Неизбежность конфликта катерины и кабанихи. 

Драма «гроза» является вершиной творчества известного русского писателя А.Н.Островского. В этой драме происходит столкновение двух женских характеров: Катерины Кабановой и ее свекрови Кабанихи. Но что же такое нравственность? В моем понимании, это не только духовные нормы, согласно которым поступает человек, но и умение быть в ответственности за свои поступки.

Катерина… само имя героини уже говорит нам о многом. В переводе с греческого оно означает непорочная. Но в драме Катерина совершает два тяжелых греха: измену и самоубийство. Почему же, несмотря на это, Островский называет героиню так? Мне кажется, автор хочет показать этим, что героиня искренним признанием искупила свой грех. А оказавшись одинокой в «темном царстве» она не могла больше противостоять ему и единственным выходом для нее казалось самоубийство. Именно в этом мы видим отношение островского к Катерине. Русский критик Добролюбов, очевидно, разделяет мнение автора, ведь он называет героиню «луч света в темном царстве». Внешне Катерина нежная и хрупка, влюбчивая, но по ее действиям мы видим, что она единственная, кто хотя бы пытается возражать Кабанихе, отстаивает свою точку зрения. Островский также выделяет Катерину, подчеркивает ее высокую нравственность: «обманывать я не умею; скрыть то ничего не могу»- со свойственным ей простодушием говорит она Варваре. После признания мужу, Тихону Ивановичу, и отъезда Бориса, который бросает героиню на произвол судьбы, ей ничего другого не остается, как только закончить свою жизнь самоубийством. Катерина уходит из жизни, потому что понимает, что не сможет она больше жить в мире Кабановой, несправедливом и полном лжи.

А что же кабаниха? Она - полная противоположность Катерины. Прозвище, которое Островский дает Марфе Игнатьевне, сразу отталкивает. Нетрудно догадаться, что это человек грубый и жестокий. И действительно, у кабанихи своя система норм, по которым она привыкла жить. В «темном царстве» никто не смеет ей перечить, и в первую очередь ее сын, Тихон Иванович, находится под ее полным контролем. «Точит она его теперь, как ржа железо». Только Катерина не желает мириться с хамством кабанихи, именно поэтому Марфа Игнатьева не упускает случая обидеть и унизить невестку. «ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают»- с презрением прерывает Катерину Кабаниха. Заметно, что между ними назревал конфликт, который выплескивается после признания Катерины в измене. «Матушка! Тихон! грешна я передбогом и перед вами!» после этой горькой правды Катерина не может вернуться в дом, так как понимает, что жизнь ее там будет ужасна. « домой идти? нет, мне что домой идти, что в могилу- все равно»

Так кто же из двух героинь побеждает в нравственном поединке? По-моему,это все-таки Катерина. Она симпатична мне, как человек, честный и раскаявшийся в своих грехах. Конечно,самоубийство Катерины- тяжкий грех, но все-таки ее трагическая судьба вызывает сочувствие, а не осуждение. Кабаниха же жестокий человек, в котором нет ни капли любви и доброты. А ведь именно эти качества как раз и являются основой христианской морали.

(с)Гребенюк Евгения Витальевна

Был ли выход у Катерины Кабановой?

Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, “Николай Павлович в юбке”.

По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.

Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.

Первый и, пожалуй, самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.

Второй путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.

Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.

Четвертый и самый страшный путь - путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.

Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.

Оставался еще один путь - жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!”

Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться...” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть.

Безусловно, Катерина - “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.


Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого «тёмного царства». Катерина – это девушка, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против «тёмного царства» смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один единственный выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть. Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону. Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление набожной дамы на окружающих. Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в «тёмном царстве». Но этого «лучика» на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает. Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите...» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, горение ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис. Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». «У меня уж очень сердце болит»,- говорит Катерина в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог»,- вторит ей народная мудрость. «Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В «Толковом словаре В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины - внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты»,- писал о Катерине - Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: «Это не я, не я: это - Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену». Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна»,- говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...» Катерина умирает удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке - проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим,- таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребята, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».

Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка "тёмного царства". Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – один персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.

Катерина по виду хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая дама, отнюдь не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого "тёмного царства". Катерина – это девица, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выдавался из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против "тёмного царства" смириться и вернуться в жилище Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один один выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет тот самый мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно прочий человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт тот самый не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести ощущение набожной дамы на окружающих.

Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в "тёмном царстве". Но этого "лучика" на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.




Top