Произведения пришвина читать. Михаил пришвин


МБОУ «Куйбышевская СОШ» Малогнеушевский филиал
«Особенности семейных ценностей»
Составила:
Педагог-психолог
Старостина М.В.

Семья-это о самых дорогих
О самых нежных, горячо любимых.
О самых добрых, самых ласковых,
О самых сильных и чуть-чуть ранимых.
Семья-это тот хмурый взгляд отца,
Улыбка матери, поддержка и вниманье
Семья-это открытые сердца,
В которых нет укора и страданья.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, lefttopспокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот человек, который родился и вырос в дружной семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как вести себя в различных ситуациях. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Для ребенка семья-это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. А для взрослых – это маленький тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и заразиться положительной энергией.
Самые главные в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность - самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. В семье начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, lefttopза их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребенок. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья-защита от жестокости.
left35560Другой особенностью семьи является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную группу, в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений, а это значит – различные ценностные ориентации, различные оценки жизненных явлений, разные идеалы, точки зрения, убеждения
Это разные, в чем – то схожие, в чем-то прямо противоположные позиции. И, не смотря на эти противоречия, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, находятся друг с другом в самых различных взаимоотношениях. На сегодняшний день многие родители заняты зарабатыванием денег. Оставляя своих детей на воспитание дедушке и бабушке, родители все более отдаляются от своих детей. Никогда бабушка не сможет заменить маму, а дедушка – папу. Но есть определенные преимущества, которые получают внуки, когда их воспитывают бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки видели мир больше, чем родители, поэтому они лучше знают, что будет полезно для внуков, а что может причинить им вред. Хотя родители также предостерегают своих детей от опасностей. Дети никогда не почувствуют недостаток в любви. Они окружены любовью и заботой, если воспитываются прородителями. Хорошо воспитанные внуки будут понимать смысл кровного родства и, не будут вести себя неуважительно и не оставят бабушек и дедушек доживать свой век в полном одиночестве.
Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека. Его благотворное и неблаготворное влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома, в школе, на работе, на отдыхе. Учителя всегда помнят о том, что ученики, сидящие за партой, мысленно связаны с домом, с семьей, lefttopсо множеством волнующих их проблем. Все начинается с семьи. Л.Н.Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет, остальные 50%собирает по крупицам всю жизнь. Учитель даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и «нелепости» воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности.
Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Если она есть - он счастлив, у него есть опора в жизни, есть для кого жить, за кого переживать, с кем делить удачи и неудачи. Если ее нет – человек несчастен. В семье должна царить любовь друг к другу, понимание lefttop, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им свое внимание. Семья может стать по – настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит жизнь на прочность. Только в настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живет искренность, верность, единодушие, прочен и надежен. Время только укрепляет его. Кроме семьи есть и другие ценности: друзья, развлечения, школа. Но мне, кажется, ничто не может заменить семью. Время, проведенное в кругу близких людей, неоценимо.
Семья должна быть у каждого человека. Дети, которые остались без родителей должны воспитываться в семьях lefttop. Где их обогреют лаской, любовью, заботой. Многие люди просто бояться взять на себя ответственность за человека, не родного ему, не кровного? Но ведь родитель не тот, кто родил, а тот, кто воспитал. Многие усыновленные дети безгранично благодарны своим приемным родителям. Довольно часто молодые семьи усыновляют лишь из-за невозможности родить своего ребенка. Но ведь иногда намного благородней помочь нуждающемуся человеку…..маленькому, беззащитному. Он остался один, не потому что он так захотел, а потому что его родители безответственные люди. В России увеличивается число людей, желающих усыновить детей-сирот. Я хочу пожелать, чтобы каждый ребенок нашел своих родителей. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья. Именно в кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу, чувствуем себя раскрепощенными и защищенными. Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. Хорошая и крепкая семья- это наше богатство.


Приложенные файлы

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. Переехав в г. Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).

Во время Первой мировой войны Михаил Пришвин отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.

После Октябрьской революции совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.

Итак, первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем . Появилось в русской литературе новое имя - Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя - Пришвин.

Произведения Пришвина:

Многие произведения Пришвина вошли в золотой фонд детской литературы, были переведены на иностранные языки.

Произведения, написанные певцом русской природы М.М.Пришвиным для детей: "Кладовая солнца", "Лисичкин хлеб", "В краю деда Мазая" и др. отличает достоверность в описании природы, любовь к животным, поэтичность, глубокая содержательность.
Каждая его новая книга, которых появлялось множество в ходе его путешествий, раскрывает красоту нашей страны. Его произведения с удовольствием воспринимают читатели всех возрастов - искренние, чистые и правдивые.

Удивительные, всегда неожиданные, полные маленьких открытий рассказы Михаила Михайловича Пришвина знакомы всем с раннего детства. По ним учились разгадывать тайны природы, учились осознавать себя в этом вечно меняющемся, непосредственном мире его неотъемлемой частью.

Охота за бабочкой

Книга известного писателя начала XX века Михаила Михайловича Пришвина для детей младшего школьного возраста, с многочисленными иллюстрациями.

Книга представляет собой зарисовки о диких зверях и птицах средней полосы Европы и Азии. Сюжеты рассказов не выдуманы, а взяты автором из реальных наблюдений. Автор умел видеть и обобщать увиденное, передавая его в своих произведениях. При этом уходил от излишнего умиления перед увиденным, а старался донести до читателя сущность увиденного или услышанного.

Лесная капель

Издание содержит избранные произведения Михаила Пришвина для детей младшего и среднего школьного возраста.
"Лесная капель" - книга избранных произведений замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина, чуткого, внимательного художника, глубоко чувствующего и знающего природу, мудрого и доброго человека.

Книгу открывает цикл рассказов о природе "Лесная капель" .Очень интересны "Охотничьи были" - рассказы об охоте, о животных (особенно о друге человека - собаке) и, конечно, об удивительных людях - охотниках, "поэтах в душе".
Наряду с рассказами в книгу вошли: сказка-быль "Кладовая солнца" , повесть-сказка "Корабельная чаща" (в отрывках) и главы из романа-сказки "Осударева дорога" , рассказывающие о том, как мальчик Зуек спасается сам и спасает множество зверей от затопления на плывущем острове - плавине.

Ребята и утята

В сборник вошли рассказы М.Пришвина "Лисичкин хлеб" , "Золотой луг" ,
"Берестяная трубочка" , "Пиковая дама" , "Ребята и утята" , рекомендованные для чтения
в начальных классах.

Лисичкин хлеб

В сборник включены ставшие классикой произведения Пришвина из знаменитых циклов "Журка" , "Разговор птиц и зверей" , "В краю дедушки Мазая" , "Лесной хозяин" , "Лисичкин хлеб" , "Дедушкин валенок", в которых великий русский писатель предстает восторженным философом и мудрым поэтом.

Для младшего школьного возраста.

Зеленый шум

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873-1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Дедушкин валенок

Черно-белая анимационная лента по одноименному рассказу Михаила Пришвина.
«Все на свете» имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечны. Так думает юный герой картины — деревенский мальчик.
Мультфильм "Дедушкин валенок" - светлое, доброе произведение. Мультфильм снят по одноименному рассказу Михаила Пришвина. Мультфильм снят душевно, добротно, по-домашнему нежно и трепетно. Дедушка не хочет расставаться с валенками, постоянно их ремонтирует и чинит. В них он даже рыбу ловит. Он без них не может прожить и дня. Они - его жизнь, его спасение от болезней.
Внук понимает, что на этом свете все имеет свой конец, и лишь дедушкины валенки будут жить вечно. Мультфильм потрясающий, сделан талантливо и очень профессионально.

Год выпуска: 2010.
Страна: Россия.
Режиссер фильма: Октябрина Потапова.
Озвучание: Юрий Норштейн.
Жанр: мультфильм.
Продолжительность: 10 мин.
Мультфильм представлен в рамках IX Фестиваля отечественного кино "Московская премьера".

Черно-белый мультфильм "Дедушкин валенок" - экранизация одноименного рассказа Михаила Пришвина, в котором он описал воспоминания своего детства.

В центре действия - Дед Михей и его валенки, которым, кажется, и сносу нет. Но прохудились и они, и выкинул дед валенок с высокого берега в репейник. А когда началась весна, растащили птички дедов валенок себе на гнезда. На тепле валенка вывелись и выросли птички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края.
Весною они опять вернутся, и многие в старых гнездах найдут остатки дедушкина валенка.

В фильме Октябрины Потаповой «Дедушкин валенок» звучит песня «Вдоль по матушке, по Волге» . Здесь главный герой - закадровый голос рассказчика , и не кого-нибудь, а Юрия Норштейна !
Он и поет песню. Тихо, грустно, проникновенно, возвышенно. Это событие не могли не заметить, и вручили Юрию Борисовичу Приз «дебют» - за актерское и вокальное мастерство.

В одной из своих книг Юрий Борисович пишет: «Искусство - это мгновенность мирочувствия; в этот момент исчезает материальная последовательность времени, прилежная упорядоченность. Ты словно удаляешь куски времени, соединяя несоединимое» . «Вечный валенок» - это вселенская метафора .

Кстати, фильм случился весьма неожиданно. В 60 годы, Франческа, супруга Норштейна, по рассказу Пришвина сделала курсовую работу. Спустя полвека эти рисунки увидела Октябрина. Вдохновленная, она сделала свой фильм, сохранив стилистику.

Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля Суздаль-2011

«Союзмультфильм» приехал в Жуковский

13 апреля к юным почитателям анимационных фильмов из детского киноклуба «Лучик» при Дворце культуры приехали гости из знаменитой студии «Союзмультфильм». Режиссер-аниматор киностудии, призер фестивалей анимационного кино Октябрина Потапова в гостях у киноклуба уже второй раз. Гости привезли около 10 мультфильмов, к созданию которых они имеют непосредственное отношение. Это были как ленты последних лет, так и классика «Союзмультфильма».
Началась встреча с показа «Дедушкиного валенка», мультфильма 2012 года, над которым работали все гости. Мультфильм создан по рассказу М. Пришвина, а сценарий к нему написал Юрий Норштейн, он же сделал для него раскадровки и даже озвучил. Получилось нечто совершенно «норштейновское» и по-настоящему чудесное.
«У «Дедушкиного валенка» типичное русское содержание сказочно-былинного характера, — рассказывает о мультфильме Владимир Шевченко. — «Это фильм настроения, описать словами который сложно. Настроения зимы, весны, осени — все это показано через природу, персонажей. Крайне мало диалогов между персонажами, но состояния захватывают вас всецело. Возможно, не все дети младшей школы смогут его понять, но ведь их нужно воспитывать хорошим примером. И этот фильм вполне подходит».
Например, «Дедушкин валенок» выполнен в черно-белой манере, напоминающей мультфильмы Норштейна. А сам Юрий Борисович выступает здесь в не совсем обычном для себя качестве. Он не режиссер, а соавтор сценария и читает закадровый текст. Постановщик Октябрина Потапова, известная до этого полнометражным мультфильмом «Новые приключения Бабки Ежки» и медитативной якутской сказкой «Однажды», теперь обратилась к творчеству Пришвина. В этом не известном детям рассказе речь идет о дедушке, который оставил о себе добрую память не только своими делами, но и валенками... (Ксения Лоягина, 23 апреля 2012 года)

Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 поступает в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю", заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.

В 1893 поступает в Рижский политехнический институт, где увлекается идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

В 1900 - 02 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), он знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Становится известным в литературных кругах.

В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Черный араб" были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 - 14. В годы первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведеньем (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман "Кащеева цепь", начатый им в 1923 и над которым он работал до последних дней.

В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести "Неодетая весна".

В годы Отечественной войны писатель создает "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957).

Избранное:

Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.

Свободная любовь без обетов и клятв возможна лишь между равными, для неравных положен брак, как неподвижная форма.

Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

Русский советский писатель, прозаик, публицист. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урождённая Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал - за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз был оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». У братьев Михаила не было таких проблем в гимназии, как у него. Все они успешно учились, а получив образование, стали достойными людьми: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей – врачами. Да и сам М.Пришвин, впоследствии живя у дяди в Сибири, вполне показал умение учиться, и очень успешно. Надо полагать, его неудачи в Елецкой гимназии связаны с тем, что Михаил относился к разряду учеников, нуждающихся в особом внимании. Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка подвергся аресту и заключению, после освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского обществ.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). В конечном итоге Пришвин, пусть с большим недоверием и тревогой, но всё же принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Пришвин очень любил автомобили. Ещё в 30-е годы, когда приобрести личный автомобиль было очень сложно, он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл его «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который до сих пор стоит в его доме-музее.




Top