Презентация знаешь ли ты о балалайке. Презентация на тему "расскажу про балалайку"

Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины – матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» – это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).

«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941

Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.

«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941

Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941

В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», – и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942

Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей – твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942

Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!

«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942

Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«...Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».

«Сын мой! Ты видишь долю мою...», Антонов, 1942

Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина – пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.

«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943

После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943

Форсирование Днепра и освобождения Киева – одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.

«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944

Так встречали солдата Красной Армии – как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944

К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».

«Прицел у нас один – Берлин!», Виктор Корецкий, 1945

Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина – как обещание того, что скоро они смогут увидеться.

«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945

Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

Надежда Жукова

Мастер класс :

Для того что бы сделать такую балалайку я взяла : фанеру, гуашь, кисти и прозрачный лак. Ну и конечно же хорошее настроение.

берем фанеру вырезаем и закрашиваем коричневой гуашью. (вырезать ровно у меня не получилось поэтому нижняя левая сторона немного больше). После высыхания я сделала красную окантовку.

Ну а дольше стала разукрашивать.

В сомом завершении нашей работы, после высыхания рисунка мы покрываем лаком. (оставляем для полного высыхания)

Ну вот и все наша "балалайка " готова)

Нашу "балалайку " можно поместить в музыкальный уголок. Перед этим познакомив детей с ней. Рассказав какая она яркая расписная для чего она нужна. Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности . Следовательно, в процессе музыкальной деятельности ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от своих действий , самоутверждаться, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Публикации по теме:

«Розочка». Мастер – класс. Поделка своими руками. Материал: Салфетки двух цветов, ленточки двух цветов, ножницы, карандаш. Выполнение.

Для работы понадобится: 1. Пару очумелых ручек; 2. Шишки; 3. Краски гуаш-зеленые,кисточки; 4. Мишура; 5. Вата; 6. Пластилин; 7. Цветной картон;.

Фоторамка своими рукамиРамка для фото – это самое простое, что можно сделать своими руками – минимум затрат, минимум времени и максимум.

1. Предлагаю вашему вниманию массажер сделанный из контейнеров от киндер - сюрприза. Для изготовления такого массажера не потребуется много.

Мастер-класс «Новогодний шар своими руками» Впереди самый долгожданный и любимый праздник Новый год. Принять участие в подготовке к этому.

Когда мы перешли в старшую группу, не все соответствовало и моему вкусу, и не вписывалось в рамки ФГОС, но как всегда бывает - скоро сказка.

Рисование- это любимый вид деятельности детей, посещающих детское дошкольное учреждение. Использование нетрадиционных методов рисования.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Строй До превращение балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля») получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также «народный» строй - первая струна «ля», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой". То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Почему она так называется? Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балаболить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Слайд 2

Балалайка.В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп,В руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. Из дерева вырубается, а в руках плачет. В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут.

Слайд 3

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.

Слайд 4

Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть.

Слайд 5

Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки.

Слайд 6

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Так что же такое балалайка?

Слайд 7

Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Балалайка по В.Далю

Слайд 8

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Этимология

Слайд 9

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. История

Слайд 10

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Когда же она появилась?…

Слайд 11

Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Так вот дела какие

Слайд 12

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Сколько это будет продолжаться?

Слайд 13

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Возвращение балалайки

Слайд 14

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент А дальше то, что было

Слайд 15

Слайд 16

Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Андреев и балалайка

Слайд 17

Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.

Слайд 18

Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Что же задумал Андреев?

Слайд 19

Балалайка Балалайка, балалайка!Ну-ка, песенку сыграй-ка!Топ-топ-топотушки,Пляшет зайка у ворот,Ходят ушки на макушке,Глазки смотрят в огород.

Слайд 20

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.

Слайд 21

Великорусский оркестр

  • Слайд 22

    Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др)

    Слайд 23

    На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души. Возьму я в руки балалайку

    Слайд 24

    Балалайка будет радовать ваш слух, и тех людей, которые будут слушать эту великолепную музыку в вашем исполнении.

    Слайд 25

    Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Звуки настоящей балалайки прямо сейчас. Это здорово

    Посмотреть все слайды



  • 
    Top