Произведения искусства элитарной культуры. Массовая и элитарная культуры

Необходимость анализа и оценки оборотного капитала банком-кредитором

В целом можно сказать, что оборотные активы обслуживают текущую деятельность предприятия, и от их состояния зависит весь операционный цикл, бесперебойность и непрерывность работы предприятия. Поэтому анализ изменений структуры оборотных активов является обязательным этапом оценки платежеспособности предприятия-заемщика.

Необходимость анализа оборотных средств предприятия-заемщика обусловлена тем, что данный вид активов в первую очередь обеспечивает платежеспособность предприятия. Проблемы в управлении оборотными средствами заемщика приводят к возникновению следующих рисков, которые должны быть известны банку-кредитору :

Недостаточность денежных средств. Предприятие должно иметь денежные средства для ведения текущей деятельности, на случай непредвиденных расходов и на случай вероятных эффективных капиталовложений. Нехватка денежных средств в нужный момент связана с риском прерывания производственного процесса, возможным невыполнением обязательств либо с потерей возможной дополнительной прибыли.

Недостаточность собственных кредитных возможностей. Этот риск связан с тем, что при продаже товаров в кредит покупатели могут оплатить их в течение нескольких дней или даже месяцев, в результате чего на предприятии образуется дебиторская задолженность. В результате возникает иммобилизация собственного оборотного капитала, а превышение ею некоторого предела может привести также к потере ликвидности и даже остановке производства.

Недостаточность производственных запасов. Предприятие должно располагать достаточным количеством сырья и материалов для проведения эффективного процесса производства; готовой продукции должно хватать для выполнения всех заказов и т.д. Неоптимальный объем запасов связан с риском дополнительных издержек или остановки производства.

Излишний объем оборотного капитала. Поскольку его величина прямо связана с издержками финансирования, то поддержание излишних активов сокращает доходы. Возможны различные причины образования излишних активов: неходовые и залежалые товары, привычка «иметь про запас» и др.

Проведя анализ, банк-кредитор должен учитывать, что наиболее существенным явлением, потенциально несущим в себе риск неспособности заемщика к обслуживанию полученного кредита, относится следующее:

Высокий уровень кредиторской задолженности;

Неоптимальное сочетание между краткосрочными и долгосрочными источниками заемных средств;

Высокая доля долгосрочного заемного капитала.

Анализ эффективности использования оборотного капитала хозяйствующих субъектов

Эффективность использования оборотных средств характеризуется следующей системой экономических показателей:

Оборачиваемость оборотных средств;

Коэффициент загрузки средств в обороте;

Показатель отдачи оборотных средств;

Коэффициенты ликвидности;

Рентабельность текущих активов;

Расчет степени финансовой устойчивости в зависимости от степени обеспеченности запасов и затрат различными видами источников;

Обобщающий анализ состояния оборотных средств предприятия.

Рассматривая оборачиваемость оборотных средств, следует отметить, что финансовое положение предприятия непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги, то есть от оборачиваемости оборотных средств.

Длительность одного оборота оборотных средств исчисляется по формуле:

где О – длительность оборота, дни;

С – остатки оборотных средств (средние или на определенную дату), руб.;

Т – объем товарной продукции, руб.;

Д – число дней в рассматриваемом периоде, дни.

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.

Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К О), исчисляется по формуле:

Кроме указанных показателей также может быть использован показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств.

Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели:

Коэффициент покрытия (общий). Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом покрытия.

где А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и ;

А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы;

А3 – медленно реализуемые активы – запасы (без расходов будущих периодов бухгалтерского баланса формы № 1), а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);

П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;

П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства.

Значение показателя может значительно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя – 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Если коэффициент покрытия высокий, то это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.

Постоянное снижение коэффициента означает возрастающий риск неплатежеспособности. Целесообразно этот показатель сравнивать со средними значениями по группам аналогичных предприятий.

Однако этот показатель очень укрупненный, так как в нем не учитывается степень ликвидности отдельных элементов оборотного капитала.

Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле:

Он помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Этот показатель рекомендуется в пределах от 0,8 до 1,0, но может быть чрезвычайно высоким из-за неоправданного роста дебиторской задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле:

Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0,2. Если предприятие в текущий момент на 20–25% может погасить свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (то есть активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств.

Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль. Рентабельность текущих активов показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль текущих активов.

Рентабельность текущих активов рассчитывается по следующей формуле:

где Р ТА – рентабельность текущих активов,

ЧП – чистая прибыль предприятия,

АII, – средняя величина раздела II баланса предприятия – оборотные активы.

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Этот излишек или недостаток образуется в результате разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.

Наличие собственных оборотных средств Е С. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

Е С = К + П Д - А В

где К – капитал и резервы;

П Д – долгосрочные кредиты и займы;

А В – внеоборотные активы.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат Е О.

Е О = Е С + М

где М – краткосрочные кредиты и займы.

На основании вышеперечисленных показателей рассчитываются показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств ±Е С:

±Е С = Е С – З

где З – запасы.

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат ±Е О:

±Е О = Е О – З

По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций:

Абсолютная устойчивость финансового состояния. Эта ситуация возможна при следующем условии:

З < Е С + М

Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая платежеспособность предприятия. Она возможна при условии:

Неустойчивое финансовое положение связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:

З = Е С + М + И О

где И О – источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства).

Кризисное финансовое состояние:

З > Е С + М

Обобщающий анализ состояния оборотных средств предприятия предлагается выполнять путем сведения показателей оценки в единую таблицу, где каждому показателю присваивается свой балл и по их сумме определяется рейтинг . Далее определяется отклонение полученной суммы баллов от максимально возможного значения, и делаются соответствующие выводы (таблица 1) .

Наименование показателя

Минимальное значение

Среднее значение

Максимальное значение

значение

значение

Значение

2. Текущая ликвидность

3. Срочная ликвидность

4. Абсолютная ликвидность

Интересными являются подходы к оценке оборотных средств, предложенные в работе Л.Ю. Филобоковой

- (К1, весовое значение 8);

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2, весовое значение 8);

Коэффициент абсолютной ликвидности (К3, весовое значение 7);

Коэффициент мобильности оборотного капитала (К4, весовое значение 7);

Доля реального чистого оборотного капитала в текущих активах (К5, весовое значение 6);

Рентабельность оборотного капитала (К6, весовое значение 3);

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (К7, весовое значение 5);

Коэффициент оборачиваемости производственных запасов (К8, весовое значение 1-3);

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К9, весовое значение 1-3);

Рентабельность чистого денежного потока (К10, весовое значение 9).

Интегрированный показатель, оценивающий оборотный капитал, рассчитывается по формуле

Где К – весовые коэффициенты, Хij – отношение значения частного показателя к его максимальному значению по общей совокупности исследуемых предприятий.

Т.Б. Куприянова в своей диссертационной работе, посвященной разработке рекомендаций по управлению оборотным капиталом, также предлагает использовать интегральный показатель, коэффициенты для расчета которого представлены ниже:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (весовое значение 20);

Коэффициент текущей ликвидности (весовое значение 20);

Коэффициент маневренности собственных средств (весовое значение 15);

Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами (весовое значение 10);

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (весовое значение 10);

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (весовое значение 10);

Коэффициент рентабельности оборотного капитала (весовое значение 10).

Анализ состояния оборотного капитала ОАО «Предприятие А»

Проведем анализ оборотного капитала ОАО «Предприятие А» с использованием вышепредставленных методических подходов ( таблица 2) .

Таблица 2. Анализ изменений в оборотном капитале филиала ОАО «Предприятие А»

Наименование статей

в том числе:

готовая продукция и товары для перепродажи

расходы будущих периодов

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

Как мы видим, за анализируемый период объем оборотного капитала ОАО «Предприятие А» вырос на 534 205 тыс. рублей.

В составе оборотного капитала произошел рост следующих статей:

Денежные средства – на 981 404 тыс. рублей;

Прочие оборотные активы – на 44 232 тыс. рублей.

По остальным статьям произошло снижение.

Анализ структуры оборотного капитала филиала ОАО «Предприятие А» представлен в таблице 3 .

Таблица 3. Анализ структуры оборотного капитала ОАО «Предприятие А»

Наименование статей

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

Наиболее высокая доля в структуре оборотного капитала у краткосрочной дебиторской задолженности – 49,87% в 2011 году. Следует отметить, что по сравнению с 2009 годом доля данной статьи снизилась на 9,48%.

За анализируемый период произошло некоторое снижение доли запасов – с 21,75% в 2009 году до 17,50% в 2011 году.

Доля денежных средств выросла за анализируемый период с 9,22% в 2009 году до 25,74% в 2011 году, что свидетельствует о росте высоколиквидных статей в структуре оборотного капитала ОАО «Предприятие А».

Также наблюдается рост доли прочих оборотных активов – с 2,74% в 2009 году до 3,27% в 2011 году.

В целом рост оборотного капитала ОАО «Предприятие А» за анализируемый период произошел за счет роста денежных средств и прочих оборотных активов.

Для того, чтобы охарактеризовать основные этапы обращения денежных средств в ходе производственной деятельности предприятия, проанализируем финансовый и операционный циклы. На рисунке 1 представлены этапы обращения денежных средств ОАО «Предприятие А» в 2011 году.

Рисунок 1. Этапы обращения денежных средств ОАО «Предприятие А»

1 – Поступление сырья; 2 – Отгрузка готовой продукции; 3 - Оплата сырья; 4 – получение средств от покупателей

Логика представленной схемы заключается в следующем. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности.

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, то есть финансовый цикл меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности.

Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Расчеты этих показателей произведем в таблице 4 .

Длительность финансового цикла – это время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. В филиале ОАО «Предприятие А» его длительность выросла за анализируемый период на 11 дней – с 6 дней в 2009 году до 17 дней в 2011 году, что является отрицательной тенденцией, так как произошел рост периода оборота дебиторской задолженности.

Таблица 4. Анализ операционного и финансового циклов ОАО «Предприятие А»

Показатели

1. Время обращения кредиторской задолженности, дней (стр. 620 ф. № 1)

Себестоимость

2. Время обращения производственных запасов, дней (стр. 210+220+270 ф. № 1)

Себестоимость

3. Время обращения дебиторской задолженности, дней (стр. 230+240 ф. № 1)

ДЗср.*365/Выручка

4. Длительность операционного цикла предприятия, дней

5. Длительность финансового цикла предприятия, дней

Операционный цикл характеризует время, в течение которого финансовые ресурсы обездвижены в запасах и дебиторской задолженности. Его длительность на предприятии также выросла – с 37 дней в 2009 году до 54 дней в 2011 году, что можно охарактеризовать как отрицательную тенденцию.

Для того, чтобы оценить платежеспособность предприятия и проанализировать ликвидность баланса, необходимо определить степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

В зависимости от степени ликвидности, то есть способности и скорости превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на группы. Проанализируем ликвидность баланса ОАО «Предприятие А». Для этого сгруппируем активы баланса по степени ликвидности, а пассивы баланса по степени срочности обязательств в порядке убывания, используя таблицу 5 .

Таблица 5. Анализ ликвидности баланса ОАО «Предприятие А»

Показатель

Наиболее ликвидные активы (стр. 250 + стр. 260)

Быстро реализуемые активы (стр. 230 + стр. 240 + стр. 270)

Медленно реализуемые активы (стр. 210 + стр. 220)

Труднореализуемые активы (стр. 190)

Краткосрочные обязательства (стр. 620)

Краткосрочные кредиты и займы (стр. 610 + 630 + 640 +660)

Долгосрочные пассивы (стр. 590)

Постоянные пассивы (стр. 490 - стр. 252)

Рассмотрим соотношение статей актива и пассива баланса ОАО «Предприятие А» за 2009–2011 годы:

Сопоставление наиболее ликвидных (А 1) и быстрореализуемых активов (А 2) с наиболее срочными обязательствами (П 1) и краткосрочными пассивами (П 2) позволяет оценить текущую ликвидность.

Как мы видим, за анализируемый период у ОАО «Предприятие А» соблюдается только второе неравенство – превышение быстрореализуемых активов над краткосрочными пассивами, что свидетельствует о достаточности быстрой ликвидности. Так как первое неравенство (превышение наиболее ликвидных активов над наиболее срочными обязательствами) не соблюдается, то не выполняется норматив абсолютной ликвидности.

Сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами отражает перспективную ликвидность, которая также недостаточна.

Выполнение четвертого неравенства (превышение постоянных пассивов над постоянными активами) свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия собственных оборотных средств. За анализируемый период у ОАО «Предприятие А» данное условие не выполняется.

Для наиболее подробного анализа рассчитаем показатели ликвидности баланса ОАО «Предприятие А» в таблице 6 .

Таблица 6. Анализ показателей ликвидности баланса филиала ОАО «Предприятие А»

Наименование показателя

Формула расчета

Норматив

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Величина собственных оборотных средств

стр. 190 ф.№1

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

стр. 260 / (стр. 490 - стр. 190) ф. №1

Доля оборотных средств в активах

стр. 290 / стр. 300 ф. №1

Доля собственных оборотных средств в оборотных средствах

(стр. 490- стр. 190) / стр. 190

Доля запасов в оборотных средствах

(стр. 210+ стр.220) / стр. 290

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов и затрат

(стр. 490 - стр. 190) / (стр. 210 + стр. 220)

Анализ данных, представленных в таблице 6, показал:

Коэффициент текущей ликвидности ОАО «Предприятие А» не соответствует нормативу в 2009 и 2011 годах;

Коэффициент быстрой ликвидности не соответствовал нормативу в 2009 году – был ниже положенного значения на 0,15 пункта и в 2009 году;

Коэффициент абсолютной ликвидности находился на уровне ниже норматива в 2009 году;

Величина собственных оборотных средств имеет отрицательное значение, которое в 2011 году составило минус 3 767 852 тыс. рублей;

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств снизился на протяжении анализируемого периода на 0,29 или на 209%, что свидетельствует о том, что денежные средства полностью входят в состав собственных оборотных средств, и их доля составляет 39%;

Доля оборотных средств в активах выросла на 1% за анализируемый период, что связано с ростом денежных средств и прочих оборотных активов;

Доля запасов в оборотных активах снизилась с 24% в 2009 году до 18% в 2011 году;

Запасы и затраты ОАО «Предприятие А» за анализируемый период не покрываются собственными оборотными средствами.

Таким образом, за 2009–2011 годы показатели ликвидности баланса ОАО «Предприятие А» в основном не соответствуют нормативным.

Проведем расчет коэффициента обеспеченности собственными средствами, используя таблицу 7 .

Таблица 7. Анализ платежеспособности ОАО «Предприятие А» за 2009–2011 годы

Наименование показателя

Формула расчета

Норматив

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Как мы видим, у ОАО «Предприятие А» за 2009–2011 годы достаточный уровень собственных средств.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности. Анализ рентабельности оборотного капитала ОАО «Предприятие А» представлен в таблице 8 .

Таблица 8. Анализ рентабельности оборотного капитала филиала ОАО «Предприятие А»

Показатели

1.Чистая прибыль, тыс. руб.

2.Оборотные активы, тыс. руб.

3.Рентабельность оборотных активов (п. 1 / п. 2)*100, %

4.Дебиторская задолженность, тыс. руб.

5. Рентабельность дебиторской задолженности (п. 1 / п. 4)*100, %

6. Запасы и затраты, тыс. руб.

7. Рентабельность запасов и затрат (п. 1 / п. 6)*100, %

8. Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.

9. Рентабельность краткосрочных финансовых вложений (п. 1 / п. 8)*100, %

Как показывают данные, представленные в таблице 8, наблюдается снижение всех показателей рентабельности оборотных средств вследствие снижения чистой прибыли предприятия.

Так, рентабельность всех оборотных активов снизилась за 2009–2011 годы с 15,82% до 2,51%, рентабельность запасов и затрат с 66,51% до 13,79%, рентабельность дебиторской задолженности - с 24,69% до 4,76%.

Проанализируем рентабельность всех активов предприятия с помощью факторной модели на основе метода цепных подстановок (таблица 9) :

Таблица 9. Анализ и оценка рентабельности активов ОАО «Предприятие А», тыс. руб.

Показатели

1. Прибыль от реализации, Р

2. Выручка от продаж, N

3. Полная себестоимость реализованной продукции, Sп

4. Средние остатки запасов, включая НДС, З

5. Средние остатки оборотных активов, ОА

6. Средние остатки активов, А

Расчетные данные - факторы

7. Выручка на 1 руб. себестоимости (п. 2: п. 3), Х

8. Доля оборотных активов в формировании активов (п. 5: п. 6), Y

9. Доля запасов в формировании оборотных активов (п. 4: п. 5), Z

10. Оборачиваемость запасов в оборотах (п. 3: п. 4), L

11. Рентабельность активов, rа

12. Изменение рентабельности активов к переменной базе

Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов

13. Выручка на 1 руб. себестоимости, Х

14. Доля оборотных активов в формировании активов, Y

15. Доля запасов в формировании оборотных активов, Z

16. Оборачиваемость запасов в оборотах, L

Совокупное влияние всех факторов

Результаты произведенных расчетов позволяют сделать вы­вод о том, что во всех анализируемых периодах выручка от реализации была выше себестоимости. Наибольшую прибыль предприятие получило в 2009 году.

Доля оборотных активов в формировании активов на про­тяжении всего исследуемого периода остается практически неизменной.

Динамика показателя доли запасов в формировании оборот­ных активов свидетельствует о том, что в течение трех иссле­дуемых лет происходило постепенное его снижение с 24% до 18%. Максимума этот показатель достиг в 2009 году.

Четвертый фактор модели - оборачиваемость запасов - по­казывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершают запасы в процессе производства и реализации продукции. Динамика этого пока­зателя показывает, что в организа­ции сложились неблагоприятные обстоятельства, способствующие снижению эффек­тивности использования запасов. Это и понятно, если посмотреть на динамику показателя выручки от продаж и запасов.

Выручка от реализации продукции растет меньшими, нежели запасы, темпами. В 2011 году показатель оборачиваемости запасов снизился и составил 26,93 оборотов в год, то есть приблизительно 13,4 дня. Следует заметить, что этот по­казатель в начале анализируемого периода был на уровне 11,3 дней.

Влияние каждого отдельного фактора на результативный по­казатель можно определить при помощи факторного анализа. Его результаты представлены в заключительной части таблицы 3.6.

Полученные данные можно прокомментировать следующим об­разом.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом основным фактором, который повлиял на рост рентабельности акти­вов, был ценовой - доля выручки на 1 рубль себестоимости. В результате его влияния рентабельность активов снизилась на 6%.

Общее влияние факторов на рост рентабельности оборотных активов в 2009–2010 годах составило минус 7%.

В 2011 году фактор доли выручки на 1 рубль себестоимости перестал играть решающую роль в изменении результативного показателя. В связи с его небольшим ростом рентабельность активов выросла на 3%.

Изменение оборачиваемости запасов имело отрицательное влияние и составило минус 1%.

Также отрицательное влияние на рост рентабельности активов оказало снижение доли запасов в формировании оборотных активов. В результате его влияния рентабельность активов снизилась на 1%.

Общее влияние факторов на рост рентабельности оборотных активов в 2010–2011 годах составило 1%.

Результаты проведенного анализа показывают, что большое влияние на изменение уровня эффективности производства оказывают внешние факторы. В то же время у организации существуют внутренние резервы роста эффективности производства, например, за счет оптимизации структуры активов, роста их оборачиваемости и т.д. Поскольку администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то наибольшие усилия необходимо направлять на использование именно внутренних резервов.

Таким образом, мы достаточно подробно по предложенной методике проанализировали влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности основной производственной деятельности организации.

Проведем обобщающий анализ состояния оборотного капитала филиала ОАО «Предприятие А» путем сведения показателей оценки в единую таблицу 10 .

Наименование показателя

значение

значение

значение

1. Рентабельность текущих активов, %

2. Текущая ликвидность

3. Срочная ликвидность

4. Абсолютная ликвидность

5. Темп роста наиболее ликвидных активов, %

6. Темп роста быстро реализуемых активов, %

7. Темп роста медленно реализуемых активов, %

8. Доля издержек финансирования оборотного капитала в общей их сумме, %

Рейтинг состояния оборотного капитала ОАО «Предприятие А» за 2009–2011 годы вырос на 1 пункт, и его значение к 2011 году составило 23 пункта. Данное значение относится к средним, то есть состояние оборотного капитала в анализируемом периоде нормальное с тенденцией к улучшению его структуры.

Важным при управлении оборотным капиталом является процесс нормирования оборотных средств, и контроль за выполнением рассчитанных нормативов. Необходимость анализа выполнения нормативов исходит из того, что предприятие может вложить значительный объем средств, например, в запасы, что нарушит его ликвидность.

Проведем расчет потребности в оборотном капитале ОАО «Предприятие А» по имеющимся данным об объеме продаж и периоде оборота оборотного капитала (таблица 11) .

Таблица 11. Расчет норматива оборотного капитала ОАО «Предприятие А»

Наименование показателя

Объем продаж (выручка от реализации), тыс. руб.

Средняя величина оборотных активов фактическая, тыс. руб.

Период оборота оборотных средств, дней

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Потребность в оборотных средствах = Выручка отчетного периода / Оборачиваемость оборотных средств предыдущего периода

Отклонение фактических значений от расчетных

Как мы видим, в целом на предприятии имеющийся объем оборотных средств превышает рассчитанный норматив. В 2010 году превышение составило 863 572 тыс. рублей, а в 2011 году – 1 639 643 тыс. рублей.

Рассмотрим, за счет каких статей оборотного капитала произошло превышение над нормативом. Для этого рассчитаем оборачиваемость отдельных статей оборотного капитала (таб. 3.2) и потребность в оборотном капитале ОАО «Предприятие А» на 2010 и 2011 годы и проанализируем отклонения от фактических данных (таблица 12) .

Таблица 12. Расчет оборачиваемости оборотных средств ОАО «Предприятие А»

Наименование показателя

1. Выручка от реализации

2. Средняя величина оборотных активов

3. Средняя величина запасов и затрат

4. Средняя величина дебиторской задолженности

5. Средняя величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

6. Оборачиваемость оборотных активов (п. 1 / п. 2)

7. Оборачиваемость запасов и затрат (п. 1 / п. 3)

8. Оборачиваемость дебиторской задолженности (п. 1 / п. 4)

9. Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (п. 1 / п. 5)

Плановый объем финансовых потребностей рассчитывается по формуле:

Таблица 13. Расчет финансовых потребностей ОАО «Предприятие А»

Показатели

Отклонение

Отклонение

1. Средняя величина запасов и затрат

2. Средняя величина дебиторской задолженности

3. Средняя величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

4. Средняя величина оборотных активов

Как мы видим, по всем статьям оборотного капитала фактические значения выше рассчитанных нормативов. Следовательно, резервами повышения эффективности использования оборотного капитала ОАО «Предприятие А» являются:

Ускорение оборачиваемости оборотного капитала;

Повышение рентабельности услуг.

Таким образом, в результате проведенного анализа, можно сделать следующие общие выводы:

Наблюдается снижение хозяйственного оборота ОАО «Предприятие А» за 2009–2011 годы;

За анализируемый период объем оборотного капитала ОАО «Предприятие А» вырос на 534 205 тыс. рублей;

В целом рост оборотного ОАО «Предприятие А» за анализируемый период произошел за счет роста денежных средств и прочих оборотных активов;

В ОАО «Предприятие А» длительность финансового цикла выросла за анализируемый период на 11 дней – с 6 дней в 2009 году до 17 дней в 2011 году, что является отрицательной тенденцией, так как произошел рост периода оборота дебиторской задолженности;

Длительность операционного цикла на предприятии также выросла – с 37 дней в 2009 году до 54 дней в 2011 году, что можно охарактеризовать как отрицательную тенденцию;

За 2009–2011 годы показатели ликвидности баланса ОАО «Предприятие А» в основном не соответствуют нормативным;

В 2009 году наблюдалась нормальная финансовая устойчивость, так как величина запасов и затрат превышала величину собственных оборотных средств, однако покрывалась основными источниками для формирования запаса и затрат;

Наблюдается снижение всех показателей рентабельности оборотных средств вследствие снижения чистой прибыли предприятия;

Состояние оборотного капитала в анализируемом периоде можно оценить как нормальное с тенденцией к улучшению его структуры.

Оценить:

2 0

Элитарная культура

Элитарная культура - это «высокая культура », противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию [стиль! ] . Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности [стиль! ] . Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного [стиль! ] .

Происхождение термина

Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Особенности

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей . В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.

Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации - в том числе с традиционного книжного на цифровой - не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель - полиграфический или электронный - этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова , элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Элитарная культура" в других словарях:

    - (от франц. отборное, выбранное, лучшее) субкультура привилегированных групп об ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству … Энциклопедия культурологии

    Элитарная культура - понятие, сопоставляемое (противопоставляемое) с культурой массовой. В основе выделения элитарной культуры лежит ее производство представителями (и в интересах) социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Понятие Э.К. возникает в западной культурологии для обозначения культурных пластов,… … Социология: Энциклопедия

    Элитарная культура - – культурные образцы, отличающие элиту общества … Словарь-справочник по социальной работе

    КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ культура, рассчитанная на “избранных”. Понятие элитарной культуры получило права гражданства в 20 в. в связи с широким распространением ее антипода массовой культуры, охватившей все, в т. ч. и необразованные, слои населения … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия

    Англ. culture, elitarian; нем. Kultur, elitare. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, образцов, к рые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Культура массовая - культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко… … Педагогический словарь

    Своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов … Энциклопедия культурологии

    Культура, которую ставят выше массовой. Элитарная культура (высокая) это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо … Википедия

Введение

Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус. Структурируя культуру, исходя из ее носителя, выделим в качестве предмета анализа только некоторые ее разновидности: элитарная, массовая, народная культура. Поскольку на современном этапе они получают неоднозначное толкование, то в данной контрольной, постараемся разобраться в сложной современной культурной практике, весьма динамичной и противоречивой, а также в разноречивых точках зрения. В контрольной работе представлены исторически сложившиеся различные, подчас противоположные взгляды, теоретические обоснования, подходы, а также учитывается определенный социокультурный контекст, соотношение различных компонентов в культурном целом, их место в современной культурной практике.

И так, целью контрольной работы является рассмотрение разновидностей культуры, элитарной, массовой и народной.

культура элитарный массовый народный

Возникновение и основные характеристики элитарной культуры

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.

Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться (отчуждаться) не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, (аристократия понимается как высший, привилегированный слой какого-либо класса, группы), высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования. Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и другие области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.

Примером элитарной культуры в широком смысле является рыцарская культура как феномен светской культуры Западно-европейского средневековья. Ее носитель - господствующее дворянско-военное сословие (рыцарство), в рамках которого сложились свои ценности, идеалы, свой кодекс чести (верность присяге, следование долгу, храбрость, великодушие, милосердие и пр.). Сформировались свои ритуалы, как, скажем, ритуал посвящения в рыцари (заключение договора с сеньором, присяга на верность, принятие обетов - на послушание, личное совершенство и прочее), ритуализированное и театрализованное проведение турниров для прославление рыцарских доблестей. Складываются особые манеры, умение вести светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, чаще всего посвященные даме сердца. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество, взращенное на национальных языках и не чуждое народным музыкально-интонационным традициям, составило целое направление в мировой культуре, но, оно угасло с ослаблением и уходом данного сословия с исторической арены.

Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Элитарная культура, включая направления экспериментального, даже демонстративно нонконформистского характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворческая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Понятие "Э.К." возникает в западной культурологии для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию "профанной" массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ носителей сакрального или эзотерического знания Э.К. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для Э.К. характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности. Образцы Э.К. предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. Фактически Э.К. ставит адресата элитарного текста в положение соавтора, воссоздающего в своем сознании набор его значений. В отличие от продуктов массовой культуры элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Э.К. задает ведущие ориентиры актуального типа культуры, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного. Любая культурная инновация становится культурным событием лишь в результате своего концептуального оформления на уровне Э.К., включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. Таким образом, "элитарный" статус конкретных форм культуротворчества определяется не столько их закрытостью (характерной и для маргинальной культуры) и сложной организацией культурного продукта (присущей и массовой продукции высокого класса), сколько способностью существенно воздействовать на жизнь социума, моделируя возможные пути его динамики и создавая адекватные общественным потребностям сценарии социального действия, мировоззренческие ориентиры, художественные стили и формы духовного опыта. Только в этом случае можно говорить о культурной элите как привилегированном меньшинстве, выражающем в своем творчестве "дух времени".

Вопреки романтической трактовке Э.К. как самодостаточной "игры в бисер" (Гессе) вдали от прагматизма и пошлости "профанной" культуры большинства, реальный статус Э.К. чаще всего связан с различными формами "игры с властью", сервильного и/или нонконформистского диалога с актуальной политической элитой, а также способностью работать с "низовым", "мусорным" культурным пространством. Только в этом случае Э.К. сохраняет способность влиять на реальное положение дел в обществе.




Top