Обломовщина как социальное явление русской жизни. Что такое “обломовщина”

1. Сюжетная канва романа «Обломов».
2. Штольц - антипод Обломова.
3. Значение романа И. Л. Гончарова в наше время.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был закончен в 1857 году, в то время, когда на смену крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения. В России стало зарождаться «третье сословие», класс буржуазии. Развитие промышленности диктовало другой ритм жизни, но старые полуфеодальные отношения, «барство» тормозили развитие нового.

Эти проблемы волновали И. А. Гончарова, когда он работал над романом. Его интересовало «барство» с социальной и с психологической точек зрения. Мы говорим о «барстве души». Сюжетная канва произведения такова. В первой части Илья Обломов лежит на диване. Во второй части он влюбляется в Ольгу Ильинскую. В третьей части Ольга понимает, что ошиблась в Обломове. В заключительной части Ольга выходит замуж за друга Обломова Андрея Штольца, а Илья Ильич женится на хозяйке дома, в котором он снимает квартиру. Краткое содержание романа умещается в нескольких строчках. Но события не столь важны. Важно отсутствие их. Это произведение о том, что ни любовь, ни дружба, ни работа не пробуждают к активной деятельности главного героя романа, Илью Ильича Обломова.

Первая часть романа посвящена подробному описанию образа жизни Обломова. Главный герой лежит на диване весь день и вяло переругивается с Захаром (со своим слугой). «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее... для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки... можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и, вообще, лишено было следов человеческого присутствия».

Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он отговаривается, ищет всевозможные предлоги для того, чтобы полежать дома на диване. Все, что происходит вокруг, Илья Ильич узнает с чужих слов, но несмотря на это, суждения его весьма разумны. Он не занимается хозяйством, дела его крайне запутаны. Обломов надеется, что все решится само собой и ждет приезда своего друга Андрея Штольца, который поможет разобраться со всеми проблемами.

Писатель пытается понять причину характеров таких людей как Обломов и Штольц. Мы узнаем об их детских годах, о том, как и под воздействием чего формировались их жизненные взгляды. Обломов, выросший в окружении мамок и нянек, впитал в себя мысль, что лучше и проще не работать. А получать все блага жизни за счет других. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» говорил, что характер Обломова сформировали «Захар и еще 300 Захаров». Леность души, которая въелась в главного героя романа, руководит всеми его поступками. Когда Илья Ильич приехал в город поступать на должность, он тянул время, нерадиво справлялся со своими обязанностями. После этого он «заболевает» и не появляется на службе. Так же безуспешно закончились попытки Штольца пробудить Обломова, но даже возникшая в сердце Ильи Ильича любовь к Ольге Ильинской не может вывести его из состояния сна.

Образу Обломова противопоставлен образ Андрея Штольца. Воспитание его в корне отличалось от воспитания Ильи Ильича. Отец-немец приучал сына с малых лет к ответственности за собственные поступки. Говорил ему о том, что только упорный труд, работа приносят и личное и общественное благополучие. Вспомним тот эпизод, когда отец выставляет его из дома «в люди», Андрей обращается к богатым знакомым не за помощью, а как равный к равным. Он зарабатывает свои собственные «сто тысяч дохода и двухэтажный каменный дом». И. А. Гончаров воплотил в образе Штольца свой идеал деятельного и вместе с тем богатого внутренне человека. По мнению писателя, этот симбиоз немецкой практичности и русской духовности должен прийти на смену барствующим бездельникам.

И. А. Гончаров видел опасность «обломовщины», так как она проникала в российскую жизнь. Как отмечал Н.А. Добролюбов, «давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым». Нам вспоминаются характеры Евгения Онегина, Григория Печорина. Они берутся за многое, но ничего стоящего не достигают. Они не умеют любить, не знают, чего искать в любви да и в жизни. Разница между ними и Обломовым только в том, что Гончаров уложил своего героя на диван, надел на него старый халат и приставил к нему Захара, который заботился о своем господине.

В своем произведении Гончаров в образе Обломова показал русский человеческий тип, показал стиль русской жизни, одну из характерных сторон ее действительности. Писатель поднимает образ своего героя до уровня символа, выводя из него социальное явление, губительное для человека - «обломовщину», которая душит любые начинания, усилия личности подавляет волю человека. Так все-таки «обломовщина» - это врожденное или приобретенное состояние души? Разумеется, приобретенное. Ведь жизнь человека заключается в действии, в желании ввести что-то новое, в стремлении придать осмысленность своей жизни, в конце концов, в попытке ускорить процесс развития и своего существования, и развития общества. Это естественные потребности людей. Но все эти стремления и качества могут погибнуть, если их не развивать, если не работать над собой. А это непросто, это постоянный процесс движения мысли. И хотя мы понимаем, что И. А. Гончаров искренне жалеет своего героя, сочувствует ему, но будущее за такими героями, как Андрей Штольц. Кстати, сам писатель говорил, что образ Штольца «не живой, а просто идея». И тем не менее роман «Обломов» вызывал и вызывает много споров среди читателей, потому что проблемы, которые решал автор, злободневны и в наше мобильное сложное время.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» - писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», - замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчека­ненный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным созна­нием истины. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к раз­гадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное со­здание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».

Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем на­звано столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобрать­ся, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.

Илья Ильич Обломов - дворянин, имеет чин коллежского сек­ретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего имен­но он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредото­ченность, а « господствующим и основным выражением не лица толь­ко, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость про­низывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светс­кого общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоце­ненных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, простор­ном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм - меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домаш­нем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнива­ет себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.

Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в ро­довом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впе­чатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и по­есть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».

Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привыч­ный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продви­нулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело наве­щают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, захо­дят не часто и не надолго. Другие - Алексеев, Тарантьев - усерд­но посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сига­ры, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинако­во если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обло­мовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».

Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния ге­роя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться со­чувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда вообража­емые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «мо­литься жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожа­ющую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смут­ное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реаль­ность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформив­шись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настрое­нием.

Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою нераз­витость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешаю­щую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и зави­довал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая вер­ность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали роман­тические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие - не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.

Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увен­чалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устреми­лись к исполнению другой мечты - мечты о любви.

Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жиз­ни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со сторо­ны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страс­тно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».

Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путе­шествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай - Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поез­дка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение доро­ги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… за­ботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «прак­тическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «офици­альный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.

Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обло­мова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откла­дывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания ре­альной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадь­ба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благосло­венным уголком, в который он всегда стремился.

После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Об­ломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряют­ся мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».

Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…

По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщи­ны». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней иг­рает главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудить­ся?» - вопрос, на который человек часто не может найти себе удов­летворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлет­воренное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причи­на апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, от­части же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов - барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праз­дную жизнь.

Об исключительной типичности обломовщины великолепно на­писал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и рас­пространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обло­мова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексе­ев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах кре­постнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оста­вили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во все­общее употребление».

Что такое "обломовщина"?

Роман И. А. Гончарова "Обломов" - это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. "Обломов" появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.

Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.

Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" - такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.

К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".

Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича - один из основных смысловых элементов "Обломова". Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде: вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам. Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.

Немец Штольц находится "беспрестанно в движении". Его кредо - активная жизненная позиция, недоверие к "мечте, загадочному, таинственному". Характер Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен, благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. На вопрос Обломова: "Во имя чего ты трудишься?" - он ничего не находит сказать, кроме как: "Для самого труда, больше ни для чего". Штольц не тянет на положительного героя, потому что он "слаб, бледен - из него слишком голо выглядывает идея".

Очень важно то, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает. По существу, Обломов - загадка и для самого автора.

Трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в запустении его родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов "...был полным и естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины".

Энергичный Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать - будет смерть".

Обломов понимает свое духовное падение, - тем сильнее его душевная драма. "Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его: "Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...", - "Есть, - сказал он чуть слышно... - обломовщина!".

Пожалуй, черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга - натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь, ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да, я не такая: мне мало этого..." Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.

Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова - это своего рода "бездна". Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.

Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни".

Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: "…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы – это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

В том и заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос – значит изменить жизнь коренным образом к лучшему.

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Тест по произведению

Илья Ильич Обломов – главный герой одноимённого романа Гончарова. Его именем стали называть целое явление русской действительности.Это «обломовщина»Что это за человек? Чем он «отличился» ,что вошёл в историю?Попробуем разобраться.Обломов – барин,помещик,живущий за счёт труда своих крепостных.Так было всегда в его жизни.Слуги одевали его,кормили,ухаживали за ним,делали его жизнь комфортной и беззаботной.В родовой деревне Обломовых – Обломовке все обитатели чувствовали себя защищёнными.В деревне царили покой,беспечность и нега.Маленький Илья охотно впитал в себя нравы Обломовки.Став взрослым,он видит сон.Сон Обломова – это воспоминание о детстве и одновременно – изображение идеал жизни нашего героя.Там мы найдём и причины,по которым Илюша стал Обломовым,породив «обломовщину» .Его любили,ласкали,лелеяли,баловали.Он вырос добрым,отзывчивым,но не способным к какой – либо деятельности. Сон возвращает Илью Ильича в безмятежную пору детства.Герой шагает по жизни,но фактически он убегает от неё,от действительности в детские воспоминания Опасностей не ведал,трудностей не испытал.»300 Захаров» всегда к его услугам.Он мечтатель.Верит в сказки,где всё разрешается волшебным образом.А так,как он оторван от реальной жизни,то и верит,что в жизни происходит то же самое.Жизни наш герой не знает и боится её .Переехав в город,он прячется в квартирах от жизненных бурь.Он непрактичен – и приказчик обирает его (что приведёт в конце концов его имение к краху)В любви он тоже оказался несостоятелен.Надо было что – то делать.Ведь Ольга полюбила Обломова за его добрый нрав,»голубиный характер» ,за умение понять и проявить высокие чувства.Но Илья Ильич не способен удержать любимую.Одна мысль о том,что надо ухаживать,что-то предпринимать,приводит его в ужас,и он укладывается на свой диван (который стал символом «обломовщины») и там ему легко и покойно.Попытки Штольца как – то изменить образ жизни друга ни к чему хорошему не приводят.Лежание на диване в старом халате – вот нормальное состояние Обломова. Светская суета его утомляет,друзья постепенно уходят.Идеал жизни для героя ещё и в единении с природой,семьёй,мечтами.И он обрёл то,что его устроило вполне.В доме Пшеницыной.Он,можно сказать,вернулся в Обломовку.Всё делалось как по мановению волшебной палочки.Вкусная еда, чарка наливки перед обедом,чистый дом,любящая женщина.Но главное – она привела в порядок заброшенный было халат,(символ «обломовщины» ,и всё вернулось на круги своя.Обломов – хороший человек,утверждает автор.Задатки его натуры прекрасные.Добр,наивен,мечтателен,доверчив,способен на глубокие чувства,но жизнь прожил бессмысленную и в общем –то,пустую.Он лишний человек.И продолжил галерею «лишних людей» в русской литературе,начатую Пушкиным и Лермонтовым.Но стоит Обломов особняком.Печорин и Онегин были борцами по натуре и характеру.Обломов не борец, а бессмысленный мечтатель.Почему он таков? Воспитание и образ жизни,а также нежелание трудиться сделали из героя «умную ненужность «,и все силы его натуры остались без применения.Так что же такое «обломовщина»?Бездеятельность,бессмысленность существования, подмена реальной жизни прожектами и мечтами.Предпочтение активному труду лежание на диване и медленное умирание души и тела.Таков наш герой.




Top