Печорин-портрет, составленный из пороков своего времени (ЕГЭ по литературе). Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения


1. « Герой нашего времени » – первый психологический роман о незаурядной личности. Печорин как представить « портрета поколения ». Загадки образа Печорина (« Бэла » и « Максим Максимыч »). 2. « Журнал Печорина » как средство самораскрытия его характера (« Тамань », « Княжна Мэри », « Фаталист »). Любовь и дружба в жизни Печорина. 3. « Герой нашего времени » в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению.







Полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Существуют четыре формы психологического изображения: изображение человека извне – через речь, мимику, жесты, походку, портрет и другие внешние проявления внутреннего состояния; изображение характера изнутри – через внутренний монолог, память, воображение, сны, воспоминания, фантазии и т. д.; прямое авторское сообщение читателю о мыслях, чувствах, переживаниях героя с помощью слов, прямо называющих процессы, протекающие в сознании героев; важной формой психологизма является подтекст, когда читатель « сам чувствует все опущенное так же ясно и сильно, как если бы писатель сказал об этом ».





Зачем я жил? 16- го июня. « Княжна Мэри » « Тамань » « Княжна Мэри » « Фаталист » 1. Какой художественный смысл в том, что в этих главах рассказчиком выступает Печорин? 2. Каким предстаёт Печорин в « Журнале »? 3. В чём проявляется мастерство М. Ю. Лермонтова в создании психологического портрета Печорина?

"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии..."

Часто ловлю себя на мысли о желании перечислить эти самые пороки. Индивидуализм и эгоизм, играет судьбами людей, что также не приносит ему радости; противоречивость - разлад между чувствами и мыслью, мыслью и делом; отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порождённая этим всеобъемлющая скука; цели Печорина мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны.

Вчитываясь в мною же написанные выше строки, можно подумать, что этот герой не просто дурен, а ужасен, будто с ним не хочется знаться и иметь что-либо общее. Но отчего же тогда мы, не сказать, чтобы тянемся, но интересуемся таким человеком? Не стоит даже отрицать - Печорин нам притягателен. Тут же возникает вопрос: так каково же Ваше настоящее мнение о таком герое нашего времени?

Мы ему симпатизируем. И я, и Вы. И пусть это дерзко, но кто не согласен, может закрыть эту тетрадь и выйти из комнаты. Думаю, в душе мы все смотрим на Печорина с иронической усмешкой. Потому что, если представить, что в этой книге описана не его жизнь, а Ваша, со всеми её нелепостями и неудачами, Вы, будучи этим человеком, будете хмыкать и вздыхать, качая головой, над каждой строчкой, даже не подозревая, что все эти безрассудства и ошибки не чьи-либо, а Ваши. Что мы, кстати, и делаем. Из этого следует только одно: Печорин - это не обобщение изуродованного внутреннего мира современной молодёжи, а именно человек. Каждый человек, будь то стоящий рядом с Вами на улице незнакомец, идущий навстречу знакомый, Ваш друг и Вы сами.

В наше время, поколение современных технологий, где ничего уже не надо делать - за тебя всё написано, сделано и приготовлено, мы не вправе судить кого-то за то, что он изнывает от скуки. Сейчас люди многое совершают по этой причине, и даже представленное нам в повести "Княжна Мери". И всё же мы делаем это: осуждаем, оспариваем, пылко доказываем, что никогда бы так не поступили, а, по сути, просто не хотим признать, что совершали и не такое...

Чем больше проходит времени с эпохи Печорина, тем актуальнее становится тема "всея порока". Потому что общество с каждым годом становится всё испорченней. И когда-нибудь эта книга будет иметь совершенно иное значение, ровно как и её название. Это сейчас мы всё ещё задаёмся вопросом: почему герой, если он так плох. А в будущем это станет ненужным, ведь Печорин действительно будет многим лучше и чище большинства людей того времени. Впрочем, это лишь мои догадки и, надо признать, не совсем утопические. Наверное, по ним можно судить и обо мне.

Я вижу в Печорине себя и каждого моего знакомого, такие уж времена. Но это не так плохо, как может показаться.

До этого мы говорили о плохих его чертах, теперь предлагаю поразмышлять о хороших.

Он благороден, решителен, храбр, обаятелен. У него есть понятие чести. И хочу заметить, что он умеет любить по-настоящему. Даже потеряв веру в это светлое чувство. Ведь Печорин, хоть и вымышленный, но всё-таки человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Это можно понять, перечитав эпизод его "погони" за Верой. В этот момент чуть ли не впервые за повествование его сердце берёт верх, и он испытывает бурю заточённых до этого под замком эмоций. Мы видим его ранимым и чувствительным человеком, испорченным светом и гнётом моральных ценностей общества. Но очень скоро контроль снова возвращается холодному и расчётливому разуму.

В результате мнение об этом герое складывается двоякое. Мы не можем назвать Печорина целиком отрицательным или положительным персонажем. Все его действия умещаются в одну очень ёмкую фразу: "он делает хорошо - получается плохо". Типичная для нас с Вами ситуация. Мы не можем ставить его в пример или просить не уподобляться. Печорин - это частный случай современного человека, коим являюсь и я. А я, как бы не желала, ненавидеть себя не могу. Так же как и свои поступки, его деяния оправдываю, ведь знаю и верю, он способен на многое.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж бог знает!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Лермонтова все­гда волновал во­прос создания об­ра­за дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда пре­сле­до­ва­лась любая сво­бод­ная мысль и по­дав­ля­лось всякое живое чувство. Гри­го­рий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он пре­зи­ра­ет даже са­мо­го себя. Не­смот­ря на то, что Пе­чо­рин - сильная, волевая, ода­рен­ная натура, он, по его соб­ствен­но­му справедливому определению, - «нравственный калека». Лер­мон­тов говорит же­сто­кую правду о своем поколении, вскры­вая причины, на­зы­вая все сво­и­ми именами. Эта прав­да и есть болезнь, ко­то­рую нужно се­рьез­но лечить.

Лермонтовский роман - произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания “в гордом одиночестве” (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную...”
Печорин -натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести “Княжна Мери” Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...”
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: “Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками”. Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера - противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, - записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной “болезнью”.
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин - жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности.
Не случайно Белинский говорил о том, что “...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”.
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин - логическое звено в ряду “странных людей” е русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
“Печорин, - писал Белинский, - это Онегин нашего времени”. Как и пушкинский Онегин, Печорин - явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, ис- ключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды “сыновей века”.

«Роман Герой нашего времени» - «Герой нашего времени». Перекличка двух героев. Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина». «Максим Максимыч». Михаилу 6-8 лет. 1840 год - издатель Краевский уговорил Лермонтова отдать роман в печать. На Терек. Раскрытие характера героя Лермонтовым. Кисловодск. «Княжна Мери». После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск.

«Лермонтов биография» - Крестовая гора. 1837-1838. Мама – М.М.Арсеньева. Папа – Ю.П.Лермонтов. Спальня и кабинет Лермонтова. Творческая работа по литературному чтению. Творческая работа по литературному чтению учащихся 4 класса Б МОУ «СОШ № 13» Осипова Никиты Гризунова Дмитрия Каратыгина Андрея Учитель: Самойлова Татьяна Степановна.

«Уроки по Лермонтову» - 1. Покажите, как вел себя Михаил Юрьевич во время дуэли. Желтая дорожка Вопрос 1. Узнай героя. 1. Вы знаете, что М. Ю. Лермонтов с тринадцатилетнего возраста учился в Москве. Давайте познакомимся. Красная дорожка Ответ на 2 вопрос. Лермонтов был убит. Карта урока. Все мы помним, что Лермонтов трагически погиб на дуэли.

«Печорин» - Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки.

«Бородино стихотворение» - Уланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Сколько строф в стихотворении? Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой».

«Одиночество Лермонтов» - Кавказ. Впервые появилась в XVII в. Голландии. Ю.П.Лермонтов, М.М.Арсеньева отец поэта (Лермонтова), мать поэта. Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах. Стихотворение «Парус» нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. М.Ю.Лермонтов в детстве. Акварель Лермонтова. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..

Всего в теме 18 презентаций




Top