Описание картины поленова христос и грешница. Рассказы о шедеврах живописи

В города России с 31 августа по 24 сентября с Афона впервые будут доставлены мощи преподобного Силуана Афонского - русского подвижника, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Об особенностях личности святого, об участии космонавтов в увековечении его памяти и о том, что сделано в России к юбилею, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Наталии Федотовой рассказал насельник Троице-Сергиевой лавры, настоятель патриаршего подворья в Звездном городке при НИИ Центре подготовки космонавтов им. Гагарина игумен Иов (Талац).

С 31 августа по 24 сентября в Россию с Афона впервые привезут мощи преподобного Силуана Афонского. Что значит для нас это событие?

Это благословение Божие для нас и особое откровение. Старец говорил о любви Бога к людям, свидетельствовал, что не нужно унывать, отчаиваться, а нужно покаяться, и Господь не только простит грехи и успокоит измученные сердца людей, но и изольет свою любовь.

Через старца Господь напоминает нам с вами, кто мы были, кем мы должны стать и от чего мы отошли. Бесспорно, всякий человек, который обращается к преподобному Силуану, чувствует его особое благословение и помощь. Но тут еще будет его живое присутствие - доставят главу святого. Думаю, тот, кто искренне стремится к Богу и хочет быть подобным Господу Иисусу Христу, приложившись к мощам старца Силуана, почитав его писания, прикоснется душой к вечной жизни.

- Сам старец говорил, что мир держится на святых. Какие особенности его личности Вы бы отметили?

Старец обладал большой физической силой (мог съесть пятьдесят яиц зараз). Хотя таких богатырей у нас было много, но он был еще богатырем духа. Те искушения, которые он преодолел, та форма подвига, которую он совершил, свидетельствуют, что он - один на миллионы. Главной чертой старца было смирение. Кто стяжает смирение Христово, тот стяжает все: и любовь, и терпение, и милосердие, и кротость, и незлобие. Если Господь, создавший весь мир, смиренен, то и мы должны стремиться стать подобными Ему.

И следующий этап, о котором говорил преподобный Силуан, это любовь к врагам. Кто не любит врагов, тот не сможет получить ту благодать, которую Господь дает своим рабам через любовь к врагам. Мы часто спрашиваем: "Как стяжать мир души, как стяжать тихость сердца?" Преподобный свидетельствует опытом своей жизни, что Господь не просто так дал нам заповедь любить врагов, Он знал, что если человек не возлюбит обижающих и оскорбляющих его (так называемых врагов), не сможет иметь мир в сердце. Нужно научиться молиться за обижающих нас - поначалу, возможно, с понуждением - и просить у Господа помощи любить всех людей.

Будучи современником первой мировой войны, старец Силуан сильно переживал страдания вовлеченных в нее людей и призывал к молитве о всем мире. В чем суть духовного завещания преподобного?

Настоящий христианин не может молиться только за себя. Он должен сострадать всему человечеству, всему Адаму, как говорил старец. Трагизм всего мира и каждого человека в отдельности, боль всех народов должна стать болью и нашего сердца. Мы - часть всего человечества. Христос сострадает всему человечеству и каждому человеку в отдельности.

- Что сделано к юбилею преподобного Силуана в России?

На государственные, церковные и личные средства благотворителей в его родном селе Шовском в Липецкой области восстанавливается храм, где он крестился. Будет установлен памятник святому высотой более четырех метров. С Божией помощью и помощью благочестивых людей из Центра подготовки космонавтов в Шовском был выкуплен дом, в котором родился и вырос преподобный Силуан.

Сейчас по благословению архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, отвечающего за организацию праздничных мероприятий по случаю 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне, дом восстанавливают. Там будет музей. Дом большой, метров двадцать в длину, состоит из двух комнат. В одной предполагается восстановить интерьер крестьянской избы XIX века (еще жива правнучатая внучка старца, она рассказала, как все было устроено). В комнате будет находиться метровая икона преподобного Силуана с частичкой мощей как его живое присутствие. А в другой части дома устроим музей, рассказывающий об афонской жизни старца. Там будут представлены копии его рукописей и фотографии.

На месте, где стояла келья преподобного Силуана, в его родном селе возвели небольшой храм в его честь и рядом планируем посадить яблоневый сад. В 1904 году он приезжал с Афона в Россию и девять месяцев ожидал здесь воинской службы. Чтобы не жить вместе с мирскими людьми в доме, он построил себе небольшую келью.

Возможно, получится организовать паломнический центр, чтобы люди имели возможность переночевать.

- Как почитают преподобного Силуана на Афоне и во всем мире?

Мне кажется, что из современных святых он самый почитаемый. Книга "Старец Силуан" архимандрита Софрония (Сахарова) была переведена на более чем 50 языков. В России люди, которые стремятся к подлинной духовной жизни, эту книгу считают настольной. Когда ее читаешь, понимаешь, что ни одного слова просто так там нет. Перед тем, как написать каждую букву, эти люди (и старец Силуан, и архимандрит Софроний) прошли войну с миром, с дьяволом, с самим собой и с Божией помощью стали теми, кем мы должны были бы быть. Поэтому, когда читаешь записи старца Силуана или комментарии архимандрита Софрония, приобщаешься к живой практике, как стать святым. Так что читаем и исполняем.

- А сколько раз Вы читали эту книгу?

Примерно 26 раз.

- Как возник интерес космонавтов к личности преподобного Силуана?

Два года назад они прочитали книгу "Старец Силуан" - не все, несколько человек. Потом мы с ними поехали на Афон, посетили места, связанные со старцем, к мощам его прикладывались в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, ходили в его келейку около Старого Русика, где он жил в уединении. Они очень вдохновились. Это тайна Божия - почему так случилось. Я знаю, что не все монахи читали книгу о преподобном Силуане, а тут мирские люди - и так заинтересовались. Возможно, не всё поняли, но в свою меру, что нужно, поняли. Понимание происходит по чуть-чуть: чем больше очищаем сердце, тем больше понимаем.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об участии наших космонавтов в увековечении памяти старца Силуана.

Добро делают тайно, а не хвалятся. Несколько человек - прихожан храма в Звездном городке - приобрели на свои личные средства дом преподобного Силуана в Шовском и передали его Русской Православной Церкви. Они сделали доброе дело и не хотят никаких наград за это, потому что, кто получил награду здесь, тот не получит ее в Царствии Небесном.

Они сделали это для старца, и, я думаю, старец их ходатайств в своих молитвах не оставит. Это вещи сокровенные. Они поразились личностью старца, глубиной его, величием в духовном плане и, одновременно, смирением, кротостью. При чтении они получали пользу и утешение. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что, когда мы читаем святых, мы не просто читаем, это молитва. То есть Духом Святым Бог возвещает этим святым, что мы про них читаем, и они в это время начинают молиться у престола Божия за этих людей. Я думаю, когда ребята читали, они получили такое благословение - особую любовь к старцу. Мы когда были на Афоне, мы многие монастыри посещали, но места, где жил старец Силуан, вызывали особый интерес: здесь он молился, там подвизался, был в затворе, здесь он ходил...

1888 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Поленова В.Д. «Христос и грешница»

Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».

За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там. Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте. Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.

Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея.

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой. И ему удалось это сделать.

Лучшие картины Поленова В.Д.


Христос и грешница, 1888.
Холст, масло. 150 х 266.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.


Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу
1837–1857
Холст, масло
540 х 750

Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

Свой долг художника Поленов видел в концентрации сил для создания евангельского цикла картин «Из жизни Христа» (1899-1909), который он мыслил себе «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой. Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница».

Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.
Полотно Иркутского музея - уменьшенное повторение одноименной картины 1888 года, находящейся ныне в Русском музее.
Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а Христос и грешница - Картон для картины того же названия - В.Д. Поленов для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».


Христос и грешница. Картон для картины того же названия.1885.
Холст, уголь, мел. 308 х 586
В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Спасибо за внимание!

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0286/main_pics.htm

Оригинал записи и комментарии на




Top