Продолжение рассказа еще мама платонова. Еще мама

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама? — Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить! — Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше! — Не надо, — сказала мать, — не надо! А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая. — Ну что ж! — сказал Артем. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро? — Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь. — Я чуть-чуть, — соглашался Артем. — А ты по мне дома не скучай! — Не буду, сынок, я не буду скучать. — Нет, ты немножко скучай, — сказал Артем. — Так лучше тебе будет, — а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу. — А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев нынче испеку. — Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артем. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся! — Да уж ладно! — засмеялась мать Артема. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру! — Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артем. — Гляди, как я дышу, так и ты. Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать. — А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь? — А то будто! Вон она! — Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет. Артем задумался. — Нету, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем, — она чужая. — Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один. Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна. Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно. И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!» На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его. «Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами. Артем узнал собаку Жучку. — Жучка, это ты? — Р-р-р! — ответила собака-волк. — Тронь только! — сказал Артем. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она — виднеется! — Ммм, — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом. — Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артем и пошел дальше. Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно. — Это ктой-то еще? — напугался было Артем. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь! Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями. — Спрятался? — сказал Артем. — Покажись только! На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух. — Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет! Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!» — Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артем и выбежал на середину улицы. На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили. — А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни. А еще двое говорили: — Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал! — А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок! — Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили. «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю! Убегу я домой!» Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок: — Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему: — А ты чего? Оробел, что ли? — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору. — Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама! Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла. Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой. В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях. — Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик. — Я не толстый! — ответил Артем. — Это меня орел укусил, я раненый. Он сошел с коленей учительницы и сел за парту. — Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи! — А вот тута! — Артем показал ногу, где гусак его защемил. Учительница оглядела ногу. — До конца урока доживешь? — Доживу, — обещал Артем. Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь, — вот бабушка Дарья весною враз померла — не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дома ушел, мало ли что бывает. Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него: — А ты чего, Федотов Артем, — ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь? — Я пожара боюсь, наш дом сгорит. — Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь. — Без меня потушат? — спросил Артем. — Без тебя управятся. После урока Артем первым побежал домой. — Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый. А ребята сказали: — Эк, какой, — инвалид, а бегает! Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто — хорошо. Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белою марлей. — А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет! — Не будет! — ответил Артем. — Она оладьи печет! — Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет. — И правда! — испугался Артем. — Правда. Давай сейчас учиться. — Чуть-чуть только, — сказал Артем. — Ладно уж: чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый. Она подняла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем. В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала: — Так пишется слово «мама». — И велела писать эти буквы в тетрадь. — А это про мою маму? — спросил Артем. — Про твою. Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз. — Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна. Она увидела, что теперь Артем сумел написать буквы хорошо и ровно. — Еще учи! — попросил Артем. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки? — Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна. — А жирный шрифт — что? — А это такие вот толстые буквы. — Кормлёные? — спросил Артем. — Больше не будешь учить — нечему? — Как так — «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще! Она написала на доске: «Родина». Артем стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался. На улице кто-то сказал страшным заунывным голосом: «У-у!», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!». И Артем увидел в окне черную голову быка. Бык глянул на Артема одним кровавым глазом и пошел к школе. — Мама! — закричал Артем. Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди. — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет. — У-у-у! — прогудел бык. Артем обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову. — Я прогоню быка. Артем не поверил. — Да. А ты не мама! — Мама... Сейчас я тебе мама! — Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут. — Я еще. Я тебе еще мама! В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал: — Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была... — А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна. — Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые! — Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна. — Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу! Старик пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы» — и ушел. — А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артем. — Далеко-далеко где-нибудь? — Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя. — А зачем много? — А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе. Вскоре Артем пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу. — Куда ты? Рано еще, — сказала мать. — Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артем. — Ну что ж, что учительница. Она добрая. — Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артем. — Мне пора. Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу. — Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой.

А.П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЁ МАМА»

Цели урока : ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умения работать с текстом; воспитывать любовь и уважение к матери и своей Родине.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД : формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; коллективно обсуждать прочитанное, опираясь на текст.

Личностные УУД : формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать высказывания героев, самостоятельно определять для себя жизненные ценности.

РегулятивныеУУД : формировать умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); прогнозировать содержание текста.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого; презентация по теме урока; карточки со словами-признаками для характеристики главных героев; портрет А.П. Платонова; выставка книг писателя и сочинений детей; звуковая аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сядьте удобнее, настроимся на работу: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

2. Речевая разминка.

Ребята, а перед тем, как начать дальнейшую работу, мы приведем в порядок свой речевой аппарат.

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете. (слайд 1)

    От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Прочитайте пословицу шепотом, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выразительно (с теплотой и нежностью).

3. Проверка домашнего задания.

Звучит «Колыбельная в исполнении Анны Герман.

Как мама называла своего малыша?

А как вы называете свою маму? (Мамочка, мамуля, маменька, матушка, родимая.)

Дома вы написали сочинение о своей маме. Кто желает его прочитать? (Выступление детей.)

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали об этом. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…

О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.

Давайте вспомним, что мы знаем об авторе. (Высказывания детей.)

Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.

Сформулируйте тему урока. (слайд 2)

Определите задачи, используя опорные слова: (слайд 3)

    Мы познакомимся с …

    Мы узнаем…

    Мы сможем поразмышлять…

Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.

5. Работа по теме урока.

5.1. Прогнозирование содержания рассказа.

Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения. Интересное, правда?

А может ли быть такое?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.

5.2. Словарная работа.

Но перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить. (слайд 4)

Марля – тонкая ткань.

Горевать – печалиться, тосковать.

Ступай – иди.

Изгородь – забор.

Спозаранку – очень рано.

Оробел – испугался.

Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.

5.3.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.

Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

(Чтение учителем и детьми.)

Чтение 1 части:

Знакомы ли вам переживания Артема?

Почему мальчик не хотел идти в школу, как вы думаете? (Он боялся, что пока его не будет, мама заскучает по нему.)

Как озаглавим эту часть? («Разговор Артема с мамой о школе».)

Чтение 2 части:

Какие отношения были между мальчиком и мамой? (Они любили друг друга, думали друг о друге, заботились, бережно относились друг к другу.)

Какой наказ дала мама Артему? (Чтобы он слушался учительницу.)

Правильно ли поступила мама, отправив мальчика одного в школу? (Писатель хотел показать, что путь в школу, к знаниям каждый должен пройти сам. Вот почему мудрая мама так поступила.)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они понимали, что Артему надо учиться.)

А как можно озаглавить эту часть? («Мама повела Артема в школу».)

Чтение 3 части:

Что произошло с Артемом по дороге в школу?

Трудным ли был путь малыша в школу?

Как озаглавим эту часть? («Дорога Артема в школу».)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся,

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять. Открываем. Поморгаем

Чтение 4 части:

Как Артем появился в классе?

Как учительница встретила его в школе?

Почему Артем почувствовал в ней родного человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Как озаглавим эту часть? («Встреча с ребятами и учителем».)

Чтение 5 части:

Почему учительница оставила Артема после уроков?

Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

Понравилась ли вам учительница? Почему?

А. Платонов в этом рассказе вспоминает свою первую учительницу. Он о ней говорил: «Я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много…»

Как озаглавим эту часть? («Артем учится».)

5.4. Работа в парах: характеристика главных героев.

Ребята, давайте вспомним какими были в рассказе Аполлинария Николаевна, мама и Артём.

Работать вы будете в парах. На партах лежат карточки со словами-признаками. Выберите слова, характеризующие:

1 ряд - Аполлинарию Николаевну,

2 ряд – маму,

3 ряд – Артема.

Учительница: ароматная, сердитая, благородная, внимательная, строгая, доброжелательная, бессердечная, мудрая, гостеприимная.

Мама: добрая, умная, злая, заботливая, спокойная, грубая, глупая, внимательная, невнимательная, терпеливая.

Артем: смелый, ленивый, заботливый, жалостливый, решительный, злой, воспитанный, безответственный.

Как вы охарактеризовали учительницу, маму, Артёма?

5.5. Обобщение знаний.

А теперь ответьте на вопрос: почему Платонов так назвал свой рассказ?

Правильно ли вы предположили в начале урока, о чем пойдет речь в этом произведении?

Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

5.5. Сравнительная характеристика рассказа А. Платонова «Еще мама» с рассказом Л. Толстого «Филипок».

С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ? (слайд 5)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем различие? (Сходства: общая тема. Различия: разные писателиразные герои и их характеры.)

Когда жил Филипок, а когда – Артем? (В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время.)

5.6. Составление мирного обращения ко всем людям Земли «Нет войне!».

В этом рассказе не упоминается об отце мальчика.

Как вы думаете, почему? (Возможно, мальчик уже пережил утрату близких. И теперь он так трепетно относится к маме, боится её потерять.)

Давайте все вместе составим мирное обращение ко всем людям Земли, чтобы не было войны.

О чем бы вы хотели попросить жителей планеты?

Все наши предположения отредактировал компьютер. Смотрите, что у нас получилось.

Слайд 6

НЕТ ВОЙНЕ!

Мы обращаемся ко всем людям Земли. Зачем нам жестокие войны? Зачем нам детские слезы и боль в глазах матерей? Зачем нам бомбы и взрывы? Гибнуть не только люди – гибнет мир! Пора сложить оружие, пока земля родная не обагрилась кровью наших солдат! Без мира в людском кругу не будет мира всего существовать! Давайте все вместе объявим запрет войне!

6. Рефлексия. (слайд 7)

В этот день чествуют ветеранов, возлагают цветы к подножию памятников.

Давайте и мы с вами соберем букеты цветов.

Звучит песня «День Победы»

На партах у вас лежат лепестки тюльпанов. Выберите красный лепесток, если урок понравился, вы чувствовали себя комфортно, все задания были интересными. Если урок был интересным, вы вполне довольны своей работой, но иногда испытывали сомнения, выберите желтый. А если вы сегодня столкнулись с трудностями, на уроке не все было понятным, выберите оранжевый лепесток.

7. Подведение итогов.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Домашнее задание.

Для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений и трудностей, необходимо хорошенько поработать дома.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

3. Придумать продолжение этого рассказа (по желанию).

Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Дети знакомятся с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

Задачи урока:

1. Создание условий для организации работы над текстом;

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс.

Тема: А.П.Платонов «Еще мама»

Задачи:

1. Создание условий для организации работы над текстом.

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Цель:

Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.

Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.

Право на образование.

Прогнозируемый результат: Способность выработке уважительного отношения к ценностям семьи; помочь уч-ся осознать свою роль в жизни общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)

Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».

Понравился ли вам рассказ?

Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.

Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

(Читает доклад ребёнок)

Доклад учащегося.

Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна.

Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это каки е -то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Теперь переходим непосредственно к рассказу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

Почему мама со всем соглашается?

(она любит сына)

Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)

III. Выявление места и причины затруднения.

Так почему же Артём не хочет идти в школу?

(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

(Любовь мальчика к матери)

V. Реализация построенного плана.

А как повела себя мама, когда прошло лето?

(Взяла сына за руку и повела в школу)

Почему Артём не стал противиться?

(Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

Какой наказ дала мама Артёму?

(чтение эпизода по ролям)

Кого встречает Артём по дороге в школу?

(Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)

Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?

(Он переживал за маму)

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой ?

(Он не понимал, что они говорили)

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

(Найдём ответ в тексте)

Прочитаем описание учительницы.

А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

О чём думает Артём на уроке?

(Найдём ответ в тексте)

Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый, любящий

Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков?

Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание)

Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

Почему рассказ называется «Еще мама»?

(Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму)

Физпауза

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное составление плана рассказа.

1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)

2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

В чём заключается смысл названия рассказа?

(Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить, формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Ход урока 1

    Организационный момент

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...

Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)

Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)

    Работа по теме урока

Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»

Понравился ли вам рассказ? Чем?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое до­машнее задание - перечитать рассказ JI . Толстого «Филиппок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впер­вые пошел в школу.)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем разли­чие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филиппок знал буквы, а Артем - нет и т. п. Вывод: разные писатели - разные ге­рои и их характеры.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

Если бы вас попросили определить основную мысль рас­сказа, что бы вы ответили?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока 2

    Организационный момент

    Речевая разминка

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

    Актуализация знаний. Введение в тему

Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? Кто его написал?

Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.

Определите тему и цели урока. (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.

    Работа по теме урока

    Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»

- А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

- Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

- Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

- Не надо, - сказала мать, - не надо!

Работа над первой частью

Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)

Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое.)

Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.

МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, нежная, заботливая, надежная, спокойная, АРТЕМ: смелый, жалостливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный,

Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обяза­тельно дождалась.)

Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учитель­ницу.)

    Работа над второй частью

Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)

Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)

Перескажите этот отрывок близко к тексту.

    Работа над третьей частью

Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечат­ления».)

О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа над четвертой частью

- Как мы озаглавим четвертую часть? («Знакомство с учи­тельницей».)

- Прочитайте описание внешности учительницы Аполлина­рии Николаевны.

- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

- Давайте дадим характеристику учительницы. Какой она была? Назовем слова-признаки.

УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважае­мая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, при­ветливая.

- Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

- Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невни­мание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Работа над пятой частью

- Какое название носит пятая часть? («Первый урок в жизни Артема».)

Как сумела учительница пробудить у Артема желание учиться?

Работа над шестой частью

- Как озаглавили шестую часть? («Урок продолжается».)

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Со слов «мама», «Родина».)

- Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти сло­ва. (Одна у человека мать, одна у него и Родина.)

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

- Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

9. Рефлексия

10. Подведение итогов урока

- Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

- В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артёма, а на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.

Домашнее задание

Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Рассказы о детях. А.П.Платонов «Еще мама».
Выборочный пересказ эпизодов. Замена диалогов косвенной речью (учебник, с.136­143; рабочая тетрадь,
с.81), продолжение». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу
диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу
выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища
Предметные:
познакомятся с произведением А. П.
Платонова «Еще мама»;
научатся объяснять, что такое диалог и как он
оформляется на письме; находить диалоги в
тексте, заменять их косвенной речью при
пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из
текста, сохраняя основную идею и тему эпизода
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: выделяют по просьбе учителя необходимые эпизоды
из текста; основную мысль и тему эпизода;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое
высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания
сверстников;
коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному
плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства
героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный
опыт в ходе доказательства и оценивания событий
Личностные:
осознают смысл
приобретаемого
умения, понимают,
где еще может
пригодиться данное
умение
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: тест по произведению А. Платонова «Еще мама»; задания для групповой работы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
3
4
1
I. Организация
начала урока
2
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабочей
тетради, учебника,
Умеют
слушать в
соответствии с

1
2
– Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите
чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга
перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день,
класс наполнился светом, радостью, счастьем
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
2. Речевая
разминка
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артема
позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от
матери и устремился к миру.
– Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством
глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще
слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью,
хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое
качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение
Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму
этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
– С каким другим рассказом можно сравнить рассказ А. Платонова? (С рассказом
Л. Толстого «Филипок».)
– Когда жил Филипок, а когда – Артем? (Филипок жил в XIX веке в царской России,
а Артем – в XX веке в СССР в послевоенное время.)
– Чем отличается отношение мальчиков к школе?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки
Продолжение табл.
3
4
карандашей, ластика,
указки). Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
о выполненной работе
дома. Читают на оценку
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
вопросы учителя по
речевой разминке
левой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи
Выдвигают
гипотезу
и
обосновывают
ее.
Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают
и сохраняют
учебную цель и
задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания

1
2
Продолжение табл.
3
4
держками из текста
произведения
– Удалось ли кому­нибудь сделать какое­то открытие?
– Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
– Что изменилось в вашем состоянии после чтения?
– Что означает строчка: «Стало Артему 7 лет». Какое событие в жизни каждого
ребенка происходит? (Артем пошел в школу.)
– Объясните слова мамы Артема: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет».
(Учительница будет как мама.)
– Как зовут учительницу? (Аполлинария Николаевна.)
– Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей. («И пахло
от нее теплым хлебом и сухою травою».)
– С чьим образом сравнивает учительницу? (С образом матери.)
– Что общего у маленьких героев А. Платонова? (Любознательность, возраст,
жители села, любовь к близким.)
– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник?
– Кого из героев вам хотелось сыграть?
– Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими?
– С помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев? Найдите
в тексте и прочитайте.
– Какие чувства испытывал герой по дороге в школу?
– Подчеркните в тексте слова, которые помогли определить состояние чувства героя.
– Почему он заплакал, чего испугался?
– Как Аполлинария Николаевна сделала так, что мальчик сам захотел учиться?
– Почему учительница поступила именно так?
– Чему же учит Платонов в своих рассказах? (Любить и знать природу. Любить
Родину (род, землю, на которой живем). Труд – всему основа. Уважать и любить
стариков. Любить мать. Уважать учителя. Быть смелым, самостоятельным,
любознательным. Быть добрым к людям.)
VI. Работа
в группах.
Подбор
пословиц
Проводит групповую работу.
– В наш кузовок вы должны положить пословицы, которые относятся к рассказу
А. Платонова «Еще мама». Соотнесите начало и конец пословицы.
Работают в группах.
Выбирают пословицы
точку зрения.
Осуществляют
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулируют
свое мнение
и позицию.
Строят
монологически
е
высказывания.
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных задач.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
источников
Принимают
и сохраняют
учебную цель




Top