Персонажи глазами которых читатель видит казнь эсмеральды. Эсмеральда героиня романа «Собор Парижской богоматери

Эсмеральда

ЭСМЕРАЛЬДА (фр. Esmeralda) - героиня романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831). Э. - поистине гений чистой красоты мировой литературы. Совершенством отличается не только ее внешность - от маленьких безупречной формы ножек до темных огромных глаз и пышных черных волос. Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Э. все озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный со света во мрак». Но и душа героини не менее прекрасна. Невозможно представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она без колебаний спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо, умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей фляги. Если и есть у Э. небольшой изъян, то относится он к сфере разума и интуиции. Она совершенно непрозорлива и очень доверчива, заманить ее в расставленные сети не представляет никакого труда. Героиня слишком увлечена своими фантазиями и мечтами, чтобы реально смотреть на вещи и предвидеть опасность. Финал ужасен. Настоящее имя героини Агнесса Шантфлери, и она вовсе не цыганка. Цыгане похитили ее в годовалом возрасте. Они же дали ей и это странное имя - по названию бусинки, украшающей ладанку на ее шее. У цыган Э. научилась петь и танцевать и, оказавшись в Париже, зарабатывает на жизнь, давая представления (в них неизменно участвует и ее верная спутница козочка Джали). Старая добрая цыганка предсказала Э., что она по крошечному башмачку, хранящемуся в ладанке, найдет свою мать, и это действительно произошло, но только в день смерти героини. Ею оказалась злобная ветошница Гудула, ненавидящая цыган и столько раз посылавшая проклятия беспечной плясунье. Первой и единственной любовью героини по утомительно-скучной иронии судьбы стал пустой фанфарон Феб де Шатопер, существо поразительно примитивное, заурядное и лживое. Вообще, любовь в этом романе никому не приносит счастья. Огромное бескорыстное чувство Квазимодо не замечено Э. (она не в силах побороть своего отвращения к его уродливой внешности). Извращенное, похотливое влечение к ней архидьякона Клода Фролло стало причиной ее трагической смерти. До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии внешнего покоя. Э. жила своими мечтами и надеждами. Квазимодо лишь издали любовался ею. Устрашающий лик Клода Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь пугал ее, не принося существенного вреда. Перейти к решительным действиям архидьякона вынудила ревность - сначала к Фебу, а потом и к Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Э., чтобы она не досталась никому. Именно по его воле последние месяцы жизни героини превратились в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом, чтобы Э. обвинили в убийстве Феба (хотя тот вовсе не умер, а был лишь ранен злобным архидьяконом). Э. оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам, но все же предпочла смерть любви Клода Фролло. Лишь чудом Квазимодо удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача. Он перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел права ее тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда. Но Клод Фролло вновь сумел обмануть Э. Используя ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу. И это стало концом для несчастной героини. На этот раз она была повешена. Роман Гюго построен на контрастах и противопоставлениях: Э. и Квазимодо - красота и физическое уродство; Э. и Феб - искренность и лживость, самоотверженность и самовлюбленность; Э. и Клод Фролло - бескорыстная, жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное влечение… Гордость и чувство собственного достоинства от природы присущи Э. Она прекрасна, ко гда танцует или поет, «поет как птица, ликующе и беспечно». Но, полюбив Феба, она забывает о том, что является органическим свойством ее свободной натуры. Она почти жалка, когда говорит своему ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого». Любовь к Фебу, прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой к окружающим и действительно любящим ее людям. Э. готова заставить Квазимодо провести весь день и всю ночь в ожидании Феба, проявляет недовольство, видя, что горбун вернулся один, и даже в раздражении гонит его прочь, совершенно забывая, чем обязана Квазимодо. К тому же она не хочет поверить в очевидное и оценить деликатность своего уродливого ангела-хранителя: ведь Феб просто не захотел к ней прийти и Квазимодо абсолютно не виноват в случившемся. Забывает Э. и о матери, которую так неожиданно обрела. Достаточно отдаленного звука голоса Феба, и Э. обнаруживает свое присутствие, предопределяя и свою гибель, и гибель матери, и кончину столь преданного ей Квазимодо. Образ Э. стал главным в написанном самим Гюго оперном либретто «Эсмеральда», музыку к которому сочиняли многие композиторы, в том числе и А.С.Даргомыжский. Э. стала главной героиней одноименною балета итальянского композитора К.Пуни.

Лит.: Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. М., 1961.

Реферат на тему:

Эсмеральда (персонаж)



План:

    Введение
  • 1 Эсмеральда в оригинальном романе
  • 2 Эсмеральда в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»
  • 3 Эсмеральда в экранизациях

Введение

Эсмеральда и Квазимодо

Эсмеральда (фр. Esméralda ) - главная героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а также фильмов, спектаклей, мюзиклов, балетов и стихотворений, созданных по мотивам этого произведения.


1. Эсмеральда в оригинальном романе

В романе Виктора Гюго, Эсмеральда - незаконнорожденная дочь проститутки-француженки из Реймса Пакетты Шантфлери, украденная испанскими цыганами. Похитители дали девочке имя Эсмеральда, что значит «Изумруд», от рождения же её звали Агнесса. На случай, если девушке придётся когда-то уйти из табора, приёмная мать даёт ей её детский башмачок, который поможет ей найти настоящих родителей, если она сохранит целомудрие.

Интересно, что жители Реймса, знавшие о трагедии Пакетты, предполагали, что цыгане съели маленькую Агнессу. Миф о людоедстве цыган действительно был очень распространён в Западной Европе.

В романе Эсмеральда появляется уже повзрослевшей красивой девушкой и зарабатывает деньги для табора танцами и выступлением с дрессированной козочкой Джалли. В неё влюбляются поэт Пьер Гренгуар, священник Клод Фролло и уродливый звонарь Квазимодо, когда-то подкинутый Пакетте Шантфлери вместо украденной дочки. Фролло при помощи Квазимодо пытается украсть Эсмеральду, но её спасает офицер Фёб де Шатопер. Эсмеральда влюбляется в своего спасителя.

Образ Эсмеральды в романе сложен и трагичен. Она - воплощение целомудрия и наивности, совсем не похожая на остальных обитателей «Двора чудес». Даже тот факт, что ей приходится зарабатывать на жизнь танцами, не развращает ее. У неё доброе сердце: она подносит воды Квазимодо, когда тот привязан к позорному столбу; чтобы спасти незнакомого ей Гренгуара от смерти, она соглашается называться его женой. Но ее открытость и наивность едва не доводят до беды: в первый раз в жизни влюбившись, она готова отдаться Фебу даже несмотря на то, что уверена - с потерей невинности от неё уйдёт возможность когда-либо встретить родителей.

Эсмеральда оказывается приговорена к казни по ложному обвинению: Клод Фролло, мучимый ревностью, ранит Феба во время его свидания с Эсмеральдой, и скрывается. Из петли её вынимает Квазимодо и прячет в Соборе. Там она живёт некоторое время, не прекращая думать о Фебе (рана которого оказалась легкой, но который уже успел забыть цыганку). Квазимодо понимает, что она никогда не сможет ответить на его чувства взаимностью, но счастлив уже оттого, что может ее охранять.

В конце концов Клоду Фролло удаётся выкрасть девушку из Собора и он ставит её перед выбором: либо она согласится быть с ним, либо будет повешена. Эсмеральда отказывается. Архидьяком оставляет ее затворнице Гудуле, люто ненавидящей цыган за то, что они украли когда-то ее единственную дочь, ждать своей участи. Здесь и выясняется, что Гудула - мать Эсмеральды, но выясняется слишком поздно. Гудула (она же Пакетта Шантфлери) прячет девушку от солдат, но, увидев среди них Феба, Эсмеральда, не думая о последствиях, наивно зовёт его. Девушка была тут же повешена, а её мать умерла, пытаясь ее защитить.

При постановках и экранизациях романа подробности рождения героини обычно опускаются и она изображается цыганкой. Часто опускается и придуманный Гюго образ блистательной чистоты и невинности, вместо этого Эсмеральда предстает в образе роковой красотки. Зачастую во внешности Эсмеральды обыгрывают значение её имени, делая её зеленоглазой или наряжая в зелёное платье.


2. Эсмеральда в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»

Эсмеральда в мюзикле не украденная француженка, а цыганская девушка-сирота. Если в романе подразумевалось, что всё положительное в ней - от французского происхождения, то в мюзикле это её личные качества, возможные и у простой цыганки. В мюзикле у неё нет дрессированной козочки, она зарабатывает только танцами. Многие исследователи творчества Гюго [кто? ] считают, что присутствие Джали в мюзикле принципиально важно, ведь бытует мнение, будто козочка воплощает в себе трагедию («трагедия» по-гречески- «козлиная песнь»).


3. Эсмеральда в экранизациях

3.1. В фильме «Собор Парижской Богоматери» (1956)

Джина Лоллобриджида в этом фильме считается самым успешным экранным воплощением Эсмеральды. Одна из причин успеха, по видимости, то, что актриса первая решилась сыграть цыганку босой, как в романе. Концовка частично изменена по сравнению с первоисточником: Эсмеральду убили стрелой при штурме собора. Её последние слова: «Жизнь прекрасна» (фр. C"est beau, la vie ).

Через много лет Лоллобриджида создала скульптуру, изображающую Эсмеральду в танце.


3.2. В мультфильмах студии Уолта Диснея (1996 и 2002)

В этих мультфильмах Эсмеральда, как и в мюзикле, является цыганкой. Это красивая девушка, зарабатывающая на жизнь танцами. Она обладает острым чувством социальной несправедливости и готова отстаивать свои убеждения. У неё добрый характер, она чутка к людям. Как дань её имени, у Эсмеральды из мультфильма зелёные глаза.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 15.07.11 16:39:41
Похожие рефераты:

Главный представитель французского романтизма отличался суровыми взглядами на жизнь. В его произведениях описывалась вся окружающая действительность, которая, к сожалению, вызывает не радость, а грусть.

Стоит только вспомнить романы «Отверженные» или «Человек, который смеется», оказавшие огромное влияние на , и других представителей литературной диаспоры. Но в своем послужном списке Гюго имеет и другое произведение, ставшее классикой мировой литературы, – «Собор Парижской Богоматери». Образы героев из этой книги стали узнаваемыми, а красавица Эсмеральда перекочевала в кинематограф, театр, балет и мультипликационные работы.

История создания

Виктор Гюго стал новатором, ведь «Собор Парижской Богоматери» оказался первым историческим романом на французском языке. Замысел его возник еще в 1828 году, а в 1831-ом рукопись, всколыхнувшая общественность и литературных критиков, появилась в книжных лавках. Когда создатель Эсмеральды и макал перо в чернильницу, он опирался на труды своего коллеги по цеху , любившего конструировать произведения на основе исторического подтекста.


К тому же гений литературы руководствовался политическими мотивами. По легенде, огромное здание c шестичастным нервюрным сводом, которое являлось готическим шедевром, власти собирались снести, а Гюго выступал за реконструкцию памятников культуры. Примечательно, что после выхода книги о Нотр-Даме запустелый собор привлек внимание туристов. Роман помог привить любовь и уважение к старым зданиям, которые после публикации «Собора Парижской Богоматери» стали беречь.

Биография и сюжет

Французский роман, который стал культовым, носит драматический характер и показывает социальные проблемы общества, а также рассказывает о человеческой жестокости и противостоянии добра и зла.

Эсмеральда – центральная героиня романа Виктора Гюго. Она родилась в 1466 году в семье Пакетты Шантфлери, дочери менестреля из Реймса. Но так как отец Пакетты разорился и вскоре умер, семья жила крайне скромно. Мать Эсмеральды расцвела рано, и уже в 14 лет стала привлекать внимание мужчин.


Однажды она влюбилась, но отношения с женатым мужчиной были обречены на фиаско, к тому же ветреный сеньор обзавелся другой любовницей. Далее Пакетта начала опускаться на самый низ общественной лестницы и «пошла по рукам»: она проводила свое время как с аристократами, так и с простыми мужчинами.

Пакетту, ставшую куртизанкой, спасла от деградации беременность, которая наступила в 20-летнем возрасте. После рождения Агнессы (имя Эсмеральды при рождении) Шантфлери похорошела, поэтому ее «профессия» вновь стала пользоваться спросом, а все заработанные деньги молодая мама тратила на наряды для своей дочери.


Не сказать, что детство Агнессы было безоблачным. Маленькую девочку украли испанские цыгане, которые взамен оставили в колыбельке горбатого ребенка по имени Квазимодо. После этого трагичного события Пакетта потеряла рассудок, подумав, что похитители съели девочку. Такой вывод был сделан Шантфлери, когда она увидела на месте табора следы костра и крови.

Эсмеральда, выросшая в чужой семье, всю жизнь хотела найти свою настоящую мать, биография которой обросла слухами и легендами. Одни говаривали, что женщина бросилась в воду, другие же якобы видели ее на пути в столицу. Танцовщица носила на шее единственный предмет, оставшийся от родительницы, – ладанку с детским расшитым башмачком.


Характер и образ Эсмеральды раскрывается читателям постепенно. На первых страницах произведения она предстает невысокой смуглой девушкой, живущей в парижском «Дворце чудес» – обители нищих, преступников, цыган, воров и других людей, которые находятся на самом дне социальной пропасти. Несмотря на столь удручающее окружение, черноволосая дева могла чувствовать себя в безопасности, так как снискала общую любовь за свою душевную доброту, красоту и непосредственность.

Цыганка с раннего возраста познала, каково это – зарабатывать на хлеб тяжким трудом. Она получала деньги, радуя прохожих танцами и фокусами с дрессированной козочкой Джалли. Внешние данные молодой пляшущей девушки поражали воображение, ее нередко сравнивали с ангелом или феей. Поэтому вполне закономерно то, что в нее влюбились сразу три героя: стихотворец Пьер Гренгуар, служитель храма Клод Фролло и уродливый звонарь Квазимодо.


Архидьякон Фролло пытается украсть Эсмеральду при помощи юродивого Квазимодо, но цыганку спасет офицер Феб де Шатопер, в которого героиня влюбляется с первого взгляда. У Эсмеральды доброе сердце, например, она не прошла мимо Квазимодо и поднесла ему воды, когда он был привязан к позорному столбу и умирал от жажды. Но героиня, олицетворяющая «лучик света в темном царстве», не отличается аналитическими умственными способностями. Она привыкла действовать так, как велит сердце.

Открытость и наивность играют с этой девушкой злую шутку. Влюбившись, она готова отдаться капитану Фебу, однако танцовщица уверена, что с потерей невинности от нее навсегда ускользнет возможность встретиться со своими родителями.


Эсмеральду преследуют несчастья: цыганка была ложно обвинена и приговорена к смертной казни. Произошло это из-за того, что ревнивый священник, мучившийся от безответной любви, ранил своего противника Феба и скрылся. От петли красавицу спас Квазимодо: хоть звонарь и уверен, что Эсмеральда не обратит на него внимания, для него в радость находиться рядом и охранять танцовщицу.

Далее Клод Фролло освобождает объект своего вожделения из осажденного монастыря и ставит девушке ультиматум: либо он, либо смерть на эшафоте. Но девушка отказывается сбегать из города с убийцей своего возлюбленного. Тогда архидьякон оставляет Эсмеральду старухе Гудуле и отправляется за стражей, чтобы выдать несчастную. Гудула недолюбливает цыган, так как они украли ее дочь. Пожилая женщина показывает цыганке башмачок и выясняется, что на самом деле Гудула – это Пакетта Шантфлери.


К сожалению, то, что Гудула – мать Эсмеральды, выясняется слишком поздно. Смотрительница прячет девушку от стражи, но цыганка делает роковую ошибку: увидев среди солдат Феба, она наивно зовет любимого. Героиня произведения была повешена, а Пакетта вскоре умерла, не выдержав второй потери дочери.

Экранизации и актеры

Герои «Собора Парижской Богоматери» – излюбленная тема режиссеров, причем образ Эсмеральды в литературных и кинематографических произведениях интерпретируется по-разному: нередко с именем этой девушки, которую принято считать цыганкой, ассоциируется роковая красотка, разбивающая мужские сердца. Экранизаций романа Виктора Гюго более десяти, поэтому рассмотрим популярные картины.

«Горбун из Нотр-Дама» (фильм, 1923)

Пожалуй, черно-белый фильм режиссера Уоллеса Уорсли, снятый в жанре ужасов, не был обделен вниманием любителей киноадаптаций. Готическая картина мало чем отличается от оригинального сюжета, который придумал Виктор Гюго. Примечательно то, что кинодеятели подошли к своей работе рачительно, например, подготовка съемочного процесса длилась целый год.


В блестящий актерский состав вошли профессиональные актеры. Лону Чейни досталась роль Квазимодо, капитана королевских стрелков сыграл Норман Керри. Роль черноглазой красавицы примерила на себя актриса Пэтси Рут Миллер.

«Собор Парижской Богоматери» (фильм, 1956)

Обладатель Гран-при Каннского фестиваля Жан Деланнуа порадовал киноманов роскошной инсценировкой романа Виктора Гюго.


Постановщики не скупились на декорации и костюмы, а канонический образ Эсмеральды создала известная итальянская красавица , которая разделила съемочную площадку с Энтони Куинном, Аленом Кюни, Жаном Дане и другими звездами.

«Горбун из Нотр-Дама» (мультфильм,1996)

Мультипликационная лента компании «Дисней» представляет собой вольную интерпретацию романа Гюго, а сюжет концентрируется на танцовщице Эсмеральде.


Она становится другом Квазимодо и рассказывает ему, что главное находится внутри, а не снаружи: пусть внешность звонаря и уродлива, зато его душа прекрасна. Героиня предстает перед зрителями независимой девушкой, которая против того, чтобы власти преследовали цыган. Роль Эсмеральды озвучила .

  • Имя «Эсмеральда» переводится с португальского как «изумруд», поэтому иллюстраторы «Дисней» наградили героиню зелеными глазами.
  • Мультфильм «Горбун из Нотр-Дама» притянул не только положительные отзывы, но и вызвал шквал критики. Исследователь Гюго Арнод Лейтер обвинил студию в упрощении оригинального сюжета и персонажей, а сам мультфильм поспособствовал появлению стереотипов.

  • В рисованной ленте про Квазимодо и Эсмеральду можно встретить и других мультипликационных героев: Пумбу, Дональда Дака, и Джафара из « ».
  • На российской сцене песню «Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» исполнили , Александр Маракулин и .

Цитаты

«Он понял, что человек нуждается в привязанности, что жизнь, лишенная нежности и любви, не что иное, как неодушевленный визжащий и скрипучий механизм».
«Он почувствовал, как жесток был переход от ученических мечтаний к будничной действительности».
«А это уже известно, что, когда девушки много смеются, значит, готовят себе ручьи слез в будущем. Красивые зубы погубят красивые глаза».
«В этом сердце звучит все та же струна, струна самая затаенная, самая чувствительная; но вместо ангела, ласково прикасающегося к ней, ее дергает демон».

Эсмеральда – главная героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а также фильмов, спектаклей, мюзиклов, балетов и стихотворений, созданных по мотивам этого произведения.

Имя

Имя Эсмеральда имеет греческие корни и восходит к слову «смарагдос», перешедшее в латинский язык как «smaragdus». Это слово означает «зеленый драгоценный камень», а точнее «изумруд». Существовало мужское имя Смарагд. В дальнейшем слово претерпело некоторые фонетические изменения, в употреблении осталось только женское имя, которое стало звучать как Смеральда, Смеральдина, а в дальнейшем и как Эмеральд, Эсмеральда. У славян также существовало женское имя Измарагда, которое произошло от греческого названия камня изумруд, а мужское имя звучало как Измарагд.

Эсмеральда в оригинальном романе

Эсмеральда – героиня романа В. Гюго «СоборПарижской богоматери» (1831). Эсмеральду украли у ее матери, Пакетты Шантфлери, испанские цыгане, взамен оставив ребенка, которого мы знаем как Квазимодо. Они же и дали ей это имя. От рождения же её звали Агнесса. Выросшая в цыганском таборе Эсмеральда вернулась в Париж и стала зарабатывать деньги танцами и демонстрацией дрессированной козочки Джалли. Жила она в неблагополучном квартале, населением которого были воры, профессиональные нищие, цыгане и прочий сброд. Она была там в полной безопасности, потому что все любили ее за красот. Но совершенством отличается не только ее внешность – от маленьких безупречной формы ножек до темных огромных глаз и пышных черных волос. Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Эсмеральды все озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный со света во мрак». Но и душа героини не менее прекрасна. Невозможно представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она без колебаний спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо, умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей фляги.

Если и есть у Эсмеральды небольшой изъян, то относится он к сфере разума и интуиции. Она совершенно непрозорлива и очень доверчива, заманить ее в расставленные сети не представляет никакого труда. Героиня слишком увлечена своими фантазиями и мечтами, чтобы реально смотреть на вещи и предвидеть опасность.

Первой и единственной любовью героини по утомительно-скучной иронии судьбы стал пустой фанфарон Феб де Шатопер. До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии внешнего покоя. Эсмеральда жила своими мечтами и надеждами. Квазимодо лишь издали любовался ею. Устрашающий лик Клода Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь пугал ее, не принося существенного вреда. Перейти к решительным действиямархидьякона вынудила ревность – сначала к Фебу, а потом и к Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Эсмеральду, чтобы она не досталась никому. Именно по его воле последние месяцы жизни героини превратились в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом, чтобы Эсмеральду обвинили в убийстве Феба (хотя тот вовсе не умер, а был лишь ранен злобным архидьяконом). Эсмеральда оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам, но все же предпочла смерть любви Клода Фролло. Лишь чудом Квазимодо удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача. Он перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел права ее тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда. Но Клод Фролло вновь сумел обмануть Эсмеральду, используя ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу. И это стало концом для несчастной героини. На этот раз она была повешена.

Кузнецов Евгений — Эсмеральда

Значение образа героини

Гордость и чувство собственного достоинства от природы присущи Эсмеральде. Она прекрасна, когда танцует или поет, «поет как птица, ликующе и беспечно». Но, полюбив Феба, она забывает о том, что является органическим свойством ее свободной натуры. Она почти жалка, когда говорит своему ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого». Любовь к Фебу, прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой к окружающим и действительно любящим ее людям.

Но роман Гюго именно построен на подобных контрастах и противопоставлениях: Эсмеральда и Квазимодо – красота и физическое уродство; Эсмеральда и Феб – искренность и лживость, самоотверженность и самовлюбленность; Эсмеральда и Клод Фролло – бескорыстная, жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное влечение.

Эсмеральда в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»

Эсмеральда в мюзикле не украденная француженка, а цыганская девушка-сирота из Испании. Если в романе подразумевалось, что всё положительное в ней – от французского происхождения, то в мюзикле это её личные качества, возможные и у простой цыганки. В мюзикле у неё нет дрессированной козочки, она зарабатывает только танцами. Многие исследователи творчества Гюго считают, что присутствие Джали в мюзикле принципиально важно, ведь бытует мнение, будто козочка воплощает в себе трагедию («трагедия» по-гречески – «козлиная песнь»).

Эсмеральда в фильме

Одной из самых популярных считается экранизация «Собора Парижской Богоматери» 1956 года. В которой актриса Джина Лоллобриджида довольно успешно сыграла главною героиню. Одна из причин успеха, по видимости, серьёзная работа над внешне составляющей её образа: он, с одной стороны, использует ассоциации с цыганщиной (босые ноги, яркий платок, оборванный подол), с другой – отражает её характер (оба платья Эсмеральды – чистых «огненных» цветов, красного и жёлтого, их фасон подчёркивает её юную хрупкость и порывистость её движений). Концовка частично изменена по сравнению с первоисточником: Эсмеральду убили стрелой при штурме собора. Её последние слова: «Жизнь прекрасна». Через много лет Лоллобриджида даже создала скульптуру, изображающую Эсмеральду в танце.

Эсмеральда в мультфильме студии Уолта Диснея, 1996

Создание персонажа

Прототипом образа героини стали две актрисы: Джина Лоллобриджида и Деми Мур (актриса озвучила мультфильм). На озвучку пригласили Деми Мур, потому что создатели хотели, чтобы главная протагонистка имела нетрадиционный голос.

Изначально девушку хотели изобразить как 14-16-ти летнюю девочку с добрым, наивным характером и не 100 % цыганкой. Но авторы решили сделать героиню нетрадиционной – в мультфильме Эсмеральде 18 лет, она чистокровная цыганка с дерзким, независимым, отважным и справедливым характером. Такие изменения (возраст) были сделаны, чтобы девушка не выглядела хрупкой в сравнении с ее «кавалерами» (Судья Клод Фролло, Квазимодо и капитан Феб) и для того, чтобы избежать намеков.

Характер

«Вы видели, что он сделал на площади? Он позволил толпе мучить бедного парня. Я подумала, что если хоть кто-то за него заступиться, то… Чем людям не угодили те, кто не похож на них?»

Эсмеральда вербально могущественная, мудрая, хитрая и боевая девушка. Она была единственным человеком во всем Париже, откровенно восставшим против Фролло во время его правления, и была откровенно против его обвинений, утверждавшим, что цыгане – это банда воров, занимающихся нечестивой практикой в колдовстве.

Описание внешности

Эсмеральда – привлекательная молодая девушка со стройной фигурой и смуглой кожей. У неё вьющиеся густые чёрные волосы, изумрудно-зелёные глаза (возможно, это связано со значением имени) и тёмно-красные губы.

В основном, носит белую блузку, обнажающую ее плечи, тёмно-зелёный корсет, на поясе фиолетовый платок с монетами, сиреневую юбку, розовую ленту, которой девушка собирает в хвост волосы, украшения на каждой руке, браслет на ноге, серьгу на левом ухе. Во время танца на Фестивале Дураков носила платье винного цвета с фиолетовыми полосками на поясе и руках (платье тоже обнажает плечи девушки), диадему и сиреневый газовый платок (или шарф), который дарит Клоду Фролло. Видно, что платье из дорогих тканей, поэтому Эсмеральда могла получить платье как награду за танец от знатных людей.

Во время сожжения носила так называемую «одежду смертницы» белого цвета. Во втором фильме носит то же что и в первом, что довольно интересно – когда их поймали, Фролло мог уничтожить ее одежду, но не уничтожил, возможно, все еще надеясь на то, что Эсмеральда все же полюбит его. Принято считать день рождения Эсмеральды 26 января (знак Водолей).

Появления

Горбун из Нотр-Дама

В начале мультфильма Эсмермальда танцует на улицах Парижа, пытаясь заработать себе денег на пропитание. Неожиданно появляются два стражника и начинают донимать её, но при помощи Джали и проезжавшего мимо Феба ей удаётся убежать. В течение фильма Эсмеральда ищет правосудия для своих людей. Она влюбляется в капитана Феба и помогает Квазимодо понять, что цыгане – хорошие люди.

Горбун из Нотр-Дама 2

Действие происходит через 6 лет после событий первого мультфильма. К тому времени Эсмеральда и Феб уже женаты и имеют сына по имени Зефир.

Мышиный дом

В мультсериале Эсмеральда появляется в качестве эпизодического персонажа.

Видео

Источники

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Эсмеральда_(персонаж)

Эсмеральда (французское Esmeralda) - героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» (1831). Эсмеральда - поистине гений чистой красоты мировой литературы. Совершенством отличается не только ее внешность - от маленьких безупречной формы ножек до темных огромных глаз и пышных черных волос. Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении Эсмеральды все озаряется каким-то волшебным сиянием: «Она была словно факел, внесенный со света во мрак». Но и душа героини не менее прекрасна. Невозможно представить, что она кому-либо может сознательно причинить зло. Она без колебаний спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года; она единственная из огромной толпы пожалела несчастного Квазимодо, умирающего от жажды у позорного столба, и дала ему напиться из своей фляги. Если и есть у Эсмеральды небольшой изъян, то относится он к сфере разума и интуиции. Она совершенно непрозорлива и очень доверчива, заманить ее в расставленные сети не представляет никакого труда. Героиня слишком увлечена своими фантазиями и мечтами, чтобы реально смотреть на вещи и предвидеть опасность.

Финал ужасен. Настоящее имя героини Агнесса Шантфлери, и она вовсе не цыганка. Цыгане похитили ее в годовалом возрасте. Они же дали ей и это странное имя - по названию бусинки, украшающей ладанку на ее шее. У цыган Эсмеральда научилась петь и танцевать и, оказавшись в Париже, зарабатывает на жизнь, давая представления (в них неизменно участвует и ее верная спутница козочка Джали). Старая добрая цыганка предсказала Эсмеральда, что она по крошечному башмачку, хранящемуся в ладанке, найдет свою мать, и это действительно произошло, но только в день смерти героини. Ею оказалась злобная ветошница Гудула, ненавидящая цыган и столько раз посылавшая проклятия беспечной плясунье. Первой и единственной любовью героини по утомительно-скучной иронии судьбы стал пустой фанфарон Феб де Шатопер, существо поразительно примитивное, заурядное и лживое. Вообще, любовь в этом романе никому не приносит счастья. Огромное бескорыстное чувство Квазимодо не замечено Эсмеральдой (она не в силах побороть своего отвращения к его уродливой внешности). Извращенное, похотливое влечение к ней архидьякона Клода Фролло стало причиной ее трагической смерти.

До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии внешнего покоя. Эсмеральда жила своими мечтами и надеждами. Квазимодо лишь издали любовался ею. Устрашающий лик Клода Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь пугал ее, не принося существенного вреда. Перейти к решительным действиям архидьякона вынудила ревность - сначала к Фебу, а потом и к Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Эсмеральду, чтобы она не досталась никому. Именно по его воле последние месяцы жизни героини превратились в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом, чтобы Эсмеральду обвинили в убийстве Феба (хотя тот вовсе не умер, а был лишь ранен злобным архидьяконом). Эсмеральда оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам, но все же предпочла смерть любви Клода Фролло. Лишь чудом Квазимодо удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача. Он перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел права ее тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда. Но Клод Фролло вновь сумел обмануть Эсмеральду. Используя ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу. И это стало концом для несчастной героини. На этот раз она была повешена.

Роман Гюго построен на контрастах и противопоставлениях: Эсмеральда и Квазимодо - красота и физическое уродство; Эсмеральда и Феб - искренность и лживость, самоотверженность и самовлюбленность; Эсмеральда и Клод Фролло - бескорыстная, жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное влечение…

Гордость и чувство собственного достоинства от природы присущи Эсмеральде. Она прекрасна, когда танцует или поет, «поет как птица, ликующе и беспечно». Но, полюбив Феба, она забывает о том, что является органическим свойством ее свободной натуры. Она почти жалка, когда говорит своему ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого». Любовь к Фебу, прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой к окружающим и действительно любящим ее людям. Эсмеральда готова заставить Квазимодо провести весь день и всю ночь в ожидании Феба, проявляет недовольство, видя, что горбун вернулся один, и даже в раздражении гонит его прочь, совершенно забывая, чем обязана Квазимодо. К тому же она не хочет поверить в очевидное и оценить деликатность своего уродливого ангела-хранителя: ведь Феб просто не захотел к ней прийти и Квазимодо абсолютно не виноват в случившемся. Забывает Эсмеральда и о матери, которую так неожиданно обрела. Достаточно отдаленного звука голоса Феба, и Эсмеральда обнаруживает свое присутствие, предопределяя и свою гибель, и гибель матери, и кончину столь преданного ей Квазимодо.

Образ Эсмеральды стал главным в написанном самим Гюго оперном либретто «Эсмеральда», музыку к которому сочиняли многие композиторы, в том числе и А.С. Даргомыжский. Эсмеральда стала главной героиней одноименною балета итальянского композитора К. Пуни.

Лит.: Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. М., 1961.


Случайные ссылки:
Войлок - 1. Группа органических теплоиз...
Волна - 1) Шерсть овцы, козы. 2) Вал, о...
Кибить - рабочая часть лука, предназнач...
Кран переставной - Кран, установленный...
Нагель - деревянный гвоздь.

Насыпи - Земляные сооружения, предназна...
Нелепый - 1) Лишенный здравого смысла; ...
Амаргоса , пересыхающая река в США, на ю...
Аптекарь - 1) Работник аптеки. 2) Фарма...
Аутогемотерапия - внутримышечное или по...
Внегалактическая астрономия , раздел аст...




Top