Произведение тарас бульба иллюстрации и автор. Иллюстрации к повести Н.В

Действие в драме происходит в трех швейцарских кантонах, которые расположены вокруг Фирвальдштетского озера и раньше были свободными, а теперь на них претендует Австрия. Это привело к конфликту между швейцарцами и ландгофтами (наместниками австрийского императора). Свое сопротивление жители каждого из трех кантонов оказывают сперва по-разному.

Среди крестьян самого старого кантона выделяется Вернер Штауффахер, так как “всем угнетенным он отец” и заботится о пользе родине. События в драме происходят в начале XIV столетия, когда умер австрийский император, и его место занял Альберт Габсбург, который не подтвердил старинных вольностей пастушьего швейцарского народа, “как каждый император перед ним,” – говорит Штауффахер. Это и стало непосредственной причиной народного восстания. Становится понятным, что необходимы лишь общие действия всех трех кантонов для победы. Как же этого достичь?

На совете в Рютли (лужайка на западном берегу озера, легендарная колыбель независимости Швейцарии) Штауффахер сообщает, что все швейцарцы “рода одного и одной крови”, “из единой походим отчизны”. Десяток северных жителей Германии пришли в южные места, где и поселились среди “этих лесов и гор высоких”. Так образовался Швиц, а потом и другие швейцарские кантоны. Эту вольность и утверждают крестьяне. Они “колен перед князьями не преклоняли. И щит империй избрали свободно”. Но и предки не могли “обойтись без власти”, а потому “Все же императору воздали честь – Стран немецких господина и итальянских”. И с этим немецким императором, по его призыву принимали участие и в военных походах. Здесь не было рабства. От Швицу были Конрад Гунн, Итель Редінг, который стал главой собрания, Ганс Мауер, который дал отпор попыткам подчиниться Австрии. Все присутствующие согласились отстаивать свою свободу, скрепили решимость клятвой, чтобы «не терпеть насилия от Австрии, переносить от слуги чужого то, К чему и император не принудил…».

В давние времена тесть Штауффахера, Иберг, был ячейкой мысли швицких крестьян, собирал старейшин народа, которым читал пергаменты (”имперские грамоты, которые давали вольносто швейцарцам”), размышлял “о благе родины”. Ландфогт Геслер смог додуматься, чтобы свободные швейцарцы кланялись его австрийской шляпе (которую повесили на жерди, прикрепленные к столбу). Но дело в том, что он висит в Альторфе (кантон Ури). “Над троном, – там, где лены раздавали”. Штауффахер призвал “позор ярма нового” не терпеть. Вернер – настоящий патриот народа, он знает, что “обязанность всех свободных граждан – государство, свой оплот, защищать”. Штауффахер становится одним из главных организаторов демократического объединения кантонов, предводителем национально-освободительного движения в Швейцарии против “насилия тирании” Австрии и ее ландфогтов. Гражданин и демократ, он делает вывод, что в такое время, когда “становится человек волком для человека”, можно и должно браться за меч: “Восстанем за отчизну, За наших жен и за, детей восстанем!” Сам Штауффахер не героический индивидуум, но он призывает к вооруженной борьбе против национального порабощения.

Крестьяне трех кантонов поклялись дружно выступить против ландфогтов и их слуг. Винкельрид (из Унтервальде) посоветовал начать восстание на Рождество, когда легче будет пробраться в ландфогтские земли и захватить их. С этим согласились, в частности Штауффахер, который предупредил: “Терпите! Пусть растет вина тиранов, Но настанет день, и долг общий Мы с лихвой уплатим им сразу”. Он заканчивает словами, которые отмежевывают борцов от равнодушных людей. Все это является завязкой сюжета. В самом начале произведения крестьянин Баумгартен убежал из дома, так как убил, защищая честь семьи и свою собственную, наместника императора топором за то, что тот начал цепляться к его жене. В стычку со “своим” ландфогтом вступил и Мельхталь, который не покорился его слуге, поскольку тот “Хотел у нас волов замечательных пару забрать по приказу нашего ландфогта… Не мог тогда я сдержать себя и побил наглеца в гневе справедливом”.

Ненависть к австрийским поработителям, готовность к борьбе за волю усиливаются, когда Мельхталь слышит, что ландфогт выколол глаза его отцу. Свою психологию стихийного протеста Мельхталь аргументирует “естественно”: “и даже вол, послушный наш челядинец, обозленный, могущественным рогом бьет и врага под тучи подбрасывает”. Мельхталь вносит предложение принять закон: “Тот, кто посоветует Австрии подчиниться, Пусть будет прав лишен и почета…” И за этот закон проголосовали все, даже монастырские крестьяне (крепостные) с Унтервальдена, присутствующие здесь, решив, что и они “свой край готовы защищать”. Такова сила патриотизма трудового человека. Крестьяне из Унтервальдена готовы к бою, к взятию замков Розберга и Сарнера раньше, чем туда “прибудет с войском сам император».

В центре произведения – образ охотника Вильгельма Телля. Уже в первой сцене драмы он спасает от погони Баумгартена. Во время бури на озере Телль спасает другого, выполняя человеческую обязанность: “Я от ландфогта, может, вас спасу. От бури же другой пусть спасет нас”. Телль стремится не только к социальной, но и к духовной свободе. Бесшабашный герой мечтает о героизме, как о духовной ценности, а это требует смелых действий. Он говорит: “Как гибнет лодка, легче плыть одному”; “В ком сила есть, тот крепчайший сам”. Как видим, мужество Телля - это пример героизма индивидуального. Он говорит: “Помогать не умею я словами. А вот как настоящее дело закипит – позовите Телля, и пойдет он за вами”. Телль не кланялся австрийской шляпе Геслера, за что и был наказан удивительным приказом: стрелять в яблоко на голове собственного сына Вальтера, который, кстати, так верит отцу, что говорит:

*
“Ну, отец, докажи, что ты стрелец!
*
Не верит палач, нас хочет погубить,
*
На злость ему стреляй и попади”.
*
Эта сцена является одной из центральных в драме. У Телля некоторое время происходит внутренняя борьба. Он с волнением отвечает на приказ ландфогта:
* “Ужасную вещь вы загадали, господин…
* Это я должен с головы ребенка…
* Нет, пусть вас хранит Бог
* Такое от отца и в самом деле требовать.

Геслер решений не меняет, не шутит. Телль в ужасном волнении, спрятав еще одну стрелу за пазуху стреляет, и попадает в яблоко на голове сына. Для Штауффахера поступок Телля – повод, сигнал к бою. Драматизм произведения наиболее полно показывает именно эта сцена. Героизм Телля романтический. Заключенный Геслером, он освобождается от пут во время бури на озере, убегает от ландфогта и становится мстителем. Телль поэтизирует свободу и усматривает свою обязанность священную в мести Геслеру. Поэтически мысля, Вильгельм Телль видит себя лишь исполнителем Божьей воли. Выбрав удобное место для выстрела на обочине дороги, по которой должен был ехать ландфогт, Телль становится еще и свидетелем столкновенья Геслера с бедной женщиной Армгардой, которая на коленях хочет вымолить свободу своему заключенному мужу, но не может вызвать у Геслера сожаления даже и при имени Божьем: “… И когда женщина с детьми бросается под ноги коню с воплем к Геслеру: “… Дави меня с моими детьми… Пусть сирот несчастных растопчет конь твой кованным копытом! Ты еще и злее совершал преступления…”, Телль выпускает свою заветную стрелу, попав в сердце ландфогта, который успел понять: “Это выстрел Телля”, а сам Тель подытоживает: “Познал стрельца, здесь других не сыскать! Свобода – убогим дом, мир – безвинным! Теперь же не вреден ты отчизне!” То есть достигнута цель: угнетатель убит, народ – свободен. Искусство альпийского стрельца от Бога. Но Телль не только мститель. Этот герой не только романтический, а и реалистический. Он – хозяйственный крестьянин, охотник и стрелец, заботливый отец и муж, он – гуманный человек. Его убеждение: “… Хочешь в жизни пробиться, будь готовь к обороне…”; “И тогда лишь имею утеху от жизни, когда каждый день борюсь и приобретаю”. Телль имеет доброе и чуткое сердце. Поэтому он помогает всем. Это глубоко ощущает его жена, а потому говорит, что его “и пошлют туда, где опасность”.

Тесть Вильгельма Телля ощущает силу своего зятя, его мужество, защищает его перед дочерью, которая не понимала, что тот “с растерзанными сердцем и душой, под страхом смерти должен был стрелять” в яблоко. Кантон Ури раздувает пожар восстания, который была зажжен Теллем и продолжен Мельхталем и другими крестьянами: “Росбер уже давно разбит, и от Сарнена остался лишь пепел”, в чем не последнюю роль сыграл Руденц – племянник барона Швейцарии Аттингаузена. Этот мотив победы подытоживает один из организаторов борьбы Вальтер Фюрст: “Свобода!.. Посмотрите, настоящий праздник! Его и в старости дети не забудут!”.

Кроме образов Вильгельма Телля и восставших крестьян, огромнейшую роль в воплощении художественной идеи произведения сыграют представители других социальных слоев. Откровенно отрицательным персонажем возникает наместник императора Геслер. Жена Штауффахера – Гертруда объясняет причины его нечеловеческой злобы и жестокости:

* “А Геслер – самый молодой в роду,
* Лишь рыцарским плащом он владеет,
* Поэтому и на счастье честного человека
# Он злобным глазом искоса поглядывает”.

Это самоуверенный, жестокий палач швейцарского народа. Геслер, Ланденберг и другие ландфогты готовы присягнуть новому императору Альбрехту (Австрия). Геслер с ненавистью относится к швейцарцам, ждет от них лишь покорности:

*
“Сломаю я упрямое их упорство,
*
Дерзкий дух свободы подавлю”.

Неустойчивую позицию занимал Руденц. Влюбленный в богатую Берту Брунек, он теряет ориентиры и готов уже ради нее тоже присягнуть австрийским властителям. Но на пути к этому сперва становится родной дядя, который замечает. Одумавшись, Руденц вступает в спор с Геслером (когда тот издевается над Теллем):

* “Не заслужил жестокости такой
* Народ мой – прав на это у вас нет…”

После второго выстрела Телля Руденц становится одним из предводителей крестьянского восстания:

* “Я к народу родному вернулся.

В пьесе описывается сложившаяся непростая жизнь простого люда, в трёх лесных кантонах, которыми управляют наместники императора. Так однажды жену крестьянина Баумгартена, не обесчестил комендант, за что и был убит. Бедный крестьянин в страхе бежит и на помощь ему приходит отважный Вильгельм Телль.

В другом же месте, земледелец Штауффахер, боится потерять всё, что у него есть, так как его владения желает отобрать австрийский наместник. На что его жена, решает отправиться в город и найти таких же недовольных правлением людей. И в результате всех бед и несчастий, крестьяне объединяются на горной местности Рютли и планируют своё нападение. Там же произноситься клятва в вечной верности своей земле, и крестьяне начинают своё восстание, направленное против Габсбургов.

А в этот момент Вильгельм Телль, живущий в глуши совершенно не догадывается о происходящих событиях и спокойно навещает со своим сыном родственника, находящегося в Альторфе. В этом месте наместником было установлено правило, по которому каждый должен был кланяться палке, как будто это сам управляющий Геслер. Однако, Вильгельм не стал соблюдать это правило, и чуть не попал в тюрьму, от которой его защищают местные жители.

Прибывший на место происшествия сам наместник решает проучить Вильгельма и поручает тому сбить стрелой яблоко, с головы собственного сына. Вильгельм же достаёт две стрелы. Одной он сбивает яблоко, а другой намеривается попасть в наместника. На, что Телля арестовывают, но ему удаётся бежать. Добравшись обратно в Альторф, он убивает управляющего. И так в самом городе подымается большое восстание, к которому присоединяются люди из других кантонов. И так это произведение показывает силу объединившегося народа, которая и помогает им в создании свободного государства Швейцарии.

Картинка или рисунок Вильгельм Телль

Другие пересказы для читательского дневника

В семидесятые годы художник Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (1848-1926) создал шесть иллюстраций к «Тарасу Бульбе». «В 1874 году, - писал В. СТАСОВ, - вышла в свет, в Петербурге, небольшая тетрадочка под заглавием "Тарас Бульба. Народное издание", с рисунками Васнецова. Гравёрная работа и отпечатки гравюр - очень невысокого достоинства <...> но несмотря на всё это иллюстрации в этой книжечке являются, по моему мнению, лучшими иллюстрациями к Гоголю <...> столько выразилось тут настоящей малороссийской народности, живописности, типичности и таланта». (В. Стасов. Виктор Михайлович Васнецов и его работы. - «Искусство и художественная промышленность», 1898, № 1-2, стр. 85.)





Историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник ещё учился в Академии. Рисунки к «Тарасу Бульбе» и гравюры с них исполнялись в 1871-1874 годах, то есть одновременно с самыми первыми опытами Васнецова в создании исторических композиций, например, с известной акварелью «Витязь» (Третьяковская галерея), исполненной в 1871 году и являющейся прообразом «Трёх богатырей». Оба эти творческих замысла - «Витязь» и «Тарас Бульба» - близки друг к другу: их роднит былинное, эпическое начало, подчёркиваемое художником.

Иллюстрации Васнецова к «Тарасу Бульбе» известны лишь в искажённом гравёрами виде. Сохранились три подготовительных наброска карандашом (из них один - «Площадь в Сечи», датированный 1871 годом), они были экспонированы на выставке произведений Васнецова в 1948 году. («Каталог выставки произведений В.М. Васнецова (из частных собраний), посвящённой столетию со дня рождения художника». - М.: Советский художник, 1948. - С. 24).

Иллюстрации к «Тарасу Бульбе» в «народном издании» 1874 года открыли новую традицию в иллюстрировании повести. Во всех шести работах Васнецов стремился изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь. В отличие от других иллюстраторов он не уделял внимания любовным эпизодам. Тема одной из иллюстраций художника - «Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь», станет почти обязательной для всех последующих иллюстраторов повести Гоголя.

Овчаренко Сергей

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит
свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое
дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только
человек.

Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при
них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их..

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает..
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве,
есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще
смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва.
Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.


Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли бога,
чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде, и на земле спасает

А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий, встряхнув быстро
головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?
Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!

Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка,
как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий:
пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от
него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из
лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на
части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает
бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал,
как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только
страшного отца.

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и
равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая
горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: "Сын мой! Остап мой!"

Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему
первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку
вверх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали,
нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни
одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
- Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою
седую голову.

А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. "Эх, старость, старость!" - сказал он, и заплакал
дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не
тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам




Top