Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о вероне пышной. Что мешает их любви

Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте Данилова Галина Александровна

Новости

Сыроежкин так сросся со своим участком, что ничего не хотел менять в жизни: ни выходить на работу, никуда ехать, разбираться с женой и дочерью. Был бы теплый дом, он бы зимовал на участке. Никогда так не радовался каждому посаженному кустику с помидорами, огурцами, ягодами. Он опылял огурцы, кабачки, тыкву, обрабатывал клубнику. Клубники он собрал много и продал пять килограмм. Собирался еще продать огурцы и помидоры. Перец и морковь с картошкой его тоже радовали. Картошку не собирался продавать, это запас на зиму. Старую он доел, а молодая вот-вот должна поспеть. Никогда не думал, что так любит землю, и все, что она дает. Начать бы жизнь сначала - стал жить в деревне, завел скотину, кур, построил теплый дом.

Жена приехала в субботу, привезла новость: звонили с работы, понадобился зачем-то, не объяснили, в чем дело. Сыроежкин хотел узнать, кто звонил, но она не поняла. Разговор был коротким - нужен и все тут. Настроение у него сначала поднялось, а затем упало: а вдруг уволят. Странный какой-то звонок. Если цех заработал, так бы и объяснили.

Вечером, за ужином он вовсе пал духом. «Ты бы хоть поинтересовалась: уволят или оставят. Я в отпуске без содержания. Если уволят, то отдадут трудовую книжку, нужно будет искать работу».

Ты меня упрекаешь, - возмутилась жена. - Поезжай и разбирайся.

А на кого я огород оставлю? Жарища стоит - все сгорит, труды будут напрасны.

Разберешься, в чем дело и вернешься. Завтра вместе поедем, - вдруг жена поднялась и воскликнула. - Смотри, смотри, Открытый приехал, мимо идет. Не мешало бы тебе с ним помириться. Выйди и поговори.

Еще не хватало! - он уставился в окно. - Иди сама и мирись.

Я с ним не ругалась.

Он встал и вышел на улицу. Не зря разведчик появился, ходит, вынюхивает и выслеживает, готовится к новым подвигам. Ночью ничего не устроит, жена здесь. Зато, когда они уедут, может и насолить. В будни его не бывает, но, возможно, кого-то и подошлет. Открытый не знает, что он собирается уезжать. Нельзя, чтобы дача пустовала, можно приехать на пустое место. Как докажешь, если сожгут. А если призовут на работу, придется только в выходные приезжать. Весь урожай погибнет. Он пошел в теплицу, где росли перцы и помидоры. Только привяжешься к этим растениям, а тебя от них отрывают. Что им останется - погибнуть. Он погладил рукой перец и ласково произнес: «милый ты мой».

Они приехали домой поздно вечером, а утром он позвонил в цех. Никто не отвечал. Он поехал на работу, чтобы разобраться.

На проходной был новый вахтер, которого он не знал. Он показал пропуск и направился в цех: закрыт, не работает. Странно, кто же ему звонил. Работал только один цех, который сдали в аренду. Он пошел в административный корпус, к заместителю директора Светлову, с ним были неплохие отношения.

Светлов был на месте. «Садись, Петр Васильевич. Какой ты загорелый, выглядишь неплохо. Отдыхаешь, работаешь?»

На даче живу, огородом занимаюсь, печку одному сделал, подработал, так, работенка мелкая случается. Постоянного заработка нет. Жена, хорошо, работает.

Ты работу себе не ищешь, у нас пока без перемен.

Григорий Петрович, моей жене кто-то позвонил и сказал, чтобы я вышел на работу. Она, чудачка, не спросила, кто звонил, положили трубку. Я приехал, цех закрыт, пришел к вам узнать, в чем дело.

Не знаю, кто тебя вызывал, разбирайся сам. Может, кто-то из рабочих цеха хочет тебе что-то предложить, а жене не стал докладывать. Народ увольняется, идут на биржу труда. Тебе советую подумать.

У меня огород горит, жара, поеду опять к себе. Разберусь, кто звонил и стану думать, что делать. Я же не молодой, чтобы быстро устроиться. Всем молодых подавай.

Ничем не могу помочь, сам кручусь. Если у нас в ближайшее время заработает обвалочный цех, то наберем людей. А ваш в простое. Ты позвони мастеру, может, у него какие к тебе предложения. Иди, Васильевич, разбирайся, не могу тебе помочь.

Вернувшись домой, позвонил мастеру, никто к телефону не подошел. Набрал номер Горячева Виктора, с которым работал, услышал его голос и обрадовался. «Здорово, Виктор, это Петр. Как ты там?»

Привет, рад твоему звонку. Пропал, чем занимаешься?

Живу на даче, стал заядлым огородником, случаются небольшие приработки, будет много картошки, продал пять килограмм клубники. А ты как, работаешь?

Пристроился на время торговать в хозяйственном магазине рабочими инструментами, краской и всякой прочей ерундой, два через два дня. Сегодня дома. У нас нет дачи, сам знаешь. Приходится все покупать.

У меня странная ситуация, слушай, был на даче, приезжает жена и говорит, кто-то звонил, ждут тебя на работе. Я приехал, сходил на завод, цех закрыт, пошел к Светлову, тот ничего не знает. Звонил мастеру, того нет дома.

Борька с семьей на даче живет, дозвониться до него невозможно, связь плохая, - пояснил Виктор. - Не знаю, кто тебе звонил. Странный звонок. На работе нас не ждут. Молодец, что позвонил. Вернешься с дачи - встретимся, пива попьем.

Согласен, пока, Витя.

Когда жена пришла с работы, он равнодушно сказал, что зря приехал. Ходил на работу, там все по-прежнему. Не понятно, кто звонил. Она очень удивилась и расстроилась, была уверена, что он выйдет на работу.

Дома ему было тоскливо, хотя и хорошо, чисто, уютно, жена готовила. Он смотрел телевизор. Но дочь его сторонилась, старалась даже на кухне с ним вместе не ужинать. Он заметил, что она похорошела, в глазах появился таинственный блеск, движения стали женственней. Она углубилась в себя и не хотела общаться и выслушивать отцовские поучения. Он не лез к ней, помалкивал. Пусть гуляет с Сашкой, если он ей нравится. Дочка выросла, ей как в детстве не прикажешь: с этим мальчиком не дружи, на чужом велосипеде не катайся.

Пока он наслаждался домашним уютом, вдруг его осенило: с работы ему никто не звонил, его следовало убрать с участка на время, чтобы опять напакостить. Вернется он на участок, а там дом сгорел или весь урожай собрали, могут и теплицу сломать, перцы вырвать. От таких мыслей он похолодел. Завтра же он отправляется обратно. Вот и странный звонок, жене и в голову не могло прийти, что звонили не с работы. Она и обрадовалась, и полетела на участок, чтобы сообщить радостную весть. На дачах связь плохая с «Билайном», не дозвонишься. Его не радовало, что он дома, он стал собираться. Ничего жене не сказал, чтобы ее не расстраивать. Ночью спал плохо, жена решила, что это его очередная причуда.

Полшестого он встал, жена тоже, помогла ему собраться. Он был мрачным, зачем ей все объяснять. Пусть живет спокойно. Дом подожгут ночью, приедет, а там одни головешки.

В электричке все время посматривал на часы, когда вышел, то почти бежал до садового товарищества. Когда увидел свой серый скромный домик с зеленой верандой, то облегченно вздохнул. Зря себя накручивал, все в порядке. Плохо он думает об Открытом, не такой уж он и злодей, чтобы уничтожить его бедные постройки.

Он открыл калитку, подошел к входной двери и увидел приклеенную бумажку «внутрь не входить - заминировано». Остолбенел, предчувствие не обмануло. Разведчик не дремлет. И как же быть? Входить или нет, шутка это или заминировано. Он положил рюкзак на скамейку, надо бежать к сторожам, они дадут номер полиции. Иногда у них можно и полицейского встретить.

Через десять минут он вошел в бытовку сторожей, там, к его удивлению, сидел полицейский. «Ребята, спасайте, мой дом хотят взорвать, боюсь в него войти, - он подошел к стражу порядка. - Пойдемте, помогите».

Ничего не понимаю, - тот встал. - За такие шутки знаешь, что бывает!

Петр, успокойся, - вмешался сторож. - Чего ты кипятишься. Видел мину?

Не видел, на двери висит бумажка «внутрь не входить - заминировано». Я уезжал на два дня, приезжаю, вижу такое.

Хорошо, пойдем, - полицейский встал и строго на него посмотрел. - Если шутишь, то смотри у меня. Кому ты нужен, мину тебе подкладывать.

Они вышли. «Кого подозреваешь, если тебя пугают?»

Врагов нет, весной меня ограбили, залезли в дом, напакостили и ушли. Возможно эти самые и продолжают гадить, - он не стал говорить об Открытом, у того связи, зачем с ним связываться.

Вы сторожам платите? Они несут ответственность. Если не платите, то я и не пойду. Придется с ними разбираться.

Жена платит. Она следит за этим вопросом, - он испуганно посмотрел на полицейского.

Они вошли на участок, подошли к дому. Полицейский был высокий и полный, Сыроежкин едва доставал ему до плеча. Как же ему повезло, что он застал его. Подошли к двери.

Где бумажка-то? - полицейский смотрел на него, как на дурака.

Вот здесь висела, - Петр Васильевич указательным пальцем дотронулся до того места, где висел листок. Листка не было. - Написано было красным фломастером, - едва выдавил и поник. Стал искать на земле, возможно, улетела, за кустами.

У тебя сегодня какое самочувствие? - спросил холодно и раздраженно. - С утра уже принял дозу? Не похоже.

Какую дозу! Я полшестого вышел из дома, трезвый, как стеклышко. И вчера не пил.

Может и не пил, а глюки начинаются и через несколько дней, если прежде употреблял регулярно. Открывай дверь, фантазер.

Стал открывать дверь трясущимися руками. «А утверждаешь, что не пил. Чего трясешься-то?» - полицейский вошел на веранду, стал осматривать ее. Потом вошел в комнату, тоже проверил, все ли в порядке. «С тобой все ясно. Ты так больше не шути».

Я не шучу, какие шутки! Прости, что побеспокоил. Сам ничего не пойму.

Полицейский ушел. Сыроежкин сел на стул и задумался. Неужели ему померещилось, что за ним следили? Пока ходил, записку убрали. А если мина запрятана? Он выбежал из дома, как бабахнет! Дурак, надо было сорвать записку и отнести. В глазах других он выглядит алкоголиком, стыдно, что сторожа о нем будут болтать, что он совсем отравился пойлом. Он вспомнил, как его баба Маруся молилась «Пресвятая Богородице помоги, спаси и сохрани». Он тоже помолился, собрался с духом и вошел в дом, начал искать мину. Если взрыв произойдет, то убедятся, что не зря вызывал полицейского. Ничего не обнаружив, успокоился. Вера говорит, что Алка стала верующей, это ей от бабки передалось. Бабка говорила - вера от всего спасает. Пусть молится за отца, чтобы пошел на работу. Успокоился, пора заняться делом, огурчики и помидорчики надо полить. Если дочь верующая, то чего ему бояться.

Вячеслав Петрович был счастлив, у старшего сына родился внук, он теперь дедушка. Мальчика назвали Антоном. А него два сына, еще и внук, целых три мужичка. Он ехал на работу в отличном расположении духа. Несмотря на возраст, он влетал в свою комнату, сел и тихо рассмеялся: представил, как будет гулять с внуком, который станет сладко посапывать в коляске, искать сходство, на кого похож… жизнь продолжается.

Раздался звонок, он машинально поднял трубку.

Вячеслав Петрович, здравствуйте, - услышал он голос Шведова. - Вы на месте, зайдите ко мне.

Сейчас зайду, Игорь Михайлович.

Когда он вошел в кабинет, то у Шведова сидел незнакомый человек, лет сорока, сорока пяти, брюнет, спортивного телосложения.

Садитесь, Вячеслав Петрович, - предложил Шведов, голос был напряженный. - Познакомьтесь, это Денис Сергеевич, - наступила пауза, все внимательно смотрели друг на друга. - Беру Дениса Сергеевича на ваше место, соберитесь с духом, - он опять замолчал. - Такого мое решение, а вы пойдете на пенсию. Он хороший, опытный специалист. Введите его в курс дела в течение месяца. Мне было приятно с вами работать, вы честный исполнительный работник.

Откровенно говоря, вы меня очень озадачили, не ожидал, - Вячеслав Петрович не знал, что говорить, радость ушла и стало мрачно на душе.

Успокойтесь, вы человек со связями, я уверен, что всегда найдете себе работу, такие опытные работники нужны, - неуверенно заговорил Шведов. - Нам потребуются ваши способности, как переводчика, тогда мы подпишем контракт с вами. Введите Дениса Сергеевича в курс дела. Я уверен, что он еще не раз будет обращаться к вам за помощью. Простите, у меня на десять назначены переговоры.

Открытый был так потрясен, что даже не мог улыбаться, чего требовал этикет. Они вышли. Что произошло, чем он не угодил? Дело не в возрасте, а в чем-то другом. На его место искали человека, а он и не подозревал, ничего не чувствовал. Они вошли в кабинет. «Садитесь, Денис Сергеевич, вы сегодня останетесь, чтобы начать передавать вам дела?»

Сегодня на пару часов, я работаю в другом месте, уволюсь через неделю, - он растерянно смотрел и застеснялся. - Я вас понимаю, у Игоря Михайловича большие планы, нужно отлично владеть электроникой, у меня два образования.

Давайте начнем с сейфа, - он направился к сейфу и показал код, - здесь наши секретные документы. У меня отличный заместитель, он в курсе всех дел.

Денис Сергеевич встал и начал принимать дела.

Конец сентября, сухо и тепло, земля усыпана опавшими листьями. Солнце ласково греет. Алла сидит на скамейке под старым кленом и ждет Сашу. Он купил абонемент в бассейн и ходит два раза в неделю. Вот-вот он должен появится, и она полна ожидания.

Отец живет на участке, собрал хороший урожай, особенно картошки - большая, как яблоки, продал огурцы, тыквы, ходит за грибами и тоже продает. Мама привозит овощи и закрывает банки. Наварила клубничного варенья и из черной смородины. Отец изменился, присмирел, стал меньше пить. Мама уговорила его, чтобы он не лез в их отношения. Они теперь спокойны - она и Саша. Отец даже назвал Открытого отличным мужиком, только с женой тому не повезло, поэтому и вышло недоразумение с печкой. Но эта шутка ему дорого обошлась. Видно, он чего-то не договаривает. Стал всего бояться.

Открытого уволили с работы, Сыроежкин пошутил, что и разведчик теперь без работы, как и он. Они на равных. Вячеслав Петрович счастлив, что у него родился внук. И Саше намекнул, рожайте детей, когда захотите, дело нужное и серьезное. Алла стала к ним заходить, и они к ней хорошо относятся.

Молитва о примирении родителей помогла. Надо почитать родителей и «благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». За родителей надо всегда молиться, они будут поддерживать детей и радоваться, что они вместе и любят друг друга. Они выпросили примирение. Господь их услышал, как хорошо, что и не передать.

Она встала и пошла к Саше, который появился, помахала ему рукой. Волосы у него были мокрые, она испугалась, как бы он не простудился.

Вечером они собирались в театр, на классику «Ромео и Джульетта». Какой трагический конец у пьесы, зато их родители присмирели и радуются, что дети помирились. Кому от этого плохо. Не у всякой пьесы конец бывает трагический!

1997, 2014 гг.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Как слушать новости? – С намерением Вопрос: Почему рав Барух, как Вы говорили на одной кассете, каждый час слушал последние известия по радио?Ответ: Потому что каббалист страдает вместе с миром и, чутко желая реагировать на свое отношение к Творцу, ищет постоянно

Из книги Развитие сбалансированной чувствительности: практические буддийские упражнения для повседневной жизни (дополненное второе издание) автора Берзин Александр

Хорошие и плохие новости (1) Следуя той же процедуре, мы вспоминаем, как узнавали хорошие новости, например о том, что сдали экзамен. Из-за этого мы, возможно, стали неоправданно самоуверенными или пришли в такой восторг, что недостаточно усердно готовились к следующему

Из книги Отчего вы не буддист автора Кхьенце Дзонгсар

Непостоянство – хорошие новости Будда не был пессимистом или глашатаем дурных вестей. Он был реалистом в отличие от нас, стремящихся уйти от действительности. Утверждая, что все составные вещи непостоянны, он не имел в виду, что это плохие новости: это просто данность,

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

НОВОСТИ ДЛЯ НОВОГО ГОДА "С новым годом, с новым счастьем!" - приветствуем ныне друг друга. Но вдумывался ли кто-нибудь из нас, как это наступающий год может быть новым годом? И откуда возьмется в нем что-нибудь новое? Чем разнится, например, настоящий день от вчерашнего или от

Из книги Мысли о добре и зле автора Сербский Николай Велимирович

Новости дня Новости дня:люди убили русского царя, чтобы жить лучше;люди убили польского президента, чтобы жить лучше;люди убили греческого министра, чтобы жить лучше…Медицина за последнее столетие не сделала больших достижений в хирургии. И политическая хирургия тоже

Из книги 33 способа перепрограммирования организма на счастье и здоровье. Метод "Аватар" автора Блаво Рушель

Новости от Насти Последним действительно оказался Петрович, сославшийся на то, что очень плохо грузился Интернет. Но именно письмо из Вевельсбурга стало нынче вечером определяющим для нас. Писала на этот раз Настя.«Милые мои!Нынче пишу вам я, Настя Ветрова. А пишу потому,

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

III. Павел в Македонии: Тит приносит новости из Коринфа (7:5 -

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

7:5–16 12. Тит приносит новости из Коринфа: «печальное послание» Перед тем как сделать «длинное отступление», посвященное служению Нового Завета (2:14 - 7:4), Павел призвал коринфян «простить и утешить» нарушителя. Своим посланием из Македонии Павел продолжает рассказ о своем

Из книги Бытие: окончательный итог автора Джилл Натан

8:1–9:15 13. Новости Tитa из Коринфа: сбор денег Переход от гл. 7 к гл. 8 знаменуется переменой тона. В предыдущей главе Павел вернулся к переживаниям по поводу радостной встречи в Македонии с Титом, принесшим хорошие новости о реакции коринфян на «печальное послание»,

Из книги Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте автора Данилова Галина Александровна

Новости из Рима В начале мая 2005 года Майкл Полсон писал: Globe упорно пытается добиться разъяснений в Риме относительно рассмотрения апелляций в ватиканской Конгрегации по делам Духовенства… Сначала заместитель секретаря отрицал тот факт, что его служба занимается

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

18 Смешные новости Я был на одной из ваших встреч около месяца назад, и на следующий день я обнаружил себя бесконтрольно смеющимся, когда смотрел, несомненно, трагическую новость.Хорошо, может быть есть предположение, что одним из результатов всего этого является то, что

Из книги автора

Новости Сыроежкин так сросся со своим участком, что ничего не хотел менять в жизни: ни выходить на работу, никуда ехать, разбираться с женой и дочерью. Был бы теплый дом, он бы зимовал на участке. Никогда так не радовался каждому посаженному кустику с помидорами, огурцами,

Из книги автора

1168. Начало печатания Еванг. Истории. Труды по переводу невидимой брани. Новости и поздравления Милость Божия буди с вами! Очень я проштрафился пред вами. Виноват. Молчание хоть очень идет к постному времени, однако ж можно бы обойтись и без этого подвига лености. Однако ж

Из книги автора

1206. Еще о Дуне. О перемене места жительства. Посылка книг, портрета и денег. Новости по замещению архиерейских кафедр. Могут ли монахини читать поучения в церкви Милость Божия буди с вами! Премного утешен вашим письмом, особенно тем, что вы, хотя болите, но дух ваш в

Елена ИСАЕВА

Елена Валерьевна Исаева (Корнеева; 1969) - преподаватель литературы; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина, автор работ по методике преподавания литературы в школе. Живёт в г. Елец Липецкой области.

“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. 2 часа

Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы к уроку:

Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
(У.Шекспир)

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)

Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма - фрагменты из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета - фрагменты из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео и Джульетта».

Ход урока

Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чём же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Беседа с классом

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

(В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.)

Давайте прочитаем пролог.

Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

(Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)

3. Где происходит действие?

(События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.)

4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?

(В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.)

Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».

(Фонограмма.)

5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».

6. Итак, в чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?

(В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду.)

7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У.Шекспира.

(Сюжет - система событий в произведении. Экспозиция - изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. Кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки - пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.)

9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I. Сцена 1)

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье - необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I. Сцена 1)

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I. Сцена 1)

10. Почему герой так отзывается о любви? В чём дело?

(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.

(Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.)

12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

(О возрасте героини мы узнаём из речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”.)

Давайте послушаем отрывок из балета С.Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».

(Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.)

14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.)

(Видеофрагмент из фильма Ф.Дзефирелли «Ромео и Джульетта» - встреча.)

15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Её сиянье факелы затмило…
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

(Акт II. Сцена 5)

16. Что мешает их любви?

(Любви героев мешает вражда их семейств.)

17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

(Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” - говорит Джульетта.

Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Ромео не желал драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла.)

20. В чём видят герои смысл жизни?

(Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.

Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”

Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”)

21. Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

22. Есть ли смысл в гибели героев?

(После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.)

23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

(Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.)

Подведение итогов

Учитель. Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У.Шекспира.





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • учить сопоставлять произведения разных видов искусства;
  • совершенствовать навык анализа драматического произведения;
  • закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”;
  • расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы:

Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.

У. Шекспир

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, DVD-диск с фрагментами фильма Ф. Дзефирелли, Б. Лурмена и мюзикла Ж. Пресгурвик “Ромео и Джульетта”.

Предварительные задания:

  • Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой? Как он ведет себя?
  • Найти и зачитать отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга при первой встрече.
  • Почему автор героиней делает такую молодую девушку?
  • Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
  • Подготовить выразительное чтение сцены объяснения героев ночью в саду.
  • Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
  • В чем видят герои смысл жизни? Почему погибают герои? Есть ли смысл в гибели героев?

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Тема нашего урока - “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”. Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властно время.
В конце XVI века, точнее - в 1596 году, английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству картин и иллюстраций. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли…
Но У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у предшественников; до Шекспира история любви и гибели двух влюбленных из-за стечения случайностей была рассказана древнеримским поэтом Овидием в сборнике “Метаморфозы” (превращения). Героев звали Пирам и Фисба. Итальянские писатели 16 века Луиджи да Порто и Маттео Банделло использовали подобный сюжет в своих новеллах. То есть история была достаточно известна и популярна, но мало кто, кроме специалистов, помнит Овидия и его героев, малоизвестны и новеллы итальянских авторов, а вот героев Шекспира знают все. Имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви. Это “вечные образы” - те, которые стали символами общечеловеческих ценностей.
В чем же секрет шекспировского таланта? Я прошу вас подумать над вопросом, ответ на который вы дадите в конце нашего разговора: “Почему трагедия У Шекспира “Ромео и Джульетта” пользуется такой известностью на протяжении веков, почему она признана великой?”

III. Беседа с классом

1. К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?

“Ромео и Джульетта” - это трагедия. Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.

Учитель: обратите внимание на определение трагического. Трагическое - все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.

2. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.

Учитель: В древности, в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию, только в его пьесе роль хора выполнял один актер.

Учитель читает пролог, звучит музыка (Слайд № 8).

Сейчас прозвучал фрагмент из балета Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”, который называется “Монтекки и Капулетти”.

Какое настроение создает эта музыка?

3. Определите тему трагедии “Ромео и Джульетта”.

Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.

4. Где происходит действие?

События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.

5. С какой сцены начинается действие? Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения? Слайд № 10

Первая сцена - столкновение слуг, в которое вмешивается Тибальт, а потом Бенволио пытается предотвратить сражение. В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льется кровь.

6. Как реагируют на это герцог и жители Вероны? Давайте прочитаем монолог герцога.

Слайд № 11.

Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из мюзикла современного композитора Жерара Пресгурвик «Ромео и Джульетта» (начало - первая ария, драка и речь герцога).

7. В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство преодолело вражду и способствовало примирению семей после трагической смерти героев.

8. Определите конфликт трагедии. Слайд № 12.

9. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Сюжет - система событий в произведении.
Экспозиция - изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.
Завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей. Слайд № 13

10. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки - пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

11. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I Сцена I).

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье - необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I Сцена I).

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I Сцена I).

12. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти.

13. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает:

Еще не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для Вас. (Акт IСцена III)

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери.

14. Вспомните, сколько лет Джульетте?

О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”.

Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведет себя смело и решительно.

16. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.

Учитель: Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание - на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”) . Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира?

17. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне.

18. О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?

Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость.

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

(Акт II Сцена 5)

19. Какая тема звучит в высказывании героини?

Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога.

20. Что мешает их любви?

Любви героев мешает вражда их семейств.

21. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.

22. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе?

Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” - говорит Джульетта.
Им чужда вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.

23. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

Ромео не желал драться с родственником Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла. Их сражение было спровоцировано убийством Меркуцио, за смерть которого Ромео не мог не отомстить.

24. Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео?

Чтоб замуж за Париса не идти,
Я лучше брошусь с башни, присосежусь
К разбойникам, я к змеям заберусь
И дам себя сковать вдвоем с медведем.
Я вместо свадьбы лучше соглашусь
Заночевать в мертвецкой или лягу
В разрытую могилу. Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео.

25. Как ее характеризуют это слова?

Признание героини свидетельствует о том, что она повзрослела, у нее есть мужество и готовность к серьезным поступкам, она готова бороться за свою любовь.

26. Какой способ спасения предлагает ей монах? Чем опасно это средство?

Лоренцо дает девушке снотворное снадобье, которое погружает человека в сон, подобный смерти, чтобы спасти ее от брака с Парисом. Джульетта понимает, что их тайный брак с Ромео может послужить поводом для обвинения монаха, поэтому Лоренцо мог ее отравить, но она все равно пьет из его склянки.

27. В чем видят герои смысл жизни?

Для них высшей ценностью является любовь, поэтому они не могут остаться в мире друг без друга и выбирают смерть. Даже их слова похожи.
Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твое здоровье пью, Ромео!” Ромео перед смертью, выпивая яд, восклицает: “Пью за тебя, любовь!”

28. Почему погибают герои?

Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.

Учитель: Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

29. Есть ли смысл в гибели героев?

После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

30. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти.

31. В чем заключается идея произведения?

IV. Подведение итогов

Учитель: Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. Именно поэтому исследователи часто называют эту пьесу “неправильной трагедией”, так как главные герои погибают, но их идеал сохраняется.
Наверное, очень точно и о героях драматурга и о самом Шекспире сказала в своем стихотворении “Ромео и Джульетта” русская поэтесса XX века Маргарита Алигер.

Высокочтимые Капулетти,
Глубокоуважаемые Монтекки,
мальчик и девочка - ваши дети,
В мире прославили вас навеки!
Не родовитость и не заслуги,
не звонкое злато, не острые шпаги,
не славные предки, не верные слуги,
а любовь, исполненная отваги.
Вас прославила вовсе другая победа,
другая мера, цена другая…
Или все-таки тот, кто об этом поведал,
безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
вообще никогда на земле не бывало…
Но ведь был же Ромео, была Джульетта,
страсть, полная трепета и накала.
И так Ромео пылок и нежен,
так растворилась в любви Джульетта,
что жил на свете Шекспир или не жил,
честное слово, неважно и это!
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
залитый слезами и лунным светом,
поэт не ждет ни богатства, ни славы,
он просто не может молчать об этом.
Ни о чем с человечеством не условясь,
ничего не спросив у грядущих столетий,
он просто живет и живет, как повесть,
которой печальнее нет на свете.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

– Итак, почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью на протяжении многих столетий? (Ответы учеников).

Внимание - на слайд: там лишь небольшой список произведений, созданных под впечатлением от трагедии Шекспира, я думаю, он будет продолжен.

V. Домашнее задание: написать сочинение, выбрав одну из тем:

1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках?
2.“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”
3. Отзыв о трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”.

Галина Данилова

Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

Открытый

Он встал рано, жена еще спала, взял собранные вещи и тихо вышел из комнаты. В ванной побрился, умылся, затем несколько минут рассматривал себя в зеркало, похлопывая по правой и левой щеке, чтобы взбодриться. Утром он любил плотно поесть, поставил воду для пельменей, когда закипела, бросил их и стал резать хлеб с колбасой, насыпал в чашку кофе, стал ждать, когда закипит чайник.

В квартире стояла такая тишина, ему казалось, что он все делает очень громко. Жена спала чутко, могла проснуться в любой момент. Ему не хотелось, начнет ворчать, была раздражительной, часто болела.

Позавтракав, вынул из холодильника бутылку водки и пакет с продуктами. Спустился на лифте, на улице моросил мелкий дождь, было прохладно и зябко. Направился к гаражу, сторож в будке махнул ему рукой и улыбнулся. Остановился около своего гаража, открыл, включил свет. Его голубая Ауди сияла. Машина была чистенькой. Он редко ей пользовался. В распоряжении на службе у него была машина с водителем.

Он выехал из гаража и поехал на дачу, впервые в этом сезоне.

Открытый Вячеслав Петрович, бывший работник МИДа, подполковник в отставке, разведчик службы госбезопасности, а в настоящее время начальник службы безопасности фирмы «Стабильность», ехал на дачу, чтобы договориться с Сыроежкиным Петром Васильевичем, печником, о кладке печи-камина в своём доме.

В фирме «Стабильность» он работал три года. Впервые в жизни он работал в коммерческой фирме. В прежние времена он работал на родину, как он считал. Верил в идеологию своей страны, когда был молодым, был уверен, что все делает верно. Но страна развалилась и пришлось перестраиваться, менять понятия и идеологию, приспосабливаться к другим идеям. Было непросто, но, крути не крути, а жить надо, следовательно, следует менять взгляды на жизнь.

Сейчас он работал на хозяина. Никак не мог понять, чем занималась его фирма, хватались за все подряд: строительство, торговлю, работал отдел по ремонту холодильников, пылесосов, стиральных машин, швейных машин, недавно появился отдел недвижимости, велась еще какая - то мелкая непонятная работа с иностранными партнерами. Кажется, хотели даже строить бензоколонку и искали подходящее место. Недавно узнал, что начали вести переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода.

Сначала его раздражала эта разноплановость, но потом он решил не придавать этому никакого значения, так жить легче. Он уже не разведчик и не собирается анализировать все, что происходит, давать отчеты и заводиться из-за ерунды.

Фирму возглавлял директор Шведов Игорь Михайлович, экономист по образованию, молодой, ему было 37 лет.

Открытый не понимал его подхода к некоторым вопросам, очень хотелось дать совет, он даже пытался, когда вникал в дело, но ему быстро дали понять, чтобы не лез не в свое дело. У молодых совсем иные взгляды, сейчас нужен простор для бизнеса, советоваться они будут со специалистами, а не бывшими разведчиками.

Постепенно он понял, что у молодых другой подход к делу, не стоит лезть со своими советами, а надо добросовестно выполнять свою работу, которую ему поручили и не обращать внимание на все, что происходит в фирме.

Он любил порядок и был требователен к подчиненным. В его подчинении находилось 10 охранников, обслуживающих три структурных подразделения Шведова.

На прошлой недели произошло ЧП. Охранник в гараже, куда поставили на ночь машину директора, обнаружил в ней взрывное устройство, прикрепленное под дверью водителя, у переднего колеса. В час ночи охранник позвонил Открытому и попросил срочно приехать.

Открытый был раздражен, разбудили ночью, что за дела!

Когда приехал на место, охранник все объяснил, Открытый испугался, что могло бы произойти, быстро вызвал МЧС, позвонил Шведову утром и объяснил ситуацию. Тот быстро приехал, пригласил охранника, беседовал с ним без посторонних, поблагодарил, дал деньги в конверте. Напротив, Игорь Михайлович остался недоволен Открытым и жестко сказал, что если что-то подобное еще случится, то он будет уволен.

Проанализировав случившееся, они пришли к выводу, что взрывное устройство кто-то прикрепил вечером, когда машина стояла без водителя, а охранник впустил машину и не стал ее осматривать.

Открытый хотел предложить начать расследование по горячим следам, но его не поняли, не поддержали его инициативы. Шведов ограничился тем, что приказал усилить бдительность и строго следить за всем.

Он боялся показать вид, что напуган. Кто-то сводил с ним счеты, следовало проанализировать и разобраться самому, откуда дует ветер. Кто-то его предупредил.

Открытый обиделся и решил, что ему не доверяют, вероятно, Шведов будет искать сыщиков на стороне. Это его личное дело - пусть платит. Ясно понятно, что не хочет распространяться о своих делишках. Кто-то припугнул Игоря Михайловича. Как удачно сложилось, охранник остановился около машины, у него развязался шнурок, он наклонился, чтобы его завязать и заметил устройство под передней дверью. Если бы взрыв произошел, то парень бы пострадал. Еще не известно, остался бы жив.

Вот такие мысли крутились в голове Вячеслава Петровича, когда он вел машину по пустому шоссе. На душе у него было не спокойно.

Подъехав к даче, не стал ставить машину в гараж, собирался вечером уезжать.

Взял сумки и направился к дому, открыл калитку. Участок выглядел серо, земля была влажной, снег едва сошел, трава и деревья были голыми, вдоль забора росли кусты, двухэтажный дом стоял посередине участка, справа находился сарай, в дальнем конце баня. Открыв дверь, вошел в просторный холл, пахло сыростью и пылью. Он вошел на кухню. Поставил сумки на стол, достал бутылку водки, вынул пакет с продуктами, отрезал полбатона колбасы, взял сыр, батон хлеба, банку шпрот. Он решил сразу же отправиться к Сыроежкину, договорились заранее. К Сыроежкину без бутылки водки лучше не ходить. Перед делом тот любил обмочить «процесс», чтобы лучше пошел.

* * *

Петр Васильевич Сыроежкин жил на даче уже несколько дней. Он ждал Открытого, они договорились о встрече. Он был расстроен. В его дом кто - то залез, выбил окно справа, на веранде. Когда он шел по участку, то ничего не заметил, а когда вошел на веранду, увидел разбитое стекло, стол был перевернут, на полу лежали табуретки ножками вверх, валились газеты, журналы, вещи с вешалки были брошены на пол. Он вошел в комнату, шкаф был открыт и из него были выброшены вещи. Занавески висели на окнах. С улицу ничего не было заметно, что кто-то влез на веранду, поэтому сторож и не заметил случившегося. А то бы позвонил.

Петр Васильевич находился два месяца в административном отпуске, без содержания. Он работал на предприятии в сборочном цехе, который закрыли на три месяца. Он был уверен, что это только начало, что он все лето просидит на даче. Возможно, предприятие закроют и придется искать работу. Им заплатили небольшую компенсацию, вроде пособие по безработице.

Месяц он просидел дома, потом решил поехать на дачу и посмотреть, как там дела.

Не ожидал, что на даче такое случится: стал наводить порядок: убрал с пола выброшенные вещи, поставил стол на середину. Открыв шкаф обнаружил, что унесли две кастрюли, тарелки, заварочный чайник. Из шкафа исчезло постельное белье, но оставили одну простыню и пододеяльник, взяли телогрейку и старое пальто жены.

Зато он обрадовался, что в сарае ничего не взяли, хотя там было, что взять. Кроме лопат, граблей, велосипеда, хороших досок, банок с вареньем и соленьями, там стояла большая бутыль самогона, которой он очень дорожил. Было в сарае и стекло. Стал обмерять на веранде место, где разбили стекло.

Встав на следующий день утром, затопил печку и стал пришивать пуговицу к куртке. За этим занятием его застал Открытый, которого Петр Васильевич поджидал.

Приветствую печника, - робко вошел и оглянулся, - Только не пойму, что-то у тебя не так. Прав я или нет?

Очень даже прав! - Сыроежкин быстро встал и протянул руку. - Ограбили нас бедных. Два дня назад приехал на дачу, а здесь на веранде стекло разбили, вещи выбросили из шкафа, газеты, журналы, табуретки валялись. Но взяли бы, чего нужно, а зачем гадить! И ведь нашли, кого грабить! Можно подумать, что я богач. У богатых есть, чего взять, а меня унесли посуду, не всю, конечно. Телогрейку, пальто и еще там всякую мелочёвку. Получается, что мы бедные, больше всех и страдаем. Что делать нам, бедным, как жить? И зачем эти гады полезли в мой дом?

Богатых тоже грабят и убивают конкуренты, - Открытый смотрел с сочувствием на Сыроежкина.

Садись, Вячеслав Петрович, табуретки не унесли и не сломали. Хорошо мебель не вынесли и не сожгли. Можно сказать, повезло. Что - то их остановило. Залезли сбоку на веранду, сразу и не приметишь, стекло вышибли.

Эта книга из ряда «легкого чтива», здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь влюблена в сына Открытого, решает разлучить молодых. Для чего начинает пакостить «работодателю». Тот в ответ тоже придумывает мелкие, но не менее оригинальные и веселые «деревенские шутки». С того момента между семьями пробежала «черная кошка». Но дети рассорившихся взрослых продолжают встречаться. И однажды девушка получает от подруги совет: пойти в церковь и помолиться о примирении родителей. Та согласилась, стала просить Божию Матерь о помощи. «Шутки» между разведчиком и печником продолжались еще недолго; неожиданно обе стороны затихли. Так неужели влюбленные дети вымолили примирение?!

Из серии: Русский православный роман

* * *

компанией ЛитРес .

Когда он не был директором фирмы, то любил подолгу один ходить пешком, чтобы никого рядом не было, и размышлять о разном. Но сейчас, когда стал, ездил на машине с водителем и охранником, о прогулках не могло быть и речи – некогда было. Рабочий день был расписан на две недели вперед, а то и на месяц.

Как его выбило из колеи взрывное устройство в машине, которое обнаружил охранник. Такой «теракт» его не устраивал. А если бы устройство сработало, когда ехал в машине? Всему конец – карьере, жизни, в лучшем случае стал бы инвалидом. Чутье подсказывало ему, что в этом деле замешан охранник, кто-то через него предупредил его. Но кто же это? Не мешает проверить охранника. Его связи, с кем общается, сколько лет работает в этой должности. Если его легко купить, то он будет работать на кого-угодно. А может быть – подставной, не случайно на этом месте. Надо его срочно уволить, даже если он и не виноват. Открытый пусть последит за ним. Кто знает, вероятно, что-то и откроется. Через две недели Открытый его уволит, надо найти повод, а пока пусть понаблюдает. Если охранник и чист, все равно надо быть настороже.

Недавно ему представился случай прогуляться одному – отменили деловую встречу. Он отправил водителя домой, а сам вышел, дошел до ближайшего метро, купил билет и поехал домой. Давно он не ездил в метро, даже соскучился. Сидел и наблюдал за людьми. Народу было много, его толкали, а когда сел, то уступил место пожилой женщине. Ему было интересно наблюдать за людьми. Доставило удовольствие и отвлекло от мрачных дум. Как хорошо без охранника и водителя, подчиненных. Никто его не знает, никому он не нужен! На несколько минут он закрыл глаза, а когда открыл, то около него стояла молодая пара влюбленных. Они никого и ничего не замечали, в отличие от него. И вдруг его пронзила мысль! Как же так, он едет – молодой, умный, продвинутый, а его никто не знает. Для всех он такой же, как все, здесь стоящие. Он не такой, как все. Он незаурядный. Его должны знать люди, как можно больше людей. Едет он в метро, а на него ноль внимания. Но он не Ноль! Надо как-то изменить свою жизнь. О нем должны знать как можно больше людей, чтобы его узнавали в метро, на улице, улыбались ему, здоровались незнакомые люди, как с известным человеком. Что же следует сделать, чтобы стать знаменитым? Чтобы на тебя смотрели не как на пустое место! Оказывается, ему еще нужна слава.

Известным артистом уже стать не сможет, спортсменом тоже… стать одним из самых богатых людей – едва ли получится, ведущим телешоу – глупо.

А вот кем бы мог быть, так это депутатом. Чем он хуже и глупее тех, кто сидит в Госдуме? Что они уж такого представляют из себя? Перед выборами его портрет и программа будут висеть на самых людных местах: у подъездов, на заборах, придется потратиться на рекламу.

У Шведова дух захватило от этих мыслей. У депутатов много льгот, у него появятся связи, неприкосновенность. Кто такие эти депутаты, что они вообще делают, только говорят, а проку никакого. На их местах должны сидеть умные люди и деловые, а работают эти чиновники, как сказал про них поэт, «прозаседавшиеся». Теперь надо определиться, с чего начать! Его станут приглашать на телевидение, брать интервью корреспонденты известных газет и журналов. Говорить он умеет. Для начала следует начать критиковать власти. Что касается его биографии, то она положительная. В жизни всего добился сам, в коррупции не замешан, в тюрьме не сидел. В компании дела идут нормально, в личной жизни тоже все в порядке – любимая жена, двое детей.

Чтобы жизнь стала совершенной – нужна слава! Люди будут узнавать его и улыбаться! Правда, на предвыборную компанию потребуются средства, и, пожалуй, не малые. Откуда их взять? Надо все обдумать.

Из метро он вышел окрыленным. Когда появляются новые идеи и проекты, чувствуешь, что живешь не зря! Какая вышла польза от этой поездки, не мешает иногда прокатиться, чтобы стать более устремленным.

Домой он вернулся в отличном расположении духа. Жена возилась на кухне, ждала его. На ней был брючный костюм и маленький синий фартук в белый горошек. Она походила на официантку или горничную.

– Чем ты меня сегодня покормишь, киска, – капризно спросил, зная, что ей нравится, когда он так ее называл. – Представляешь, сегодня проехался в метро, отослал водителя.

– Что ты говоришь? – она удивилась. – Какая блажь! И что это на тебя накатило? Ты меня удивляешь, милый! Что произошло?

– Не пугайся, все в порядке. Я вспомнил нашу молодость. Помнишь, как мы любили ездить в метро, взявшись за руки? Я всегда старался прижаться к тебе посильнее.

– Помню, – она закрыла глаза. – Ты меня ревновал ко всем мужчинам в метро, даже пьяным, – она посмотрела на него с нежностью. – Ты и сейчас не так часто приглашаешь друзей. Наверное, ревнуешь!

– Не ревную, – он прижал ее к себе. – Я голоден и счастлив.

– У меня есть салат, заливное и тушеное мясо в горшочке, – она перестала улыбаться и пошла к холодильнику. – Я, кажется, догадываюсь – ты влюбился. Поэтому у тебя такое отличное настроение. Ты катался с ней метро, от того такой радостный.

– Ты меня поражаешь, какие мысли у тебя в головке, – Шведов засмеялся. – С тобой не соскучишься. Объясню, у меня появились новые идеи, а это всегда вдохновляет. Теперь главное – их осуществить.

– Если ты говоришь правду, то я рада, – она посмотрела на него, кокетливо наклонив голову. – Тебе все еще нужны сильные ощущения…

– У меня сильных ощущений достаточно, – он прервал ее. – Не ревнуй меня ни к кому.

– И какие же у тебя идеи? – она села рядом.

– Как ты считаешь, у меня все есть? – задал он вопрос. – Скажи честно!

– У тебя? – она заморгала. – Вот так вопрос! А чего ты еще хочешь? Ты занимаешься любимым делом, оно у тебя свое, есть семья, дети. Ты можешь себе позволить купить, чего захочешь.

– Все правильно! Но есть еще желание! А чего бы ты хотела? – он интриговал.

– У меня тоже есть все. Я занята домом, детьми. Ты с тобой редко откровенничаем. А сегодня, так странно, ты таинственно так спрашиваешь. Не знаю, что сказать.

– Как мало тебе надо, я-то думал ты сейчас наговоришь всего-всего, а ты всем довольна! Какая-то ерунда.

– Это не ерунда. Ты занят своими делами, о них почти ничего не рассказываешь. Я стараюсь тебе не мешать.

– Я рад, что ты мне не мешаешь, занята семьей, как другие женщины в мои дела не лезешь. Ты меня устраиваешь, – задумчиво смотрел на нее.

– И какие же идеи у тебя появились? – она, не моргая, уставилась на него. – Что тебя так вдохновило? Ты пришел в таком отличном настроении. Поделишь, если хочешь. Ты сегодня рано пришел с работы, чтобы поговорить со мной.

– Ты знаешь, что я человек суеверный и не люблю заранее открывать карты. Если у меня все удастся, я тебя введу в курс дела.

– Как бы мне хотелось, – она была разочарована. – Тебе понравилось мясо? – робко спросила и отвернулась. Она была уверена, что он с ней поделится своими планами, но ошиблась.

– Очень вкусное, спасибо. Впрочем, знаешь, – зазвонил телефон, Шведов встал и вышел, взял мобильник. – Слушаю, а это ты, Павел Семенович. Нет, встреча не отменяется. Завтра утром подъезжай ко мне, буду ждать. Об оплате узнаем в бухгалтерии. Удивляешься, что я дома, жена тоже удивлена. Новостей у меня много, надо посоветоваться. Возможно, ты мне поможешь, появилась идея.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте (Г. А. Данилова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -




Top