Остап бендер полное. Лучший Остап Бендер

Викисклад Файлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер - главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев » и «Золотой телёнок », «великий комбинатор », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович .

Биография

Происхождение имени

Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, - говорил он, - был турецко-подданный»

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе , где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим , как известно, является арабской формой имени Авраам .

По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско (Остап ) - еврейско (Бендер ) - турецкое (Ибрагимович , -Сулейман , -Бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется - Бендер (рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских - а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность - турецкая крепость .

Финал романа «Золотой телёнок» также подтверждает версию В.Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя - а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны - как раз Бендеры.

Жизнь Бендера до 1927 года

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали.

«Золотой телёнок»

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном - воскресить героя.

Также следует отметить, что в 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с больши м успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве - но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова - Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его - в белых брюках! »

В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822-1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро . Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II . Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается [кем? ] , что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые [кто? ] считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев .
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года .
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных .

Памятники Остапу Бендеру

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск , Запорожская обл. - увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка , Винницкая область Украины, возле вокзала - памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев.
  • Мелитополь , перекресток пр. Б. Хмельницкого и ул. Кирова, возле кафе «Сити».
  • Пятигорск - памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург - памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап».
  • Старобельск , Луганская область Украины - памятник Остапу Бендеру установлен в «Студенческом» сквере ЛНУ им. Шевченко.
  • Харьков , ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Екатеринбург - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • В честь Остапа Бендера был назван ежегодный фестиваль юмора «Золотой Остап », проводившийся с 1992 года в Санкт-Петербурге , и вручавшиеся в рамках этого фестиваля премии.
  • ОАО «ВИНАП» (бывш. Новосибирский пиввинкомбинат) выпускало пиво под маркой «Товарищ Бендер » с изображением на этикетке Бендера, Козлевича, Паниковского и Балаганова в автомобиле «Антилопа Гну» и с цитатами из книги.
  • В начале 90-х один из исполнителей О. Бендера в кино, Арчил Гомиашвили , основал в Москве клуб /ресторан «Золотой Остап».

Ссылки

  • Web-журнал «Вечерний пустозвон». По следам Великого комбинатора Остапа Бендера

Примечания

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920-1930-х годов
  2. Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 83-85. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  4. Эдуард Багрицкий . «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев» , гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека - Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков . Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира ». Комментарии.
  16. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  17. Список зарубежных экранизаций
  18. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004

Мало кто знает, что Остап Бендер - не собирательный персонаж. У него был реальный прототип - инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.

Остап Шор и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера

Редакция Фактрума в восхищении публикует материал онлайн-журнала «Культурология», раскрывающий интересные факты из биографии…

…Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев. Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму. Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.

Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип. Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер. По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».

Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально. Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.

Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа. Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения. Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера. Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.


Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция. Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей. Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.


Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к. за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз. Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор. Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.

Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате. Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов. Он собирался вот-вот жениться. Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.


Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки. Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецко-подданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу. Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой - неплохой сыщик. В главе «И др.» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».


Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся. Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к. Илья Ильф слег с туберкулезом.


Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Имя: Остап Бендер (Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей)

Страна: СССР

Создатель:

Деятельность: авантюрист, «великий комбинатор»

Семейное положение: не женат

Остап Бендер: история персонажа

«Идейный борец за денежные знаки», мечтающий прогуляться по знойному Рио-де-Жанейро в белых штанах, украсил российскую литературу. Остап Бендер подкупает жаждой жизни, умением с юмором относиться к поражениям и железобетонным упорством в достижении желанной цели.

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» и получили должность «литературных негров» – писатель , тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.


Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».


Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина , которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно».

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.


С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста , здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.


Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».


Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.


Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Фильмы

По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит , и даже певец . Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении получил низкие оценки ценителей кинематографа.


Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа () и Кису Воробьянинова () с героями гайдаевских комедий Трусом () и Бывалым ().

В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:

«12 стульев» (1966)


Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.


«Золотой телёнок» (1968)

А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя , возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.


«12 стульев» (1970)

Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.


«12 стульев» (1971)

Цитаты

Цитаты, выдуманные тандемом репортеров «Гудка», прочно укоренились в лексиконе советских граждан, перейдя по наследству современному поколению. Одна из самых знаменитых:

«Остапа несло. Дело как будто налаживалось…».

Даже те, кто не знаком с произведениями, используют гениальные фразы «великого комбинатора»:

«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница»
«Знойная женщина - мечта поэта»
«Командовать парадом буду я!»
«Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
«Почём опиум для народа?»
«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»
«Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее. Это я говорю вам как специалист по рогам и копытам»
«Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами»
«Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»
«Утром деньги - вечером стулья!»
«Нет, это не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже!»
  • Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
  • Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.

  • Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
  • Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событиевозможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.

Памятник Ильфу и Петрову в Одессе "Двенадцатый стул"
  • В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.
На написание романа «12 стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова вдохновил другой известный советский писатель Валентин Катаев. Катаев явился в редакцию газеты, где работали Ильф и Петров и рассказал им о своей идее написать роман про разорившегося дворянина, ищущего сокровища родственницы в предмете мебели. Молодым репортёрам он предложил стать его «литературными рабами».

На написание романа «12 стульев» Илью Ильфа и Евгения Петрова вдохновил другой известный советский писатель Валентин Катаев // Фото: factroom.ru


Ильфу и Петрову эта мысль пришлась по душе. Они тут же приступили к работе над книгой. Большинство персонажей репортёры списывали из своего окружения. Примечательно, что Остап Бендер изначально задумывался как второстепенный персонаж, но совершенно неожиданно он вышел на первый план. К слову, с прототипом Остапа Бендера Ильфа и Петрова познакомил тот же Катаев. И снова Катаев раскрыл поклонникам романа имя того, кто вдохновил писателей создать образ великого комбинатора.

«Остап Бендер был одним из наших одесских друзей. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске, но имел атлетическое телосложение и романтичный характер, а также был братом замечательного поэта-футуриста» - написал Катаев в книге «Алмазный мой венец».

Великий комбинатор

На самом деле великого комбинатора звали Осип Шор. Многие считают, что он был родом из Одессы, но на самом деле Осип появился на свет в еврейской семье в Никополе. Осип был младшим в семье. Старший брат Натан и был тем самым поэтом-футуристом.

После окончания школы Осип Шор поступил в Новороссийский университет, но вскоре бросил учёбу и стал зарабатывать на жизнь карточными играми. Заветной мечтой Шора действительно был переезд в Аргентину либо Бразилию. Грезя о дальних странствиях, Осип носил капитанскую фуражку, белые брюки и шарф, небрежно обмотанный вокруг шеи. Осип Шор был довольно запоминающимся персонажем. Его манера одеваться, приятные черты лица, а также рост в метр и девяносто сантиметров делали образ впечатляющим и западающим в память.


Осип Шор стал прототипом легендарного Остапа Бендера // Фото: i-fakt.ru


Как утверждают исследователи, первой аферой Осипа Шора стало оформление поддельных документов, согласно которым его отцом был не еврей из Никополя, а гражданин Турции. Таким образом Осипу удалось избежать призыва в армию, поскольку иностранцев и их детей в вооружённые силы не брали. Позже он помог некоторым своим друзьям стать курдами, греками и представителями других национальностей по документам, а главный герой «Двенадцати стульев» получил отца-турецкоподданного.

За свою жизнь Осип Шор провернул немало афер. Одна из них – основание компании «Идеальная курица». На сельскохозяйственной выставке в Одессе Осип представился профессором и провёл несколько лекций, где рассказывал о достижениях одесских селекционеров. Он говорил, что ему и его команде учёных удалось вывести новый вид кур совсем без перьев. У заинтересовавшихся компаний Шор попросил предоплату, и исчез.

По некоторым данным, Осип Шор действительно проводил сеансы одновременной игры в шахматы, женился на богатой вдове, чтобы пережить зиму на содержании, путешествовал в качестве художника-иллюстратора на пароходе, а также пережил множество приключений, описанных в романе.

Одесский уголовный розыск

Что известно об Осипе Шоре достоверно, это то, что он непродолжительное время работал в Одесском уголовном розыске. Во времена гражданской войны Одесса страдала от разгула бандитизма. Это не удивительно, ведь за несколько лет в городе четырнадцать раз сменилась власть. Осип был на хорошем счету у руководства. Он взял с поличным нескольких налётчиков, раскрывал дела об ограблениях и так далее.

По некоторым данным, Осип Шор и Мишка Япончик (прототип Бени Крика в «Одесских рассказах» Исаака Бабеля) ненавидели друг друга. Япончик даже предложил за его голову большие деньги. Однако, преступникам не удалось убить Осипа. Вместо него по ошибке был застрелен старший брат Шора. Осип едва пережил гибель Натана. Он начал жестоко мстить, и в результате добрался до убийцы брата. По легенде, Осип был готов пустить ему пулю в голову, но тут увидел его детей. Шор отказался от своих намерений, уволился из уголовного розыска и поехал в Москву.


Осип Шор едва пережил гибель старшего брата Натана // Фото: mediamera.ru

«12 стульев»

Оказавшись в столице, Осип Шор некоторое время жил на квартире своего товарища Юрия Олеши, где и познакомился с Катаевым, а позже Ильфом и Петровым. Новым товарищам он рассказал некоторые подробности своей жизни, которые затем были описаны в романе.
Когда «12 стульев» были изданы, Осип Шор пришёл к Ильфу и Петрову с требованием процента от гонорара, но позже отказался от любых претензий, но взял с писателей обещание, что они воскресят его героя, и напишут ещё один роман о похождениях Остапа Бендера.


В столице Осип Шор не стал надолго задерживаться. Затем он отправился в Челябинск, где около двух лет работал на тракторном заводе. Затем он предпринял попытку отыскать своих родных, путешествовал по СССР и, по легенде, сумел каким-то образом излечиться от рака кожи. Умер Осип Шор глубоким стариком в Москве и похоронен на Востряковском кладбище.

Полное имя:Бендер-бей, Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария.
На русский манер:Бендер, Остап Ибрагимович.
Дата рождения:25 июля 1900 года, 20 часов 15 минут.
Место рождения:город Одесса.
Национальность:полутурок, полурусский.
Профессия:комбинатор.
Отец:Ибрагим Бендер-бей, турецкоподданный.
Мать:Мария Бендер, русская графиня, жила нетрудовыми доходами.

Ну кто не знает Великого комбинатора Остапа Бендера? Пожалуй разве что самые отсталые слои населения негритянского племени Мумба-Юбма, словарный запас коих составляет меньше 300 слов. Все среднеразумные люди(даже мумба-юмбийцы.....по вырезанным рисункам на деревянной коре) хотя бы по наслышке знают кто такой Бендер и чем он занимался. А уж те кто владеет телевизором, так и подавно:сколько замечательных фильмов снято о похождениях Остапа! Кроме того масса анекдотов рассказано о Великом комбинаторе! Короче говоря об Остапе Бендере все знают о нем говорят, фильмы снимают, анекдоты травят. А сколько фраз мы заимствовали из уст Великого комбинатора("ключ от квартиры, где деньги лежат", "почем опиум для народа?" и др.). У-умммммм. Таким образом Бендер является соперником самого Юлия Цезаря!!! Так он известен.
Однако неизвестно как бы сложилась судьба Великого комбинатора(и стал бы ли он Великим комбинатором вообще) если бы, родившись в Одессе, он не мечтал с этого самого одесского детства о более чем далеком, но прекрасном городе Рио-де-Жанейро(это где-то в Бразилии)! Это была мечта всей его жизни-все его действия были направлены на ее исполнение. Однако на одной мечте в Рио не уедешь, а денег много у Остапа никогда не было, в то время как для такой поездки их нужно именно много. У него же они не всегда и на пропитание были. Можно было конечно посвятить себя какому-нибудь конкретному честному занятию и зарабатывать на этом:сытым конечно будешь, но в Рио....... Вот потому-то Остап и стал комбинатором, стал для исполнения мечты своего детства! Ну а Великим-это уж заслуга Бендерова таланта, таланта как говорится свыше.
Но пока комбинатор становился Великим, не желая найти в жизни определенное пристанище, судьба бросала его в разные концы Российской империи, а потом и Советского Союза. К политике Остап был почти полностью равнодушен-не был ни белым ни красным ни даже коричневым. Для него главное было Рио-де-Жанейро и то как туда попасть, а под чьей властью исполнять свою мечту для него было без разницы. И вот в 1927 году, побывав во всех концах нашей необъятной Родины, сын турецкоподданного и графини с нетрудовыми доходами наконец оказался в Старгороде без носков, без ключа, без денег и без квартиры, где они могли бы лежать. Из одежды у него остался лишь старый костюм, такой же старый шарф и апельсиновые штиблеты-именно в таком виде ему предстояло войти в историю.
Остановившись в Старгороде на неопределенный срок, Остап Бендер начал размышлять как устраивать свою жизнь дальше. И пока Великий комбинатор думал, он познакомился с бывшим предводителем уездного дворянства, когда-то важным человеком, а ныни мелким провинциальным служащим Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, известным в кругу своих родственников под милым прозвищем Киса. Этот самый Киса под нажимом Остапа рассказывает Великому комбинатору о смерти своей тещи, коя умирая поведала ему о фамильных сокровищах спрятанных ею в одном из двенадцати стульев своего мебельного гарнитура. Все в душе Бендера мгновенно перевернулось-вот оно заветное исполнение мечты! О Рио, Рио!!! Однако прежде чем торжествовать, Остап вынужден был узнать что кисин гарнитур продан по частям разным владельцам. Кое-как договорившись с Воробьяниновым о том как поделить будущую добычу, Великий комбинатор вместе со своим новым товарищем отправляется на поиски стульев по всему Советскому Союзу. Однако то что знают двое, то знает свинья. Вскоре на пути Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова становится горе-священник Фёдор Востриков, который исповедовал умирающую тещу Ипполита Матвеевича и таким образом узнал тайну фамильных бриллиантов. В ожесточенной вражде и постоянных путешествиях отцу Фёдору удается получить немаленькое количество стульев. Но они оказались пустыми. Горе-священнику оказалось не под силу пережить такой удар и он сходит с ума и оказывается в дурдоме. Остап и Киса продолжают поиски и вскрыв все стулья добывают последний, в полной уверенности что там наконец есть долгожданные бриллианты. Где только не побывали Бендер, Воробьянинов и отец Фёдор, охотясь за сокровищами-на Украине, в Москве, в Поволжье, на Кавказе! Поэтому неудивительно что в отличии от Остапа, человека с твердой волей и сильным характером, рассудок других двоих не выдержал. Фёдор как мы уже и сказали оказался в СД(Сумасшедшем доме), а Воробьянинов жаждя полной, а не деленной, награды за свои мучения, разрезал бритвой горло спящего Великого комбинатора, испугавшись шутки последнего:"Киса, я Вам ничего не дам-будете моим секретарем-да ладно шучу!". Однако и в последнем стуле драгоценностей не оказалось-они уже давно были найдены сторожем железнодорожного клуба, куда случайно попал один стул, и на них было построено новое клубное здание(все высшеописанные события в романе И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев")!
Первая Великая комбинация Остапа Бендера не только провалилась, но и едва не закончилась гибелью сына турецкоподданного. Однако не таков был Остап чтобы погибнуть от рук старорежимного маньяка-не для этого он родился на свет. Бендеру чудом удалось выжить после кисиной бритвы и он продолжал свою славную жизнь, вынужденный признать поражение и временно "залечь на дно".
Через три года-в 1930 году Остап узнает о том что в городе Черноморск служащий учреждения "Геркулес" по фамилии Корейко, со времен Гражданской войны 1917-1922 годов богатеет спекуляцией и казнокрадством, и таким образом нажил не больше не меньше, а миллион рублей! Великий комбинатор решил, пугая Корейко разоблачением, отобрать у него миллион и, наконец решив свои финансовые проблемы, оказаться в вожделённом Рио-де-Жанейро! В этой комбинации Бендеру помогают три сообщника:старик Паниковский-опытный карманный, квартирный и просто мелкий жулик, еще с царских времен, зрелый Козлевич-бывший взломщик а ныни "завязавший" работающий таксистом и молодой Балаганов, мошенник уже советских времен, выдающий себя за сына известного революционера. Именно от Балаганова, встреченного им в провинциальным городке Арбатове, Великий комбинатор узнал о миллионах Корейко в Черноморске. Рассказами о близком богатстве Бендер и Балаганов увлекают козлевича, а затем и Паниковского. На автомобиле Козлевича компания устремляется в Черноморск.
В Черноморске Остап Бендер полностью изобличает Корейко, но последнему удается бежать от Великого комбинатора за пределы города.
Бендер, человек в высшей степени напористый, отправляется в погоню, которая явно не по душе его сообщникам-любителям легкой, но большой наживы. По дороге умирает Паниковский-старик не выдержал тяжести погони, уходят Козлевич и Балаганов, сдавшись неудачам и разочаровавшись в обещаниях Остапа. Великий комбинатор продолжает борьбу и наконец настигает Корейко, получив вожделенный миллион. Однако Бендер упустил важнейший факт, факт его жительства в Советской России, где просто так без конкретного государственно-важного дела за границу не уедешь, даже за очень большие деньги и потому в Рио не попасть, не купить ни машину ни квартиру в столицы-все это в СССР предоставляется за заслуги перед властью, а не за деньги. Потому триумфатор вынужден жить в поездах и гостиницах, постоянно и бесцельно путешествовать. Да еще к тому же выдавать себя то за известного ученого, то за артиста и т.д. и т.п. Иначе ни билетов, ни гостиничных номеров ему не достанется. Кроме того, богатство приходится скрывать. В общем никакого блеска-одни страхи, заботы и неприятности.
Разочарованный Остап Бендер возвращается в Черноморск к девушке, которую любит. Однако любимая уже вышла замуж, мягко отшив Великого комбинатора. И тогда Остап принемает радикальное решение:он накупил золота и нацелился бежать за границу-последняя возможность попасть в прекрасный Рио-де-Жанейро! Однако и здесь Бендер терпит неудачу:иностранные пограничники полностью его ограбили и едва не убили. Полностью разгромленный Великий комбинатор возвращается ни с чем, произнося историческую фразу:"Не надо оваций! Графа Монте-Кристов из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы."(все высшеописанные события в романе И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок").
Фигура Остапа Сулеймана Ибрагима Берты Марии Бендер-бея до сих пор всех приводит в восхищение, несмотря на все его неудачи-главное не победа, главное красивая игра-так считал ставший легендарным Великий комбинатор и он был полностью прав! Дальнейшая его судьба покрыта тайной-можно быть уверенными лишь в одном:несмотря на свою последнюю, известную нам фразу, управдомом он не стал-не таков у него характер, хотя и в Рио тоже скорей всего так и не попал.




Top