Определение лирическое отступление. Лирическое отступление

Лоренс Стерн говорил: «Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; Они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

Гюстав Флобер сказал: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.»

Слово предоставляется группе под руководством Кулумбеговой Анны. Тема: «лирические отступления и роль образа автора в романе «Евгений Онегин».

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

(Л. Стерн)

Что такое «лирическое отступление»?

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого – либо из действующих персонажей.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые их них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объёму образуют две самостоятельные главы.

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:

Раздвигания пространственных и временных границ повествования;

Создания культурно – исторического образа эпохи.

Классификация лирических отступлений

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

-Авторские отступления . (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о "ножках". Воспоминания о московской "красавице" в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в "Отрывках из путешествия Онегина").

-Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

-Разговоры на житейские темы ("роман требует болтовни"). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой - остается целостным и гармонически законченным.

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев ("В окно увидела Татьяна...").

-Отступления на гражданскую тему - о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления - "смешенного" типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Роль лирических отступлений в романе

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни». Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину. Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой. «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…» Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Лирическое отступление вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью. Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

Художественная уникальность романа во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор. Автор в романе «Евгений Онегин» – это человек без лица, без внешности, без имени. Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ Автора – автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских. Он настойчиво напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, – новая, жизнеподобная реальность, которую нужно воспринимать «положительно», доверяя его рассказу. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, ото- бранный и организованный им, творцом романного мира. Автор ведет постоянный диалог с читателем – делится «техническими» секретами, пишет авторскую «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжетного действия, к разрывам во времени, вводит в текст планы и черновики – словом, не дает забыть, что роман еще не дописан, не преподнесен читателю, как книга, «готовая к употреблению», которую надо просто прочитать. Роман создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем соавтора, обращаясь к многоликому читателю: «другу», «недругу», «приятелю». Автор – создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же – его «разрушитель». Противоречие между Автором – творцом и Автором – «разрушителем» повествования возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в очередной «кадр» романа – на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Подчеркнем, что «герой» – метафора, условно обозначающая Автора, ведь он не обычный герой, участник сюжета. Вряд ли можно вычленить в тексте романа самостоятельный «сюжет Автора». Сюжет романа один, Автор – за пределами сюжетного действия. У Автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая – роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая – роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор оказывается не только вне сюжета, но и над сюжетом. Его жизнь – часть общего потока жизни. Он герой «романа жизни», о котором сказано в последних стихах «Евгения Онегина»: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Отдельные пересечения Автора и героев (встречи Онегина и Автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, письмо Татьяны («его я свято берегу»), попавшее к нему), подчеркивают, что герои «моего романа» – толь- ко часть той жизни, которую представляет в романе Автор. Образ Автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор четко отделен от них, но в то же время между ним и главными героями возникают соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор появляется в романе как субъект высказыва- ний – реплик и монологов (их принято называть авторскими отступления- ми). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Его суждения могут совпадать с их мнениями или, наоборот, противостоять им. Каждое появление Авторам тексте романа – высказывание, корректирующее или оценивающее поступки и взгляды героев. Иногда Автор прямо указывает на сходство или различия между собой и героями: «Страстей игру мы знали оба; /Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью» . Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами глубокими смысловыми связями. Общий принцип можно определить так: по- ступок или характеристика героя рождают отклик у Автора, заставляя его за- говорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет новые штрихи к его портрету, становится слагаемым его образа. Главную роль в создании образа Автора играют его монологи – авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста, об- ладающие стройной композицией и неповторимым стилем. Для удобства анализа их можно разделить на несколько групп. Большая часть отступлений – лирические и лирико–философские. В них, насыщенных разнообразными жизненными впечатлениями, наблюдениями, радостными и горестными «заметами сердца», философскими размышлениями, читателю открывается духовный мир Автора: это голос мудрого Поэта, много повидавшего и испытавшего в жизни. Он изведал все, из чего складывается жизнь человека: сильные, возвышенные чувства и холод сомнений и разочарований, сладостные муки любви и творчества и тягостную тоску житейской суеты. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и иро- ничный. Автора привлекают женщины и вино, дружеское общение, театр, балы, стихи и романы, но он же замечает: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревенской тишины: / В глуши звучнее голос лирный, / Живее творческие сны» . Автор остро чувствует смену возрастов человека: сквозная тема его размышлений – молодость и зрелость, «возраст поздний и бес- плодный, / На повороте наших лет». Автор – философ, узнавший много печальной правды о людях, но не перестав любить их. Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В обширном отступлении в третьей главе (строфы XI–XIV) сначала дается ирони- ческая «историко–литературная» справка, а затем Автор знакомит читателя с планом своего «романа на старый лад». В других отступлениях Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам юности (глава третья, строфы XXVII–XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К.Кюхельбекером) (глава четвертая, строфы ХХXII–ХХХIII). Критически оценивая литературные мнения оппонентов, Автор определяет свою литературную позицию. В ряде отступлений Автор иронизирует над чуждыми ему представлениями о жизни, а иногда и откровенно высмеивает их. Объекты авторской иронии в отступлениях четвертой главы (строфы VII–VIII – «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы XVIII–XXII – «Врагов имеет в мире всяк...»; стро- фы XXVIII–XXX – «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...»), восьмой главы (строфы X–XI – «Блажен, кто смолоду был молод...») – пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и раз- врат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор, в отличие от «достопочтенных читателей» из светской толпы, не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты. Во многих отступлениях Автор предстает как петербургский поэт, совре- менник героев романа. О его судьбе читатель узнает немного, это лишь био- графические «точки» (лицей – Петербург – Юг – деревня – Москва – Петербург), обмолвки, намеки, «мечтания», из которых складывается внешний фон авторских монологов. Автобиографический характер имеют все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе (строфы I–VII; строфы XLIX–LI), в третьей главе (строфы XXII–XXIII), в четвертой главе (строфа XXXV), знаменитое отступление в финале шестой главы, в котором Автор– поэт прощается с юностью (строфы XLIII–XLVI), отступление о Москве в седьмой главе (строфы XXXVI–XXXVII). Биографические детали «зашифрованы» и в литературно–полемических отступлениях. Автор учитывает, что читатель знаком с современной литературной жизнью. Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон – главные черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта. Роман «Евгений Онегин» – труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского «труда многолетнего». Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора. За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения – «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно–исторический, бытовой, литературный материал.

Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, - огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость...

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он - порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер - характер наиболее полноценный и богатый. Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.
Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.
К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

В образе автора виден характер, осуществляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художественном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной...
Благослави мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть. Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.

Таким образом, мы пришли к выводу , что в «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстрастный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий участник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.

Оскар Уальд говорил: «Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов».

Геннадий Поспелов писал: «В литературе XVIII - XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека.»

Мы предоставляем слово группе под руководством Руденко Виктории. Тема: «роль пейзажа в композиционном единстве романа».

Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.

Проблемой нашего исследования является:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Лирическое отступление вне … Википедия

лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в Евгении Онегине А.С. Пушкина). Намеренное… … Словарь литературоведческих терминов

Мигель (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547 1616) величайший писатель Испании. Р. в кастильском университетском городке Алкала де Энарес в семье малосостоятельного лекаря. Нам ничего не известно о детстве и юности С. Очень мало документальных… … Литературная энциклопедия

Конвенция - (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

ЗИЗАНИИ (КУКОЛИ) - правосл. полемисты, обличители унии (см. Брестская уния 1596 г.), сыновья мещанина ремесленника Ивана Куколя из мест. Потелич на Львовщине (совр. Украина) (см. материалы судебного процесса И. Куколя против деятеля Львовского правосл. братства Д.… … Православная энциклопедия

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Русско польская война 1654 1667 Русско польские войны … Википедия

1. Алексей Константинович, граф (1817, Санкт Петербург – 1875, имение Красный Рог, Мглинский у. Черниговской губ.), русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. А. К. Толстой Его первые детские стихотворные опыты одобрил близкий друг семьи В.… … Литературная энциклопедия

1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Книги

  • Петлистые времена , Л. и Е. Лукины. Издание 1996 года. Сохранность хорошая. Реальность и вымысел, прошедшее и будущее, юмор и трагедия органично переплелись на страницах сборника фантастических произведений "Петлистые…
  • Щелк! , Евгений Лукин. Книга с автографом и личными пожеланиями Евгения Лукина. Для всех истинных любителей российской иронической фантастики имена Евгения и Любови Лукиных - это примерно то же, что Ильф и Петров -…

План.

    Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

    Виды лирических отступлений.

    1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

      Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

      Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

    Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.

I. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

Мой реферат называется «Лирическое отступление в русской литературе», я выбрала эту тему, потому что высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют, обратится к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писатели и поэты как бы приоткрывают завесу над своими мыслями и чувствами, заставляя нас задуматься о таких непереходящих ценностях, как любовь к родине, к людям, уважение, доброта, смелость и самопожертвование.

Лирическое отступление – это высказывания автором чувств и мыслей в связи с изображением в произведении. Например, в конце первого тома «Мертвых душ» Н.В. Гоголь, упомянув, что Чичиков любил быструю езду, прерывает повествование, приостанавливает развертывание сюжета и начинает высказывать свои мысли о России, которую представляет в виде быстронесущейся тройки. Это отступление заставляет читателя по-новому взглянуть на роман, глубже вникнуть в идейный замысел автора. Вторгаясь в произведение, писатель нарушает единство образной картины, замедляет развитие действия, но лирическое отступление естественно входит в произведение, так как возникают по поводу изображаемого в нем, проникнуты тем же чувством, что и художественные образы. Содержание их определено теми же взглядами автора, что и художественное изображение.

Лирические отступления широко распространены в литературе, в том числе и современной. Они имеют значение нисколько не меньшее, чем основной текст произведения.

Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина (только в главе I – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта. В противоположность жизни «лирического человека» в отступлениях постепенно вырисовывается полнота жизни человека – творца. Точно так же и в поэме «Дон Жуан» Дж. Байрона, именно в лирических отступлениях развертывается важнейшая для произведения тема необходимости борьбы за свободу с тиранией и угнетением.

Глубоким философским, публицистичным содержанием наполнены лирические отступления в поэмах А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггальц, Е.А. Евтушенко и других поэтов XX века. В некоторых случаях сами литературные отступления составляют целую поэму («Поэма без героя» А.А Ахматовой, 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» А.А Вознесенского).

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно обращаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкается в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Достаточно вспомнить отступления в «Евгении Онегине», чтобы убедится, что тематика их гораздо шире интимно-личных, любовных переживаний. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно-политической жизнью.


II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).

Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.

Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.

Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.


1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей стороны.

Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит на один? –

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.

Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.


2. Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

При каждом слове поэмы читатель может говорить:

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений …

В.Г. Белинский.

Я знаю: если я сейчас раскрою «Мертвые души» наугад, то томик привычно раскроется на 231-й странице…

«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нам? Что глядишь ты так, и зачем все что есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?… И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжёлое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит се необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернутся и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей, неестественной властью осветились мои очи: У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле дал! Русь!»

Это – любимое. Сто раз прочитанное и перечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231-й странице…

Почему именно это? Почему не такое: «Эх, тройка!…» Или: «Боже, как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!». Или … Нет, все-таки это. Вот он, Гоголь, объятый «могучим пространством» Руси, что «страшною силою» отразилась в его глубине … А какую же глубину дал бессмертный писатель словам, в которых отразилась вся его «сверкающая, чудная, незнакомая земле даль»… Это и есть та «непостижимая связь» между талантом и землёй, взрастившей этот талант.

«В «Мертвых душах» везде ощущаемо и осязаемо проступают его субъективность… которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем… которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, или рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать живу… преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и освежительными волнами охватывает душу читателя»…(В.Г. Белинский).

Читая лирические отступления (да и не только их, а все поэму) в первый раз, не зная имени автора, с уверенностью скажешь: «Писал русский». Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли, о какой писатель! Истинно русская (плавная, немного с грустью, богатая самыми тонкими оттенками настроения) поэзия. Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мертвых душах» Гоголь стал «русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова» (В.Г. Белинский)

Поэт? Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвал свое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «Я» в ход повествования.

Отступления в «Мертвых душах» представляют большую ценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыражения автора, уместностью в том или ином контексте.

Гоголь иронически рассуждает о «толстых» и «тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки» и «господах средней руки», говорит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения.

Вспомним начало шестой главы: «Прежде, давно, в лета моей юности…» Вспомним: «…О моя юность! О моя свежесть!». А через несколько страниц «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигу… Платье на ней было современно неопределимое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Это же Плюшкин! Ну и убого же выглядит эта «прореха на человечестве» на фоне такого лирического отрыва!

А между двумя прекрасными отступлениями («Русь! Русь! Вижу тебя…» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»), что в начале одиннадцатой главы, кошмарным диссонансом звучит: «Держи, держи, дурака!» - кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебе палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин – Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!»

Пошлость, пустота, низость жизни ещё четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применён Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уяснили мерзкие черты героев «Мертвых душ».

Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы.

Но самое главное то, что в лирических отступлениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этих коротеньких отрывков можно вынести столько душевного тепла, столько любви к родному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько не вынесешь из некоторых многотомных романов.

Гоголь вытащил на страницы наших книг «всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину повседневных характеров…». Гоголь крепкого силою неудержимого разума выставил выпукло и ярко на всенародное обозрение скучные, пошлые мелочи жизни и высмеял их должным образом.

А вот – дорога. Такая, какой рисует её Гоголь: «Ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмешься к уму… Боже! Как ты хороша подчас, долгая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений …» Честное слово, так и тянет собраться и отправится в дорогу. Но теперь путешествуют немного иначе: поездом, самолетом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса, города, полустанки, сверкающие под солнцем облака. Широка страна наша, есть на что поглядеть!

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?…» Несётся Русь, вечно движется к лучшему. Она уже прекрасна, Русь, но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты человеческой? И знакома ли нам теперь эта « незнакомая земле даль»? Во многом знакома. Но много ещё у неё далеко впереди, чего мы ужу не увидим.

Невозможно разобрать каждое лирическое отступление в отдельности, невозможно дать оценку каждому отрывку: в «Мертвых душах» множество и больших, и немногословных авторских отступлений, оценок, замечаний, каждое из которых требует и заслуживает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получаем возможность нарисовать образ истинного гуманиста, писателя – патриота.


3. Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед читателем не только как самобытный гениальный писатель, стилист и художник. Важное место в сюжете занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи.

В философских отступлениях и главах Л.Н. Толстой не раз повторят мысль о том, что исторические события совершаются только по тому, что должны совершатся, и что чем более мы стараемся разумно объяснить исторические явления, тем они становятся для нас непонятнее. Чтобы объяснить явления истории, надо проникнуть в суть связи между человеком и событием, а для этого необходимо познать «историю всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии», ибо все люди стихийно участвуют в общественно-историческом процессе и, значит, бессознательно творят историю. А поскольку сделать это не представляется возможным, то поневоле приходится признать фатализм в истории.

Итак, есть «две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, чем отвлечённее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Иными словами: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общественных целей». Так Л.Н. Толстой определяет границы свободы и независимости человека, область его сознательной деятельности и область необходимости, в которой властвует воля провидения. Это подводит к решению вопроса о роли личности в истории. Общая формула, часто по-разному повторяемая автором «Войны и мира» звучит так: «…стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедится, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководила…» Роль выдающейся личности в истории ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, предопределять движение истории и распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью.

Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному произволу предугадывать направления событий. Толстой пишет: «Фанатизм для человека такой же вздор, как произвол в исторических событиях».

Из этого следует, будто Толстой совершенно отрицал какую бы то ни было роль человека в истории и что он сводил её к нулю. Он признаёт за каждым человеком право и даже обязанность действовать в границах возможного, сознательно вмешиваться в совершающиеся исторические события. Тот из людей, кто, пользуясь «каждым моментом свободы», не только непосредственно участвует в событиях, но и одарён способностью, чутьём и умом проникать в ход событий и схватывать, постигать их общий смысл; кто един с народом, тот заслуживает имени подлинно великого человека, гениальной личности. Таких – единицы. К ним принадлежит Кутузов, а его антиподом является Наполеон.


М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, её исследователем, певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и гражданскую войну.

Показывая судьбы, характеры, искания и чаяния своих героев, писатель постоянно обращается к Дону, как к живому существу: «Ой ты, наш батюшка, тихий Дон!» - так в своих песнях обращаются казаки к великой реке. Роман «Тихий Дон» посвящён судьбе русского казачества.

Давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донских казаков, писатель не мог не обратить внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Размерена жизнь хлебопашцев, чем-то напоминает течение реки: течёт вода – идёт время, немудрёные события казачьей жизни сменяю одно другое – пахота, сев, покос, жатва. И здесь же, на поле, Григорий после тяжкой работы размышляет: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Степь – матушка, Дон – батюшка, кормилец». Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении встретит его Дон – батюшка, по-прежнему полноводный и тихий…»

Но закончилась спокойная, размеренная жизнь казака и началась война, которая унесла много жизней. Хозяйственный Пантелей Прокофьевич работает и дома, и в поле один. Он провожает своих сыновней на войну, очень тяжело ему. Война лишила его рвения к работе, разорила его, отняла старшего сына, прошла над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы. И опять же он с грустью смотрит на пшеничное поле: «После бури встаёт и красуется пшеница над солнцем, огнем горят её колосья, богата, полна землица».

Прослеживая нелёгкую судьбу главного героя романа Григория Мелехова, писатель неоднократно сравнивает его с сильным и могучим Доном, его душу – с широкой донской степью, а порой, показывая его одиноким, как «луна на ночном небе».

В романе «Тихий Дон» Шолохов сочетает эпическое изображение великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших личных переживаний людей, раскрытием их сокровенных чувств и мыслей. Автор «Тихого Дона» показал нам великих людей, тружеников, умеющих постоять за честь Родины.

Шолохов рассуждает о том, что история совершается их руками. В отличии от Н.В. Гоголя, прославляющего в поэме «Мертвые души» Русь (всю страну), М.А. Шолохов в авторских отступлениях обращается в основном к малой родине, но оба писателя единодушны в одном – нужно любить её такой какая она есть.


III. Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.

«Обилие» лирических отступлений в столь важных, возможно центральных произведениях писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями.

Так, возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным и Гоголем в жанре. А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью.

То же происходит и в прозаической «поэме» (именно так определяет Гоголь своё творение) «Мертвые души». Ведь на самом деле это не только история чичиковской авантюры, а песня о России, глубоко личные размышления и переживания Гоголя.

Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.


Список литературы.

    Алексеев М.П. «Пушкин и мировая литература». – И., 1987 – 683 с.

    Вересаев В.В. «Спутники Пушкина». Том 1, 2, Москва, 1993 год.

    Воеводин В. «Повесть о Пушкине», Ленинград, 1955 год.

    Газета «Литература» №35, 1999 год.

    Герц А. (А. Синявский) «Прогулки с Пушкиным», С.-Петербург, 1993 год.

    Гоголь Н.В. «Мертвые души», М. «Художественная литература», 1979 год.

    Иванов В.А. Пушкин и его время – М, 1977 – 480 с.

    Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том 2, Москва, 1986 год.

    Русская литературная критика 1860-х годов, Москва, «Просвещение» 1984 год.

    Толстой А.Н. «Война и мир», С.-Петербург, 1993 год.

    Шолохов М.А. «Тихий Дон», Москва, 1987 год.

    Электронная энциклопедия «Кругосвет».

    Энциклопедический словарь юного литературоведа, Москва, «Просвещение» 1998 год.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №3


Экзаменационный реферат по литературе.


Лирические отступления в русской литературе.

(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов)


Выполнила Кутыраева

Ирина Егоровна, учащаяся 11 «В» класса

Руководитель - Рахманова

Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы.


/ / / Роль лирических отступлений Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин» является великим достоянием классической литературы начала 19 века. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Известный русский критик Виссарион Белинский считал, что данный роман в стихах исчерпывающе отображает русскую жизнь.

« » - произведение с разнообразной проблематикой: человек и общество, неразделенная любовь, идеал и реальность. Большое значение в романе имеют лирические отступления автора. Таким образом, Пушкин выражал свою точку зрения относительно событий, высказывал мнение о героях.

Анализируя лирические отступления, можно сделать вывод, что главный герой и сам автор – близкие по духу люди. Пушкин пишет о Евгении, как о «давнем приятеле».

Всего в романе есть 27 лирических отступлений и не менее 50 разных лирических вставок. Александр Пушкин позиционировал свое произведение как «свободное», то есть, автор и читатель сближались при помощи прямых обращений автора к читателям. Таким образом, Пушкин свободно размышлял о значении литературы, о намерении писать прозу.

Лирические отступления помогают раскрыть портрет автора. Перед нами предстает человек образованный, умный, понимающий. Виссарион Белинский тепло отзывался о романе Пушкина. Литературный критик считал, что это произведение воплощало само естество автора, его душевные порывы, мечты, идеалы.

Лирические отступления – своеобразные отступы от текста, которые повествуют о современных поэту проблемах. Автор апеллирует к читателям с вечными вопросами, заставляет задуматься над их решением.

Лирические отступления отличаются живостью языка, эмоциональностью, простотой изложения. Все это создает доверительную атмосферу непосредственного легкого общения между автором и его читателем.

Авторская позиция видна во всем. Он не скрывает своего отношения к персонажам. Евгения он называет «давним приятелем», поэтому, не лицемеря, говорит о его достоинствах и недостатках. Довольно иронично автор отзывается о системе образования дворянских детей: «учились чему-нибудь и как-нибудь». Следуя моде, хорошо владел французским языком, однако плохо был знаком с родной культурой.

Голос автора напрямую звучит в лирических отступлениях, роль которых в романе многообразна.Во-первых,лирические отступленияоткрывают мир автора: авторские оценки, комментарии, размышления выявляют многогранность и богатство внутреннего мира поэта, его жизненные ценности, восприятие мира и человека. Во-вторых, в лирических отступлениях создается масштабная и многогранная картина жизни России первой четверти 19 века, энциклопедизм романа связан прежде всего с размышлениями автора. В-третьих, лирические отступления помогают Пушкину напрямую выразить свое отношение к героям, а также установить диалог с читателем.

Тема любви в лирических отступлениях. Одной из сквозных тем лирических отступлений становится тема любви. Стихия любви, по Пушкину, свободная, разноликая, непредсказуемая - это, в частности, ощутимо в знаменитом лирическом отступлении о «дамских ножках», поначалу игривом и легком, но постепенно переходящем в другую тональность – к высокой страсти и взволнованному лиризму, когда Пушкин вспоминает свое чувство к Марии Раевской. Исчезает атмосфера легкой шутливости, на ее месте – романтически грандиозная картина моря, связанная с темой бурной страсти:

Я помню море пред грозою,

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам…

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Рамки любви и рамки жизни, по мнению Пушкина, тождественны, а потому «любви все возрасты покорны»: любовь, как и сама жизнь, меняется, она многогранна настолько, что каждый раз внове.

Тема свободы. Тема свобода становится так же, как и тема любви, сквозной в лирических отступлениях романа, более того, можно ощутить эволюцию этой темы, связанную с духовной эволюцией самого поэта: если в начале романа, в 1823 году, свобода осознавалась Пушкиным как стихия внешняя, как «вольный бег» по волнам жизни, не скованный полицейским надзором и положением ссыльного, то в тридцатые годы свобода – понятие психологическое, верность своим идеалам, своему жизненному выбору, то «самостоянье», которое поэт называл «залогом величия» человека.

Тема творчества. Пушкин в романе не только герой, но и его создатель, а потому тема творчества не могла не стать одной из ключевых. Именно в этом произведении появляется знаменитое пушкинское определение поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум». Этот союз создает «даль свободного романа» - совершенно особого, нового для того времени жанра, и новизну эту Пушкин осознавал явственно. «Свободный роман» - это свобода содержания, композиции и словесной организации: гармоничное совмещение разных сюжетных линий, открытый финал, включение лирических отступлений, живой, свободный и естественный язык. Творчество для Пушкина – это прежде всего свобода самовыражения, поэтому любые ограничения, устаревшие языковые нормы и жанровые рамки преодолеваются поэтом. Пушкин спорит с литературными оппонентами легко, с искрящимся юмором, утверждая новые литературные формы как нечто органичное, созвучное наступившему времени.

Особую атмосферу романа создает необыкновенная легкость общения автора с читателем. Читатель для Пушкина – друг, причем понимающий, умный, способный оценить шутку. Именно с таким читателем можно советоваться о выборе имени героини, прервать рассказ об Онегине воспоминанием о театре, деревне, любви, помянуть с иронией литературных оппонентов и лишь в конце седьмой главы «вспомнить» о вступлении, отметив с улыбкой: «Хоть поздно, а вступленье есть». Пушкинская улыбка, мягкая, светлая, умная, пронизывает многие строки романа. С той же улыбкой поэт говорит и о самих лирических отступлениях:

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Размышления о жизни и ее назначении в лирических отступлениях. Вечная загадка жизни, ее содержания и смысла – еще одна тема лирических отступлений. Жизнь неостановима: в юности, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», это движение ощущается с радостью, однако на пороге своего тридцатилетия Пушкин впервые ощутил драматизм этой неостановимости:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе?)

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы прощание с юностью не стало одновременно встречей с новым, еще неизведанным этапом жизни, если бы с «ясной душой» поэт не приветствовал этот новый путь:

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары…

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Пушкин обладал удивительной способностью ощущать жизнь как движение, включающее радость и грусть, свет и мглу. Например, конец шестой главы – сцена дуэли Онегина и Ленского: зимнее оцепенение в природе, зима в отношениях двух друзей, «мгновенным холодом» облит Онегин, пораженный смертью юного поэта. Казалось, пробудиться от этого зимнего холода уже невозможно, однако седьмая глава начинается стремительно-легкими строками описания весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга…

Весна – пора пробуждения и жизни – властвует не только в природе, и в судьбы героев романа она вносит изменения, преображения, потому что жизнь не может стоять на месте: Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана, Татьяна после посещения кабинета Онегина и проникновения в его таинственный для нее мир дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». Так через судьбы своих героев Пушкин отражает восприятие жизни, умеющей мудро преодолевать минуты тоски и горя, врачующей душевные раны. Вероятно, именно такое отношение к жизни стало источником светозарного, «моцартианского» мироощущения поэта.

Без патетики и громкости, с легкой улыбкой и мягкой грустью Пушкин говорит о самом важном – о смысле человеческой жизни, которая не может и не должна обратиться в небытие:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Природа в лирических отступлениях. В размышлениях и воспоминаниях автора входит в роман огромный мир России – с ее природой, культурой, историей, стилем жизни. Природа в романе дана в восприятии Татьяны и самого автора. В слоге Пушкина нет красивости, «роскошности», он так же прост, как проста русская природа, однако именно такой слог передал неповторимость и живую прелесть русского первого снега, очарование осенней тишины, весеннего преображения. Каждое время года несет свою поэзию, движение природы – это движение самой жизни, движение времени.

Духовная жизнь русского общества . Театр, литература, наука (например, увлечение Онегина Адамом Смитом) – всё это в той или иной степени находит отражение в романе. Не только русская, но и западноевропейская культура, без которой немыслима духовная жизнь просвещенного русского общества 19 столетия, представлена в романе. Байрон, Шиллер, Гёте, Кант, Ричардсон, Корнель 0 вот далеко не полный список «властителей дум» русского дворянства.

Непременной частью дня Онегина и содержанием лирических отступлений становится театр, который Пушкин называет «волшебным краем». Состояние театра, интерес к нему всегда становились показателями наполненности духовной жизни общества: кипение театральной жизни созвучно кипению самой России начала 19 века. В нескольких строках Пушкин набрасывает историю русского театра, вспоминая Фонвизина, Княжнина, с упоением говорит о блистательной игре Семёновой, воздушном танце Истоминой.

С образом автора в роман входит стихия литературной борьбы того времени. С устаревшими догмами классицизма Пушкин спорит легко, с искрящимся юмором, например, лишь в конце седьмой главы вспоминая о непреложном в произведении классицизма вступлении, промолвив с улыбкой: «Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть». Да и само «вступление» - это блистательная пародия на высокопарность вступлений классицизма:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкрив.

Пушкин утверждает право писателя на свободу выбора героя, построения произведения, на свободу выбора литературных форм и языка. Жизнь не делится на высокое и низкое, она многообразна и сложна, Пушкин как раз это многообразие и отразил в романе, утверждая свое право именно так видеть жизнь.




Top