Покровский разбор верди бал маскарад. Вечеринка в стиле Бал-маскарад: сценарий, наряды, оформление и конкрусы

В него выстрелил из пистолета бывший офицер личной королевской стражи Якоб Йохан Анкарстрем,участник дворянского заговора.Заговор стал следствием того,что король лишил за 20 лет до этого дворянские партии "колпаков" и "шляп" политической власти.

Густав Третий с братьями

Как это напоминает заговор и последующее тайное убийство российского императора Павла Петровича...(11 марта 1801-ого года)...Убийство на бале-маскараде стало сюжетом многих опер и драм.В т.ч среди них самая великая...творение Джузеппе Верди...Сюжет оперы и история ее написания великолепно изложены американским музыкальным критиком,педагогом и издателем Генри У.Саймоном...Почитайте и послушайте фрагменты из очередного шедевра Д.Верди...И опера станет вам ближе...)Будьте здоровы!

БАЛ-МАСКАРАД (Un ballo in maschera) - oпера в трех действиях Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Антонио Сомма, основанное на тексте Огюстина Эжена Скриба, написанном в свое время для Даниеля Обера, который уже использовал его для своей оперы «Густав III, или Бал-маскарад».

Время действия: XVIII век.

Место действия порой переносится в Неаполь, иногда в Стокгольм; имена персонажей порой соответствующим образом меняются, иногда — нет. Музыка всегда остается без изменений.

«Бал-маскарад» — единственная из опер Верди, место действия которой Соединенные Штаты Америки. Более того, оно было перенесено туда случайно или, вернее, цензором. Сюжет оперы Верди был написан по пьесе французского драматурга Эжена Скриба, и его пьеса первоначально была основана на эпизоде убийства короля Швеции Густава III. Но в 1858 году, почти накануне премьеры, произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы: они сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести в сюжет определенные изменения. Цензоры (народ всегда очень умный и хитрый) согласились, что сюжет никого не заденет, если убитым будет никакой не король вообще, а просто наместник в каком-нибудь колониальном Бостоне. Возможно, они знали (хотя я в этом сомневаюсь), что в Бостоне вообще не было никакого наместника, таковой был, скорее, в Массачусетсе. Да и вообще, кого это волновало? Таким образом, опера в конце концов была исполнена на следующий год — не в Неаполе после всех этих перипетий с цензурой, а в Риме. И теперь мы это с уверенностью говорим — не было никакого восстания, и ни один король не был убит в результате постановки этой оперы.

Когда «Метрополитен-опера» возобновила постановку в 1940-х годах, а затем снова в 1950-х, место действия было перенесено в Швецию, где оно и должно было быть по первоначальному замыслу. Но и при этом не обошлось без курьезов. Например, постановщики сохранили имена персонажей — так их певцы и выучили. Таким образом, герой по-прежнему был Риккардо, то есть Ричард, граф Уорик, который мог быть прекрасным губернатором Массачусетса, но уж никак не королем Швеции. И два злодея — Сэм и Том, которые порой предстают на сцене в виде негров или индейцев, — неожиданно превратились в Самуэля и Томмазо, пару элегантно одетых шведских аристократов!

Так что, дабы избежать больших несуразностей, давайте придерживаться меньших и изложим этот сюжет в том виде, как он впервые был поведан со сцены театра «Аполло» в Риме 17 февраля 1859 года. Это действительно очень хороший оперный сюжет.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1 . После увертюры, которая включает несколько главных тем оперы, сценическое действие начинается с хора, прославляющего графа Ричарда, губернатора колониального Бостона. Собрался весь его двор, и юноша-паж Оскар объявляет о выходе самого губернатора. Ричард просматривает официальные бумаги, среди них список гостей, приглашенных на маскарад. В нем он видит имя Амелии, в которую влюблен; он поет арию о ней «La rivedro nell estasi» («Вновь хоть на миг моя любовь»). Как ни прекрасна эта мелодия, она как бы ни для кого, то есть никто из участников действия ее не слышит (только, естественно, слушатели в зале). И это хорошо, ведь Амелия — жена Ренато, а Ренато — секретарь Ричарда и его близкий друг. Тем временем группа заговорщиков обсуждает свой план действий.

Входит Ренато. Все остальные придворные расходятся. Секретарь предупреждает своего хозяина о заговоре против него с целью покушения на его жизнь, о котором он прослышал, и в своей арии «Alla vita che t"arride» («Помни, граф, с твоей судьбою») напоминает губернатору, насколько ценна его жизнь. Но Ричарда совсем не обеспокоило это известие об опасности. Входят несколько судей с указом, который он должен подписать. Указ этот касается наказания колдуньи (гадалки) Ульрики. Возвращается Оскар, чтобы вступиться за старую женщину (и при этом продемонстрировать свою виртуозную вокальную технику в арии «Volta la terrea» — «С ней звезда заодно», поскольку его партия предназначена для колоратурного сопрано).

Добродушный Ричард видит в этом повод для шутки. Несмотря на предостережения Ренато, он приглашает весь свой двор присоединиться к нему в его посещении колдуньи. Сам он намеревается принять облик матроса. В заключительном ансамблевом номере все выражают желание принять участие в этом развлечении («Ogni cura si doni al biletto» — «С вами ночью к гадалке пойду я»). Даже два заговорщика — Самуэль и Томмазо — видят в этом хороший шанс для осуществления своих коварных планов.

Сцена 2 . Хижина Ульрики, колдуньи. Перед большой толпой она мешает свое колдовское варево и при этом произносит зловещее заклинание: «Re dell"abisso affrettati» («Царь преисподней, мне явись»). Ей задает вопрос матрос по имени Сильвано: получит ли он когда-нибудь жалованье или поощрение, которое, как он считает, он заслужил? Ульрика предсказывает, что получит. Тем временем Ричард, переодетый и потому никем не узнанный, незаметно подкравшись к Сильвано, кладет ему в карман деньги. Естественно, все поражены и рады, когда в следующее мгновение Сильвано неожиданно обнаруживает у себя в кармане награду.

Теперь Сильвано, слуга Амелии, просит колдунью о тайном свидании его хозяйки с нею. Когда все удаляются (за исключением Ричарда, который притаился здесь, в хижине), входит Амелия. Она говорит о своей любви к Ричарду и просит колдунью дать ей зелье, которое излечило бы ее от преступной страсти. Ульрика говорит, что есть только один путь: она (Амелия) должна этой же ночью собрать волшебную траву, которая растет на пустыре, где совершаются казни («Della citta all"ocasso»). И еще одно обязательное условие: она должна это сделать одна. Но в терцете, который следует за этим наказом, Ричард дает нам понять, что Амелия не будет одна — он тайно последует за нею.

Все, включая придворных, возвращаются. Ричард, все еще в облике матроса, поет чудесную баркаролу («Di" tu se fidele» — «Скажи, не грозит ли мне буря морская») и просит предсказать ему его будущее. По его руке Ульрика узнает в нем аристократа. Колдунья отворачивается от него — она не хочет ему гадать. Наконец, после долгих уговоров, она предсказывает: Ричард будет убит! Но кем? Тем, кто первый пожмет ему руку, то есть своим же другом. Ричард принимает это за грубую шутку («E scherzo od e follia» — «Безумство или шутка»). Он смеясь просит, чтобы тут же кто-нибудь пожал ему руку. Все отказываются. Но в этот момент входит Ренато, его друг и муж Амелии. Он пришел, чтобы защитить своего друга, и, конечно, ничего не знает о предсказании. Он пожимает руку Ричарду. Теперь Ричард раскрывает колдунье, кто он есть на самом деле. Он также говорит ей, что ее предсказания совершенно абсурдны (она, следовательно, никакая не колдунья), и она спокойно может оставаться в стране. Действие завершается еще одним хором во славу подлинного Ричарда, сына Англии.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие начинается сценой, происходящей поздней ночью. Суровая скалистая местность; на переднем плане — холм, на котором стоят виселицы, освещенные лунным светом. Дрожа от страха, появляется Амелия, чтобы нарвать волшебной травы («Ecco l"orrido campo» — «Вот оно, это поле»). Она сокрушается, что должна навсегда вычеркнуть из сердца свою любовь к Ричарду, но, тем не менее, она решительна («Ma dall"arido» — «Я найду колдовскую траву»). Заканчивая свою арию, она видит приближающуюся в темноте фигуру. Поначалу она пугается, но это оказывается сам Ричард. В следующем затем дуэте он умоляет ее о любви, но она указывает ему на бесчестность такой любви, поскольку ее муж, Ренато, самый преданный друг Ричарда. Будучи благородным человеком, он соглашается с ней; и когда их трагические чувства доходят до музыкальной кульминации, они видят еще одну приближающуюся фигуру. На сей раз это Ренато! Амелия быстро прячет лицо под плащом. Ренато приходит, чтобы еще раз предупредить Ричарда об опасности, так как заговорщики уже в пути. Ричард просит Ренато проводить даму обратно в город, но он должен сделать это, ни разу не заговорив с дамой и не пытаясь узнать, кто она. Ренато с готовностью соглашается, и Ричард быстро удаляется.

Ричард исчезает как раз вовремя, поскольку теперь появляются двое злодеев — Самуэль и Томмазо, — готовые убить графа. Когда, к своему разочарованию, они находят только Ренато, а не Ричарда, они начинают отпускать колкости в адрес красавицы с закрытым лицом, которая вместе с ним. Ренато в негодовании обнажает свою шпагу, заговорщики — свои, а Амелия выступает вперед, чтобы защитить своего мужа. В этот момент вуаль спадает с ее лица, и Ренато узнает жену. Следует полный драматизма квартет: саркастические реплики заговорщиков подчеркивают отчаяние Амелии, гнев и горечь Ренато. В конце концов Ренато в корне меняет свое отношение к Ричарду. Он приглашает заговорщиков к себе в дом: теперь он на их стороне и против своего бывшего друга и хозяина, благородного губернатора Бостона.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1 начинается с драмы возвращения Ренато домой вместе со своей женой, Амелией. Ему совершенно очевидно, что она изменила ему вместе с его лучшим другом, и — по традиции французской драмы и итальянской оперы — только одно может потребовать оперный баритон — смерти своей жены. Она страстно желает все объяснить, но тщетно. И затем, в арии «Morro, ma prima in grazia» («Позволь мне перед смертью») с облигатной виолончелью она обращается с жалобной просьбой: она просит позволить ей в последний раз увидеть и обнять их маленького сына. Когда она уходит, Ренато поет арию, которую знают абсолютно все — «Eri tu che macchiavi quell" anima» («Это ты отравил душу ядом»). Он адресует ее своему другу-предателю Ричарду, портрет которого висит на стене, Ричарду, который разбил все счастье Ренато.

Вновь входят разбойники — Самуэль и Томмазо. Ренато говорит им, что он знает об их замысле убить графа, и, к их вящему изумлению, требует для себя роли в их заговоре. Каждый из троих желает нанести смертельный удар. Они решают бросить жребий, кому достанется эта привилегия (терцет «Dunque l"onta di tutti sol una» — «Нас свела наша тайная рана»). В этот момент возвращается Амелия, и в насмешливом сардоническом тоне Ренато требует, чтобы она вытащила жребий: кому свершить месть? Под аккомпанемент зловеще звучащего оркестра она вытаскивает свернутый листок. На нем имя — Ренато! Кульминация сцены — квартет, в котором голос каждого персонажа выражает его собственные чувства. Новый голос и своя мелодия добавляются к ансамблю, когда Оскар, паж, приносит приглашение на бал-маскарад. Финал сцены — описание Оскаром предстоящих празднеств; Амелия при этом трагически поет о своем отчаянии; остальные трое мечтают об осуществлении их зловещего плана. Этот заключительный квинтет — блестящий полифонический эпизод оперы.

Сцена 2 происходит в вечер самого бала. Граф Ричард один: он решил отослать Ренато и Амелию обратно в Англию. Так, этим самопожертвованием, он может обрести спокойствие для себя и дать счастье своему другу и своей возлюбленной Амелии. В конце арии он получает анонимную записку с советом не являться на им же самим устраиваемый бал. Но Ричард ничего не страшится и решает отправиться на бал.

Сцена 3 . Безо всякого перерыва меняется декорация, и мы оказываемся на балу в самый его разгар. Все, конечно, в масках. Однако по тому, как к одной из масок обращается юный Оскар и передает ей письмо, предупреждающее о необходимости быть осторожным, ибо на маскараде ее, эту маску, ищут убийцы, Ренато удается распознать под ней Ричарда. Амелия (она, как и все, в маске) во время танца встречает Ричарда. Стараясь изменить свой голос, чтобы не быть узнанной, она предостерегает о заговоре против него, ведь это, конечно, именно она послала ему предупреждающее письмо. Но Ричард узнает свою возлюбленную. Он говорит ей о своем плане отослать ее и Ренато в Англию, и их голоса сливаются в последнем любовном дуэте. Подслушивающий их Ренато встает позади Ричарда и с возгласом ликования наносит ему смертельный удар кинжалом. Ренато тут же схватывают. Но последние слова Ричарда — слова прощения Ренато. Умирая, он передает указ — уже подписанный — о возвращении его, Ренато, и Амелии в Англию. Все скорбят о потере столь благородного правителя, каким был Ричард. Опера завершается богатым в художественном отношении, но сумрачным по настроению концертным номером; в заключительном ансамбле участвуют почти все действующие лица оперы: прощающийся с жизнью Ричард, охваченный раскаянием Ренато, глубоко скорбящие Амелия и Оскар, потрясенные великодушием графа заговорщики.

Генри У.Саймон(перевод А.Майкапара)

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Впервые опера была представлена на суд зрителей в Риме 17 февраля 1859 года в театре «Аполло».

В основу произведения лег текст Огюстина Эжена Скриба, который писал для Даниеля Обера, положившего его на музыку для оперы «Густав III, или Бал-маскарад». Джузеппе Верди написал произведение на либретто Антонио Сомма в трех действиях. На сайте клуба «Орфей» вы можете совершенно бесплатно послушать любимые арии онлайн.

События происходят в Бостоне в 18 веке.

I действие

Первая сцена начинается с вступления, которое представлено несколькими главными линиями произведения. Хор воспевает графа Ричарда, губернатора Бостона, здесь весь двор, и вот юный паж Оскар провозглашает о прибытии правителя. Он занят просмотром правительственных бумаг, в числе которых и список приглашенных на бал-маскарад. Имя его возлюбленной Амелии тоже среди гостей. Роберт исполняет арию о своей любимой «Вновь хоть на миг моя любовь» («La rivedro nell estasi»),никто эту мелодию не слышит за исключением зрителей в зале, но это и к лучшему, ведь Амелия замужем за

другом Ричарда Ренато. В это время заговорщики строят планы о покушении на Роберта, и об этом Ренато пытается напомнить своему другу в арии «Помни, граф, с твоей судьбою». Но граф не обращает внимания на тревожное известие. Появляются судьи, в их руках указ, который имеет отношение к ведьме Ульрики, и его должен подписать Ричард. Вернувшись, паж пытается вступиться за колдунью (демонстрируя виртуозное исполнение арии «С ней звезда заодно»).

Ричард находит в этом повод повеселиться и приглашает всех присутствующих присоединиться к нему во время визита к ведьме, и даже Самуэль и Томазо, заговорщики, надеются при этом осуществить задуманное.

Вторая сцена. Большая толпа наблюдает, как Ульрика варит зелье перед своей хижиной и приговаривает заклинание «Царь преисподней мне явись». Сильвано, матрос, спрашивает, получит ли он когда нибудь заслуженное им жалование, и колдунья отвечает ему, что получит. Переодетый до неузнаваемости Ричард незаметно подкладывает в карман матросу деньги. Все радуются, когда Сильвано неожиданно находит в своем кармане деньги.

Слуга Амелии уговаривает ведьму, чтоб она тайно приняла его хозяйку. Когда девушка приходит, она рассказывает колдунье о своих чувствах к Ричарду и просит, чтоб Ульрика помогла избавиться от запретных чувств. Колдунья обещает помочь девушке, но та должна в эту же ночь пойти на пустырь, где проводят казни и собрать волшебную траву, и непременно Амелия должна быть одна. Но Ричард притаился в хижине и подслушал разговор, и мы понимаем, что граф тайно последует за девушкой.

Весь двор, за исключением переодетого Ричарда возвращается, он поет замечательную баркаролу «Скажи, не грозит ли мне буря морская» и упрашивает колдунью поворожить о будущем. Увидев по руке, что перед ней стоит аристократ, Ульрика отказывается гадать, но после настойчивых уговоров соглашается. Она предсказывает скорую гибель графу, и убьет его тот, кто первым пожмет руку Ричарда, то есть его друг. Молодой человек воспринимает это как злую шутку, и просит, чтоб кто ни будь, пожал ему руку, но никто не соглашается. Но Ренато ничего не известно о предсказании, и войдя, он пожимает руку своему другу. После этого Ричард рассказывает ведьме, кто он на самом деле и говорит ей, что ей можно остаться в стране, потому что ее предсказания неправдивы. Хор восхваляет графа, истинного сына Англии.

II действие

События разворачиваются поздно ночью среди скал. Впереди холм с виселицами, которые освещает луна. Амелия дрожит от страха, но ей необходимо нарвать волшебную траву, и она полна решимости. Сетуя на свою запретную любовь, она, все-таки, выполняет задуманное. Девушка, уже заканчивая свое тайное дело, замечает приближающегося человека, поначалу испугавшись, она узнает Ричарда, который уговаривает отказаться Амелию от задуманного. Но девушка тверда в своем выборе, и говорит, что вернее друга, чем Ренато у графа нет, а ведь он ее муж, и Ричард уступает. Замечая приближающуюся фигуру, Амелия прячет лицо, накидывая капюшон, это Ренат идет к ним, граф просит проводить девушку в город, но говорить Ренат с ней не должен.

Ричард удаляется, и самое время - появляются недруги, которые задумали убить губернатора - Самуэль и Томазо. Они злятся, увидев вместо Роберта его друга, и язвят в адрес девушки. Ренат в негодовании обнажает шпагу, а девушка встает между противниками и вуаль падает с ее лица. Узнав жену, Ренат в корне меняет свое мнение о друге и встает на сторону заговорщиков.

III действие

Первая сцена. Негодующий Ренато возвращается с Амелией домой, он убежден, что жена изменница, и прощением может быть только ее смерть. Никакие объяснения не действуют на обиженного мужа, и девушка просит в последний раз обнять их сына.

Амелия уходит, пока ее нет, входят заговорщики, каждый из них жаждет нанести смертельный удар графу и они решают тянуть жребий. Входит Амелия, и с сарказмом ее муж требует выбрать, кто из присутствующих нанесет смертельную рану. Девушка вытаскивает листок и видит имя своего мужа. В звучащем квартете слышно чувства каждого действующего персонажа. Присоединяется новый голос, это входит Оскар, паж, он принес приглашение на бал.

Вторая сцена. Вечер перед балом. Граф Ричард один, он принимает решение отослать Ренато и Амелию в Англию, возможно, так они обретут душевный покой. Ричард получает анонимную записку, где его просят не появляться на празднике, но графа нелегко напугать и он отправляется на бал.

Третья сцена. Без перерыва сменены декорации, и мы оказываемся на балу. Гости в масках, но одной маске Оскар передает записку с предупреждением о

готовящемся покушении. Амелия находит графа во время танца и, меняя голос, тоже предостерегает о заговоре. Узнав любимую, Ричард поведал ей о решении отправить ее с мужем в Англию. Подслушавший их Ренато с победным возгласом вонзает кинжал в грудь своему сопернику. Умирающий граф прощает своего друга и передает подписанный указ о возвращении Ренато и Амелию в Англию. Конец оперы сумрачен, все в скорби о смерти графа, Ренато раскаивается, убитые горем Амелия и Оскар, потрясены заговорщики.

Премьера оперы «Бал маскарад» прошла в Риме в 1859 году. Это двадцать третья опера итальянского композитора, творчество которого неизгладимо повлияло на всё оперное искусство Италии XIX века. Оперу отличает богатство мелодии и вокальное разнообразие. Музыкальные критики того времени отмечали, что музыкально в ней всё вплоть до каждой фразы. Опера не прошла и мимо России. Впервые «Бал-маскарад» был исполнен итальянской труппой осенью 1861 года в Петербурге. А зимой в 1880 году и российские зрители Большого театра смогли насладиться премьерой. Тогда опера впервые зазвучала на русском языке.

История оперы в России растянулась на долгие годы. После премьеры она выдержала некоторые изменения, а потом в 1902 году и вовсе исчезла с российской сцены. Но она исчезла, чтобы вернуться вновь! Правда в следующий раз зрители Большого театра смогли насладиться ею лишь в 1974 году. Но долгое ожидание того стоило. Декорации были бесподобные!

Краткое содержание

Действие I Губернатор Бостона Ричард Варвих знакомится со списком гостей на его бал находит среди всех имя своей тайной возлюбленной - Амелия. Эта девушка является женой его друга и по совместительству секретаря. Внезапно заходит секретарь Ренато, дабы поставить друга в известность о заговоре против него. Но губернатор напрочь отказывается выслушать его. В этот же момент объявляется о судье, которому нужно согласие Ричарда для изгнания ведьмы Ульрики из местных окрестностей. Но Ричард наказывает всем переодеться в иную одежду и отправится к колдунье.

К Ульрике приходит и Амелия, чтобы покончить с запретной любовью к губернатору. Ульрика не сразу решилась рассказать Ричарду о его судьбе, но он был настойчив. Как оказалось, колдунья увидела приближение смерти губернатора от руки его друга. Она предсказала, что убийца тот, кто раньше всех наградит его своим рукопожатием. Все окруженные отнекивались от протянутой руки губернатора. Однако вскоре появился Ренато и с радостью пожал руку друга. Толпа была в ужасе и не верила предсказанию гадалки.

Действие II Глубокая ночь. Амелия и Ричард объясняются в любви. Внезапно появляется Ренато, но его жена накидывает на лицо вуаль, чтобы не быть узнанной мужем. Он предупреждает Ричарда об участниках заговора о его убийстве и ему приходится покинуть возлюбленную. Но перед этим Ричард берет строгое обещание с Ренато не заглядывать в ее лицо и довести ее до города. Однако обещание Ренато не сог сдержать из-за того, что заговорщики узнали о том, что их планы раскрыты. Они нашли Ренато и решили выяснить кого он сопровождает. Ренато грозила смерть и Амелия сама показала своё лицо. Заговорщики высмеивают Ренато, а он в свою очередь назначает им встречу на следующий день.

Действие III порыве гнева Ренато готов был убить свою жену, но потом решает, что смерти достоин Ричард, а не она. Тогда он объявляет себя готовым к участию в заговоре против губернатора и клянется жизнью сына в чистоте своих намерений. Амелию принудили выбрать убийцу Ричарда путём жеребьёвки и она вытянула имя мужа. Ренато решает, что самое лучшее место для убийства - это бал-маскарад, ведть там он будет в маске.

В самом разгаре бала Ренато ударяет друга кинжалом и намеревается скрыться, однако толпа не позволяет ему сделать этого. С Ренато срывают маску и тем самым обнаруживают убийцу губернатора. Умирая, губернатор просит пощады для Ренато и говорит, что теперь расстался с любовью к Амелии навсегда.

История создания

Премьера состоялась 17 февраля 1859 года в Риме, в театре Аполло. Эта 23-я опера великого итальянского маэстро создана по пьесе «Густав III Шведский» француза-драматурга Э. Скриба, в основе которой лежит исторический факт – убийство короля Густава Ш. Причиной этого трагического события, происшедшего на маскараде, послужили личные мотивы – ревность, конфликт между друзьями, столкновение любви и долга.

Верди, однако, не по душе пришлись мистико-романтические настроения, которыми пронизана пьеса, а также опера по ней «Густав III, или Бал-маскарад» автора музыки Обера, поставленная в 1832 году в Париже. Он хотел создать произведение, неотъемлемое от итальянской действительности, близкое народу, но и наряду с этим политически актуальное.

По просьбе Верди Антонио Сомма написал либретто к опере «Месть и домино», но в связи с покушением на Наполеона Ш политическая обстановка накалилась, а постановка оперы была запрещена. Полицейский цензор написал новое либретто, которое Верди совсем не понравилось, и он отказался писать к нему музыку. Власти же обязали или переделать его, или заплатить неустойку. Композитор отказался искажать своё произведение и обратился в суд.

Прошел целый год и Верде выиграл процесс, однако он пошёл на некие компромиссы. Композитор заменил шведского короля на американского губернатора. В Америке не было места монархии, а значит у зрителей не должно было последовать никаких ассоциаций, которых так боялись власти Неаполя. Король Густав III превратился в губернатора Бостона Ричарда Варвика, а убийцей его стал собственный секретарь. Имена всех героев оперы были так же заменены, а основой оперы стали личные драмы главных героев. Тем самым политическая подоплёка в опере была заглушена.

Композитору пришлось претерпеть все эти изменения, чтобы сохранить своё творение. В результате перипетий и судебных разбирательств опера была переделана.

История рассказывает нам об убийстве короля Густава. В опере же этого героя заменили на вымышленного губернатора. Однако современные постановки всё-таки вернулись к первоначальному варианту, и используют шведские имена героев. Изменилось и название, и место действия, и имена главных героев. Политический мотив, к которому Верди стремился, был несколько приглушён, во главу угла был поставлен конфликт между героями, а также их личные переживания. Однако автор текста, Антонио Сомма, не посчитал нужным подписываться под либретто, теперь вместо его фамилии значились только две буквы NN.

Интересные факты

  • Итальянский писатель Д"Аннунцио назвал оперу самой мелодраматической из всех мелодрам. А критики называли постановку и хорошей, и отвратительной одновременно. Арии, музыка – прекрасны, оформление сцены – ужасно. Последнее признавал и сам композитор.
  • В декабре 1880 года состоялась премьера в Большом театре, но после небольшого количества постановок опера исчезла из репертуара на 77 лет! На сцену Большого театра «Бал-маскарад» вернулся с поражающими воображение зрителя великолепными декорациями, выполненными главным художником Ла Скала из династии Николая Бенуа.
  • В честь колдуньи из «Бала-маскарада» Ульрики назвали астероид, который в начале прошлого века открыл астроном С. Белявский.

Время действия: март 1792 года

Место действия: Стокгольм.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Комната в королевском дворце в Стокгольме.

Хотя шведский король Густав III любим и уважаем своими подданными, в стране существует группа заговорщиков, недовольных своим королем, и они планируют заговор с целью убийства Густава. Вместе с другими гражданами, офицерами и депутатами лидеры заговорщиков граф Хорн и граф Риббинг пришли в королевский дворец на утреннюю аудиенцию к королю. Их цель – разведать обстановку для осуществления их заговора.

Паж Оскар передает королю список гостей, приглашенных на приближающийся бал-маскарад. Густав просматривает список гостей и видит в нем имя Амелии, в которую он тайно и давно влюблен. Амелия - жена Ренато, а Ренато - секретарь Густава и его близкий друг.

По окончании аудиенции входит все расходятся, и входит Ренато. Секретарь предупреждает короля о заговоре против него с целью покушения на его жизнь, о котором он прослышал. Он напоминает Густаву, насколько ценна его жизнь. Но короля совсем не обеспокоило это известие об опасности.

Входит главный судья с указом, который король должен подписать. Указ этот касается наказания колдуньи (гадалки) Ульрики. Королевский паж Оскар заступается за старую женщину.

Добродушный Густав видит в этом повод для шутки. Он хочет организовать шутливое расследование и посетить колдунью. Несмотря на предостережения Ренато, он приглашает весь свой двор присоединиться к нему. Сам он намеревается принять облик рыбака. Все договариваются встретиться в 3 часа.

Сцена 2. Хижина Ульрики, колдуньи.

Перед большой толпой, которая ждет предсказания их судьбы, она мешает свое колдовское варево и при этом произносит зловещее заклинание: «Царь преисподней, мне явись». Тем временем король Густав, переодетый рыбаком и потому никем не узнанный, первым из всей своей компании приходит в хижину колдуньи. Моряк Кристиан обращается к Ульрике и рассказывает, что на протяжении многих лет он служит королю, рискуя своей жизнью и не получая при этом никакого жалованья. Он хочет знать, когда его служба будет вознаграждена. Ульрика отвечает ему, что очень скоро он станет богатым и даже получит повышение по службе. Незаметно Густав кладет моряку в карман кошелек с деньгами. Обнаружив его, Кристиан радуется. Вместе с ним все присутствующие прославляют Ульрику. Входит слуга Амелии и объявляет, что сейчас сюда придет его госпожа, которая хочет остаться с колдуньей наедине. Когда все удаляются (за исключением Густава, который притаился здесь, в хижине), входит Амелия. Она говорит о своей любви к Густаву и просит колдунью дать ей зелье, которое излечило бы ее от преступной страсти. Ульрика говорит, что есть только один путь: она (Амелия) должна этой же ночью собрать волшебную траву, которая растет на пустыре, где совершаются казни. И еще одно обязательное условие: она должна это сделать одна. Услышав, что Амелия любит его, король вне себя от радости и решает, что Амелия не будет одна - он тайно последует за нею.

Все, включая придворных, возвращаются. Король Густав, все еще в облике матроса, просит предсказать ему его будущее. По его руке Ульрика узнает в нем аристократа. Колдунья отворачивается от него - она не хочет ему гадать. Наконец, после долгих уговоров, она предсказывает: "Густав будет убит!" - "Но кем?" - "Тем, кто первый пожмет твою руку - твоим же другом". Король принимает это за грубую шутку. Он, смеясь, просит, чтобы тут же кто-нибудь пожал ему руку. Все отказываются. Но в этот момент входит Ренато, его друг и муж Амелии. Он пришел, чтобы защитить своего друга, и, конечно, ничего не знает о предсказании. Он пожимает руку Густаву. Теперь король раскрывает колдунье, кто он есть на самом деле. Он также говорит ей, что ее предсказания совершенно абсурдны (она, следовательно, никакая не колдунья), и она спокойно может оставаться в стране.

ДЕЙСТВИЕ II

Поздняя ночь. Место, где происходят казни, за чертой города. Дрожа от страха, появляется Амелия, чтобы нарвать волшебной. Она сокрушается, что должна навсегда вычеркнуть из сердца свою любовь к королю, но, тем не менее, она решительна. Амелия видит приближающуюся в темноте фигуру. Поначалу она пугается, но это оказывается сам Густав. Амелия признается ему в своих чувствах, но останется верна своему супружескому долгу, своему мужу Ренато. Будучи благородным человеком, король соглашается с ней. И тут они видят еще одну приближающуюся фигуру. На сей раз это Ренато! Амелия быстро прячет лицо под плащом. Ренато приходит, чтобы еще раз предупредить Густава об опасности, так как заговорщики уже в пути. Король просит Ренато проводить даму обратно в город, но он должен сделать это, ни разу не заговорив с дамой и не пытаясь узнать, кто она. Ренато с готовностью соглашается, и Густав быстро удаляется.

Густав исчезает как раз вовремя, поскольку теперь появляются двое злодеев, Хорн и Риббинг, готовые убить графа. Когда, к своему разочарованию, они находят только Ренато, а не короля, они начинают отпускать колкости в адрес красавицы с закрытым лицом, которая вместе с ним. Ренато в негодовании обнажает свою шпагу, заговорщики - свои, а Амелия выступает вперед, чтобы защитить своего мужа. В этот момент вуаль спадает с ее лица, и Ренато узнает жену. Ренато в корне меняет свое отношение к королю. Он приглашает заговорщиков к себе в дом: теперь он на их стороне и против своего бывшего друга и хозяина – благородного корля Густава.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Кабинет в доме Ренато

Ренато возвращается домой вместе с Амелией. Ему совершенно очевидно, что она изменила ему вместе с его лучшим другом и должна быть казнена. Амелия страстно желает все объяснить, но тщетно. И затем она обращается к Ренато с жалобной просьбой: она просит позволить ей в последний раз увидеть и обнять их маленького сына. Ренато согласен и отсылает Амелию в ее комнату. Когда она уходит, он решает, что не казнит Амелию, но отомстит бывшему другу за предательство.

Входят заговорщики. Ренато говорит им, что он знает об их замысле убить короля, но не выдаст их. И, к их изумлению, Ренато требует для себя роли в их заговоре. Каждый из заговорщиков желает нанести смертельный удар. Они решают бросить жребий, кому достанется эта привилегия. В этот момент возвращается Амелия, и в насмешливом сардоническом тоне Ренато требует, чтобы она вытащила жребий: кому свершить месть? Она вытаскивает свернутый листок. На нем имя - Ренато! Входит Оскар, паж, и приносит приглашение на бал-маскарад. Финал сцены - описание Оскаром предстоящих празднеств; Амелия при этом в отчаянии; остальные мечтают об осуществлении зловещего плана.


Сцена 2. Богато украшенный кабинет короля во дворце.

Король один: он решил отослать Ренато и Амелию обратно на родину Ренато. Так, этим самопожертвованием, он может обрести спокойствие для себя и дать счастье своему другу и своей возлюбленной Амелии. В это время Оскар приносит ему анонимную записку с советом не являться на им же самим устраиваемый бал. Но Густав ничего не страшится и решает отправиться на бал.

Сцена 3. Роскошный зал во дворце, где проходит бал.

Бал в самом разгаре. Все, конечно, в масках. Однако по тому, как к одной из масок обращается юный Оскар и передает ей письмо, предупреждающее о необходимости быть осторожным, ибо на маскараде ее, эту маску, ищут убийцы, Ренато удается распознать под ней короля. Амелия (она, как и все, в маске) во время танца встречает Густава. Стараясь изменить свой голос, чтобы не быть узнанной, она предостерегает о заговоре против него, ведь это, конечно, именно она послала ему предупреждающее письмо. Но король узнает свою возлюбленную. Он говорит ей о своем плане отослать ее и Ренато домой. Подслушивающий их Ренато, узнает Густава и с возгласом ликования наносит ему смертельный удар кинжалом. Ренато тут же схватывают. Но последние слова Густава - слова прощения Ренато. Умирая, он передает указ - уже подписанный - о возвращении Ренато и Амелии на родину. Все скорбят о потере столь благородного правителя, каким был Густав.

Postscriptum по поводу исторических обстоятельств. В ночь 16 марта 1792 года либерально настроенный шведский монарх Густав III был смертельно ранен на бале-маскараде лидером аристократической партии Якобом Иоганном Анкерстрёмом. Через тринадцать дней после этого король Густав умер. Анкерстрём был арестован, судим и приговорен к сечению, отрубанию руки и затем обезглавливанию. Однако приговор мог быть отменен, если бы он назвал имена других своих многочисленных сообщников. Он отказался это сделать. Приговор был приведен в исполнение, а другие участники заговора, против которых не было убедительных доказательств, высланы из страны.

Опера Дж. Верди в трёх действиях; либретто А. Соммы по драме Э. Скриба "Густав III, или Бал-маскарад".
Первая постановка: Рим, театр "Аполло", 17 февраля 1859 года.

Действующие лица:

Ричард, граф Уэрвик (тенор), Ренато (баритон), Амелия (сопрано), Ульрика (контральто), Оскар (сопрано), Сильван (бас), Сэмюэль и Том (басы), судья (бас), слуга Амелии (тенор). Депутаты, офицеры, моряки, стража, мужчины, женщины и дети из народа, джентльмены, сторонники Сэмюэля и Тома, слуги, маски и танцующие пары.

Действие происходит в Бостоне и его окрестностях в конце XVII века.

Действие первое

Утро. Ричард, губернатор штата Массачусетс, принимает посетителей, среди них - враги Ричарда Сэмюэль и Том, чей недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением губернатора (хор "Posa in pace"; "Спи, наш Ричард"). Паж Оскар приносит Ричарду список приглашённых на бал, который должен состояться в скором времени. Среди приглашённых и Амелия, жена секретаря и друга губернатора креола Ренато, в которую он тайно влюблён ("La rivedra nell"estasi"; "Вновь хоть на миг моя любовь"). Ренато сообщает Ричарду, что Сэмюэль и Том готовят заговор, угрожающий жизни губернатора ("Alla vita che t"arride"; "Помни, граф, с твоей судьбою"). Затем они, а также Оскар и судья отправляются в масках к негритянке Ульрике, прославленной волшебнице (финальный ансамбль "Ogni cura si doni al biletto"; "С вами ночью к гадалке пойду я").

Ульрика колдует в своём жилище ("Re dell"abisso"; "Царь преисподней, мне явись"). Появляется Ричард в костюме рыбака, но в этот момент Сильвано, слуга Амелии, просит принять его госпожу. Ульрика остаётся с ней наедине. Ричард, спрятавшись, слышит их разговор. Амелия признаётся, что влюблена и просит дать ей зелье, которое излечило бы её от преступной страсти. Колдунья велит Амелии пойти ночью на пустырь, где совершаются казни ("Della citta all"occaso"; "Если пойдёшь на запад"), и собрать там волшебную траву. Как только молодая женщина уходит, Ричард просит Ульрику предсказать ему судьбу ("Di tu se fedele"; "Скажи, не грозит ли мне буря морская"). Ульрика говорит, что он умрёт от руки друга. Ричард настроен скептически ("E scherzo od e follia"; "Безумство или шутка"). Колдунья предупреждает графа, что его убийцей станет тот, кто первым пожмёт его руку. Этим человеком оказывается Ренато, и все убеждаются в лживости её предсказаний.

Действие второе

Ночь. Пустынное поле в окрестностях Бостона. Луна освещает силуэты виселиц. Сюда пришла Амелия ("Ecco l"orrido campo"; "Вот оно, это поле"). Она влюблена в Ричарда, и мысль о разлуке с ним для неё невыносима ("Ma dall"arido stelo"; "Я найду колдовскую траву"). Появляется Ричард и признаётся ей в любви ("Non sai tu che se l"anima mia"; "Ты не знаешь, как совесть сурово"). С восторгом он узнаёт, что Амелия тоже любит его ("Ah, qual soave brivido"; "О, эти сладкие слова"). Их идиллию нарушает неожиданный приход Ренато: он предупреждает губернатора о близкой опасности. Ричард просит позаботиться о его даме, скрывшей лицо под вуалью, и бежит (терцет "Odi tu come fremono cupi"; "Что-то там на скале зашуршало"). Ренато преграждает дорогу заговорщикам, Амелия, придя к нему на помощь, случайно открывает своё лицо. Сэмюэль и Тои подсмеиваются над Ренато. Он же, горя жаждой мщения, договаривается с ними о встрече, намереваясь участвовать в заговоре.

Действие третье

Кабинет в доме Ренато. В глубине - портрет Ричарда во весь рост. Ренато угрожает Амелии смертью, она просит позволить ей в последний раз обнять сына ("Morro, ma prima in grazia"; "Позволь мне перед смертью"). Муж понимает, что должен мстить не ей, а другу-предателю и с горечью обращается к портрету ("Eri tu che macchiavi quell"anima"; "Это ты отравил душу ядом"). Приходят Сэмюэль и Том и вместе с Ренато решают тянуть жребий, кому убить графа (терцет "Dunque l"onta di tutti sol una"; "Нас свела наша тайная рана"). Ренато заставляет Амелию вынуть жребий: он падает на её мужа. Убийство должно произойти во время бала-маскарада, и заговорщики уже предвкушают победу.

Кабинет Ричарда. Он подписывает указ, по которому Ренато и его жена должны переехать в Англию ("Forse la soglia attinse"; "Верно, она уже дома"). Грустные предчувствия теснят его душу, когда он думает об Амелии ("Ma se m"e forza perderti"; "Навек расстаться мы должны").

Из зала доносится музыка. Ричард спешит увидеть возлюбленную ("Si, rivederti Amelia"; "Видеть тебя, Амелия"). Смешавшись с толпой гостей, Ренато узнаёт у Оскара, под какой маской скрылся Ричард. Амелия предупреждает его об опасности, оба вновь охвачены страстью (дуэт "Ah! perche qui!.. fuggite", "T"amo, si, t"amo, e in lagrime"; "Ах, все вы здесь! Бегите!", "Видишь, в слезах тебя молю"). Ричард сообщает Амелии о предстоящей разлуке. Когда он прощается с ней, Ренато наносит ему смертельный удар. Среди всеобщего замешательства Ричард оправдывает Амелию ("Ella e pura: in braccio a morte"; "Умирая, тебе клянусь я... она невинна"). Он умирает, простив своих убийц.

Г. Маркези

БАЛ-МАСКАРАД (Un ballo in maschera) - опера Дж. Верди в 5 действиях (6 картинах), либретто А. Соммы и Ф. М. Пьяве. Премьера 1-й редакции (в 3 д.): Рим, театр "Аполло", 17 февраля 1859 г.; 2-й редакции - Париж, Императорская академия музыки, 1861 г.

Убийство шведского короля Густава III на балу послужило сюжетом для мелодрам и опер, среди которых - "Густав III, или Бал-маскарад" Д. Ф. Э. Обера на сюжет пьесы Э. Скриба "Густав III Шведский". Эта драма и созданное по ее мотивам либретто явились сюжетной основой и произведения Верди. Сценарий составлен композитором, текст сочинен Соммой. Окончательную редакцию либретто сделал Пьяве. Ни одна из опер Верди не испытывала таких цензурных мытарств, как "Бал-маскарад" (первоначальное название - "Месть в домино"). Австрийская цензура категорически запретила изображение на сцене цареубийства. Запрет был обусловлен политическими событиями: в 1858 г. итальянец Ф. Орсини покушался убить Наполеона III за его предательство по отношению к Италии. Композитору было предложено перенести действие в средние века, во Флоренцию, а короля превратить в простого дворянина, устранив заодно убийство на балу. Верди отказался уродовать оперу, хотя ему угрожал иск со стороны импрессарио театра. Только год спустя цензурный запрет был снят, однако автору все же пришлось пойти на уступки. Изображать убийство английского губернатора в Северной Америке, посколько монархии там никогда не существовало и, следовательно, не могли возникнуть нежелательные ассоциации. Так король Густав III был заменен губернатором Бостона Ричардом Варвиком, а его убийца, офицер Анкарстрём, - секретарем губернатора. Соответственно изменились имена остальных персонажей. Верди пошел на эту переделку скрепя сердце, ради того, чтобы спасти оперу.

В версии, разрешенной цензурой, сценическое действие приобрело следующий характер. Граф Ричард, губернатор Бостона (конец XVIII в.), против которого зреет заговор, любит Амелию, жену близкого друга и секретаря Ренато. Несмотря на предупреждения об угрожающей ему опасности, граф решает с группой замаскированных придворных отправиться к гадалке, цыганке Ульрике, чей дом служит пристанищем для подозрительного люда. Переодетый рыбаком Ричард вместе с другими посетителями входит в дом Ульрики. Он прячется за занавесью, когда к гадалке приходит Амелия, умоляющая старуху помочь ей победить любовь к губернатору. Ульрика советует отправиться ночью в ущелье и сорвать растущую там волшебную траву. Ричард решает пойти вслед за Амелией, а пока просит погадать ему. Гадалка предсказывает, что его убьет человек, который первым пожмет ему руку. Ричард не верит в предсказания, тем паче что первый, кого он встречает после слов гадалки. - его верный друг Ренато.

Заговорщики, пытавшиеся убить Ричарда, вынуждены отложить свое намерение. Ночью в горах он встречает Амелию и признается ей в любви. Неожиданно появляется Ренато, предупреждающий губернатора о том, что убийцы следуют за ним по пятам. Амелия, не узнанная мужем (ее лицо закрыто вуалью), умоляет Ричарда скрыться, тот поручает Ренато проводить даму до города. Появившиеся заговорщики застают вместо Ричарда его секретаря и неизвестную даму. Они срывают с нее вуаль - Ренато узнает свою жену. Ревность и жажда мести овладевают им, и он соглашается участвовать в заговоре. Только смерть губернатора может смыть позор. Кто же убьет графа? Жребий падает на Ренато. На балу он смертельно ранит Ричарда. Умирающий клянется в невинности Амелии. Ренато сознает свою роковую ошибку.

По яркости, мелодическому богатству, драматизму, психологической правде опера принадлежит к вершинам творчества Верди. Психологические конфликты, борьба чувств (у Амелии, Ренато, Ричарда) выражены с шекспировской мощью. В то же время сила и драматизм сочетаются с фиксацией тончайших оттенков душевных состояний. Музыка рисует атмосферу действия, колорит его, особено выразительно - таинственную обстановку жилища Ульрики и ночной сцены в ущелье. Верди мастерски пользуется приемом контраста, вводя зловещие образы в обстановку праздничного веселья, светлую лирику - в таинственную и мрачную сцену. Контрастность и драматизм определяют движение музыкальных образов, начиная с краткого вступления, в котором проходят темы мести и заговора, а также тема любви. Богатство и выразительность вокальных партий, блеск оркестра, мастерство построения ансамблей - все это также выдвигает "Бал-маскарад" на одно из первых мест в наследии композитора. Финал 2-й к. I д., где в квинтете раскрываются чувства антагонистов, - одна из вершин музыкальной драматургии оперы.

"Бал-маскарад" имел огромный и заслуженный успех при первом представлении. Вскоре опера под названием "Амелия" была поставлена в других театрах Италии, затем с неменьшим успехом шла в новой, 5-актной редакции в Париже, Берлине и других западноевропейских столицах. Впоследствии в театральной практике получила распространение 4-актная версия. Первое исполнение в России итальянской труппой состоялось 17 ноября 1861 г. в Петербурге. На русскую сцену оперу долго не пропускала цензура; премьера прошла в московском Большом театре 8 декабря 1880 г. Одну из наиболее интересных интерпретаций показал в 1927 г. ленинградский Театр оперы и балета (под управлением А. Коутса). Другие заметные постановки в России: Москва, Музыкальный театр им. Станиславского (1941); Ленинград, Театр им. Кирова (1957, под управлением Э. Грикурова). В 1935 г. оригинальная версия, действие которой разворачивается в Швеции, была представлена в Копенгагене. В 1955 г. в Нью-Йорке партию Ульрики исполнила выдающаяся певица М. Андерсон - первая негритянская артистка, допущенная на сцену "Метрополитен-опера".




Top