Почему чеченцев на самом деле нет. «Как я жил в чеченском ауле»: стоит ли русским возвращаться в Чечню? Чеченцы в истории России

Намного сложнее, чем в остальных Восточно-Европейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ).

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и Иосипом Броз Тито не входила в советскую систему союзов, поддерживала тесные торгово-экономические отношения с государствами Запада. Реформы 1950-1960-х гг. заключались во введении самоуправления на производстве, развитии элементов рыночной экономики. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.

В состав Югославии входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория . Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли так называемые мусульмане - потомки славян, принявших ислам еще во времена турецкого господства. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий. Существовавший в Югославии политический режим, когда власть принадлежала компартии во главе с таким волевым лидером, каким был И.Б. Тито, до поры до времени обеспечивал федерации межнациональный мир. Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. Югославия столкнулась с угрозой распада.

Сербия и Черногория выступали за сохранение единства республики и ее самобытной модели социализма. Это не устраивало Хорватию и Словению , стремившихся укрепить связи с западноевропейскими странами. Недовольство федерацией выражала Босния и Герцеговина , где было сильно влияние ислама, а также Македония.

Кризис и недовольство федерацией активно поддерживался со стороны США и западноевропейских стран, которым не нужна была сильная и единая Югославия.

Межнациональные отношения обострились и в других многонациональных восточноевропейских странах. Но если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства - Чехию и Словакию - прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов. В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела.

Поддерживавшие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами.


Но на этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, жертвами которого стало около 100 тыс. человек. В1992 - 1995гг. он оказался в центре внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман, составлявших 90% населения Косово. Отмена сербским правительством автономии края вызвала их недовольство. Протесты переросли в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии.

В 1999 г. США и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН начали военные действия против СРЮ. Это привело к обострению отношений между США и Россией, которая осудила агрессию НАТО против суверенного государства.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн. людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.). Экономика СРЮ понесла убытки более чем на 100 млрд. долларов, что отбросило ее на 5 - 7 лет назад.

В Сербии после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. 1 апреля 2001 года Милошевич был арестован, а в 28 июня того же года по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан Гаагскому Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии , что вызвало возмущение президента Коштуницы. Милошевич не признавал легитимность Гаагского трибунала и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно.

В феврале 2002 г . Милошевич произнёс в Гааге длинную защитную речь, в которой дал опровержения по нескольким десяткам пунктов обвинения (а также зафиксировал несоответствие данного судебного процесса ряду международных правовых норм - то есть, фактически, его незаконность с точки зрения международного права). Кроме того, в своей речи Милошевич дал развёрнутый анализ предыстории, истоков и хода войны НАТО против Югославии. Предъявил доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы) ряда военных преступлений НАТО : использования запрещённых видов вооружений, таких как кассетные бомбы и боеприпасы с обеднённым ураном, намеренное уничтожение невоенных объектов, многочисленные атаки гражданского населения.

В своей речи Милошевич также указал, что осуществляемые альянсом бомбёжки не имели и не могли иметь военного значения: так, в результате всех ракетно-бомбовых ударов на территории Косово было уничтожено всего 7 танков сербской армии. Милошевич особо отметил (приводя конкретные, доказанные примеры), что в значительной части ракетно-бомбовых ударов по гражданскому населению пострадавшими являлись этнические албанцы, и этим пытался доказать тезис о том, что массовые атаки НАТО против албанских крестьян не были непреднамеренными, а являлись обдуманной акцией , призванной спровоцировать их массовый исход из Косово в сопредельные государства. Наличие масс албанских беженцев смогло бы в глазах мирового сообщества подтвердить обвинение сербов в геноциде албанцев - основной тезис, выдвинутый руководством НАТО в качестве основания для проведения «операции». Этой же цели, согласно Милошевичу, служили расправы албанских боевиков над теми албанцами, кто не желал покидать Косово (из чего, в частности, Милошевич сделал вывод о полной согласованности действий албанских вооружённых формирований, с одной стороны, и руководства операцией НАТО, с другой.) В качестве одного из доказательств этого тезиса, Милошевич указал на листовки на албанском языке, в которых содержались призывы к албанскому населению бежать из Косова (эти листовки разбрасывались с самолётов НАТО).

Текст защитной речи Милошевича - вне зависимости от того, как относиться к данному политическому деятелю, даёт широкий взгляд на драматические события, имевшие место в Сербии и в других бывших югославских республиках в 90-е годы двадцатого века. Процесс по делу Слободана Милошевича не был закончен, так как он умер в тюрьме в Гааге от инфаркта миокарда 11 марта 2006 года.

3 июня 2011 года предстал перед Гаагским трибуналом бывший начальник штаба Войска Республики Сербской (1992-1995) генерал Ратко Младич. Его поимка была главным условием для вступления Сербии в Евросоюз. Ранее сам Младич о Гаагском трибунале говорил, что этот суд создан лишь для того, чтобы свалить всю вину на сербов. Он даже обещал, что сам явится в Гаагу сразу после того, как туда «приедут добровольно те генералы, которые воевали во Вьетнаме, бомбили Югославию».

Обострились противоречия между Сербией и Черногорией. По результатам референдума, проведенного властями Черногории в 2006 г., она стала независимым государством. Югославия перестала существовать.

В 2008 г. сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО, в одностороннем порядке провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали самопровозглашенное государство косовских албанцев. Тем самым был создан опаснейший прецедент, нарушающий международный запрет на изменение границ в Европе после Второй мировой войны. Сепаратисты во многих странах сочли себя вправе рассчитывать на международную поддержку вопреки Уставу ООН.

Введение

Провозглашение независимости: 25 июня 1991 Словения 25 июня 1991 Хорватия 8 сентября 1991 Македония 18 ноября 1991 Хорватское Содружество Герцег-Босна (Присоединена к Боснии в феврале 1994) 19 декабря 1991 Республика Сербская Краина 28 февраля 1992 Республика Сербская 6 апреля 1992 Босния и Герцеговина 27 сентября 1993 Автономная область Западная Босния (Уничтожена в результате Операции «Буря») 10 июня 1999 Косово под «протекторатом» ООН (Образован в результате Войны НАТО против Югославии) 3 июня 2006 Черногория 17 февраля 2008 Республика Косово

В ходе гражданской войны и распада от СФРЮ в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.

В Косово и Метохию, для урегулирования согласно мандату ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением, США и их союзники провели военную операцию по оккупации автономного края Косово, который оказался под протекторатом ООН.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. - Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. - конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССЧ). Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Одной из составляющих распада так же можно считать провозглашение независимости 17 февраля 2008 Республики Косово от Сербии т.к. Республика Косово входила в состав Социалистической Республики Сербия на правах автономии, называвшейся Социалистический автономный край Косово и Метохия.

1. Противоборствовавшие стороны

Основные стороны югославских конфликтов:

    Сербы, возглавляемые Слободаном Милошевичем;

    Боснийские сербы, возглавляемые Радованом Караджичем;

    Хорваты, возглавляемые Франьо Туджманом;

    Боснийские хорваты, возглавляемые Мате Бобаном;

    Краинские сербы, возглавляемые Гораном Хаджичем и Миланом Бабичем;

    Бошняки, возглавляемые Алией Изетбеговичем;

    Мусульмане-автономисты, возглавляемые Фикретом Абдичем;

    Косовские албанцы, возглавляемые Ибрагимом Руговой (фактически - Адемом Яшари, Рамушем Хардинаем и Хашимом Тачи).

Кроме них, в конфликтах участвовали также ООН, США и их союзники, Россия сыграла заметную, но второстепенную роль. Словенцы участвовали в крайне скоротечной и малосерьёзной двухнедельной войне с федеральным центром, македонцы же в войне участия не принимали и получили независимость мирным путём.

1.1. Основы сербской позиции

Согласно мнению сербской стороны, война за Югославию началась как оборона общей державы, а закончилась борьбой за выживание сербского народа и за объединение его в границах одной страны. Если из республик Югославии каждая имела право отделиться по национальному принципу, тогда сербы как нация имели право воспрепятствовать этому разделению там, где оно захватывало территории, заселённые сербским большинством, а именно в Сербской Краине в Хорватии и в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине

1.2. Основы хорватской позиции

Хорваты утверждали, что одним из условий вступления в федерацию было признание права отделения от неё же. Туджман часто говорил, что борется за воплощение этого права в виде нового независимого хорватского государства (что у некоторых вызывало ассоциации с усташеским Независимым Государством Хорватия).

1.3. Основы позиции боснийцев

Боснийские мусульмане были самой немногочисленной из боровшихся групп.

Их положение было довольно незавидным. Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович избегал занимать ясную позицию до весны 1992 года, когда стало ясно, что прежней Югославии больше нет. Тогда Босния и Герцеговина провозгласила независимость по результатам референдума.

Список литературы:

    РБК daily от 18.02.2008:: В фокусе:: Косово возглавил «Змей»

  1. Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах

    Реферат >> История

    … 6. СРЮ в годы кризисной трансформации. 13 Распад Югославии и образование независимых государств на Балканах … силой. Важнейшими причинами и факторами, приведшими к распаду Югославии являются историко-культурные и национальные разногласия …

  2. Распад Австро-Венгерской империи

    Реферат >> История

    … другие державы всё же признали Югославию . Югославия просуществовала до Второй мировой, … ГСХС (позже Югославии ), потенциального соперника в регионе. Но в распаде империи для … были изменены после раздела Чехословакии и распада Югославии , но в целом Венгрия и …

  3. Отношение России к конфликту в Югославии (2)

    Реферат >> Исторические личности

    … с очень сильным центром. Распад федерации означала для Сербии ослабление … республике, а именно в Боснии и Герцеговине. Распад СФРЮ на самостоятельные государства может … напряженность, определяющая общественный климат Югославии , все больше дополняется грозящей …

  4. Югославия — история, распад , война

    Реферат >> История

    Югославия — история, распад , война. События в Югославии начала 1990х годов … Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось … и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране …

  5. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История

    … в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера С.Милошевича еще … быстро преодолеть основные негативные последствия распада Югославии и стать на путь нормального экономического …

Хочу больше похожих работ…

Югославия — история, распад, война.

События в Югославии начала 1990х годов потрясли весь мир. Ужасы гражданской войны, зверства «национальной чистки», геноцид, массовое бегство из страны — с 1945 года Европа не видела ничего подобного.

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.

Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость. В Боснии и Герцеговине в силу политических и религиозных факторов многие жители приняли ислам.

Когда Османская империя стала терять былое могущество, Австрия захватила Боснию и Герцеговину, расширив тем самым своё влияние на Балканах. В 1882 году Сербия возродилась как независимое государство: стремление освободить братьев-славян от ига австро-венгерской монархии объединило тогда многих сербов.

Федеративная республика

31 января 1946 года была принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось ее федеративное устройство в составе шести республик — Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев — Воеводины и Косово.

Сербы составляли самую большую этническую группу в Югославии — 36% жителей. Они населяли не только Сербию, близлежащую Черногорию и Воеводину: много сербов проживало также в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Косово. Кроме сербов страну населяли словенцы, хорваты, македонцы, албанцы (в Косово), национальное меньшинство венгров в крае Воеводина, а также множество других небольших этнических групп. Справедливо или нет, но представители других национальных групп полагали, что сербы пытаются заполучить власть над всей страной.

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики — Словения и Хорватия — процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение — признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

В 1990 году в ответ на события в Центральной и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране многопартийность.

В выборах 1990 года социалистическая (бывшая коммунистическая) партия Милошевича набрала большое количество голосов во многих регионах, но решительной победы добилась лишь в Сербии и Черногории.

В других регионах велись горячие дебаты. Жесткие меры, направленные на сокрушение албанского национализма, встретили решительный отпор в Косово. В Хорватии сербское меньшинство (12% населения) провело референдум, на котором было решено добиться автономии; частые столкновения с хорватами привели к мятежу местных сербов. Самым большим ударом для Югославского государства стал референдум в декабре 1990 года, на котором была провозглашена независимость Словении.

Из всех республик лишь Сербия и Черногория стремились теперь сохранить сильное, относительно централизованное государство; кроме того, у них было внушительное преимущество -Югославская народная армия (ЮНА), способная стать козырем во время будущих дебатов.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

Югославская армия выступила и против повстанцев в Хорватии; в развязавшейся войне тысячи людей были убиты, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Все попытки европейского сообщества и ООН заставить стороны прекратить огонь в Хорватии оказались тщетными. Запад поначалу неохотно наблюдал за развалом Югославии, но вскоре стал осуждать «великосербские амбиции».

Сербы и черногорцы смирились с неизбежным расколом и провозгласили о создании нового государства — Союзной Республики Югославии. Военные действия в Хорватии были окончены, хотя конфликт исчерпан не был. Новый кошмар начался, когда обострились национальные противоречия в Боснии.

В Боснию были посланы миротворческие силы ООН, которым с переменным успехом удавалось приостанавливать бойню, облегчать судьбу осажденному и голодающему населению и создавать «зоны безопасности» для мусульман. В августе 1992 г. мир был шокирован разоблачением зверского обращения с людьми в лагерях для военнопленных. США и другие страны открыто обвинили сербов в геноциде и военных преступлениях, но при этом все же не разрешили своим войскам вмешиваться в конфликт, позже, правда, выяснилось, что в зверствах того времени были замешаны далеко не одни лишь сербы.

Угрозы атак с воздуха силами ООН вынудили ЮНА сдать свои позиции и прекратить осаду Сараево, но было ясно, что миротворческие меры по сохранению многонациональной Боснии потерпели крах.

В 1996 г. ряд оппозиционных партий сформировал коалицию под названием «Единство», которая вскоре организовала в Белграде и других крупных городах Югославии массовые демонстрации против правящего режима. Однако на состоявшихся летом 1997 г. выборах президентом СРЮ опять был избран Милошевич.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами — лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

Среди беженцев, покинувших Косово за время военных действий, было примерно 350 тыс. человек неалбанской национальности. Многие из них осели на территории Сербии, где общее число перемещенных лиц достигло 800 тыс., а число лишившихся работы — около 500 тыс. человек.

В 2000 г. состоялись парламентские и президентские выборы в СРЮ и местные выборы в Сербии и Косово. Оппозиционные партии выдвинули единого кандидата — лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу — на пост президента. 24 сентября он победил на выборах, набрав более 50% голосов избирателей (Милошевич — лишь 37%). Летом 2001 г. бывший президент СРЮ был выдан Международному трибуналу в Гааге как военный преступник.

14 марта 2002 г. при посредничестве Европейского Союза был подписан договор о создании нового государства — Сербия и Черногория (Воеводина незадолго до этого стала автономной). Однако межнациональные отношения по-прежнему слишком хрупки, а внутриполитическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. Летом 2001 г. вновь зазвучали выстрелы: активизировались косовские боевики, и это постепенно переросло в открытый конфликт албанского Косово с Македонией, длившийся около года. Санкционировавший передачу Милошевича трибуналу премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 12 марта 2003 года был убит выстрелом из снайперской винтовки. Видимо, «балканский узел» удастся развязать еще не скоро.

В 2006 году Черногория окончательно отсоединилась от Сербии, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государство.

Распад Югославии

Как и все страны социалистического лагеря, Югославию в конце 80-х годов сотрясали внутренние противоречия, обусловленные переосмыслением социализма. В 1990 г., впервые за послевоенный период, в республиках СФРЮ прошли свободные парламентские выборы на многопартийной основе. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии коммунисты потерпели поражение. Они победили лишь в Сербии и Черногории. Но победа антикоммунистических сил не только не смягчила межреспубликанские противоречия, но и окрасила их в национал-сепаратистские тона. Как и в ситуации с распадом СССР, югославы оказались застигнуты врасплох внезапностью неуправляемого распада федеративного государства. Если роль «национального» катализатора в СССР сыграли страны Прибалтики, то в Югославии эту роль на себя взяли Словения и Хорватия. Провал выступления ГКЧП и победа демократии обусловили бескровное формирование бывшими республиками своих госструктур в ходе распада СССР.

Распад Югославии в отличие от СССР, происходил по самому зловещему сценарию. Нарождавшимся здесь демократическим силам (прежде всего Сербии) не удалось упредить трагедию, что и привело к тяжелым последствиям. Как и в СССР национальные меньшинства, почувствовав уменьшение давления со стороны югославских властей (все чаще шедших на различного рода уступки), тут же запросили независимости и, получив отказ со стороны Белграда, взялись за оружие, дальнейшие события и привели к полному распаду Югославии.

А. Маркович

И. Тито, хорват по национальности, создавая федерацию югославских народов, стремился уберечь ее от сербского национализма. Босния и Герцеговина, долго служившая предметом споров между сербами и хорватами, получила компромиссный статус государства сначала двух, а затем трех народов – сербов, хорватов и этнических мусульман. В рамках федеративного устройства Югославии македонцы и черногорцы получили собственные национальные государства. Конституция 1974 года предусмотрела создание на территории Сербии двух автономных краев – Косово и Воеводины. Благодаря этому вопрос статуса национальных меньшинств (албанцы – в Косово, венгры и свыше 20 этнических групп – в Воеводине) на территории Сербии был урегулирован. Хотя сербы, проживающие на территории Хорватии, не получили автономии, но согласно Конституции они имели статус государствообразующей нации в Хорватии. Тито боялся, что созданная им система государства после его смерти рухнет и не ошибся. Серб С. Милошевич благодаря своей разрушительной политике, козырной картой которой была игра на национальных чувствах сербов, разрушил созданное «стариком Тито» государство.

Не надо забывать, что первый вызов политическому балансу Югославии бросили албанцы в автономном крае Косово на юге Сербии. Население края к тому времени практически на 90% состояло из албанцев и на 10% из сербов, черногорцев и других. В апреле 1981 года большинство албанцев приняло участие в демонстрациях, митингах, требуя статуса республики для края. В ответ Белград направил в Косово войска, введя там чрезвычайное положение. Усугубил положение и белградский «план реколонизации», который гарантировал сербам, переселяющимся в край, работу и жилье. Белград стремился искусственным путем увеличить число сербов в крае, чтобы аннулировать автономное образование. В ответ албанцы стали выходить из компартии и учинять репрессии против сербов и черногорцев. К осени 1989 года демонстрации и беспорядки в Косово были безжалостно подавлены сербскими военными властями. К весне 1990 г. сербское национальное собрание объявило о роспуске правительства и народного собрания Косово и ввело цензуру. Проблема Косово имела отчетливый геополитический аспект для Сербии, озабоченной планами Тираны создать «Великую Албанию», а это подразумевало включение таких территорий, населенных этническими албанцами, как Косово и части Македонии и Черногории. Действия Сербии в Косово создали ей очень дурную репутацию в глазах мирового сообщества, но парадоксально, что то же самое сообщество ничего не сказало, когда в августе 1990 г. подобный же инцидент произошел в Хорватии. Сербское меньшинство в городе Книне в Сербской Крайне решило провести референдум по вопросу о культурной автономии. Как и в Косово, это обернулось беспорядками, подавленными хорватским руководством, которое отвергло референдум как неконституционный.

Таким образом, в Югославии к концу 80-х — началу 90х годов создались все предпосылки для вступления национальных меньшинств в борьбу за свою независимость. Ни югославское руководство, ни мировое сообщество не могли воспрепятствовать этому кроме как вооруженным путем. Поэтому неудивительно, что события в Югославии развернулись с такой стремительностью.

Первой на официальный шаг разрыва отношений с Белградом и определение своей самостоятельности решилась Словения. Напряженность между «сербским» и «славянско-хорватским» блоками в рядах Союза коммунистов Югославии достигла своей кульминации в феврале 1990 года на XIV съезде, когда словенская делегация покинула заседание.

На тот момент существовало три плана государственного переустройства страны: конфедеративное переустройство, выдвинутое Президиумами Словении и Хорватии; федеративное переустройство – союзного Президиума; «Платформа о будущем югославского государства» — Македонии и Боснии и Герцеговины. Но встречи республиканских лидеров показали, что основной целью многопартийных выборов и референдума была не демократическая трансформация югославского сообщества, а узаконение программ будущего переустройства страны, выдвинутых лидерами республик.

Словенское общественное мнение с 1990 года стало искать решение в выходе Словении из Югославии. Избранный на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 года принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 года Словения провозгласила свою независимость. Сербия уже в 1991 году согласилась с выходом Словении из Югославии. Однако Словения стремилась стать правопреемником единого государства в результате «разъединения», а не выхода из состава Югославии.

Во второй половине 1991 года эта республика предпринимала решительные шаги к достижению независимости, определяя тем самым в значительной степени темпы развития югославского кризиса и характер поведения других республик. В первую очередь Хорватии, которая опасалась, что с выходом Словении из Югославии баланс сил в стране будет нарушен ей в ущерб. Неудачное окончание межреспубликанских переговоров, нараставшее взаимное недоверие между национальными лидерами, а также между югославскими народами, вооружение населения на национальной основе, создание первых военизированных формирований – все это способствовало созданию взрывоопасной обстановки, приведшей к вооруженным конфликтам.

Кульминация политического кризиса наступила в мае – июне в результате провозглашения независимости Словении и Хорватии 25 июня 1991 года. Словения сопроводила этот акт захватом контрольных пограничных пунктов, где были установлены знаки государственного отличия республики. Правительство СФРЮ во главе с А. Марковичем признало это незаконным и Югославская народная армия (ЮНА) взяла под охрану внешние границы Словении. В результате с 27 июня по 2 июля здесь происходили бои с хорошо организованными отрядами республиканской территориальной обороны Словении. Шестидневная война в Словении была для ЮНА короткой и бесславной. Армия не достигла ни одной своей цели, потеряв сорок солдат и офицеров. Немного по сравнению с будущими тысячами жертв, но доказательство того, что никто не отдаст свою независимость просто так, даже если она еще не признана.

В Хорватии же война приобрела характер столкновения между желавшим остаться в составе Югославии сербским населением, на стороне которого были солдаты ЮНА, и хорватскими вооруженными частями, стремившимся воспрепятствовать отделению части территории республики.

На выборах в парламент Хорватии в 1990 г. победило Хорватское демократическое сообщество. В августе – сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные столкновения местных сербов с хорватской полицией и гвардией в Клинской Крайне. В декабре того же года Собор Хорватии принял новую Конституцию, объявив республику «унитарной и неделимой».

Смириться с этим союзное руководство не могло, поскольку Белград имел свои планы о будущем и сербских анклавов в Хорватии, в которых проживало крупная община сербских экспатриантов. На новую Конституцию местные сербы ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила свою независимость. Как и в случае со Словенией, правительство СФРЮ признало это решение незаконным, заявив о претензиях на часть Хорватии, а именно на Сербскую Краину. На этой почве между сербами и хорватами произошли ожесточенные вооруженные столкновения с участием подразделений ЮНА. В хорватской войне уже были не мелкие стычки, как в Словении, а настоящие бои с применением различного вида оружия. И потери в этих боях с обеих сторон были огромны: около 10 тысяч убитыми, в том числе несколько тысяч гражданского населения, более 700 тысяч беженцев перешли в соседние страны.

В конце 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о направлении в Югославию миротворческих сил, а Совет Министров ЕС ввел санкции против Сербии и Черногории. В феврале-марте 1992 года на основании резолюции в Хорватию прибыл контингент сил ООН по поддержанию мира. В его составе находился и российский батальон. С помощью международных сил военные действия удавалось каким-то образом сдерживать, но чрезмерная жестокость воюющих сторон, особенно по отношению к мирному населению, толкала их к взаимному мщению, что приводило к новым столкновениям.

По инициативе России 4 мая 1995 г. на срочно созванном совещании СБ ООН было осуждено вторжение хорватских войск в зону разъединения. Одновременно СБ осудил сербские обстрелы Загреба и других центров сосредоточения гражданского населения. В августе 1995 после карательных операций хорватских войск около 500 тысяч краинских сербов вынуждены были бежать со своих земель, а точное число жертв этой операции неизвестно до сих пор. Так Загреб решил проблему национального меньшинства на своей территории, Запад же закрыл глаза на действия Хорватии, ограничившись призывами к прекращению кровопролития.

Центр сербско-хорватского конфликта был перенесен на спорную с самого начала территорию – в Боснию и Герцеговину. Здесь сербы и хорваты стали требовать разделения территории Боснии и Герцеговины либо ее переустройства на конфедеративной основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием не согласилась Партия демократической акции мусульман во главе с А. Изетбеговичем, выступавшая за унитарную гражданскую республику Боснию и Герцеговину. В свою очередь это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей, что речь идет о создании «исламской фундаменталистической республики», 40% населения которой являлись мусульманами.

Все попытки мирного урегулирования по разным причинам не привели к должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли меморандум о суверенитете республики. Сербы же сочли неприемлемым для себя оставаться со статусом меньшинства за пределами Югославии, в государстве, где преобладает мусульмано-хорватская коалиция.

В январе 1992 г. республика обратилась к Европейскому сообществу о признании ее независимости, депутаты-сербы покинули парламент, бойкотировали его дальнейшую работу и отказались от участия в референдуме, на котором большинство населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США, Россия, сербская община объявила о создании Сербской республики в Боснии. Противостояние переросло в вооруженный конфликт, с участием различных вооруженных формирований, начиная от мелких вооруженных групп и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

В своей статье бывший премьер-министр Великобритании М. Тэтчер писала: «В Боснии происходят страшные вещи, и, похоже, будет еще страшней. Сараево подвергается непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

С самого начала якобы независимые сербские военные формирования в Боснии действуют в тесном контакте с главным командованием сербской армии в Белграде, которое фактически содержит их и снабжает всем необходимым для ведения войны. Западу следует предъявить правительству Сербии ультиматум, потребовав, в частности, прекратить экономическую поддержку Боснии, подписать соглашение о демилитаризации Боснии, способствовать беспрепятственному возвращению в Боснию беженцев и др.»

Прошедшая в августе 1992 г. в Лондоне международная конференция привела к тому, что лидер боснийских сербов Р. Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. С. Милошевич согласился допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам еще не раз приходилось призывать враждующие стороны к прекращению столкновений и перемирию.

Очевидно, что международное сообщество должно было потребовать от Словении, Хорватии и затем Боснии и Герцеговины дать определенные гарантии национальным меньшинствам, проживающим на их территории. В декабре 1991 г., когда война шла в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия». Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

Интересно, что Запад и Россия на этом этапе могли предотвратить насилие в Югославии, сформулировав четкие принципы для самоопределения и выдвинув предварительные условия признания новых государств. Юридическая база имела бы огромное значение, поскольку оказывает решающее влияние на такие серьезные вопросы, как территориальная целостность, самоопределение, право на самоопределение, права национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована в выработке таких принципов, поскольку она сталкивалась и до сих пор сталкивается с подобными проблемами на пространстве бывшего СССР.

Но особенно поразительно то, что после кровопролития в Хорватии ЕС, а за ним США и Россия повторили ту же ошибку в Боснии, признав ее независимость без каких-либо предварительных условий и без учета позиции боснийских сербов. Необдуманное признание Боснии и Герцеговины сделало неизбежной там войну. И хотя Запад заставил боснийских хорватов и мусульман сосуществовать в одном государстве и совместно с Россией пытался оказать давление на боснийских сербов, структура этой федерации все-таки искусственна, и многие не верят, что она продержится долго.

Заставляет задуматься и предвзятое отношение ЕС именно к сербам как самым главным виновникам конфликта. В конце 1992 – начале 1993 гг. Россия несколько раз поднимала в Совете Безопасности ООН вопрос о необходимости повлиять на Хорватию. Хорваты инициировали несколько вооруженных столкновений в Сербской Крайне, сорвав встречу по проблеме Краины, организованную представителями ООН, они пытались взорвать гидроэлектростанцию на территории Сербии, — ООН и другие организации не сделали ничего, чтобы их остановить.

Та же терпимость отличала отношение международного сообщества к боснийским мусульманам. В апреле 1994 г. боснийские сербы были подвергнуты НАТО ударам с воздуха за свои атаки на Горажде, истолкованные как угроза для безопасности личного состава ООН, хотя некоторые из этих атак были спровоцированы мусульманами. Поощряемые снисходительностью международного сообщества, боснийские мусульмане прибегли к той же тактике в Брчко, Тузле и других мусульманских анклавах под защитой сил ООН. Они старались спровоцировать сербов атаками на их позиции, поскольку знали, что сербы опять будут подвергнуты налетам натовской авиации, если только попытаются предпринять ответные действия.

МИД России к концу 1995 г. находился в крайне трудном положении. Политика государства на сближение с Западом привела к тому, что практически все начинания западных стран по урегулированию конфликтов Россия поддерживала. Зависимость российской политики от очередных валютных займов вела к быстрому продвижению НАТО в роли руководящей организации. И все же попытки России по урегулированию конфликтов не пропали зря, заставляя периодически садиться противоборствующие стороны за стол переговоров. Осуществляя политическую активность в дозволенных ей западными партнерами границах, Россия перестала быть фактором, определяющим ход событии на Балканах. Россия в свое время голосовала за установление мира военным путем в Боснии и Герцеговине с применением сил НАТО. Имея на Балканах военный полигон, НАТО уже не представлял иного пути решения любой новой проблемы, кроме вооруженного. Это оказало решающую роль на разрешение косовской проблемы, наиболее драматичного из балканских конфликтов.

Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

Наиболее мирный характер носило отделение Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Рис. 10. Независимые государства, возникшие на месте бывшей СФРЮ

Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».


Рис. 11. Расселение народов Боснии и Герцеговины

Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3 / 4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км 2 , населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км 2 , населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии. Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.

Однако все это – только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис. 12). А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.

Рис. 12. Потоки беженцев на территории бывшей СФРЮ

Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км 2 , а население ее, 9 / 10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн человек.

Историческая область Косово и Метохия (Косово занимает ее восточную равнинную, а Метохия – западную гористую часть) сыграла огромную роль в становлении сербской государственности. Об этом свидетельствуют и многочисленные историко-архитектурные памятники, дошедшие до наших дней. Однако в XIV в. ранний расцвет Косово был прерван нашествием турок-османов. Именно здесь, на знаменитом с тех пор Косовом Поле, произошло решающее сражение между войском турецкого султана Мурада I и сербским ополчением, которое было разбито турками. С этого времени земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею. В какой-то мере они реализовались только в 1941 г., когда фашистская Германия, оккупировав Югославию, создала «Великую Албанию» в составе Албании, большей части Косово и Метохии и части македонских и черногорских земель с албанским населением.

После Второй мировой войны историческая область Косово и Метохия в составе сначала народной, а затем социалистической федеративной Югославии с самого начала получила довольно широкую автономию, а по конституции 1974 г. этот автономный край фактически стал самостоятельным субъектом федерации с очень широкими правами (за исключением права выйти из состава Сербии). Однако в начале 1980-х гг., после смерти руководителя страны маршала Тито, албанские национализм и сепаратизм снова усилились, в Косово начались антисербские выступления. В ответ на это в 1989 г. сербские центральные власти фактически упразднили автономию Косово и Метохии. Однако эта акция еще более обострила обстановку в крае, а она усугублялась и тем, что по всем основным экономическим показателям Косово занимало в стране последнее место: его доля в национальном доходе и промышленном производстве составляла всего 2 %. Зато по количеству безработных и доле неграмотных Косово занимало первое место.

Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы также провозгласили независимость и создали Республику Косово. Поскольку власти Сербии эту республику, естественно, не признали, в крае фактически возникло двоевластие. Готовясь к войне, косовские албанцы создали свою военную организацию – Освободительную армию Косово (ОАК). Начались нелегальные поставки в Косово оружия из Албании, оттуда же прибывали боевики.

Обстановка особенно обострилась в 1998 г., когда югославские власти попытались ликвидировать базы ОАК. Западные страны фактически поддержали албанских сепаратистов, открыто заявлявших о своем намерении выйти из состава СРЮ. Начались переговоры с участием разного рода посредников, которые, однако, ни к чему не привели. В результате сербы оказались перед выбором: либо отдать Косово, либо вступить в неравную борьбу с НАТО. Они предпочли второй путь, и тогда без санкции Совета Безопасности ООН страны НАТО начали массированные бомбардировки Югославии, а военные контингенты этого блока фактически оккупировали Косово, разделив территорию края на сферы ответственности. Так Косово фактически превратилось в протекторат западных стран, находящийся под управлением миссии ООН (УНМИК) и контролем НАТО. Но албанские националисты продолжали настаивать на полной независимости края, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН о сохранении территориальной целостности Сербии. При этом они опирались на поддержку США и стран Евросоюза, вмешавшихся в этот, по существу, внутрисербский конфликт, доказывая, что Косово представляет собой уникальный случай и не приведет к цепной реакции в других самопровозглашенных государствах. Сербия, Россия и многие другие страны выступали против такой политики, нарушающей принцип территориальной целостности государств. Длительные переговоры не дали результатов, и в феврале 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о суверенитете. Но ее не приняли Сербия, не желающая терять 15 % своей территории, Россия, Китай и десятки других стран мира. Из-за позиции постоянных членов СБ России и Китая у Косово нет шансов на вступление в ООН.

В 2000–2002 гг. на территории бывшей СФРЮ произошло новое обострение внутри– и внешнеполитической обстановки. На этот раз оно было связано с Македонией и Черногорией.

Обострение обстановки в Македонии также напрямую связано с Косово.

Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку. События, происшедшие здесь весной 2001 г., когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания «Великой Албании». Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно. Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент.

Обострение отношений между двумя составными частями Союзной Республики Югославии – Сербией и Черногорией – назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения – о преобразовании СРЮ в новое государство под названием Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г., а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г., новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55 % всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад Югославии полностью завершился.

Одну из своих работ, посвященных проблемам бывшей СФРЮ, профессор МГУ Э. Б. Валев – крупнейший специалист по географии Балканских стран – назвал «Югославский клубок». Действительно, такое словосочетание, пожалуй, более всего подходит для характеристики геополитической и национально-религиозной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие в этой части Европы.

Когда образовалась и когда распалась Югославия? На какие страны она распалась?

  1. Югославия империя насилия над хорватами, боснийцами, албанцами перестала существовать,
    У этих народов появились свои свободные и независимые государства без сербского диктата!
    Комментировать
  2. не сказал бы -раскололас#180;;оха еще до сих пор раскалываетса!!!
  3. Распалась на Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению и Хорватию, распалась, точнее начала с момента распада ссср
  4. Югославия образовалась (как Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) в результате распада Австро-Венгерской Империи в начале XX века, распалась в конце XX века начале XXI века.

    Большая Югославия Первая Югославия. (1918- 1946) :

    Приморская бановина
    Зетская бановина
    Савская бановина
    Моравская бановина
    Врбавская бановина
    Дринская бановина
    Вардарская бановина
    Дунайская бановина
    Белград
    Хорватская бановина (с 1939) возникла в результате объединения Савской и Приморской бановин

    В годы Второй мировой войны Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции, была оккупирована фашистской Германией в результате т. н. Апрельской войны.
    Глава коммунистического движения Иосип Броз Тито нашл общий язык как с Западом, так и поначалу с СССР. Преимуществом Тито был многонациональный состав его движения, тогда как другие движения были национальными.
    В конце 1940-х гг. возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Сталиным, что привело к разрыву отношений с СССР. Хотя после смерти Сталина они были частично устранены.
    Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться.

    Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) (с 1946)
    Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
    В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм, субъектами федерации которого были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными.
    Социалистическая Вторая Югославия (19461990) :

    Сербия (союзная республика)
    Косово (автономный край)
    Воеводина (автономный край)
    Хорватия (республика)
    Словения (республика)
    Босния и Герцеговина (республика)
    Македония (республика)
    Черногория (республика)

    Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, всплеск национализма в 1990 г.
    В ходе гражданской войны Югославия превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию) : c 1992 по 2003 г.
    Союзная Республика Югославия, (СРЮ) , с 2003 по 2006 г.
    Конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГCCX). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.
    Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.
    Югославия распалась на государства:

    Сербия
    Хорватия. После распада Югославии в 1991 году и провозглашения независимости страны, признанной международным сообществом в 1991-1992 годах, началась война за независимость, продолжавшаяся до конца 1995 года. Окончательно целостность страны была восстановлена в 1998г.
    Босния и Герцеговина Весной 1992 объявила о выходе из состава СФРЮ. Современное название получила в апреле 1992, в мае 1992 принята в ООН.
    Словения - независимость от СФРЮ 25 июня 1991. Словения единственная страна, которая вышла из СФРЮ практически без кровопролития.
    Черногория. Независимость Черногории официально признана Россией 12 июня 2006.
    Македония. 1991год -- декларация о суверенитете и референдум о независимости Македонии, приведшая к бескровному выходу из состава Югославии.

  5. Королевство Югославия было создано после Первой мировой войны на обломках Австро-Венгрии, после Второй мировой войны стала называться СФРЮ - социалистическая федеративная республика
    Распалась она в 1991 году, на республики входившие ранее в эту федерацию:
    Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения и Македония
  6. В период между Первой и Второй мировыми войнами в 19181941 гг. Югославия существовала под названиями Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС) (с 1918) и Королевство Югославия (КЮ) (c 1929).
    После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией из шести союзных республик под названиями Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) (с 1946), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) (c 1963).
    В 1991 Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в нач. 1992 Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства Союзной Республики Югославия (СРЮ) . В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени Югославия. 4 февраля 2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко Сербия и Черногория. Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г. Фактически, распад Югославии (отделение автономии Косово и Метохия) продолжается до сих пор.
  7. Obrasovalas posle vojni vov, a raspalas ny kogda 90, 91, chxoslosvakija v 199, a eti popossche, a voobsche Visantijskij stil, ogromnoe vlijanie Visantii na formirovanie kyltyri, da, i bolgari, a eti voobsche tyrki! Cohn dasche vneschne poxoschi myschini - greki, tyrki!

Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году. Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.

Война слишком затянулась. Европа и, в первую очередь, США решили, что такое напряженное и длительное противостояние может угрожать безопасности других стран. Особое возмущение мировой общественности вызывали массовые этнические чистки, унесшие жизни десятков тысяч ни в чем не повинных людей. В ответ на них в 1999-ом НАТО начал бомбить Югославию. Российское правительство однозначно выступало против подобного решения конфликта. Президент Ельцин заявлял, что агрессия НАТО может подтолкнуть Россию к более решительным действиям.

Но после развала Союза прошло всего 8 лет. Россия и сама была сильно ослаблена. У страны просто не было ресурсов для развязывания конфликта, а других рычагов влияния пока не существовало. Россия не была способна помочь сербам, и в НАТО это прекрасно осознавали. Мнением России тогда элементарно пренебрегли, поскольку она слишком мало весила на политической арене.




Top