Петр павлович астафьев. «О творчестве В

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек . В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир », возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь -рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями , символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Иннокентий Фёдорович Анненский

Дата рождения:

Место рождения:

Овсянка, Енисейская губерния, РСФСР

Дата смерти:

Место смерти:

Красноярск, Россия

Гражданство:

СССР ⇒ Россия

Род деятельности:

Прозаик, эссеист, драматург

Годы творчества:

Язык произведений:

«Гражданский человек» (рассказ, 1951)

Творчество

Современная пастораль

Издания сочинений

Собрания сочинений

(1 мая 1924, с. Овсянка, Красноярский уезд, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) — советский и российский писатель.

Книги Астафьева переведены на многие языки.

Биография

Детство

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.

В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то что:

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

Творчество

Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995) (отмечен Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года)

Повести

  • «Перевал» (1959)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960—1972)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976) (отмечена Государственной премией СССР, 1978)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995—1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой»

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Издания сочинений

  • До будущей весны: [Рассказы]. — Молотов: Молот. кн. изд-во, 1953. — 152 с.: ил.
  • Тают снега: Роман. — Пермь: Кн. изд-во, 1958. — 307 с.: ил.
  • Перевал: Повесть / Ил. В. Жабский. — Свердловск: Кн. изд-во, 1959. — 135 с.: ил.
  • Стародуб: Повесть и рассказы / Ил. А. Н. Тумбасова. — Пермь: Кн. изд-во, 1960. — 178 с., 1 л. ил.
  • Солдат и мать: Повесть и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1961. — 104 с.: ил. — (Корот. повести и рассказы).
  • Звездопад: Повести и рассказы: С биогр. справкой / Ил. С. Куприянова. — М.: Мол. гвардия, 1962. — 335 с.: ил.
  • След человека: Рассказы. — Свердловск: Кн. изд-во, 1962. — 207 с.
  • Тают снега: Роман: [С биогр. справкой / Ил. Ю. Лихачев]. — Пермь: Кн. изд-во, 1962. — 326 с.: ил.
  • Помню тебя, любовь: Рассказы / Ил. П. Старков. — Пермь: Кн. изд-во, 1963. — 150 с.
  • Поросли окопы травой: Рассказы/ [Ил. А. Салтапов]. — М.: Сов. Россия, 1965. — 174 с.: ил.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. — Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1968. — 200 с.: ил.
  • Кража; Где-то гремит война: Повести: [С биогр. справкой / Ил.: Ю. Вечерский, В. Хромов]. — М.: Мол. гвардия, 1968. — 367 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть / Ил.: В. и А. Мотовиловы. — Пермь: Кн. изд-во, 1968. — 259 с.: ил.
  • Синие сумерки: Рассказы / Ил. Е. Ф. Капустин. — М.: Сов. писатель, 1968. — 415 с., 1 л. портр., 5 л. ил.
  • Ясным ли днем; Синие сумерки; Митяй с землечерпалки: Рассказы: (С биогр. справкой). — М.: Правда, 1968. — 63 с. — (Б-ка «Огонек»; № 19).
  • Стародуб; Перевал; Кража; Где-то гремит война; Звездопад: Повести / Ил. Е. А. Капустин. — М.: Сов. Р оссия, 1969. — 528 с.: ил.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. — 318 с
  • Затеси: Кн. корот. рассказов / Ил. Ю. В. Петрова. — М.: Сов. писатель, 1972. — 238 с.
  • Излучина: Рассказы / Ил. Б. Алимов. — М.: Современник, 1972. — 368 с.: ил.
  • Повести о моем современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. — М.: Мол. гвардия, 1972.-669 с.: ил.
  • Ясным ли днем: Повести и рассказы / Вступ. ст. А. Михайлова. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. — 256 с., 1 л. портр.
  • Пастух и пастушка: Соврем, пастораль / Ил. В. Кадочников. — Пермь: Кн. изд-во, 1973. — 149 с.: ил.
  • Избранное: [Повести]. — Красноярск: Кн. изд-во, 1974. — 758 с.: ил.
  • Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. — Красноярск: Кн. изд-во, 1974. — 753 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1975. — 624 с: ил.
  • Перевал: Повесть. — М.: Сов. Россия, 1975. — 135 с.
  • Повести. — М.: Худож. лит., 1976. — 445 с,: ил., 1 л.портр.
  • Мальчик в белой рубахе: Повести. — М.: Мол. гвардия,1977.— 591 с.
  • Повести/ Предисл. С. Залыгина. — М.: Сов. Россия, 1977.-560 с., 1л. портр.
  • Повести; Рассказы; Затеси. Пермь: Кн. изд-во, 1977.-463 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. — М.: Современник, 1978. — 639 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. В. Бахтин. — Красноярск: Кн. изд-во, 1978. — 408 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. — М.: Сов. писатель, 1980. — 400 с.
  • Последний поклон: Повесть. — Красноярск: Кн. изд-во, 1981. — 547 с.
  • Затеси: Миниатюры: Корот. рассказы / От авт., с. 5-10; ХУДОЖ. В. М. Харламов. — Красноярск:

Кн.изд-во,1982.-326с.

  • Последний поклон: Повесть; Рассказы / Послесл. А. Хватова; Худож. Б. Неиомнящий. — Л.: Лениздат, 1982. — 702 с.: ил., 1 л. портр.
  • Царь-рыба: Повествования в рассказах / Ил. В. Гальдяев. — М.: Современник, 1982. — 384 с.: ил.
  • Звездопад: Повесть. — М.: Современник, 1984. — 80 с.
  • На далекой северной вершине: Повести; Рассказы / Худож. Г. Краснов. — Красноярск: Кн. изд-во, 1984. — 455 с.: ил.
  • Повести. — М.: Худож. лит., 1984. — 680 с., 1 л. портр.
  • Повести и рассказы. — М.: Сов. писатель, 1984. — 687 с., нортр.
  • Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. — М.: Сов. Россия, 1984.-577 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Нл. В. Гальдяев. — М.: Современник, 1984. — 384 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. — Баку: Азериешр, 1985. — 470 с.
  • Последний поклон: Повесть / Худож. Ю. Алексеева. — М.: Современник, 1985. — 543 с.: ил.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. — М.: Мол. гвардия, 1986. —
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. — Рига: Лиесма, 1986. — 349 с.: ил.
  • Жизнь прожить: Роман, рассказы. — М.: Современник, 1986. — 317 с., 1 л. портр.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. — Минск: Нар. асвета, 1987. — 367 с.
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. — 477 с.
  • Зрячий посох / Худож. Н. Абакумов. — М.: Современник, 1988. — 588 с.: ил.
  • Печальный детектив: Повести, роман, рассказы / [Худож. И. Кырму]. — Кишинев: Лит. артистикэ, 1988.-671с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / [Вступ. ст. Н. Н. Яновского; Худож. В. А. Авдеев]. — Новосибирск: Кн. изд-во, 1988. — 381, с., л. ил.
  • Кража; Зрячий посох: Повести / Худож. Ю. М. Павлов. — Кемерово: Кн. изд-во, 1989. — 479 с.: ил.
  • Пастух и пастушка / Худож. Ю. Ф. Алексеева. — М.: Сов. Россия, 1989. — 604 с., 1 л. портр.: ил.
  • Печальный детектив: Роман, рассказы, новеллы, очерк / Худож. Е. А. Галеркина. — Л.: Лениздат, 1989. — 366 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть. — М.: Мол. гвардия, 1989. — Т. 1-2. T.I, кн. 1,2.1989.333 с.: ил. Т. 2, кн. 2 (продолж.), 3.1989.430 с.: ил.
  • Царь-рыба. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. — 368 с., л. портр.
  • Ясным ли днем: Сборник / Худож. Ю. Ф. Алексеева. — М.: Сов. Россия, 1989. — 668 с., л. портр.
  • Звездопад: Повести. — Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние,1990. — 554с.
  • Стародуб: Повести / Худож. Е. Яковлев. — Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. — 544 с.
  • Улыбка волчицы. — М.: Кн. палата, 1990. — 378 с.
  • Мною рожденный: Роман; Повести; Рассказы. — М.: Худож. лит., 1991. — 606 с.
  • Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. ст. Л. Вуколова, с. 5-22]. — М.: Профиздат, 1991. — 412}


Top