Понятие национальность. Определение нации

1089396


Крест монаха

«Батюшка, у вас есть заветное желание?» - спросили как-то верующие у иеромонаха Василия. «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов», - ответил, не задумываясь, священник. Этот разговор происходил на подворье Оптинского монастыря в Москве. А через несколько лет в Оптиной пустыни на Пасху были убиты трое монахов. Среди них – иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков. Земная жизнь его оборвалась в 32 года.

Выпускник факультета журналистики Московского государственного университета, мастер спорта, чемпион Европы, капитан команды МГУ по ватерполо, член сборной страны. Знаменитый, красивый молодой человек, портреты которого часто появлялись на страницах газет. Его звали на работу в центральные печатные издания, ему прочили успехи в журналистике, а он ушел в монастырь. Тайна монашеского креста иеромонаха Василия начала открываться уже после его мученической смерти.

Боль

В Пасхальное утро 18 апреля 1993 года в знаменитом монастыре Оптина пустынь завершилось праздничное богослужение. Местные жители покидали обитель, а монахи и паломники ушли в трапезную разговляться, радостно приветствуя друг друга: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» Тем временем двое лучших звонарей иноки Трофим и Ферапонт пришли на звонницу и встали к колоколам. Первым упал монах Ферапонт, пронзенный ножом насквозь. Потом ударом в спину был сражен инок Трофим. Уже смертельно раненный, он подтянулся на веревках к колоколам и, ударив в набат, упал бездыханным. Колокола замолкли. Этой тишине удивились в монастыре. Вскоре паломники обнаружили на звоннице мертвых иноков. И тишину пасхального утра пронзил крик: «Монахов убили!»

А тем временем удар ножом в спину настиг и иеромонаха Василия, который направлялся в скит, где должен был исповедовать. Батюшку перенесли в храм и положили возле раки мощей преподобного Амвросия. Священник говорить уже не мог, но, судя по движению губ и сосредоточенному взгляду, он молился. Прибывшие врачи сказали, что при таких перерезанных внутренностях люди исходят криком от боли. Удар ножом был нанесен снизу вверх, через почки к сердцу. И был миг, когда иеромонах Василий молитвенно протянул руку к мощам великого старца Амвросия, испрашивая духовного укрепления. Кончина батюшки была мученической. Иеромонах молился до последнего вздоха.

Пасха 18 апреля 1993 года в истории монастыря Оптина пустынь стала трагической страницей, пронизанной болью и обагренной кровью новомучеников иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. В тот день в монастырском храме перед открытыми Царскими вратами стояли три гроба, и люди со слезами на глазах шли к монахам с последним целованием.

Когда мать о. Василия приехала в Оптину пустынь к гробу сына, она тихо спрашивала у монахов: «За что убили моего сыночка? Разве он мог обидеть кого? За что?» В свое время священник Валентин Свинцицкий сказал: «Не за личные грехи ненавидят пастырей, а за тот дух Христов, который живет в Церкви». А один из исповедующихся однажды спросил у иеромонаха Василия: «Батюшка, скажите, откуда столько ненависти, необъяснимой злобы вокруг?» Священник ответил: «Ты же знаешь, что сказано: «Каждый любящий Бога должен лично встретиться с духами зла». И иеромонах сделал жест рукой, означающий движение по восходящей. Да, каждый любящий Бога должен лично встретиться с духами зла. И чем сильнее любовь к Богу, тем яростнее брань, пока на высшей точке этой нарастающей брани на бой с человеком, любящим Бога, не выйдет главный дух ада – сатана. И иеромонаху Василию дано было встретиться с этим духом ада.

После убийства в монастыре нашли окровавленный меч с надписью: «Сатана-666». Вскоре задержали и убийцу. Как оказалось, он готовился к преступлению и не скрывал, что является сатанистом. При обыске у него в доме были найдены разрубленная Библия и книги по черной магии.

^ Монашеский постриг

Перемены в сознании Игоря Рослякова начались на втором курсе учебы в университете, когда он познакомился с преподавателем Тамарой Владимировной Черменской, глубоко верующим человеком. Игорь стал частым гостем в ее доме, где повстречался со священниками, прошедшими лагеря. Тогда он впервые открыл Библию, стал ходить в Церковь, молился, исповедался, причастился. После воцерковления начал ездить в Псково-Печерский монастырь на совет к архимандриту Иоанну Крестьянкину, ответившему многим на вопрос о своих лагерных годах, наполненными страданиями, голодом, мучениями, холодом: «Почему-то не помню ничего плохого. Только помню – небо отверсто и ангелы поют на небесах». Где Голгофа – там Христос. И Игорю дано было впитать ту огненную веру исповедников и новомучеников, от которой до монашества был уже краткий путь.

Узнав о том, что возрождается Оптина пустынь, Игорь решил там побывать. Он знал, что этот монастырь посещали Достоевский, Гоголь, Леонтьев, Соловьев и многие другие знаменитые люди. Проходя монастырское послушание, Игорь разгружал кирпич, убирал мусор, трудился в иконной лавке, читал в храме Псалтирь, иногда дежурил у монастырских ворот. Много приходилось полагать трудов смирения и терпения, но будущий монах не скорбел, а радовался, часто повторяя: «Мне должно трудить себя за грехи свои».

Через некоторое время послушника Игоря Рослякова постригли в иночество с именем Василий – в честь святителя Василия Великого. «Постриг – это великая тайна, - говорил инок Василий. – И эту тайну можно познать лишь опытно, то есть самому принять пострижение. Я не один раз видел постриг, и даже слезу пускал. Но теперь понял, что это все иное, таинственное и непостижимое. Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением… Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Опыт жизни не замедлит подтвердить и утвердить это учение Евангелия».

Инока Василия поселили в деревянном монастырском доме, сохранившемся еще от старой Оптиной пустыни. Постель он устроил из двух досок, положенных на раскладушку и покрытых сверху войлоком. Толстый чурбан заменял стул. В углу были иконы. «Сейчас иное время, - говорил отец Василий. – И мы не в силах нести тех подвигов, которые возлагали на себя древние, но понуждать себя просто необходимо. Хотя я и немощен, но сердце мое жаждет древних монашеских подвигов, в коих спасались святые отцы наши».

По духу он был монахом из старой Оптиной. Ряса у батюшки была выношенная и в заплатках, а его единственной обувью были кирзовые солдатские сапоги. Даже когда летом мама прислала ему легкие ботинки, он подарил их какому-то паломнику. Неприхотлив он был и в еде. Батюшка Василий часто бывал в отъезде по послушанию, возвращался в обитель поздно. Монастырский повар тех лет вспоминает: «Придет, бывало, поздно и деликатно спросит: «А супчика не осталось?» «Нет, отец Василий, уже и кастрюли вымыли». «А кипяточку не найдется?» Хлебушек да кипяточек – вот и рай. Кроткий был батюшка. Тихий».

Великим постом иеромонах Василий принимал пищу один раз в день, обычно в полуденное время. Его трапеза состояла из овощей или кислых ягод и небольшого количества хлеба. Такой пост и постоянное молитвенное обращение к Богу давали душе его мир, который особым чувством удерживал ум в сердце и не позволял греховным помыслам приближаться к нему.

^ Священник Бога Всевышнего

Иеромонах Василий был человек с острым чувством вины за все происходящее, какое свойственно людям, наделенным силою жертвенной высокой любви. Поступив в монастырь, он написал в дневнике: «Возлюбить ближнего, как самого себя, молиться за него, как за самого себя, тем самым увидеть, что грехи ближнего – это твои грехи, сойти в ад с этими грехами ради спасения ближнего».

И батюшка брал грехи многих на себя. Это понимали те, кто приходил к нему на исповедь. Сострадание к людям у него сочеталось с долготерпением и особой духовной силой. Иеромонах Василий стяжал особую силу молитвы и дар прозорливости. В Оптину пустынь к батюшке ездила болящая паломница Инна на костылях. Однажды ноги у нее совсем отказали, и девушку принесли в храм. Сидит она, а подойти на исповедь не может. Вдруг отец Василий оборачивается и говорит: «Иди ко мне!» Инна встает и идет. После убийства батюшки она ушла в женский монастырь, где приняла иноческий постриг.

Стать священником – это не преимущество, это служение. То есть ты делаешься слугой, а не начальником или главой. Если человек хочет уподобиться Христу в Его служении, то он действительно должен считать, что он на дне, где будет заботиться о грехах, о несчастьях, о бедности, о горе, как говорит известный во всем мире архипастырь и проповедник Евангелия митрополит Сурожский Антоний. Господь посылает священников в мир с вестью о спасении, а это делается иногда очень большой ценой. Мученики не только те, которые физически были распяты и сожжены или обезглавлены. Но люди, которые забыли о себе совершенно для того только, чтобы помнить о других.

У женщины умер муж, и она с маленькими детьми на руках оказалась в очень трудном положении. Была вынуждена переехать жить из города в деревню. Однажды она пришла на исповедь к отцу Василию. И с этого дня он стал ее духовником. Она рассказывает: «Горе душило с такой силой, что нечем было дышать. И я шла тогда из своей деревни десять километров пешком в Оптину пустынь, чтобы повидаться с батюшкой Василием. Молча посмотрим друг другу в глаза, батюшка помолится и так же молча благословит меня в обратный путь. Слов при этом почему-то не требовалось. Но я чувствовала, как он снимает с меня мое горе. Вот и ходила по десять километров пешком, понимая тогда и теперь, что без отца Василия мне было бы не выстоять».

Митрополит Сурожский говорит о кресте священства: «Ты дал обет следовать за Христом, куда бы Он ни пошел, следовать за Ним на всех Его земных путях. Будь же готов к тому, что Христос поведет тебя во мрак Гефсимании, чтобы оказаться перед лицом не только мгновенной физической смерти, но туги смертной того, кому понятен весь ужас этой смерти. Христос поведет тебя и в ад, ибо ты его священник, и ты призван идти в самые глубокие, самые мрачные закоулки жизни, чтобы высвободить из ада тех, кто находится в плену у дьявола и у зла. Будут минуты, когда ты почувствуешь, что ты так надломлен, что вот-вот сломаешься, и будут минуты, когда ты почувствуешь, будто всякий свет угас. Не верь этому. И ожидай не того времени, когда у тебя будет довольно сил, а когда ты увидишь, что Божественный свет льется через тебя свободно, и уже ничто не угасит его и не сломит тебя: жизнь Божественная охватит все. В труде и болезни, иногда в муке душевной ты будешь идти этим путем. А претерпевший до конца будет увенчан Божьей славой».

Молодой мужчина, страдающий наркоманией, искал спасения в монастыре. Он рассказывает: «На исповедь к о. Василию я пошел от безысходности. Подошел к аналою и молчу. А что говорить, когда в душе одна тьма? Батюшка молчит, и я молчу. Сколько так продолжалось, не помню, но вдруг меня накрыла такая волна любви, что будто прорвало изнутри, и я говорил, говорил без утайки. Впервые в жизни смог раскрыться до конца, вытаскивая из себя то грязное и подленькое, в чем стыдился признаться даже себе. Тут мне не было стыдно, я чувствовал такое сострадание отца Василия, будто у нас с ним одна боль на двоих. После этого я стал ходить на исповедь к батюшке порой по 2-3 раза на дню. Как только накатывало искушение, я просился на исповедь: «Батюшка, у меня опять!» Отец Василий тут же брал меня на исповедь и потом становилось легко. «Батюшка, - говорю однажды, - я уже, наверное, надоел вам, так часто хожу». «Сколько надо, столько и ходи, - ответил отец Василий. – Десять раз надо – десять раз приходи». А когда батюшку убили, то боль все время такая, что не могу я о том говорить…»

Молитвенная любовь не остается незамеченной, ибо она излучает Божественный свет. Любящее сердце имеет истинное сострадание к людям. Как-то у молодого человека, работавшего при монастыре, начался разлад в семье. Его охватило такое отчаяние, что он решил покончить жизнь самоубийством. Вот тогда и пришел он в келью к иеромонаху Василию. Батюшка внимательно выслушал молодого человека, затем посочувствовал ему и сказал: «Ну и слава Богу». И просиял такой доброй улыбкой, что собеседник не удержался и тоже улыбнулся. То, что так терзало его душу, увиделось ему теперь не имеющим серьезных причин для скорби.

Иеромонах Василий много крестил. Женщина, принявшая крещение, говорила: «Какая же духовная сила была у отца Василия, ведь вся моя жизнь после крещения переменилась. Я строго соблюдаю посты, ежедневно читаю Евангелие, молюсь».

На московское подворье Оптинского монастыря с видеокамерой приехала креститься важная пара. Женщина не хотела погружаться в воду с головой и портить специально сделанную для съемки красивую прическу. Священник смутился и не знал, как тут поступить. Он попросил иеромонаха Василия его заменить. Перед крещением батюшка сказал проповедь и сказал ее так, что женщина растрогалась до слез и думать забыла о своей прическе.

Батюшка Василий часто бывал в тюрьме, где крестил, исповедовал и причащал заключенных. Как-то среди пожелавших принять крещение оказался один закоренелый преступник, который хотел подшутить над батюшкой. Перед крещением о. Василий, как обычно, говорил проповедь. И говорил так зажигательно, что задумавший подшутить преступник не смог остаться безразличным. Он, забыв о своей лукавой затее, стал задавать вопросы. Потом попросил о. Василия исповедовать его, а затем крестился. Исповедовал его тогда батюшка почти два часа, а на прощание подарил книгу «Отец Арсений», так понравившуюся всем заключенным.

Очень много людей обрело веру после личной встречи с иеромонахом Василием. Мученическая кончина батюшки изменила жизнь класса, где он учился, школы. Многие крестились, стали ходить в церковь, молиться. Батюшка привел к Богу и свою спортивную команду, теперь бывшие спортсмены собираются в Оптиной пустыне на его могиле. Приняла постриг и Анна Михайловна Рослякова – мама отца Василия. В монашестве ее нарекли Василиссой.

В келье батюшки Василия на столе осталась лежать книга «Апостол». Кто-то из монахов открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: «…Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный…» Это было Второе послание святого апостола Павла к Тимофею.

В день похорон монахов было пасмурно. Несмотря на середину апреля, шел снег. Но, когда гробы вынесли из церкви, снегопад прекратился, небо прояснилось, выглянуло солнце. Тишину нарушило пение птиц. «Наша печаль растворяется в вере, что по смерти они живы», - сказал схиигумен Илий. И уже через день после погребения было явлено чудо – стали мироточить все три креста на могилах новомучеников. И потом там начали происходить чудотворения: больные исцелялись, отчаявшиеся люди духовно очищались от греховных недугов, обретали веру в Христа Спасителя. Чудеса и исцеления по молитвам убитых Оптинских монахов совершаются и по сей день.

Иван Морозов, писатель.

"БАТЮШКА, у вас есть заветное желание?" - поинтересовался кто-то из прихожан у отца Василия. "Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов", - ответил он, не задумываясь.

Разговор происходил в Москве, на подворье Оптинского монастыря. А спустя несколько лет в Оптиной Пустыни на Пасху были убиты трое монахов. Среди них - иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков. Его земная жизнь оборвалась в 32 года.

Духовная сила

СЕГОДНЯ Игоря назвали бы харизматичным. А в начале 80-х друзья и знакомые говорили о нем: "человек-магнит". Игорь притягивал к себе взгляды всюду, где появлялся. Высокий, под два метра ростом, необычайно стройный, с густыми пшеничными волосами. С третьего класса будущий монах серьезно занимался водным поло. В его активе - звание лучшего игрока чемпионата Европы среди юношеских команд.

После школы Игорь поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Выступал за университетскую команду по водному поло, в то время одну из сильнейших в СССР.

"Мы заметили, что Игорь стал носить нательный крест. Во время игры он прятал его под ватерпольную шапочку, - рассказывает советник председателя Госдумы Олег Жолобов, в прошлом игрок команды МГУ по водному поло. - В пост ел гречку, размоченную в воде, и сухофрукты. А нагрузки были большие. Кто-то ему однажды перед серьезным матчем попенял: "Игорь, ты у нас один из ведущих игроков. Вдруг сил не хватит?" А он ответил: "Прежде всего духовная сила важна". Тот матч мы, кстати, выиграли, потому что Игорь забил решающий гол".

Перемены в сознании Игоря начались на втором курсе, когда он познакомился с преподавателем МГУ Тамарой Владимировной Черменской, глубоко верующим человеком. Он стал частым гостем в ее доме, где повстречался со священниками, прошедшими лагеря. Тогда же Игорь впервые открыл Библию, стал ходить в церковь.

В Оптину Пустынь Игорь приехал в 27 лет. При постриге его нарекли именем Василий. "Отец Василий был на голову выше нас, - вспоминает один из братьев. - Мы пришли в монастырь молодыми и по запальчивости, бывало, начинали осуждать, а отец Василий молча выходил из кельи. Он никого никогда не осуждал".

Став монахом, отец Василий привел к Богу многих знакомых из "прошлой" жизни. Даже свою классную руководительницу Наталью Дмитриевну Симонову: "Помню свою первую исповедь и чувство неловкости, что я, учительница, должна исповедовать грехи своему ученику. И вдруг он так просто сказал об этой неловкости, что я почувствовала себя маленькой девочкой, стоящей даже не перед аналоем, а перед Отцом Небесным, которому можно сказать все".

Отцу Василию удавалось "достучаться" до разных людей. Однажды на московское подворье монастыря с видеокамерой приехала креститься важная пара из мэрии. Женщина сделала красивую прическу и не желала с головой окунаться в воду. Батюшка, которому предстояло крестить, смутился и попросил отца Василия его заменить. Тот прочитал настолько проникновенную проповедь, что женщина растрогалась до слез и думать забыла о своей прическе.

Все годы, проведенные в монастыре, отец Василий проходил в одних и тех же кирзовых сапогах. Даже когда летом в тридцатиградусную жару мама прислала ему легкие ботинки, он подарил их какому-то паломнику. Так же неприхотлив был и в еде. Монастырский повар тех лет вспоминает: "Придет, бывало, поздно, ближе к полуночи, и деликатно спросит: "А супчику не осталось?" - "Нет, отец Василий. Уже и кастрюли вымыли". - "А кипяточку не найдется?" Хлебушек да кипяточек - вот он и рад. Кроткий был батюшка. Тихий".

Знамение

КАЗАЛОСЬ, Пасха 1993 года не предвещала беды. После праздничной службы братия отправилась разговляться в трапезную. Отец Василий лишь немного посидел со всеми за столом. Ему предстояло исповедовать в скиту. Было 6 утра. Батюшка направлялся в скит, когда спину пронзила дикая боль. Отец Василий упал, и на траву хлынула кровь, вмиг залив все вокруг. Его нашли через несколько минут. Рядом валялся меч с меткой "сатана-666". Раненого отнесли в храм к мощам преподобного Амвросия. Монах не мог говорить, но было видно, что про себя он молится.

Потом стало известно, что перед Пасхой отец Василий говорил игумену Ф., что ему явился старец Амвросий. Тот воспринял это сдержанно. Теперь стало ясно: старец являлся укрепить отца Василия в предстоящих страданиях. А мучился он страшно. Агония продолжалась больше часа. В этот же день за несколько минут до убийства отца Василия на монастырской звоннице были убиты еще два брата - монахи Ферапонт и Трофим.

Очевидцы вспоминают, что в день похорон было пасмурно. Несмотря на середину апреля, шел снег. Но, когда гробы вынесли из церкви, снегопад прекратился, небо прояснилось, выглянуло солнце. Тишину нарушило пение птиц. "Наша печаль растворяется в вере, что по смерти они живы", - сказал схиигумен Илий.

Каждый год в Оптину на годовщину убийства приезжают люди из разных уголков России. В прошлом году, на десятилетие, монастырь с трудом вместил всех желающих.

Люди молятся на могилах братьев о своих скорбях и получают помощь. Так, на могиле отца Василия женщина избавилась от опухоли. "У меня обнаружилась опухоль. Врачи назначили курс лечения, который я добросовестно проходила целый год. Однако толку от лечения не было, - рассказывает Людмила, в прошлом геолог, ныне монахиня. - Однажды я пришла на могилу отца Василия, там никого не было. Я обняла крест и впервые дала волю слезам. И вдруг почувствовала такую боль на месте опухоли, что даже присела. Казалось, из меня будто кто-то извлекал опухоль. Так продолжалось минут пятнадцать. А потом я почувствовала, что исцелилась. Во избежание искушения старалась об этом не думать, а просто радовалась состоянию легкости и здоровья. Но, видно, Господу было угодно засвидетельствовать мое исцеление. Вскоре я попала на УЗИ и как раз к тому врачу, который нашел у меня опухоль. Доктор был в недоумении: где же опухоль? От нее осталась только ямка".

Чудес, творимых на могилах братьев, за 11 лет накопилось немало. В Оптиной не сомневаются, что со временем их причислят к лику святых.

Убийцу нашли скоро. Им оказался Николай Аверин, житель близлежащего райцентра. На следствии Аверин не скрывал, что он сатанист. При обыске в его доме была найдена разрубленная Библия и книги по черной магии.

Суда не было, поскольку Аверина признали невменяемым. Церковно-общественная комиссия требовала проведения независимой психиатрической экспертизы. Однако ее голос не был услышан. Дело об убийстве троих оптинских монахов и по сей день остается загадкой.

P. S. Несколько лет назад мама отца Василия - Анна Михайловна приняла постриг. Теперь она монахиня Василиса.




Top