимают переднюю часть и вползают в полог. Внутри можно стоять на коленях или согнувшись, поэтому в нем только сидят или лежат. Нельзя отрицать, что даже в простых пологах при самом большом холоде можно сидеть голыми, согреваясь от тепла лампы и от испарений людей.

В противоположность ярангам оленных чукчей яранги оседлых покрыты моржовыми кожами. Теплые пологи оседлых чукчей плохие, и в них всегда есть насекомые, так как чукчи не могут часто обновлять пологи, а иногда вынуждены пользоваться и уже брошенными.

Чукчи-мужчины носят короткие волосы . Они смачивают их мочой и режут ножом, как для того, чтобы освободиться от вшей, так и для того, чтобы волосы не мешали при борьбе.

Что касается одежды мужчин , то она плотно прилегает к телу и теплая. Чукчи обновляют ее большей частью к зиме. Чукчи носят обычно штаны из тюленьих шкур, реже из обработанной оленьей кожи, с исподними штанами, большей частью из шкур молодых оленей. Носят они также штаны, сшитые из кусков кожи с волчьих лап, на которых даже остались когти. Чукотские короткие чулки сделаны из тюленьих шкур и чукчи носят их шерстью внутрь, пока не холодно. Зимой же они носят чулки из длинношерстного камуса. Летом носят короткие сапоги из тюленьих шкур волосами внутрь, а против сырости - из оленьих шкур. Зимой носят большей частью короткие сапоги из камусов. В качестве стелек в сапогах чукчи используют сухую мягкую траву, а также стружку от китового уса; без таких стелек сапоги никакого тепла не дают. Чукчи носят две меховые кухлянки, нижняя остается у них на всю зиму.

Голову чукчи часто оставляют непокрытой все лето, осенью и весной, если только позволяет погода. Если же они хотят прикрыть голову, то носят повязку, спускающуюся на лоб с оторочкой из волчьего меха. Также защищают чукчи голову малахаями, поверх малахая надевают, особенно зимой, капюшон, который закругленно лежит поверх плеч. Носят их, однако, более молодые и зажиточные мужчины, чтобы придать себе более красивый вид.Еще носят некоторые чукчи на голове вместо малахаев содранную с головы волка шкуру с мордой, ушами и глазницами.

При дождливой погоде и сыром тумане, который бывает у них большую часть лета, чукчи одевают поверх своей одежды дождевики с капюшонами. Эти дождевики представляют собой сшитые поперек четырехугольные кусочки тонкой кожи от кишок китов и имеют вид мешка в складку.

Зимой свою одежду чукчи вынуждены выколачивать каждый вечер колотушкой, вырезанной из рогов, перед входом в юрту, чтобы очистить ее от снега. Колотушку они возят с собой в нартах. В своей облегающей и хорошо закрывающей все части тела одежде чукчи не боятся никакого холода, хотя из-за жесточайших у них морозов, особенно с ветром, они отмораживают себе лицо.

Занятия мужчин у оленных чукчей весьма ограниченны: наблюдать за своим стадом, охранять животных ночью и днем, гнать во время перекочевок стадо за поездом, отделять упряжных оленей, вылавливать последних из круга, запрягать оленей, загонять оленей в корали, курить табак, разводить слабый огонь, выбирать удобное место для перекочевок.

Однолетних оленей, которых чукчи предназначают для упряжки, они кастрируют различными довольно примитивными способами. При забое сосунков осенью у самок еще три-четыре дня имеется немного молока. Молоко чукчи принесли нам в завязанной кишке. Доят они самок высасыванием, так как другого способа доения не знают, а это способ снижает вкус молока. Также приучают чукчи своих ездовых оленей к моче, как и коряки. Напиток этот олени очень любят, дают себя им приманить и этим приучаются узнавать своего хозяина по голосу. Говорят, если умеренно поить оленей мочой, то они становятся выносливее при перекочевках и меньше устают, почему чукчи возят с собой большой таз из кожи, чтобы в него мочиться. Летом оленей мочой не поят, так как у них нет к ней охоты. Зимой же олени так сильно хотят пить мочу, что их надо удерживать от ее употребления в большом количестве в то время, когда женщины выливают или выставляют сосуды с мочой рано утром из своих яранг. Двух чрезмерно напившихся мочой оленей я видел в таком опьянении, что один из них был похож на дохлого,.. а второго, который сильно вздулся и не мог стоять на ногах, чукчи потащили сначала к огню, чтобы дым разжал ему ноздри, потом привязали его ремнями, зарыли до головы в снег, царапали ему нос до крови, но так как все это нисколько не помогло, то они его закололи.

У чукчей стада оленей не так многочисленны, как у коряков. Коряки также умеют лучше охотиться на диких оленей и лосей. Что касается стрел и лука, то они у чукчей всегда при себе, но ловкостью попадания они не обладают, так как почти никогда не упражняются в этом, а довольствуются тем, как выйдет. Занятия оседлых чукчей составляют главным образом охота на морских животных. В конце сентября отправляются чукчи на охоту на моржей. Они убивают их так много, что даже белые медведи не в состоянии за зиму их всех пожрать. На моржей чукчи идут вместе по несколько человек, бегут на них с криком, бросают при помощи бросалки гарпун, в то время как другие тянут за прикрепленный к гарпуну ремень длиною в пять саженей. Если подраненному животному удается уйти под воду, чукчи настигают его и добивают в грудь железными копьями. Если чукчи закалывают животное на воде или если раненое животное бросается в воду и там околевает, то они берут только его мясо, а скелет остается большей частью с клыками и погружается вводу. Между тем можно было бы вытащить скелет с клыками и обменять на табак, если бы чукчи не жалели на это труда.

На медведей охотятся они с копьями и утверждают, что белых медведей, за которыми охотятся на воде, легче забить, чем бурых, которые значительно поворотливее.

Об их военных походах . Набеги свои чукчи направляют главным образом против коряков, вражду с которыми еще не могут забыть, а в прежние времена выступали против юкагиров, которые с их помощью почти уничтожены. Цель их - грабеж оленей. Нападения на яранги противника начинают всегда на рассвете. Одни бросаются арканами на яранги и стараются их разрушить, выдергивая стойки, другие в это время колют копьями полог яранги, а третьи, подъехав быстро на своих легких нартах к стаду, делят его на части и угоняют.

Ради той же цели, то есть грабежа, переезжают оседлые чукчи на своих байдарах в Америку, нападают на стойбища, убивают мужчин и забирают женщин и детей в качестве пленных; в результате нападения на американцев получают они частично и меха, которые они обменивают у русских. Благодаря продаже американских женщин оленным чукчам и прочим торговым сделкам оседлые чукчи превращаются в оленных и могут иногда кочевать вместе с оленными, хотя со стороны последних никогда не пользуются уважением. Встречаются также у чукчей коряки и единичные юкагиры в качестве работников. Чукчи женят их на своих бедных женщинах; а оседлые также берут зачастую в жены пленных американок.

Волосы женщины заплетают по бокам в две косы, которые они большей частью связывают концами сзади. Что касается их татуировки , то татуируют женщины железными, частью трехгранными иглами. Удлиненные куски железа прокалывают над лампой и придают форму иглы, опуская острие в вываренный и смешанный с жиром мох от ламп, затем в протертый с мочой графит. Графит, которым чукчи натирают нитки из жил при татуировке, они находят в изобилии кускам и на реке поблизости от их стойбища Пуухта. Татуируют иглой с выкрашенной нитью, в результате чего чернота остается под кожей. Несколько опухшее место намазывают жиром.

Еще до десяти лет татуируют они девочек сначала в две линии - вдоль лба и по носу, затем следует татуировка на подбородке, затем - на щеках, а когда девочки выходят замуж (или около 17 лет), татуируют снаружи предплечья до шеи различными линейными фигурами. Реже обозначают татуировку у женщин на лопатках или на лобке.

Женская одежда облегает тело, опускается ниже колен, где и завязывается, образуя как бы штаны. Надевают ее через голову. Рукава у нее не сужаются, а остаются свободными. Они, как и вырез, оторочены собачьим мехом. Эту одежду носят двойной, поверх упомянутой одежды носят чукчи широкую меховую рубаху с капюшоном, доходящую до колен. Надевают ее в праздники, при поездке в гости, а также во время перекочевок. Они надевают ее шерстью внутрь, а более зажиточные носят еще и вторую - шерстью наружу.

Занятия женщин : забота о съестных припасах, обработка шкур, шитье одежды.

Их пища - от оленей, которых они закалывают поздней осенью, пока эти животные еще жирны. Чукчи сохраняют мясо оленей кусками про запас. Пока живут на одном месте, коптят мясо над дымом в своих ярангах, употребляют мясо и мороженым, разбивая его на маленькие кусочки на камне каменным же молотком. Костный мозг свежий и замороженный, жир и язык считают они самыми вкусными. Также используют чукчи содержимое желудка оленя и его кровь.Из растительности чукчи используют ивы, которых здесь имеется два вида. У ив того и другого вида сдирают они кору корней, реже кору стволов. Они едят кору с кровью, китовым жиром и мясом диких животных. Вареные ивовые листья сохраняют в тюленьих мешках и едят зимой с салом. Для выкапывания разных корней пользуются женщины мотыгой из моржового клыка или куском оленьих рогов. Также собирают чукчи морскую капусту, которую едят с кислым салом, кровью и содержимым желудка оленей в вареном виде.

Брак у чукчей . Если сватающийся получил согласие родителей, то он спит с дочкой в том же самом пологе; если ему удается завладеть ею, то тем самым брак заключен. Если же у девушки нет расположения к нему, то она приглашает к себе на эту ночь нескольких своих подружек, которые борются с гостем женским оружием - руками и ногами.

Корячка иногда заставляет своего ухажера страдать продолжительное время. Жених в течение нескольких лет напрасно старается достигнуть своей цели, хотя и остается в яранге, таскает дрова, сторожит стадо и не отказывается ни от какой работы, причем другие, чтобы испытать жениха, дразнят его, даже бьют, что он терпеливо переносит, пока момент женской слабости не вознаграждает его.

Иногда чукчи допускают половые отношения между детьми, которые растут у родителей или родственников для дальнейшего вступления в брак. Чукчи как будто не берут себе больше четырех жен, чаще по две или три, а менее зажиточные удовлетворяются одной. Если умирает жена, то муж берет ее сестру. Младшие братья женятся на вдовах старших, но брать старшему вдову младшего - противоречит их обычаям. Бесплодную жену чукчи вскоре выгоняют без всяких претензий со стороны ее родственников, и часто встречаешь молодых еще женщин, которые таким образом доставались уже четвертому мужу.

При родах чукотские женщины никакой помощи не имеют, и, говорят, нередко при этом умирают. Во время менструации считают женщин нечистыми; мужчины воздерживаются от общения с ними, считая, что от этого получаются боли в спине.

Обмен женами . Если мужья сговорятся таким образом скрепить свою дружбу, то спрашивают согласия жен, которые не отказывают им в их просьбе. Когда обе стороны таким образом договорились, спят мужчины, не спрашиваясь, вперемешку с чужими женами, если они близко живут друг от друга, или когда приходят друг к другу в гости. Обмениваются своими женами чукчи большею частью с одним или двумя, однако случаются примеры, когда они получают подобное родство одновременно с десятью, так как их жены, по-видимому, не считают такой обмен нежелательным. Зато женщины, особенно у оленных чукчей, реже оказываются склонными к измене. Они обычно не терпят чужих шуток на этот счет, принимают все всерьез и плюют в лицо или дают волю рукам.

Коряки не знают такого обмена женами; они ревнивы и измену мужу наказывали когда-то смертью, теперь - только изгнанием. Дети чукчей при таком обычае повинуются чужим отцам. Что же касается взаимного питья мочи при обмене женами, то это вымысел, поводом к которому могло послужить мытье лица и рук мочой. Во время скудных осенних перекочевок такой гость часто приходил к нашей хозяйке, причем муж ее тогда отправлялся к жене последнего или спал в другом пологе. Оба они мало церемонились, и если хотели удовлетворить свои страсти, то выпроваживали нас из полога.

Оседлые чукчи также меняются между собой женами, но оленные не меняются женами с оседлыми, также оленные не женятся на дочерях оседлых, считая их недостойными себя. Жены оленных никогда не согласились бы на обмен с оседлыми. Однако это не препятствует тому, чтобы оленные чукчи спали с женами оседлых, на что их собственные жены не смотрят косо, но оленные чукчи не разрешают оседлым делать то же самое. Еще предоставляют оседлые чукчи своих жен чужеземцам, но это не доказательство их дружбы к ним и не из желания получить от чужеземцев потомство. Это делается из корысти: муж получает пачку табаку, жена нитку бус на шею, несколько ниток бисера на руку, а если хотят роскошествовать, то еще и серьги, и тогда сделка заключена.

Если мужчины-чукчи чувствуют приближение смерти , они чаще велят себя заколоть - обязанность друга; как братья, так и сыновья не огорчаются его смертью, скорее радуются, что он нашел в себе достаточно мужества не ожидать женской смерти, как они выражаются, а сумел уйти от мучений дьяволов.

Труп чукчи одевают в одежду из белого или пятнистого меха оленей. 24 часа труп остается в яранге, и, прежде чем его оттуда вынесут, пробуют несколько раз голову, поднимая ее, пока не находят ее легкой; а пока голова тяжелая, им кажется, что покойник забыл что-то на земле и не желает покидать ее, почему ставят перед покойником кое-что из еды, иголки и тому подобное. Труп они выносят не через дверь, а рядом с ней, поднимая край яранги. При выносе покойника один идет и выливает на дорогу оставшийся жир из лампы, которая горела 24 часа у трупа, а также краску из коры ольхи.

Для сжигания труп отвозят за несколько верст от яранги на возвышенность, перед сжиганием вскрывают его таким образом, что выпадают внутренности. Это делают, чтобы облегчить сжигание. В память о покойнике обкладывают место, где сожгли труп, в форме овала камнями, что должно напомнить фигуру человека, в изголовье и к ногам кладут по более крупному камню, из которых верхний лежит на юг и должен изображать голову. Оленей, на которых отвозили покойника, тут же на месте закалывают, поедают их мясо, обмазывают головной камень снизу костным мозгом или жиром и оставляют рога в той же куче. Каждый год чукчи вспоминают своих покойников; если чукчи стоят в это время поблизости, то они на этом месте закалывают оленей, а если далеко - едут ежегодно на это место от пяти до десяти нарт родственников и знакомых, добывают огонь, бросают в огонь костный мозг, причем говорят: "Ешьте это", угощаются сами, курят табак и кладут на кучу очищенные рога.

Чукчи скорбят о своих умерших детях. В нашей яранге незадолго до нашего приезда умерла девочка; мать оплакивала ее каждое утро перед ярангой, причем пение сменял вой.

Чтобы еще кое-что добавить об этих туземцах , скажем, что чукчи чаще среднего роста, но не так редко встречаются чукчи, рост которых достигает шести футов; они стройные, сильные, выносливые и доживают до глубокой старости. Оседлые в этом отношении мало уступают оленным. Суровый климат, жестокие морозы, которым они постоянно подвергаются, их частью сырая, частью слегка подваренная пища, которая у них почти всегда в изобилии, и физические упражнения, от которых они не уклоняются почти ни на один вечер, пока позволяет погода, их немногочисленные занятия дают им преимущество силы, здоровья и выносливости. Среди них не встретишь жирного брюха, как у якутов.
Эти мужчины храбры, когда им противостоит масса, меньше боятся смерти, чем трусости.
В общем, чукчи свободны, занимаются обменом, не думая о вежливости; если им что-либо не нравится или предлагаемое в обмен кажется слишком незначительным, то они с легкостью плюют на это. В воровстве они достигли большой ловкости, особенно оседлые. Быть вынужденным жить среди них - это настоящая школа терпения.
Чукчи кажутся любезными и услужливыми и требуют взамен все, что видят и хотят; они не знают того, что называется свинством; они отправляют свою нужду в своих пологах, и что самое неприятное при этом - они принуждают и чужеземцев, часто даже с толчком, сливать мочу в чашку; они давят вшей зубами наперегонки со своими женами - мужчины из штанов, а женщины из волос.

Чукчи — в наши дни их численность составляет немногим более 15 тыс. человек — населяют крайний северо-восток России, Чукотку. Название этого далекого арктического края означает в переводе «земля чукчей». Русское слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» — «богатый оленя ми». У чукчей тысячелетняя история. Их далекие предки пришли в Арктику из центральных районов Сибири, когда на месте Берингова пролива существовал обширный перешеек, соединявший Азию и Америку. Так часть жителей Северо-Восточной Азии перешла по «Берингийскому мосту» на Аляску. В традиционной культуре, обычаях и праздниках чукчей прослеживаются черты, сближающие их с индейскими народами Северной Америки, и, конечно, http://zateyniki-spb.ru/novogodnie-prazdniki/ded-moroz-i-snegurochka-na-dom.html там мало кто хочет.

Праздник байдары

Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу. Есть душа у моря, есть — у байдары, лодки, обтянутой моржовой кожей, на которой еще и сегодня бесстрашно выходят в океан морские арктические зверобои. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники устраивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге — традиционному жилищу чукчей, — и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.

Праздник кита

В конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд примирения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. «Это не охотники убили вас! Камни скатились с горы и убили вас!» — пели, обращаясь к китам, чукчанки. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных.

На празднике кита непременно приносились Жертвы Кэрэткуну — хозяину всех морских зверей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных. Кульминацией праздника было опускание в море китовых костей. В морской воде, считали чукчи, кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты.

Праздник молодого оленя (Кильвэй)

Так же торжественно, как у береговых жителей праздник кита, отмечался в континентальной тундре Кильвэй — праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя — это еще и прощание перед долгой разлукой.




Top