Пословицы и их значение и смысл толкование. Пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла

Есть Я-сегодня, и будет Я-завтра. И когда наступит завтра, Я буду себе так благодарен(а) за то, что сделал(а) вчера, ну т.е. сегодня прямо сейчас - помыла посуду вечером перед сном, или выучила уроки перед контрольной, или продержался день без обеда и ужина, или позвонил в ООО "Ромашка" Петру Петровичу ну и т.д.). Это очень хорошая мотивация, которая помогает сделать сегодня то, что очень хочется отложить на завтра. Этот принцип жизни помогает не откладывать дела на потом.

Да-да, сегодня надо заставить себя сделать, и да-да, это и правда нелегко. Зато завтра-завтра будет триумф вашей славы, предвкушайте это выполняя то что надо сделать, но не хочется (то что наступит завтра - сомнений нет, ведь так? ;0)

"Ключевые частности для победы"

Ключевая частность это то, без чего не победить, если даже сделать все остальное, и наоборот иногда делать всего не надо, достаточно только "Ключевой частности для победы" .

"Сила в безразличии к препятствиям"

Представьте себе ракету, и не просто ракету, а баллистическую ракету, т.е. ракету в которую поместили координаты цели, карту местности и маршрут до нее.

И вот ракета полетела. На пути к цели ей встречаются препятствия, которые отмечены в ее маршрутной карте и она их просто огибает по изначально заданной траектории. Но есть еще и препятствия, которые не отмечены на карте, например пролетающая птица.

Электроника ракеты видит неопознанный предмет, закладывает маневр уклонения, огибает птицу и возвращаемся на прежний маршрут, продолжая полет к цели. Ракете все равно, что это было за препятствие, ей все равно какие еще будут на ее пути препятствия, она их просто огибает. Она их обогнет для того, чтобы долететь и уничтожить цель.

У ракеты есть миссия - уничтожить цель, все остальное помехи, которые нужно просто обогнуть, чтобы выполнить миссию.

Безразличие к препятствиям означает, что не важно какие препятствия встречаются по пути, их нужно просто обогнуть и исполнить миссию - достичь цели. Принцип жизни Сила в безразличии к препятствиям хорошо работает при выполнении запланированных дел и реализации планов.

"Сила в безразличии к «длинному» результату"

Представьте себе бочку, которую нужно наполнить водой. У вас есть ведро, и вы знаете, что бочка это 100 ведер воды. Наполнить бочку водой это «длинный» результат, а 100 ведер это 100 шагов к этому длинному результату.

Забудьте о длинном результате, сосредоточьтесь на результатах конкретных шагов.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой (тут важно следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой»), то бочка будет наполнена через 100 ведер.

Качество результата шага «приносить ведро с водой» состоит из:
- ведро с водой, в котором воды по вот это деление т.е. полное ведро воды
- вся вода из ведра вылета в боку.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой и следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой», то длинный результат «наполнить бочку водой» будет выполнен автоматически при достижении 100 ведер воды.

По дороге к «длинному результату», делая конкретные шаги, нужно время от времени сверяться с качеством длинного, наполняется ли бочка водой все ли ОК, но делать это по ходу дела, и основной фокус внимания на ведрах с водой. Этот принцип жизни помогает там, где длинный результат очень далеко, чтобы не потеряться за ежедневной рутиной в пути к цели, а достичь ее и сделать это качественно.

Если постоянно думать о длинном результате, не уделяя должного внимания конкретным шагам, то ведра будут например одно полное, другое на половину, третье на три четверти, и т.д., то результат "наполнить бочку водой" через 100 ведер не будет достигнут, так как не хватит еще нескольких ведер.

"Ошибка есть часть победы, если извечен урок"

От того, какие вопросы вы задаете себе зависят ваши дальнейшие действия и результат этих дальнейших действий. Это как камень на распутье двух дорог налево пойдешь будет "то", на право будет "сё", а решить куда идти надо прям сейчас.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? - Чашка разбилась. (то что есть, т.е. сам факт без оценки)

КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ? - Теперь можно купить новую чашку.
(надо найти выгоду в этой ситуации и в любой другой. Выгода от ситуации какая бы ситуация не была всё равно есть. Выгода от этой ситуации - можно купить новую, та была уже старая и надоела)

КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ? - В следующий раз быть аккуратнее и чашку ставить дальше от края стола.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ?
КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ?
Эта цепочка вопросов это как раз тот камень на распутье к неудаче или к успеху, и задавая эти вопросы с каждой критической ситуацией ваша сила будет увеличиваться, ошибка будет перерабатываться в новую возможность в еще одни шаг вперед к победе

"Упаковывай свой поступок"

Во всем, что нас окружает есть форма (то что снаружи), и есть содержание (то что внутри), и это так же верно и в отношении поступков. Когда мы совершаем какой-то поступок, мы добиваемся какого-то нужного нам результата.

Совершая поступок помните, что все мы живем в социуме среди людей, и любой ваш поступок будет обязательно оценен другими, хотим мы этого или нет. Для того, чтобы добиться результата и при этом получить «5 баллов» от окружающих вас людей, то есть оставить о себе хорошее впечатление, сохранить отношения - нужно своему поступку придать ту форму, которая будет воспринята с одобрением. Упаковывай свой поступок - это одна из древних китайских мудростей, которая с успехом применяется и в наши дни в политике, на работе и в быту.

Люди могут забыть, что конкретно Вы сказали, люди могут забыть что Вы сделали, но они точно никогда не забудут, что Вы заставили их почувствовать при этом. Поэтому упаковывайте свои поступки в ту упаковку, которая понравиться окружающим (форма), а делайте то, что приведет Вас к результату (содержание).

"16 правил успеха в жизни от Боба Парсонса"

Когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Мой ответ на это прост: «Стабильность для мертвецов».

    • 2. Никогда не сдавайтесь.

С первой попытки почти никогда и ничего не получается. Если то, что вы делаете, не работает, это не значит, что так будет и дальше. Это значит всего лишь то, что вы выбрали неправильный подход. Если бы это было просто, этим бы занимались абсолютно все, и у вас не было бы шанса отличиться.

    • 3. Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.

Есть старая китайская поговорка, которую я просто обожаю. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

    • 4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят.

Заранее смиритесь с худшим, что может произойти, причём постарайтесь в подробностях понять, как именно это худшее может выглядеть.

«Самые плохие» последствия едва ли бывают хуже последствий «неопределенных». Когда я из кожи вон лез, пытаясь запустить Parsons Technology, мой отец мне частенько говорил: «Роберт, если у тебя ничего не получится, тебя за это никто не съест».

    • 5. Сконцентрируйтесь на ваших желаниях.

Запомните эту старую поговорку: «Мысли материальны».

    • 6. Берите на себя ровно столько работы, сколько можете сделать за один день.

Неважно, насколько сложна ситуация, вы всё равно сможете из неё выкарабкаться, если не будете пытаться заглянуть слишком далеко в будущее и обратитесь к настоящему. Любую проблему можно решить, если заниматься ей ровно в том объеме, с которым можно справиться за день.

    • 7. Всегда двигайтесь вперёд.

Никогда не прекращайте развиваться. Никогда не прекращайте совершенствоваться. Никогда не прекращайте заниматься чем-нибудь новым. В тот момент, когда вы перестанете пытаться сделать своё дело лучше, оно начинает погибать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, пусть даже в чем-то малом. Руководствуйтесь японской концепцией кайдзен: небольшие ежедневные улучшения в результате приводят к большому успеху.

    • 8. Принимайте решения быстро.

Любимая поговорка генерала Джорджа Паттона: «Молниеносно выполненный план сегодня в тысячу раз лучше идеального плана на завтра».

    • 9. Измеряйте всё, что для вас значимо.

Клянусь, это работает. Всё, что постоянно учитывается, измеряется и наблюдается, становится лучше.

    • 10. Все, что оставлено без присмотра, разрушается.

Если вы хотите отыскать еще неизвестные вам проблемы, тщательно присмотритесь к вещам, на которые давно не обращали внимания. Я вам гарантирую, что именно там и окажутся проблемы.

    • 11. Следите за своими конкурентами, но еще внимательнее следите за собственным делом.

Когда вы изучаете своих конкурентов, помните, что издалека всё кажется идеальным. Даже планета Земля, если достаточно далеко от неё отлететь, выглядит как мирное место.

    • 12. Никогда и никому не давайте себя запугать.

В нашем правовом обществе, в условиях равенства, у вас столько же прав заниматься своим делом, сколько и у всех остальных — при условии, конечно, что ваше дело не противозаконно.

    • 13. Не ждите от жизни справедливости.

Жизнь несправедлива. Поблажки будут, только если вы сами себе их устроите. Вы достигнете цели только тогда, когда перестанете размышлять о справедливости.

    • 14. Решайте сами свои проблемы.

Как только вы сможете сами находить ответы на свои вопросы, вы станете конкурентоспособны. Масура Ибука, один из основателей Sony, сформулировал это правило наилучшим образом: «Вы никогда не добьётесь успеха в науке, бизнесе или чём-либо другом, если будете следовать за остальными». Есть еще старая восточная пословица, которую я часто вспоминаю по этому поводу. Вот она: «Мудрый человек — сам себе советник».

    • 15. Не судите себя слишком строго.

Расслабьтесь. Довольно часто (как минимум в половине случаев) своим успехом мы обязаны чистому везению. Никто из нас не управляет своей жизнью в той мере, в какой нам кажется.

    • 16. Всегда есть повод улыбаться.

Найдите этот повод. В конце концов, вы уже везунчик, раз вы живы. Жизнь коротка. Я всё больше и больше согласен со своим младшим братом. Он всегда напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а весело».

"Сила Духа есть Ключ к победе"

[материал готовиться к публикации]

"Каждый человек есть боевое заряженное оружие."

Каждый человек вокруг тебя есть боевое заряженное оружие. Будь деликатен и говори с уважением. Например, хрупкая женщина, которая оказалась рядом с вами в вагоне метро носит с собой вязальные спицы, потому что у нее такое хобби - вяжет свитер по дороге домой. Сегодня у нее критические дни и жуткое настроение. Кто-то кого-то случайно толкнул. Простая словестная перебранка может закончиться очень плачевно, потому как спица рядом, настроение плохое, а критические дни не дадут подумать что она делает направляя спицу в какого-то неприятного ей "мужика" или "бабу". Сил на это у нее точно хватит, времени 0,1 секунда, а последствия могут быть летальными.

Еще пример: профессор института, которого обозвали в маршрутке козлом (возможно) из вежливости просто промолчит, ит-шник (возможно) огрызнётся в ответ, водитель дорожного катка (возможно) полезет с кулаками, а тот кто отсидел в местах не столь отдаленных (возможно) достанет нож. Кто перед вами профессор, ит-ник, водитель или уголовник - от этот в следующую секунду будет зависеть как будут разворачиваться события.

Поэтому самое простое придерживаться правила говорить уважительно и деликатно с каждым, и учитывать, что каждый незнакомый человек может сам по себе быть боевым заряженным оружием. Этот принцип жизни для личной безопасности.

Говорите и думайте хорошими для жизни фразами и словами
Как избавиться от чувства вины - это проще, чем может показаться
Применяйте одновременно c 21 эксперимент

Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.

В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской и Р. Пехунен в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.

В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» . В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.

В своих работах Р. Пехунен отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.

Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:

Ø наличие представления о своем будущем;

Ø избегание либо стремление к нему;

Ø степень иерархии жизненных целей;

Ø экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;

Ø наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);

Ø диапазон жизненных интересов;

Ø внешняя/внутренняя направленность целей.

Система действий отвечает за достижение жизненных целей.

Ø уровень планирования действий по достижению поставленных целей;

Ø ригидность/пластичность в использовании средств достижения;

Ø специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.

Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности . Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.

В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.

Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.

После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:

Ø Стратегию отказа;

Ø Стратегию приспособления;

Ø Стратегию развития.

Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.

В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.

Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.

В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.

Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.

К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» . Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа - активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» . Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.

По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» . У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.

В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» .

По мнению автора, ответственность может быть различного вида , что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.

Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.

Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.

Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.

В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне .

Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.

На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» .

Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:

· Наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;

· Целостность/разобщенность жизненного пути;

· Наличие/отсутствие смысла жизни;

· Наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;

· Необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;

· Степень осознаннности собственной жизни;

· Способность к самопознанию и жизненной рефлексии;

· Степень реализации жизненных планов;

· Жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность.

_____________________

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.

Для чего необходима обычному человеку?

Что она даст вам и как она может изменить вашу жизнь, если вы будете использовать принципы стратегии жизни?

Личная эффективность и успешность жизни основывается на жизненной стратегии.

Только тот человек, у которого есть – путь, по которому он идет, может считаться человеком успешным и только он может быть эффективным.

Личная эффективность

Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое личная эффективность.

Личная эффективность – это те навыки, знания, способности, которые ведут к максимальному развитию потенциала человека и реализации его истинных жизненных целей.

И для этого обязательно необходима карта, по которой вы будете идти потом, чтобы реализоваться.

Эта карта и называется стратегией жизни.

Представьте себе ящик с деревянными шарами. Если мы положим в этот шар железный шар и закроем его, а затем откроем, то ничего не измениться. Если мы снова закроем этот ящик и хорошенько потрясем, то железный шар окажется внизу этого ящика, потому что у него есть свой путь и каждое изменение окружающей среды он использует для того, чтобы продвинуться по нему.

Также человек, у которого есть стратегия жизни, любые изменения окружающего мира: будь то положительные или негативные, неважно, использует для продвижения к своим целям. Чтобы не случилось, какие бы беды и невзгоды не произошли бы в жизни, искушения или позитивные события, человек, имеющий свою стратегию жизни, использует это всегда в свою пользу.

Представьте себе человека в переполненном автобусе, которому пора выходить, он использует каждую кочку, торможение или другие раскачивания, для того чтобы как можно быстрее приблизиться к выходу. У него есть свой путь, он знает куда идет.

А что управляет вашей жизнью?

Как вы реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Всегда ли ваши реакции и действия продвигают вас вперед, также как человека в переполненном автобусе.

Постарайтесь хотя бы вспомнить вчерашний день.

Чем вы руководствуетесь в своих обычных делах в течение дня? Думаете ли вы о своих глобальных целях?

Оценивая сейчас вчерашний день, чтобы вы могли сделать по-другому в течении дня, чтобы день был более эффективным для вас?

Если вы за день приблизились к своим глобальным целям, и если эти цели действительно ваши, то и удовлетворение от этого дня вы получаете намного больше.

Следовать своим истинным целям – это наиболее положительный способ проживать каждый день как невероятное приключение.

И стратегия жизни по сути – это карта вот этого приключения жизни.

Что значит иметь стратегию жизни?

Иметь стратегию жизни – это означает принимать мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и сложностями, но при этом — также со всеми его ресурсами, возможностями, которые он дает. Принимать то, что окружающий мир и другие люди вам ничего не должны. И одновременно с этим окружающий мир дает вам все ресурсы и возможности для достижения ваших целей.

Да! Все что вам необходимо для достижения ваших целей у вас уже есть. Вопрос в том, видите ли вы это и принимаете ли вы на себя ответственность за свою жизнь?

Принимать мир таким, каков он есть означает брать ответственность на себя за вашу жизнь и все, что в ней происходит.

И когда вы принимаете ответственность за свою жизнь, вы начинаете управлять своей жизнью. Только с этого момента. А управляя своей жизнью, вы уже начинаете изменять мир вокруг себя. И вот с этого момента человек, имеющий стратегию жизни, начинает управлять миром вокруг себя. Мир начинает меняться в соответствии с картой приключений вашей жизни. Необходимые вам ресурсы как — будто сами появляются на вашем пути. Хотя, конечно, ничего в этом сверх естественного нет, вы просто раньше их не видели, не обращали внимание, потому что это было неважно, потому что фильтр вашего восприятия был бессознательно настроен как-то по-другому.

В первом приближении, конечно, у вас сразу не получится идеальная картина, идеальная стратегия, включающая ваши реальные истинные цели.

Чтобы до этого дойти нужно разобрать ваши желания и цели нижних уровней.

Структура ваших целей


На первом уровне у нас находятся наши страхи, тревоги, то, что заполняет обычную жизнь 95% населения, то, чем обычно руководствуются обычные люди.

Если вы хотите достигать того, что и все, то можете оставаться и дальше на этом уровне. Для того, чтобы продвинуться дальше, необходимо решить проблемы этого уровня и подняться на следующий.

На следующем уровне находятся разные нереализованные желания из прошлого.

Пока вы их не закроете, пока вы не исполните то, чего вы когда-то хотели, но так и не получили, вы не увидите того, что находится выше.

А выше находится уровень, который также необходимо пройти, уровень навязанных целей. Того, что вы принимаете как бы своим, но которое, по большому счету, не является вашим. Это то, что дается вам социумом.

Ну, например, то, что у человека должна быть большая машина, квартира и т.д. Совсем не обязательно, что вам это действительно необходимо. Но пока вы не осознаете для себя, что вам действительно необходимо, вы будете жить в рамках этих навязанных внешних желаний.

Когда же вы решите и дойдете до своих реальных целей – за этим за всем кроется нечто большее, то, что мы называем миссией или предназначением в жизни человека.

Верно выстроенная стратегия жизни всегда основывается на изменении мира к лучшему. И чтобы к ней прийти нужна долгая и упорная работа, поэтому очень мало кто доходит до этого. Но это дает свои плоды.

Когда стратегия жизни выстроена…

Когда вы сформируете свою стратегию жизни, вы получите огромные ресурсы энергии.

Каждый день вы будете просыпаться в отличном настроении и в предвкушении новых побед.

Каждое ваше действие будет подчинено вашим целям и будет продвигать вас к еще большей эффективности и успеху в жизни. Окружающий мир всегда будет благоволить вам. И вы всегда будете получать то, чего вы хотите, будете чувствовать себя полным сил, проживая максимально эффективно каждый момент своей жизни. И естественно, что за вами будут тянутся люди и будут помогать вам в продвижении к вашим целям, для того, чтобы самим прикоснуться к этому источнику энергии, которая идет из вас.

О том, как составить стратегию эффективной жизни вы узнаете в статье «Как сформировать стратегию жизни?»

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Что такое стратегия эффективной жизни? » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

В данном параграфе мы попытаемся охарактеризовать понятие жизненных стратегий личности, выявить основные подходы к его изучению.

Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Конечно, все хотят жить хорошо, красиво. Жить в достатке и не знать нужды. Да и, по сути, жизнь человека в его руках, перед ним открыты все двери. Но нельзя забывать о том, что пути к удовлетворению собственных потребностей не должны носить потребительский характер, ведь природные ресурсы ограничены, а зацикленность только на материальной стороне жизни ведет к опустошению духовного мира. Нужно уметь все это рационально в себе сочетать. Жизненная стратегия - это искусство ведения жизни, система ценностей и целей, которые сделают жизнь, по мнению человека, наиболее эффективной. А жизненные стратегии молодежи представляют для ученых наибольший интерес. Ведь молодежь - это наше будущее.

При изучении теоретической литературы, мы пришли к выводу, что в качестве одного из ключевых факторов развития личности в большей части «классических» персонологических концепций, выступает динамика развития способности совершать какой-либо внутренне детерминированный выбор. Эти идеи изложены в рамках бихевиорального, когнитивного, психоаналитического и экзистнециально-гуманистического подходов.

Личностный выбор является способом и элементарным актом систематизации и структурирования субъективной реальности, чем и определяется его роль в динамике функционирования личности.

Социологический подход к изучению жизненных стратегий личности состоит в ориентации на исследование институциональных процессов, структур и механизмов. Институциональный анализ включает три аспекта:

  • - выявление типических образцов и форм жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством согласованных норм (с их дальнейшей типологизацией);
  • - анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), формирования, развития и смены (описываются в терминах идентификации, индивидуализации, адаптации, саморегуляции);
  • - объяснение системных связей, как внутри, так и внеличностных (между индивидом и социальным окружением).

Многие психотерапевты уверены, что в любом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

Впервые понятие жизненного пути было предложено С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов. По мнению, С.Л. Рубинштейна жизненный путь - это не просто движение вперед, а именно движение к лучшему, к достижению личностного совершенствования. Такие понятия как «сознание», «активность», «зрелось» личности рассматриваются ученым как нечто высшее человеческого развития, которые помогают ему в процессе жизнедеятельности. Определяющим моментом в теории С.Л. Рубинштейна являются активность и творчество личности в качестве организатора и преобразователя своей жизни.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве. Они являются отражением чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Именной в детстве формируется жизненный стиль. Он является адаптацией к миру и взаимодействию с ним. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек. Все это определено условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении. Каждый человек сам выбирает свою жизненную цель, где отражаются его приоритеты и стремления.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием. Кроме того, А.Маслоу использует такое понятие как «вершинные переживания». Это по его мнению, процесс завершение, закрытия какого-либо акта, состояние полной разгрузки, кульминации, катарсиса.

А. Маслоу приходит к выводу, что фактически каждый человек испытывает вершинные переживания, однако частота их появления, глубина и интенсивность, модальность ведущего эмоционального состояния, и значение, предаваемое впоследствии человеком таким переживаниям, могут значительно варьироваться. Из этого следует, что абсолютной, атрибутной характеристикой вершинных переживаний является, по-видимому, только их функция в процессе развития личности.

По мнению, К. Роджерса, творчество проявляется не только в создании чего-то нового во внешней среде, но и усовершенствование собственной личности. Главным двигателем творчества является стремление совершенствоваться, развиваться, расширяться. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни "здесь и теперь ". Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек - активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

К. Хорни, например, изучала личностные стратегические ориентации в системе отношений «я -- другие» как движение. К. Хорни отмечала, что для удовлетворения собственных стремлений каждый человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации, по отношению к другим людям: 1) «движение к людям: любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» -- борьба за существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Но зачастую это выражается лишь в отсутствии адекватного способа приспособления к современным условиям жизни».

Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя». Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего «я» является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. По его мнению, развитие каждого человека в этом направлении уникально. Оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ""индивидуализация.

Проблематика личностного выбора разрабатывалась такими психологами как Э. Деси и Р. Райан (теории самодетерминации личности), Н.Ф. Наумова (теория целенаправленного поведения), Д.А.Ленонтьев (концепция личностного потенциала). По мнению последнего, одной из актуальных проблем изучения личностного выбора остается проблема изучения условий, способствующих и, наоборот, препятствующих формированию личностного потенциала, как интегральной характеристики уровня личностной зрелости, главной формой проявления которой является феномен самодетерминации личности.

По мнению Э. Деси и Р. Райана, становление самодетерминации личностного выбора раскрывается в развитии внутренних стремлений. Это происходит через процесс интернализации и следующей за ней интеграции в "Я" личности системных регуляторов поведения - ценностно-смысловых ориентаций личности. В своей концепции Э. Деси и Р. Райан небезосновательно замечают, что дети рождаются с определенными психологическими потребностями, такими как автономия, компетентность, связь с другими людьми. Эти потребности идут рука об руку с мотивированием их продолжающихся стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Это положение напрямую ассоциируется с одним из основных постулатов экзистенциально-гуманистической психологии о наличии особого класса врожденных психологических "метапотребностей" - развития, психологического роста, самоактуализации и т.п. Указанные положения, безусловно, являются адекватными познавательными конструкциями, однако трудно согласуются между собой.

Первое предполагает источником "высших ценностей" человеческую культуру, отраженную в конкретных социальных и межличностных отношениях. Второе же с необходимостью требует, чтобы источником этих ценностей была сама природа личности, которая являясь социальной, основывается на врожденных, естественных свойствах человека, как носителя сознания.

Т. Кассер и Р. Райн выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. «Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью».

К.А. Абульханова-Славская осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности, дала определение «жизненной стратегии», определила сущность и основные характеристики стратегий жизни, факторы, влияющие на их формирование и реализацию, предложила типологию стратегий. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия -- это способность личности соединить свою индивидуальность с условиями жизни, реализация которой происходит в различных жизненных условиях. Способность к ее развитию и воспроизводству,

К.А. Абульханова-Славская в жизненной стратегии выделяет три главных признака -- выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Она считает, что личность можно назвать зрелой, только если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. По ее мнению, это проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.

Ю.М. Резник рассмотрел типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее часто и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности); профессиональному этосу. По его мнению, «в совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных критериев. Ю.М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии связан с принадлежностью к тому или иному классу (группе, слою). Среди основным жизненных стратегий ученый выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегию жизненного благополучия, стратегию самореализации.

В социологической науке изучению проблем молодежи во взаимосвязи с формами и методами целенаправленного регулирования ее поведения, жизненных планов и ориентаций уделено значительное внимание. По мнению Ю.А. Зубок, такие подходы проявились в разработке специальных социологических теорий, которые были направлены «на исследование жизненных планов молодежи (М.Н. Руткевич, В.Т. Лисовский); структуры ее профессиональных ориентации (В.Н. Шубкин), социальной активности молодежи (А.С. Капто, В.Г. Мордкович), формирования идеалов, ценностных ориентации, интересов различных ее групп -- рабочей молодежи (Н.М. Блинов, Ю.Р. Вишневский, В.С. Павлов), сельской молодежи (И.М. Слепенков, В.И. Староверов), молодой интеллигенции (А.С. Кулагин, Ф.Э. Шереги), студентов (В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.И. Чупров)».

Ю.А. Зубок определяет жизненные планы как «идеализированное отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан. Жизненные планы и цели -- это обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения». Думается, что жизненные планы -- это не стратегии, а механизмы достижения стратегий.

Подводя итог, можно сказать, что отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашей работе мы будем ориентироваться на следующее определение жизненной стратегии. Жизненная стратегия - это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.




Top