Названия произведений достоевского. Что написал Достоевский? Произведения Федора Михайловича Достоевского - краткий обзор

Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»

Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.

Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.)
- Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко»)
- Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)

Какое слово является ключевым? Почему?

(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)

Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.

Каково построение стихотворения?

Как строится первый абзац?

(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)

тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.

Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.

Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.

Но Тургеневу как будто мало этого слова "одинаково". ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов. Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)

Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» - обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.

«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)

Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?

(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)

И опять многоточия. Их роль?

(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.)
Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.

«Близнецы» Ф.Тютчев

«Близнецы» Фёдор Тютчев

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг.

Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.

Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.

Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь - «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».

Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.

Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.

«Близнецы», анализ произведения Тургенева

Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.

Стихотворение «Близнецы» оптимистичным назвать сложно. Напротив, оно пронизано чувством разочарования, которое усиливается к финалу. В споре, как известно, рождается истина, но только не в таком, какой запечатлел Тургенев в данном стихотворении.

Близнецы, которые даже внешне похожи как две капли воды, постоянно враждуют. Они готовы обвинять друг друга во многих грехах, забыв библейскую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В данном случае абсурдность агрессивного поведения близнецов подчеркивается тем, что безыменные персонажи стихотворения являются «ближними» не в широком понимании этого слова. Они связаны кровными узами родства.

Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Чтобы доходчиво передать читателю свое негодование действиями близнецов, Тургенев не жалеет слов с эмоционально-экспрессивной окраской: ненавидели, корчились, пылали, сверкали, грозились, вырывались, искривленных, непримиримых, жутко… Понятно, что такая лексика не может смягчить вражду, а способна лишь усугубить проблему. Но автор и здесь верен своему выбору и готов к хирургическим методам.

Чувство антагонизма между ближайшими родственниками Иван Тургенев усиливает с помощью тире в первом абзаце. Этот знак препинания визуально похож на разделительную черту, которая разводит родных людей по разные стороны их жизненных баррикад.

В стихотворении речь идет о самых близких родственниках, но его идею стоит рассматривать шире. Тургенева волновали не только плохие отношения между близнецами, но и между чужими людьми. На склоне лет писатель особенно остро чувствовал разобщенность русского общества.

Урок 35 СТИХОТВОРЕНИя В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»

Цел и: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.

Методические приемы. чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание подготовленных ответов учащихся по вопросам 5, 7 (с. 223).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Вспомните, что называется стихотворением?

– Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе – тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)

Учител ь. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом. И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!

2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

– Как вы понимаете начало? (Читая первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о» – «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» – это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)

– Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (н аписано 2-стопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый (о, а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).

3. Работа по учебнику.

1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».

– Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)

– Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)

2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

– Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (о твет в заглавии. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)

4. Знакомство учащихся со стихотворением «Воробей».

Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…»

1) Анализ стихотворения по схеме.

Стихотворение проецируется на экран.

– Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

1) Тема. Основной сюжет.

2) Главная мысль.

3) Главный герой.

4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?

5) Средства художественной выразительности, использованные
писателем.

2) Чтение стихотворения учителем.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах – главная мысль стихотворения. Воробей – главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный, искаженный вид. Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип . он замирал . он жертвовал собою! Собака – громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие эпитеты (героическая птица) . эмоционально окрашенные сказуемые: упал камнем, замирал, жертвовал собой и т. п.

3) Самостоятельная работа (составление простого плана этого стихотворения).

– Составьте простой план этого стихотворения в прозе.

1) Возвращение с охоты.

2) Собака чует дичь.

3) Воробышек на дороге.

4) Подвиг старого воробья.

5) Его ужас, трепет.

6) Сила любви побеждает.

8) Только любовью держится жизнь!

5. Краткое сообщени е о стихотворении «Голуби».

Та же тема и в стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого холма, автор заметил, что птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада, надвигались. И вдруг по синеве тучи что-то замелькало; «ни дать ни взять белый платочек или снежный комок». «То летел со стороны деревни белый голубь» и «потонул за лесом». «Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка… два белых голубя». Буря сорвалась. «…под навесом крыши… рядышком сидят два белых голубя… и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда».

– «И мне хорошо, глядя на них…» Как объяснить, чему он рад. (Тому, что голуби вместе. Автора не гложет зависть. На душе у него стало теплее, радостнее. Такой человек достоин счастья. И он обретет его!)

Выво д. «Стихотворения в прозе» трогают поэтичностью картин, трепетностью авторского слова. Да, это стихотворения, хотя и в прозе, благодаря присущей им ритмичности (ритм – повтор тех или иных сходных групп слогов по долготе и краткости, по ударности и безударности), лексико-синтаксическим повторам, интонационной экспрессии, подчеркнутой авторским тире и отточием. («Нахохлились оба (голубя) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…» Хоть я и один… один, как всегда».)

6. Работа по стихотворени ю «Порог (сон)». (На каждую парту учащимся раздается текст стихотворения с заданием.)

– Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?

– Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Порог (сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему у героини нет имени? Как переданы мысли и чувства автора?

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

– О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что тебя ожидает?

– Знаю, – отвечает девушка.

– Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

– Отчуждение полное, одиночество?

– Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

– Не только от врагов – но и от родных, от друзей?

– Хорошо. Ты готова на жертву?

– На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто. никто не будет даже знать, чью память почтить.

– Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

– Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову.

– Знаешь ли ты, – заговорил он наконец, – что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою молодую жизнь?

– Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

– Святая! – пронеслось откуда-то в ответ.

– Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание, аллегорическое. Порог – решение и одновременно такой коренной перелом в жизни, что с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не дает героине имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», то есть голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» – слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.

V. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание: попробовать самим сочинить стихотворение в прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Послушать стихотворение Тургенева Близнецы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Близнецы

Небольшой рассказ Тургенева «Близнецы» был написан им в феврале 1878 года. К сожалению, во время жизни писателя, оно не увидело свет, а появилось позже. Произведение входит в последний сборник писателя «Стихотворения в прозе».

В сборнике, кроме рассказа «Близнецы», содержатся и многие другие, не менее, интересные произведения. И в каждом своём произведении писатель рассказывает о личном жизненном опыте, повествует о собственных взглядах и размышляет, привлекая читателя поразмышлять вместе с ним. Разумеется, здесь же присутствует в некотором роде скепсис, пессимизм, боль и нетерпимость к разнообразным порокам, свойственным человеку.

Само произведение «Близнецы» нельзя назвать строго позитивным, даже наоборот. В большей мере оно пронизано чувством некоторого разочарования, а ближе к завершению, это чувство только многократно усиливается. Бытует мнение, что в споре обычно рождается истина, но в произведении Тургенева «Близнецы» все не так.

«Близнецы»

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
- Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко.
Февраль 1878

Как можно понять из рассказанного, близнецы внешне похожи, как две капли воды. Тем не менее они постоянно конфликтуют друг с другом. Споры между ними – привычное дело. Они готовы обвинять друг друга в любых смертных грехах и совершенно забывают про одну важную библейскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Действующие персонажи произведения – абсолютно безыменные, а их агрессивное поведение лишь подчеркивается тем, что «ближними» в полном понимании этого слова они не являются. Единственное, что их связывает между собой – кровные узы.

Вполне естественно, если бы родные люди не конфликтовали между собой, а всегда находились в равновесии и готовы бы были оказать друг другу поддержку. Но у этих близнецов все сложилось иначе. Подобная проблема кажется неразрешимой, в том числе и для самого Тургенева и тогда он решает поступить весьма радикально, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию. Он берет за руку одного из близнецов и подводит его ближе к зеркалу. Таким образом он пытается дать понять одному из близнецов, что он, по факту, спорит буквально сам с собой и ни к чему хорошему такой спор не приведет, ведь спорить и осуждать себя – глупо. Образ зеркала в данном случае можно назвать довольно символичным, особенно если вспомнить поговорку: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Тут же можно несколько отвлечься и вспомнить старую «Сказку о мертвой царевне». Там тоже было зеркало, как и во многих других произведениях. Везде зеркало выступает в роли средства, способного открыть глаза действующему персонажу на правду. «Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле.

Анализ произведения


Для того чтобы подчеркнуть агрессивную среду, писатель использует слова, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, вроде: ненавидели, корчились, сверкали и других. Вполне естественно, что подобная лексика никоим образом не сможет смягчить всю проблему между враждующими близнецами. Наоборот, она еще больше отображает сложившуюся ситуацию. Тем не менее автор верен своему выбору и готов к самым радикальным методам, потому как иначе здесь ничего уже не получится исправить.

Автор подчеркивает антагонизм с помощью тире в первом абзаце. Действительно, казалось бы, обычный знак препинания не может создать никакого яркого окраса, но в данном случае, он выступает в роли разделительной черты между двумя близнецами. Знак препинания в буквальном смысле разводит родных людей по разным сторонам баррикад, подчеркивает это, что несмотря на кровное родство, они являются разными людьми.

Удивительно, что Тургеневу удалось создать действительно интригующее произведение, которое заставляет читателя задуматься не только о своем собственном отношении к близким, родным людям, но и подумать о людях чужих. Во втором случае все намного хуже, так как люди привыкли враждовать между собой и совершенно незнакомый человек другому – своеобразный враг, который может в неподходящий момент вставить нож в спину. Об этом и говорит Тургенев в своем произведении – нельзя негативно относиться к людям, не только родным, но и незнакомым.

В первом предложении говорится о споре между двумя близнецами, то есть между ними происходит словесное состязание, борьба, в которой каждый из них пытается отстоять собственное мнение. Второе предложение – сплошная антитеза, противопоставление, так как есть что-то родное, но одновременно с этим и чужое.

Писатель намекает читателю о том, что злоба и ненависть способны разрушить все вокруг, в том числе и самого человека. Интересно то, что, по его мнению, все и заключается в личине человека, его словах, поступках и никак иначе. И с этим нельзя не согласиться.

Подобная тема активно обсуждается во втором абзаце произведения. Тут же можно отметить, что в произведении присутствует огромное множество глаголов. Не секрет, что глагол представляет собой действие. В произведении Тургенева «Близнецы» все так и есть, только здесь глагол подчеркивает разрушительное действие. Которое не несет в себе абсолютно ничего хорошего или позитивного.

Родство и схожесть близнецов в произведении Тургенев подчеркивает словами: «одинаково», «схожие», «те же самые». Эти слова объединяют самих близнецов, их поступки, но в данном случае от такого сходства становится страшно. Это сходство является «яблоком раздора» между двумя родными людьми и главное, чтобы в такой миг рядом находился человек, способный открыть обоим близнецам настоящую личину, показать их истинное лицо.

Заключение

Судя по этому произведению, несложно догадаться, что автор взволнован, ему трудно сдерживать самого себя, он пытается показать читателю, что всегда и при любых обстоятельствах нужно уметь сдерживать свои чувства, эмоции.

Собственно, под конец своей жизни, Тургенев во многом описывает сложность человеческих взаимоотношений, многообразие этого явления и указывает на то, что мир сам по себе может быть весьма противоречив. Всегда рядом будут находиться добро и зло, а от одного к другому буквально один шаг.

«Близнецы» в понимании Тургенева, что описано в одноименном произведении, не только кровные, родные люди. Он использует слова «ближний» и «близнецы», которые являются однокоренными, намекая на то, что все люди близнецы по отношению друг к другу. Было бы неплохо, если бы каждый из нас смотрелся в такое «зеркало» и обращал бы внимание прежде всего на самого себя, а не искал недостатки в ком-то другом.

На склоне своих лет, Тургенев очень остро чувствовал разобщенность русского народа, отношение людей друг к другу и пытался «достучаться» до читателей, чтобы они наконец поняли, как изменить мир вокруг себя и с чего нам всем следует начать.

Сам цикл произведений Тургенева «Стихотворения в прозе» состоит из философских размышлений на тему бытия. Кроме «Близнецов», здесь присутствуют произведения, в которых писатель рассматривает темы человеческого существования, как явления, размышляет о жизни и смерти. Можно сказать, что «Стихотворения в прозе» - своеобразный итог жизни Тургенева. Он переосмысливает здесь все свои произведения. Здесь действительно можно найти много интересного, а самое интересное то, что во всех миниатюрах сборника, в том числе и в «Близнецах», Тургеневу удалось не только заложить огромный смысл в несколько строк, но и передать эмоциональную окраску весьма мелодично, красиво, идеально используя подходящие мысли и слова.

Стихотворение “Близнецы”, вошедшее в сборник “Стихотворений в прозе”, очень характерно для позднего периода творчества Тургенева. Краткий анализ “Близнецы” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Разбор может быть использован на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1878 году, а опубликовали его уже после кончины Тургенева. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – разочарование в человеке, боль от того, что люди полны ненависти друг к другу и никак не могут примириться.

Композиция – терхчастная, произведение имеет вступительную и заключительную части, кульминацию.

Жанр – притча, философская лирика.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы” .

Сравнение – “как две капли воды “.

История создания

Стихотворение “Близнецы” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1878 году, в феврале. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”, опубликованный уже после смерти писателя.

Очень важно рассматривать это произведение в контексте личности Тургенева. На закате своей жизни он стал нетерпимым к человеческим порокам и довольно пессимистичным. Эти качества в полной мере отразились в “Стихотворениях в прозе”.

Тема

Тургенев использует образ близнецов как аллегорию, потому что они не просто родственники – они похожи друг на друга так, как будто смотрятся в зеркало. И при этом они захлебываются от яростной ненависти. Таким образом писатель иллюстрирует главную мысль о том, что люди, которые должны любить ближнего, на самом деле всегда агрессивны и исполнены ненависти. В случае с близнецами эта идея просто доводится до абсурда.

Композиция

Композиция стихотворения – трехчастная. Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти.

Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны.

Развязка наступает, когда лирически герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним – тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.

Жанр

Это философское стихотворение, облеченное в форму притчи – жанр, характерный для его стихотворений в прозе. Образы близнецов – это аллегория, которую Тургенев использовал, чтобы показать общечеловеческую проблему.

Белый стих, который он использовал, делает повествование более простым для восприятия и вместе с тем подчеркивает сходство стихотворения с притчей.

Средства выразительности

Тургенев описывает ситуацию максимально простым языком, употребляя в произведении минимум тропов:

  • Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы” .
  • Сравнение – “как две капли воды” .

При этом особое место занимает рефрен : слово “одинаково” , которое Тургенев использует при описании ссоры близнецов, подчеркивает не только отвратительность происходящего, но и то, насколько поражает лирического героя сама ситуация. Ведь действительно не может не удивлять тот факт, что настолько схожие люди ведут себя так омерзительно, ненавидя и постоянно ссорясь друг с другом. Именно эту мысль и подчеркивает поэт с помощью такого приема, как анафора .

Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева . Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.

Стихотворение «Близнецы» оптимистичным назвать сложно. Напротив, оно пронизано чувством разочарования, которое усиливается к финалу. В споре, как известно, рождается истина, но только не в таком, какой запечатлел Тургенев в данном стихотворении.

Близнецы, которые даже внешне похожи как две капли воды, постоянно враждуют. Они готовы обвинять друг друга во многих грехах, забыв библейскую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В данном случае абсурдность агрессивного поведения близнецов подчеркивается тем, что безыменные персонажи стихотворения являются «ближними» не в широком понимании этого слова. Они связаны кровными узами родства.

Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Чтобы доходчиво передать читателю свое негодование действиями близнецов, Тургенев не жалеет слов с эмоционально-экспрессивной окраской: ненавидели, корчились, пылали, сверкали, грозились, вырывались, искривленных, непримиримых, жутко… Понятно, что такая лексика не может смягчить вражду, а способна лишь усугубить проблему. Но автор и здесь верен своему выбору и готов к хирургическим методам.

Чувство антагонизма между ближайшими родственниками Иван Тургенев усиливает с помощью тире в первом абзаце. Этот знак препинания визуально похож на разделительную черту, которая разводит родных людей по разные стороны их жизненных баррикад.

В стихотворении речь идет о самых близких родственниках, но его идею стоит рассматривать шире. Тургенева волновали не только плохие отношения между близнецами, но и между чужими людьми. На склоне лет писатель особенно остро чувствовал разобщенность русского общества.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Иван Сергеевич Тургенев

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался найти и обозначить путь, который смог бы вывести страну на путь процветания и благополучия. В конце своей жизни автор начинает выпускать стихотворения в прозе. Это, можно сказать, стало его итогом размышлений о себе, о своем творчестве, своей жизни. Произведения Тургенева были насыщены яркими и трогательными чувствами и мыслями.

Произведение "Близнецы" было опубликовано, к сожалению, только после смерти писателя. Стихотворение описывает ситуацию, которая сложилась между двумя близкими родственниками, двумя близнецами. На первый взгляд эти два человека настолько близки, они так похожи внешне и внутренне. Это родные сердца, родная кровь. Оказывается в душе у них слишком много боли и ненависти по отношению друг к другу. Между близнецами происходит некая ссора, сопровождающаяся крупной и сильной бранью у зеркала, это и подчеркивает весь ужас сложившейся проблемы.

Сам по себе мир человеческих отношений настолько сложен и непрост, что иногда сложно определить в нем отрицательные и положительные моменты. Слова автора в произведении направлены все же на чувства любви. Поэт считает, что именно на любовных отношениях между близкими людьми, строится и держится вся дальнейшая жизнь человека. Принято считать, что спор порождает истину. Тургенев описал слишком тяжелую ссору, в которой возникают чувства разочарования, а это в свою очередь усиливает сам конфликт.

Близнецы начинают обвинять друг друга в малейших провинностях и грехах. Они будто забывают в этот момент одну из главных библейских заповедей, что нужно невзирая ни на что, возлюбить ближнего. Родные люди должны в первую очередь помогать друг другу, поддерживать и любить. В данном случае наоборот, родственники слишком сильно, до глубины души прониклись и увлеклись своей враждой. Автор не может ответить, почему же близнецы враждуют. Подводя одного из них к зеркалу, автор дает ему понять, что герой буквально ведет вражду с самим собой. Злоба, засевшая в душах ведущих спор, разрушает не только все вокруг, но еще и разрушает их внутренний мир. Своим произведением писатель пытается донести до нас идею единства, сходства между людьми. Нужно жить в гармонии не только с рядом живущими людьми, но еще и самим собой.




Top