Отчего погиб пропавший смирнов юрий. «Пленный молчит»: подвиг Юрия Смирнова (4 фото)

Самого меня воспитывали не так, как будет изложено ниже. Можно сказать в десятки раз мягче. Но поделюсь тем, что накопал из различных бесед с казаками-стариками.
У каждого новорожденного казака или казачки , помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец - это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка - жить недалеко от крестника (крестницы).
Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).
Если в семье родился казак , то основная нагрузка ложилась на крёстного - он делал из казака воина . Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке , как к жене, матери и хозяйке.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку , как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения. Ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками - была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть - добрый будет казак, если же расплачется - есть над, чем задуматься.
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака . Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.
При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку или появление чего-то нового. Всё это постоянно ускорялось во времени.
А таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В каждом роду свои.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у него многое было впервые. Впервые одного сажали на коня, надевали отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней - это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.
Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.
Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интилектуальное и нравственное (духовное) развитие.
В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные, как бы сопутствующие.
Знаю, что физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет.
Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. (Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня .
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь - личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.
А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей...
И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).
И ответы старших на них: лампас - это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь - это друг и товарищ казака, кресты и медали - это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.
А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.
А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут - кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»
И тогда в нём постепенно складывалось убеждение, что-то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.
Видимо существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.
У запорожских-черноморских казаков - это, похоже, казак Мамай. У донских казаков имени либо вовсе не было, либо оно не сохранилось. Но образ существует.

И основное времяпрепровождение - игры на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Вообще, нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний. С ней связана и легенда о Егории Храбром, и ещё более древние легенды о змееборцах. Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Старики говорят - боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.

С этого же времени казачонка начинали приглашать на «беседы» старших казаков: основополагающим принципом существования был принцип Рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Весь быт был подчинён этому принципу. Общество делилось на возрастные группы - «беседы». Старики, женатые казаки, холостые казаки, казаки-малолетки (не служившие), казачата-подростки и совсем маленькие казачата. У каждой из этих групп были свои «беседы». Выше всего в этой иерархической лестнице стояли старики. У них было всё для воспитания молодых поколений казаков: мудрость, знания, опыт, традиции и заветы предков. Каждая «беседа» шествовала и отвечала за младшие «беседы». В каждой «беседе» были наиболее достойные казаки, которые занимались воспитанием, обучением и досугом младшей «беседы». Такое положение вещей способствовало передаче мировоззрения, традиций, профессиональных знаний и навыков потомкам наиболее полно и с учётом личного опыта.

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится! », «Терпи, казак, атаманом будешь! »
Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли, чуть ли не всю свою жизнь.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию - шашке (кинжалу).

Про Спас (казачью науку выживания) скажу словами одного из казаков:

Казаки народ родовой с твёрдыми правилами поведения, как в семье, так и в обществе.
Начало вхождения ребёнка-казака в Спас начиналось с его крещения . В этот момент у него появлялись его духовные родители - крестный и крестная!
По мере возрастания задачи Спаса усложнялись, но основным направлением воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.
В самом Спасе приёмов как таковых нет, нет и весовых категорий.
Пословица - «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся - спасся!»
- Именно Спасся!..
То есть «Спас».
В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:

  1. очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;
  2. очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.
При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку, как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает её ещё до схватки!..
Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страхом. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно.
При этом отсутствует какая-либо психомобилизация.
Основной критерий человека, занимающегося Спасом, это нравственность . Вначале это не ощущается, но с увеличением скорости мышления данный критерий непросто ощущается. Он начинает присутствовать сначала на каждой тренировке, а затем и в самой жизни человека. Человек начинает понимать, что он ведомое существо в данной системе мироздания. Что без диалога с Богом в другие уровни Спаса он не сможет войти, если его моральный образ низок. Тот, кто пытается применить тут хитрость быстро убеждается в этих предупреждениях. Эти люди начинают приобретать сначала небольшие, а затем всё серьёзнее травмы. Вплоть до разрыва мышц.
Одни, поняв происходящее, начинают другую жизнь, где Спас становится одним из показателей правильности поведения. Другие же просто прекращают заниматься Спасом. Им становится понятно - на чьей они стороне.

О роли отца и роли крёстного в воспитании.

С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке . Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.
Пример процесса обучения видения летящей пули:

  • проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,
  • в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,
  • по сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.


С 12 до 16 лет - ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.
С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача - смотреть и запоминать.

И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание - в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина ». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.
А что мог из себя представлять такой казак, лучше описать художественно:

«...Из леса вышли в рассыпную австрийцы. Человек тридцать. Винтовки на перевес. Офицер с обнажённым палашом верхом на коне. На поляне по колено трава, начинающая желтеть от знойного августовского солнца. Австрийцы отошли от опушки леса шагов на пятьдесят.
Вдруг произошло непонятное. Из под коня вылетело что-то необычное чёрно-зелёного оттенка, вышибло офицера из седла, провернулось волчком над упавшим, поблёскивая то ли клыками, то ли зубами, и врезалось в гущу оцепеневших солдат. Разобрать что это было невозможно, потому что это нечто всё время двигалось и вертелось вьюном в невообразимых плоскостях.
Находящиеся с краю австрийцы начали приходить в себя и изготавливаться для стрельбы, забыв, что это не спасёт их товарищей, так как вертящаяся масса была в самом центре подразделения, оставляя за собой переломленные и окровавленные тела австрийских солдат.
Но вдруг с левого фланга метнулся ещё один неясный силуэт. Он пронёсся перед изготовившимися к стрельбе настолько быстро, что никто не смог уловить его очертания. Да и вообще не смог больше ничего увидеть в этой жизни, потому что силуэт двигался грохоча и огрызаясь огнём.
Больше всех повезло четверым солдатам. Они, толкаемые своим страхом вовремя уронили свои винтовки, и теперь наблюдали страшную картину: в центре лежали вповалку, как после смерча полтора десятка человек со страшными колото-резанными ранами; ещё человек семь бездыханно лежали со стороны леса с огнестрельными ранами; а по бокам уцелевшей четвёрки застыли двое - причина всего произошедшего. Одеты оба были в низкие чёрные бараньи шапки с защитным верхом, в гимнастёрки и шаровары того же цвета и невиданные солдатами ранее сапоги с шерстяной ступнёй и голенищем из тонкой кожи. В руках у одного было два длинных кинжала, у другого - два револьвера.
А лица этих неизвестных... Глаза - у обоих на выкате - не выражали ни злости, ни ненависти. Солдаты прочитали в них только одно - это пришла смерть, ведомая самим Всевышним.
После всего этого послушнее военнопленных, чем эти четверо не смог бы, наверное, никто найти на всём русско-германском фронте...»

Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях , и, я так подозреваю, к 1914 году оставались очень немногие семьи, где всё это жило (хотя отголоски прослеживаются у многих). Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса - как их самих учили, так и они учат. Предки завещали!

Вот примерно всё, что могу сказать по этому вопросу. Я попробовал описать общую канву воспитания казака . Остальное, как говорится, нюансы. У кого есть что добавить - будет очень хорошо. Потому что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру . И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания казачат. Потому как они - будущее казачества. И что мы в них заложим, то и получится потом.
Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»

Фотобанк Лори

Кто такие казаки и откуда они произошли? Казалось бы, простой вопрос, но ответить на него не так легко – ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении казачества и даже самого понятия «казак». Есть, правда, и факты доподлинно известные. Как тот, например, что в XVI-XVII веках казаки сыграли важную роль в обороне границ Русского государства от разорительных набегов крымских татар и ногайцев. Тогда же они стали селиться в приграничных степных просторах нашего отечества, осваивать так называемое Дикое поле.

Дикое поле – казачья доля

Культура казачества вобрала в себя элементы быта, обрядов и нравов различных этнических групп, населявших обживаемые казаками территории, но в результате приобрела черты уникальности и самостийности. Постепенно сформировалось особое казачье мировоззрение, основанное на вере в Бога, свободолюбии и преданности воинскому долгу.

Существовало две формы проживания казаков: «сечевая» (или линейная) и семейная («родовая»). Линейные казаки, как правило, несли пограничную службу и жили вдали от семей, а чаще всего были убежденными холостяками: суровые условия степной жизни не способствовали желанию не менее суровых вояк обзаводиться семьями. Однако к XVII веку многие из них «осели» на определенных местах, нажили себе хозяйства и женились (поначалу, в основном, на пленницах, позже – на девушках своего круга), а маленьких казачат и казачек воспитывали в самобытном казачьем духе.

«Терпи, казак, атаманом будешь!»: воспитание мальчиков

Если в семье рождался казак (именно так, и никак не мальчиком, называли младенца мужского пола), то его буквально с первых дней жизни воспитывали воином. Важнейшим событием считалось крещение, то есть духовное рождение казака. Выбору крестного также уделялось огромное внимание, ведь именно на него ложилась большая часть ответственности за воспитание нового человека. В день крестин в люльку малышу клали шашку, стрелу или пулю – «на зубок», а потом наблюдали за его реакцией. Младенец, заинтересовавшийся оружием, признавался «добрым казаком», а проявивший равнодушие к воинским атрибутам, огорчал собравшихся своей нерадивостью. Бывало, что на сорокадневного кроху надевали маленькую кольчужку, обозначая таким образом его принадлежность к казачьему роду.

Всеми этими забавами, надо полагать, увлекались отцы, матери же, как и положено матерям, с болью в сердце переживали за будущее своих маленьких сыновей уже с первых дней их жизни. Очень точно передал материнские чувства казачки по отношению к сыну, обреченному на войну, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Казачья колыбельная»:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью !..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Достигшему годовалого возраста казаку наголо состригали волосы и сажали его на коня, при этом снова наблюдая за поведением ребенка. Крестный давал ему в руки шашку, правда, это действие носило чисто символический характер. Шашку малыш, естественно, удержать не мог, и она снова возвращалась крестному, который обычно хранил ее у себя до семнадцатилетия своего подопечного.

Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели. Мать больше не имела права его наказывать, воспитанием будущего воина занимались теперь только мужчины.

С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою, с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой. Первоначальные боевые навыки прививали мальчикам отцы и крестные, затем – самые опытные представители казаков, нередко даже атаманы, ведь воспитание в будущих воинах ловкости и силы признавалось крайне важным всеобщим делом.

Целенаправленно воспитывалось в парнях и еще одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь. Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Но зато к 14-15 годам среднестатистический юный казак владел сложнейшими элементами джигитовки, был смышлен и ловок. С 17 лет и до момента, когда он поступал в полк, юноша назывался «малолетком», а в 19 лет отправлялся служить на три или четыре года, в зависимости от региона. Дальнейшая жизнь молодого казака представляла собой почти постоянную военную службу с некоторыми перерывами.

Но не только физическим развитием и находчивостью отличались молодые казаки, ведь их с детства учили защищать слабых, с благородством относиться к девушкам и женщинам, быть готовыми бороться за свободу, веру и честь.

Уважение к старшим

Особое внимание уделялось тому, чтобы научить юных казаков и казачек уважению к представителям старших поколений. Существовал целый набор правил вежливости по отношению к страшим:

Ко всем старшим, включая и родителей, обращались только на Вы;
нельзя было заговаривать со старшими без их на то разрешения;
нельзя было окликать впереди идущего старшего;
прекословие родителям и неподчинение их воле считалось недопустимой дерзостью;
курение в присутствии отца, деда или старшего брата считалось неприличным.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами, за исполнением которых следила вся казачья община. За непочтительность в общении со старшими наказывали: парня могли высечь, а девушку надолго посадить «под домашний арест».

«Казачка-краса, тонок стан, туга коса»: воспитание девочек

Девочек с малых лет готовили в казачьи жены, доля которых обычно состояла в том, чтобы ждать мужей со службы. Это значило, что по хозяйству они должны были уметь практически все. С раннего возраста девочек приучали к труду: они стирали, мыли полы, осваивали шитье, вязание, вышивание, нянчили младших братьев и сестер. Будущие хорошие жены должны были привыкнуть вставать раньше мужчин, готовить пищу, поддерживать в доме чистоту и порядок. Опрятности – в быту и в одежде – в казачьей среде уделяли особое внимание: и казачка, и ее дом должны были всегда выглядеть достойно.

Уважительное отношение к мужчине девочки впитывали, наблюдая за отношениями собственных родителей. Жены-казачки, несмотря на то, что в семьях обладали равными правами со своими мужьями, старались с ними не ссориться, уступать, всячески подчеркивать их авторитет. «Не муж для жены, а жена для мужа» – это знали казачки с ранних лет.

Может быть, потому, что первые казацкие жены были из самых красивых представительниц коренных народов, казачки с древности славились своей особенной привлекательностью. Художник В. Суриков, сам будучи выходцем из старинного сибирского казачьего рода, писал о своих двоюродных сестрах: «В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».

Девочек учили нести красоту с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться. Суетиться, впадать в панику или в гнев, кричать от боли с детства привыкшие уважать себя казачки также не могли себе позволить. О воспитании в дочерях терпения и выносливости матери заботились особенно, но при этом не оставляли без внимания они и нравственные качества девушек. Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной. Понятие «честь» не было для нее пустым звуком, напротив, оно руководило ее поведением.

Муштры в воспитании девушек не было, как не было и ущемления их достоинства. Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков. Как правило, родители не выдавали дочерей замуж против их воли – только разве что в качестве наказания за серьезную провинность.

С начала XIX века в казачьих станицах стали создаваться школы сословного типа, где преимущественно преподавались Закон Божий, чтение и письмо, арифметика и строевая часть. В то время в них обучались только мальчики: во-первых, грамотные казаки были нужны государству, а во-вторых, считалось, что девочкам-казачкам образование ни к чему. Правда, и родители мальчиков нередко имели своеобразный взгляд на обучение детей: научился с горем пополам читать и писать, да и ладно. Возможно, подобному отношению к образованию способствовало и то, что оно было платным и достаточно дорогим для рядового казака.

Дети казачьих офицеров и войсковых чиновников имели возможность получать образование в кадетских корпусах и гимназиях, а после военных реформ 1860-х годов и в юнкерских училищах. Офицерский состав Русской императорской армии готовили, в том числе, и казачьи средние военно-учебные заведения – Оренбургское, Новочеркасское, Ставропольское казачьи юнкерские училища.

Со второй половины XIX века начальное образование становилось все более доступным, постепенно в него вовлекались и девочки. Все больше и больше казаков осознавали необходимость обучения своих детей. К 1917 году казачье население было преимущественно грамотным.

Когда советские силы вошли в освобожденную от немцев деревню Шалашино, они увидели тело бойца, распятое на блиндаже. История солдата, не сломленного страшными пытками, гвардии красноармейца Юрия Смирнова - в материале «Защищать Россию».

Наступление в Белоруссии

В конце июня 1944 года войска 3-го Белорусского фронта начали наступление в Белоруссии по всему Оршанскому направлению. Нацисты отступали, но оказывали жестокое сопротивление.

Орша была важным узлом в их обороне. Укрепрайон представлял собой десятки линий траншей с проволочными заграждениями, минные поля, болота. Этот неприступный рубеж, за которым стояла 78 нацистская дивизия генерал-лейтенанта Ганса Траута, прикрывал путь на Минск.
После тяжелых боев 22 и 23 июня Советское командование приняло решение: в ночь на 24 июня бросить танковый десант в направлении на Оршу. Защитникам предстояло вклиниться в немецкую оборону, нарушить связь и управление частями дивизии, а после подхода основных сил перерезать шоссе Москва-Минск.

В составе десанта были бойцы 77-го гвардейского стрелкового полка 11 гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. В их числе был 18-летний гвардии красноармеец Юрий Смирнов.

Гвардеец Смирнов

Его довоенная биография такая же, как и у большинства ребят из простых рабочих семей. Родился 2 сентября 1925-го в деревне Дешуково Костромской области. Окончил школу в городе Макарьеве, куда Смирновы переехали в 30-х, и там же - ремесленное училище. Работал сварщиком на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ЗР: Нижний Новгород).
Отец Юрия, Василий Аверьянович, погиб под Сталинградом - семья получила похоронку в начале 43-го. А вскоре после этого на фронт призвали Юрия.
Он воевал в составе 77-го гвардейского стрелкового полка 26-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта.

Осенью 1943 в бою под Витебском Смирнов был ранен и попал в госпиталь. «Ранение легкое. Скоро вылечусь и снова на фронт, - писал Юрий домой. - Мама, ты за меня не тревожься, я служу хорошо, выполняю все приказы».

Через месяц гвардии красноармеец вернулся в родную часть. Ее он называл вторым домом.

Ночной десант

В ночь с 24 на 25 июня под деревней Шалашино танковый десант прорвался в тыл немецкой обороны. Стремительным броском бойцы прошли по командным блиндажам, лишили врага связи, блокировали управление. Штаб Траута охватила паника.

Вскоре в одну из командных блиндажей 78 дивизии СС доставили десантника - получив ранение, он упал с брони танка. Нацисты нуждались в сведениях об обстановке, поэтому «язык» был как нельзя кстати.
Обыскав пленника, они обнаружили документы - красноармейскую книжку и комсомольский билет. Бойцом оказался гвардии красноармеец Юрий Смирнов.

На допросе врага интересовало направление движения прорвавшихся в тыл советских сил, их количество, задачи. Но юный солдат молчал.

Он не сказал ни слова, даже под страшными пытками. Тогда измученного, но еще живого Смирнова нацисты распяли на стене блиндажа.

Пленный молчит

Его тело обнаружили ранним утром 25 июня, когда наши основные силы выбили врага с занимаемого рубежа. «…Два гвоздя в голову, руки вытянуты в горизонтальном положении, в ладони было забито по гвоздю, по гвоздю было забито в подъеме ног. Кроме этого в грудь было нанесено четыре кинжальных ранения и два в спину. Голова и лицо были побиты холодным оружием», - говорилось в акте, составленном нашедшими гвардейца советскими бойцами.

На столе лежали документы и протокол допроса, в котором написана всего одна фраза: «Пленный молчит».
О подвиге гвардейца узнала вся страна, храбростью простого солдата были поражены даже видавшие виды офицеры.
6 октября 1944 года Юрию Смирнову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, орден Ленина и орден Отечественной войны 1-й степени. Его имя навечно зачислено в списки 1-й стрелковой роты 77-го гвардейского стрелкового полка, в составе которой он так недолго, но так самоотверженно служил.

"Мой единственный сын предал меня из-за 50 квадратных метров. С самого детства он привык жить в довольстве и вырос нахлебником", - со стыдом недавно признался известный актер Юрий Смирнов. В 70-е Смирнова ненавидела вся страна. Когда его пригласили на съемки легендарного сериала "Вечный зов" , то предложили самому выбрать роль. А он решил сыграть не героя-фронтовика Ивана Савельева и не справедливого Поликарпа Кружилина, а подлого Петра Полипова. А ведь за его плечами уже была роль мстительного бандита Гаврилы из "Бумбараша" . Знал ли он тогда, что эта роль окончательно сделает его главным злодеем советского кино?

Его Полипов вышел настолько отвратительным, что Юрий Смирнов оказался едва ли не единственным актером, кто не получил награды за съемки в "Вечном зове". Позже он признался, что ему было обидно, тем более что сам Смирнов - человек преданный и верный. Полвека он прослужил в одном театре под руководством Юрия Любимова. Он оставался верен режиссеру, даже когда тот уволил из театра его жену Галину. Он не пошел против него и тогда, когда на Любимова ополчились едва ли не все актеры из-за вмешательства в дела театра его жены, Каталины. При этом сам актер не раз становился жертвой предательства, порой со стороны самых близких ему людей...

Юрий родился за несколько лет до войны. Отец - командир пулеметного взвода - вернулся с фронта без ноги: ранение было настолько тяжелым, да еще началась гангрена, что солдат перенес целых четыре операции по ампутации. Получил он и пулю в сердце, спасло командира от мгновенной смерти лишь то, что в левом нагрудном кармане лежал случайно туда положенный металлический диск. Мама народного артиста ухаживала за мужем 13 лет. Умер отец Смирнова в 58 лет. А маму Юрий Николаевич похоронил год назад, она прожила 100 лет.

Жила семья Смирнова на Арбате. "В школе я учился вместе с Александром Збруевым , выпускные экзамены мы провалили: я не сдал три, а Збруев - семь. Збруев пересдал, а я пошел работать", - вспоминает Юрий Николаевич. Доучивался будущий актер в школе рабочей молодежи. Там он впервые влюбился в девушку, брат которой был актером Театра Ленинского комсомола. Тогда мама возлюбленной Смирнова отговорила дочь от раннего брака.

Збруева Юрий считает своим крестным, тот раньше поступил в Щукинское училище, позже туда захотел и Смирнов. Александр подсказал другу, как вести себя на вступительных экзаменах. Однако наставления товарища не помогли. Не обнаружив свою фамилию в списках поступивших в Щукинское, Юрий отнес документы в Малый театр, откуда студента Смирнова вскоре выгнали по непонятным для него причинам. Тогда он снова отправился в Щукинское училище… Руководитель курса порекомендовал начинающему артисту пойти к великому Охлопкову в Театр Маяковского. "Там много народу, и ты будешь незаметен", - так сказал наставник, чем "просто убил" Смирнова.

Со своей будущей женой, актрисой Галиной Гриценко, актер познакомился на сцене. Они играли влюбленную пару в спектакле Петра Фоменко "Микрорайон", а потом полюбили друг друга по-настоящему. Ради него она развелась с мужем, от которого у нее была дочь, и оставила карьеру актрисы, полностью посвятив себя новой семье. Ей пришлось смириться с тем, что мужа часто окружали самые обворожительные женщины советского кинематографа. "Сохранять верность друг другу - это генетическое", - уверен Смирнов. А красавице-жене он сразу сказал, что измена - это военное преступление, которому нет срока давности… "Наша профессия очень жесткая и жестокая, в большей степени в отношении женщин. В доме достаточно одного актера", - считает народный артист. Поэтому после увольнения из Театра на Таганке Галина стала заниматься домом и детьми, у супругов к тому времени уже родился общий сын. Из-за пристрастия мужа к алкоголю Галина несколько раз готова была подать на развод, но семью удалось сохранить. Вместе они уже более пятидесяти лет, недавно отметили золотую свадьбу.

Суд с родным сыном у Смирновых был из-за завещания. Тогда мать и родной брат Юрия Николаевича отписали всю недвижимость на Арбате народному артисту, что возмутило молодого человека, и он решил выяснить все "путем юридическим". "Потом он понял свою неправоту на этот счет и снял все претензии по поводу завещания", - рассказали супруги в студии Бориса Корчевникова . Несмотря на эти разногласия, они гордятся единственным сыном, который окончил с отличием два вуза: режиссерский факультет ВГИКа и философию зарубежной литературы в МГУ. Они встречаются, помогают друг другу, но той дружбы, которая бывает между отцом и сыном, у них больше нет…

Почему Смирнов не получил государственную премию за "Вечный зов"? Как вышло, что актер и его сын стали врагами? Сумел ли Юрий Николаевич простить сына? И какие стихи он пишет своей любимой супруге? Ответы - в программе .

Гитарист Иван Смирнов ушел из жизни через несколько дней после концерта. СМИ пока не удается узнать, от чего умер артист, поскольку смерть была внезапной.

Музыкант умер 15 ноября. Артисту было 63 года. О смерти Смирнова сообщил его коллега-музыкант Андрей Большаков, известный также тем, что владеет компанией Music Box. Россиянина при жизни сравнивали с величайшим гитаристом-виртуозом всех времен – американцем Джими Хендриксом. Артист скоропостижно скончался через 2 дня после концерта. На декабрь у него было запланировано большое выступление в клубе «Союз композиторов».

Причина смерти гитариста Ивана Смирнова еще не установлена

Со дня смерти Смирнова прошло уже 2 дня. Однако СМИ пока не могут узнать, из-за чего сердце музыканта перестало биться. Причина смерти гитариста Ивана Смирнова остается неизвестной. Журналисты узнали, что артисту резко стало плохо днем 15 ноября. Из-за приступа гитарист потерял сознание. Что было дальше – неизвестно, как и то, кто является источником этой информации. Не удается также узнать, успела ли к музыканту приехать «скорая помощь».

Гитарист был братом известного священнослужителя – протоиерея Дмитрия Смирнова. Священник ранее заявил, что прощание с музыкантом состоялось 17 ноября. Увидеть Ивана Смирнова в последний раз можно было в больнице Святителя Алексия. Где похоронят артиста – пока неизвестно. Брат гитариста договаривается с Пятницким кладбищем.

Биография и фото гитариста Ивана Смирнова (Википедия)

Гитарист родился 9 сентября 1955 года в столице РФ. Артист учился в двух музыкальных учебных заведениях, но не доучился до конца ни в одном из них. Гитара была любимым инструментом Смирнова, хотя он учился играть и на других инструментах. Музыкальную карьеру россиянин начал в 1975-м году. Был участником многих коллективов. Последние 28 лет занимался сольными проектами, выступал вместе со своей командой и сочинял музыку для фильмов.

Смирнов играл в стиле этно-фьюжн – жанре, который соединяет джаз с другими элементами музыки. Коллеги Смирнова отмечали, что ему удалось изобрести новое направление в музыке. Гитарист был женат, у него осталось 8 детей.




Top