Первая любовь тест по произведению.

Загадки и тайны первой любви.

Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Учитель Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омска

I Вступление к уроку

Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858) написана в родовом имении Спасское-Лутовиново. Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче, прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Хорошо известно, что Сергей Николаевич Тургенев никогда не питал страстных чувств к своей своенравной супруге, холодность к ней распространял и на двух своих сыновей. Это было одним из самых мучительных детских воспоминаний Ивана Сергеевича, их отголоски чувствуются в повести. «Первая любовь» - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он.

II Мотивация учебной деятельности

В романе «Отцы и дети », который вы будете изучать в 10 классе, один из героев подарит любимой женщине кольцо с вырезанным на нем сфинксом и скажет, что сфинкс – это она сама. О чём это говорит? Любовь – это чувство, которое таит в себе множество загадок, порой очень мучительных для человека, тем более, если это первая любовь. Нравится ли вам такая точка зрения, или вы считаете, что в любви нечего утаивать? Сумели вы разгадать все загадки тургеневских героев? Какими они показались вам в своём чувстве? А сам Тургенев как относится к загадочному чувству любви? Попробуем в этом разобраться.

Ш Перейдём к анализу повести

Почему Тургенев прячется за фигуру рассказчика? Для чего понадобился писателю Владимир Петрович, этот немолодой человек с проседью в волосах?

Конечно, учащиеся не первый раз сталкиваются с приёмом «рассказ в рассказе». Он усиливает эффект правдоподобия, придаёт большую достоверность повествованию. Но здесь ещё важна временная дистанция, только она поможет осознать, что же такое было с героем и его чувствами. В самом деле: разве можно судить объективно и без искажений, когда ты юн и влюблён, когда слеп, а так хочется быть зрячим? Это невозможно в 16 лет! Тургенев мудро улыбается и вводит в повествование человека, размышлениям которого можно доверять, - Владимира Петровича. Володю взрослого, который теперь уже в состоянии разгадать все загадки своей юношеской любви.

1 Характер княжны Зинаиды

Начнём с её портрета (гл.2)

Выберите ключевые слова портрета героини. На чём Тургенев делает акцент?

Пожалуй, не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

В чём особенность портрета у Тургенева?

За ним виден характер.

Расскажите, чем он необычен?

Он такой же, как её портрет: Зинаида всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Главная загадка героини?

Конечно, в том, кого она любит. Именно эта загадка мучит бедного влюблённого Володю. У княжны много обожателей, может ли она увлечься кем-то из них? Нет, это невозможно. Почему?

Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?

Оно раскрывает нам Зинаиду.

Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения. Володя слишком юн, гусар Беловзоров добр, но глуп, граф Малевский – откровенно фальшив и подл, талантливость поэта Майданова сомнительна, Нирманский – шут, доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине. Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность. Как раз этого бежит уставшая от пошлости и грубости княжна. В этих людях всё высказано, всё очевидно, они не подходят на роль романтических героев.

Кто же герой княжны Зинаиды? Встречи с кем ждёт королева из её фантазий? Кто тот таинственный незнакомец в плаще, которого выслеживает Володя в ночном саду?

«Показался человек… боже мой! это был мой отец!» Загадка разрешена, но ценой какого разочарования! Каких душевных мук!

2 Характер Петра Васильевича

А такого человека может полюбить княжна?

Без сомнения. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка. Даже наивный Володя понимает, что Зинаида влюблена. Но как можно понять, что отец Володи тоже любит, что и он, зрелый сорокалетний человек, тоже переживает свою первую любовь, ведь И.С. Тургенев нигде не анализирует душевного состояния своих героев, ничего о нем не говорит.

Подумаем, где же Володин отец выдаёт себя? Поищем «улики» в тексте.

Конец 5гл., когда Пётр Васильевич «быстрой и лёгкой » походкой проходит по дорожке сада мимо Зинаиды: «Отец мой всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях». В 14 гл. Володя становится свидетелем их прогулки верхом: «Отец говорил ей что – то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукой на шею лошади…», княжна слушает его, сжав губы. При появлении Беловзорова «отец подобрал поводья,…она медленно подняла на него глаза – и оба поскакали…»

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Попросим ребят привести ещё один пример такого «скрытого» психологизма.

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21).

Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

А нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств? Нужна ли тайна в любви (всё равно какой: запретной или разрешённой)?

Над этим стоит подумать и поговорить с ребятами, тем более что тема урока выводит на такой разговор. Не слишком ли нас приучили к откровенной прямоте в выражении доверительных чувств? Всё выплеснуто, вывернуто, всё выставлено на всеобщее обозрение - никаких тайн! И только бедная, забытая всеми русская классика ненавязчиво учит: истинное глубокое чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ. И если бесстыдство (само слово такое непопулярное!) никого уже не смущает, то почему не озаботиться мыслью хотя бы о том, как безгранично упрощает и обедняет мужчин и женщин жизнь без тайны в выражении самого сокровенного. Нужно обратить внимание учащихся на то, как деликатен Тургенев в изображении откровенных сцен, ведь в повести представлена не только любовь духовная (Володя), но и любовь плотская, физическая (Пётр Васильевич). Глазами Володи мы видим, как тихо опустилась белая штора в окошке спальни Зинаиды, когда туда входит под покровом сумерек её возлюбленный, и всё…Остальное - тайна только этих двух людей.

3 Испытание любовью для героев повести.

Жизнь не роман, всё в ней грубее и проще. Рядом с возвышенными чувствами - мелкие страстишки, рядом с героями – мерзавцы. Их стараниями тайна перестала быть тайной. Происходит унизительная для Петра Васильевича ссора с женой, мучительное расставание с Зинаидой, для которой их любовь имела трагичные последствия. Испытание любовью герой однозначно не выдерживает.

Почему?

Ради любимой Пётр Васильевич готов на унижение: он плачет, умоляет жену отпустить его. Это уже много для такого гордого человека, но условности той среды, к которой принадлежит он от рождения, (а может и боязнь остаться без средств) оказываются сильнее чувств. Верность долгу оборачивается предательством той, кого он любил. Любовь преобразила отца Володи, но показала всю его слабость.

Для Володи первая любовь обернулась жестокой драмой: «Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные». Он сразу повзрослел и очень переменился. Но она же стала и величайшей ценностью его жизни, даром судьбы, который покупается в страданиях, хотя понять это он может лишь став взрослым.

Мог ли быть иной исход?

Конечно, нет. Эта любовь беззаконна. Каждый из героев по-своему расплатился за минуты счастья в ней: от удара умер Пётр Васильевич, в обстановке кажущегося благополучия внезапно умирает княжна, лишается всех юношеских иллюзий Володя.

Любовь, по мысли писателя, не только бесценный дар судьбы, но и тяжелейшее испытание, не каждому даётся выдержать его и реализовать в ней своё счастье.


Тема урока : История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

Имя урока: “«Первая любовь» – это пережито” (И.С. Тургенев)

Эпиграф:

«Это единственная вещь, которая мне самому

до сих пор доставляет удовольствие,

потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

И.С.Тургенев

Цель урока: Проверка первичного восприятия текста.

Выделение идейно-эмоционального содержания повести.

Знакомство с автобиографической основой.

Задачи:

Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

Ход урока.

1.Оргмомент. Сообщение темы, имени и эпиграфа урока.

Учитель. Прослушайте и ответьте на вопрос: О чем стихотворение? Какие чувства автора передает? Каким образом перекликается с содержанием повести? Слайд 3.

Прослушивание романса на стихи Тургенева «Утро туманное»

Слайд с текстом.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, как жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь родное, далекое…

Романс посвящен теме любви. Воспоминания, об ушедших любовных переживаниях, что роднит содержание повести и романс. Рассказчик Владимир Петрович вспоминает о своей первой юношеской любви.

2.Изучение нового материала

Учитель. Я просила вас подобрать дома цитаты Тургенева о любви. Прочтите их, пожалуйста.

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

Учитель. Какой вывод о Тургеневе, как о человеке, вы могли бы сделать, прослушав романс, высказывания писателя? Как он относится к этому чувству?

ответ: Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев – один из писателей, трепетно изображающих рождение вечно юного чувства –любви . Он ставит чувство любви превыше всех человеческих чувств. Любовь пробуждает в нас все лучшее. Счастлив человек, умеющий любить и испытывающий это чувство. А первая любовь самая трепетная. Говорят, что она не забывается.

Учитель. Согласны ли вы с этим? Ваши впечатления от прочтения повести.

Актуально ли произведение, ведь она написана более 150 лет назад?

ответы: Сфера человеческих переживаний не изменилась за эти годы. Проблема первой любви так же актуальна для человечества, как и в 19 веке. Главный герой – почти ровесник. Его трепетные переживания. Нравственная чистота.

Учитель. Думаю, что вам хотелось бы узнать о повести побольше.

Посмотрите внимательно на имя урока и эпиграф. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока.

Вам помогут данные опорные слова (на доске дописываю цели):

    Основа …

    Посвящение …

    Мнение …

Примерные ответы учащихся:

    Имя урока подсказывает, что у произведения автобиографическая основа. Так ли это?

    Кто такой Анненков? Почему именно ему посвящено произведение?

    Мнение моих одноклассников и современников Тургенева о произведении.

Работа в группах

Учитель. Предлагаю начать с посвящения. Прослушайте индивидуальное сообщение и составьте тезисный план.

Примерный план:

Близкий друг И.С. Тургенева

Литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф

Учился в Горном институте Петербурга

Вольнослушатель историко-филологического факультета

Дружба с Гоголем и Белинским

Поездка в Европу

- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»

Учитель. Сравните свои записи с записями на доске.

ОБ Анненкове.

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

Для меня было бы интересно узнать мнение Анненкова о повести, посвященной ему, но, к сожалению, я не нашла ничего по этому поводу. Думаю, что и у каждого из вас сложилось определенное мнение о произведении, каждый сделал для себя определенные выводы. Но современниками Тургенева повесть “Первая любовь” была воспринята неоднозначно. Для нас прежде всего важны мнения тех читателей, к кому внимательно прислушивался сам Тургенев. Это Луи Виардо и Гюстав Флобер.

В письме французского писателя и критика пластических искусств Луи Виардо к Тургеневу (Париж, 11/23 ноября 1860 года) мы читаем резкую критику повести: “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью (одиозный - вызывающий к себе крайне отрицательное отношение). Словарная работа.

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь.… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

3.ФИЗМИНУТКА

Литературный спор (дискуссия). (Беседа на выявление первичного восприятия).

Учитель. Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ответ цитатами из текста.

Так что же представляет тургеневская повесть: образец «нездоровой литературы» или «вершину»?

Фронтальная беседа

Наводящие вопросы на тот случай, если учащиеся вяло отреагируют на предложение сформулировать свою точку зрения.

Перечислите героев и персонажи повести. Что в них одиозного? Чем это можно оправдать, как объяснить?

Дайте краткую характеристику каждому из них.

Встретились ли вам эпизоды, поступки героев, вызвавшие какие-либо негативные чувства?

Кто из героев вызвал симпатию? Почему?

Какова основная мысль повести? Тема? Идея? Проблема?

Почему Флобер считает указанные две строчки «вершиной»? Сделайте вывод.

Образец «нездоровой литературы»

«Вершина»

Х арактер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

У княжны много обожателей . Для чего она кокетничает с ними?

Володя слишком юн,

гусар Беловзоров добр, но глуп,

граф Малевский – откровенно фальшив и подл,

талантливость поэта Майданова сомнительна,

Нирманский – шут,

доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине.

Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность.

Не может о на увлечься кем-то из них. Э то невозможно.

-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?

Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения.

Юная девушка не должна заводить романов с женатым мужчиной.

Отец Володи. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка.

Петр Васильевич. Его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдают Владимир, Зинаида - а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.

По описанию отношений с женой в повести видно, что между супругами нет и, скорее всего, никогда не было любви. Полюбив по-настоящему, Петр Васильевич честно признается в своих чувствах жене, даже плачет при этом.

Удар хлыстом. Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Для чего Зинаида так жестоко проверяет чувства Владимира? Прыжок со стены.

Чувство блаженства, сладкую боль испытывает герой. Готов ради любимой на все, хотя и понимает, что он еще ребенок.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Учитель. Что может оправдать поступки, поведение героев? Конечно же чувство любви!

Вывод: То, как описывает чувства и переживания Тургенев, можно по праву считать вершиной. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом и свидетельствуют упомянутые выше строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Вот теперь, после нашей беседы, настало время узнать: имеет ли повесть автобиографическую основу?

Индивидуальные сообщения.

Первое сообщение.

Вся моя биография – в моих сочинениях” – эти слова Тургенева ещё раз подтверждаются повестью “Первая любовь”, основанной на автобиографическом материале.

““Первая любовь” – это пережито”, – замечал Тургенев в своём дневнике. Действительно, в повести мы видим последовательность реальных жизненных фактов: действие происходит летом 1833 года, когда будущему писателю шёл шестнадцатый год, а его герой, Вольдемар, на год старше. “До четырнадцати лет, – вспоминал Тургенев, – я был маленький ростом; угрюмый, упрямый, злой и любил математику. Четырнадцати лет я заболел, пролежал несколько месяцев в постели и встал почти таким высоким, каким теперь меня видите. Доктора уверяли, будто я и болел-то от сильного роста. С тех пор я совершенно изменился, – стал мягкий, слабохарактерный, полюбил стихи, литературу, стал склонен к мечтательности...” (Островская Н.А. Из воспоминаний о Тургеневе // Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988).

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Это качество унаследовал от отца и сын. Его, как и отца, влекли к себе незаурядные, артистические, одарённые натуры: Полина Виардо, баронесса Юлия Вревская, актриса Мария Савина. И он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя)намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа.

В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Учитель. Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик –ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести, расскажет Пивоварова Диана.

Второе сообщение. Прототип Зинаиды Засекиной

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Глагол ничтожной суеты!

Я не хочу его привета

И презираю клеветы!

Я знаю, люди не поймут,

Не оценят моих желаний

И не постигнут упований!

С душой холодной не дадут

Они мечте моей ответа...

Для них чужда душа Поэта,

Их сила чувства не живит,

Их жизнь души не проявит.

Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром. Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е.Л.Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.

4.Подведение итога

5.Рефлексия.

6.Выставление отметок.

7.Д/З (Учащиеся получают набор вопросов и заданий).

Для анализа и самостоятельных интерпретаций 4 эпизода (подготовка к работе в группах) :

I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);

II вариант: “Гроза” (гл. VII);

III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);

IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)

Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?

Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Всеволода Рождественского:

Рождественский Всеволод

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

  1. Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпи-лог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вни-манием и интересом читал повесть?
  2. Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его заняти-ях, в главах II, III, IV осуществляется за-вязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В гла-ве XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, дока-зывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дру-жеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне гос-пожи Дольской. Особенностью этой турге-невской повести о любви является посто-янная напряженность действия, дина-мизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стре-мятся к разгадке.

  3. Тургенев говорил, как свидетельствуют совре-менники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» — это пережито». Могут ли эти слова Тур-генева убедить нас в том, что «Первая любовь» — автобиографическая повесть?
  4. Конечно, ведь писатель говорит о пере-живании тех чувств, которые он испыты-вал в юности. Удовольствие от перечи-тывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о бли-зости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

  5. В процессе работы над повестью автор осо-бенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глу-бокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудес-ные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окон-чательный вариант Тургенева.
  6. Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрас-ные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не толь-ко цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность ге-роини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых от-тенков.

  7. Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
  8. Сны отражают настроение героев повес-ти и предвещают наступление решитель-ных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавлен-ный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным со-бытиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и траги-ческий конец Зинаиды.

  9. Тургенев — признанный мастер пейзажа. Най-дите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
  10. Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой призна-ется, что немые молнии, казалось, отве-чали тем немым и тайным порывам, ко-торые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины приро-ды с рисунком чувств, ощущаемых Вла-димиром.

  11. В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный ры-вок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад». Как можно объяснить это сопоставление? Материал с сайта

    Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

  12. Помогло ли вам раздумье над текстом «Пер-вой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
  13. Герой повести — почти ребенок, и каж-дое его переживание несет печать его воз-раста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти беско-рыстное. Оно охватывает человека, кото-рый только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожида-ний. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и люб-ви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое упо-требить бы не сумела…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответ на вопрос по повести ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ И.С.ТУРГЕНЕВА:от чьего имени ведётся повествование?
  • что ответить это первая любовь
  • экспозиция в первой любви тургенева
  • викторина по повести тургенева первая любовь
  • какая композиция повести первая любовь

Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: «Этот мальчик ваш покорный слуга». Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви.

В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести очень прост. Главное в нем - это искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств: «Это единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено...»

Повесть делится на главы. Это определяется авторским замыслом - рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с детства. Каждая глава имеет свой микросюжет. В 12 главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувство лучше которого у него не было в жизни.

Эта глава существенно дополняет наше представление о героях. Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслие способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от «незаконности» своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип «тургеневской девушки» - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

А о главном герое лучше говорят его же собственные слова: «Я был еще ребенок».

Сюжет построен на драматическом процессе рождения чувства в детской душе. Сцена описанная в 12 главе очень важна в развитие сюжета и является кульминационной.

Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения:«только любовь вызывает расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое». Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы, но именно то, пережитое тогда, в 16 лет чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.

Тургенев раскрывает характеры своих героев не прямо в их общественной деятельности, а в личной, интимной сфере. Герой обязательно должен состояться как личность.

Психологизм Тургенева называется «скрытым» или «тайным», ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий герое, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Таким образом, можно сказать, что 12 глава с убедительностью и ясностью доносят до нас авторскую позицию.

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Тургенев Иван Сергеевич появился на свет в 1818 году. Жизнь мальчика началась в старинной дворянской семье Тургеневых, матери Варвары Петровны и отца Сергея Николаевича, отставного кавалерийского офицера. Мать происходила из богатой, но не знатной семьи Лутовиновых. Тургенев все детство проводит в родительском имении Спаском - Лутовинове, около города Мценска Орловской губернии. Первые уроки Тургеневу преподал крепостной Федор Лобанов, секретарь его матери. Через некоторое время Тургенев с семьей переезжает в Москву, где дальше продолжает свое образование в частном пансионе, а затем юный Иван Сергеевич начинает заниматься науками под руководством московских педагогов Погорельска, Клюшникова и Дубенского. Тест Тургенев первая любовь К четырнадцати годам Тургенев уже очень хорошо говорит на нескольких иностранных языках, а так же успевает познакомиться с лучшими произведениями русской и европейской литературой. В 1833 году Тургенев поступает в Московский университет, но уже в 1834 году переводится в Петербургский, где и заканчивает философский факультет в 1837 году.

Еще со студенческих лет Тургенев любил писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы небольших поэм, драм и лирических стихотворений. Среди университетских профессоров выделялся только Плетнев, который был близким другом Пушкина. Несмотря на то, что Плетнев не имел специального образования, он отличался природной мудростью и интуицией. Ознакомившись с произведениями Ивана Тургенева, Плетнев назвал их «недозрелыми», хотя выбрал два более удачных стихотворения и опубликовал, дабы пробудить в ученике желание продолжать свои начинания.

Интересы Ивана Сергеевича не были сосредоточены только на литературном творчестве, и в 1838 году, весной, Тургенев уезжает за границу в Берлинский университет, считая, что он недостаточно получил знаний в университетском образовании. В Россию же он возвратился только в 1841 году.

Тургенев всю жизнь мечтал о преподавании философии, пытался сдать магистерские экзамены, дающие право на защиту диссертации и получения места на кафедре. В конце 1842 года Тургенев задумывается о службе в министерстве внутренних дел. Уже в 1843 году Тургенева зачислили в канцелярию министерства, где вскоре он разочаровался в своих ожиданиях и потерял интерес, а через пару лет подал в отставку.

Тургенев Иван Сергеевич писал повести о людях. Этой теме посвящены многие его произведения, такие как «Затишье», «Дневник лишенного человека», «Два приятеля», «Переписка» и «Яков Пасынков». Тест Тургенев первая любовь В 1867 году Тургенев заканчивает работу над романом «Дым».

В 1882 году, весной, Иван Сергеевич смертельно заболел, но, несмотря на страдания, писатель продолжает свою работу и за несколько месяцев до своей смерти успевает издать первую часть книги «Стихотворения в прозе». В своей последней книге он собрал все главные темы и мотивы своего творчества. Тест Тургенев первая любовь

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.




Top