Почему иван царевич главный герой. Конспект урока литературы на тему:

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Один из самых популярных положительных героев русских волшебных сказок. Он - младший и послушный сын царя , молод, красив, умен, добр. Слово царя-батюшки для Ивана-царевича - закон.


В сказочных сюжетах Иван-царевич обязательно проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья. Иногда Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину. В трудную минуту на помощь Ивану-царевичу приходят животные, которых он когда-то спас или пожалел. В начале сказки Иван-царевич бывает печален и даже несчастлив, но в конце - обязательно победит зло и женится на прекрасной царевне .
Самые знаменитые сказки, главный герой которых Иван-царевич, - «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и «Финист - ясный сокол».
Широко известна картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
«Иван-царевич на сером волке». Художник В.М. Васнецов. 1889 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ИВАН-ЦАРЕВИЧ" в других словарях:

    Иван-царевич - (Ростов,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Ленинская 19, Ростов, Россия … Каталог отелей

    Иван-Царевич - Это статья о персонаже русского фольклора. Статью о рок группе см. здесь. У этого термина существуют и другие значения, см. Иван (царевич) … Википедия

    Иван-царевич

    Иван Царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    Иван царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    Иван (царевич) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван (значения). Царевич Иван Иван (1554 1581) сын русского царя Ивана Васильевича Грозного и Анастасии Романовны. Иван (1633 1639) сын русского царя Михаила Фёдоровича и Евдокии… … Википедия

    Иван Царевич - Ива/на Царе/вича, м. Мифологизированный образ главного героя русских народных сказок, деяния которого представляют образец достижений наивысшего успеха. Энциклопедический комментарий: Универсальность образа Ивана Царевича, или Ивана Королевича, в … Популярный словарь русского языка

    Иван-Царевич - типовой герой волшебных сказок (Царевна лягушка, Финист Ясный Сокол, Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, Иван царевич и серый волк, Молодильные яблоки, Мертвая царевна и т. п.). Нередко И. Ц. наделен фантастич. способностью перевоплощения,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Иван-Царевич - любимый герой русских сказов. Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной. Ему с готовностью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иван-царевич - м. Персонаж русских народных сказок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Слайд 2

Беседа

За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть? Долго ли, коротко ли собирался Иван-царевич на поиски жены? Как снарядился? С каким настроением собирается Иван-царевич в путь? Что он взял с собою, что надел? Что хотел подчеркнуть автор-народ, когда сообщил читателю, что царевич взял три железных хлеба, надел железные сапоги? Кто помогал Ивану-царевичу? Выразительное чтениеотрывка «Трудный путь Ивана-царевича» (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки.)

Слайд 3

Беседа 1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича? Царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их. 2. Чтение в лицах эпизода «Встреча со старичком» - Почему в сказке появляется старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? - Какие советы получает Иван-царевич от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? 3. Чтение в лицах эпизода «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой. - Почему царевич хотел убить этих животных? - Что заставляет его пожалеть их? - Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.

Слайд 4

Беседа

Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой? Чему научила Ивана-царевича встреча с ней? 2. Добрая Баба-Яга или нет? 3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного? 4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба) 5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в сказочном герое? 5. Почему в сказках добро торжествует над злом?

Слайд 5

Характеристика Ивана-царевича

План характеристики Как относятся к Ивану-царевичу отец и братья? Как реагирует Иван-царевич на приказы отца? Как относится к труду Василисы? Почему Иван-царевич сжег лягушечью шкуру? С каким чувством собирается на поиски суженой? Какие черты характера присущи герою? Как характеризуют его встречи со старичком, с животными? Какие качества особенно ценит в герое народ? Нравится ли вам этот герой и почему? Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?

Слайд 6

Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая. Образец характеристики Ивана-царевича

Слайд 7

Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

Практическая работа Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»? Еще одна особенность сказочной речи - это повторы(не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов. эпитет - это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка». Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.

Слайд 8

Итоги урока

1. Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? Чему она вас научила? 2. Чем начинается и чем завершается сказка? 3. Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке? Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича? К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью? Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую? 6. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

Слайд 9

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Герои народных сказок» (стр. 28) 2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки: Василисе Премудрой – девочки; Ивану-царевичу – мальчики. 3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо –юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.) 4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.

Посмотреть все слайды

Урок 6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА

Цели деятельности учителя: развивать речь учащихся, умение обобщать проанализированный материал; раскрыть внутренний мир героя, лучшие черты русского народного характера в сказке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Фронтальная беседа по содержанию сказки.

Учитель. Вспомните, что произошло после того как Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Мы уже знаем, что Василиса Премудрая обладает чудесными качествами характера. Как вы считаете, достоин ли ее Иван-царевич после своего поступка (сжег кожу)?

Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на две части: I часть - до момента, когда Василиса Премудрая «...обернулась белой лебедью и улетела в окно»; II часть посвящена испытаниям царевича, желающего вернуть жену.

Во второй части действие постепенно набирает скорость, появляются новые герои, возникают новые сюжетные линии, Иван-царевич вынужден принимать самостоятельные решения, действовать по обстоятельствам.

II. Работа над эпизодами.

Чтение, анализ по вопросам:

1. «Сборы царевича на поиски жены».

1) «Долго ли, коротко ли» собирался Иван-царевич на поиски жены?

2) С каким настроением собирается Иван в путь-дорогу?

3) Вспомним, как снарядился Иван-царевич.

(Иван очень быстро собрался на поиски жены. Он чувствует свою вину, понимает неблаговидность своего поступка. Понимает, что ему предстоят сложные, долгие испытания. Он не боится, смел, рвется в дорогу.)

2. Встреча со старичком.

Чтение в лицах.

Вопросы :

1) Почему в сказке появляется старый старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? (Мудрость, опыт жизни.)

2) Какие советы получает Иван от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? (Теперь Иван стал внимательным к замечаниям других: слушая советы старшего, сам набирается жизненного опыта.)

3. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

Чтение в лицах. Вопросы :

1) Почему царевич хотел убить этих животных?

2) Что заставляет его пожалеть их?

3) Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.

(Царевич голоден, но животных убивать не стал. Он любит животных. Догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.)

4. У Кощеева дуба.

Пересказ эпизода, описание дуба зачитывается наизусть.

Вопросы :

1) Зачем в сказке придумана встреча Ивана-царевича с Бабой-Ягой?

2) Добрая Баба-Яга или нет? (Она помогает герою, подсказывает, где найти смерть Кощееву. Баба-Яга в давние-давние времена считалась доброй. Это дух, оберегающий жилище в ночное время они всякого Зла, Лиха, Беды. Селился этот добрый дух в ближних лесах. А ночью, когда в избах потухал свет, Яга выходила из своего лесного укрытия и следила за покоем селения, с наступлением утра она возвращалась к себе. Представления людей с течением времени изменились, и Баба-Яга из доброго духа превратилась в злого.)

3) Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет этот дуб? (Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.)

4) Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в литературном герое?

III. Обобщение.

Итак, перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признать свою неправоту, борется против Кощея.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Чему она вас научила?

3. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

I V . Заключительное слово учителя.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжелые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на Земле - любовь.

Домашнее задание: прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28-38).

«Образ Иван-Царевича в русских народных сказках»

Выполнила:

ученица 2 б класса

Ступникова Ольга


Актуальность.

  • Дети очень любят слушать и читать русские народные сказки. Они очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, отрицательных. Но больше внимания мы заостряем на положительных героях, т.е у них можно чему-то научиться.

  • Объект исследования – Образ Иван-Царевича.
  • Предмет исследования – Волшебная сказка.
  • Цель работы – определение роли Ивана-Царевича в жизни сказочного героя: добрый, отважный молодец или трусливый человек.

Задачи:

  • Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Иван-Царевич.
  • Изучить мнение своих одноклассников.
  • Составить обобщенную характеристику об Иване-Царевиче.
  • Проанализировать и обобщить полученные данные.

Гипотеза:

  • основана на предположении о том, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:
  • он всем помогает;
  • преодолевает на пути трудности;
  • у него красивый внешний вид.

Изучив различные источники информации: книги, ресурсы Интернет






У кого ты ни спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его … Иван


Этимология имени

  • Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский имённик с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

Иван - царевич

  • Любимый герой русских народных сказок – Иван – царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным.

  • "Царевна-лягушка"
  • "Финист - Ясный Сокол"
  • "Молодильные яблоки"
  • "Мертвая царевна"
  • "Иван-царевич и серый волк"
  • "Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка"

Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно

преодолевает все трудности и невзгоды, которые

выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются

в нем те лучшие черты, которые не проявлялись,

когда он жил в царстве своего отца. Как награда

возвращается к нему Василиса Премудрая.



Финист Ясный сокол - волшебный персонаж народной сказки


Финист-ясный сокол

  • Зачин истории начинается по одному из обычных сказочных сценариев. У отца три дочери, две из которых не отличаются умом и усердием, а младшенькая Марьюшка - и красавица, и умница. Собираясь в дорогу, отец всегда спрашивает своих дочерей, какие гостинцы они хотели бы получить. Старшие девочки только о вещах модных мечтают, а Марьюшка о перышке Ясна сокола грезит. Однажды случилось так, что старый дедушка передал отцу такое перышко, тут и начинается сама история. Марьюшка знакомится с Финистом - добрым молодцем и, проходя через пакости сестер, отправляется в дорогу, чтобы спасти любимого от злой колдуньи. Девушке придется повстречаться с бабой-ягой и её сестрами, взамен на свою доброту и искренность получить волшебные подарки. Именно они помогут Марьюшке освободить Финиста от чар...



Почему побеждает Иван?

Он побеждает врагов в силу своего естественного поведения. Ивану помогает все, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «уму» Иван успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Помогают,

потому что он сам светел и добр


Достоинства Ивана:

  • Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.
  • Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.
  • В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими

Портрет Ивана

  • По отношению к другим людям:
  • -добрый
  • -доверчивый
  • По отношению к себе:
  • -уверенный
  • -скромный
  • -самоотверженный

  • Нравственные качества:
  • -человечный
  • -справедливый
  • -честный
  • -хороший
  • Волевые качества:
  • -сильный
  • -смелый
  • -мужественный
  • -герой



Заключение

  • Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Ивана-Царевича. В большинстве сюжетов он добрый, сильный, бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
  • Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Характеристика Ивана - царевича из сказки "Царевна лягушка"

Ответы:

1. Иван самый младший сын у Царя. Как написано в начале сказки " молодой, удалой, холостой" 2. С родителем отношения доверительные и почтительные. Это видно из такого, что Иван выполняет просьбу отца и пускает стрелу. И второй раз, когда спрашивает совета у отца, что делать (ведь стрелу поймала лягушка) и следуя совету отца, берёт лягушку в жёны. 3. Иван очень нетерпеливый (так как сжёг лягушечью кожу раньше времени), не думая о том, какие это может вызвать последствия. 4. Иван легко восприимчив и зачастую не имеет своего мнения. (Он спалил кожу лягушки именно потом что братья смеялись над ним) 5. Иван обладает железной волей, целеустремлённый, не отступает перед трудностями (Это видно из того, что он износил три пары железных сапог, три хлеба железных изгрыз) 6. Царевич доверчив (он прислушивается к советам незнакомого старичка в лесу, а в последствии и к совету Бабы - Яги) 7. Иван милосерден и добр (Он не убивает животных, хотя испытывает крайний голод) Вывод: Иван царевич положительный персонаж, он не сделал никому и ничего плохого. Если в начале сказки мы видим его домашним, капризным, то как только он вышел из под родительской опеки и прошёл трудный путь сложнейших испытаний, Иван раскрылся нам, как смелый, отважный человек.




Top