Произведения заглавия которых имя героя. Какие произведения названы именами своих героев? Классификация литературных героев

Отличительные особенности Насекомоядных

В этот отряд входят совершенно разные по внешнему облику и образу жизни животные, живущие на всех континентах, кроме Австралии. Обычно они не вызывают у людей никакой симпатии. И, между прочим, зря! Почти все они приносят пользу, уничтожая огромное количество вредных насекомых. Насекомоядные - животные очень древние, их предки обитали на нашей планете уже 135 миллионов лет назад, когда по земле еще бродили динозавры. По современным данным в отряде насчитывается около 400 видов, и это третий по объему (после грызунов и рукокрылых) отряд млекопитающих. Некоторые признаки позволяют считать насекомоядных и самыми примитивными из плацентарных млекопитающих - это прежде всего их небольшие размеры, просто устроенные конечности и зубы. Пищу они не жуют и не растирают, а только кусают и раздробляют – поэтому их вполне «устраивают» мелкие, почти одинаковые и очень острые зубы. Морда у насекомоядных удлиненная и обычно оканчивается небольшим хоботком, глаза и наружные ушные раковины маленькие, у некоторых сильно редуцированы. Шерсть у них короткая и мягкая, тело некоторых покрыто колючками, головной мозг очень мал и практически не имеет борозд и извилин. Насекомоядные ведут наземный, подземный, полуводный или даже древесный образ жизни. Увидеть их не просто, потому что большинство активны в ночное время. Как явствует из названия, питаются эти звери в основном насекомыми, но некоторые являются настоящими хищниками. Для насекомоядных характерен чрезвычайно высокий уровень обмена веществ и связанная с этим необычайная прожорливость: мелкие землеройки съедают за сутки вдвое больше, чем весят, и могут прожить без пищи всего несколько часов. Еще одной отличительной особенностью животных этого отряда является их удивительная плодовитость: самки могут рожать до 15 детенышей.

Семейство Ежиные Еrinaceidae

Ежи - наиболее древнее и примитивное семейство отряда. Люди знают их очень давно, еще в античные времена из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате ежей стало так мало, что сенат Древнего Рима даже издал указ об их охране. Науке известно не меньше 30 видов ежей, и, оказывается, далеко не все они похожи на знакомого нам колючего обитателя лесов и парков. Есть в природе и совсем другие, примитивные ежи, покрытые волосами, а не иголками, и напоминающие своим внешним видом грызунов. И все-таки самая известная особенность ежей – их способность при опасности сворачиваться в клубок, подставляя вероятному врагу колючую спинку и пряча незащищенные мордочку и брюшко. (А иголок у ежа очень много - 6-7 тысяч!) Интересно, что некоторые ежи усиливают действие своих колючек, смазывая их ядовитой жидкостью. Для этого они ловят жаб, прокусывают их околоушные железы и смазывают их выделениями иглы. При уколе такими «отравленными стрелами» возникает сильное жжение, не проходящее по несколько часов.

У ежей очень тонкий слух и прекрасное обоняние, позволяющие им чувствовать добычу на глубине нескольких метров под землей. А вот зрение у них слабое, впрочем ночному животному оно не так уж важно. Зимой ежи спят в логове из травы, листьев и мха. В этот период температура тела у них понижается до 2-3 градусов, а частота дыхания до 6-8 раз в минуту. Всю зиму они ничего не едят и живут за счет накопленного с осени жировых запасов: перед впадением в спячку ежи весят 700-950 г, весной же не больше 350 г. Для потомства ежиха тоже строит специальное логово, где и рожает 5-6 (иногда от 3 до 10) ежат. Новорожденные слепые, глухие и голые, но уже через несколько часов у них появляются мягкие белые иголочки. Они очень быстро растут, темнеют и уже недели через две становятся такими же, как у взрослых. Питаются ежи в основном различными беспозвоночными (пауками, слизнями, червями, насекомыми), но не отказываются и от мышей, лягушек и птенцов. Поедают они и ягоды, плоды и семена растений. Ест еж очень много и за ночь съедает столько же, сколько весит сам.

Семейство Землеройковые Soricidae

Самое обширное семейство отряда – землеройковые . (Часть современных систематиков выделяют это семейство из отряда Насекомоядных и присваивают ему статус отдельного отряда Землеройкообразных Soricomorpha .) В нем более 300 видов (только в России обитает 25), и ученые до сих пор продолжают описывать все новые и новые. Из-за сильного запаха землероек не едят многие хищники, и, возможно, поэтому люди издавна приписывали им множество магических и лечебных свойств, и при этом панически их боялись.

Землеройки - самые мелкие среди насекомоядных, а карликовая белозубка – вообще среди всех млекопитающих (ее вес 1,5 г, а длина тела 3,5 см). Внешне землеройки похожи на мышей, но отличаются крупной головой, лицевой отдел которой вытянут в хоботок. Они обитают в самых различных ландшафтах – от тундры до тропических лесов и пустынь, поднимаются и в горы на высоту до 4500 м. Движения их проворны и легки, они могут быстро бегать по земле, делать ходы в лесной подстилке, довольно высоко прыгать, а при необходимости и плавать. Питаются землеройки различными беспозвоночными, но нападают и на мелких позвоночных: лягушек, ящериц, детенышей грызунов, «проявляя храбрость, кровожадность и свирепость, совсем не соответствующую их незначительной величине» (как пишет А. Брем). Ежедневно землеройки съедают количество пищи, вдвое превышающее их вес. Высокий уровень обмена веществ вынуждает их к круглосуточной активности и не дает впадать в спячку. Живут землеройки мало, не более 2 лет, но зато они очень плодовиты, в год имеют 2-3 помета по 4-14 детенышей в каждом.

Семейство Кротовые Talpidae

В семействе Кротов , включающего в себя около 20 видов, кроме знакомых нам подземных жителей есть еще и наземные примитивные формы, внешне похожие на землероек, а есть и полуводные. Обыкновенный крот широко распространен в Европе и Азии. Увидеть его нелегко, а вот узнать о его присутствии просто - по небольшим кучкам земли (кротовинам). Все в этом небольшом зверьке приспособлено для обитания в земле: тело у него обтекаемой формы и покрыто густой короткой бархатистой шерстью, состоящей практически из одного подшерстка. Такой мех позволяет кроту с одинаковой легкостью передвигаться в узких ходах как головой, так и хвостом вперед. Правда, из-за постоянного трения о землю, мех быстро изнашивается, поэтому в отличие от прочих животных крот линяет 3-4 раза в год. Ушные раковины и глаза у крота совсем маленькие и прикрыты складками кожи. Но удивительней всего, конечно, его передние конечности: мощные, короткие, похожие на лопаты, с крепкими когтями и вывернутыми ладонями, они представляют из себя великолепные землеройные инструменты. Крот находит свою пищу (дождевых червей, насекомых и их личинок, моллюсков и других беспозвоночных) при помощи прекрасно развитого обоняния и слуха. За день он прорывает около 20 метров новых подземных ходов, а общая их протяженность – десятки километров. Дачников, конечно, деятельность кротов не очень радует, но ученые считают, что эти животные приносят немалую пользу, и не только тем, что уничтожают вредных насекомых. Дело в том, что земля, которую кроты выносят из глубины, очень плодородна, поскольку гораздо богаче минеральными веществами, чем поверхностные слои почвы.

Широко использовать красивый и прочный мех кротов начали относительно недавно, в конце XIX века. До сих пор в пушном промысле нашей страны добыча кротовых шкурок стоит на шестом месте (а в европейской части и на Урале даже на первом!). Во всем мире за год заготавливают до 20 миллионов шкурок кротов.

В Северной Америке обитает крот совершенно необычного облика. Это звездорыл – довольно крупный зверек длиной до 20 см. На конце его мордочки есть овальный диск, от которого лучами отходят 22 мясистых, тонких отростков - ими звездорыл ощупывает и захватывает добычу. Эти кроты не только роют ходы в земле, но и прекрасно плавают и ныряют.

Выхухоль Desmana moschata

Еще больше связана с водной стихией выхухоль . Этот древний зверек (как утверждают ученые - современник мамонта) достигает в длину 20 см. Он имеет 20-сантиметровый сплюснутый с боков хвост, перепонки на лапах и длинный подвижный хоботок. Этот великолепный пловец и ныряльщик проводит в воде большую часть жизни и населяет водоемы с медленным течением и густой растительностью по берегам. Правда, норы выхухоль делает на берегу, но выход из них расположен под водой. В норе есть 2-3 жилые камеры, поскольку зверьки нередко живут семьями. Кроме основной норы есть еще и кормовые, где выхухоль устраивают запасы пищи. Питается она пиявками, червями, моллюсками, водными пауками и насекомыми. За своей добычей не гоняется, а взмучивает придонный ил хоботком и передними лапами, а затем вылавливает потревоженную живность. Когда-то русская выхухоль была широко распространена в бассейнах Волги, Дона, Днепра и Урала, но теперь стала очень редкой и внесена в Красные книги МСОП и России. К сожалению, долгое время это уникальное животное подвергалось массовому уничтожению из-за своего ценного меха. Сейчас такое трудно себе представить, но только в 1913 г. на Нижегородской ярмарке было продано 60 тысяч шкурок выхухоли.

Отряд Насекомоядные

В отряд насекомоядных входят небольшие и мелкие плацентарные. У большинства из них передний отдел мордочки вытянут в подвижный хоботок, тело покрыто волосами, а у некоторых щетиной или иглами. У многих видов развиты пахучие железы. Внутренняя их организация относительно примитивна: мозговая коробка довольно мала, полушария мозга невелики и лишены извилин, зубы слабо дифференцированы, клыки редко имеют типичную форму и величину. Насекомоядных считают наиболее древними из плацентарных.

По всему земному шару насекомоядные распространены широко, хотя их нет в Австралии и на большой части Южной Америки.

Представитель: обыкновенный еж

Выхухоль небольшой зверек с длинным хвостом, который сжат с боков и покрыт крупными роговыми чешуйками. Между пальцами имеются плавательные перепонки. Мех очень густой и шелковистый. Выхухоль ведет полуводный образ жизни. В начале ХХ века выхухоль была почти полностью истреблена из-за ценного меха и мускусных желез и в настоящее время этот зверек находится под охраной.

Кроты - небольшие животные, приспособленные к подземному образу жизни. Тело у них вальковатое, голова конусовидная, мордочка вытянута в хоботок, ушных раковин нет, передние конечности короткие, но когти на них большие, мех короткий, мягкий, бархатистый. Органы обоняния развиты хорошо, а глаза зачаточные. Линяют они сложно, 3 раза в году.

Представители: крот обыкновенный, крот сибирский.

Землеройки – мелкие и очень мелкие зверьки, внешне похожи на мышей, от которых отличаются вытянутой в хоботок мордочкой. Хвост у них довольно длинный, а конечности короткие.

Представители: землеройка-крошка, бурозубка-малютка (самые маленькие млекопитающие). Тело около 4 см, масса 1,5-2,5 г. За сутки съедают пищи в 3-4,5 раза больше своей массы. Голодать могут не более 5-6 часов в сутки.

Представители: бурозубка крошечная, бурозубка малая, бурозубка обыкновенная, водяная кутора.

Отряд рукокрылые

Объединены мелкие и средние по величине млекопитающие, приспособленные для передвижения в воздухе. Крыльями у них служат кожистые перепонки, натянутые между длинными пальцами передних конечностей, боками тела, задними конечностями и хвостом. Лишь первый палец передних конечностей свободен и не участвует в образовании крыла. Грудина, как и у птиц, имеет киль, к которому прикреплены грудные мышцы, приводящие в движение крылья.

Рукокрылые активны в сумерки и ночью. На земле они обычно беспомощны, а в воздухе быстры и ловки. Зрение развито слабо, но слух у большинства исключительно тонкий. Диапазон огромный от 12 до 190 тысяч Гц (человек воспринимает звуки от 40 до 20 тысяч Гц). В пространстве ориентируются при помощи звуковой локации. Перед полетом издают ультразвуки частотой от 30-70 тысяч Гц. Отраженные от препядствий ультразвуки воспринимаются органами слуха, что и позволяет зверьку узнавать обстановку перед собой и ловить летающих насекомых. Питаются разнообразной пищей, могут даже пить кровь позвоночных. Многие за сутки могут съесть количество пищи, равное массе собственного тела.

Летучие мыши – мелкие, имеют острые зубы и относительно крупные ушные раковины. Живут колониями или в одиночку. Активны в сумерках. Развита звуковая локация.

У летучих мышей, питающихся кровью, в слюне есть обезболивающее вещество, а также вещество, предотвращающее свертывание крови.

Зимой впадают в спячку (анабиоз) или совершают перелеты в южные районы, где скапливаются в огромных количествах.

Представители: кожаны, ночницы, вечерницы, длиннокрылы, ушаны .

Крыланы – мелкие и средние рукокрылые. У крыланов тонкое обоняние, острое зрение, к звуковой сигнализации почти неспособны.

Представители: летучая собака, или калонг .

Отряд грызуны

Включает в себя мелких и средних размеров млекопитающих, употребляющих преимущественно растительный корм. Внешний облик их разнообразен, однако зубная система у всех видов приспособлена к разгрызанию и жеванию твердой растительной пищи.

В верхней и нижней челюстях сидит по одной паре больших долотообразных, лишенных корней и постоянно растущих резцов. Передняя стенка резцов покрыта эмалью, она прочная, а задняя лишена эмали, мягкая. Благодаря неравномерному стачиванию вершины резцов всегда острые. Частично они бывают обнажены, так как верхняя губа нередко глубоко расщеплена. Коренные зубы имеют широкую жевательную поверхность, на которой находятся бугорки. Клыков нет, поэтому между резцами и коренными зубами находится широкий беззубый промежуток – диастема. В связи с питанием грубой растительной пищей кишечный тракт длинный. У всех видов есть слепая кишка, являющаяся своеобразным «бродильным чаном». Грызуны отличаются ранним половым созреванием и многочисленным потомством. Встречаются наземные, подземные, древесные и полуводные формы.

Беличьи – живут в дуплах на деревьях. На зиму в спячку не впадает. Питается чаще семенами хвойных, реже ягодами и грибами.

Бурундуки – имеют полосатую окраску и сравнительно пушистый хвост. Ведут наземный образ жизни, живут в норах. На зиму впадают в спячку, но осенью делают запасы.

Суслики и сурки живут на земле. Распространены в степных и горных районах. Живут в норах, питаются травой и семенами, обычно живут колониями. Могут переносить опасные болезни (чума, туляремия).

Представители: малый суслик, крапчатый суслик, желтый суслик, байбак.

Бобры – в прошлом веке был почти повсеместно истреблен, в настоящее время его численность возросла. Живут бобры колониями по лесным речушкам. Жилищем служат им сделанные из веток хатки и норы. В местах поселения бобры строят плотины, поднимающие уровень воды в реке.

Дикобразы – наиболее крупные звери среди грызунов. Длина 70-90 см, а масса до 30 кг. Активны преимущественно ночью. Днем прячутся в укрытии.

Мышиные – самая многочисленная группа грызунов. В большинстве это мелкие зверьки. Живут в норах, питаются растительной пищей, иногда насекомыми. Отличаются ранним половым созреванием и очень большой плодовитостью.

Представители: домовая мышь, полевая мышь, лесная мышь, серая крыса, или пасюк.

Ондатра – крупный грызун, имеющий ценный мех, ее родина – Северная Америка. Ведет полуводный образ жизни, живет в зарослях водоемов, где селится в хатках и норах. Питается водной растительностью. Размножается очень быстро. Половозрелыми становятся в возрасте менее года. Один из самых важных пушных зверей.

Другие представители мышиных: сони, тушканчики, слепыши, нутрия, шиншилла, морские свинки (одомашненные формы).

Литературу можно назвать искусством «человековедения»: она создается человеком (автором) для человека (читателя) и рассказывает о человеке (литературном герое). Это значит, что личность, жизненный путь, чувства и устремления, ценности и идеалы человека - мера всего в любом литературном произве дении. Но читателей, конечно, в первую очередь интересуют те из них, где создается образ человека, т.е. действуют персонажи со своими индивидуальными характерами и судьбами.
Персонаж (personage франц. лицо, личность) - это действующее лицо в произведении, то же самое, что литературный герой.
Создавая образы действующих лиц, писатели используют различные приемы и художественные средства. Прежде всего, это описание внешности или портрет героя, который складывается из различных описательных подробностей, т.е. деталей.
Типы портретов литературных персонажей (см.схема 2):

Виды портретов литературных персонажей
Схема 2

Портрет-описание - обстоятельное перечисление всех запоминающихся черт героя. В портрете-описании, по которому легко нарисовать иллюстрацию, особо выделяются черты, дающие представление о характере героя. Описание часто сопровождается авторским комментарием.
Вот как описывает И. Тургенев Павла Петровича Кирсанова - одного из героев романа «Отцы и дети»:
...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отпивали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик, изящный и породистый, сохранял юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом.

Портрет-сравнение более скуп на реалистические детали, он создает у читателя определенное впечатление о герое через сравнение с каким-то предметом или явлением. Например, портрет Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, т. е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Портрет-впечатление включает минимальное количество описательных деталей, его задача - вызвать у читателя определенную эмоциональную реакцию, создать запоминающееся впечатление о герое. Так нарисован портрет Манилова из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Описание внешности - это только первый шаг на пути знакомства с героем. Его характер» система жизненных ценностей и целей раскрываются постепенно; чтобы понять их, нужно обратить внимание на манеру общения с окру жающими, речь героя, его поступки. Понять внутренний мир героя помогают различные формы психологического анализа: описание снов, письма, внутренние монологи и т.д. Многое может сказать также выбор имен и фамилий героев.

Система персонажей

В произведении с развернутым сюжетом всегда представлена система персонажей, среди которых мы выделяем главных, второстепенных и эпизодических.
Главные герои отличаются незаурядностью и оригинальностью, они далеко не идеальны, могут совершать и дурные поступки, но их личность, мировоззрение интересны автору, в главных героях, как правило, воплощаются наиболее типичные, важные черты людей определенной культурно-исторической эпохи.
Второстепенные персонажи появляются во многих сценах и также связаны с развитием сюжета. Благодаря им, резче и ярче проступают черты характера главных героев. Эпизодические персонажи необходимы для создания фона, на котором происходят события, они появляются в тексте один или несколько раз и никак не влияют на развитие действия, а лишь дополняют его.
В драматических произведениях встречаются также персонажи внесюжетные: никак не связанные с развитием действия, так называемые «случайные лица» (Феклуша в «Грозе» или Епиходов в «Вишневом саде»), и внесценические: не появляющиеся на сцене, но упоминающиеся в речи действующих лиц (князь Федор, племянник княгини Тугоуховской в комедии «Горе от ума»).
Антагонисты (antagonists греч. спорщики, борющиеся друг с другом) - это герои с разными идеологическими, политическими и социальными установками, т.е. с диаметрально противоположным мировоззрением (хотя в характерах у них могут быть схожие черты). Как правило, такие герои оказываются в роли идейных противников и между ними возникает острый конфликт.
Например, Чацкий и Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» или Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов из романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Антиподы (antipodes греч. буквально расположенные ногами к ногам) - это герои, разительно отличающиеся своим темпераментом, характером, особенностями мировосприятия, нравственными качествами, что, впрочем, не мешает их общению (Катерина и Варвара из «Грозы», Пьер Безухов и Андрей Болконский из «Войны и мира»). Бывает, что такие персонажи даже не знакомы друг с другом (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна из романа «Обломов»).
«Двойники» - персонажи, в чем-то похожие на главного героя, чаще всего близкие ему по идеологическим и нравственным ценностям. Такое сходство далеко не всегда по душе самому герою: вспомним, с каким отвращением относился Раскольников к Лужину - герою, воплощающему в вульгарном варианте тип сильного человека. К приему двойничества очень часто обращался Достоевский, использован он и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где у многих героев «московского» сюжета есть двойники из сюжета «ершалаимского» (Иван Бездомный - Левий Матвей, Берлиоз - Кайфа, Алоизий Могарыч - Иуда).
Резонер (raisonneur фр. рассуждающий) - в драматическом произведении герой, который выражает точку зрения, близкую авторской позиции (Кулигин в «Грозе»).

Конкурс Копирайта -К2
Слово «герой» («heros» - греч.) означает полубог или обожествленный человек.
У древних греков героями были либо полукровки (один из родителей бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями, например, военными подвигами или путешествиями. Но, по любому, звание героя давало человеку массу преимуществ. Ему поклонялись, в честь него слагали стихи и прочие песни. Постепенно-постепенно понятие «герой» перекочевало в литературу, где и застряло до наших дней.
Теперь в нашем понимании героем может быть как «муж благородный», так и «негодный», если он действует в рамках художественного произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж», и часто эти термины воспринимаются как синонимы.
Персоной в Древнем Риме называли маску, которую актер надевал перед выступлением – трагическую или комическую.

Герой и персонаж – это далеко не одно то же.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.

ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.

Слово «персонаж» характерно тем, что не несет в себе никаких дополнительных значений.
Взять, например, термин «действующее лицо». Сразу видно, что оно – должно действовать= совершать поступки, и тогда под это определение не подходит целая куча героев. Начиная от папы ПеппиДлинныйЧулок, мифического капитана дальнего плавания, и кончая народом в «Борисе Годунове», который, как всегда, «безмолвствует».
Эмоционально-оценочная окраска термина «герой» подразумевает исключительно положительные качества=героизм\геройство. И тогда под это определение не попадет еще больше народу. Ну как, скажем, назвать героем Чичикова или Гобсека?
И вот литературоведы с филологами бьются – кого же называть «героем», а кого «персонажем»?
Кто победит, время покажет. А пока мы будем считать по-простому.

Герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо. А персонажи – это все остальные.

Чуть попозже поговорим о системе персонажей в художественном произведении, там будет речь о главных (героях) и второстепенных (персонажах).

Cейчас отметим еще пару определений.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока.
Лирический герой - образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Лирический герой - не автобиографический образ автора.
Нельзя говорить «лирический персонаж» - только «лирический герой».

ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее.
Типическое - не означает усредненное. Тип концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей - социальной, национальной, возрастной и т.д. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.

ПЕРСОНАЖ И ХАРАКТЕР

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта.

Характер может быть простым и сложным.
Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный.
Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке»
Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр.
Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Литературный герой – персона сложная и многоплановая. Имеет два облика – внешний и внутренний.

На создание внешнего облика героя работают:

ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина).

ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.

РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.

ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.

ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Сведения о происхождении героя, его родителях\родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.

Внутренний облик героя складывается из:

МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.

МЫСЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, которые намечают многообразную жизнь души героя.

ВЕРЫ (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.

ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и духа героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЖА

Итак, персонаж – это вымышленное одушевленное лицо, обладающее определенным характером и уникальными внешними данными. Автор эти данные должен придумать и убедительно донести до читателя.
Если автор этого не делает, читатель воспринимает персонажа как картонного и не включается в его переживания.

Разработка персонажа - процесс достаточно трудоемкий и требует навыка.
Самый действенный способ – это выписать на отдельный лист бумаги все качества личности вашего персонажа, которые вы хотите предъявить читателю. Прямо по пунктам.
Первый пункт – внешность героя (толстый, худой, блондин, брюнет и т.п.). Второй пункт – возраст. Третий – образование и профессия.
Обязательно ответьте (прежде всего, себе самому) на вопросы:
- как персонаж относится к другим людям? (общителен\замкнут, чуток\черств, уважителен\груб)
- как персонаж относится к своему труду? (трудолюбив\ленив, склонен к творчеству\к рутине, ответственен\безответственен, инициативен\пассивен)
- как персонаж относится к самому себе? (имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, горд, скромен, нагл, тщеславен, заносчив, обидчив, застенчив, эгоистичен)
- как персонаж относится к своим вещам? (аккуратен\неряшлив, бережен к вещам\небрежен)
Подбор вопросов не случаен. Ответы на них дадут ПОЛНОЕ представление о личности персонажа.
Ответы лучше записать и держать их перед глазами в течение всей работы над произведением.
Что это даст? Даже если в произведении вы не будете упоминать о ВСЕХ КАЧЕСТВАХ личности (для второстепенных и эпизодических персонажей это делать не рационально), то все равно, ПОЛНОЕ понимание автором своих героев передастся читателю и сделает их образы объемными.

В создании\раскрытии образов персонажей огромную роль играет ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой и эмоциональной нагрузкой.
Яркая деталь заменяет целые описательные фрагменты, отсекает лишние и заслоняющие суть дела подробности.
Выразительная, удачно найденная деталь - свидетельство мастерства автора.

Особо хочется отметить такой момент, как ВЫБОР ИМЕНИ персонажа.

Согласно Павлу Флоренскому, «имена – суть категории познания личности». Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные качества, поступки и даже судьбу человека.

Бытие персонажа в художественном произведении начинается с выбора его имени. Очень важно, как вы назовете своего героя.
Сравните варианты имени Анна – Анна, Анка, Анька, Нюра, Нюрка, Нюша, Нюшка, Нюся, Нюська.
Каждый из вариантов кристаллизует определенные качества личности, дает ключ к характеру.
Определившись с вариантом имени персонажа, не меняйте (без нужды) его по ходу вашей вещи, ибо этим вы можете сбить восприятие читателя.
Если по жизни вы склонны называть друзей и знакомых уменьшительно-ласкательно-пренебрежительно (Светка, Машуля, Ленусик, Димон), в писательской работе контролируйте свою страсть. В художественном произведении употребление таких имен должно быть оправдано. Многочисленные Вовки и Таньки выглядят ужасно.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Литературный герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть он порожден общественной средой и межличностными отношениями.

Вряд ли в вашем произведении будет действовать всего один герой (хотя и такое случалось). В большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.
Первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).
Второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).
Третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)
Эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру или СИСТЕМУ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Персонажей разделяет степень авторского внимания (или частота изображения в произведении), предназначения и функции, которые они исполняют.

Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (герои) всегда в центре произведения.
Главный герой активно осваивает и преображает художественную реальность. Его характер (см. выше) предопределяет события.

Аксиома – главный герой должен быть ярким, то есть его структура должна быть прописана досконально, никакие пробелы не допустимы.

ВТOРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ находятся хоть и рядом с главным героем, но несколько позади, на заднем, так сказать, плане художественного изображения.
Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются, чаще проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным раскрыться и обеспечивают развитие действия.

Аксиома – второстепенный персонаж не может быть ярче главного.
В противном случае он перетянет одеяло на себя. Пример из смежной области. Фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните девицу, которая приставала к Штирлицу в одной из последних серий? («Про нас математиков говорят, что мы ужасные сухари…. А в любви я Эйнштейн…»).
В первой редакции фильма эпизод с ней был гораздо более длинным. Актриса Инна Ульянова была так хороша, что перетянула на себя все внимание и исказила сцену. Напомню, там Штирлиц должен был получить важную шифровку из центра. Однако уже никто не помнил про шифровку, все упивались яркой клоунадой ЭПИЗОДИЧЕСКОГО (совершенно проходного) персонажа. Ульянову, конечно, жаль, но режиссер Лиознова приняла совершенно верное решение и вырезала эту сцену. Пример для обдумывания, однако!

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ГЕРОИ находятся на периферии мира произведения. Они могут вообще не иметь характера, выступать в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки («красные»- «белые», «наши» - «фашисты»).

Интересна теория деления персонажей ПО АРХЕТИПАМ.

Архетип – это первичная идея, выраженная в символах и образах и лежащая в основе всего.
То есть каждый персонаж в произведении должен служить символом чего-либо.

По классике, архетипов в литературе семь.
Так, главный герой может быть:
- Протагонистом – тем, кто «ускоряет действие», настоящим Героем.
- Антагонистом – полностью противоположным Герою. То бишь, Злодеем.
- Стражем, Мудрецом, Наставником и Помощником – тем, кто содействует Протагонисту

Второстепенные персонажи бывают:
- Закадычным другом – символизирует поддержку и веру в Главного героя.
- Скептиком – подвергает сомнению все происходящее
- Разумным – принимает решения, основываясь исключительно на логике.
- Эмоциональным – реагирует только эмоциями.

Для примера – романы Роулинг про Гарри Поттера.
Главный герой – несомненно сам Гарри Поттер. Ему противостоит Злодей – Волан-де-Морт. Периодически появляется профессор Дамблдор=Мудрец.
А друзья Гарри – разумная Гермиона и эмоциональный Рон.

В заключении хочется поговорить о количестве персонажей.
Когда их много – это плохо, так как они начнут дублировать друг друга (архетипов-то всего семь!). Конкуренция среди персонажей вызовет раскоординацию в сознании читателей.
Самое разумное – тупо проверить своих героев по архетипам.
Например, у вас в романе три старушки. Первая веселая, вторая умная, а третья – просто одинокая бабка с первого этажа. Задайте себе вопрос – что они воплощают? И поймете, что одинокая старушка – лишняя. Ее фразы (если таковые вообще есть) вполне можно передать второй или первой (старушкам). Этим вы избавитесь от лишнего словесного шума, сконцентрируетесь на идее.

Ведь «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213010300586
рецензии




Top