Премудрый пескарь читать анализ. Анализ произведения «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Проблематика сказки Михаила Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь"

В сложном смысле сказок Щедрина, малых по объему и крупных по своим идейным содержанием, можно выделить следующие темы: сатира на самодержавный правительство и на эксплуататорские классы, изображение жизни народа в царской России, разоблачения поведения и психологии по-обивательськи настроенных слоев интеллигенции, раскрытие индивидуальной морали и пропаганды социалистического идеала и новой нравственности.
В сказке "Премудрый пескарь" Щедрин выставил на осуждение малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроению постыдной паники. Изображение жалкой участи героя, который обезумел от страха, на всю жизнь замуровал себя в темную нору, сатирик выказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, повинуясь инстинкту самосохранения, погружается в узкий мир собственных нужд вместо активной общественной борьбы.
Родители пескаря жили тихо и мирно, не вмешивались в жизнь общества, поэтому и умерли своей смертью. И они приказали сыну смотреть обоими, защищая себя. Сынок их был умный и воспринял слова родителей буквально. Он оберегал себя не только от крупных рыб, но и от раков и водяных блох. Хотя они были меньше него, но вред могли принести большую, по его мнению. Он совсем взбесился от страха и даже боялся завести жену и детей.
Высмеял Щедрин и размышления пескаря о человеке, то есть о правительстве. Сколько он различных средств придумал, чтобы пескарей, то есть народ, уничтожить, а они, зная все эти глупые средства, все равно их глотают. "Хоть и это самое глупое орудия, но с нами, піскарями, чем глупее, тем вернее", - так рассуждает старый пескарь о жизни народа, который никак не хочет учиться даже на своих ошибках.
Не жил тот пескарь, а только то и делал, что дрожал и радовался, что жив. Даже щуки начали его хвалить, надеясь, что он выйдет из норы. А он - нет. Более ста лет просидел и думал, что самый умный. Но Салтыков-Щедрин говорит о неверный ход рассуждений пескаря том, что не те пескари становятся хуже гражданами, которые в норам сидят, дрожат и потому зря едят. Какая польза обществу от их существования? Никакой. Поэтому оно и умным не считало пескаря, а только дураком и величало.
Своеобразие художественного мастерства Щедрина оказалась в большой могущества его смеха, в искусстве использования юмора, гиперболы, гротеска и фантастики для реалистического изображения действительности и оценка ее из прогрессивных общественных позиций. В его сказках погибают те, кто пытался скрыться от врага, избежать общественной борьбы, жить собственными потребностями. Он пытался воспитать в читателе чувство общественного долга, научить его жить общественной жизнью, общественными потребностями. Только при этих условиях человека можно назвать умной и премудрой.

В сказке “Премудрый пискарь” говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. Отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. “Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!” Пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. Он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.

Этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в “норе” и боялись того, кто выше их по чину. Боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей “норы”. Что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. Что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.

Как раз в образе пискаря это и видно. Он фигурирует в сказке в течение всего повествования. Если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. Он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. Он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. А от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.

Все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. В названии сказки “Премудрый пискарь” скрывается явная ирония. “Премудрый” значит “очень умный”, но в этой сказке смысл этого слова значит другое – гордый и глупый. Гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. А глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. Хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. “Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!” Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

Что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: “Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется. “. Гротеск: “И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал”. Ирония: “Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? “

Говорящие животные преобладают в обычных народных сказках. Так как в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.

(9 оценок, среднее: 3.78 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  2. “Премудрый пискарь” – это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому...
  3. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...
  4. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал,...
  5. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его...
  7. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в...

М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию.

После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847 г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел”.

Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков”.

Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии.

Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика.

В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.

В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь”, ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина.

Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей.

Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: ” Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “….всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить.

Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице” навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….”.

Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре”. М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество великого сатирика по заслугам.

В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

(No Ratings Yet)

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно – сатирическую сказку-притчу. Этот жанр...
  2. Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и...
  3. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  4. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  5. Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в...
  6. Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,...
  7. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  8. Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел...
  9. М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их...
  10. Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и...
  11. И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно...
  12. СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА К зоологическим образам Щедрин прибегал на протяжении всего своего творчества, прибегал со временем все чаще и чаще и наконец пришел к созданию целой серии сатирических сказок в форме...
  13. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные...
  14. М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (“Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий помещик”, “Повесть о том,...
  15. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  16. Русская литература 2-й половины XIX века “Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения,...
  17. Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не...
  18. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  19. Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”. В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического...
  20. Сказка – ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В...
  21. Сатира – основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. “Сказки” созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и...
  22. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и...
  23. СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. М. Е. Салтыков-Щедрин Литературный стиль Салтыкова-Щедрина сложился в процессе постоянного преодоления...
  24. Фольклорные традиции в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина написана в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но... Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий... Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни,...
Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”

Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина в пол­ной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала пере­вести М.Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи.

В произведении «Премудрый пескарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, стремящихся уклониться от классового понимания общественной жизни и борьбы за социальную справедливость.

Выражение «аридовы веки», упомянутое на первых стра­ницах сказки, имеет значение «долгие годы» (по имени биб­лейского патриарха Арида, прожившего, согласно Библии, 962 года), и сразу же переводит произведение в разряд литератур­ной сказки. Традиционный сказочный зачин «жил-был» и ши­рокое обращение к малым жанрам русского фольклора: пого­воркам и пословицам («ни в уху, ни к щуке в хайло не попали», «ума палата», «ни жива ни мертва», «на ус намо­тать») привносят атмосферу народной сказки.

Иносказательно (при помощи образов подводного мира: рыб, раков, водяных блох) рисует писатель общественную борьбу: «Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого загло­тать не может. Да и не понимает: зачем глотать?»

Так описывает он положение главного героя. В сказке вы­веден и человек, который может поймать пескаря на уду. Пес­карь в произведении имеет умных родителей. Они дают ему важные наказы, которыми следует руководствоваться в жизни. «Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Важным показа­телем житейской мудрости этой фразы является тот факт, что сам старый пескарь умирает своей смертью, а не пойман на чью-либо удочку. Пескарь беззащитен, единственной возмож­ностью спастись является шанс предвидеть и избежать опас­ность.

Поражает жестокость общественной жизни, в которой до­минирует животная борьба людей за существование. Каждая большая рыба готова заглотать более мелкую. Помимо стрем­ления к выстраиванию общественной иерархии существует борьба людей на уровне себе подобных по социальному по­ложению. Здесь тоже доминируют низменные инстинкты: ко­рысть и зависть.

В отцовском наказе старого пескаря важное место занимает образ уды: «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - пото­му что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголу­бить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!» По удой следует понимать расправу с человеком государственной машины, вооруженной законами подавления всяческого свобо­домыслия. Разгром русского освободительного движения ино­сказательно изображен в рассказе старого пескаря в образе большой рыбалки («Ловили их в ту пору целой артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну воло­ком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей- лежебоков из тины со дна поднимали!»). Старый пескарь тоже был пойман и даже смог увидеть котел с кипящей водой. Лишь случай помог отцу нашего героя избежать тогда гибели. Под­черкивая семейные отношения между пескарями (образ взвол­нованной пискарихи, которая «ни жива, ни мертва» из норы вы­глядывает) лишний раз подчеркивает социальный подтекст повествования. Он показывает, что расправа над свободомыс­лящими общественными силами сеет в стране атмосферу стра­ха, заставляет остальных людей забиваться в нору. Автор ха­рактеризует пескаря как «просвещенного, умеренно- либерального». Эти определения обозначают социальную ни­шу, в которую входят люди с его взглядами. Однако репрессив­ная политика государства и в этой среде формирует уродливую жизненную философию: «Надо так прожить, чтоб никто не за­метил». Вместо того, чтобы реализовать свои творческие силы, свой интеллектуальный потенциал, человек начинает устраи­ваться: копать нору, прятаться в ил и в осоку. Страх парализует все его высокие порывы, оставляя только основной инстинкт самосохранения, который подавляет в нем иные чувства. Сын пескаря перестает доверять кому-либо и становится одиночкой: символично, что он выкапывает норку, где «именно только од­ному поместиться впору». Индивидуалистические настроения пагубно отражаются на общественной атмосфере. Вся социаль­ная деятельность сводится к тому, чтобы «сидеть и дрожать» в норе. Пискарь, по сути, не живет, а лишь существует в постоян­ной заботе о завтрашнем дне. Страх отравляет ему радость су­ществования. Эти опасности подстерегают героя на каждом ша­гу. М.Е. Салтыков-Щедрин иносказательно воплощает их в образе странного рака, который «стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза», щуки, ко­торая хлопает зубами. Единственной победой пескаря было то, что он сумел прожить день и все. Пескарь избегает привязанно­стей: не может завести семью, так как боится ответственности за нее. Он не заводит друзей, так как все силы уходят у него на борьбу за выживание. Ни отдыха, ни любви - ничего не по­зволяет он себе в жизни. И это парадоксальным образом начи­нает устраивать сильных мира сего. Даже щуки вдруг ставят его в пример. Но пескарь так осторожен, что и на похвалу не бро­сается. Лишь перед смертью пескарь понимает, что если бы он так жил, то весь бы пескарий род перевелся. Ведь он не смог завести семью, добровольно лишил себя родной стихии и разу­ма, активизировав в нем инстинкт самосохранения, обрек его на бесконечное душевное одиночество. Здесь уже в сказке про­слеживается не только социальный, но и философский аспект жизни: человек не может идти по ней один (без друзей, без се­мьи. без привязанностей). Утрачивая естественные человече­ские чувства любви, доброты, взаимопомощи, герой лишает свою жизнь счастья. Ему, в отличие от его отца, некому давать наказы, некому передавать по наследству свою мудрость. На примере пескаря М.Е. Салтыков-Щедрин показывает вырожде­ние либеральной интеллигенции как социально-классовой про­слойки. Это подчеркивает ряд риторических вопросов, которые задает себе герой: «Какие были у него радости? кого он уте­шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? ко­го приютил, обогрел, затащил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?»

Печальную атмосферу общественной жизни символизи­руют образы тьмы, сырой мглы. Предполагаемый итог осто­рожной жизни пескаря - голодная смерть в собственной но­ре, которая воспринимается как избавление от бесполезной жизни. В мечтах пескарь пытается вылезти гоголем из норы, во сне выигрывает двести тысяч, вырастает на целых пол­аршина и начинает сам щук глотать. Высунулся он из норы и исчез. М.Е. Салтыков-Щедрин намеренно оставляет финал произведения открытым: остается неизвестным, сам умер пес­карь своей смертью или съели его сильные мира сего. Чита­тель об э том так и не узнает. Да и никому не важна эта смерть, как не важна была и сама жизнь одинокого премудрого песка­ря, всю свою мудрость потратившего на то, чтобы прятаться в норе.

Анализ сказки "Премудрый пескарь"

М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской
губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери –
купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков
становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения –
“Противоречия” и “Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили
только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков” .
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем,
кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости,
торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г.
Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту
пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки
общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же
с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую
критику существующего порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для
автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл
написанного, приходилось пользоваться и этим приемом.
В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь” , ставший за минувшие сто с
лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-
был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от
каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла
мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого пожалел,
что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал” . Только
перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем
не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст
карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской
России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке
“Премудрый пескарь” : “…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь –
трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту
форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ
запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень
трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице”
навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….” .
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в
“Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека.
Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не
поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество
великого сатирика по заслугам.
В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит
в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.




Top