Ползет не торопясь алая. Энциклопедия сказочных героев: "Случай с Евсейкой"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Максим Горький Случай с Евсейкой Урок 2

Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои! Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом. Не родня ли это чудо безобразным осьминогам? Прочитайте способом «птичий базар» (еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, весело, выразительно).

Каких морских обитателей встретил Евсейка?

Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.

Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста! - Чешуи - нет, фи! - И плавников только два! Удивился Евсейка и сердито спрашивает: - Как же это вы? Ведь рыбы не говорят! Евсейка обиделся: "Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек..." Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Подберите в тексте подходящий диалог.

Тестовая работа к рассказу М.Горького «Случай с Евсейкой»

Выбери нужный ответ! Евсейка сел на _________ , мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо! А. камень Б. берег моря В. морское дно

Выбери нужный ответ! 2. Вроде меня, только - побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый… А.Это настоящий человек Б. Это папа В. Это усатый лангуст

Выбери нужный ответ! 3. На ногу взбирается ____________, похожая на плохо нарисованного поросёнка, шипит. А. алая морская звезда Б. голотурия В. сепия

Выбери нужный ответ! 4. Евсейка предложил болтливой рыбе А. поиграть Б. съесть его В. ловить мух

Выбери нужный ответ! 5. «Серьёзный какой», - подумал Евсейка. А. о папе Б. о большом раке В. о морском пузыре

Выбери нужный ответ! 6. Ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает: «Позвольте узнать, который час?» А. большой рак Б. морской пузырь В. лангуст

Выбери нужный ответ! 7. Укоряет Евсейку: «Хорош! Хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!» А. большой рак Б. морской пузырь В. лангуст

Выбери нужный ответ! 8. Даже по голове Евсейки путешествуют ________________, - запутались в волосах и дёргают их. А. актинии Б. маленькие рачки В. сифонофоры

Выбери нужный ответ! 9. Вот по белым камням везёт свою раковину ______________. А. рак – отшельник Б. краб В.морская черепаха

Выбери нужный ответ! 10. Над её тяжёлым щитом играют две маленькие зелёные рыбёшки, совсем как бабочки в воздухе. А. морская черепаха Б. морская звезда В. болтливая рыба

Проверь себя! 1. А 2. Б 3. Б 4. А 5. Б 6. В 7. Б 8. Б 9. А 10. А

Оцени себя! «5» - нет ошибок «4» - 1 – 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - более 3 ошибок

Домашнее задание Придумать продолжение были-небылицы.

До следующего урока

Молодцы! Спасибо за урок. Выполнила: Тарасова Людмила Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ СОШ №394 Красносельского района г. Санк-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу М. Горького "Случай с Евсейкой"

Презентация к рассказу М.Горького "Случай с Евсекой". Данная презентация знакомит учащихся с морскими обитателями, что способствует лучшему усвоению текста....

М.Горький "Случай с Евсейкой"

Ознакомить с жизнью и творчеством Максима Горького, познакомиться с рассказом " Случай с Евсейкой"...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Горького;– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказ...

Случай с Евсейкой

Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:


Дом, - не тележка у дядюшки Якова…

И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:

Вы кто такой?

Смотрит - над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

Это вы говорите? - спросил Евсейка.

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:

Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

Чешуи - нет, фи!

И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

Хорош-хорош!

Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:


Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

«Серьезный какой», - подумал Евсейка.

Большая же рыба пристает к нему:

Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?

Папа сказал.

Что такое - папа?

Так себе… Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство…

«Надо переменить разговор», - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

Вы бывали у нас наверху?

Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем…

Зато - мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!..»

И, будто бы беззаботно, ответил:

Так себе, гуляю…

Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?

Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:

Желаю с вами познакомиться поближе…

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:

Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, - запутались в волосах и дергают их.

«Ой, ой, ой!» - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?


Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

«Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

Нравится вам у нас?

Нет… то есть - да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, - ответил Евсей и снова испугался: «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Но вслух говорит:

Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

Это хорошо - поиграть! Это очень хорошо - поиграть!

Поплывемте наверх! - предложил Евсей.

Зачем? - спросила рыба.

А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, - мухи.

Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

Ну что ж? Поплывем! - сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

Я - готов!

Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

Как это - ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

Господи! - вскричал мальчик. - Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:


Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:


Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это - штука!

Плыли, плыли, чем выше - тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

Смотрит - ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Ух! - сказал он, улыбаясь солнцу, - вот я и вынырнул.

Алексей Максимович Горький.
Случай с Евсейкой

Рассказы и сказки

Издательство «МАЛЫШ» Москва 1979 год.

Сборник составил В. Приходько.

Рисунки Ю. Молоканова.

О ТОМ, КАК БЫЛИ НАПИСАНЫ ЭТИ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ

«Горячо приветствую будущих героев труда и науки. Живите дружно, как пальцы чудесно работающих рук музыканта. Учитесь понимать значение труда и науки — двух сил, которые решают все загадки жизни, преодолевают все препятствия на пути, указанном вам отцами, на пути к светлой, счастливой, героической жизни».

Такие слова написал Горький в одном из своих последних писем детям. А дружил он с ними всю жизнь.

Однажды в далёком городке маленький читатель взял в библиотеке повесть «Детство». И — так уж случилось — потерял её. Потерять библиотечную книжку неприятно и стыдно. Мальчик очень огорчился. Ну просто даже отчаялся. Он не знал, что ему делать. И в конце концов написал письмо в Москву, автору книги, самому Горькому. И всё рассказал, как есть. И стал ждать, что будет. А через некоторое время из Москвы пришла бандероль.

Знакомых у мальчика в Москве не было, и, что эта посылка от Горького, он понял сразу. В бандероли лежали два экземпляра «Детства».

Простой и трогательный случай говорит о том, каким отзывчивым человеком был Алексей Максимович Горький. И как он нежно относился к ребятам.

Он писал своему сыну Максиму добрые письма. Он любил пошутить со своими внучками — Марфой и Дарьей. Дедушка называл их то девчурками, то девчугами, то девчурашками, то девчурёнками, то девчугонами, то девчурохами. То весёлыми старушками. То детятами. То многоуважаемыми учёными девочками.

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром, в шестом часу. Все ещё крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно.

Тысячи людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать.

Мессина — порт. Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Стали на якорь и русские корабли— «Богатырь», «Слава», «Адмирал Макаров». Матросы стали спасать жителей города.

Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился.

«А что я могу сделать для пострадавших? — думал писатель. — Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».

В руках Горького было могучее оружие — слово. Его книги разошлись по свету. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они знали: он любит людей и желает им добра.

И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес Горького.

Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили спектакль, а билеты распродали. Детьми руководила Алиса Ивановна Радченко, талантливый педагог. Впоследствии она работала вместе с Надеждой Константиновной Крупской. В конверте была фотография двенадцати участников представления.

Горький ответил:

«Дорогие дети!

Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди,—будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям! Это — правда, не забывайте её, и она даст вам неизмеримое счастье. …Будьте здоровы, любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!..»

Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Гюнт, Дима, Федя, Джефри, Женя, Ирена, Лена, Лиза, Мема, Мери, Нора, Павел и Эльза — прислали Горькому по письму.

В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй» (Здесь и далее использованы материалы, хранящиеся в Архиве А. М. Горького) .

Джефри написал ещё короче: «Я упал в бассейн. Ура!» — и проиллюстрировал своё сообщение рисунком.

А Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую… Я бы хотел тебя увидеть».

Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Во втором письме шалунам Горький, дружески пожурив их, что они так умело коверкают русский язык: вместо «лентяй» — пишут «линтяй», а вместо «спектакль»—«спил-талк»,— признавался:

«Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка, маленький, лет десяти, я нянчил своего братишку… потом нянчил ещё двух ребят; и, наконец, когда мне было лет 20 — я собирал по праздникам ребятишек со всей улицы, на которой жил, и уходил с ними в лес на целый день, с утра до вечера.

Это было славно, знаете ли! Детей собиралось до 60, они были маленькие, лет от четырёх и не старше десяти; бегая по лесу, они часто, бывало, не могли уже идти домой пешком. Ну, у меня для этого было сделано такое кресло, я привязывал его на спину и на плечи себе, в него садились уставшие, и я их превосходно тащил полем домой. Чудесно!»

Дети были в восторге от горьковских писем. «Дорогой мой Горький! — писала Нора. — Письмо твоё очень ласковое. Мама и папа тебя любят, и я тоже. …Я девочка, но я надеваю мальчишистое платье, так мне удобно» . Лиза спрашивала: «Как вы поживаете? Что делают мессинцы?» Витя интересовался природой: «Есть ли в море, которое окружает Капри, губки? Сколько в Капри вдоль и поперёк вёрст? Как называется море, окружающее Капри?» Семилетний Павка писал: «Миленький Максимушка Горький! Чтобы порадовать тебя, посылаю тебе письмишко. Я очень люблю читать и, возвратись из школы, где мне очень весело, сажусь за книгу. Я читаю про всякие растения и животные, их жизнь очень интересна. Ты писал нам, что мы все курносые, а я видел твою карточку, на ней ты сам курносый, чему я очень рад» .

А Горький говорил, что, получив письма детей, он «хохотал от радости так, что все рыбы высунули носы из воды — в чём дело?» .

Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из трёх главных шалунов: написали про воробьишку, и про юного рыболова!

Рассказ про воробьишку издавался не раз. Маленький Пудик не хотел слушаться родителей и чуть не пропал. Что же выходит: слушайтесь маму и папу, и всё будет в порядке? Так, да не совсем. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и мудро: «Всему сразу не научишься!» Мама-воробьиха заплатила за самостоятельность Пудика собственным хвостом.

Да, бывает и так.

А про рыболова— «выдуманный» рассказ. Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает с рыбами. Правда, потом мы узнаём, что Евсею всё это приснилось в душный, дремотный день, но это не мешает перечитывать и переживать чудеса заново.

Из письма шалунам ясно, как была написана история с самоваром.

«Я хотя и не очень молод, — лукаво замечал Горький, — но не скучный парень, и умею недурно показывать, что делается с самоваром, в который положили горячих углей и забыли налить воду».

Видно, Горькому не раз случалось встречаться с детьми и рассказывать про самовар. В конце концов Горький записал на бумагу устный рассказ, сочинённый им уже давно.

Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на Луне женится, и обязанности солнца на себя возьмёт!

Хвастовство до добра не доводит. Самовар разваливается на куски: воду-то в него налить забыли. Чашки радуются бесславной гибели хвастуна самоварко, и читателям весело.

Посылая «Самовар» детям своей знакомой, Горький сообщал им, что написал его «собственноручно и нарочно» для

«Таты, Лёли и Бобы,
чтобы
они любили меня,
потому что
хотя
я
человек невидимый,
но могу писать
разные рассказы
о тараканах,
самоварах,
дедушках домовых,
слонах
и прочих насекомых.
Да!..»

Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он по-своему пересказал её для «Ёлки» — одной из первых советских книг для детей. Иванушка получился у Горького развесёлым шутником: «что ни сделает, всё у него смешно выходит…» Наверно, он просто прикинулся дурачком, чтоб веселее было. После каждой его шутки смеются даже суровые лесные великаны — медведи. И вскоре медведица, точно крестьянка, по-домашнему просит мужа: «Миша, ты бы помог ему!»

Сам Иванушка убеждён, что глупость непременно связана со злом. Чтобы узнать, умён ли медведь, Иванушка выясняет у него:

«— Ты — злой?

— Нет. Зачем?

— А по-моему, — кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем.

— Ишь ты, как вывел!—удивился медведь».

Ишь ты, как вывел! Так, наверно, и про Горького кто-нибудь говорил. Он знал цену доброте. Его растрогал поступок баиловских ребят.

Он отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог отблагодарить только он: рассказами, сказками, стихами.

«…если когда-нибудь до Горького дойдут эти строки, — писала Алиса Ивановна Радченко в 1926 году,— пусть он знает, что шалунишки того времени оправдали его надежды, стали хорошими, чуткими, отзывчивыми людьми и общественно полезными работниками…»

Владимир Приходько

ВОРОБЬИШКО

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь— живёт своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

— Что, что? — спрашивала его воробьиха- мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

— Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

— Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

— Чив-чив!

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!»

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!

— Чем, чем? — спрашивал Пудик.

— Да не чем, а упадёшь на землю, кошка — чик!—и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:

— Что, что?

— Ветер дунет на тебя — чирк! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз, и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

— Что, что?

— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зелёные глаза — и сожалительно мяукает:

— Мя-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек!—сидя на берегу моря, удил рыбу.

Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюёт. А день был жаркий; стал Евсейка, со скуки, дремать и — бултых! — свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывёт тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!

Ползёт не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над её тяжёлым щитом играют две маленькие зелёные рыбёшки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везёт свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом,—не тележка у дядюшки Якова…

И вдруг, слышит, над головою у него точно кларнет запищал:

— Вы кто такой?

Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

— Это вы говорите? — спросил Евсейка.

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает:

«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбёшка и — смеётся, разговаривает:

— Глядите-ко! Вот чудище приплыло: два хвоста!

— Чешуи — нет, фи!

— И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

— Хорош-хорош!

Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что пред ними настоящий человек…»

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

— Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жуёт,
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

— Попадитесь-ка мне, я вам остригу языки-то!

«Серьёзный какой»,—подумал Евсейка.

Большая же рыба пристаёт к нему:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы—немые?

— Папа сказал.

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

— А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест! Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба.—Не все же мы костлявые! Например — моё семейство…

«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

— Вы бывали у нас наверху?

— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба.— Там дышать нечем…

— Зато — мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа да вдруг и говорит:

— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!»

И, будто бы беззаботно, ответил:

— Так себе, гуляю…

— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы — уже утопленник?

— Вот ещё! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже! Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а — не может: точно его тяжёлым одеялом окутали—ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что, плачь не плачь,— в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг — господи!—собралось разных морских жителей — числа нет! На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит:

— Желаю с вами познакомиться поближе… Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит —укоряет Евсейку:

— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

— Погодите, я, может, ещё авиатором буду,— говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

— Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки,—запутались в волосах и дёргают их.

«Ой, ой, ой!»—воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

— Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

«Дуры! — обиженно думает Евсейка.—У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было…»

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось— нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

— Нравится вам у нас?

— Нет… то есть — да, нравится… У меня дома… тоже очень хорошо, — ответил Евсей и снова испугался:

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Но вслух говорит:

— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо—поиграть!

— Поплывёмте наверх!—предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху,— мухи.

— Мух-хи! Вы их любите?..

Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Ну что ж? Поплывём! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап её за жабры и кричит:

— Я — готов!

— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

— Ничего!

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик.—Ну что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает:

«Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь:

— Плавниками трепеща,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

— Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!

Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зелёная вода заплёскивает на берег, шумит, поёт; Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

— Ух, — сказал он, улыбаясь солнцу,—вот я и вынырнул.

Случай с Евсейкой

Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом, - не тележка у дядюшки Якова...

И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:

Вы кто такой?

Смотрит - над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

Это вы говорите? - спросил Евсейка.

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: "Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!"

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:

Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

Чешуи - нет, фи!

И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

Хорош-хорош!

Евсейка обиделся: "Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек..."

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

Под камнями рак живет,

Рыбий хвостик рак жует.

Рыбий хвостик очень сух,

Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

"Серьезный какой", - подумал Евсейка.

Большая же рыба пристает к нему:

Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?

Папа сказал.

Что такое - папа?

Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...

А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...

Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство...

"Надо переменить разговор", - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

Вы бывали у нас наверху?

Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем...

Зато - мухи какие...

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

"Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!.."

И, будто бы беззаботно, ответил:

Так себе, гуляю...

Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?

Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и...

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!

"Сейчас я начну плакать", - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:

Желаю с вами познакомиться поближе...

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:

Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, - запутались в волосах и дергают их.

"Ой, ой, ой!" - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!

Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

"Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было..."

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

Нравится вам у нас?

Нет... то есть - да, нравится!.. У меня дома... тоже очень хорошо, - ответил Евсей и снова испугался:

"Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть..."

Но вслух говорит:

Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно...

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

Это хорошо - поиграть! Это очень хорошо - поиграть!

Поплывемте наверх! - предложил Евсей.

Зачем? - спросила рыба.

А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, - мухи.

Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

Ну что ж? Поплывем! - сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

Я - готов!

Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне...

Как это - ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

Господи! - вскричал мальчик. - Ну, что вы спорите всё? Играть так играть...

А сам думает: "Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну".

Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:

Плавниками трепеща,

И зубаста да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

Вот так штука!

Тщетно тщится щука

Ущемить леща!

Вот так это - штука!

Плыли, плыли, чем выше - тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

Смотрит - ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Ух! - сказал он, улыбаясь солнцу, - вот я и вынырнул.

ПРИМЕЧАНИЯ
СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ
р а с с к а з

Впервые напечатано в приложении к газете «День», 1912, номер 82 от 25 декабря. С небольшими авторскими исправлениями рассказ бил перепечатан в журнале для детей «Северное сияние», 1919, номера 3 и 4, март - апрель.

В собрания сочинений рассказ не включался.

Печатается по тексту журнала «Северное сияние», сверенному с авторизованной машинописью (Архив А.М.Горького).

Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Цель: развитие читательских умений учащихся.

п\р:

    ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;

    проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;

    расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.

Ход урока

I мотивация уч. деятельности

II. Речевая разминка

Учитель:

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Лучший спутник мой и друг.

(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)

    Прочитайте медленно.

    Затем с ускорением.

    Сейчас скороговоркой.

    Прочитаем выразительно

    Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах

III.самоопределение к деятельности

Учитель:

Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?

Учащиеся:

Учитель:

Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

Что же для этого нужно?

Учащиеся:

Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.

Учитель:

Как называется первый раздел второй части?

Учащиеся:

Раздел называется «Были-небылицы».

Учитель:

Как вы это понимаете?

Учащиеся:

Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.

Учитель:

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?

Учащиеся:

Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.

Чтение небылицы

Учитель:

Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.

Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).

Учитель рассказывает о писателе.

Максим Горький (1868-1936 гг.)

(Щелчок мышью по портрету.)

Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате­лем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.)

ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.

(На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ)

Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и от­дал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вме­сто хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сфор­мировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя.

О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.

IV. Физкультминутка

Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.

А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.

Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом

I. Словарная работа.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.

(переход на него по управляющей кнопке)

ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;

АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;

КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин­струмент;

ГОЛОТУРИИ (морские огурцы, морские кубышки), класс мор­ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;

АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи­ванию летательных аппаратов;

СЕПИИ - то же, что каракатицы;

СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот­ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

(Выключить проектор)

    Чтение рассказа учителем и учащимися.

VI . Физкультминутка.

Беседа после чтения.

Учитель:

Понравился ли вам рассказ?

Учащиеся:

Да (Нет)

Анализ рассказа

Учитель:

Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

Учащиеся:

Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!

Выборочное чтение

Учитель:

Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

Дети читают 4 абзац.

Учитель:

Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.

Учащиеся:

Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.

Учитель:

Реальные или сказочные это животные?

Учащиеся:

Это реальные морские животные.

Учитель:

Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.

Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.

Продолжение работы над текстом.

Учитель:

Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Учащиеся:

Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

Учитель:

Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

Учащиеся:

Он сказал, что узнал об этом от папы.

Учитель:

Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа ?

Учащиеся:

Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

Учитель:

Чего он испугался?

Учащиеся:

Он испугался того, что его сейчас съедят.

Учитель:

Почему же он не заплакал, испугавшись?

Учащиеся:

Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.

Учитель:

Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.

Дети читают последний абзац на 8с.

Учитель:

Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

Учащиеся:

Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.

Учитель:

Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.

Учитель:

Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

Учащиеся:

Евсейка добрый мальчик, фантазёр…

Учитель:

Прочитайте.

Как он может жить на свете

без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас –

весьма во многом.

Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

Прочитайте «птичьим базаром».

Прочитайте орфографически.

Прочитайте орфоэпически.

Чтение с ускорением.

Прочитайте сердито.

Прочитайте весело.

Прочитайте выразительно.

(Проектор выключить)

Учитель:

Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?

Учащиеся:

Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.

.Тест «Так ли говорится в тексте»

Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное

Учитель:

Карточка для учителя:

-

+

-

+

+

-

-

+

-

10.

+

VII . рефлексия урока

Учитель:

Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Учащиеся:

Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.

А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…

Учитель:

Учащиеся:

Потому что этого на самом деле не могло случиться.

VIII . Рефлексия

Учитель:

Продолжите предложения:

Я сегодня на уроке узнал…

Я был удивлён, что …

Я бы хотел узнать …

Домашнее задание

    Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Карточка для учащихся:

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Карточка для учащихся:

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»




Top